«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана. Ирония в сказке гофмана крошка цахес - реферат Каков нравственный и социальный смысл образа Цахеса? С каким явлениям реального мира он может быть связан

Гофман служил чиновником. Профессиональный музыкант и композитор. Написал оперу «Ундина» и сам ее поставил. К литературному творчеству приступил поздно. После 1810 года. Работал 15 лет. Написал романы «Элексир дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра». Сборник «Серапионовы братья». Принесли известность сказки. Для романтического мировоззрения характерно существование двух миров: мира поэтического и мира обывателя. У Гофмана эти миры даны как контрастные, перетекают один в другой. Этим его творчество отличается от других романтиков. Гофман — иронический автор.

«Крошка Цахес». Иррациональный (нелогичный) мир осмеян, подвергнут сомнению. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрии множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество. Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение. Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу. Остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.

Эта добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы. Лиза проснулась и снова тронулась в путь, ей встретился местный пастор. Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, что в нем нашел пастор.

Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюбленный в дочь своего профессора Моша Терпина — веселую и прелестную Кандиду.

Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощенная жизнь и веселость, и ей, с ее юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.

Между тем в университетский мир вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей. Он совершенно очаровывает Моша Терпина, и его дочь, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер. Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера; стоит ему мерзко замяукать или споткнуться — виновен непременно оказывается кто-то из других гостей. Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.

Однажды в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус. Бальтазар сразу признал в нем магаи обратился к нему за помощью узнать правду об уродливом карлике. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве — тем более что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус хитро разбил.

Секрет был в том, что на голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был. Все прослышали о превращении министра. Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти прежний облик. А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо в доме мага Проспер Альпанус.

Анализ повести Э. Гофмана «Крошка Цахес»

Другие сочинения по теме:

  1. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше...
  2. Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Основной конфликт произведения —...
  3. Э. Гофман — выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его...
  4. Гофман, как никто другой, демонстрирует своим творчеством многогранность возможностей романтизма. И он же, подобно Клейсту, пересматривает основные идеи романтизма и...
  5. В произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По...
  6. Ход урока. I. Мотивация учебной деятельности. Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману Современники вспоминали его...
  7. Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно...
  8. Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейшие контрастные образы. Одно из любимых...
  9. Архивариус Линдгорст — хранитель древних таинственных манускриптов, содержащих, по-видимому, мистические смыслы, кроме того он еще занимается таинственными химическими опытами и...
  10. Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейший контрастные образы. Одно из любимых...
  11. Сказка Гофмана «Малыш Цахес» — чрезвычайно яркое сатирическое произведение, в котором автор развивает известный фольклорный мотив о чудодейственном волосе. Добрая...
  12. Большие люди — это содержание книги человечества. Ф. Геббель Большие люди редко появляются в одиночестве. В. Гюго. Ход урока. I....
  13. Тема: Утверждение ценности человеческой жизни в балладе Шиллера «перчатка». Баллада известного немецкого поэта Ф. Шиллера «Перчатка» переносит нас в эпоху...
  14. В праздник Вознесения, часов около трех пополудни, через Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек, студент по имени Ансельм....
  15. Цахес — сын бедной крестьянки, чрезвычайно безобразный «урод», «страшилище», его «можно было целиком воспринять за взбалмошно скрученный обрубок дерева», он...
  16. Один из характерных образов Гофмана — образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке «Песочный человек» студент...
  17. Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия...

Карельский государственный педагогический университет

Кафедра литературы

Контрольная работа по курсу

«История зарубежной литературы эпохи романтизма»

«Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ ОЗО

И.М.Зайцева

Преподаватель:

Н.Г. Шилова

Петрозаводск, 2005

Введение

Эрнста Теодора Гофмана (1776-1822), крупнейшего юмориста и сатирика, мастера сказки и фантастической новеллы, можно справедливо назвать наиболее яркой и характерной фигурой немецкого романтизма. В историю мировой литературы Гофман вошел как представитель позднего немецкого романтизма. Основные принципы этого направления были уже сформулированы и развиты иенскими и гейдельбергскими романтиками. Характер конфликтов, лежащих в основе произведений Гофмана, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Это и неудовлетворенность обществом, общественными переменами, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и неприятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт – разлад между мечтой и действительностью, поэзией и правдой - у писателя принимает безысходно трагический характер.

Гофман придерживается позиций кантовского дуализма, признававшего объективное существование мира вещей, но считавшего эти «вещи в себе» непознаваемыми, недоступными человеческому разуму. В представлении Гофмана внешний мир роковым образом тяготеет над миром внутренним, духовным, превращая жизнь в трагикомедию, в которой таинственные силы играют человеком, обрекая его на одиночество и страдания. Стремление примирить эти два враждующих начала – идеала и действительность, и сознание их непримиримости, неодолимой власти жизни над поэтической мечтой придает творчеству Гофмана пессимистические тона.

В соответствии с этим основной темой писателя становится тема искусство и жизнь, основными образами – художник и филистер, полновластный хозяин жизни. Смысл жизни и единственный источник внутренней гармонии Гофман видит в искусстве, а единственным положительным представителем общества – художника. Но искусство для автора трагедия, а художник – мученик на земле, который особенно остро и болезненно ощущает противоречия между духовой и материальной жизнью человека.

Особенности жанра литературной сказки. Соответствует ли «Крошка Цахес» всем параметрам жанра?

До сих пор не существует четкого разграничения жанров литературной и народной сказки, а также общепринятого определения литературной сказки. Первая попытка дать определение принадлежит Я. Гриму: отличие литературной сказки от сказки народной - в осознанном авторстве и свойственном юмористическом начале.

Подобную точку зрения разделяли в 30-60-е гг. ХХ века русские исследователи, отмечавшие при этом следующие ее особенности:

2.особый литературный стиль;

3.сочетание фантастики с реальностью;

4.глубокий психологизм;

5.тесная связь с мировоззрением писателя;

6.отражение эпохи, в которую была написана литературная сказка.

Сказочная повесть Гофмана завершает собой развитие немецкой романтической литературной сказки. В ней находят отражение многие проблемы, связанные не только с эстетикой и мировоззрением романтизма, но и с современной действительностью. Сказочная повесть осваивает пласты современной жизни, используя при этом «сказочные» художественные средства. В «Крошке Цахесе» присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это и чудеса, столкновение добра и зла, волшебные предметы и амулеты; Гофман использует традиционный сказочный мотив околдованной и похищенной невесты и испытание героев золотом. Но автор скомбинировал сказку и реальность, тем самым нарушив чистоту сказочного жанра.

Гофман определил жанр «Крошки Цахеса, по прозвищу Циннобер» как сказку, но при этом отказался от принципа сказочной гармонии. В этом произведении компромисс «чистоты» сказочного жанра и серьезности мировоззрения: и то, и другое половинчато, относительно. Автор видел сказку ведущим жанром романтической литературы. Но если у Новалиса сказка превращается в сплошную аллегорию или в сновидение, в котором исчезало все реальное, земное, то в сказках Гофмана основой фантастического является реальная действительность.

Сочетание реального с фантастически, действительного с вымышленным – главное требование поэтики Гофмана. Фантастические сказочные моменты принижены и обытовлены, они утрачивают свою самоценность и играют подчиненную роль. Скобелев А. В. определил «Крошку Цахеса» не как сказку, а «повесть с сильно выраженным эффектом авторского присутствия, что для сказки не характерно; <…> повесть, иронически оглядывающаяся на сказку, условно сказочная повесть, играющая в сказку, иронически подражающая ей» .

Гофман назвал произведение «Золотой горшок» «сказкой из новых времен». К этому определению можно отнести и все прочие сказки. В них «столько же от сказки, сколько от нового времени: сказочное проявляется в сфере принесенного этим временем буржуазного бытия. И произведения его <Гофмана> совсем не воспринимаются как сказки – это скорее до ужаса правдивые повести о силах могучих и неразгаданных, управляющих человеком и жизнью» .

Хотя действия в «Крошке Цахесе» развертываются в условной стране, но, вводя реалии немецкого быта, подмечая характерные черты социальной психологии персонажей, автор тем самым подчеркивает современность происходящего.

Герои сказки – обыкновенные люди: студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. И если с ними порой случается нечто странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. И испытание героя-интузиаста на верность чудесному миру заключается в способности видеть и чувствовать этот мир, верить в его существование.

Сказочная сторона произведения связана с образами феи Разабельверде и мага Проспера Альпануса, но изменяется характер подачи фантастического: волшебным героям приходится приспосабливаться к реальным условиям и скрываться под масками канониссы приюта для благородных девиц и доктора. Повествователь ведет «ироническую игру» и с сами стилем повествования – чудесные явления описываются нарочито простым, обыденным языком, в сдержанном стиле, а события реального мира вдруг предстают в каком-то фантастическом освещение, тон повествователя становится напряженным. Смещая высокий романтический план в низкий житейский, Гофман тем самым разрушает его, сводит на нет.

Особое значение обретает новая для сказочного жанра категория – театральность, которая усиливает в сказке эффект комического. Театральность определяет принципы построения сюжетных ситуаций, характер их подачи, выбор фона, выражение персонажами чувств и намерений. Все эти аспекты подчеркивают условность происходящего, его искусственность.

Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.

Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» он преимущественно романтический, т.е. зло здесь «мировое», абстрактное, глобально разрушительное, а добро (романтический герой) особенно беззащитно и уязвимо. Но сказочные законы в сочетании с романтической иронией сглаживают остроту конфликта, делая его в некотором смысле «игрушечным», что не снимает серьезности проблемы. Наконец, сказка требует счастливого финала, и Гофман дарит его своим героям и читателям.

Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков. Дар феи Розабельверде – это условная причина сказочного конфликта, Гофман уклоняется от рационального объяснения его истоков.

Мир, преклоняющийся перед Цахесом – мир филистерской действительности, чуждый романтическому мечтателю Бальтазару. Художник-энтузиаст ищет спасения от жестокости и несправедливости жизни в поэзии, грезах, в слиянии с природой, т.е. в идеальном, сказочном мире. В этом магическом мире он находит душевное умиротворение и помощь волшебных сил. Но и волшебные силы живут в двух мирах – магическом и земном.

Двоемирие воплощается не только в том, что «истинные музыканты» несчастны оттого, что филистерский мир их не понимает, но и оттого, что они сами не могут найти естественной связи с реальным миром. Искусственно сконструированный искусством мир тоже не выход для души, уязвленной неустроенностью человеческого бытия.

Уродливому княжеству Барсануфа противостоит мир мечтателей, поэтический мир возвышенных чувств. Студент Бальтазар и волшебник Проспер Альпанус совместными усилиями разгоняют наваждение Цахеса. Но этот мир не изымается из общей иронической стихии, царящей в повести.

Столкновение двух миров разрешается в повести сокрушительным поражением филистеров и триумфальной победой энтузиастов. Но у этого триумфа есть специфическая особенность: он оформляется автором подчеркнуто театрально. В этом фейерверке чудес отчетливо ощутима нарочитый перебор. Режиссерская сделанность счастливой концовки оттеняется еще одним мотивом, уже содержательного плана: свадебным подарком Проспера Альпануса. Идиллистическая картина сельского домика, «отменная капуста», небьющаяся посуда и т.п., оборачивается филистерским, мещанским уютом.

Что такое романтический гротеск? Можно ли говорить о гротеске как основе композиции сказки, принципе группировки персонажей? Докажите.

Исходя из истории понятия, можно было бы так определить гротеск.: гротеск - это высшая степень комического, проявляющаяся:

1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать границ фантастического;

2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного. Такое построение представляет собой цельный, замкнутый внутренне комплекс и является гротеском чистого рода - гротеском комическим;

3. но может произойти обратное движение, если комическое завершится резким трагическим срывом - это будет композицией гротескного юмора.

Именно в романтическую эпоху гротеск получил свое теоретическое обоснование и явился основой целого мировоззрения. Социологическое объяснение этому - эпоха экономических, политических и идеологических крушений XIXв., в силу которых дворянство вынуждено уступить главенствующее место буржуазии. Но в самой буржуазии происходит расслоение. Выделяется «мелкая буржуазия», политически бесправная и экономически неустойчивая, положение которой в данный момент совпадает с состоянием мелкого деклассированного дворянства. На этой почве вырастает гротеск, являясь стилем мелкобуржуазного класса и отражая в себе восприятие ущербности, неустойчивости бытия.

Гофману в своих произведениях удалось выразить не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс. Чем сильнее у Гофмана стремление к гармонии, тем острее ощущение диссонанса - разлада в душе человека, разлада в отношениях человека и общества, человека и природы. Именно с помощью гротеска Гофман передаёт ощущение комического диссонанса.

«Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер» - одно из самых гротескных произведений Гофмана. “Безумная сказка” - так автор назвал её. Уже в облике персонажа, давшего повести её название, как будто воплощается идея гротеска: “Голова малыша глубоко вросла в плечи, и весь он, с наростом на спине и на груди, коротким туловищем и длинными паучьими ножками, напоминал посаженное на вилку яблоко, на котором вырезана диковинная рожица”. Однако истинный гротеск открывается не в образе Крошки Цахеса, а в мире привычных общественных отношений. Само же “маленькое чудовище” является чем-то вроде индикатора гротеска: без его разоблачающего воздействия иные общественные явления, казалось бы, в порядке вещей, но стоит ему появиться - и в них обнаруживается нечто нелепое и фантастическое. Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверьде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем - крошкой Цахесом. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случилось оттого, что одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков.

Из предыстории следует: фея сама находится в гротескной ситуации. После введения просвещения был издан официальный вердикт, отрицающим существование волшебства, феи были изгнаны в страну Джиннистан (которая была тоже признана несуществующей). А Розабельвельде осталась в княжестве под присмотром, скрываясь под личиной канониссы приюта для благородных девиц. Таким образом, поступок феи мог быть продиктован не только состраданием.

Вскоре ее чары начали воздействовать на жителей “просвещённого” княжества. Не имеющий самых простых достоинств нормального человеческого существа, Цахес оказывается награжден чудесными свойствами: все безобразное, исходящее от него, приписывают кому-нибудь другому и, наоборот, все приятное или замечательное, что совершает любой другой, приписывают ему. Он начинает производить впечатление прелестного ребенка, затем одаренного юноши, талантливого поэта скрипача и т.п.

Золотые волоски “крохотного оборотня” будут присваивать, отчуждать лучшие свойства и достижения окружающих. Гротескно представлена карьера Цахеса, ставшего при княжеском дворе министром и кавалером ордена зелено-пятнистого тигра с двадцатью пуговицами. Чем выше поднимается маленький уродец по общественной лестнице, тем больше ставится под сомнение разум, просвещение, общество, государство, если подобные нелепости происходят в разумно устроенном обществе, просвещенном государстве. Здравый смысл превращается в бессмыслицу, рассудок становится безрассудным.

В золотых волосках Цахеса содержится гротескная метонимия. Чары Циннобера начинают действовать, когда он оказывается напротив монетного двора: золотые волоски метонимически подразумевают власть денег. «Разумная” цивилизация одержима золотом, манией накопительства и расточительства. Безумная магия золота уже такова, что в оборот поступают, присваиваются и отчуждаются природные свойства, таланты, души.

Вещи в обществе заслоняют суть, за вещами уже не видят ни человека, ни природы, что явственно демонстрирует Проспер Альпанус в игре с рукавами и фалдами Фабиана. Тем самым обличая раздутую условность, преувеличенное значение пустяков, длине фрака, например. Если кто-то ходит в слишком длинном или слишком коротком фраке - значит, еретик, смутьян-“рукавианец” или заговорщик-“фалдист”. Так рассуждают здравомыслящие люди, ослеплённые культом вещей.

Даже доброе волшебство, обеспечивающее счастливую сказочную концовку, не лишено гротеска: отныне оно будет направлено на то, чтобы кастрюли в доме Бальтазара и Кандиды никогда не перекипали, а блюда - не подгорали. Магия убережёт мебельные чехлы от пятен, не даст разбиться фарфоровой посуде и обеспечит на лугу позади дома хорошую погоду, чтобы быстро сохло бельё после стирки. Так романтический гротеск разрешается романтической иронией.

Каков нравственный и социальный смысл образа Цахеса? С каким явлениям реального мира он может быть связан?

Цахес - сын бедной крестьянки Лизы, пугающий окружающих своей внешностью, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить. Принимая во внимание то, что Цахес действует в условиях уродливой общественной среды, уродство Циннобера, подчеркиваемое на протяжении всего произведения, можно признать символическим, а образ героя – типическим.

В образе Цахеса заключен как социальный, так и нравственный смысл. Его историю можно рассматривать как одну из иллюстрацией взаимодействия добра и зла.

В стремлении феи устранить несовершенство, допущенное природой, заключено доброе начало. Пожалев бедную крестьянку, Розабельверде наделяет ее маленького сына-уродца чудесным даром, благодаря которому, все значительное и талантливое приписывается Цахесу. Он делает блестящую карьеру. И все это было связано с тем, что другие, действительно достойные, незаслуженно испытывали обиду, позор и крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в неиссякаемый источник зла.

Цахес совсем не активен. Все получается само собой, Циннобер лишь охотно принимает то, что само плывет в руки. Вина же его, по словам феи, в том, что в душе его не пробудился внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но стремись сравняться с теми, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но разлагающий характер незаслуженного восхищения состоит в том, что Цахес легко предался уверенности в своем совершенстве. Упав с лошади, Циннобер отрицает этот факт, утверждая, что он прекрасный наездник, и чем далее, тем более он чувствует себя вправе не считаться с высокими авторитетами: дерзко отвечает на любезности князя, высокомерно общается со своей покровительницей феей.

Своевременное вмешательство доброго волшебника кладет конец химерной карьере Цахеса. Потеряв волшебные волоски, он стал тем, кем был на самом деле – жалким подобием человека. Страх перед толпой, вдруг увидевшей в окне дома министра маленькое чудовище, заставляет Циннобера искать надежного укрытия в ночном горшке, где он и умирает, как констатирует врач, «от боязни умереть». То, что он стал жертвой незаслуженного головокружительного успеха, признает осознавшая свою роковую ошибку фея: «Если бы ты не поднялся из ничтожества и остался маленьким неотесанным болваном, ты б избежал постыдной смерти».

В гротескно-ироническую фигуру Цахеса вложена мысль об устойчивой опасности ложного величия, которая порождает саморазрушение личности через поэтапное перешагивание общечеловеческих норм и правил.

Автор высмеивает не только никчемную и лживую фигуру Цахеса, которая вобрала в себя многое из того, что было враждебно миру поэзии, любви, красоты, справедливости, добра счастья. Похождения Цахеса вовсе не персональные, они обусловлены строением государства и его тайными или явными потребностями. Одна из особенностей гофмановской сатиры состоит в том, что противоречие между видимостью и сущностью заглавного персонажа возникает и реализуется только в обществе, которое и создает эту видимость. Это противоречие носит социальный характер и не заложено в самом образе Цахеса, духовному уродству которого вполне соответствует уродство физическое. Комизм несоответствия возникает только тогда, когда общество, наделяя Циннобера всяческими талантами и всевозможными достоинствами, постепенно раздувает его славу.

Само по себе это общество изначально предрасположено к процветанию Цахеса. Людей ценят не по их истинным качествам, награды раздаются не по труду и не по реальным заслугам. Мать Цахеса со своим мужем работают до седьмого пота, и едва могут утолить голод; девицу Розенгрюшен отказываются помещать в приют ввиду того, что она не может предоставить свою родословную; камердинер князя Пафнутия становится министром потому, что вовремя одалживает своему господину, забывшему кошелек, шесть дукатов и т.д.

Корысть, жажда славы и наживы, преклонение перед властью денег проявляются в поведении людей. Мош Терпин мечтает женить уродца на своей дочери, чтобы подняться по общественной лестнице; министр фон Мондшейн надеется заслужить похвалу князя, дав прочитать некий мемориал его любимчику и т.п. Через сатирический образ Цахеса Гофман обнажает искажение понятия о ценности личности. Критерии ценности фантастически смещаются: в обществе главенствует корыстно-материальные интересы, репутация определяется табелем о рангах.

Сатирической осмеянию Гофман подвергает не «пасынка природы» маленького Цахеса, глупого и беспомощного избранника феи, а среду, способствующую процветанию Циннобера, то общество, которое склонно принимать урода – за красавца, бездарность – за талант, тупость – за мудрость, недочеловека – за «украшение отечества». Таким образом предстает очень серьезная социальная проблема: механизация и автоматизация общественного сознания. Идея, легшая в основу сказки о Цахесе, скорее страшна: ничтожество захватывает власть путем присвоения (отчуждения) заслуг, ему не принадлежащих, а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии, принимая ничтожество за важного человека, творит из него кумира.

Проанализируйте мотивную структуру текста. С какими героями и эпизодами сказки связан мотив внешнего, поверхностного, бездуховного? С какими идеями связан мотив духовного, подлинно гуманистического? В каких действиях персонажей он возникает и как проявляется?

«Как высший судия, - писал Гофман, - я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов. Но никто из них не будет осужден, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад».

В форме непринужденного описания похождений Цахеса, автор вводит новых героев, группирует их вокруг Циннобера, раскрывает нравственные приоритеты и ценности персонажей, разделяя тем самым музыкантов от филистеров. Музыкантами рождаются, а филистерами становятся. И Гофман карает пороки не врожденные, а благоприобретенные. Человек может посвятить или не посвятить себя служению музыке, но посвящать себя служению кошельку и желудку он не должен.

Мотив денег как примета нового времени, проявляется с наибольшей определенностью, в повальном психозе, всеобщем ослепление обывателей, которому поддаются и легкомысленный Фабиан, и доверчивая Кандида, и ее небескорыстный отец, профессор Мош Терпин, и недалекий князь Барсануф, да и почти все остальные. Если студент Бальтазар способен сохранить трезвость восприятия действительности, то этим он обязан своему поэтическому мышлению. В Бальтазаре нет ничего от филистера, он и Цахес – несовместимы. Закономерно, что гениальный итальянский музыкант Сбьокка не попал под золотое наваждение: он живет в чистом и гармоничном мире искусства. Но художник для Гофмана не профессия, а призвания. Им может быть человек и не занимающийся искусством, но одаренный способностью видеть и чувствовать. Иллюстрируя это, автор вводит в число неподверженных влиянию Цахеса чиновника Пульхера, провозглашая тем самым, за основополагающее нравственные качества человека, а не должность, которую он занимает.

Истинный смысл Просвещения раскрывается в историческом отступлении о княжеском эдикте и изгнании всех фей. С феями связано в фантастике Гофмана представление о богатстве и многообразии животворящей природы. Недаром Бальтазар объясняет Пульхеру, что князю Пафнутию так и не удалось изгнать из жизни чудесное и непостижимое: природа продолжает радовать и удивлять своим очарованием и красотой. Природа дает критерии нравственной оценки устремлений героев, которые неразрывно связаны с гуманистическими идеями сказки. Фея Розабельверде и маг Проспер Альпанус – двое представителей природы, которые живут в людском обществе. Через мага заговорила природа, а вместе с нею творящая жизнь, со всей ее игрой. Проспер Альпанус простирает свою власть вплоть до мельчайших мелочей. Он сперва только испытывает свою власть, а позднее он через нее водворяет порядок вещей навсегда.

Когда министр Андрес наводит князя на мысль изгнать фей, он говорит, что свой яд они разносят «под именем поэзии». Эта деталь знаменательна: для Гофмана фантастическое и поэтическое – две стороны одной детали. И то, и другое противостоит сухому и пресному мировоззрению.

Метафизический образ мышления, порожденный просвещением, заключается в образах прославленных ученых Птоломея Филадельфуса и особенно профессора естествознания Моша Терпина, носителя утилитарного, грубо-рассудочного отношения к природе. Он сделал великое открытие, что «темнота происходит от недостатка света» и «заключил всю природу в маленький изящный компендим»; подверг «цензуре и ревизиям солнечные и лунные затмения», изучил редкие породы дичи в зажаренном виде и производил штудии в винном погребе.

Таким образом, вырисовывается образ шарлатана и приспособленца, подменившего науку «очаровательными кунштюками», думающего не об истине, а о собственном желудке. Вся его жизнь построена на обмане, поэтому неудивительно, что свято чтит грандиозный обман Цахеса и даже пытается извлечь из него пользу для себя. Такого рода жрецы науки – достойный граждане княжества Пафнутия, где метафизическое мышление возведено в ранг незыблемой основы государственного устройства.

Комичная также и фигура придворного лекаря, который своими запутанными объяснениями причины смерти Циннобера совершенно сбивает с толку слушающих. Его тирады с преобладанием латинских терминов и заумных выражений является остроумными пародиями на «ученые» беседы и трактаты.

Сатирические образы умнейших и знатнейших людей просвещенного княжества продолжаются образом барона Претекстатуса фон Мондшейна. Его прекрасное образование заключается в правильном употреблении падежей и написании своего имени французскими буквами. Будучи министром иностранных дел, он иногда даже сам занимался делами государства; он выдавал себя за автора мемориала, сочиненного чиновником Андрианом, и таким образом присваивал себе чужой труд и славу.

Студент Бальтазар – один из немногих положительных персонажей сказки. Он представляет собой «энтузиаста», романтического героя-мечтателя, недовольного окружающим его обществом филистеров, схоластикой университетских лекций, и находит забвение и отдых лишь в уединении на лоне природы. Говоря о его частом бегстве из города в тенистую рощу, автор буквально поет гимн чарующей и исцеляющей природе. В отличие от Моша Терпина, Бальтазар ревностно охраняет мир природы и поэзии от вторжения в него чуждой истинной красоте мещанской обыденности. Город для него неуютен и он находит истинное блаженство наедине с природой, которая всякий раз спасает его от гибели и дарит надежду. Из природы появляется и спаситель Бальтазара – маг Проспер Альпанус.

Единственной причиной, по которой Бальтазар возвращался в общество ненавистных ему обывателей, была любовь к дочери Моша Терпина – Кандиде – обыкновенной светской особе, представляющая собой премиленькую мещаночку, в которой нет ничего от романтической женщины-идеала. Прочитав пару стихотворений, она забыла их содержание, «сносно играла на фортепьянах и даже иногда подпевала; танцевала новейшие гавоты и французские кадрили и почерком весьма разборчивым и тонким записывала белье, назначенное в стирку». Можно предположить, что юность и неопытность Кандиды не дали развиться чертам, свойственным ее отцу. Поэтому нет ничего удивительного в ее ослеплении Цахесом. Она выходит замуж за Бальтазара, но отнюдь не потому, что она сумела распознать и оценить его высокие духовные качества, а потому, что он оказался хорошей партией в обыденно-мещанском смысле.

Создав образ заурядной светской красавицы и заставив героя полюбить ее, Гофман с одной стороны, дополнил этим образом вереницу сатирических персонажей, а с другой, чуть ли не до основания разрушил романтику образа самого «энтузиаста». Войдя через Кандиду в контакт с обывателями, Бальтазар делает уступку их вкусам и этикету, ему приходится приспосабливаться и к светским обычаям, которые царят в доме Мош Терпина.

Герои обретают свой идеал не в стране чудес. Поэтичный Балтазар находит свое счастье с шумно-жизнерадостной, домовитой Кандидой. И самое большое чудо, которым может наградить молодую чету добрый волшебник, - горшки, где не подгорают и не перекипают кушанья. Валтазар со своей возлюбленной остаются благополучно существовать в мире жалком и недобром. И в «Маленьком Цахесе», и во всех фантастических историях, созданных Гофманом в последние пять лет его жизни, ясно ощущается, что рядом со счастливой сказочной развязкой притаилась невеселая правда.

Литература

1. Берковский Н. Я, Романтизм в Германии.-Л.,1973.

2. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы.-М.,1990.

3. Савченко С. Мастерство Гофмана-сатирика в повести «Маленький Цахес»//Ученые записки филологического факультета (Киргизский ун-т).-Вып.12. – 1964.-С.211-229.

Кумулятивная сказка в рамках культуры

Двуличие двух в одном единственном явлении хорошо заметно думающему стороннему наблюдателю, способному абстрагироваться от обстоятельств и адекватно оценить суть происходящих процессов. Если дело будет касаться заинтересованной стороны, то она никогда не сможет осознать наличие многовариантности. Ответ всегда кажется очевидным, если происходящее воспринимается без рассмотрения интересов противоположной стороны. Усугубляет понимание именно двуличие, когда есть заинтересованность в необходимости одновременного существования противоположных точек зрения. Углубляясь в сию мысль, предварительно отказавшись от привлечения сущности допельгангера, получаем крошку Цахеса, уродившегося отвратительным на вид карликом и, с помощью таинственных сил, иллюзорно преобразившегося в пленительный образ. Не его вина в свалившемся счастье, но ему суждено добиться в жизни успеха, если обстоятельства не возобладают и не опрокинут его обратно в сточную канаву или в горшок с нечистотами.

Гофман показывает причуды судьбы со всей присущей ей жестокостью. Не имея обоснованных причин, на свет появился уродливый младенец. Его мать, видимо, во время беременности и до неё, ведшая распутный образ жизни, не смутилась, поступив сообразно благоразумию, от ребёнка отказалась. И гнить бы Цахесу в банке на полке музея диковин, не прояви к нему интерес фея, сумевшая найти нужное средство для исправления грехов матери, возмутив материю и предоставив Цахесу шанс на счастливое детство и достойное место в обществе.

Так почему Цахес не смог себя реализовать? Восприятие его образа зависело от тех людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. Он мог невольно перейти дорогу, нарушив чьи-то далеко идущие планы. И минула бы его беда, не будь образ Цахеса зависим от людской способности воспринимать реальность. Покуда серая масса отказывается анализировать увиденное, до той поры цахесы способны над ней парить. Малейшая попытка разобраться с происходящим, сразу показывает очевидное. Так и Цахес становится жертвой покусившихся на его право жить достойно, хоть и магически, преобразив себя до неузнаваемости.

Покуда Цахес воспринимается большинством с позитивной стороны, его всё равно часть людей видит в негативном свете. Будь он добр внутри и поступай во благо, негативно настроенные будут это воспринимать отрицательно. Соответственно и положительно настроенные будут воспринимать его хорошо, даже твори он безобразия. Кто-то скажет про двойные стандарты или сошлётся на двуличие, но Цахесу всего лишь нужно суметь удержаться на плаву, не поддавшись разрушительному влиянию его противников. Ему тяжело осознавать себя под пером Гофмана, а также добиться уважения в глазах читателя. И если писатель изначально выступает в роли рассказчика, то читатель будет видеть Цахеса сообразно внутренним убеждениям, касательно занимаемой жизненной позиции.

Можно отнести Цахеса к обиженным судьбой и получившим шанс на лучшую жизнь, а можно — к добившимся признания благодаря чьему-то заступничеству. Каким бы он не был на самом деле, принять его настоящего никто не сможет, как не смогла родная мать. В новом облике принять смогут почти все, покуда чары не развеются. Спасти Цахеса сможет лишь очередное чудесное преображение. Рыдать навзрыд от таких реалий мало кто станет. А рыдать стоит! Впрочем, при отсутствии ума, красоты или харизмы, путь к признанию заказан. Цахес с рождения был лишён в жизни абсолютно всего, он квинтэссенция неудачника.

Может показаться странным, цахесы есть и в наше время. Им на помощь пришли достижения науки, позволяющие исправлять дарованные природой дефекты: уроды преображаются в красавцев. А вот с харизмой и умом повезло ещё больше, чем человек тупее мыслями и отвратительнее поступками, тем больше у него благожелателей. Всему своё время. И новоявленным счастливчикам суждено будет хлебнуть из ночного горшка.

Дополнительные метки: гофман крошка цахес по прозванию циннобер критика, гофман крошка цахес анализ, гофман крошка цахес отзывы, гофман крошка цахес рецензия, гофман крошка цахес книга, эрнст теодор амадей гофман крошка цахес, E. T. A. Hoffmann, Klein Zaches genannt Zinnober

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — повесть Э.Т.А. Гофмана. Написана в 1819 году. Как свидетельствуют друзья Гофмана, писателя заинтересовала возможность изобразить «отвратительного глупого урода, который все делает не так, как люди». Позднее этот замысел расширился: Цахес не просто «делает все не так, как люди», но, благодаря волшебному дару, его нелепые действия воспринимаются как вполне разумные и даже замечательные и, кроме того, он обладает способностью присваивать себе заслуги других. Поэт читает стихи, а Цахес говорит, что это он написал, — и все верят в это; уродец присваивает себе все благие и умные поступки других и становится властителем в карикатурно изображенном автором княжестве Керепес.

Необычные имена персонажей, окружающих Цахеса, Гофман заимствовал из книги медика XVIII в. Иоганна Георга Циммермана «Об одиночестве». Родословная уродца Цахеса, карлика с большой головой и коротенькими ножками, «похожего на редиску», еще более богата: исследователи называют прежде всего волшебного человечка Альрауна, часто возникавшего на страницах произведений романтической литературы. Важно и то, что Альраун, как и Цахес, олицетворяет злое, разрушительное начало.

Сказка-повесть «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана построена по всем канонам романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный влюбленный поэт и его друг, прекрасная возлюбленная поэта, есть тупые и смешные придворные и лжеученые. В повести Гофмана ощутимы и сатирические черты, однако повествование в своей иронической окраске явно не сводится к осмеянию маленьких княжеских дворов, нелепого стремления к французскому варианту абсолютизма в карликовых монархиях раздробленной Германии. Цахес — не красавец, но кажется красавцем, глуп, а кажется одаренным блестящим умом, не талантлив, а все видят в нем поэта, зол и жаден, а представляется мудрым и правым властителем. В результате следствием доброго гуманного поступка феи оказывается зло. Не подвержен ему, что согласуется с романтической традицией, лишь поэт. У него глаза открыты, но перед злом он бессилен: его не слышат, над ним смеются, когда Цахес ворует его стихи и обольщает его невесту. В финале уродец разоблачен и гибнет, но и поэт Бальтазар обретает не возвышенное, не земное счастье, а бидермайеровский уют, с кастрюлями, огородом и прочим хозяйством, — все это в придачу, как дар волшебника, к полученной, наконец, невесте. Эту бидермайеровскую окраску часто не замечают, ибо финал произведения «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана в большинстве случаев трактуется как победа добра над злом. Это действительно так, но обретенное счастье в том виде, каким оно показано, не вызывает сочувствия у романтика Гофмана. Если на свадьбе Бальтазара из-под земли вырастают волшебные деревья и звучит неземная музыка, то кончается всё волшебной кухней, где суп никогда не выкипает.

В XX веке появился ряд работ, где Цахеса отождествляли с самим Гофманом из-за имевшегося когда-то случая: Гофман присвоил себе чужую охотничью добычу. Каким-то толчком к замыслу данный эпизод мог послужить, но смысл повести несравнимо масштабнее и глубже. Образ Цахеса — одно из прозрений Э.Т.А. Гофмана, в нем содержится предсказание коллизии более поздних времен: диктатор — власть — толпа, одержимая массовым психозом.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - романтическая сказка - новелла с глубоким социально-психологическим содержанием

ПЛАН

Сатирико-метафорический смысл сказки.

Добрые силы (фея Розабельверде, врач Проспер Альпанос) и их роль в сказке.

Мир обывателей введено(Фабиан, Кандида, Мош Терпин, князь, бароны).

Образ князя Пафнутія.

Противопоставление творческого человека бездуховного филистера (Бальтазар и Цахес).

Антипросвітницькі мотивы в произведении.

Специфика романтизма Гофмана.

Задания для подготовительного периода

Подумайте, какую позицию в повести занимает автор.

Повторите сведения по теории литературы о травестію, пародию, гротеск и романтическую иронию. Повесть - сказка как жанр романтической литературы.

Дайте толкование словам: Цахес, альраун, компендиум, пумпернікель, реферандарій, лінєєва обезьяна, Вельзевул, філістер.

Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, литературные игры.

Литература

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л, 1973

История немецкой литературы, Т.Н. - М., 1966

Художественный мир Гофмана: Сб. статей. - М., 1983

Лобода О. 20 вопросов классовые // Зарубежная литература. - 2003. - № 46. - С. 2 - С

Середюк Т. Комическое в сказке Е. Т. А.Гофмана «Крошка Цахес» // Зарубежная литература. - 2001. - №40. - С. 40

Савчук О. Фантастическая история взлета и падения Цахеса. Е. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». 8 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 8 - 9

Остапчук В., Е.Т. А. Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер». Урок-загадка. // Зарубежная литература. - 2001. - №11. - С. С

Поколодний Л., Вечирко А. Е.Т.А.Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» (Материалы к одному из вариантов урока) 8 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2002. - № 1. - С. 21 - 22

Инструктивно-методические материалы

Мир Гофмана - это особый художественный мир, созданный могучей фантазией автора. Почти всегда в центре его внимания находилось противостояние двух миров - романтического и обыденного, иллюзорного и реального. По определению писателя, «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - это «сказка о реальном», в которой он подал собственное философское видение смысла жизни человека. В повести - сказке действие развернулась в сказочной стране - княжестве Керпес. Среди героев были маги, феи, которые влияли на жизнь обычных людей (фея Розабельерде подарила Цахесу три магические волосы, чтобы защитить малую чудовище). Гофман прибег также к волшебных вещей и волшебных превращений при изображены главных событий в произведении. Автор использовал прием двоплановості действия с целью осветить проблемы реальной жизни Германии («мікрокнязівства», немецкие имена большинства героев, типичная немецкая еда и т.п.).

Действующими лицами произведения стали карлик Цахес, фея Розабельверде, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ велся от лица автора. История о маленьком чудовище разоблачила быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.

Сатирическое обличение общества обывателей введено:

Руководителей германского княжества;

Тогдашней политики и просвещения;

Ученых и чиновников.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ

Вмешательство сказочных персонажей в общий ход развития сюжета.

Тема повести: показ духовно ограниченного мира обывателей введено, в котором нет места энтузиастам.

Идея: разоблачения отрицательных черт личности (жажда власти, жестокость, коварство); осуждение административной системы, прославление творческого человека.

Проблематика: - денег и власти;

6. класс морально-этических проблем;

7. любви;

8. образования;

9. добра и зла;

10. творческого человека бездуховного филистера.

Герои Гофмана тоже разделены на два лагеря - обывателей введено и энтузиастов. Ограниченные обыватели - это люди, которые вполне довольны жизнью и всем, что их окружало; они не знали и не хотели знать никаких высоких порывов, их большинство. Они обладатели и жители мира реального, в котором ценили лишь высокие жизненные блага, а все остальное для них ничего не стоит. Все эти герои довольно прозаичные, реалистичные, бездуховные и ограниченные люди, их жизнь скучна и неинтересна. Такое «больное общество» и порождало «Цахесів», потеряли духовные и моральные ориентиры.

Мир обывателей введено Гофман разоблачил с помощью иронии:

«просветительская» деятельность Пафнутія Большого имела псевдо-просветительские последствия, нарушая обычное гармоничное жизни людей;

Князь Барзануф любил награды, такие увлечения свидетельствовали об ограниченности и тщеславие правителя;

Профессор Мош Терпин - жалкий рационалист, его исследования и открытия бессмысленные и ничего общего с наукой и образованием не имели;

Кандида (любимая Бальтазара) - красивая, довольно обычная и немного легкомысленная девушка, не очень образованна, любила только веселые развлечения.

Філістерам Гофман противопоставил энтузиастов. Они жили как будто в другом измерении, их мир гораздо шире, сложнее, однако прекраснее. Над ними не имели власти те ценности, которые волновали обывателей введено. Глубокая духовность и искреннее чувство красоты - вот их отличительные черты.

Основной конфликт произведения - противостояние художника (Бальтазара), который видел и ценил прекрасное, жил и творил по законам высшей духовности, и филистера (Ціннобера), который поклонялся золотую, потерял ценные ориентиры, жил по законам голого практицизма.

Впервые Бальтазар и Цахес неожиданно пересеклись среди университетского люда. Все восхищались изяществом и ловкостью Ціннобера (так теперь называли Цахеса), он очаровал даже Кандиду, в которую более всего был влюблен Бальтазар. Чары Ціннобера действовали на всех людей, состояние их был похож на массовый психоз. Если кто-то в присутствии Цахеса говорит что-то остроумное, все считали, что это сказал Циннобер, но если он гнусно мяукал, обвиняли не его, а кого-то другого. Только два студента - Бальтазар (по замыслу автора, он ревностно охранял сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - заметили, что карлик на самом деле уродливый и злой. Глубокий замысел автора воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределены не равноценно: тот, кто имел власть, присваивал себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имел.

Філістер

Творческий человек

Цахес - урод, вор и карьерист (воплощение темных сторон человека, его корыстолюбия).

Приносил несчастье всем, кто с ним встречается.

Присваивал заслуги других.

Бальтазар - юноша лет 23-х, уважительный, скромный поэт, жил в гармонии с природой.

Видел людей такими, какими они были на самом деле.

Сочинял стихи о красоте природы.

ВЫВОД:

Цахеси и им подобные появляются и процветают, а Бальтазари идут в изгнание, а то и в тюрьму, или же их «приручают» благодаря:

Засліпленому обществу, которое потеряло духовные ценности и творили себе кумира;

Власти денег (их символ - 3 золотые волоса в Цахеса).

Автор пришел к выводу: богатство и человеческая глухота, то, что люди забывали законы природы и красоты, - все это привело к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верил в великую силу искусства - победа на страницах его сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее. Этим и объяснял ироничный финал произведения. Таким образом, упадок бездуховности привел к увеличению філістерського мира, а ее возрождение - наоборот, к процветанию жизни в обществе.

Похожие публикации