Проявляется ли милосердие герои повести шинель. Сочинение «Образ “Маленького человека” в повести Н

В повести Н. В. Гоголя "Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к "маленькому человеку» выражается прямо. Акакий Акакиевич Башмачкин - "вечный титулярный советник». Герой во всем обижен судьбой, но он не жалуется: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписывания бумаг, не поднялся чином выше, и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг. За человека его никто не считает. Но Акакий не отвечает ни одного слова своим обидчикам.

Гоголь не скрывает не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя. Но на первый план выходит его кротость, безропотное терпение. Даже имя его несет это значение: Акакий − смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что "что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. "Он даже сделался как-то живее, даже твер­же характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и "...существование его сделалось как-то полнее...» . Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у "значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и "высших» . Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

В финале "маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он "сквернохульничает» , произносит самые страшные слова, следовавшие за словами "ваше превосходительство» . Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: "Боже мой, как богата Россия
хорошими людьми! » Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту "маленького человека» .


Акакий Акакиевич рассматривается как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы − доведена до логического конца.

Образ Акакия Акакиевича имеет две стороны. Первая − духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая − произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Башмачкин, имеет право на существование и справедливое отношение к себе.

Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

"Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера. Хвастовство, глупость, лживость и жадность - всё это было в главном герое. Он был простодушный, "без царя в голове", заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж. Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как "славно быть генералом". Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие "хлестаковщина" актуально вне времени и места.

Хлестаковщина – хвастовство, вранье, безответственность, трусливость, глупость, безнравственность, лживость, жадность.

(350 слов) Ф.М. Достоевский писал, что все русские писатели вышли из гоголевской «Шинели». Это произведение считается одним из лучших в творчестве Николая Васильевича и одним из первых в литературе раскрывает тему «маленького человека». Позиция автора – гуманистическая, ведь он именно сострадает своему герою, а не высмеивает его.

Гоголь с горечью описывает жизнь скромного чиновника в летах Башмачкина Акакия Акакиевича. Образ Петербурга, в котором герой живет, символичен с точки зрения застоя, холода и беспросветности. Суровый климат перекликается с жизнеописанием Акакия Акакиевича. У слабого человека в данных условиях не могло быть иной судьбы.

На службе Башмачкин постоянно сталкивался с насмешками, укорами и унижениями со стороны коллег. Никто из них не брал в расчет его почтенный возраст, и каждый позволял себе любую вольность в его отношении. Акакий Акакиевич все смиренно терпел и с головой уходил в работу. Гоголь сопереживает ему, это чувство передается читателю. Впервые мы замечаем сочувствие со стороны одного коллеги Башмачкина, когда последний, не выдержав очередной колкости, восклицает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Эти искренние слова становятся первым тревожным звоночком, сигнализирующим о нехватке сострадания, которая приведет к трагическому финалу.

Когда Акакий Акакиевич заказывает у портного новую шинель, мы замечаем перемены в нем. Герой воодушевился в ожидании обновки. Подсознательно новая шинель послужила бы ему пропуском в чиновничий мир, где к нему прониклись бы уважением. Но что мы видим в дальнейшем? Коллеги выразили ему некое почтение, но эффект оказался скоротечным. Человека под сукном так никто и не заметил. И вот шинель сорвали с его плеч прямо на улице, в лютый мороз. И дальше герою приходится вновь испытывать на себе равнодушие со стороны тех, к кому он побежал за помощью. Вышестоящий чиновник лишь накричал на бедного Башмачкина. Однако неоднократно вспоминал он еще о том, как несправедливо отнесся к тому робкому просителю. Узнав о скоропостижной кончине Акакия Акакиевича, даже угрызения совести почувствовало значительное лицо. Но изменить уж ничего было нельзя.

В конце повести Гоголь иллюстрирует торжество справедливости через фантастические эпизоды с призраком, срывающим с горожан шинели. В итоге значительное лицо отдает ему свою шинель как откуп за равнодушие к униженному человеку. Посредством этих эпизодов автор напоминает нам о необходимости бережного отношения друг к другу и своевременного сострадании.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.

Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”.

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»

Гоголю многим обязаны те, кто

нуждается в защите.

Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Досто-евского о современной русской литературе: «Все мы выш-ли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «ма-ленького человека». Одним из первых Гоголь с необычай-ной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая об-ратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, по-нимание, жалость.

С глубоким чувством сострадания писатель рассказы-вает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку». Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неуме-нием постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая до-вольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем моло-дые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески из-девались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки. Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Ака-кий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы. Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задат-ков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «ма-ленькому человеку». Искаженные моральные нормы, лож-ные ценности являются причиной того, что мир принад-лежит богатым и именитым, а честные, порядочные, та-лантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружаю-щих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внима-ние на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю чита-тель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия маленького человека повести шинель
  • трагедия маленького человека
  • трагедия "маленького человека" в повести "шинель"
  • в чем видели свое счастье башмачкин
  • маленький человек в повести гоголя шинель эпиграф
Похожие публикации