Как устроен ад: Краткий путеводитель. Вопросы об аде и рае Как устроен ад

(19 голосов : 4.3 из 5 )

Александр Ткаченко

Взбесившийся ротвейлер

Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко наказывает грешников? Что такое – геенна огненная? Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? Святые Отцы ответили на такие вопросы еще полтора тысячелетия назад, но знаем ли мы сегодня эти ответы?

«Я с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованье…» В «Божественной комедии» Данте эти слова написаны над входом в ад. А само описание ада, которое итальянский автор эпохи Возрождения дал в своей поэме, на несколько веков стало хрестоматийным для всей европейской культуры. По Данте, ад – это обширное пространство, специально оборудованное для мучения попавших туда грешников. И чем тяжелее грехи умершего человека, тем более ужасным страданиям подвергается его душа в аду после смерти.

Вообще, идея посмертного воздаяния за совершенное зло существует практически у всех народов. Несмотря на множество и разнообразие религиозных верований в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, которое отрицало бы мысль о наказании грешников в загробном мире. И христианская религия не является исключением из общего правила, она тоже утверждает, что совершающие грех люди будут мучиться в аду.

Но здесь-то и возникает проблема. Дело в том, что христианство – единственная религия в мировой истории, которая утверждает, что Бог есть – Любовь. Более того – Любовь жертвенная! Бог христиан стал Человеком, жил среди людей, терпел всевозможные лишения, добровольно принял мучительную смерть на кресте… Бог, пришедший пострадать за грехи людей, Бог, знающий, что такое страдание – ничего подобного нет ни в одной религии мира.

И вдруг этот добрый Бог обещает непокаявшимся грешникам такие загробные муки, о которых в еврейском религиозном сознании до Христа не было даже представления. В ветхозаветном понимании, души умерших людей шли в шеол, место бессознательного пребывания, страну вечного беспробудного сна. Но Христос совершенно определенно говорит: души праведников идут в Царство Божие, души грешников – в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Образ ада как – огненного наказания за грехи, места вечного мучения, геенны – появляется именно в христианском вероучении.

Как это понимать? Получается, что Христос, Который плакал от сострадания чужому горю, Который и на кресте молился о прощении Своих мучителей; Христос, не осудивший ни одного грешника (с огромным множеством которых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отношение к ним после их смерти? Неужели Христос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любящего и заботливого Бога превращается для них в безжалостного и неумолимого судью, более того – в палача и карателя? Конечно, можно сказать, что речь тут идет о грешниках, которые сами заслужили свое наказание. Но Христос учил своих учеников не воздавать злом за зло. Выходит, что сказано это было лишь для людей, а сам Бог за содеянное зло воздает грешникам таким жутким страданием, что страшно об этом даже думать? За несколько десятилетий грешной жизни – вечное мучение… Но почему же тогда христиане утверждают, что Бог есть – Любовь?

Такие вопросы возникают у многих. Но верующим людям проще разрешить свои недоумения. Тому, кто обращался с молитвой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответное прикосновение Руки Божией, больше не нужны никакие объяснения. Верующий человек знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта общения с этим Богом. А вот для невоцерковленного человека вопрос о вечном наказании за грехи, имеющие окончание, нередко становится серьезным препятствием в понимании христианства.

Христос действительно говорил о геенне огненной. Но что такое геенна и почему она – огненная? Откуда взялось это слово и что оно означает? Не разобравшись в этом, просто невозможно правильно понять слова Христа о посмертной участи нераскаявшихся грешников.

Духовная помойка язычества

Читая Евангелие, нетрудно убедиться в том, что Христос не употреблял в своей проповеди богословские и философские термины. Говоря о Царстве Небесном с рыбаками и виноградарями, Он использовал образы, понятные и близкие простым людям, населявшим тогда Иудею. Язык Евангелия – это иносказание, притча, за которой стоит духовная реальность. И относиться к Евангельским метафорам как к прямому описанию этой реальности было бы, по меньшей мере, наивно. Читая притчу, в которой Господь уподобляет Царство Божие горчичному зерну, из которого вырастает дерево, вряд ли кто-нибудь всерьез озадачит себя проблемой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Христос? Но в рассуждениях о геенне современный читатель Евангелия почему-то склонен понимать слова Христа буквально. А между тем, в Евангельские времена любой иудей знал, что такое геенна и где она находится.

Ге-Еннон по-еврейски значит – долина Енномова. Она начиналась прямо за городской стеной Иерусалима. Это было мрачное место, связанное для евреев с самыми ужасными и омерзительными воспоминаниями. Дело в том, что после заключения Завета с Богом израильский народ многократно нарушал этот Завет, уклоняясь в язычество. И долина Енномова была местом поклонения Молоху и Астарте, культы которых сопровождались противоестественными развратными оргиями с храмовой проституцией, жрецами-кастратами и человеческими жертвоприношениями. Там были сооружены тофеты (с финикийского буквально: места сожжения людей) и совершались самые отвратительные и жестокие ритуалы, которые только существовали в древнем язычестве. На раскаленные руки идола Молоха бросали младенцев, и они скатывались в огненное нутро истукана. А в капищах Астарты девы приносили ей в жертву свою невинность. Из долины Енномовой этот ужас расползался по всей Иудее. Даже в Иерусалимском храме царь Манассия установил идола Астарты. Такое беззаконие не могло продолжаться бесконечно, и пророк Иеремия, собрав вокруг себя иудейских старейшин, именно в Ге-Енноне предрек народу Израиля падение Иерусалимского царства за отступление от Бога Истинного.

В VI веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм. Тогда же была навсегда утрачена величайшая святыня еврейского народа – ковчег Завета. Тысячи еврейских семей были угнаны в Вавилон. Так духовный разврат, средоточием которого была долина Енномова, кончился для иудеев эпохой Вавилонского пленения.

Когда евреи вернулись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызывавшим ужас и отвращение. Сюда начали свозить мусор и нечистоты со всего Иерусалима, а для предупреждения заражения здесь постоянно поддерживался огонь. Ге-Еннон превратился в городскую свалку, на которую выбрасывали также и трупы казненных преступников.

Долина Енномова стала у евреев символом гибели язычества и разврата. Смрад и никогда не потухающий на свалке огонь царили там, откуда некогда разливалась духовная зараза, погубившая Израиль во времена Навуходоносора.

Ге-енна была для иудеев частью их быта, такой же понятной, как и сжигание плевел после обмолачивания зерна. Христос употреблял эти образы, чтобы слушающие Его люди как можно глубже прониклись мыслью о гибельности греха. Слова же о неугасающем огне и неумирающем черве – буквальная цитата последнего стиха книги пророка Исайи, также прекрасно знакомой иудеям. И там эти слова относятся не к душам умерших грешников, а к трупам врагов Божиих.

За всеми этими страшными символами, безусловно, стоит не менее страшная духовная реальность. Нам, к счастью, невозможно постичь ее до конца, поскольку полностью эта реальность открывается лишь нераскаянным грешникам после смерти. Но хотя бы отчасти понять причины адских страданий можно, ознакомившись с учением о страстях, которое было составлено Святыми Отцами Восточной Православной Церкви.

Взбесившийся ротвейлер

Что же такое страсти? Представьте, что вам подарили щенка собаки бойцовской или служебной породы, скажем – ротвейлера. Прекрасный подарок! Если собаку воспитывать как положено, дрессировать ее, научить подчиняться командам, то она станет для вас верным другом и надежным защитником. Но если такому щенку не дать надлежащего воспитания, то через несколько месяцев вы обнаружите в своем доме мощное, клыкастое чудовище, которое начнет диктовать вам условия совместного проживания. Такая собака превращается в злобного, неуправляемого зверя, способного покусать, искалечить и даже убить своего нерадивого хозяина.

Подобным образом действует страсть – некое свойство человеческой души, которое изначально было полезным и нужным. Но, неправильно употребляемое человеком, это свойство изменилось, сделавшись для него опасным и злым врагом.

Церковь учит, что человек – удивительное существо, единственное творение, которое Бог создал по Образу и Подобию Своему, вложив в него разум и творческое начало. Но человек был создан не для блаженного безделья. Смыслом его существования должно было стать радостное сотворчество со своим Создателем. Получив от Бога власть над материальным миром, он должен был хранить и возделывать Райский сад, а впоследствии, размножаясь и наполняя лицо Земли, превратить в Рай всю Вселенную. Для этой высокой цели Бог наделил человеческую природу колоссальным творческим потенциалом, огромным количеством различных сил, свойств и способностей, употребив которые на исполнение воли Божией о себе, человек стал бы настоящим царем сотворенного мира. Но Бог создал его не подобием автомата, жестко запрограммированного на выполнение этого плана. Такое сотворчество могло быть реализовано лишь в свободном союзе взаимной любви и доверия двух личностей – Бога и человека. А где нет свободы, там не может быть и любви. Иначе говоря, человек был свободен в выборе – следовать воле любящего его Бога, или нарушить ее. И человек не устоял в этой свободе…

Испорченный дар

После грехопадения он не утратил качеств и свойств, полученных от Бога. Просто эти качества вдруг превратились для него в комплект мин замедленного действия. Лишь выполняя Божий замысел о себе, человек мог использовать свои способности во благо. В любом другом случае они становились источником беды и разрушения. Простая аналогия: топор придуман и сделан для плотницких работ. Но, используя его не по назначению, можно вырубить плодоносящий сад, отрубить себе ногу или убить старушку-процентщицу.

Так и грех извратил все свойства человеческой души. Вместо осознания себя – образом Божиим, человек приобрел самолюбование, гордыню и тщеславие, любовь превратилась в похотливость, способность восхищаться красотой и величием творения – в зависть и ненависть… Все способности, которыми Господь так щедро одарил человека, тот стал использовать вопреки их предназначению. Так в мир вошло зло, так появились страдания и болезни. Ведь болезнь – это нарушение нормального функционирования какого-либо органа. А в результате грехопадения все человеческое естество оказалось расстроенным и начало жестоко страдать от этого расстройства.

Совершая любой грех, человек нарушает волю Божию и заставляет свое естество работать не так, как оно было задумано Богом. Если же этот грех становится для человека источником удовольствия и он совершает его снова и снова, в нем происходит перерождение естественных свойств, употребленных для греховных радостей. Эти свойства выходят из-под контроля человеческой воли, становятся неуправляемыми и требуют от несчастного человека все новых и новых порций греха. И даже если потом, увидев, что это – путь к гибели, он захочет остановиться, сделать это будет очень непросто. Страсть, как взбесившийся ротвейлер, будет тащить его от греха к греху, а при попытке остановиться покажет клыки и станет безжалостно терзать свою жертву. Это действие страстей легко можно проследить в трагической судьбе наркоманов и алкоголиков. Но наивно было бы думать, будто ненависть, блуд, зависть, гнев, уныние и т.п. – менее разрушительны для человека, чем непреодолимая тяга к водке или героину. Все страсти действуют одинаково страшно, так как имеют общий источник – искалеченную грехом человеческую природу.

Огонь, страшней огня

Страдания, которые неудовлетворенная страсть причиняет человеку, очень напоминают действие огня на человеческое тело. Не случайно Святые Отцы, говоря о страстях, постоянно употребляли образы пламени, жжения, горящих углей, и т.п. Да и в нецерковной, светской культуре не нашлось лучшего определения для страстей. Тут и «воспылать страстью», и «сжигаемый страстями», и знаменитое лермонтовское: «…одна, но пламенная страсть», и популярный рекламный слоган: «Зажги огонь страсти…». Зажечь-то его легко, а вот потушить потом – невероятно трудно. Но люди почему-то очень легкомысленно относятся к этому огню, хотя все мы на собственном опыте знаем его действие. В одних он – тлеет, в других – горит, а кого-то – сжег дотла на наших глазах. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть хронику криминальных происшествий в любой газете.

…Мужчина. Непьющий. С высшим образованием. Во время семейного скандала ударил жену – и случайно убил. Потом задушил малолетнюю дочь, чтобы она его не выдала. Потом понял, что натворил, и – повесился.

…Женщина. Учительница. Из ревности облила соперницу серной кислотой.

…Другая женщина. Решив покончить с собой, выпила флакон уксусной эссенции. Ей спасли жизнь, но на всю жизнь она осталась инвалидом.

…Отец двоих детей. Директор учреждения. Очень добросовестный работник. За несколько месяцев просадил на игровых автоматах огромную сумму казенных денег. На суде сказал: «Когда я играл, я не владел собой…».

Люди не владеют собой. Огонь страстей нестерпимо жжет их, требуя совершать грех снова и снова. И в конце концов загоняет их в тюрьму, на больничную койку, в могилу… Это очень похоже на безумие, но подобными историями наша жизнь буквально переполнена. И если бы смерть прекращала эти страдания, она была бы для человека величайшим благом. Но Церковь прямо говорит об обратном. Вот слова преподобного о страстях, действующих в душе человека после смерти тела: «…Душа, находясь в теле сем, хотя и ведет борьбу от страстей, но имеет и некоторое утешение оттого, что человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, она остается одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежом и терзается ими, так что она даже не может вспомнить Бога; ибо самое памятование о Боге утешает душу, как и в псалме сказано: «Помянух Бога и возвеселихся», но и сего не позволяют ей страсти».

«Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится и отнюдь не вспоминает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать страсти. Однако он еще здесь находится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная?»

Страсти сравнивают с огнем, но это не совсем правильно. Потому что страсти гораздо страшнее огня. Огонь может мучить человека лишь непродолжительное время, потом срабатывает защитная реакция организма и человек теряет сознание. Потом умирает от болевого шока.

А вот когда огонь страсти терзает человека всю жизнь, а после смерти лишь многократно усиливается…

Тем и страшен грех, что рождает в душе человека страсти, которые после смерти станут для него неугасимым адским пламенем.

Ложь ада

«Был правдою мой Зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен…
…Входящие, оставьте упованья.»

Лимбом, и на самом деле, говоря о нем, поэт рассказывает не столько об аде, сколько о чистилище. Именно в Лимб попадают дети, умершие до крещения, а также все славные своими делами язычники. Именно там находится Вергилий и многие античные философы, поэты, драматурги, воители. Лимб – вовсе не страшное место, и там нет мучений, поскольку находящиеся на этом люди виноваты лишь в том, что не были христианами при жизни.

Возле спуска на второй кругада демон Минос распределяет грешников согласно их и решает, кто какую кару заслужил при жизни. Попав на второй круг, поэт видит адский вихрь, в котором бесконечно кружатся души сладострастных людей. Там много любовников, не расстающихся после смерти, и там же оказались Клеопатра и Елена Прекрасная.

Правитель третьего круга – Цербер. Там он охраняет тех, кто при жизни часто грешил обжорством. Души, находящиеся в этом месте, в грязи под страшным ливнем. Спустившись ниже, на четвертый круг, поэт видит демона Плутоса – того, кто охраняет и карает скупцов и расточителей. В этом месте можно увидеть множество кардиналов, пап и других духовных лиц, которые бездумно тратили богатства и присваивали себе чужие деньги. Пятый же круг представляет собой Стигийскую низину, где бесконечно тонут и мучаются люди, грехом которых стали гнев и лень. Они погружены в болото, которое не позволяет им выбраться, но и не уничтожает.

Четыре нижних круга ада

Шестой круг ада вселяет ужас даже в тех, кому надо лишь пройти через него. Он полон гробниц, объятых огнем. Из этих гробниц доносятся крики запертых внутри еретиков, вечно горящих и не сгорающих. Чтобы пройти между ними, приходится ступать очень осторожно, поскольку к седьмому кругу ведет узкая дорога, а вокруг полыхает пламя. Возле следующего «этажа» ада Вергилий и Данте видят могилу папы Анастасия, который также получил свою кару за ересь.

Седьмой круг представляет собой сжатую горами местность, посреди которой течет кипящая кровавая река. В ней бесконечно варятся тираны, насильники и разбойники, а кентавры стреляют в этих грешников из луков. Именно там поэт видит Минотавра и кентавра Несса. Случайно сломав одну из веток куста, увидев черную кровь и услышав мучительный стон, он узнает от своих провожатых, что в этих кустах заключены души самоубийц. Там же мучаются, сжигаемые огнем, те, кто предавался однополой любви, и в их числе учитель Данте Брунетто Латини.

Спустившись на восьмой круг на летающем звере Герионе, поэт видит 10 рвов – по одному на преступление. Там томятся соблазнители женщин, льстецы, торговцы церковными должностями, колдуны, взяточники, лицемеры, воры, коварные советчики, сеятели смуты и алхимики. Наконец, девятый круг ада – это ледяное озеро, в котором Люцифер вечно истязает предателей, включая Иуду, тех, кто пошел против родных людей, убийц, мучителей.

Есть ли жизнь после смерти, куда мы идем после смерти, и что происходит в загробной жизни?

Бесчисленное множество исследований по всему миру ясно указывает на то, что жизнь после смерти существует. Различные учреждения проводили исследования о загробной жизни, опыте близкой смерти или о сознании после смерти , находя доказательства того, что жизнь продолжается и после смерти. Было много случаев почти смертельного опыта, когда люди сталкивались с загробной жизнью, например, или встречали своих близких, которые умерли . Во всех зарегистрированных случаях о перерождении было отмечено, что существует неопределенный промежуток времени между смертью человека и его воплощением на Земле.

Итак, куда мы идем после смерти до нашей реинкарнации на Земле? Существует ли один план бытия или их много? Если да, то какие факторы определяют, ? В данной статье мы предлагаем вам познакомиться с ответами на эти и другие вопросы о жизни после смерти . Эти ответы получены в результате , проведенных искателями из Фонда исследований основанных на духовной науке (SSRF) с высокоразвитым шестым чувством (ЭСВ).

Духовное исследование показало, что человек состоит из четырёх основных тел:

  • Физическое
  • Ментальное
  • Каузальное или тело интеллекта
  • Причинно-следственное тело или тонкое эго

На картинке ниже можно увидеть, как мы устроены.

Каждая зона Ада (Патал ) имеет подзону (Нарак ). Эта подзона выделена для худших из призраков (деманов, бесов, отрицательных энергии, и т.д.). Они проходят там более суровое наказание, чем в основной зоне Ада.

Жизнь продолжается после смерти либо в положительных, либо в отрицательных плоскостях существования.

Обратите внимание:

1. Несмотря на то, что мы показали вам зоны одну над другой, в реальности они все находятся в одном пространстве. Земля единственная грубая (физическая) зона, тогда как другие все более и более тонкие и невидимы для материального видения. На нашей планете есть люди, которые в соответствии со своими мыслями и чувствами относятся к разным уровням этой Вселенной. Например, Святой у которого выше 70%, направляются на позитивные зоны Рая и выше. Тогда как человек с мыслями вора направляется к 1ой зоне Адa, а тот кто думает о причинении зла другим ко 2ой, человек, планирующий убийство относится к 7ой зоне Ада и т.д. Однако, никто не может пройти через 2 разные зоны одновременно (позитивную и негативную).

2. Чистилище в действительности, расположенo вдали от Бога. Тем неменее мы изобразили ее как позитивную зону, так как душа из этой зоны имеет возможность опять родиться на Земле, чтобы расти духовно. Но если душа попадает в одну из зон Ада, то вероятность рождения на Земле, чтобы расти духовно, весьма незначительна.

Объяснение цветовой гаммы

  • Земля изображена красноватой, так как она представляет действие (компонент Раджа ). Это eдинственная физическая зона, где у нас есть физическое тело, чтобы сделать что-то.
  • Рай изображён розовым и представляет достаток и счастье.
  • Желтый цвет представляет духовные знания и преобладание качества благости. Более высокий уровень окрашен почти белым, что означает близость к непроявленной первопричине Бога.
  • Зоны Ада представленны от темных к черным цветам, так как они преобладают компонентом Тама .

3. Характеристики позитивных зон во Вселенной

Уровни вселеной¹ Духовный уровень % Доля саттва компонента Тип человека Преобладаящее тело 6 Преобладающая эмоция
Сатьялок 90 95 Близок совершенству Тонкое его /Сверх-причиное Саттвическое счастье (5%)
Блаженство и спокойствие (95%)
Тапалок 80 90 Высоко образованный Интеллект/Причинное Саттвическое счасье (25%)
Блаженство и спокойствие (75%)
Джаналок 70 85 Средне образованный Интеллект/Причинное Саттвическое счастье (50%)
Блаженство и спокойствие (50%)
Махалок 60 5 80 Образованный Интеллект/Причинное Саттвическое счастье 9 (75%)
Блаженство и спокойствие (25%) 10
Верхний Рай 50 75 Больше заслуг Интеллект/Причинное Больше счатсья
Нижний Рай 40 4 60 Меньше заслуг Ментальное тело или ум Меньше счастья8
Чистилище
(Бувалок) 2
25 40 Средний Желания, часть ментального тела Несчастье7
Земля 20 3 33 Средний Физическое Счастье/Несчастье

Примечание (красных номеров в таблице):

  1. Каждая из позитивных и негативных зон в отличии от Земли всё тоньше и тоньше. Под «тонким» мы подразумеваем, что они вне понимания пяти чувств, ума и разума. Сатьялок самая тонкая зона из всех высших зон, её очень сложно ощутить, за исключением очень высокого экстро-сенсорного чувства.
  2. Из-за отсутствия духовной практики, большенство душ нашей эпохи уходят на Чистилище или на одну из зон Ада. Обычно, мы уходим в Чистилище, когда наши недостатки достигают 30%. Эти недостатки включают злые умыслы по отношению к другим и множество нереализованных желаний. В таком состоянии, очень большая вероятность быть атакованными призраками более высокого ранга.
  3. Земля – единственное место существования, где находятся души разного духовного уровня. Поэтому после смерти, каждый уходит на ту Зону, которая соответствует его уровню.
  4. Для того, чтобы уйти в Рай, нужно достичь не менее 60%. Пожалуйста, обратитесь к статье, которая объясняет, что такое духовный уровень и даёт . В общем, по мнению духовной науки, для того чтобы попасть в Рай или выше, нужно действовать в соответствии с принципами осознания Бога. Можно применить следующие три ступени:
    • Действия, совершённые без деятеля, то есть с пониманием того, что Бог Сам достигает результаты и я не могу присвоить себе плоды.
    • Действовать без ожидания одобрения или признательности.
    • Действовать без ожидания результата.
    • В деятельности больше всего ценится отношение к ней, нежели само действие.
  5. Чтобы достичь зон выше Рая, нужно достичь духовного уровня выше 80%. Это возможно только через непрерывную духовную практику в соответствии с шестью принципами духовности и минимальным эго.
  6. Под преобладающим телом мы имеем ввиду тело, которое более активно, то есть ум, интеллект и тонкое эго. Например, в Чистилище, тонкое тело все еще имеет много желаний и привязанностей. В результате оно часто становятся призраками, чтобы достичь тех или иных желаний. Это ослабляет их и позволяет призракам более высокого ранга из нисших зон взять над ними контроль, используя их страстные желания, чтобы повлиять на людей.
  7. В Чистилищу, существует какое-то счастье. Однако, несчастья на много сильнее в сравнении с несчастьями на Земле.
  8. В Райе души испытывают безграничное счастье. Оно намного превосходит счастье на Земле качеством, количеством и продолжительностью. Чем выше уровень позитивных зон, тем более качественно счастье и отсутствует несчастье.
  9. Сатвик счастье означает то счастье, которое мы приобретаем в процессе помощи другим без ожидания. Когда эго задействовано, оно становиться раджасик .
  10. Спокойное состояние превосходит блажество.

3.1 Позитивные Зоны и перерождение на Земле

Те души, которые находятся в зоне ниже Махалока , должны переродиться на Земле, чтобы отработать свои счета с другими и завершить свою судьбу.

Когда душа достигает Махалок и Джаналок после смерти, то это значит, что её духовный уровень 80%. И такая душа больше не перерождается на Земле, незначительный остаток судьбы она может отработать на этих зонах. Однако, эта возвышенная душа может по собственному желанию сново родиться на Земле для того, чтобы помочь людям в их духовном развитии.

В редких случаях, некоторые души, достигшие 60% духовног уровни, могут достичь Махалок . Там берется во внимание дальнейшее духовное развитие. Путем духовного исследования мы обнаружили, что существует пять факторов, влияющих на возможность дальнейшего развития.

  • Высокий уровень
  • Низкий уровень эга
  • Сильное желание духовного роста
  • Занятие регулярной духовной практикой более высокого уровня
  • Влияние или отсутствие влияния негативной энергии

Подверженный влиянию негативной энергии может очень сильно препятствовать возможности духовно расти. Даже когда уровень человека находится на 65%, его возможность достичь более высоких зон как Махалок , ограничена.

Когда душа достигает Тапалок или Сатьялок , то она больше не рождается на Земле, но продолжает духовную практику, до тех пор, пока она не соединится с Богом.

3.2 Важность существования зоны Земли

Зона Земли очень важна, так как это единственная зона, где мы можем обрести быстрый духовный рост и очень быстро отработать счёт “Давать-брать” или карму . Причина в том, что благодаря грубому-физическому телу мы можем совершать определённые аскезы для духовного роста, а также подняться над невежеством.

Другие зоны, где можно продолжить духовный рост это Махалок и выше. В Раю душа рискует попасть в капкан бесконечных наслаждений, которые эта зона предлагает. В Чистилище и Адской зонах страдания от наказаний и беспокойств столь велики, что практически не возможно найти силы, чтобы практиковать духовность.

4. Что такое Ад и что там происходит?

  • Чем ниже уровни Ада, тем все больше уменьшается , и атмосфера становится неподходящей для ощущения счастья.
  • В этих зонах существуют призраки, которые занимаются духовной практикой, чтобы обрести силу. Самые могущественные предводители призраков находятся на седьмом уровне Ада. Их духовный уровень достигает 90%, как и у Святого. Они контралируют всех, в том числе и более духовно-слабых призраков.
  • Во всех зонах Ада от 1й до 7й, протяженность счастья драмматически сокращается, а нестястье возростает. Единственное утешение душа испытывает, через приятные воспоминания прошлой жизни. Но, также и память о физической боли, унизительных событиях, недостигнутых желаний, таких как, образование, ожидания от детей и жизни в целом, карьере, и т.д., доставляют ей дополнительные страдания.
  • Степень наказаний/боль испытываемых в разных зонах Ада, постоянно ростет. Что касается под-зон Ада (Накар ), то там продолжительность страданий в два раза длиней по сравнинию с основными зонами Ада. Например, если взять во внимание наказание в первой зоне Ада в 100%, то сила наказания в первой под-зоне на 50% больше, что составляет 150%.

Следеющая таблица, показывает пример средней величины счастья и несчастья испытываемых в разных зонах Ада.

5. Пeредвижение души между тонкими зонами Вселенной

Душа достигает той зоны, которая соотвествует её основным компонентом, таким как . Это также относится к её духовному уровню. Следовательно, душа не может перейти из более низких позитивных зон в более высокие, а также из первых негативных зон Ада уйти в более низкие зоны. Это можно сравнить с тем, как люди живущие на равнинах, испытывают затруднение в дыхании в горах.

6. Что определяет, куда мы уходим после смерти?

В момент смерти, физическое тело становится бездеятельным, а душа поддерживающая жизнь в этом теле высвобождается в пространство. Жизненная энергия души уводит её из зоны Земли. Также как, вес снаряда имеет значение в том, как далеко он долетит, вес души тоже определяет на какую зону она уйдет.

«Вес» тонкого тела, первым делом определяется каличеством невежества в тонком теле души.

Три основных качеств: Каждый из нас состоит из трёх основных качеств или гун. Эти качества, духовны по своей природе и характеризуют нашу личность.

  • Сатва : Чистота и знание
  • Раджа : Действие и страсть
  • Тама : Незнание и лень которые присутствуют в человеке среднего уровня составляют до 50%

Пожалуйста, прочитайте статью о трёх основных качествах присутствующие в природы.

Чем больше в нас Раджы и Тамы , тем больше проявлены следующие характеристики, которые добавляют вес нашему тонкому телу и влияют на то, куда мы уйдем после смерти:

  • Сильные привязанности к материальным вещам и эгоизм
  • Не удовлетварённые желания
  • Чувство мщения
  • Большое количество неправедных деяний
  • Большое количество пороков таких как: гнев, жадность, страх и т.д.
  • Высокий уровень эго: имеется ввиду на сколько человек отождествляет себя с телом, умом и интеллектом в сравнении с душой
  • Результат низкого духовного уровня

Постоянное снижение пропорции Тамы зависит от непрерывной духовной практики в соответствии с шестью основными принципами духовности. Улучшением психологического состояния от чтения книг из серии «помоги себе», стараясь действовать благочестиво на всех уровнях.

6.1 Важность состояния ума в момент смерти

В отличии от того, что мы уже сказали выше, очень важно состояние ума в момент смерти. Это состояние обычно относится к количеству основных качеств нашей природы.

Если человек активно занимается духовной практикой, во время смерти, например , то влияние на него желаний, привязанностей, призраков и т.д. будет минимальным в сравнении с тем, если бы он не воспевал. Также это делает тонкое тело легче, соответсвенно, если он умрёт во время воспевания, то он уйдет в позитивную зону.

Если в момент смерти человек сможет придаться Богу в процессе воспевания, то он достигнет еще лучшую зону. Так как покинув тело, душа больше не имеет возможности увеличить эго. Также, всю ответственность за её дальнеёший путь несёт её .

6.2 Кто уходит в Ад?

В таблице указаны действия совершенные нами при жизни, которые отвечают за то, на какую из зон Ада мы уйдем.

Такие факторы как продолжительность, намерение и степень наших злодеяний намного важнее, чем сам его поступок, при определении того, в какую из зон Ада мы попайдем.

7. Самоубийство и жизнь после смерти

Существует два типа смерти относящиеся ко времени.

Предназначенная смерть: Это время никто не может избежать.

Возможная смерть: Это когда возможна сместь. Любой человек может попасть в предсмертное состояние, но выжить благодаря своим благочестивым деяниям.

В тех случаях когда человек проходит через неопределённый кризис в личной жизни или в состоянии сильного ментального расстройства, он может думать о самоубийстве. Призраки (демоны, бесы, негативная энергия) тоже увеличивают состояние дипрессии и даже талкают его на крайность к совершению этого действия. Однако, самоубийство это умышленное действие которое совершается когда человек проходит фазу возможной смерти по своей судьбе.

Рождение на Земле очень редкий случай и он даётся нам в оснавном для того, чтобы мы могли духовно расти. Когда мы убиваем кого-то, то мы создаем счёт “Давать-брать” с этой душой. Однако, совершая самоубийство мы растрачиваем возможность для дальнейшего роста и нарабатываем сильнейший грех. Последствия таковы, что такая душа уходит на 7ю зону Ада, где-то на 60.000 лет. Это место где нет света, похоже на тюремное заключение в одиночной камере. Так как там нет никого, кто бы дал душе духоные знания он прибывает в полном духовном невежестве.

8. Почему происходит задержка между перерождением?

Во время исследований путём погружения в гипнотический транс для определения прошлых жизней, было определено, что премежут между перероджением на Земле может быть в приделах от 50 до 400 лет по земному исчислению. Причины в следующем:

  • Душа находится в Чистилище или в Раю на определённый промежуток времени для того, чтобы отработать свои благочестивые или греховные поступки.
  • Обстоятельства на Земле должны подходить для того, чтобы завершить свои счета “Давать-брать” с душами с предыдущего рождения. Всё это в соответствии с законом Кармы . Перерождение души задерживается до тех пор, пока другие души с которыми им надо отработать свои счета тоже будут готовы к перерождению.
  • Иногда, в связи с регрессией прежних жизней, челек не может вспомнить свои перерождения в соостоянии транса. Это происходит из-за того, что некоторые перерождения прошли без особых впечатлений или очень короткими и человек не помнит никаких деталей из них.

В том случае, если душа попала в самые низкие уровни Ада, то промежуток между её перерождением на Земле может достигать и тысячилетия. Они пребывают там до тех пор, пока полностью не пройдут наказание за свои греховные действия. В большинстве случаев, душа прибывает там до разрушения Вселенной .

9. Заключение

Приведенные выше факторы различных зон Вселенной, дают нам неплохое представление о возможных последствиях жизни после смерти. Только благодаря духовной практике или благочестивых поступков, душа может достичь более высоких зон и благодаря этому наслаждаться своим прибыванием там. Также, с этих зон большая вероятность для души переродиться на Земле, чтобы попасть в условия благоприятные для духовной практики. Благодаря чему, душа сможет достичь более высоких зон и закончить свой цикл рождений и смертей. Учитывая нашу эпоху раздора (Калиюгу ), существует совсем небольшая вероятность попасть туда.

Попадая в одну из низших зон, таких как Чистилище или Ад, душа остаётся там тысячилетиями, пока полностью не отработает свои грехи, проходя через суровые наказания.

Занимаясь духовной практикой на Земле в эту эпоху, в соответствии , мы можем быть уверены, что у нас есть возможность достичь более высоких уровней существования после смерти.

Безгрешных людей не существует, но, судя по красочным рассказам вероучений, места в аду хватит всем. Пожалуй, нет на свете человека, который бы ни разу не слышал байки про инфернальных существ. У каждого народа существует свое представление о том, что ожидает грешников после смерти.

Древние египтяне, например, верили, что после смерти человек попадает на суд, где властвует царь мертвых – Осирис. Грехи и благодеяния человека тщательно взвешиваются, после чего провозглашается приговор. Если человек признан заядлым грешником, то он попадает на съедение страшному монстру Аммату.

Попасть в ад древних греков не так-то просто. Если не заплатить перевозчику Харону, то можно на веки вечные так и остаться у берегов мрачной реки Стикс. Тех же, кто удачно доберется до царства Аида, встречает трехглавый пёс Цербер. Проходная работает только в одну сторону: выйти пёсик уже не даст. В огромном зале душа человека предстает перед судьями, в числе которых сам Аид. Чаще всего они сбрасывают души в Тартар, где те отбывают наказания за грехи. За ними присматривают богини мщения Эринии. Здесь можно повстречать героев известных мифов: Сизифа, Тантала, Иксиона.


Мусульмане отправляют грешников в преисподнюю, состоящую из семи кругов. В первом томятся погибшие неправильной смертью, во втором – вероотступники, в третьем – язычники. В четвертом и пятом кругах обитают джинны-демоны. Шестой предназначен для христиан и иудеев, а седьмой – для лицемеров. Души грешников постоянно поджариваются на огне, едят ужасную пищу и пьют зловонный кипяток. После этого их кожа и внутренности регенерируются, и все повторяется снова и снова.

Христиане за весь период своего существования предприняли массу попыток объяснить структуру ада. Некоторые даже помещали его высоко в космос, на Солнце или на кометы. Чаще всего – в центр Земли или же в параллельное измерение. Самая распространенная версия принадлежит Данте Алигьери. Он очень красочно описал ад в своей «Божественной комедии».

Согласно Данте, пройдя через лес, душа попадает в ад. В преддверие его уже свершается кара над теми, кто в жизни был пассивен и нейтрален, не совершал ни плохого, ни хорошего – их мучает целый рой ос. Далее следует ад, который есть тело самого Люцифера, состоящий из девяти кругов. Они предназначены для грешников разной степени. Степень тяжести наказаний увеличивается с каждым последующим кругом. Итак, первый круг предназначен для некрещеных, нехристиан. Второй населяют прелюбодеи, третий – чревоугодники. Скупцы и расточители вместе томятся в четвертом круге. Гнев и лень наказываются в пятом, лжеучения – в шестом. Седьмой круг для насильников, восьмой – для обманщиков и воров. Самый страшный, девятый, и самое ужасное наказание ожидает предателей. Сам Люцифер терзает предателей, по мнению Данте, наиболее вероломных: Иуду, Кассия и Брута.

Как бы ни был разнообразен ад, все рассказы о нем сводятся к тому, что каждый грешник получит наказание по деяниям своим. Так что у живущих еще есть шанс задуматься.

Был ли ад сотворен Богом или откуда он возник, можно ли в аду молиться, каяться и есть ли возможность спастись из ада, если уже туда попал? Рассуждает протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА.

Сошествие во ад - фрагмент иконы из Ильинской церкви в Вологде. Дионисий Гринков, 1567/1568 г.

Бог ада не творил

Ад, или геенна огненная, в Православии противопоставлен Царству Небесному. Но если Царство Небесное – это вечная жизнь и блаженство, получается, ад – это тоже вечная жизнь, только в мучениях? Или что-то другое?

Чтобы на этот вопрос ответить, нужно договориться о терминах, то есть о том, что мы понимаем под жизнью. Если мы под жизнью понимаем Бога, потому что Он и есть Жизнь, и источник жизни (Ин.1.4), то сказать, что ад -- это жизнь, мы не можем. С другой стороны, если Сам Христос, указывая на тех, кого Он осуждает на Страшном суде, говорит: «Сии пойдут в муку вечную», и слово «вечная» здесь подразумевается в значении «никогда не заканчивающееся время», а может быть «что-то выходящее за рамки времени», то можно предположить, что, если человек переживает муку, испытывает страдания, значит -- он жив, его жизнь продолжается. Поэтому можно сказать, что, действительно, ад -- это то, что наследует после Страшного суда душа, соединенная с телом, навечно.

Православное понимание ада было сформулировано достаточно полно еще в эпоху Вселенских соборов, когда жили наши великие церковные учителя, и с того времени качественно не изменилось. Единственный вопрос, который беспокоит православное богословие, когда мы говорим об аде, -- вопрос апокатастасиса, возможности всеобщего спасения. Основы этого учения были сформулированы Оригеном (III в.).

Однако оно никогда не было признано учением православного богословия. Но в каждом поколении учение об апокатастасисе находит своих сторонников, и Церкви приходится делать постоянные разъяснения о его неверности. Сложность с уяснением этого вопроса для многих связано с тем, что в Священном Писании четко утверждается: Бог есть Любовь. И понять, как может Любовь пойти на то, чтобы Свое создание, вызванное из небытия тоже любовью, отправить на вечные мучения – невозможно. Учение об апокатастасисе предлагает свой вариант ответа.

В псалме 138 есть строка: «Сойду ли в преисподнюю (ад), и там Ты». Может ли в сотворенном Богом мире быть где-то такая область, где Бога-Творца нет?

Ощущение того, что Бог везде и наполняет Собою, Своим присутствием все, было и у ветхозаветного иудея, есть оно и у христианина. По апостолу Павлу, пакибытие или то эсхатологическое свершение, которого мы ждем, обозначается очень просто: «Там будет Бог всяческая во всех» (1Кор.15:28) Но тогда какой вопрос должен быть поставлен: Бог - везде, но как я Его переживаю и воспринимаю?

Если как Любовь, если Его воле благой и совершенной я соподчинил свою, -- не по долгу или принуждению, а по желанию и любви, то мое с Ним общение действительно будет раем. Ведь само по себе состояние блаженства, счастья переживается человеком только тогда, когда то, чего он хочет, осуществляется. В раю будет осуществляться одна лишь Божественная воля. Собственно, рай – потому и рай, что в нем только одна божественная воля и будет. И человек будет воспринимать это место как рай лишь в одном случае – если его воля будет целиком и полностью совпадать с Божественной волей.

Но если все не так, если моя воля не согласна с волей Божией, если она отклоняется от нее хоть на йоту, то рай для меня тут же перестает быть раем, то есть местом блаженства, наслаждения. Ведь там происходит то, чего я не хочу. И, оставаясь раем объективно, и для других, для меня это место становится местом мучения, где мне нестерпимо становится от присутствия Бога, потому что меня Его свет, Его теплота не согревает, а сжигает.

Здесь можно вспомнить выражение святителя Иоанна Златоуста: «Бог потому и благ, что геенну сотворил». То есть Бог по своей любви к человеку и по дарованной ему свободе дает возможность быть или с Богом, или без Него, в зависимости от состояния души, а за это во многом человек ответственен сам. Может ли человек блаженствовать с Богом, если его душа хочет мести, злобится, похотствует?
Но Бог ада не творил, так же как не творил смерти. Ад -- следствие искажения воли человеческой, следствие греха, территория греха.

Как в рай попал дьявол?

Если для пребывания в раю надо быть согласным с волей Божией, то как в рай попал змей-дьявол, который прямо-таки разгуливал там (еще не проклятый ползать на брюхе), не смущаясь даже присутствием Бога?

Действительно, на первых страницах Библии мы читаем о том, как Адам с Евой в раю беседуют с Богом, и это общение с Ним «во гласе хлада тонка» для наших прародителей было блаженно. Но в это же время в раю находится тот, кто рай таковым не воспринимает, -- это дьявол. И он в раю искушает злом Адама и Еву.

О том, как попал в рай дьявол, богословие не говорит. Есть предположения, что для дьявола, который вселяется в змия, возможно, это место еще не было в буквальном смысле закрытым, не было окончательности в решении его судьбы, не стоял для него херувим с огненным мечом, как позже, после грехопадения, он был поставлен для человека. Потому что Бог, возможно, и от дьявола ожидал исправления. Но обман человека дьяволом влечет за собой окончательное проклятие Божие в адрес дьявола. Ведь до этого мы нигде не слышим слов проклятия по отношению к нему. Может быть, Бог, как любящий свое творение, еще давал возможность пребывать в раю и ему? Но дьявол для блага этой возможностью не воспользовался.

О том, что рай не есть некая территория или внешнее состояние, объективно независимое от человека, а состояние, как раз напрямую связанное с его самосознанием и мироощущением, по толкованию некоторых библеистов, говорится в первой главе Евангелия от Иоанна, в прологе: «В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4).

Именно благодаря общению с Господом, вкушению от Древа жизни, прародители ощущали рай -- раем, то есть жизнью и светом, которые были неотъемлемой частью их естества, тем дыханием жизни, о котором говорит Писание. Но следующий стих: «Свет во тьме светит, и тьма его не объяла» (Ин.1:5), говорит уже о времени после грехопадения, когда Бог, Божественный свет, для человека становится внешним объектом, поскольку покинул человеческое естество: Дух Святой оставляет человека. И человек становится смертным, потому что уже не в состоянии вместить в себя Бога.

Под тьмой в этом стихе может подразумеваться также место, где нет Бога, не объективно, а по восприятию. Здесь можно сделать параллель с другим евангельским отрывком – из Евангелия от Матфея (6:22-23): «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; Если же око твое будет худо (темно), то все тело твое будет темно».

А дальше так: «Итак, если свет, который в тебе, -- тьма, то какова же тьма!» О чем здесь Христос говорит? Возможно, о том же, что рай и ад, как свет и тьма начинаются в самом человеке здесь, на земле. В Евангелии от Луки Христос уже совершенно определенно говорит, что: «Не придет Царство Божие приметным образом. Ибо вот, Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).

Об аде в Евангелии нет похожих слов, но, исходя из евангельской логики, это относится и к аду. Можно сказать, что и ад не приходит приметным образом. И ад внутрь нас есть.

Конечно, в текстах евангельских и ветхозаветных нередко встречается чувственное, детализированное описание ада. Здесь мы должны понимать, что это в определенном смысле антропоморфизмы, нечто, приспособленное к восприятию человека. Если мы посмотрим на то, как рассуждали об аде святые отцы, то увидим, что они всегда снимали с повестки дня эти чувственно детализированные жуткие образы со сковородками, железными крюками и соляными озерами.

Василий Великий об адских мучениях писал, что те, кто делает зло, воскреснут, но не для того, чтобы на сковородке жариться, а «на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость тех грехов, которые сделаны были, ибо жесточайшее из всех мучений – это вечный позор и вечный стыд».

Иоанн Златоуст, известный склонностью к буквальному толкованию, комментируя слова Христа о скрежете зубов и черве неусыпаемом, о вечном огне, никак не касается самих образов, а говорит: «Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лице Спасителя отвращается от нас и не хочет на нас смотреть». И для Златоуста ад сводится к тому, что Бог от тебя лицо Свое отвращает. И что может быть страшнее?

Можно ли в аду покаяться?

В Евангельской притче о богаче и нищем-Лазаре говорится, что богач, попав после своей жестокой жизни в ад, каялся и просил праотца Авраама, чтобы послать весть к его родственникам, чтобы и те покаялись. Значит, в аде возможно покаяние?

Вопрос покаяния – ключевой вопрос спасения. Когда Господь на Страшном суде отсылает грешников во ад, то Он этим свидетельствует, что человек осуждается именно за нежелание приносить покаяние в своих грехах, за нежелание исправления. Ведь казалось бы, ну был человек неверующий, но вот настал Страшный суд, пришел Христос, все открылось, покайся, и тогда спасешься!

Но не так все просто. Неслучайно Церковь постоянно говорит о том, что для покаяния отведено время земной жизни.
Есть учение Церкви о так называемых смертных грехах. Они так называются, конечно, не потому, что за них нужно человека убивать.

Речь идет о том, что, совершая смертный грех и не каясь в нем, человек каждый раз умирает для вечной жизни, каждый раз как будто принимает яд, а от противоядия – покаяния отказывается. Решившись так поступить, он преступает определенную черту, выходит за ту точку возврата, после которой уже не может покаяться, потому что его воля, его душа отравлены грехом, парализованы. Он – живой мертвец. Он может осознавать, что Бог есть и у Бога правда, и свет, и жизнь, но он всего себя уже истратил на грех и стал неспособен к покаянию.

Покаяние ведь не значит сказать: Ой, Господи, прости, я не прав. Подлинное покаяние -- это значит взять и поменять свою жизнь, с черного на белое. А жизнь-то прожита и истрачена на грех. На добро ее не осталось.

Примеры нераскаянности мы видим в Евангелии. Когда фарисеи с саддукеями идут к Иоанну Крестителю креститься на берега Иордана вместе со всем народом, он их встречает словами: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3:7). Эти слова, по объяснению толкователей, -- не вопрос Крестителя, а его утверждение о том, что они, идя к нему, покаяться уже не могут. И потому они -- порождения ехидны, то есть чада дьявола, который, как и ангелы его, настолько укоренились во зле, что покаяться уже не способны.

А богачу из притчи Авраам говорит: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Ничего не может сделать Авраам.

Но эта притча, рассказанная Самим Господом, была рассказана Им до Своего Воскресения. И мы знаем, что по Воскресении Своем Он сошел во ад и вывел всех, кто захотел с Ним пойти. В одном из своих посланий апостол Петр говорит, что Христос и находящимся в темнице духам проповедовал и всех грешников, еще со времен Ноя смытых потопом, но раскаявшихся, вывел из ада.

Никакого противоречия здесь нет. Человек предупрежден о том, что грех – это путь к смерти. На покаяние у нас есть время – вся жизнь. До Страшного суда Церковь молится и за усопших, тех, кто не успел покаяться при жизни. И мы верим, надеемся, что Бог слышит наши молитвы. Но мы также верим, что после Страшного суда время на покаяние не останется.

Но если образ Божий в человеке неуничтожим, может ли наступить момент, когда покаяние – невозможно? Если человек не может покаяться, значит, в нем ничего Божиего не осталось, и дьявол, не победил, конечно, но все же отвоевал себе «кусок территории»?

Когда мы говорим об образе Божием, нужно понять, в чем он выражается. Есть образ Божий, и есть подобие Божие. Образ, соединенный с подобием, делает человека достойным Бога. Их сочетание и говорит о согласии воли человека с волей Бога.
Образ Божий есть в каждом человеке, подобие – не в каждом. Сотворяя человека Своим словом, Бог говорит: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26) и образ здесь -- есть то, что вложено в человека от начала и неуничтожимо, его божественные качества -- вечность и свобода. Подобие -- потенциал, который человек должен сам раскрыть.

Уподобиться Богу мы можем через выполнение заповедей, жизни по воле Божией. Как имеющий в себе неуничтожимый образ Божий, своей свободной волей человек выбирает – в ад или в рай. Прекратить свое бытие мы не можем.

Говорить о том, что дьявол победил, можно было бы до пришествия Христова. И победа дьявола выражалась, в первую очередь, в том, что всякая душа, и праведника, и грешника, нисходила в ад. А вот после того, как Господь смертию смерть попрал, уже можно спросить, и святитель Иоанн Златоуст этот вопрос в свое время поставил -- зачем Господь дьявола оставил, ведь можно было бы стереть его в порошок и не мучить больше никого?

Дьявол был «попущен» человеку, как Иову -- чтобы человек имел возможность расти в добре, сопротивляться злу, свободно избирая Бога, то есть приготовляя свою душу к жизни в раю, где будет Бог всяческая во всех. Или свободно Бога отвергнуть.

Мы говорили, что рай и ад начинаются здесь и сейчас. Разве здесь, на земле мало людей, которые, имея в себе образ Божий, совершенно не стремятся к уподобоению Богу, обходятся без Бога, не хотят быть с Ним? И хотя человек на самом деле без Бога жить не может, жить настоящей, подлинной жизнью, он часто сознательно устраивает себе жизнь, где Бога нет, и живет спокойно. И отлучает себя от того, что Бог для него уготовал. Но если на земле он не хочет быть с Богом, какие есть основания думать, что он захочет быть с Господом после смерти?

В беседе с Никодимом есть такие слова: «Верующий в Него (Сына Божия), не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.4:18). И дальше Христос скажет: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.4:19). О чем эти слова нам говорят? Именно о том, что человек сам для себя выбирает, с кем ему быть и как ему жить. Неверующий уже осужден, но неверующий не в том смысле, что он о Боге никогда ничего не слышал, не знал, не понимал и поэтому не верил, и вдруг оказалось, что Он есть. А неверующий в смысле – сознательно не поверивший тому, что он о Боге и о Христе как Спасителе узнал. И неверием своим осудил сам себя.

Слышны ли молитвы из ада?

От чего конкретно страдают в аду те, кто не уподобился Богу, если они сознательно выбрали жизнь без Бога, ни в чем не раскаиваются?

Адские мучения будут заключаться в том, что страсти, в нас имеющиеся, не смогут быть удовлетворены, и это ощущение неудовлетворенности в перспективе вечности станет невыносимым. Человек, не прибегавший к Богу за исцелением своей страстной, поврежденной грехом природы, всегда будет чего-то страстно хотеть и никогда не будет иметь возможности свое желание исполнить. Потому что в аду страсти не удовлетворяются, Бог не будет там создавать условий, которыми человек привык пользоваться на земле.

В Евангелии от Иоанна говорится, что творящий волю Божию «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). То есть, по сути, это сам человек, его воля, его страстность или свобода от нее будет определять -- куда идти, в ад или рай. Подобное соединится с подобным.

-- А может грешник в аду молиться? Или у него там желания такого не возникает?

Если мы молитвой называем просто обращение к Богу, то судя по притче о богаче и Лазаре, да и из многих свидетельств патериков – такая молитва возможна. Но если говорить о молитве как об общении с Господом и ее действенности, здесь, также судя по притче о богаче и Лазаре, можно видеть, что такой молитвы в аду не слышно.

Можно вспомнить слова Христа: «Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы бесов изгоняли» (Мф.7:22). Это тоже можно понимать как молитву, но она не действенна. Потому что за ней не было реального выполнения воли Божией, а было одно самолюбие. И поэтому такая молитва не в состоянии, наверное, изменить человека. Человек, который не взрастил в себе Царство Божие, не искал его, не трудился над ним, не знаю, может ли ждать просимого.

-- Чем отличаются адские муки до Страшного суда и после?

После Страшного суда произойдет воскресение из мертвых всех людей, воссоздание духовного нового тела человека. Не только души предстанут перед Богом, как это происходит до Страшного суда, но души воссоединенные с телами. И если до Страшного суда и до второго пришествия Христа души людей находились в предощущении райского блаженства или адских мучений, то после Страшного суда уже во всей полноте человек начнет переживать непосредственно состояние или рая, или ада.
-- Могут ли те, кто находится в аду видеть страдания друг друга?
-- Есть откровения на эту тему в патериках, например, в рассказе о том, как Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп, который, как отрылось это Макарию, оказался черепом египетского жреца. Святой стал его расспрашивать, и череп поведал о своих горьких мучениях. Подвижник, уточняя, поинтересовался: «Скажи, а есть у кого-то еще более тяжелые мучения, чем у тебя?» Череп говорит: «Конечно, есть. Я стою на плечах одного епископа». И дальше о нем начинает рассказывать.
Нам эти свидетельства не зря даны. Можно немного приоткрыть завесу тайны адских мучений, представить тот стыд, когда скрыться будет некуда от обличения своих грехов.
-- Почему в песнопениях Великой субботы, когда вспоминается сошествие Христа во ад, есть слова «И от ада вся свободша»?

Мы это поем в том смысле, в котором говорим, что «Христос всех нас спас». Пришествие в мир Богочеловека, Его страдания, смерть, Воскресение, ниспослание Духа Святаго на человечество – не зависят от воли самого человека. Но от воли человека зависит – принять этот общий для всех дар спасения, чтобы он стал его личным даром, или отвергнуть.

Поэтому мы говорим, что в ад Христос нисходит для того, чтобы спасти всех. Но вот кого Он спасает? Из Предания мы знаем, что Христос после Своего Воскресения вывел из ада ветхозаветных праведников и покаявшихся грешников. Но у нас нет никакой информации, что Христос вывел всех. А если кто-то не захотел пойти в Ним? У нас также нет информации, что с тех пор ад пустует. Наоборот, Предание говорит об обратном.

В Церкви есть понимание нелинейности времени, которое выражается в том, что мы не вспоминаем, например, о Рождестве Христа, которое было 2013 лет назад, или о том самом Воскресении, которое было в Иудее около 2000 лет назад, а переживаем эти события здесь и сейчас.

Это не точное понимание. Есть учение о единственности жертвы Христовой. Оно было единократно совершено, все и для всех. Но то, что совершается в Великую субботу, на саму Пасху, и на всякий праздник церковный – это возможность приобщиться к этой реальности, которая, как данность, уже существует. Войти в эту реальность, стать ее участниками.

Ведь мы «не виноваты», что не родились в то время, когда Христос ходил по земле. Но Христос принес спасение для каждого человека, и каждому человеку дал «равные возможности», независимо от времени, приобщаться к реальности его страданий, его торжества.

Сам Христос говорит: «Грядет час и ныне есть», «Наступает время и настало уже». На литургии, когда священник во время евхаристического канона молится у престола, он о пришествии Царства Небесного в силе, всеобщем воскресении говорит в прошедшем времени. Почему? Потому что Господь уже все это дал нам, как реальность. И наша задача -- войти в нее, стать ее причастниками.

Церковь Христова и есть реальность Царства Божьего на земле. Приобщение к Церкви и ко всему тому, что она готова дать, и являет человеку реальность Вечной блаженной жизни. И только тот, кто открывает в себе эту реальность, может надеяться на то, что она и после Страшного суда во всей полноте в нем раскроется.

Царство Божие уже пришло. Но и ад не бездействует.

Похожие публикации