Дебюсси празднества история создания. Дебюсси

Второй «ноктюрн» - «Празднества» - выделяется среди других произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам. На контрастном противопоставлении двух основных музыкальных образов - танца и марша - и строится (в отличие от «Облаков») трехчастная композиция «Празднеств».

Постепенное и динамичное развертывание этих образов придает сочинению более конкретный программный смысл. Композитор пишет в предисловии: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник; это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».

С первых же тактов ощущение праздничности создается пружинистым энергичным ритмом: (являющимся своеобразным ритмическим остовом всей второй части «Ноктюрнов»), характерными кварто-квинтовыми созвучиями у скрипок на ff в высоком регистре, которые придают яркую солнечную окраску началу части.

На этом колоритном фоне появляется основная тема первой части «Празднеств», напоминающая тарантеллу. Мелодия ее строится на поступенном движении с многочисленными опеваниями опорных звуков, но типичный для тарантеллы триольный ритм и быстрый темп придают легкость и стремительность движению темы:

В ее раскрытии Дебюсси не использует приемов мелодического развития (ритм и очертания темы почти не меняются на протяжении части), но зато прибегает к своеобразному варьированию, при котором каждое следующее проведение темы поручается новым инструментам, сопровождается иной гармонической окраской.

Пристрастие композитора к «чистым» тембрам на этот раз уступает место тонко смешиваемым оркестровым краскам (звучание темы у английского рожка с кларнетом сменяется проведением ее у флейт с гобоями, затем у виолончелей с фаготами). В гармоническом сопровождении появляются мажорные трезвучия отдаленных тональностей и цепочки нонаккордов (напоминающих густо наложенный мазок на живописном полотне). В одном из проведений темы ее мелодический рисунок основан на целотонной гамме, что придает ей новый ладовый оттенок (увеличенного лада), часто используемый Дебюсси в сочетании с мажором и минором.

На протяжении первой части «Празднеств» неожиданно возникают и так же быстро исчезают эпизодические музыкальные образы (например, у гобоя на двух звуках - ля и до ). Но один из них, интонационно родственный тарантелле и в то же время контрастирующий с ней образно и ритмически, к концу части постепенно начинает занимать все более главенствующее положение. Четкий пунктированный ритм новой темы придает всему заключительному разделу первой части «Празднеств» динамичный и волевой характер:


Почти все проведения этой темы Дебюсси поручает деревянным духовым инструментам, но в конце первой части вступает струнная группа оркестра, до сих пор выполнявшая, в основном, роль аккомпанемента. Ее вступление придает новому образу значительную экспрессию и подготавливает кульминационный эпизод всей первой части.

Редкое у Дебюсси длительное нарастание динамики в конце первой части «Празднеств», достигаемое постепенным подключением все новых инструментов (кроме медных и ударных), нарастающим вихревым движением, создает впечатление стихийно возникающего массового танца.

Интересно отметить, что в момент кульминации снова главенствует триольный ритм и интонационное ядро первой темы - тарантеллы. Но этот вершинный эпизод всей музыкальной картины первой части несколько импрессионистично обрывается. Ощущения ясно выраженного завершения части не создается. Она непосредственно, без цезур, выливается в средний раздел «Празднеств».

Самый большой, почти театральный контраст (крайне редко встречаемый у Дебюсси) заключен в «Ноктюрнах» именно в резком переходе ко второй части «Празднеств» - маршу. На смену стремительному движению тарантеллы появляется мерно и медленно движущийся в маршевом ритме остинатный квинтовый бас. Основная тема марша впервые звучит у трех труб с сурдинами (как бы за сценой):

Эффект постепенно приближающегося «шествия» создается нарастанием звучности и сменой оркестрового

изложения и гармонии. В оркестровке этой части «Ноктюрнов» участвуют новые инструменты - трубы, тромбоны, туба, литавры, малый барабан, тарелки - и господствует гораздо более последовательная и строгая логика оркестрового развития, чем в «Облаках» (тема исполняется сначала трубами с сурдинами, затем всей группой деревянных духовых инструментов и в кульминации - трубами с тромбонами).

Вся эта часть «Празднеств» отличается удивительным для Дебюсси по напряженности и цельности ладогармоническим развитием (сосредоточенным вокруг тональностей ре-бемоль мажор и ля мажор). Оно создается длительным накоплением ладовой неустойчивости при помощи многочисленных эллиптических оборотов, выдержанного на большом протяжении органного пункта и долгого отсутствия тоники основной тональности.

В гармоническом освещении темы марша Дебюсси использует сочные краски: цепочки септаккордов и их обращений в различных тональностях, в которые входит остинатный бас ля-бемоль или соль-диез .

В момент кульминационного развития средней части «Празднеств», когда тема марша грандиозно и торже ственно. звучит у труб и тромбонов в сопровождении литавр, военного барабана и тарелок, у струнных инструментов появляется тарантелла в виде своеобразного полифонического подголоска. Шествие постепенно приобретает характер праздничного торжества, искрящегося веселья, и, вдруг, так же неожиданно, как это было при переходе к средней части, развитие резко обрывается, и снова звучит одна, мягкая в своих очертаниях и звучности двух флейт, тема тарантеллы.

С момента ее появления начинается интенсивная подготовка репризы, во время которой тема тарантеллы постепенно вытесняет марш. Ее звучность нарастает, гармоническое сопровождение становится все более богатым и разнообразным (включая нонаккорды разных тональностей). Даже тема марша, появившись у труб в момент второй кульминации средней части, приобретает тарантельный (стремительный) ритм. Теперь созданы все предпосылки для начала третьей, репризной части «Празднеств».

Этот раздел формы, так же как и в «Облаках», заключает в себе почти все мелодические образы части цикла и предельно сжат. Реприза вместе с кодой создает излюбленный композитором эффект «удаления» шествия. Здесь проходят почти все темы «Празднеств», но лишь как отголоски. Особенно большим изменениям в конце части подвергаются основные темы «Празднеств» - тарантелла и марш. Первая из них к концу коды напоминает о себе только отдельными интонациями и триольным ритмом сопровождения у виолончелей с контрабасами, а вторая - ритмом марша, отбиваемым военным барабаном на рр и короткими терцовыми форшлагами у труб с сурдинами, звучащими, как далекий сигнал.

Сирены

Третий «ноктюрн» - « Сирены » - близок по поэтическому замыслу «Облакам». В литературном пояснении к нему раскрываются лишь живописные пейзажные мотивы и привнесенный в них элемент сказочной фантастики (подобное сочетание отдаленно напоминает «Затонувший собор»): «Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

Вся творческая фантазия композитора направлена в этой картине не на создание яркого мелодического образа, который лег бы в основу всей части или ее раздела, а на попытку передать средствами музыки богатейшие световые эффекты и комбинации цветовых сочетаний, возникающие на море при различном освещении.

Третий «ноктюрн» так же статичен в своем изложении и развитии, как и «Облака». Отсутствие в нем ярких и контрастных мелодических образов отчасти восполняется колористической инструментовкой, в которой участвует женский хор (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано), поющий с закрытым ртом. Этот своеобразный и удивительно красивый тембр используется композитором на протяжении всей части не столько в мелодической функции, сколько в качестве гармонического и оркестрового «фона» (аналогично использованию струнной группы в «Облаках»). Но эта новая, необычная оркестровая краска играет здесь основную выразительную роль в создании иллюзорного, фантастического образа сирен, чье пение доносится как бы из глубин спокойного, переливающегося бесконечно разнообразными оттенками моря.

Симфонические произведения занимают в творчестве Дебюсси место не менее значительное, чем фортепианные. Они также отражают эволюцию его творчества.

К раннему периоду творчества Дебюсси относятся: симфоническая ода «Зулейма», симфоническая сюита «Весна», симфоническая кантата с хором «Дева-избранница». Сочинения этого периода несут на себе черты влияния Вагнера, Листа, французской лирической оперы.

Лучшие симфонические произведения Дебюсси появляются, начиная с 90-х годов . Это прелюд «Послеполуденный отдых фавна» (1892), три «Ноктюрна» (1897-1899), три симфонических эскиза «Море» (1903-1905) и «Образы» для симфонического оркестра (1909).

Симфоническое творчество Дебюсси – особая ветвь в западноевропейской музыке. Дебюсси прошел мимо влияния бетховенского драматического симфонизма . Романтический симфонизм Листа и Берлиоза оказал на него влияние отдельными чертами (программность, приемы гармонизации, оркестровки). Принцип программности у Дебюсси – листовский, обобщенный: это стремление воплотить лишь общую поэтическую идею, сформулированную в названии, а не сюжет.

Дебюсси отказывается от жанра циклической симфонии. Чужда ему была и сонатность , ибо она требовала контрастных противопоставлений образов, их длительного и логичного развертывания. Для воплощения живописно-поэтических тем Дебюсси был гораздо ближе жанр сюиты со свободной композицией цикла и отдельных частей («Море», «Образы», «Ноктюрны»).



Принцип формообразования у Дебюсси состоит в том, что тема подвергается не мелодическому развитию, а фактурному и тембровому варьированию («Фавн»). Дебюсси чаще всего использует 3-частную форму . Ее особенность заключается в новой роли репризы , где темы 1-й части не повторяются и не динамизируются, а лишь «напоминают» о себе (реприза «угасающего» характера, как в «Фавне»).

Оркестровка играет основную выразительную роль. Преобладают «чистые» тембры . Группы оркестра смешиваются в только в редких tutti. Красочно-колористические функции каждой группы оркестра и отдельных солирующих инструментов необычайно возрастают.

Струнная группа теряет свое господствующее значение. Деревянные духовые занимают центральное место в силу яркой характерности тембров. Большую роль играет арфа , придающая звучанию прозрачность. К любимым тембрам относятся также флейта, засурдиненнная труба.

Дебюсси использует разнообразные оркестровые приемы , напр., длительное divisi струнной группы, флажолеты струнных и арф, сурдины у всех групп оркестра, glissando аккордами у арф, женский хор без слов с закрытым ртом, обширные соло инструментов с ярко индивидуальным тембром – английского рожка, флейты в низком регистре.

«Послеполуденный отдых фавна»

Прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» продолжает романтический жанр оркестровых идиллий. Поводом к созданию прелюдии послужило произведение бельгийского поэта Стефана Малларме. Музыка воплощает любовные переживания древнегреческого полубожества фавна на фоне картины летнего дня.

Произведение написано в 3-частной форме, крайние части которой - цепь утонченных свободных вариаций на 1-ю тему. Эта повторяющаяся лейттема звучит у флейты в среднем регистре. В ней два элемента – (1) хроматически извилистый «свирельный» наигрыш в пределах тритона, который сменяется (2) певучей диатонической фразой, завершаемой томными вздохами валторн.

В каждом новом варианте темы дано ее иное ладогармонической освещение, появляются новые комбинации темы и подголосков. Вариантное развитие сопровождается переменой метров (9/8, 6/8, 12/8, 3/, 4/4 и т.д.) и включением новых изобразительных эффектов

За развернутой «экспозицией» следует контрастный средний раздел , основанный на двух новых мелодиях-темах: 1-я (у солирующего гобоя) - пасторальная, светлая, в ней преобладает пентатоника; 2-я (Des-dur) – порывисто распевна. Это восторженная кульминация всей пьесы.

В репризе появляются новые варианты начальной свирельной темы. Она меняет тональную и тембровую окраску (звучит у флейты, гобоя, английского рожка), лад (более прозрачный диатонический вариант с опорой на чистую кварту вместо тритона). Лишь в предпоследнем проведении темы возникает ощущение подлинной репризы, возвращения к начальному варианту. Но и здесь нет точного повтора – в качестве подголоска к лейттеме возникает первая, «пентатонная» тема из среднего раздела.

Партитура «Фавна» - образец импрессионистского оркестра. Автор отказывается от преобладающей роли струнных, от тяжелой меди и обилия ударных. На первом плане – три флейты, два гобоя, английский рожок, четыре валторны. Важная роль принадлежит арфам, создающим эффекты таинственных журчаний или искрящихся взлетов, и мягко звенящим «античным» тарелочкам.

Причудливая игра оркестровых красок сливается с тонкой гармонической палитрой. Ладовые опоры E-dur в крайних разделах завуалированы с помощью побочных септаккордов, альтерированных субдоминантовых созвучий, целотонных комбинаций. Привычные функциональные соотношения уступают место колоритным сопоставлениям диатоники и хроматики, увеличенных и натуральных ладов.

«Ноктюрны»

Если в «Фавне» Дебюсси отталкивается от образов символистской поэзии Малларме, то в симфоническом триптихе (т.е. из 3-х частей) «Ноктюрны» преобладает живописная манера, близкая красочности импрессионистов . Можно найти параллели с живописью художников-импрессионистов: в «Облаках» - К. Моне, в «Празднествах» – Ренуара, а в «Сиренах» - Тёрнера.

«Ноктюрны» построены в виде 3-частной сюиты. Двум крайним частям пейзажного характера (картины облаков и моря) противопоставлена жанровая средняя часть танцевально-игрового склада.

Облака»

В 1-й части цикла представлена тончайшая зарисовка природы – ночное небо с медленно плывущими облаками. Оркестровый колорит прозрачен и чист. Как и в «Фавне», здесь практически исключены медные ; ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных, засурдиненным струнным, к которым присоединяются приглушенные «вздохи» валторн , таинственный рокот литавр.

Типична для Дебюсси статичная форма «Облаков» - 3-частность с малоконтрастной серединой и сокращенной «угасающей» репризой синтетического склада.

Музыку 1 части образуют два тематических элемента : тусклые нисходящие фразы кларнетов (цитата из вок.цикла Мусоргского «Без солнца») и фаготов, которым отвечает краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзвуком валторн.

Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты мерно движется по звукам пентатоники, ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель.

Сокращенная «синтетическая» реприза воспроизводит тематические элементы 1 и средней частей, но в иной последовательности, как будто перетасованные фантазией художника-импрессиониста.

Празднества»

Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла – «Празднества». Это картина торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы. Здесь Дебюсси пользуется более четкими контурами формы, более мощной тембровой палитрой (тройной состав деревянных, трубы, тромбоны, тарелки, литавры). В противоположность статике «Облаков», эта пьеса захватывает стихийностью движения, сочностью песенно-танцевальных образов.

Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы .

Основная «тарантельная» тема уже во вступлении и широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым изменениям: она звучит у деревянных инструментов – то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми – трехдольными и даже пятидольными формулами.

В среднем разделе дан театральный эффект приближающегося марша-шествия. Это создается с помощью нарастания звучности и оркестровки. На фоне мерного органного пункта арф, литавр и струнных pizzicato вступает дразняще-упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб. В развитии движение становится более мощным – вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоединяется «тарантельная» тема первого раздела.

Предельно сжатая реприза вместе с кодой создает эффект «удаления» шествия . Здесь проходят почти все темы произведения, но лишь как отголоски .

Сирены»

Третий «Ноктюрн» - «Сирены» - близок по замыслу «Облакам». В литературном пояснении к нему раскрываются пейзажные мотивы и сказочная фантастика: «”Сирены” - это море и его многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

Вся творческая фантазия композитора направлена не на мелодическое развитие, а на попытку передать богатейшие световые и цветовые эффекты, возникающие на море при различном освещении.

Развитие так же статично, как в «Облаках». Отсутствие ярких контрастных мотивов восполняется инструментовкой, в которой участвует небольшой женский хор, поющий с закрытым ртом: восемь сопрано и восемь меццо-сопрано. Этот необычный тембр используется на протяжении всей части не в мелодической функции, а в качестве гармонического и оркестрового «фона». Эта необычная тембровая краска играет основную роль в создании иллюзорного, фантастического образа сирен, чье пение доносится как бы из глубин спокойного, переливающегося разнообразными оттенками моря

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси

Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;

    Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;

    Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

    Воспитывать позитивное отношение к искусству;

Ход урока

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление).

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

У: Что характерно для импрессионистов?

Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.

Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.

Сюита «Ноктюрны». Ноктюрн в переводе означает «ночная музыка». А у Дебюсси название «Ноктюрны» имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений»

Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.

В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.

В предисловии к пьесе «Празднества» композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия… проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается все время – это праздник… это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».

Мы послушаем фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.

Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.

Дыхательная гимнастика и распевка.

Исполнение песни “Песня о картинах”.

Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.

Итог урока:

Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве относятся они?

Что такое импрессионизм?

Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

(Объявляются оценки за работу на уроке).

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Урок музыки

в 7 классе

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Макухина Марина Николаевна

с. Новая Усмань

2014 год

Тема занятия: Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

СЛАЙД 1

Цель данного занятия:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

СЛАЙД 2

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Время, мин.

Организационный момент

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формирование знаний. Преподнесение нового материала, как музыкального, так и литературного

Практическая работа

Закрепление новых знаний

Песня «Оранжевое лето»

Подведение итогов

СЛАЙД 3

Учитель: Ребята, что вы видите на экране?

Ученики: Рамка

Учитель: Для какой цели необходима эта рамка?

Ученики: Эта рамка для картины.

Учитель: Картины как можно назвать по другому?

Ученики: Живопись

Учитель: Живопись и музыку как можно назвать?

Ученики: Искусство.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение: что такое искусство?

Ученики: Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть...

Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души. Учитель: Значит, наш урок можно назвать, не просто музыка?

СЛАЙД 4

Ученики: «Живописная музыка»

СЛАЙД 5

Цели и задачи; создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности. Развивать навыки целостного музыкального анализа. Предложить ребятам выразить настроение от прослушанной музыки. Выделить интонации для раскрытия образа произведения. Пробудить творческий поиск.

Формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.

Учитель: Музыка имеет разные направления. Какие вам известны МУЗЫКАЛЬНЫЕ направления СТИЛИ МУЗЫКИ?

Ученики:

1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Ритм-н-блюз

9 Джаз

10 Кантри

12 Электронная музыка

13 Рок

14 Поп

15 Рэп (Хип-хоп)

16. Фольклорная

17. Классическая и др.

СЛАЙД 6

Слушаем музыку «Празднества» - Клод Дебюсси

СЛАЙД 7

Учитель: Кто знает это произведение и автора7

Ученики: «Празднества» Клод Дебюсси

Учитель: Ашиль- Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио - у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.

СЛАЙД 8

Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Композитор Н. Я. Московский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Учитель: Ребята, каких вы еще знаете композиторов:

Ученики: Чайковский, Лист, Глинка, Бах, Бетховен, Шопен, Моцарт, Шостакович, Шнитке, и другие.

Учитель? А какие знаете музыкальные произведения?

Ученики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Ленинградская симфония – «нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны», «Лунный свет», «Времена года». «Вальс» и другие.

Учитель: Музыке можно дать определение?

Ученики: Музыка – это ритм, звук, темп…… Музыка нужна для души.

СЛАЙД 9

Слушаем музыку «Лунный свет» Клод Дебюсси

СЛАЙД 10 – 16

Учитель: Когда вы слушали музыку, вы что-то себе представляли? Может быть, вы видели цвета, краски или что-то другое?

Ответы самые разнообразные. От теплых тонов до самых холодных, от белого цвета до черного.

Учитель: Ребята, а все то, что мы сейчас слышали, это можно изобразить?

Ученики: Да.

Учитель: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ сделаем небольшую практическую работу. Изобразите то, что вы сейчас УСЛЫШАЛИ. Разделимся на три группы. У одних работа с гуашью. У других работа с тушью и нитками. У третьих работа с цветной бумагой, картоном и клеем. Приступаем к работе.

Защита работ.

СЛАЙД 17

Мелодекламация стихов под музыку К. Дебюсси

«В лунном свете»

В минуты грусти в час ночной

Уставши от напастей,

Не в тщете радостей мирских,

В покое ищешь счастья.

Забыться, слившись с тишиной,

Отбросив всё земное,

Наедине с тоской одной

Поговорить с Луною.

Луна, за то тебя люблю,

Что только в лунном свете

Я забываю о зиме,

И думаю о Лете.

Палач рассудка моего

Суровый, но прекрасный - Луна!

Я, глядя на неё,

Теряю разум ясный.

Луна тревожит и влечёт,

И, в лунном свете тая,

Я отдыхаю от забот,

О прошлом забывая.

Ночным светилом теша взор

Мечтами упиваюсь,

И в ткань мечтаний лунный свет

Вливается, сплетаясь -

Сплетаясь в тонкую вуаль

Из невесомых кружев...

Шум. Двери скрип.

Я снова влип, себя не обнаружив.

«Лунный свет»

Владимир Воднев

Подари мне лунный камень,

Подари мне лунный свет!

Чуть заметными мазками

Я рисую лунный свет,

Что на землю льет веками

Та, что ближе всех планет.

Пусть не раз уже воспета,

Но, по-прежнему, манит

И пленяет всех поэтов

Бледный цвет ее ланит.

Только ежели одни мы,

(Уж проверено не раз!) –

Настроение поднимет

Свет ее холодных глаз.

И бессонницей гонимый

И художник, и поэт

Нарисует для любимой

Серебристый лунный свет.

Нет желаннее подарка

В ночь недолгую весны

Неба звездного под аркой –

Взгляд чарующий луны...

«НОЧНАЯ ЛУНА»

И снова вечер ночь сменяет,

Мир окружает темнота,

И путь небесный начинает

Ночная странница-Луна.

Из года в год, вторя одной дороге,

Она туманно освещает мглу,

И свет ее понятен лишь немногим,

Кто смог постичь природы красоту.

Неярок свет Луны, но нам негоже

Ее невинную в грехе том упрекать,

Темна земная ночь, но все же,

В ней без Луны совсем ни зги не увидать.

Мы так привыкли к ней, что перестали

Ее поход небесный замечать,

Лишь избранных, зовя с собою в дали,

Она не уставала удивлять.

И что-то в свете лунном есть такое,

Что я никак не в силах был понять,

Недаром же влюбленные так любят

Свиданья в лунном свете назначать.

СЛАЙД 18 – 19

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

СЛАЙД 20 – 21

Учитель: Проведем викторину. Узнаем правильный ответ.

Учитель: Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Учитель: Песню можно увидеть?

Ученики: Да.

Учитель: А что такое пеня?

СЛАЙД 22

Ученики: Песня – это мост между поэзией и музыкой.

СЛАЙД 23 - 31

Учитель: сделаем с вами небольшую разминку. И закончим мы наш урок замечательной песней. «Оранжевая планета».

Подведение итогов.

СЛАЙД 32

Учитель: Спасибо за урок.

Она также воплощает наиболее типичные сюжеты и образы, черты художественного метода и стиля композитора, охватывает почти все этапы композиторской деятельности и отражает эволюцию его творчества.

Если не считать юношеской симфонии , написанной в пору первых посещений Дебюсси Москвы, то ранний этап его симфонического творчества связан, в основном, с пребыванием композитора в Италии (симфоническая ода «Зулейма », симфоническая сюита «Весна »). После возвращения из Рима в Париж Дебюсси создал симфоническую кантату с хором «Дева-избранница ». Сочинения этого периода, хотя и несут на себе во многом черты влияния композиторов других направлений - Вагнера, Листа и французской лирической оперы, но уже отмечены некоторыми характерными особенностями зрелого стиля Дебюсси.

Лучшие симфонические произведения Дебюсси появляются начиная с 90-х годов. Это прелюд «Послеполуденный отдых фавна » по поэме С. Малларме (1892), «Ноктюрны » (1897-1899), три симфонических эскиза «Море » (1903-1905) и «Образы » для симфонического оркестра (1909).

Симфоническое творчество Дебюсси - особая самостоятельная ветвь в западноевропейской музыке. Дебюсси прошел мимо влияния самого значительного и яркого явления европейского симфонизма - бетховенского симфонизма, с его философской глубиной мысли, гражданской героикой, пафосом борьбы и силой художественного обобщения. Симфонический метод Дебюсси прямо противоположен методу Бетховена, его масштабности форм, резкой контрастности образов, их напряженному развитию.

Романтический симфонизм Листа и Берлиоза оказал влияние на Дебюсси отдельными чертами (программность, некоторые красочные приемы гармонизации и оркестровки). Принцип программности у Дебюсси (стремление воплотить лишь общую поэтическую идею, сформулированную в названии произведения, а не сюжетный замысел) ближе к Листу, чем к Берлиозу. Но Дебюсси оказалась чуждой идейно-образная сфера программных симфонических произведений, характерная для Берлиоза и Листа. Он не пошел и по линии дальнейшей театрализации программного замысла (как Берлиоз). Очень яркие и сильные впечатления получил Дебюсси от русской симфонической музыки второй половины XIX века (особенно после посещения в Париже «Русских концертов» на Всемирной выставке 1889 года). Ему оказались близкими целый ряд характерных темброво-колористических находок в партитурах Балакирева и особенно удивительная ясность в сочетании с тонкой живописностью оркестрового стиля Римского-Корсакова. Так же как Балакирев и Римский-Корсаков, Дебюсси был далек от иллюстративного воплощения поэтических образов. Картинная изобразительность никогда не являлась для него самоцелью. Дебюсси прибегал к ней лишь как к красочному средству, как к детали в большом живописном полотне, хотя в его программных симфонических произведениях воплощены чаще всего живописные и картинно-жанровые замыслы - «Ноктюрны», «Море», «Образы» (аналогичные «Шехеразаде», «Испанскому каприччио» Римского-Корсакова).

Дебюсси отказывается в своем зрелом творчестве от жанра циклической симфонии (как основного в классическом и раннеромантическом симфонизме), от программной симфонии типа «Фауста» Листа или «Фантастической симфонии» Берлиоза и от симфонической поэмы листовского плана. Монотематический принцип музыкальной драматургии Листа оказал влияние на Дебюсси только в раннем творчестве (сюита «Весна»).

Дебюсси была чужда сонатность как метод музыкальной драматургии, ибо она требовала большого единства композиционного целого в циклическом или одночастном произведении, более или менее контрастных противопоставлений музыкальных образов, их длительного и строго логичного развертывания. Случаи обращения Дебюсси к сонатно-симфоническому циклу относятся, в основном, к раннему периоду его творчества и не выходят за рамки юношеских опытов (симфония).

Элементы сонатности, если и встречаются в более поздний период творчества Дебюсси, то не имеют ярко выраженных свойств: нарушены пропорции разделов сонатной формы, экспозиционное изложение музыкальных образов значительно преобладает над динамикой их развития (квартет).

Для воплощения характерных живописно-поэтических тем Дебюсси был гораздо ближе жанр сюиты с относительно свободной композицией цикла и отдельных частей, с самостоятельным образным содержанием каждой части («Море», «Образы», «Ноктюрны»).

Наиболее частый принцип формообразования у Дебюсси состоит в том, что один образ на протяжении большого раздела формы подвергается не столько динамичному мелодическому развитию, сколько разнообразному фактурному и тембровому варьированию («Послеполуденный отдых фавна»). Иногда Дебюсси допускает «рапсодичность» построения, когда несколько образов, каждый из которых заключен в самостоятельном (не обязательно законченном) эпизоде, последовательно сменяют друг друга. В качестве композиционной основы многих своих симфонических произведений Дебюсси чаще всего использует трехчастную форму. Ее особенность заключается в новой роли репризы, где обычно темы первой части не повторяются в первоначальном виде и тем более не динамизируются, а лишь «напоминают» о себе (реприза «угасающего» характера, как в «Фавне»). Другой тип репризы в трехчастной форме у Дебюсси - синтетический, построенный на сочетании всех основных мелодических образов сочинения, но также в их неполном, а часто как бы «растворяющемся» виде («Облака»).

Оркестровый стиль Дебюсси отличается особо ярким своеобразием. Вместе с ладогармоническим языком оркестровка играет основную выразительную роль. Как и в симфонических произведениях Берлиоза, каждый музыкальный образ Дебюсси рождается сразу в определенном оркестровом воплощении. Более того, логика оркестрового развития у Дебюсси часто преобладает над логикой мелодического развития.

Дебюсси очень редко вводит в партитуры своих симфонических сочинений новые инструменты, но использует множество новых приемов в звучании как отдельных инструментов, так и групп оркестра.

В партитурах Дебюсси преобладают «чистые» тембры. Группы оркестра (струнная, деревянная духовая и медная духовая) смешиваются в редких и малопротяженных tutti. Красочно-колористические функции каждой группы оркестра и отдельных солирующих инструментов необычайно возрастают. Струнная группа у Дебюсси теряет свое господствующее выразительное значение. Повышенная экспрессия и монолитность ее одновременного звучания редко нужны Дебюсси.

В то же время деревянные духовые инструменты занимают центральное место в партитурах композитора в силу яркой характерности тембров. Арфа играет в партитурах Дебюсси также большую роль, ибо придает им прозрачность, ощущение воздуха. К тому же тембр арфы сочетается с тембром любого деревянного духового инструмента и каждый раз приобретает особый колорит.

Дебюсси использует многочисленные и разнообразные приемы красочного звучания отдельных инструментов и групп оркестра не как случайное эпизодическое явление, а как постоянный выразительный фактор (например, длительное divisi всей струнной группы или ее отдельных партий, флажолеты струнных и арф, сурдины у всех групп оркестра, glissando аккордами у арф, женский хор без слов с закрытым ртом, обширные соло инструментов с ярко индивидуальным тембром - английского рожка, флейты в низком регистре).

Б. Ионин

Сочинения для оркестра:

Триумф Вакха (дивертисмент, 1882)
Интермеццо (1882)
Весна (Printemps, симфоническая сюита в 2 частях, 1887; заново оркестрована по указаниям Дебюсси французским композитором и дирижёром А. Бюссе, 1907)
Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна (Prélude à l’après-midi d’un faune, по одноимённой эклоге С. Малларме, 1892-94)
Ноктюрны : Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fêtes; Sirènes, с женским хором; 1897-99)
Море (La mer, 3 симфонических эскиза, 1903-05)
Образы : Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия , Весенние хороводы (Images: Gigues, Ibéria, Rondes de printemps, 1906-12)

Похожие публикации