Cочинение «Сила и слабость базаровского нигилизма. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма? (ЕГЭ по литературе) Урок литературы сила и слабость нигилизма

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?
Главное в его жизни - изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров - настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы - все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.
И в то же время герой Тургенева - человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его "дед землю копал", напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.
Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: "Все", понимая что под этим словом имел в виду п.п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль... Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.
Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,
направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.

Билет 72

Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна – загадка его собственной души, другая – загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу над головой.
Намного более неоднозначна история любви Павла Петровича Кирсанова. Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. Вводится не как вставной эпизод. Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба его слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.
В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.
Развязное поведение Базарова – это его же смущение и робость. Одинцова поняла это и была польщена. Она царственно прекрасна, сдержанна и величава, требует к себе особого внимания и уважения. Базаров хочет полюбить Одинцову, но не может сделать этого, поэтому бежит от своей любви в силу нигилизма. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. «Непонятный испуг», который отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой. Базаров охотно делится с Одинцовой своими мыслями, и из их бесед она понимает, что ради нигилизма он не пойдет на уступки.
С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии. Несчастная любовь приводит Базарова к душевному кризису и ужасной трагедии. В любви Павла Петровича и Базарова есть что-то похожее. Но Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой. «Обе стороны до известной стороны правы», - этот принцип построения античной трагедии проходит через весь роман, а в любовной истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее простотой, народным инстинктом выверяет того и другого героя.
Павла Петровича привлекает в Фенечке простота и непосредственность, но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна. Базаров же, наоборот, инстинктивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но эта простота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний, неподдельный, слышится из ее уст. Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (не имеет значения, крестьянской или дворянской) заложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота.
В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. При этом история любви Базарова становится тем ярче, чем ироничнее описываются отношения других героев романа. Возьмем, к примеру, любовь Николая Петровича к Дуняше. Это самый спокойный, обыденный вариант любви, в которой не наблюдаем мы ни бушующих страстей, ни каких-либо сильных и страстных эмоций. Или любовь Аркадия к Одинцовой: перед нами безответное чувство, легкое юношеское увлечение, в то время как к Кате он уже испытывает чувство чистое и нежное. Однако, как и дружбе, так и в любви младший Кирсанов подчинен воле более сильной натуры, чем он сам.

Билет 67,42 Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной . Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим , что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места

. Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

На вопрос сила и слабость нигилизма базарова таблица. помогите заданный автором Ксюша лучший ответ это Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И. С. Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, - я разделяю почти все его (Базарова) убеждения» .
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К. К. Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса» .
Базаров осуждает «искусство наживать деньги» . Он не стремится к личному обогащению. Его кредо - бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает» . Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия» , говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
Базаров насмешливо говорит о Пушкине. Он скептически судит о поэзии, хорошенько не зная сам предмет осуждения. Так, герой даже попадает впросак, записывая Пушкина в военные. Базаров в соответствии с теорией убежден, что читать следует только книги, приносящие практическую пользу. Для него порядочный химик лучше всякого поэта.
Отрицание прекрасного свидетельствует об отсутствии культуры. Нигилисты не принимают традиционные нормы поведения. Поэтому Базаров ведет себя вызывающе. Особенно это заметно в имении Кирсановых. Герой не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтраку, лишь «качнув головою» , приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьет чай» , отвечает небрежным тоном, позевывая… выражает презрение к среде, в которую попал, пренебрежительно относится к окружающим, совершает резкие выпады против отца и дяди Аркадия.


И.С. Тургенев – великий русский писатель, апогеем творчества которого, на мой взгляд, является роман «Отцы и дети». Произведение Тургенева было написано накануне отмены крепостного права, когда общество переживало не самые простые времена. Раскол в обществе отразился и на отношении двух поколений: «отцов» и «детей».

Данная проблема актуальна и по сей день, поэтому роман Тургенева имеет огромную ценность для современного читателя. Но самое главное – раскрытие нового, абсолютно неизвестного читателю движения под названием «нигилизм», то есть отрицание всего. Через образ Базарова Тургенев показывает все положительные и отрицательные стороны данной теории. Давайте же посмотрим, какие аргументы Тургенев приводит в защиту нигилизма, и какие доказательства преподносит в качестве опровержения теории, обратившись к произведению.

Безусловно, главным «плюсом» теории нигилизма является то, что Базаров увлечен естественными науками. Он естествоиспытатель. Значит, Евгений Базаров деятельный человек. Ведь как человек может познавать мир, если при этом он ничего не будет делать? Базаров ловил лягушек и препарировал их, чтобы узнать их внутреннее строение – новые познания в биологии. К тому же, Евгений пошел по стопам отца и поступил в университет на врача. Эти факты говорят о том, что Базаров и нигилисты в целом люди упорные, образованные, активные.

Но, у теории Базарова есть и минусы. Тургенев не просто так знакомит Базарова с Одинцовой. Цель автора – показать трещины в нигилистической теории. При первой встрече Евгения и Анны, Базаров начинает смущаться, краснеть, т.е проявлять какие-то чувства. Он пытается заглушить любовь, скрываясь за «ширмой» язвительного, грубого отношения к Одинцовой. Но, увы, ему не удается этого сделать, он начинает видеть в себе романтика. Но как же его нигилистические убеждения? Базаров видит нежизнеспособность своей теории, поэтому в конце произведения мы видим Базарова, как простого, любящего человека, а не сухого нигилиста.

Подводя итог, хочется сказать, что Евгений Базаров задумывался автором как отрицательный персонаж. Но, к концу произведения мы наблюдаем обратное – Тургенев полюбил своего персонажа. Смерть Базарова здесь не случайна – она показывает всю хрупкость теории нигилистов. Можно многое отрицать, но любовь отрицать невозможно. Именно это хотел сказать Тургенев, ставя Базарова в новые условия, противоречащие его нигилистическим взглядам, тем самым показывая нежизнеспособность данной теории.

Обновлено: 2018-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В идеологии Базарова несомненно есть как положительные стороны, так и отрицательные. Нельзя судить точно, ведь для каждого человека свое "плохо" и "хорошо", но мы можем сделать выводы основываясь на истории Евгения, рассказаной в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

В чем заключается сама по себе теория нигилизма? Нигилизм - это вера в ничто, отрицание всего существующего, как и любых человеческих ценностей, неверие в религию. Люди "исповедующие" нигилизм опираются только на науку, видят смысл только в том, что нужно разрушить все старое, для того, чтобы можно было потом построить что-нибудь новое. Базаров, являющийся самым ярким примером данной идеологии в русской классической литературе, ярко демонстрирует читателям свою теорию со всех сторон.

Лучшими примерами его выступлений за нигилизм являются споры с Павлом Петровичем Кирсановым. Павел Петрович выступает от лица дворян-либералов, а Базаров в свою очередь со стороны своей идеологии. В этих самых спорах и раскрываются сильные и слабые стороны нигилизма, рассмотрим же все по порядку.

Кирсанов считает, что дворяне - это движущая сила развития общества, на что Базаров противопоставляет: аристократы не способны к действию, не могут вести за собой Россию в светлое будущее. С этой позицией Евгения нельзя не согласиться, ведь на момент действия дворянство и правда едва ли могло привести Россию к тому будущему, в котором она нуждалась.

Так же их взгляды противоположны и в отношении к народу. Хотя Павел Петрович и прославляет крестьянских мужиков, на деле, он относится к ним как к чему-то неприемлемому, морщится при встречах с ними и "нюхает одеколон". А Базаров говорит, что народ не знает своих интересов, но при этом его интересы нужно отличать от предрассудков. Еще он утверждает, что народ - революционен, именно поэтому нигилизм - проявление народного духа. С данным мнением тоже сложно не согласиться, ведь русский народ - невежественен, совершенно не понимает чего хочет, не понимает проблемы крепостного права.

И, говоря о самой идеологии, Кирсанов старший осуждает нигилистов за то, что они живут без "принципов".

Перечисляя столь правильные мысли и идеи изложенные Базаровым в рамках теории нигилизма, нельзя не упомянуть о главном недостатке - отвержении чувств. Теория сама по себе отрицает любые душевные эмоции, но ведь человек не может жить абстрагировавшись от них. От этого страдает Евгений. Он не может принять свою любовь к Анне Сергеевне и получается ситуация, которой название "умы с сердцем не в ладу". То же происходит и с родителями Базарова. Внешне нигилист относится к ним достаточно холодно, но помнит о своем счастливом детстве в доме родителей. Лишь на смертном одре он позволяет себе проявить настоящуую любовь сына.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на первый взгляд теория Евгения Базарова имеет лишь положительные стороны, ведь она придерживается таких правильных позиций по отношению к дворянству, к людям, но в то же время, нельзя упускать ее самый большой недостаток - отсутствие чувств. Точнее, их отрицание. Никто не может жить не проявляя своих чувств и эмоций, живя, словно кукла.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...

    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), - целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок - 49 дней (с...

  1. Новое!

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений....

Похожие публикации