Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования. Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования Логопед и инклюзивное образование в школе

Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: дошкольное образование

УДК 373.24

Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в

условиях логопункта.

Черноусова

Анастасия

Александровна, учитель-логопед

«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»

Аннотация.

затронуты

юридические

инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед

учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.

Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с

ребенком

условиях

логопункта.

внимание

уделяется

нормативной

составлению

программы

особенностям

документации.

Актуальность

последние

возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные

образовательные

организации

инклюзивному

образованию

создавать

специальные условия для обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с

тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.

Дошкольное

образование

претерпевает

значительные

изменения

момента вступления в силу Федерального государственного образовательного

от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с

тяжелыми

нарушениями

называемые

(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию

детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно

давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного

образования

образования

частности

дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и

непосредственно сюда относятся дети с ТНР.

После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного

образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал

образовательной

организацией.

Соответственно,

функционируют

общеобразовательные

программы,

а д ап т и в н ы е

образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту

работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их

совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и

интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна

инклюзивного

образования.

логопунктах

занимаются

протяжении

нескольких

занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный

законодательству,

преимущества

получают

используются

обучению,

применяются

вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это

нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли

находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному

образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.

Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах

инвалидов».

Конвенции

говорится

реализации

образование

государства-участники

обеспечить

инклюзивное

образование

обучение

течении всей жизни человека.

Конституция

Российской

Федерации

закрепила

равенство

прав и свобод граждан

Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –

это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

разнообразия

образовательных

потребностей

индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].

Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,

которого

посещает

общеобразовательную

дошкольную

организацию,

обратиться

специализированной

рассчитывать на эту помощь.

С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,

интеграция

инвалидов

обществом,

создание

комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о

выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и

детей с ОВЗ.

Современный

инклюзивный

образованию

опирается на определенные принципы:

индивидуального

(индивидуализация

один из основных принципов дошкольного образования)

социального

взаимодействия

партнерские

отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель

учителя-логопеда

коррекция

звукопроизношения,

развитие

фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка

зачастую

обладает

различными

психологическими

особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество

Принцип вариативности предполагает наличие вариативной

развивающей

необходимых

развивающих

дидактических

пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и

воспитания

способность

использования

педагогом

разнообразных

методов и средств работы.

партнерского

взаимодействия

наиболее

актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для

коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,

поддерживаться

родителями

закрепляться

домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со

всеми специалистами и педагогами ДОУ

логопункта

имеющими

нарушения

произношения

отдельных

учителя-логопеда

сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас

правовая

предоставляет

возможность

получать

специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в

функционирует

логопункт.

возникают

некоторые

трудности

реализации

специализированной

важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под

Зачастую,

дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть

готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может

поступить

сочетанными

нарушениями,

интеллектуальной

недостаточностью,

проявлениями

различными

неврологическими

синдромами.

обязанность

учителя-логопеда

специализированную

повышенными

потребностями,

нуждающиеся

образовательных

условиях:

Обучении различным формам коммуникации (вербальным и

невербальным)

Развитии всех компонентов речи

специальном

обучении

языкового

синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В

связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети

нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в

целенаправленном

формировании

языковой

программы

высказывания,

лексического

наполнения

грамматического

конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Развитии

пространственной

ориентировки,

внимания,

восприятия, памяти, мыслительных процессов

В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему

на логопункте ДОУ.

На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание

способствующих

выявлению

преодолению

нарушений

речевого

развития,

совершенствованию

коммуникации

обучающихся

успешного усвоения образовательной программы.

Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:

Проведение

логопедического

обследования

определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

Разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

Организация

коррекционных

оказанию

логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и

р е а л и за ц и ю

ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,

и н д и в и д у а л ь н о -

ориентированных

программ

возрастных

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся,

структуры

оказание

консультативной

педагогическому

коллективу.

Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого

развития.

Проведение

индивидуальных

групповых

коррекции нарушений речи

разработке

адаптированных

образовательных

программ.

Проведение

систематического

наблюдения

динамикой

речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной

программы

позволяет

скорректировать

имеющуюся

индивидуальную

программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на

наиболее стойких проблемах речевого развития.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Совершенствование

научно-методического

потенциала.

Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при

инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с

Консультирование

педагогических

работников

вопросам

организации

специальных

образовательных

ребенка с ОВЗ

направление

деятельности

учителя-логопеда

включается

единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не

преодоление

расстройств

социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,

задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,

использование специальных образовательных методов, методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

индивидуальных

коррекционных

Соответственно

коррекционная

инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ

квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее

развитие

возрастных

индивидуальных

особенностей

образовательных потребностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение

дошкольников

стартовыми

возможностями

наиболее

продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия

для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и

Методов обучения и воспитания

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с

различными

заключениями,

выданными

соответствии

написана

отдельная

программа,

направленная

обеспечение

коррекции

недостатков

физическом,

психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой

дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,

которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного

образования,

программы.

официально зафиксировано и грамотно спланировано.

Дети с ТНР имеют

получать

коррекционно-развивающую

логопедическом

заставляет

специалистов

эффективного

оказания

данной помощи.

Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках

инклюзивного образования следующие:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого

Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка

составления

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,

какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления

их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти

областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего

образовательного

процесса,

логопедические

включают

воспитатели

занятиях,

музыкальный

руководитель

инструктор по физкультуре, а также психолог.

Разработка

реализация

конкретных

овладения

индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ

Разработка

специалистом

календарных

тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование

образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных

потребностей детей

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной

мониторинг

инклюзивного

образовательного

процесса, создание специальных условий

разрабатывается

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

которая включает в себя программу коррекционной работы

Адаптированная

образовательная

программа

программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с

учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных

возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.

Адаптированная образовательная программа составляется на

Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.

ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого

статуса, либо с целью его снятия

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить

основную и

самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с

ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и

стараться

способствовать

дальнейшем

обучались в общеобразовательной школе.

Список литературы:

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации

по организации инклюзивного образовательного процесса в детском

саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная

книга», 2010, - 240 с.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для

педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,

Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.

Федеральный

образовании

Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в

силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

Министерство

образования

Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Проблема развития инклюзивного (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей, педагогических сообществ, но и всей общественности. Внедрение инклюзивного образования началось с дошкольных образований. Постепенный процесс привел такие формы обучения в общеобразовательные школы. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже были готовы к тому, что их дети имеют полное право на образование, как остальные. Кроме воспитателей имеются специалисты: учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра. Задача команды педагогов - вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой, где имеется такой ребенок. При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

Психолого-педагогические проблемы в работе логопеда в процессе инклюзивного образования

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно со взрослым творчески решать образовательные проблемы.
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    Каждый человек способен чувствовать и думать;

    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    Все люди нуждаются друг в друге;

    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

" Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования "

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

Включение в учебно-воспитательный процесс школьного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психолога и педагога, но и учителя-логопеда. Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.
У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Процесс обучения является предметом многих психолого-педагогических исследований. Наибольшее внимание в современных работах уделяется изучению роли активности ученика в этом процессе. Исследования Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой указывают на необходимость повышения активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с проблемами в развитии.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционно-развивающего обучения в ходе логопедического занятия.

Использование активных методов обучения при работе с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

В качестве средств активизации учения выступаютсодержание, методы, приемы и формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.

При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

    объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

    репродуктивный;

    частично поисковый (эвристический);

    проблемное изложение;

    исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

    методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

    методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра , значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и учащихся является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Наиболеее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий
.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

7. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Работа учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве школы

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.

Цель логопедической работы - формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребенка.

Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.

Работа ведется по направлениям: диагностическое,коррекционно-развивающее,консультативное.

В начале учебного года диагностику начинаю с изучения документации, полученной от специалистов ДОУ, справок с ПМПК, медицинских карт характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет иметь целостную картину о каждом ребенке и подобрать индивидуальную программу и подход к ребенку. Также смотрю диагностические данные дефектолога и психолога школы. Составляю речевую карту на каждого ребенка.

C каждой группой детей с ОВЗ логопедическая работа строится с учетом особенностей каждого ребенка, насколько ребенок способен выполнить то или иное задание

В группе детей с ОНР проводится работа над фонематическими процессами, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя, словарного запаса. Пути их реализации через игровые приемы,игры на координацию движения с речью, сказка, настольные игры.

Задания даются разных уровней сложности. С детьми,у которых уже сформировались навыки чтения и письма- работаю на уровне слов, предложений, звуко-буквенного анализа и синтеза.У кого этот процесс не сформировался, на эту же тему обводят буквы, штриховка. вырабатывают навыки написания этих букв.

С группой детей,с нарушением чтения и письма,на фоне несформированности фонематических процессов работа проводится над звукобуквенным анализом и синтезом, слухового внимания., При оптической дисграфии- коррекция пространственного восприятия, зрительного гнозиса.

Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание и быть состредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения таким детям очень тяжело.

По мере формирования психических и речевых процессов постепенно усложняю задания. У каждого ребенка развитие этих процессов проходит у кого быстрее, у кого медленнее - здесь очень важен индивидуальный подход.

Результаты занятий - подведение итогов занятия детьми, которые активно выражали желание участвовать в игре, рассуждать, побуждать друг друга к диалогу.

Количество занятий состоит из двух групповых (по 20–25 мин) и 3 индивидуальных (по 15 мин). Школа полного дня дает возможность проводить занятия систематически, брать детей дополнительно на индивидуальные занятия в отличие от системы - назначать время и проводить занятия после уроков. Если ребенок не справился с заданием в группе, то с ним занимаюсь дополнительно и уже индивидуально разбираем с ним задание.

Коррекционная работа проходит в тесном контакте с психологом и дефектологом. Взаимодействуя с психологом, в занятия включаются психогимнастики, упражнения на релаксацию, мимические упражнения, проводим интегрированные занятия. Цель этих занятий - формирование речевых навыков, звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие связной речи. Основной ролью психолога является снятие психологического зажима, включение детей в развивающий процесс. Данные занятия для них интересны, увлекательны, являются хорошей мотивацией для дальнейшей работы. Этот направление интеграции занятий специалистов позволяет развивать ребенка в комплексе. Что является наиболее эффективным. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Взаимодействие с дефектологом ведется в виде консультативной деятельности. Это дает возможность опираться в логопедической работе на сохранные компоненты умственной деятельности каждого ребенка индивидуально.

Взаимодействие с родителями и учителями также немаловажно в работе логопеда. Проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы. На консультациях родителям и учителям даются диагностические данные, рекомендации по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий.

Диагностика проводится по результатам работы с определением дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов или коррекции нынешнего. После выпуска детей с логопункта продолжается наблюдение за этими детьми,периодически смотрятся входные диктанты. Учителям и родителям даются рекомендации по контролю за этими детьми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»

Симферопольского района Республики Крым

Доклад к педагогическим чтениям

«Специфика работы

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического ;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающее

Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболеепострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – тическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

Формирование стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.


6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

    тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, .

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, кубиков, мозаики для автоматизации и звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т. д.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Васицева С.А, ст. преподаватель кафедры специального образования и социальной педагогики

2 Учитель-логопед это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. ФИО автора, должность 2

3 ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ-ЛОГОПЕДУ направления деятельности: дифференциальная логопедическая диагностика, разработка индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработка методов и приемов коррекционнологопедической работы, работа с родителями детей с речевой патологией, профилактические мероприятия ФИО автора, должность 3

4 ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.. ФИО автора, должность 4

5 ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребенка ФИО автора, должность 5

6 ЗАДАЧИ: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза). 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла). ФИО автора, должность 6

7 ЗАДАЧИ: 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы. 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. ФИО автора, должность 7

8 ЗАДАЧИ: 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. 10. Консультативная работа по формированию психологопедагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционноразвивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения ФИО автора, должность 8

9 Коррекционно-педагогическая деятельность учителялогопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации. ФИО автора, должность 9

10 ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Основная задача занятий максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.. ФИО автора, должность 10

11 В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВХОДИТ: диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская профилактическая работа. ФИО автора, должность 11

13 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ Углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий. ФИО автора, должность 13

14 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ ФИО автора, должность 14

15 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В разработке индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения. принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе ОО, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы. ФИО автора, должность 15

16 КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЕТ: индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей; консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ. ФИО автора, должность 16

17 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников. ФИО автора, должность 17

18 По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь ФИО автора, должность 18

19 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ Речевые расстройства. В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи: алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием ФИО автора, должность 19

20 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (функциональная; механическая) Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата Брадилалия патологически замедленный темп речи Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием нарушение темпа речи Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка ФИО автора, должность 20

21 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна. Ринолалия закрытая расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора. Ринолалия открытая патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки. Ринолалия смешанная. ФИО автора, должность 21

22 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. ФИО автора, должность 22

23 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития. Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении). ФИО автора, должность 23

24 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий. Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма. ФИО автора, должность 24

26 Спасибо за внимание! Васицева Светлана Адольфовна, ст. преподаватель 26


Учебная дисциплина «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Составитель: Сапогова Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Классификация речевых нарушений (по Р.Е. Левиной)

Содержание программного материала для собеседования 1. Теоретические и методологические основы логопедии. Предмет, цель, задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии (дошкольная,

ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Составила учитель-логопед Полтавская О. А. Почему надо

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа

1.2. Логопедическое сопровождение является необходимым составляющим компонентом психолого- социально педагогического сопровождения и системы образования, обеспечивающий развитие личностного, интеллектуального

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП и СП 2. Направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое)

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Светлячок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Подготовила: ст. воспитатель Фомичева

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в МБОУ «СОШ 2» п.г.т. Уренгой Одним из направлений образовательной деятельности МБОУ

Общий годовой план коррекционно методической работы учителя логопеда на 2016-2017 учебный год Учитель логопед высшей квалификационной категории Гайбарян Анна Владимировна С. Чалтырь Пояснительная записка

Согласовано на заседании ПС Протокол от 20_ г Утверждено приказом директора ГБОУ Школа 996 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-логопедической службы в ГБОУ Школа 996 1. Общие положения. 1.1. Настоящее

ПРИНЯТО Педагогическим Советом 5 МАОУ СОШ 9 г.холмска от «16» декабря 2016г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора школы О.И. Миляевой Приказ от 29.12.2016. 480 Положение о логопедическом пункте муниципального автономного

Дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...», Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад 28» (далее - МБДОУ) в соответствии

1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы дошкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. 1.3. Логопедическая

1.4. Логопедическое сопровождение обучающихся является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. 1.5.

Анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции;

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Годовой план работы по коррекции речи учащихся учителя-логопеда Хрусловой

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность в группах компенсирующей направленности для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) муниципального бюджетного дошкольного

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет) Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет) Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет) Общее

Словарь основных логопедических терминов Автоматизация (звука) этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения

Педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания учащихся имеющих речевые нарушения. 2. Организация комплектования Логопункта 2.1. В первую очередь на

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? неправильная речь окружающих; двуязычие в семье; черепно-мозговая родовая травма. 2. Какой из перечисленных черепно-мозговых

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

ПРИНЯТО: общим собранием коллектива МБДОУ детский сад «Солнышко» Протокол от «30» декабря 2013 г. _3 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Солнышко» Т.А. Хмылева Приказ 125 от «30» декабря 2013г. Положение

Принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи,

Приложение к приказу от 31.08.2018 63-Од Положение о группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении

1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26» Учитель-логопед: Пушкарева Н.Э. Целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ: развитие физического

1.Общие положения 2.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопункта в МБДОУ, гарантирует возможность получения

2.3. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии; - фонетико-фонематическое

1 2 до принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной

ПИСЬМО ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2000 Г. N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического

ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение Разработано в соответствии с ч. 2, 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Согласовано с Советом школы МАОУ «СОШ 36 r. Челябинска» «27» августа 2015r. Протокол 1 Рассмотрено на Педагогическом совете МАОУ «СОШ 36 г.челябинска» «28» августа 201 Sг. Протокол No 1 {" J3ЕРЖДАIО:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минькинская коррекционная школа-интернат» Ресурсный учебно-методический центр по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой

Отдел образования администрации муниципального образования Печенгский район муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: Производственным собранием Заведующая

2.6. Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с различными формами речевой патологии. 2.7. Оказание консультативной помощи педагогическим работникам и родителям (законным

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада 10» (далее МБДОУ) в соответствии

Утверждаю» Директор КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 2015 Крымзина С.М. ГОДОВОЙ ПЛАН коррекционно-методической работы учителя логопеда на 2015-2016 учебный год Цель: своевременное выявление и коррекция недостатков

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедических групп в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г.

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической службе I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано в МБОУ МПЛ на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г.

Планирование работы учителя-дефектолога на 2014-2015 учебный год В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической службе в МБДОУ Красноярск 2014 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

3. Профилактическая и просветительская работа. 4. Организационно-методическая работа. 3.2. Аналитико-диагностическая работа комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор

Индивидуальное логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательной организации для детей с ОВЗ Бариньяк Цветана Александровна, учитель-логопед МБОУ «Общеобразовательная школа «Возможность» для

Положение о логопедической группе 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименования тем Лекци и Практ. занятия Лаборат. Самост. работа Теоретико-методологические - - - основы логопедии Логопедия как наука Этиология нарушений речи Классификация нарушений

8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 Специальное 2. Направление подготовки (дефектологическое) образование,

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада 28 (далее ДОУ) в соответствии

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 9 «Росинка»» г. Краснокаменск Положение о логопедической службе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска 95 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Григорьева И.А., к.п.н., доцент каф. логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета (СПбГПМУ), логопед гр. 1 «Буквоешки» ГБДОУ 13 Приморского района Нарушения речи: как

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП и СП 2. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа» Принято на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор МАОУ «Усть-Кубинская 27 декабря

Имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования. 2.2. Основными задачами логопункта являются: обеспечение коррекции нарушений в развитии

Тема: «Логопедический массаж при стертой дизартрии» Обследование речи обучающихся в школах показали, что в 80% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия,

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

1.5. Группа для детей с тяжелыми нарушением речи создается для детей в возрасте с 5-х до 7-ми лет и реализует адаптированную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для

1 Положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в МАДОУ детский сад 15, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования. 1. Общие положения. 1.1.Настоящее Положение

Принято на Совете педагогов Утверждаю в МДОУ детский сад 6 Заведующая МДОУ детский сад 6 "Родничок" комбинированного вида «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл п. Советский

План работы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год Учитель логопед оказывает помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. Основными

Произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет. 2.2. Основные направления деятельности логопедического пункта: - диагностическое; - коррекционно-развивающее; -

1.5. Основные задачи логопедических групп ДОУ. - коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

Общие положения 1.1. Положение о логопедическом пункте муниципального учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония» (далее МБУ ДО «ДООЦ «Гармония»)

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида 76 г. Сочи

Государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы». Приказ Департамента образования г. Москвы от 9 декабря 2013 г. 823

V, ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 30 «Улыбка» Елабужского муниципального района 1. Общие положения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 52 г. Пензы «Полянка» УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ 52 г.. Пензы Т.Б.Сидорова 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

Лекции по дисциплине «Введение в специальность» ТЕМА 5. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений Содержание 1. Виды речевых нарушений, выделяемых в клиникопедагогической 2 стр. классификации...

УТВЕРЖДЕНО Приказ МБДОУ Щ ПОЛОЖЕ Оідеііжсйьноуі логопедическом сопровождении в МБДОУ 37 «Гвоздичка» компенсирующего вида для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Учителя-логопеды Аграмматизмы в речи это: Аграмматизмы в речи это: ошибки словообразования нарушения связи слов недостаточность языковых обобщений Безречевой ребенок это... Безречевой ребенок это ребенок

Похожие публикации