Общественный ткач. Персидские ковры и торсионные поля Типичный персидский ткач 8 букв

Персия славилась своими коврами еще более двух тысячелетий назад, поэтому популярность персидских ковров так высока и в настоящее время. Согласно историческим документам первые ковры в Персии начали ткать еще в 3 веке до нашей эры. Веками выработанная технология ручного производства ковров передавалась по наследству из поколения в поколение, ведь, как правило, ковроткачество являлось семейным ремеслом. Если отец или мать достигли высокого мастерства в плетении ковров, они передавали свое искусство детям. Слава о высоком мастерстве персидских ткачей не ослабевала во все времена. Поэтому купить персидский ковер, сегодня означает приобрести уникальную вещь , способную принести в ваш дом благополучие, мир, красоту и домашний уют.

Чем хорош персидский ковер?

Персия в представлении каждого человека ассоциируется с удивительной сказочной страной с красивой природой и диковинными животными. Весь этот сказочный мир находит свое отражение и в орнаменте персидских ковров, которые ткут из нежной тонкой шерсти. Качество и красота ковра напрямую зависят от плотности плетения узелков. Чем больше узелков, тем плотнее ворс ковра, а значит и выше его качество. В настоящее время персидские ковры ручной работы делают по традиции с центральным медальоном и красивым витиеватым растительным орнаментом. На ранних персидских коврах часто изображались животные и диковинные птицы, окруженные пышно цветущей растительностью. Однако в более поздние времена по запрету исламской религии живые существа изображать на коврах было нельзя. Поэтому современные персидские ковры имеют чаще геометрический или растительный орнамент. Современное производство ковров постепенно переходит к машинному, что позволяет значительно снизить цены на эту уникальную продукцию. Самые лучшие персидские ковры в настоящее время производят в таких провинциях, как Моуд, Кешан, Сагур, Биджар. К эксклюзивным коврам сегодня относятся ковры ручной работы, которые в основном делают на заказ. Лучшие мастера-ткачи в плетение персидских ковров используют два типа узла – турецкий и персидский, которые позволяют ткать уникальные узоры арабески и махи.

Как выбирать персидский ковер?

Современные персидские ковры славятся не только изысканной красотой орнамента и натуральными экологически чистыми материалами, но и искусной работой мастеров. Поэтому, если вы приобретаете ковер ручной работы, вы можете не сомневаться в высоком и даже безупречном качестве ковра. Однако, прежде чем его купить, следует обратить внимание на изнаночную сторону изделия. Основа персидского ковра, как правило, изготавливается из хлопка и шерсти, что обеспечивает плотность основы. Такой ковер не деформируется, сохраняет идеальную форму. С лицевой стороны проверьте плотность ворса, для чего достаточно провести рукой по поверхности ковра. Натуральная шерсть, из которой изготавливают персидские ковры на ощупь нежная и очень мягкая, плотно прилегающая. Типичный восточный орнамент имеют все персидские ковры. Цены на ковры ручной работы достаточно высокие. По низким ценам можно приобрести сегодня только ковры промышленного производства, изготовленные с помощью машинной вязки.

Где купить персидский ковер?

Современные персидские ковры, как промышленного производства, так и ручной работы, импортируются в Россию и другие страны СНГ. Поэтому приобрести настоящий персидский ковер можно в любом специализированном магазине, а также на сайте интернет магазина ковров и ковровых изделий. На сайте магазина можно легко выбрать нужный вам ковер, посмотреть цветные иллюстрации к описаниям ковровых изделий. После оплаты товара, он будет доставлен по указанному адресу.

«Вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские», - возмущался герой повести Михаила Булгакова профессор Преображенский во время визита к нему членов домоуправления. И было отчего беспокоиться. Приличный ковер стоил по тем временам примерно месячного гонорара светила медицины. Мода на персидские ковры охватила европейские столицы в начале XX века. Время шло, но мода не проходила, разве что дорогие изделия ручной работы сменил ширпотреб массового производства.

Царю на память

Ковроткачество известно во многих уголках мира, и развивался этот промысел независимо в разных местах. Для кочевых племен сотканные из прочных шерстяных нитей полотнища - вещь незаменимая. На стоянке ковры превращаются в теплые стены и пол жилища, а в походе, свернутые в трубу, занимают совсем мало места. Со временем и по мере обретения материального благополучия люди задумываются и о красоте ковров.
Долгое время кочевым народом были и персы, которые, безусловно, пользовались коврами. Однако уже в конце V века до нашей эры греческий историк Ксенофонт упоминает эти изделия как элемент невиданной роскоши, которой были окружены вельможи Ахеменидской державы (государства, существовавшего в VI-1V веках до нашей эры на территории Азии).
Иранская традиция приписывает возникновение обычая плести на коврах сложные узоры основателю персидской державы - Киру II Великому (родился предположительно в 593 году до нашей эры). Якобы, захватив Вавилон и увидев его сказочные постройки, молодой царь захотел иметь все это в своем лагере. Но единственным средством забрать с собой частичку красоты Вавилона стала попытка воспроизвести узоры храмов и дворцов на коврах. Легенда утверждает, что несколько сотен ткачей с этой задачей справились, а вернувшись домой, продолжили традицию украшать свои изделия узорами.


Вскоре персидские ковры стали известны по всему миру, от Европы и Северной Африки до Китая. Они украшали дворцы правителей и считались большой ценностью, свидетельством благополучия и богатства.
Например, первое, о чем позаботился византийский император Ираклий I (правил с 610 по 641 год), взяв столицу персов Ктесифон, - сохранность уникального ковра из дворца падишахов. Он был соткан специально для украшения главного зала резиденции Хосрова I Ануширвана (501-579 годы). Вероятно, этот ковер так и останется самым большим из известных истории: 140 на 27 метров. Шелковыми золотыми, серебряными нитями и драгоценными камнями на нем был вышит невероятной красоты сад, сравнимый с райским. Изделие получило название «Весенний ковер» и прославилось на весь мир. Но в 637 году Ктесифон достался арабам. А ковер Хосрова оказался слишком тяжелым, и его разрезали, чтобы увезти по частям.

Подарки со смыслом

Со временем мастера стали вкладывать в узоры на коврах некий смысл. По-прежнему популярны были живописные сюжеты, но иногда стали появляться несложные пожелания, поздравления, напутствия. С приходом арабов узоры наполнились новым содержанием. С ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Иной раз персидский ковер для посвященного - книга о строении мироздания.
Особенно славились тканые полотна из Тебриза, Наина и Исфахана. Самые искусные мастера из этих мест могли зашифровать в своем ковре целое послание. Поскольку зачастую персы хотели написать то, что завоевателям могло бы не понравиться, им приходилось изобретать настоящие шифры. Сложилось даже некое подобие языка узоров. Простые послания были понятны любому любопытному человеку, а более сложные - только посвященным.
Чаще всего на ковре красовались либо цитаты из Корана, либо пожелания долгих лет, здоровья, банальное «мир вашему дому» или «чтоб я так жил» (то есть чтобы владелец ковра жил настолько хорошо, чтобы мог позволить себе это дорогое изделие).
В конце XI века на ковры обратили внимание последователи исламской секты низаритов, известные также какассасины. Они вели непрекращающиеся войны со всеми, кто не разделял их учения. Совершали набеги, грабили, уничтожали тех, кого не могли угнать в рабство. К собственной смерти низариты относились презрительно и жили лишь для того, чтобы разрушить мир, созданный Аллахом, - разумеется, во имя спасения человечества.


Отношение к адептам этой секты было соответствующим, но при Хасане ас-Саб-бахе (середина 1050-х - 1124 год) она набрала такую силу, что правители Ближнего Востока и Закавказья дрожали от страха, опасаясь увидеть в своих покоях убийцу. Захватив обманом неприступную крепость Аламут в Западном Иране, Саббах превратил ее в свою столицу. Самого же Саббаха прозвали Старцем Горы.
Из всех походов в Аламут доставлялись несметные богатства, книги, сюда пригоняли разных мастеров. Особенно Саббах заинтересовался тайным языком исфаханских ткачей. Большая часть его подданных проживала в обычных городах - под видом простых мусульман или христиан. Скоро они стали получать приказы Старца Горы и отсылать ему отчеты с помощью узоров на коврах. Стоило только какому-то эмиру или шейху задумать поход против низаритов, как об этом узнавал Саббах. И тут же в дело вступали тайные убийцы.

Какая роскошная смерть!

Однако люди Саббаха не ограничились одними только ткаными шифровками. Считалось, что в Аламуте работают мастера, способные «заряжать» ковры теми или иными командами, которые адресат не может не выполнить. Так, например, пала сирийская крепость Баниас, шейх которой поклялся покончить с Саббахом. Однажды он получил в подарок от дальнего родственника ковер необыкновенной красоты. В первую же ночь после этого незадачливый эмир, словно одурманенный, открыл ворота своей цитадели горстке ассасинов, которые перерезали весь гарнизон, а потом отрубили голову хозяину Баниаса.
Правитель Шираза, затевавший поход против Саббаха, тоже получил в подарок ковер. Скорее всего, он был подменен на изготовленный в Аламуте, и воинственный эмир умер от разрыва сердца, едва вглядевшись в узор. Десятки правителей, получившие такие «подарки со смыслом», сходили с ума, умирали от удара или во сне, а то и просто забывали о планах нападения на ассасинов. Постепенно Саббах понял: не нужно держать большую армию для охраны границ. Достаточно с помощью шпионов проникать в замыслы соседей, а затем устранять наиболее опасных из них. Кстати, многие правители спешили откупиться от ассасинов, что служило неплохим источником пополнения казны.
Почти 200 лет с низаритами ничего не могли поделать, пока в Иран в 1256 году не явились монголы. Повелители ассасинов никого не опасались в своих горных замках, но последний их имам Руки ад-Дин Хуршах просчитался. Он мог бы отбивать атаки воинов Хулагу не один год, но предпочел пойти на хитрость: послал богатые дары и открыл ворота Аламута. Наверняка был в числе подарков и ковер с каким-то посланием для монгольского военачальника. Но Хулагу приказал дары выбросить в пропасть, а Хуршаха казнить.

Чтоб я так жил

Никакого волшебства в смертельно опасных подарках ассасинов не было. Они вообще были очень образованными и практичными людьми. Например, крепости строили так, что фортификационное искусство достигло подобных высот только лет через 500. О библиотеке же Аламута легенд ходит не меньше, чем о собрании книг Ивана Грозного, благо она тоже пропала без следа.
Российский изобретатель Александр Луковишников предполагает, что иранские ткачи работали с торсионными полями (от латинского torsio - «кручение»). Возможно, это явление было открыто совершенно случайно. А описал его математик Эли Картан в XX веке. Суть явления в следующем: любое кручение пространства и материи создает физическое поле, которое способно самостоятельно воздействовать на окружающее. А любой персидский ковер создается именно кручением, да еще и вручную, что, по мнению некоторых исследователей, многократно усиливает эффект. Луковишников, например, полагает, что торсионные поля могут быть положительно или отрицательно заряжены. Если узор закручен по часовой стрелке, он несет положительную энергетику, против - отрицательную.


Современная физика торсионные поля рассматривает как гипотетический объект, достоверно их обнаружить пока невозможно. Но в СССР, к примеру, на исследования в этой области тратились миллиарды рублей вплоть до 1991 года. Во многих странах мира массово выпускаются успешные коммерческие продукты, чье действие основано на торсионных полях.
Кстати, «заряженные» тканые подарки использовали не только ассасины. Есть свидетельства, что у Ивана Грозного стал портиться характер, когда в его дворце появились ковры, присланные в подарок персидским шахом.
Оставили свой след изделия, излучающие торсионные вихри, и в СССР. В середине 1980-х годов Арманд Хаммер, большой друг советских правительств (начиная с Ленина и заканчивая Горбачевым) и американский бизнесмен, поставил в Россию оборудование для массового производства ковров. Заодно он продал фабрикам и лекала нескольких простеньких узоров.
За какие-то 3-4 года из предмета роскоши ковер превратился в обычную деталь интерьера каждой квартиры. Только вот персидские мастера вкладывают скрытое послание «чтоб я так жил» в дорогие ковры, а хаммеровские станки выдавали в лучшем случае дешевый ширпотреб. Получалось не благословение, а проклятие. Вот и стали советские люди к началу 1990-х жить согласно пожеланию.
Хотел ли Хаммер добра или, наоборот, совершал изощренное злодейство - неизвестно. Но автор сотен изобретений Александр Луковишников настоятельно советует людям избавиться от ковров советского производства.

Ковры ручной работы – это божественная роскошь, которая была таковой во все времена. Ни один дворец на Востоке не обходился без знаменитых персидских ковров. Шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы всегда были и остаются настоящими произведениями искусства. В далекие времена их даже преподносили в дар европейским владыкам. Быть мастером-ткачом коврового искусства было не только выгодно, но и очень почетно, а также престижно. Искусство изготовления ковров в Иране насчитывает столетия, а секреты мастерства передаются в семьях мастеров из поколения в поколение.

Изделия иранских ткачей ковров как в древние времена так и на сегодняшний день считаются самым качественным и дорогим товаром. Ковры, изготовленные вручную, приводят в восторг неповторимостью рисунка и оригинальностью цветовой гаммы. Но не только внешние данные ковров приводят людей в восторг. Не оставляет равнодушными и качество ковров - плотность плетения и точное выполнение сложного орнамента. Использование только натуральных красителей в производстве нитей для плетения ковров делает рисунок стойким и практически вечным.

И все-таки персидские ковры не сразу стали произведениями искусства. В древние времена ковры, конечно, были по-своему красивы. Однако больше несли практическое, нежели эстетическое значение. Первые ковры представляли собой тяжелые полотна из шерсти и служили полом в домах, а также использовались в качестве межкомнатных перегородок. На коврах спали, коврами укрывались. Каждое племя имело особые отличительные знаки, вплетенные в ковры. Эти знаки назывались «гюли». Когда одно племя завоевывалось другим, в ковре победителя вплетался «гюль» побежденного племени. Очень часто на древнем ковре можно было по знакам причитать о славном военном наследии мужчин этого племени.

В наши дни сохранилось очень мало древних персидских ковров. На Алтае в 50-х годах прошлого столетия был найден, по мнению ученых, самый древний ковер. Его обнаружили в вечной мерзлоте, раскопав гробницу, возраст которой более двух тысяч лет. Гробница была частично разрушена. В нее попала вода и ковер был полностью вскрыт коркой льда. Каково же было изумление ученых, когда обнаружилось, что ковер после разморозки и сушки практически не пострадал. Сейчас этот ковер является одной из жемчужин Эрмитажа. Но только подумайте: более двадцати веков ковер пролежал в вечной мерзлоте и с ним практически ничего не случилось! Да, качество работы персидских мастеров ковровых дел говорит само за себя.

В странах Востока искусство ткать ковры было основным ремеслом. Мастера Турции и Китая, Индии и Пакистана, Средней Азии, Кавказа и Северной Африки соревновались в искусстве изготовления ковров. Но им так и не удалось превзойти мастерство персидских ткачей. До сегодняшних дней иранский ковер – самый лучший в мире, и настоящая гордость его владельца!

Сейчас тоже реально стать обладателем иранского ковра. Вот только нужно будет серьезно потратиться. Персидские ковры - не только самые лучшие в мире, но и самые дорогие. Причем шелковые ковры гораздо дороже шерстяных ковров. Но они того стоят. Во-первых, ручная работа всегда в цене. Во-вторых, в изготовлении таких ковров применяются только натуральные материалы и красители, что служит гарантией высокого качества изделий и долгого срока службы. И, конечно, неповторимость - практически невозможно найти два одинаковых ковра (если только не было заказа на изготовление двух таких). На создание одного ковра уходит от шести месяцев до нескольких лет. Время работы над одним изделием зависит от его размера, сложности орнамента, количества цветов и оттенков. Ковры изготавливаются в форме круга, овала, прямоугольника. Иногда поступают заказы на ковровые дорожки разной ширины и длины.

Цветовая палитра изготовления ковров огромна, но есть и цвета, которые предпочтительнее других. Это цвет топленого молока и цвет слоновой кости, бежевый во всех его проявлениях, красный, бордо, коричневый, индиго и изумрудно зеленый.

В Иране ткачество ковров - традиционное и распространенное ремесло во всех областях страны. И каждый регион имеет свои неповторимые узоры, по которым безошибочно можно узнать «родину» ковра.

Время идет, но ковры в жизни иранцев продолжают занимать почетное место. И в двадцать первом веке невозможно представить дом иранца без ковра на полу или на стене. Новый или потертый старенький ковер всегда найдет свое место в доме.

Производство ковров имеет и государственное значение. Каждый год в бюджет государства вливаются солидные средства от продажи персидских ковров. Поскольку иранские ковры самые дорогие в мире, за качество ковров в Иране отвечают на государственном уровне. Здесь осуществляется четкий контроль качества и натуральности сырья, чему есть немало доказательств. Например, когда был изобретен анилиновый краситель, персидский шах специальным указом запретил использование «химии» в производстве ковров. В наказание за непослушание отрубали правую руку! Но сейчас, к счастью, к таким суровым мерам не прибегают. Производители ковров относятся со всей ответственностью к своему ремеслу. Ведь персидский ковер несет не только коммерческую ценность, это еще и визитная карточка сегодняшней Персии.

Сейчас персидский ковер, благодаря своему качеству и неповторимой красоте, может стать не только долгосрочной инвестицией, но и семейной реликвией, передаваемой по наследству. У каждого ковра есть свой паспорт и сертификат качества. Данные в этих документах указываются на двух языках - арабском и английском. В документах называется государство-изготовитель, состав и качество изделия, дата и место изготовления, «имя» ковра и имя мастера, который его выполнил. Эти документы на ковер нужно обязательно сохранять до самой «смерти» изделия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы бывали в Южной Африки, Намибии или же Ботсване, то наверняка обратили внимание на странные сооружения, закрепленные на телеграфных столбах и одиноких деревьях. Можно подумать, что таким странным образом местные жители сушат сено. Но, как оказывается, человек к этому сооружению никакого отношения не имеет. Это не стог сена, а гнездо птиц, именуемых общественными ткачами. Так уж получилось, что для строительства своих гнезд, эти пернатые облюбовали линии электропередач. Вы спросите почему? Да все просто. Живут они в условиях пустыни, где практически нет деревьев. Вот и вынуждены птицы использовать столбы линии электропередач, которые для их жилья служат надежной опорой.

Свое название,«общественные», птицы получили благодаря общим гнездам. Сооружение весьма солидное. Его длина может достигать восьми метров, при высоте в два метра. В этом доме обитает до 300 пернатых. Его архитектура уникальна. Внутри всегда комфортная температура. Даже в холодное время года она постоянна. При палящем зное внутри всегда прохладно. И это притом, что построен дом из веток и сухой травы. Не беда, что он находится на открытом месте и виден со всех сторон. Птиц очень много. Такая дружная семья любому хищнику способна дать достойный отпор. При первой же опасности они поднимают гомон, и враг тут же ретируется.

Для обустройства отдельной камеры ткач использует несколько сотен свежих травинок. Они искусно переплетаются и крепятся к столбу или дереву. Свисающие концы травинок соединяются между собой, образовывая каркас. В дальнейшем все это переплетается отдельными травинками, до образования гнезда.

Несмотря на огромное количество птиц, живущих в общем доме, там царит дисциплина и порядок. Нарушитель строго наказывается, вплоть до изгнания из гнезда. Хотя, как и в любом коллективе, здесь есть лентяи, которые пытаются жить за счет других. Например, они стараются воровать материал для строительства гнезда у своих сородичей, а то и вовсе пытаются занять чужую камеру. Как правило, такое поведение вызывает недовольство других птиц, и они выгоняют нарушителя из общей семьи. Иногда воришка раскаивается и возвращается назад. Принимают его только в том случае, если он исправно трудится наравне со всеми.

Внутри гнездо представляет сложную конструкцию, состоящую из отдельных камер, в которых селится пара птиц. Там же находится и их потомство. Камера оборудуется отдельным входом, который перекрыт ветками, предотвращающими проникновение хищников, таких, как змеи. Часто эти камеры занимают другие птицы. К их числу стоит отнести красноголовую амадину и пепельную синицу.

Внешне общественный ткач очень похож на обыкновенного воробья. Впрочем, и относится он к отряду воробьинообразных. Тело птицы покрыто бледно коричневыми перьями. На крыльях имеются белые полоски. Различить самок и самцов практически невозможно.

Коммунальщикам эти птицы доставляют массу хлопот. Их сооружения имеют приличный вес. Порой, телеграфный столб просто не выдерживает нагрузки и падает. Приходится все восстанавливать. Птицы же, далеко не улетают, и пытаются восстанавливать дом в прежнем месте. Помешать им практически невозможно.

Похожие публикации