Проект как инструмент развития музея. Музей как инструмент повышения качества жизни

Скопируйте код и вставьте в свой блог:









Когда речь заходит о музеях, мы представляем себе Эрмитаж, Лувр, Тейт Модерн и еще пару десятков крупных музеев. Они обладают огромными возможностями, большим штатом и, безусловно, являются важнейшими социальными, туристическими, инфраструктурными или даже политическими институтами. Вклад этих музеев в городскую и мировую жизнь бесценен, как и опыт, который они нам дают для работы. Однако есть еще десятки тысяч небольших региональных музеев, чья роль, пусть в меньших масштабах, важна для своих городов.

Несколько лет назад на Пермском экономическом форуме, я готовил секцию «Интернет как инструмент развития региона». И даже тогда, не мог представить, что от интернета меня развернет к музейному делу.

Чуть больше года назад я начал изучать работу музеев Армении и, главное, жизнь небольшого, но очень важного с разнообразных точек зрения дома-музея своего прадеда С.Д. Меркурова в городе Гюмри с населением 150 тысяч человек. Несмотря на масштабы личности, внушительный объем уникальных экспонатов и роль музея в жизни города, проблемы, которые стоят перед музеем, больше бытового характера, нежели культурного. То, что является для «монстров» музейного дела банальным, тут - главное.

Не знаю, помог ли мне опыт в других профессиях в понимании проблем и перспектив локальных музеев, но в результате размышлений о будущем дома-музея появились тезисы, универсальные для большинства небольших музеев.

В силу понятной ситуации. Тем более что музейная жизнь не предполагает миллионов, не требует больших вложений.

Два дня трое англичан и один голландец поведывали нам о том, как преуспеть музею в свободном от государства плавании; как не дрейфовать, а осознанно двигаться от культуры зависимости к культуре возможности; как зарабатывать деньги самим - посредством национальной лотереи ли, примузейных магазинов, ресторанов или отелей (например, замок-музей Боделвидан в графстве Денбишир в Северном Уэльсе давно принимает желающих потусоваться с местными привидениями туристов на постой, ибо лучшее время призраков, как известно, «от заката до рассвета»); как пользоваться «микрофилантропией» и не забывать о партнёрстве, ибо «невозможно стать сильным, если все вокруг тебя слабые»; как заставить людей возвращаться в ваш музей, «ведь возвращаемся мы каждодневно в магазин за хлебом» (необходимо лишь почаще менять витрину)…

Музей - важная часть любого городского пространства. Задача музея - не хранить в пыльных шкафах экспонаты, а любыми способами прокручивать через себя максимальное количество людей.

Это, во-первых, туристический фактор: музеи среди возможных средств досуга занимают важное место. Во-вторых, культурно-социальный: понятная занятость населения. А, в-третьих, профессиональный: музеи, в любом случае, притягивают к себе культурных людей.

Я начал свое путешествие по музеям с очевидного - интернета. Казалось бы, такая банальная для городского жителя вещь как WiFi становится актуальной за пределами крупных агломераций. Популярные варианты небольших городов - кафе. Так почему этим местом не может быть музей? Для кого-то, кто пришел специально, это будет приятной неожиданностью, для кого-то - мотивацией зайти. И не важно, что человек пришел за WiFi. В следующий раз придет посмотреть. Да если и даже так сидит. В музее и стены помогают.

Фотографировать - обязательно. Зайдешь в музей, понравится что-нибудь. Хоть вид из окна. Хоть с друзьями на память. Но страшно достать телефон - прибежит кто-нибудь и заорет, что снимать запрещено. Сегодня, когда у многих в кармане смартфон, который является главным инструментом коммуникации с окружающим миром, и, что важно в нашем случае, основным фотоаппаратом, стоит задача стимулировать гостей музея делать фотографии. Это бесплатная реклама. Это важная точка продвижения.

Выход через сувенирную лавку как явление – это не только элемент развлечения, но и пункт дохода. Что касается больших музеев, то выйти из него чаще всего можно только через магазин, то есть этот выход – единственный. Это должно быть справедливо и для маленьких учреждений. Как ни цинично звучит, в точке покидания посетителем музейного пространства необходимо предоставить возможность потратить деньги. А ведь часто бывает так, что даже пресловутый магнитик на холодильник не купишь. Музей должен быть не только точкой дистрибуции любой тематической продукции, но и ее заказчиком. Даже в небольших масштабах народных промыслов это имеет экономический эффект как для музея, так и для местного населения.

Создатели музея, ещё будучи студентами, обратили внимание на старые и вроде никому не нужные игровые автоматы, разбросанные по паркам отдыха и детским лагерям. Стоило собрать, казалось бы, хлам в одном месте - и к нему потянулись люди. Не испугало создателей музея даже то, что этим местом оказалось заброшенное бомбоубежище в родном институте, а «хлам» нужно было капитально ремонтировать.

Музей - как площадка для событий. Еще раз напоминаю, что главная задача - затащить человека к себе. Столичный пример недавних дней: день рождения радиостанции «Эхо Москвы» проходил в Галерее Зураба Церетели. Где, к своему стыду, я до этого не был. Пришел я, по сути, на корпоратив. В следующий раз пойду внимательно изучать содержимое. Музеи должны проводить мероприятия и на этом зарабатывать. Конечно, не эпатировать публику… Остальное – только на пользу. И себе, и обществу.

Перспективы развития музея, увеличения охвата населения и пропускной туристической способности - это не только рост самого музея, это влияние на всю окружающую среду. Несмотря на важную роль музеев в туристической программе, о хлебе насущном вопрос встает достаточно быстро, т.к. какой бы ни был интересный контент, человек хочет пить и есть. Если данную возможность не может предоставить музей, что может являться одним из источников дохода, то как минимум стимулирует окружающий бизнес к развитию соответствующей инфраструктуры. Если вокруг музеев будут люди - появятся и рестораны, и магазины.

За ресторанами и магазинами будет и спрос на гостиницы, спрос на сувениры, спрос на туризм, рост популярности города. Локальный музей может быть брендом региона, какими являются многочисленные американские музеи вроде музея Zippo. Сегодня именно небольшие музеи могут стать инструментом развития города, его культурной среды, потому что судьба сегодняшнего музея - это творческо-развлекательный центр, а не пыльное хранилище экспонатов.




ОТПРАВИТЬ:

















  • Ахтырская Юлия Викторовна , Методист, руководитель информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал", воспитатель высшей квалификационной категории

Разделы: Работа с дошкольниками , Работа с родителями , МХК и ИЗО

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

  • сотрудничество ДОУ с музеями;
  • создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

  1. Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
  2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
  3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 1), ориентированная на художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.

Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:

  • музейные уроки/занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
  • ролевые экскурсии и игровые методы;
  • экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
  • разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
  • мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.

В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Активно развивая идеи музейной педагогики, администрация и педагоги ГБДОУ №62 Приморского района Санкт-Петербурга «Золотая рыбка» при поддержке Администрации Приморского района проанализировали альтернативные музейно-педагогические программы, предлагаемые Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, обладающими большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно-творческими контактами с педагогическими учреждениями.

Выбор был остановлен на проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. География проекта постоянно расширяется и охватывает как Россию, так и зарубежные страны. Детский сад в Санкт-Петербурге стал первым дошкольным образовательным учреждением среди виртуальных филиалов. На сегодняшний день открыто 100 центров «Русский музей: виртуальный филиал» (68 центров в России, 31 – за рубежом и 1 – на полярной станции в Антарктиде).

Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:

  • наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
  • высокоскоростной Интернет;
  • доступность для посетителей.

Немало важной частью работы музейного педагога является:

  • отчетность о работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» за предыдущий период (Приложение 2).
  • планирование непосредственного вклада руководителя информационно-образовательно центра «Русский музей: виртуальный филиал» в распространение опыта работы музейного педагога (Приложение 3).
  • отчет о мероприятиях в рамках повышение качества работы музейного педагога (Приложение 4).
  • четкое перспективное планирование работы филиала (Приложение 5).
  • организация проектной деятельности дошкольников (Приложение 6).

Организация проектной деятельности дошкольников:

  • Проект «Мы любим рисовать!» (Приложение 7).
  • Проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (Приложение 8).
  • Проект «Басня коротка – искусство безгранично» (Приложение 11).
  • Проект «Книжный мир» (Приложение 12).
  • Проведение открытых занятий по музейной педагогике: «Образы зимы» (Приложение 9).
  • Конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития «Великие творения поэтов и художников» (Приложение 25).

Организация деятельности детей на площадке детского сада:

  • Тема «Раскрасим все вокруг» (Приложение 10).
  • Наблюдение за реакциями детей на экспозиции Русского музея (выводы, рекомендации) (Приложение 13).
  • Фиксация наблюдений за реакциями детей при проведении занятий в компьютерном классе (Приложение 14).
  • Формирование перспективного планирования по работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» (Приложение 15).

Проведение диагностики на начало года:

  • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
  • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
  • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).

Проведение диагностики на конец года:

  • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 20).
  • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 21).
  • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 22).
  • Оформление сводной таблицы сравнения проведенной диагностики (Приложение 23).
  • Оформление сводной гистограммы по диагностике детей старшего дошкольного возраста по программе «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 24).

Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.

Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.

Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.

Статья «Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога в условиях ДОУ» (Приложение 16).

Литература:

  1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
  2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2.
  3. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет:музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010.
  4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
  5. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011.
  6. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009.
  7. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.
Организаторы семинара: Благотворительный фонд Зиявудина Магомедова «Пери» и Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Может ли музей (или другая культурная институция) решать реальные проблемы жителей города? Можно ли не просто «изучать фонды» и «учить посетителей жизни», а исследовать жизнь горожан совместно с ними, создавая новые смыслы и способы мышления, новые формы досуга, новые отношения? Можно ли не только рассказывать о прошлом, но и помогать молодежи строить будущее?

Опыт экспертов семинара позволяет утверждать, что результат совместных проектов с местным сообществом зачастую оказывается за стенами музея: меняются городские пространства и представления об определенных проблемах, появляются новые туристические маршруты и новые рабочие места, и, конечно, новые коллекции и экспозиции. Эксперты семинара расскажут о нескольких успешных примерах такой работы как в России, так и за ее пределами.

Участниками обсуждения станут не только музейные работники, но и представители творческой молодежи Дагестана. Цель семинара – понять, каких культурных проектов в первую очередь не хватает обществу Кавказского региона, наметить основные направления совместной деятельности, описать технологии их возможной реализации.

Это первая совместная работа благотворительных фондов Зиявудина Магомедова и Владимира Потанина. Фонд Владимира Потанина более 17 лет оказывает поддержку российским музеям в их стремлении к изменениям.

В настоящее время идет прием заявок на грантовые конкурсы программ «Музейный десант», «Музейный гид» и «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Семинар – хорошая возможность подготовиться к подаче заявки на конкурс. В свою очередь, фонд «Пери» разворачивает на базе «Дома Петра I в Дербенте» серию крупных проектов и активно привлекает партнеров для их реализации. К участию в семинаре приглашаются как работники музеев Кавказа и ближайших к нему регионов, так и творческие люди, заинтересованные в реализации проектов в городской среде – художники, фотографы, дизайнеры, музыканты, режиссеры и т.п.

Заявку на участие в семинаре необходимо подать до 25 января, заполнив форму на сайте www.dompetra.ru . Участие бесплатное. Расходы на дорогу и размещение в Дербенте участники оплачивают самостоятельно. Организаторы обеспечивают питание (обеды и завтраки) и оказывают помощь в размещении в гостинице (участникам семинара предоставляются скидки).

Доклады экспертов семинара:


Екатерина Ойнас (музейный проектировщик, Коломна) – Опыт создания коломенского музейно-творческого кластера.

Игорь Сорокин (куратор музейных проектов, Саратов) – Опыт создания «рассредоточенного» (не привязанного к одному зданию или площадке) музея,а также практики взаимодействия с городскими сообществами на основе актуализации «памяти места».

Ксения Филатова и Андрей Рымарь (кураторы музейных программ фонда «Пери», музейные проектировщики, Москва) – Музейная экспозиция как инструмент развития городского сообщества. Опыт музейного комплекса «Дом Петра I в Дербенте», и других музейных проектов.

Наталья Копелянская (проектировщик, эксперт творческой проектной группы «Музейные решения», Москва) – Общественные пространства музея и города: практики взаимодействия (на примере зарубежных проектов).

Ведущий семинара:

Леонид Копылов (Санкт-Петербург) – музейный эксперт, куратор экспозиционных и выставочных проектов.

Организаторы будут рады сообщениям специалистов из Кавказского региона о своих проектах. Подача заявки – на сайте.

Музей как инструмент повышения качества жизниМузей как мериторное благо 119

Муниципальные, районные, сельские музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, где о разнообразии творческих практик никто и не задумывается, нередко становятся для местных жителей единственным вариантом доступа к культурным благам. Ежедневное существование малых музеев сопряжено со множеством трудностей, их деятельность, как правило, не приносит прибыли, фонды невелики и практически не содержат раритетов. Тем не менее, даже в этих непростых условиях, музей продолжает оставаться необходимым элементом качества жизни, выполняя просветительские, коммуникативные, рекреационные и другие функции.

Малые музеи тесно связаны не столько с профессиональным, сколько с местным сообществом. Первое знакомство происходит в раннем возрасте, в детском саду, школе, затем наступает черед вести в музей уже собственных детей и внуков. Многие локальные музеи не связывают свою деятельность с туристическим бизнесом, их экспозиции не всегда блещут новаторскими идеями, сотрудники не считают нужным продвигать музей в информационном пространстве. При этом потенциал малых музеев в деле консолидации и самоопределения местного сообщества достаточно велик.

Вклад локальных музеев в сохранение и воспроизводство локального историко-культурного наследия встречает понимание у наиболее «продвинутых» представителей органов власти. Однако музейная сфера не входит в число приоритетных на получение государственной поддержки в ближайшие несколько лет. В этой ситуации местные музеи компенсируют недостаток средств идеями, большая часть которых так или иначе связана с проблемами местного сообщества.

Конечно, малые музеи в провинции редко заявляют о себе в общероссийском информационном пространстве, объединенной статистики по их деятельности не существует. Нельзя достоверно узнать даже число существующих музеев, не говоря уже о конкретных фактах их работы и оценке ее местным сообществом. В сравнении с масштабами страны, количество доступной информации о локальных музеях – это лишь малые крупицы. Тем не менее, из ее анализа становится понятно, что музей в российской провинции в настоящее время рассматривается как инструмент если не восстановления и развития территории, то хотя бы улучшения качества жизни местного населения. В последние годы все чаще происходит модернизация традиционных музейных учреждений, восстанавливаются дореволюционные собрания, открываются новые музеи и экспозиции.

В городе Няндома Архангельской области музей появился совсем недавно, в 2006 г., и имеет статус муниципального учреждения культуры. Это первый музей, открытый в небольшом городке (население – 21,6 тысячи человек на январь 2009 г. 120), образовавшемся в конце XIX в. во время строительства железной дороги Вологда – Архангельск. В настоящее время в нем действуют два крупных предприятия – локомотивное депо и птицефабрика, однако численность населения сокращается 121 .

Няндома находится на пути в Каргополь, но туристы практически всегда проезжают мимо. «Молодые» музейщики же считают, что город обладает богатым историко-культурным потенциалом. С названием города связана легенда о некоем Няне, в чей гостеприимный дом, расположенный на бойком тракте, постоянно заглядывали путники. На вопрос, дома ли хозяин, жена якобы отвечала: «Дома он, Нян, дома» 122 .

Сам историко-краеведческий музей носит название «Дом Няна». Он размещается во флигеле исторического здания, которое до открытия музея пустовало и где до сих пор продолжаются ремонтные работы. В планах руководства и сотрудников открыть картинную галерею, постоянную краеведческую экспозицию, связанную с историей железнодорожной станции и городка, традициями и обычаями северного дома; развивать возможности для экологического туризма; построить постоялый двор для туристов, где можно будет переночевать на старинной кровати, попробовать каши из русской печи, заглянуть в конюшню… 123 В общем, сделать все, чтобы проезжие туристы задерживались в городке хотя бы на сутки.

Новоявленный краеведческий музей заявляет о себе как о современной культурной институции, способной оказывать влияние на решение социально-экономических задач. Основную цель работы сотрудники музея видят в построении партнерской стратегии с представителями власти и бизнеса, направленной на улучшение условий жизни местного сообщества 124 .

Иногда музей, осознавая свое благотворное влияние, старается распространять его на местность, формально не попадающую в его «зону обслуживания». Так, Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей (Архангельская область) в 2008 г. приступил к реализации проекта «Живая деревня». Он предполагает создание при музее общественного инициативного центра, объединяющего представителей местного сообщества, заинтересованных в сохранении и развитии родных мест 125 .

В настоящее время центр «Живая деревня» активно сотрудничает с местным сообществом в нескольких сельских поселениях. Условия жизни в них, несмотря на географическую близость, сильно различаются, и музей в каждом случае вырабатывает особую стратегию действий. Так, инициативные группы из села Ошевенск в последние годы активно развивают его туристический потенциал, вступая в сотрудничество с музейными работниками, организующими на территории экскурсионное обслуживание. В рамках работы центра «Живая деревня» между музеем и муниципалитетом был заключен договор об организации совместно с жителями села выставки, посвященной истории края, православной и традиционной культуре 126 .

Предыдущий случай можно считать благополучным, но музею порой приходится выступать в качестве спасителя гибнущих деревень. За несколько последних лет находящиеся вблизи от города деревни практически опустели. В деревне Калитинка (16 км от Каргополя) в 2006 г. была закрыта даже начальная школа. Каргопольский музей активно разрабатывает концепцию туристического маршрута, проходящего через деревню, и проект организации на территории деревни музея, посвященного истории края, в том числе уже утраченным объектам историко-культурного наследия 127 .

Один из наиболее ярких примеров, демонстрирующих роль музея в формировании и поддержании локальной идентичности, – Музей Мологского края (филиал Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Молога – небольшой старинный городок, находившийся при слиянии рек Молога и Волга и ушедший под воду при строительстве Рыбинского водохранилища. Глубины, на которых в настоящее время находится Молога, называются «исчезающими малыми». Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года город показывается из воды: мощение улиц, фундаменты домов, кладбище.

Затопленным оказался и находившийся в Мологе женский Афанасьевский монастырь. В его подворье, располагающемся в Рыбинске, с 1995 г. работает Музей Мологского края, где можно увидеть фотографии города и его жителей, воссозданные интерьеры домов и т. д. Музей Мологского края – государственный, однако создан он был по инициативе общественности – жителей затопленного города, сел и деревень. Для мологжан создание музея – не просто способ сохранить память о прошлом, его миссию они видят и в возрождении Мологского края как культурно-исторической общности. Сотрудники музея и активисты «Землячества мологжан» работают над идеей создания Мологской административной территории с центром в одном из населенных пунктов, находившихся ранее в Мологском крае 128 .

Музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, в силу сжатости своей аудитории воспринимают ее как единое целое и работают с теми ее сегментами, которые редко становятся музейными посетителями. В селе Карагай Пермского края (108 км от Перми) проживает около 7 тысяч человек. Когда-то оно было владением Строгановых, в советское время был создан крупный совхоз «Россия», ныне местные жители промышляют, в основном, пилкой леса и охотой. В селе действуют библиотека, дом культуры с ансамблем песни и пляски и академическим хором, в 1972 г. начал работу краеведческий музей 129 .

Село по российским меркам довольно большое, но численность населения уменьшается. Молодежи, включая маленьких детей, осталось около 1,5 тысячи человек. В этих условиях музей в 2007 г. предложил проект «АртЛИЧНО: Музей Других – Другой Музей». Инициатива сельских музейщиков оказалась уникальной для всего Пермского края. Они решили привлечь подростков и молодежь путем предоставления им выставочного пространства под воплощение собственных замыслов 130 .

Главной задачей проекта стало знакомство друг с другом местных молодежных субкультур. Во время работы первоначальные замыслы сильно трансформировались: вместо «Школы юного экскурсовода» родилась идея создания выставки не из фондов музея, а из реальной жизни молодых людей, до этого не проявлявших интереса к музейной деятельности 131 .

На первом этапе несколько групп отправились в полевой лагерь, где под руководством педагогов-психологов участвовали в игровых тренингах, направленных на выявление и сплочение творческого «ядра» проекта и знакомство представителей молодежных течений друг с другом. По итогам совместных обсуждений была создана выставка, содержавшая два основных компонента. В центре зала разместили куб, наполненный электронными средствами общения, на гранях которого, обтянутых сетью, посетители могли оставлять отзывы и пожелания. Можно было писать на воздушных шарах, бросая их затем в центр куба (согласно замыслу, выставка должна была показать, как живое общение вытесняет виртуальное). Вокруг расположилась основная экспозиция, повествующая о разных субкультурах: стихи, фотографии, фрагменты выступлений, постеры, музыкальные инструменты, одежда, ставшие сторонами общего многоугольника 132 .

Сельский музей с небогатой экспозицией, небольшим штатом сотрудников и извечным недофинансированием, решая свои проблемы, заговорил с «трудной» аудиторией на ее языке, не боясь осуждения и конфликтов. Проект был реализован с минимальными затратами, но благодаря ему и музейные специалисты, и местное сообщество получили значимый опыт. Культурный институт предпринял попытку интегрироваться в реальную жизнь своих посетителей, а представители различных субкультур получили возможность почувствовать себя частью единого целого.

Следует заметить, что в описываемых условиях деятельность музея затрагивает различные сферы жизни, иногда дополняя работу других учреждений. Две наиболее часто встречающихся функции музея в рамках более широкой модели взаимодействия музея и местного сообщества «музей как мериторное благо» – социальная защита и организация досуга – требуют более подробного рассмотрения.

Музей как средство социальной защиты

Адаптация человека к условиям современной жизни, в особенности уязвимых групп населения, с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важных направлений их деятельности. Ежегодно победителями Всероссийского грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Социальноориентированные музейные проекты» становятся инициативы, направленные на поддержку людей, лишенных возможности социализации, творческой реализации, создание в музейной среде атмосферы неформального общения. Большое количество проектов в этой сфере реализуется также на собственные средства музеев, при поддержке местных властей, на различные гранты.

Многие инициативы исходят исключительно от музейных сотрудников, часть проектов создается в партнерстве со сферой социальной защиты, общественными организациями. При этом, принимая на себя нетрадиционные функции, соединяя разные направления деятельности, музеи не подменяют собой другие структуры 133 . Они дополняют их и свою работу, используя специфические профессиональные средства. Необходимо отметить, что активность в этой сфере по-прежнему сталкивается с определенными трудностями: это и усиленные эмоции со стороны участников и общественности, и многочисленные вопросы, вызванные отсутствием налаженных стандартов. Какие группы включать в область деятельности, от кого должна исходить инициатива? Как далеко музей может выходить из своих стен: как организовать работу в больницах, тюрьмах, детских домах? Ведь выполняя работу за других, пусть даже и очень нужную и благородную, музей рискует утратить свою специфику.

Несмотря на активную деятельность в этом направлении, в России все же она заключается, по большей части, в проектных инициативах, не переходя в постоянные программные действия 134 . Вместе с тем, в России простор для проектных инициатив в этой области, вероятно, еще долгое время будет оставаться практически неисчерпаемым. Однако продуманные, стабильные и в то же время творческие попытки решить годами копившиеся проблемы способны изменить отношение к ним в сообществе, что в дальнейшем может повлиять на ситуацию в целом.

Традиционно к социально уязвимым относили такие слои общества, как инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, мигранты, пенсионеры, ветераны боевых действий, наркоманы, смертельно больные и т. д. Однако в современном мире, с его ускоренным темпом жизни, ежедневными переменами, нарастанием кризисных явлений во многих сферах, круг людей, считающих себя незащищенными и социально уязвимыми, гораздо шире: домохозяйки, чересчур загруженные делами бизнесмены, подростки, те, кто переживает кризис «среднего возраста». Музей подхватывает их проблемы, меняет привычную систему коммуникации, пытается помочь.

В 2008–2009 гг. в музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ вв.» (входит в систему Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина», г. Ульяновск) был реализован проект «К нам на огонек», направленный на организацию творческих мастерских для пожилых людей, больных рассеянным склерозом. С помощью музейных средств (проведение интерактивных занятий в экспозиции, фольклорные праздники, обучение традиционным видам ремесел) была предпринята попытка способствовать социализации людей, в силу проблем со здоровьем исключенных из процесса нормального общения. Занятия были разработаны с учетом потребностей участников: развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на состояние больных, поэтому им были предложены мастерские по вышивке, лозоплетению, изготовлению мелких игрушек. Кроме того, интересным ходом стало вовлечение пожилых людей в освоение новых технологий – часть занятий была посвящена работе на компьютере в области фотодизайна 135 .

Проект был реализован при активной поддержке местных управления социальной защиты населения и отделения организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, однако инициатива исходила именно от музея. Проведя собственное исследование, музей выяснил, что в Ульяновске практически отсутствует система организации досуга инвалидов 136 . В городе проживает порядка двух тысяч людей, больных рассеянным склерозом, а в проекте удалось задействовать несколько десятков. Музей оказался единственной в городе организацией, которая проявила готовность работать с данной аудиторией. Музейные специалисты разработали мероприятия с учетом особенностей аудитории: праздники и интерактивные занятия проходят с привлечением членов семей больных. Кроме того, музей попытался дать ощущение значимости и нужности людям, лишившимся возможности профессиональной реализации 137 .

Ульяновский музей заявляет о своих планах продолжить мероприятия, рассчитанные на социально незащищенные категории посетителей, а также на тех, кто просто лишен возможности полноценного общения и творческой реализации 138 .

Социальноориентированные музейные проекты могут быть направлены не только на работу с отдельными сегментами аудитории, решение свойственных им проблем, предоставление соответствующих услуг. Все это важные и благородные общественные задачи, но куда сложнее и в современных условиях, возможно, необходимее, пытаться воздействовать на всю совокупностьи направлений «лечения» общества, а не на отдельные группы населения.

В 2007 г. в Национальном музее Республики Коми (г. Сыктывкар) стартовал проект «Плетение словес». Он предполагал создание на территории музея экспериментальной площадки для организации совместной деятельности детей обычных и детей с нарушениями интеллекта (как принято говорить сегодня, «других», «особенных» детей). Принципиально новый подход для музея, много лет работающего с детьми с ограниченными возможностями, проявился в создании проекта не «для» особенных детей, а «вместе» с ними 139 .

Для того чтобы сломать стереотипы во взаимоотношениях между здоровыми и «другими» детьми, им была предоставлена возможность для общения и совместного творчества. Основную идею проекта отражал его девиз: «Мы – вместе!». Участниками проекта стали воспитанники местного интерната и ученики общеобразовательных школ. Стоит отметить, что далеко не все педагоги согласились на объединенные занятия детей с разными возможностями, однако значительная часть все же отнеслась к идее проекта с пониманием и интересом 140 .

Из природных материалов, собранных участниками на подготовительном этапе, во время творческих мастерских, проходивших 1–2 раза в неделю в течение нескольких месяцев учебного года, создавались особые арт-объекты – буквы. Затем они сплетались (в буквальном смысле, поскольку основными материалами были трава, нитки, береста) в слова, фразы, пословицы и поговорки, загадки на коми и русском языках и размещались на страницах объемных «книг». Руководство занятиями осуществляли не только музейные специалисты, но и приглашенные психолог и арт-терапевт. Перед непосредственным началом проекта была открыта «Школа волонтера», где проходила психологическая подготовка детей к встрече с «необычными» сверстниками 141 .

Промежуточным итогом проекта стало открытие в музее выставки «Плетение словес», выстроенной детьми под руководством известного в республике художника. В рамках проекта также проходили мастер-классы по компьютерной графике, открылась мастерская по изготовлению игрушек из глины, проведен круглый стол на тему «Наши дети: обычные и другие. Восприятие и взаимодействие».

После завершения проекта музей по-прежнему активно сотрудничает с участниками проекта, школьниками, студентами, педагогами, воспитанниками детских домов. Он проявил инициативу, чтобы улучшить качество жизни одних членов сообщества и заставить задуматься о нормах нравственности, принятых другими.

Естественно, значительное влияние социальноориентированные инициативы оказывают на сам музей. Они меняют мнение о музее как исключительно охранительном и назидательном учреждении, повышая тем самым его статус. Особую ценность имеют устанавливающиеся в ходе реализации проектов отношениям партнерства с различными структурами: региональными и городскими властями, крупными предприятиями, предпринимателями, СМИ, фондами, отделениями социальной защиты населения, общественными организациями, благодаря которым музей не только встречает единомышленников, но и получает возможность формировать среду, поддерживающую его политику 142 .

Музей как клуб

Для музея в провинциальном городе, не всегда привлекательном для туристов, очень важно сформировать постоянную аудиторию. Небольшая, редко меняющаяся экспозиция вряд ли заставит человека обращаться к музею снова и снова, поэтому местному населению музей предлагает различные формы активности, внутри и вне своих стен, тем самым воспитывая потребность в подобном виде досуга. Развитие этого сектора деятельности тесно связано с изменением концепции музейной коммуникации. Музей приглашает не к пассивному прослушиванию его монологического высказывания, а к диалогу, беседе. В свою очередь, посетитель из зрителя превращается в активного участника, что может изменить его взгляд на суть и содержание музейной деятельности.

Концертные и театральные абонементы, занятия в кружках, танцевальные вечера предполагают не только соединение образовательного и развлекательного компонентов, но и регулярную работу с посетителем: изучение его предпочтений, возможностей и т. д. Основной целевой аудиторией музея-клуба, как, впрочем, и музея-школы, в нашей стране являются дети. На втором по численности месте – социально незащищенные группы населения, о которых говорилось выше. Работоспособный взрослый, лишенный ярко выраженных проблем со здоровьем и психикой, редко становится регулярным и полноценным участником музейных мероприятий, даже в небольшом городке. Конечно, эта часть населения в провинции имеет не так уж много возможностей для размышлений о своем досуге, в особенности связанном с образованием. Но именно этот сегмент, как наиболее многочисленный и вносящий самый значительный вклад в развитие территории, важен в формировании представлений о качестве жизни на локальном уровне.

Музей как сообщество по интересам в России, скорее, редкость. В провинции практически нет клубов друзей музея, оказывающих различную поддержку и получающих определенные услуги, не развито волонтерское движение. При этом в небольших населенных пунктах такая форма работы с посетителем может быть легко осуществима и выгодна для обеих сторон.

Наибольший интерес как музейных специалистов, так и членов сообщества вызывают различные практики, связанные с местным контекстом. В Национальном музее Удмуртской Республики в 2007 г. в результате реализации проекта «Счастье в доме.RU» был создан музейный клуб межнациональных семей. В Ижевске проживает 611 тысяч человек (по данным на январь 2009 г. 143), являющихся представителями более чем 100 национальностей, из них свыше половины составляют русские (58,9%), около трети – удмурты (30%), третья по численности этническая группа – татары (9,6%), еще 2,5% населения города – это украинцы, белорусы, мари, чуваши, башкиры, казахи, узбеки и др. 144

Партнерами музейного проекта выступили телеканал «Моя Удмуртия» и некоммерческая общественная организация «Центр развития толерантности». Проект предполагал создание и продвижение новой интерактивной формы работы музея – телевизионного клуба. В качестве его участников были выбраны несколько семейных пар, в которых супруги являются представителями разных национальностей (русский и татарка, удмурт и русская, удмуртка и венгр и т. д.). На ежемесячных заседаниях, проходивших в музейных стенах, супруги делились с участниками и зрителями своими секретами семейного счастья. При этом своеобразным стимулом для начала бесед, воспоминаний являлись предъявляемые членам клуба музейные экспонаты или прогулки по экспозиции 145 .

Для широкой публики были подготовлены телепередачи, транслировавшиеся по местному телевидению, посвященные отдельным темам: свадьбе, воспитанию детей, национальным костюмам, праздникам и др. В каждую из них, помимо личной беседы с участниками, были включены сюжеты о культуре, традициях, обычаях и обрядах той или иной национальности, созданные на основе коллекций и экспозиций музея.

Созданный телеклуб позволил позиционировать Национальный музей Удмуртской Республики как настоящий центр диалога культур. В его расширенных заседаниях принимали участие, помимо основного состава и партнеров, представители Министерств национальной политики и культуры Удмуртии, Администрации Ижевска, районных центров «Семья», национально-культурных общественных объединений, психологи и социальные педагоги. Ими обсуждались существенные для городского сообщества проблемы взаимодействия представителей разных национальностей, толерантности, межкультурного диалога, конкретные предложения по его построению.

В 2008 г. в рамках Европейского года межкультурного диалога стартовал проект Совета Европы «Межкультурные города». Проект рассчитан на 10 лет, и его конечным результатом должна стать выработка новых межкультурных стратегий развития в городах-участниках, а также разработка механизмов их реализации. Из 70 городов, подавших заявки, были отобраны 12, единственным городом, представляющим Россию, стал Ижевск. В числе мероприятий, проведенных в рамках общеевропейской программы, была презентация музейного проекта «Счастье в доме.RU» 146 .

Таким образом музей, приняв на себя миссию культурно-просветительного и развлекательного учреждения, затронул одну из важнейших и болезненных для городского сообщества Ижевска тем. При этом его посыл был максимально позитивным, о чем говорит само название проекта. Он предлагал широкие возможности для взаимного изучения и обогащения культур, основываясь на исследовательском опыте такого авторитетного культурного института, как музей. В то же время проект позволил членам сообщества перейти к серьезному обсуждению темы и решению возможных проблем.

Как отмечалось выше, взаимоотношения между музеем и взрослой аудиторией в нашей стране находятся в стадии становления. Большинство интерактивных программ, творческих мастерских, лекториев рассчитано на детей или пожилых людей. Тем не менее, инициативы, отвечающие потребностям «забытого» посетителя, находят живой отклик и поддержку.

Сотрудники Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, принявшись за решение задачи увеличения аудитории и привлечения ее к активному взаимодействию с музеем, обратили внимание на состояние сферы организации досуга именно взрослого населения.

В проекте были задействованы, помимо музейных специалистов, помощники на добровольных началах: студенты, школьники, пенсионеры, преподаватели, учащиеся Дома творчества и школы искусств. Непременным условием реализации проекта стало вовлечение обычного посетителя: и в качестве зрителя постановочных сценок и «школ танцев», и в качестве непосредственного участника. Проект оказался популярным: каждый летний выходной несколько лет подряд на обновленной «сковородке» (так раньше называли эту танцплощадку жители) собирается около 200 человек разного возраста, профессии и достатка. В музей поступили предложения спонсорской помощи и пожелания создать клубное объединение «Друзья музейного дворика» 147 .

Многие участники танцевальных вечеров, вероятно, не очень хорошо знакомы непосредственно с музейной деятельностью. Проект был рассчитан и на изменение представлений о музее в местном сообществе: инициативный, динамичный, идущий навстречу музей должен вызывать приятные эмоции не только во время танцев во дворике, но и при осмотре экспозиций.

В поисках идей создания проектов привлечения аудитории, установления с ней непосредственного контакта, привнесения в музейное пространство элементов развлечения и интерактивности музей отталкивается, прежде всего, от местного контекста, нацеливая свои действия на его обогащение. В качестве одного из немногих значимых игроков в социокультурном и информационном поле территории, выполняя одновременно просветительские, развлекательные, коммуникационные функции, предлагая способы социальной защиты, музей оказывает значительное влияние на качество жизни местного сообщества, создавая непринужденную атмосферу и формируя у жителей чувство связи, единства с локальным контекстом.

Естественно, достижения отдельно взятых музеев не в силах повлиять на сложившуюся в провинции ситуацию. В первую очередь необходимо изменить представление о предназначении музея и его возможностях в профессиональном сообществе. Кроме того, важно преодолеть изоляцию и наладить взаимодействие с другими учреждениями культуры и иных сфер. Трансформация музейной политики, в которой особое внимание будет уделено работе с местным сообществом, повлияет на формы взаимодействия, сложившиеся к настоящему времени, и будет способствовать укреплению позиций музеев в локальных системах коммуникации.

МО «Курумканский район»

Районное управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по ВР Директор школы

________/ О.Ю.Аюшеева / ______/ Е.Б.Будаева /

«_____»____________2017 г. Приказ №____ от

«_____»____________2017г

Программа деятельности

уголка Боевой Славы

2017 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена с учетом федеральных законов: О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации № 54- Ф3 от 26 мая 1996 и Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73 – Ф3 от 25 июня 2002 г. Содержание и структура программы основаны на методических разработках по музейному делу, учебных материалах по музееведению.

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, эстетического, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

Изучение основ музееведения является целесообразным из-за существования Уголка боевой славы МБОУ «Улюнханская СОШ». Это позволяет наглядно демонстрировать учащимся аспекты музейного дела и способствует активной научно-исследовательской и культурно-образовательной работе музея. Работа кружка позволяет формировать в актив музея.

Целью работы кружка является овладение основами музейного дела, приобщение учащихся к истории родного края, формирование способности самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять их на практике в музее.

Задачи курса

Задачи реализации программы кружка состоят в том, чтобы учащиеся:

  • Всесторонне развивались;
  • составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
  • использовали на практике собственные познавательные способности;
  • имели возможность реализовать свои познавательные потребности;
  • применяли полученные знания на уроках и вне школы;
  • чувствовали ответственность за сохранение наследия прошлого;
  • овладели основами коммуникативной культуры;
  • имели навыки самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  • умели проводить экскурсии;
  • развивали навыков ораторского искусства.

В кружке занимаются учащиеся 5 класса. Программа рассчитана на один год – 1 час в неделю (34 учебных недель).

Основные принципы программы:

  1. Принцип природосообразности;
  2. принцип культуросообразности;
  3. принцип гуманистической направленности воспитания;
  4. принцип вариативности;
  5. принцип коллективности;
  6. принцип историзма и объективности;
  7. принцип наглядности и доступности.

Участники проекта: участники образовательного процесса школы.

Практическая значимость: введение в учебный план новых образовательных программ.

Реализация данного проекта предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательно-воспитательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.

Направление программы:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными методами реализации программы являются:

Основными формами работы являются:

  • экскурсия,
  • лекция,
  • конференция,
  • конкурсы (олимпиада, викторины),
  • встречи с интересными людьми,
  • консультация (индивидуальная исследовательская работа),
  • конкурсы рисунков, плакатов,
  • уроки мужества,
  • месячник военно-патриотического воспитания,
  • проведение классных часов,
  • выпуск газет,
  • встречи с ветеранами войны и труда,
  • встречи с выпускниками школы,

Сроки

Ответственный

Организационная и контролирующая деятельность

Заседания Совета музея по вопросам организации деятельности музея

Один раз в месяц

Руководитель Уголка боеовй славы

Формирование состава Совета музея и распределение обязанностей

1 неделя

сентября

Совет музея

Утверждение плана работы музея на 2017-2018 учебный год администрацией школы

2 неделя

сентября

Руководитель музея, Совет музея

Контроль над осуществлением плана работы музея по всем направлениям.

Регулярно

Руководитель музея ответственные за мероприятия

Научно - методическая деятельность

Участие в семинарах, конференциях, «круглых столах».

В течение года

Совет музея

Исследовательская деятельность

Подготовка учащихся к НПК

Сентябрь - февраль

Совет музея, руководитель

Пополнение фондов

В течение года

Руководитель музея, учащиеся школы, учителя, родители

Экспозиционная деятельность

Организация обзорных и тематических экскурсий

В течение года

Совет музея

Реконструкция экспозиции «Уголок Боевой Славы»

Сентябрь

Руководитель, Совет музея.

Работа с фондами

Отбор и систематизация экспонатов

В течение года

Совет музея

Ведение инвентарной книги

В течение года

Совет музея

Просветительская деятельность

Уроки мужества, уроки нравственности, встречи с ветеранами.

В течение года

Совет музея

Уроки краеведения, викторины, круглые столы,

В течение года

Совет музея, руководитель

Издательская деятельность

Публикация статей в школьной газете

1 раз в четверть

Совет музея

Публикация статей в районной газете «Огни Курумкана».

1 раз в четверть

Совет музея

Тимуровское движение.

1.Проведение акции «Поздравление

ветерану»

а) с Днём пожилого человека и Днём

учителя

б) с Днем Защитника Отечества

б) с Днем Победы

Октябрь

Февраль

Май

Совет музея, руководитель

Ожидаемые результаты:

  • овладение основами профессии музеолога-музееведа;
  • умение вести экскурсии и организовывать музейную работу;
  • создание актива школьного музея;
  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности на базе Уголка боевой славы с учетом интересов самих учащихся.

Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу на базе школьного Уголка боевой славы (практические занятия).

Для реализации программы имеется:

  • экспонаты школьного музея;
  • иллюстрации по темам программы;

Подведение итогов реализации программы:

По окончании реализации программы участники должны подвести итоги. Формами итогов могут быть:

  1. Проведение экскурсий для учащихся, родителей и гостей школы.
  2. Участие в школьных, районных конкурсах
  3. Оформление экспозиций.
  4. Оформление и защита проектов.

Похожие публикации