Презентация творческая история драмы гроза. Презентация "история создания пьесы "гроза"


Путешествие по Волге

В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной

«Литературной экспедиции», организованной морским

министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских

городах расширили представление драматурга о русской

действительности. Это положило начало работе над

драмой «Гроза».


История создания драмы «Гроза»

Пьеса была написана быстро: начата

в июле, а окончена в октябре 1859 года.

Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу,

указала ему новые темы для драм и комедий

и вдохновила его…» (участник «Литературной

экспедиции» С.В.Максимов ) .


Жанровое своеобразие пьесы

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

конфликт, членение сюжета на

сценические эпизоды, сплошная

цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного


Основной конфликт

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться

под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.


Система художественных образов

Литературные персонажи

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаща

«темного царства»

Катерина


Значение имен в драме

Екатерина – разговорное Катерина,

в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.


Город Калинов и его обитатели

Действие происходит в городе

Калинове, расположенном на

берегу Волги. В центре города-

Базарная площадь, неподалеку

старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью

и жестокостью отличаются

хозяева города.

  • Расскажите о жителях Калинова.
  • Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Быт и нравы «темного царства»

«Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним

самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое

сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?

2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.


«Самодуры русской жизни»

Дикой Савел Прокофьич - типичный

представитель «темного царства».

  • Что означает слово «самодур»?
  • Каково ваше представление о Диком?
  • Что является причиной необузданного

произвола Дикого?

  • Как он относится к окружающим?
  • Уверен ли он в безграничности своей

6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить,

общаться Дикого. Приведите примеры.


Сделаем вывод

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик»,

«ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем,

властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,

невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть

к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.


«Самодуры русской жизни»

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом

персонаже?

2. Как она относится к своим домашним?

Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров

Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.


Сделаем вывод

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,

прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал

Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств

к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и

порядков «темного царства».


Молодые герои пьесы

Катерина

Дайте характеристику каждому литературному герою .


Сделаем вывод

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный

укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы

вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает

Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен

бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее

ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала

из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми

путями борется за свое счастье.


Борьба Катерины за счастье

  • Чем Катерина отличается от других

героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите

примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?


Борьба Катерины за счастье

  • Прокомментируйте иллюстрацию

к произведению.

  • Почему Катерина остается одна

со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

3. Почему она не вернулась к мужу?

  • Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
  • Был ли у Катерины другой выход,

кроме смерти?


Борьба Катерины за счастье

  • Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы

3. Прочитайте выразительно монолог

Катерины в сцене покаяния. Какую

роль он играет в раскрытии идейного


Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы,

страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние

общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но

еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье:

гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие

новые силы в борьбе со

старыми пережитками прошлого.


Финал пьесы

  • Докажите, что развитие действия

неизбежно ведет к трагическому концу?

  • Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  • С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
  • Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.

В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о

нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине

ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает

затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно

неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Cлайд 1

Cлайд 2

Путешествие по Волге В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

Cлайд 3

История создания драмы «Гроза» Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза». «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов).

Cлайд 4

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Cлайд 5

Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Cлайд 6

Система художественных образов Литературные персонажи «Темное царство» Кабанова Марфа Игнатьевна Дикой Савел Прокофьич странница Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаща Жертвы «темного царства» Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон

Cлайд 7

Значение имен в драме Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Cлайд 8

Город Калинов и его обитатели Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города. Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Cлайд 9

Быт и нравы «темного царства» «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н.Добролюбов) 1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика? 2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

Cлайд 10

«Самодуры русской жизни» Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Что означает слово «самодур»? Каково ваше представление о Диком? Что является причиной необузданного произвола Дикого? Как он относится к окружающим? Уверен ли он в безграничности своей власти? 6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Cлайд 11

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег. Сделаем вывод

Cлайд 12

«Самодуры русской жизни» Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства». 1. Каково ваше представление об этом персонаже? 2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»? 3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? 4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Cлайд 13

Сделаем вывод Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Cлайд 14

Молодые герои пьесы Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш Дайте характеристику каждому литературному герою.

Cлайд 15

Сделаем вывод Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек. Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения. Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась. Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Cлайд 16

Борьба Катерины за счастье Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? 2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста. 3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Cлайд 17

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой? 3. Почему она не вернулась к мужу? Достойны ли Борис и Тихон ее любви? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Борьба Катерины за счастье

«Островский Гроза» - Пьеса «Бесприданница». А.Н.Островский. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Постоянный духовный бунт. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Сжатый пересказ. Решительность, мужество. Моральная чистота. Жестокое отношение Кабанихи. В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма.

«Удар молнии» - Многие народы делали лекарства из камней, в которые попала молния. Молнии считались посланиями богов во многих культурах. Молнии - серьезная угроза для жизни людей. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома. Очень много молний в аномальной зоне на Медведицкой гряде в Поволжье. Может ли молния сбить нас с пути?

«Островский Гроза урок» - Завязка – придирки Кабанихи. Тихон против Кабанихи. Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности. Жанровое своеобразие. Борис против Дикого. Кудряш против Дикого.

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Мотивная организация драмы. А.Н.Островский. Гроза. А как же вы в афишке пропустили грозу? Система образов драмы. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». С.Шевырев.

«Драма Гроза» - Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Г. Н. Федотова в роли Катерины. П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Над рекой поднимается туман.

«Гроза двенадцатого года» - С 29 августа 1812 г. – начальник арьергарда (затем авангарда) русской армии. "Кто тут нам помог?". Мнение историка Е. В. Тарле: Военное исскуство полководцев. Подъем народной "войны без правил". Мультимедийный проектор, презентации уч-ся. Усвоение наполеоновского опыта к 1812г. сделало русскую армию сильнее.

Смысл заглавия пьесы «Гроза». Неспособность лицемерить. Поведение лицемерно. Московский Государственный Университет. Кудряш. Особенности стиля Островского. Н.А.Добролюбов. Протест Катерины. Малый Академический Художественный театр. Памятник А.Н.Островскому. Полемика вокруг пьесы. Колумб Замоскворечья. Результаты действий героев. Основная тема «Грозы». Любовь. Человеческие чувства. Кто страшнее – Кабанова или Дикой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Жених Ларисы. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Островский. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Цыганская песня. Приобретение навыков анализа текста. Каков Карандышев. Проблемные вопросы. Анализ пьесы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму.

«Пьеса «Бесприданница»» - И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Финальная сцена. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Лариса. Женские образы. Матерым вожаком, например. «Бесприданница». Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.

«Пьеса Островского «Гроза»» - В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Борис. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Тихон – от греческого: удачный, спокойный. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Кудряш.

«Островский «Бесприданница»» - Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Идеи творчества А.Н. Островского. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Паратов Сергей Сергеевич. Карандышев. Анализ драмы «Бесприданница».

«Герои «Снегурочки»» - Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Леший. Стихия русских народных обрядов. Любовь. Музыка Римского-Корсакова. Результаты теста. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Волшебный венок. Снегурочка. Персонажи. Пляски птиц. Весенняя сказка. Песни. Красота природы. Римский-Корсаков. Огромная сила. Мощь и красота природы. Утро любви. Композитор. Какие герои только сказочные. Идеалы автора. Музыкальные инструменты.

Созданию “Грозы” предшествовало
путешествие Островского по
Верхней Волге, предпринятое по
заданию морского министерства.
Итогом этой поездки явился
дневник Островского, многое
приоткрывающий в его восприятии
жизни провинциального
Верхневолжья.
“С Переяславля начинается
Меря”, - записывает он в
дневнике, - земля, обильная
горами и водами, и народ и
рослый, и красивый, и умный, и
откровенный, и обязательный, и
вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе,
под ногами у нас Волга, и по
ней взад и вперед идут суда
то на парусах, то бурлаками,
и одна очаровательная песня
преследует нас неотразимо…И
нет конца этой песне...
Впечатления от приволжских
городов и сёл, от
красивейшей природы, встреч
с интересными людьми из
народа долго накапливались
в душе драматурга и поэта,
прежде чем родился такой
шедевр его творчества, как
“Гроза”.

В течение длительного
времени считалось, что
сюжет драмы “Гроза”
Островский взял из жизни
костромского купечества, а в
основу произведения положено
нашумевшее дело Клыковых.
Вплоть до начала XX века
многие костромичи с горестью
указывали на место
самоубийства Катерины беседку в конце маленького
бульварчика, в те годы
буквально нависавшую над
Волгой. Указывали и на дом,
где она жила.

А. П. Клыкова была выдана
шестнадцати лет в угрюмую купеческую
семью, состоявшую из стариков родителей,
сына и дочери. Хозяйка дома, суровая
старообрядка, заставляла молодую сноху
делать любую черную работу, отказывала
ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет.
В прошлом она воспитывалась любимой
бабушкой, была девушкой веселой, живой,
жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков,
беззаботный, апатичный человек, не мог
защитить жену от придирок свекрови и
относился к ним равнодушно. Детей у
Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой
человек, Марьин, служащий почтовой
конторы. Начались подозрения, сцены
ревности. Кончилось тем, что 10 ноября
1859 года тело А. П. Клыковой нашли в
Волге. Возник шумный судебный процесс,
получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем
исследователи творчества
Островского точно установили,
что “Гроза” была написана до
того, как костромская купчиха
Клыкова бросилась в Волгу. Но
сам факт подобного совпадения
говорит о гениальной
прозорливости драматурга,
глубоко почувствовавшего
нараставший в купеческой жизни
Верхней Волги драматический
конфликт между старым и новым,
конфликт, в котором Добролюбов
неспроста увидел “что-то
освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский
начал в июне - июле 1859
года и закончил 9 октября
того же года. Впервые пьеса
была опубликована в журнале
“Библиотека для чтения” в
январском номере 1860 года.
Первое представление “Грозы”
на сцене состоялось 16
ноября 1859 года в малом
театре в бенефис С.В.
Васильева с Л.П. НикулинойКосициной в роли Катерины.
Похожие публикации