Шэн - китайский музыкальный инструмент. Традиционные китайские музыкальные инструменты Древнекитайский музыкальный инструмент

Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства

Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, . музыковедения, литературоведения и т. д.

Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты - каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ - сэ из древнего царства Чу) относятся к V-III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты. Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху - многолюдные песенноплясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца. И в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу).

В древнем Китае стала создаваться и музыкальная наука. Древнейший трактат о музыке «Юэцзин» входил в комплекс первоначально существовавших в Китае 6 классических книг. «Описание музыки» («Юэцзи») вошло затем в качестве одной из глав в «Или» («Обрядник»), составленный самим Конфуцием. Суждения Конфуция о музыке встречаются также в «Луныое». Музыка играла большую роль во всех сторонах жизни китайцев. Именно поэтому конфуцианцы придавали такое большое значение музыке. По их учению, музыкальная гармония должна была являться показателем социальной и политической гармонии.

Музыка пользовалась большим почетом при дворах ванов в чжоускую эпоху: исполнением песен и танцев при дворе ведала специальная придворная служба (Дасыюэ). В ханьский период была учреждена специальная музыкальная палата (Юэфу). В эпоху Хань наблюдалось бурное развитие музыкальной культуры. Именно в этот период появляются новые музыкальные инструменты (заимствованные извне кунхоу - струнные арфообразные инструменты и др.). Известно, какое большое влияние на развитие китайской музыки оказал проникший в Китай буддизм.

Новый расцвет китайской музыки приходится на эпоху Тан. На фресках Дуньхуана изображены различные музыканты, певцы, танцоры.

Обнаружены нотные записи песенной и танцевальной музыки танской эпохи. В конце XIII-начале XIV в. известный поэт и музыкант Чжан Янь создает книгу «Источники цы» («Цыюань»), которую историки китайской музыки рассматривают как самую раннюю работу о вокальном искусстве.

В XVIII в. было предпринято издание 62-томного свода китайских классических мелодий, охватившего период VIII-XVII вв. Недавно древние знаки этого свода были переведены на современные ноты. В эпохи Тан, Сун, Юань, Мин, Цин китайская музыка обогатилась за счет влияния музыки других народов: монголов, тибетцев, уйгуров и т. д., было заимствовано много новых музыкальных инструментов (пипа, эрху, янцинъ и т. д.). С XVII в. в Китае начала создаваться оркестровая музыка. В эпохи Мин и Цин музыка стала значительно более разнообразной, определилась специфика музыки оперных (музыкально-драматических) спектаклей.

Мелодика китайской музыки

Мелодический рисунок китайской музыки всегда необычайно отчетливый, выпуклый и своеобразно красочный, напевный и одновременно ритмичный.

Характерно, что нотная запись фиксирует далеко не все изгибы мелодии, а лишь ее основной стержень, исполнитель же произвольно нанизывает на нее разнообразные украшения, причем импровизация его имеет подчас очень широкую амплитуду, зависящую в первую очередь от мастерства исполнителя.

Хотя современные хоровые коллективы поют многоголосо, мелодия традиционных народных песен всегда ведется в унисон; в китайской музыке, особенно древней, никакого полифонического ведения голосов, а тем более сложной гармонизации мелодии нет. А потому китайская народная песня является по сути сольной, независимо от количества поющих.

Слабые интонационные возможности в значительной мере восполняются очень выпуклым и подчеркнутым ритмом, а отсюда и исключительная роль ударных инструментов. В силу упора на ритмичность в природе китайской музыки она близка к поэзии.

Ведь каждое китайское слово имеет характерный мелодический рисунок, определяемый тоном. И весьма вероятно, что в музыкальности китайской речи можно искать ее ^вязи с китайской музыкой.

Ритмичность наиболее характерна для музыки северных районов, Например, некоторые исследователи происхождение янгэ (песенно-танце- вального представления) связывают с внемелодической, ритмизированной музыкой барабана, которая затем обросла мелодией. В южнокитайской музыке тембровая окраска значительно ярче, на первый план выступает не ритм, а мелодия. Например, мелодичностью отличается гуан- дунская музыка, в которой наряду с четким и ясным ритмом, вообще присущим китайской музыке, мелодия льется красиво, напевно, вольно, Своеобразен тип южных янгэ - хуагу («цветочный барабан»), также отличающихся от северных значительно большей мелодичностью, напоминающей индонезийскую музыку.

Произведениям китайской музыки свойственна строгая и четкая программность. Характерно преобладание пейзажных картин. Так, среди музыкальных произведений района Чаочжоу (провинция Гуандун) можно* назвать музыкальные картинки «Праздничное катание на лодках» и «Отражение осенней луны на глади озера».

Музыкальный строй

Наиболее характерной особенностью лддового строя китайской музыки является пентатоника. При такой звуковой системе в пределах одной октавы содержится о звуков- разной высоты. Пятизвуковая гамма была установлена около IV в. н. э. музыкальными теоретиками древнего Китая с помощью математических расчетов и философских рассуждений. Наиболее распространенной является бесполутоновая пентатоника, т. е. между смежными ступенями интервалы достигают целого тона или полутона. В этой особенности китайской музыки ощущается и некоторая ограниченность ее возможностей.

Однако нельзя рассматривать национальный стиль китайской музыки только под углом зрения пентатоники. Лады пентатоники не сковывали развитие музыкальной культуры. Уже в III в. до н. э. была установлена семизвуковая, а затем и двенадцатизвуковая гамма. Созданием законченной двенадцатизвуковой музыкальной шкалы к концу эпохи Чжоу была заложена основа для дальнейшего развития китайской музыки. Развитие музыкальной культуры происходило и в результате приходящего извне влияния. С буддизмом в Китай проникли элементы музыкальной культуры Индии и Средней Азии. В XIV в. под влиянием монгольской музыкальной культуры в китайской музыке оформилась диатоническая гамма. Хотя в Китае в XVI в. Чжоу Цзай-юйем был применен темперированный строй, темперированная гамма не утвердилась в китайской музыке. Китайская музыка по-прежнему строилась на основе пяти пентатонных ладов. И в характере звучания пентатонной музыки в полной мере были использованы ее возможности. Уже начиная с глубокой древности, несмотря на определенную скованность звукорядной системы, народная музыка отличалась большим мелодико-интонационным богатством.

Музыкальные инструменты

Недостаточная гибкость, статичность интонационно-ладовой структуры восполняется богатым и очень разнообразным составом музыкальных инструментов, существующих до сих пор в составах народных оркестров и оркестров театров.

Из того, что основой музыкальной канвы был четкий ритм, совершенно понятна исключительно важная роль в китайской музыке ударных инструментов, отличающихся чрезвычайным разнообразием. И первенство среди всего этого многообразия бесспорно принадлежит барабану (гу); это двусторонние барабаны тангу, гангу, шугу, дянъгу, тамбуринообразный логу и др., односторонний малый барабан банъгу. К числу мембранных ударных инструментов также относятся бубнообразные дагу и бацзяогу. Барабаны делались из дерева, тыквы, глины, бронзы. Перепонки барабанов изготовлялись из кожи, бычьего пузыря и другого материала. Во время исполнения барабаны держат в руках или устанавливают на специальных подставках. Удары по перепонке исполнитель производит кистью руки и палочкой. Применение барабанов чрезвычайно широко. Не будет преувеличением сказать, что без барабана в Китае немыслимо ни одно празднество, немыслимо никакое торжество. О важности барабана в оркестре говорит тот факт, что исполнитель на барабане по существу выполняет функции дирижера оркестра, состоящего из китайских национальных инструментов.

Широко распространены и другие ударные инструменты - металлические гонги, из которых звук извлекается ударом деревянной колотушки, медные тарелки, фансян - подвешенные на деревянной раме-стойце каменные, нефритовые или, очень редко, металлические продолговатые четырехугольные пластинки, отличающиеся друг от друга только по толщине, а вследствие этого при ударе палочкой издающие каждая свой звук. Особо следует подчеркнуть наличие цинов (каменных гонгов, лито- фонов) - шицин, тэцин или бянъцин (набор цинов, различно настроенных). Особенностью другого рода ударных инструментов - бронзовых колоколов и колокольчиков (бочжун и бянъчжун - набор колоколов) является то, что звук извлекается ударом по колоколу деревянной колотушкой. Для отбивания ритма также используются деревянные ударные инструменты: деревянные пластинки куайбань, а также типа кастаньет кайбанъ, банцзы, пайбанъ. Пластинки делались из твердолиственных пород деревьев. Исполнитель держит одну пластинку в руке на ладони, ударяя по ней второй пластинкой, которую он держит в другой руке (банцзы), или движением кисти руки, в которой он держит связку пластинок, ударяет их друг о друга (пайбань). К числу ударных музыкальных инструментов, хотя и редко встречающихся, относится муюй («деревянная рыба») -по существу род деревянного колокола, обычно в виде рыбы (отсюда и название инструмента), из которого звук также извлекается ударом деревянной колотушки.

Большим разнообразием отличаются также струнные инструменты: сэ и чжэн - струнные щипковые музыкальные инструменты типа настольных гуслей. Весь корпус инструмента чуть выпуклый, представляет собой деку, во всю длину инструмента натянуты струны, обычно шелковые, под каждой струной устанавливается подставка, передвижением которой производится настройка инструмента. Играют одной (правой) рукой или обеими руками. Большой выразительностью обладают цисянъ- цинъ (род цитры), пипа (род лютни), кунхоу (род арфы) и т. д. Разнообразен тип струнных смычковых музыкальных инструментов ху (эрху, сыху, банъху и т. д.). Корпус эрху, например, полый, с верхней стороны дека из змеиной кожи. В резонатор вставлена бамбуковая шейка-гриф, в ней пара колков для двух шелковых струн, с помощью вращающихся колков и натягиваются струны. Играют сидя, инструмент ножкой резонатора упирают в колено, держа его вертикально. Волос смычка пропускается между струнами, расстояние между которыми не превышает

3-4 мм. В китайском оркестре народных инструментов эрху занимает такое же важное место, как скрипка в симфоническом оркестре.

Очень популярны духовые инструменты. Это бамбуковые сяо (род продольной флейты), чи и ди (род поперечной флейты), пайсяо (многоствольная флейта). Из глины изготовляли сюань - духовой инструмент овальной формы с 6 отверстиями для изменения высоты звуков. Воздух вдували через отверстие-дульце в вершине сюаня.

Эти инструменты очень просты. Более сложным инструментом является труба лаба (или сона) - род гобоя. Корпус лабы представляет собой почти коническую деревянную трубку с восемью отверстиями, с помощью которых исполнитель изменяет высоту звука. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. На концах трубок в косых срезах вставлены бронзовые язычки. В нижней части трубок сделаны отверстия, которые исполнитель при игре закрывает попеременно пальцами.

Звук возникает от колебания язычков. В зависимости от количества вставленных трубочек различается несколько типов шэнов.

Современная музыка и исполнительское искусство

За последний период, особенно после движения 4 мая, происходит быстрый процесс обогащения содержания и формы новой китайской музыки. В 1919 г. композитор Сяо Ю-мэй при Пекинском университете основал музыкальное отделение. Это было первое отделение при китайском высшем учебном заведении, где занятия шли по программе европейских музыкальных школ. Ряд таких отделений возник позже и при других университетах. В этот период создаются патриотические произведения, воспевающие любовь к родине, жизнь простого народа. Так, композитор Чжао Юань-жэнь написал «Песнь о труде» и «Песню о продаже полотна». С развитием революции в Китай проникают такие революционные песни, как «Интернационал», «Варшавянка» и др. С созданием КПК и началом революционных войн музыка начинает играть все более важную роль в борьбе народа. Уже в 1932 г. Не Эр и Люй Цзи выступили инициаторами создания революционной музыкальной группы, сплотившей вокруг себя передовых китайских музыкантов. Композитор- коммунист Не Эр за свою недолгую жизнь (1912-1935) написал около 50 боевых революционных массовых песен, среди них «Марш добровольцев», утвержденный теперь в качестве гимна КНР. Значительными произведениями в китайской музыке являются «Кантата о реке Хуанхэ» и «Движение за подъем производства» композитора Си Син-хая (1905- 1945 гг.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие китайской музыки. Новое в революционной песне - ее конкретность, политическая заостренность, простой язык, острая выразительность. Революционная песня характеризуется краткостью, четкостью и ясностью мысли, выраженной в тексте, стремительностью, напористостью, волевым ритмом, яркой красивой мелодией («Хвала Ленину», «Песня рабочих и крестьян», «1 Мая», «Брат и сестра поднимают целину»). Новое содержание и новая форма не отняли у песни ее национального колорита, она осталась китайской народной песней и тем самым пополнила сокровищницу богатой песенной культуры народа.

С образованием КНР китайская музыкальная культура получила определенные условия для своего развития. В произведениях первых лет воспевается народная власть, давшая крестьянам землю, сделавшая женщину свободным равноправным членом общества и т. д. Развивается песенно-танцевальное музыкальное искусство. Осваиваются новые жанры музыки. Так, группа студентов Шанхайской консерватории написала концерт для скрипки с оркестром «Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай», «Молодежный концерт». Плодотворно трудятся крупнейшие китайские композиторы Ма Сы-цун и Хэ Лу-дин. Композитор У Цэу-цян написал музыку к национальному балету «Красавица-рыбка», с большим успехом идущему на сцене Центрального театра оперы и балета в Пекине в постановке П. А. Гусева.

Всекитайская ассоциация работников музыки и Союз китайских писателей совместно ведут работу по собиранию, записи, систематизации и изучению народной музыки. Изучение и преподавание народной музыки ведется в консерваториях и музыкальных школах. После 1949 г. почти на каждом предприятии, в деревне, в учебном заведении создан свой коллектив художественной самодеятельности, местные ансамбли национальной песни и танца, музыкальной драмы и т. д.

Подготовку музыкантов осуществляют Пекинская 1 и Шанхайская консерватории. Наряду с такими крупными мастерами, как скрипач Ма Сы-цун, выступают и выдвинувшиеся в последние годы молодые музыканты, в том числе лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского Лю Ши-кунь и Ин Чэн-цун, а также Ли Мин-цян (ученики проф. Т. П. Кравченко). В оперных спектаклях с успехом выступает воспитанница Московской консерватории Го Шу-ин. В 1957-1958 гг. создан Центральный симфонический оркестр (главный дирижер - Ли Дэ- лунь, выпускник Московской консерватории, ученик проф. Н. П. Аносова) . Успешную концертную деятельность ведут многочисленные оркестры народных инструментов. Большое количество исполнителей собирают ежегодные музыкальные фестивали «Шанхайская весна».

Громадное влияние на развитие музыкальной культуры Китая оказывает советская музыка. С советской музыкой китайский народ познакомился через боевую, массовую советскую песню, которая начала проникать в Китай уже в годы революции 1925-1927 гг. Советские песни «Марш Буденного», «Песня о Родине», «Катюша», «Гимн демократической молодежи мира», «Подмосковные вечера» и другие хорошо известны китайскому народу. С большим успехом прошли многочисленные выступления советских музыкантов в Китае. Через знакомство с советской музыкой китайские музыканты осваивали достижения мировой музыкальной культуры, советский опыт строительства новой музыкальной культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Гучжэн - известный щипковый национальный музыкальный инструмент древнего Китая, которому уже ни много ни мало 2500 лет - именно он считается жемчужиной среди китайских музыкальных инструментов. По виду напоминает гусли, что и дало повод называть его китайскими гуслями. Представляет собой прямоугольную деревянную основу, на которую натягивают шелковые струны. Музыкальный инструмент располагается на подставке, раньше музыкант играл на нём, стоя на коленях и перебирая пальцами струны. На этом инструменте можно исполнять как мелодичные и переливчатые музыкальные работы, так и величественную музыку.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

История этого музыкального инструмента загадочна и корнями уходит в Эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), когда на территории Китая было несколько самостоятельных государств, постоянно боровшихся между собой за господство. Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны, именно в это время зародились такие философские течения как конфуцианство, даосизм и другие, сыгравшие огромную роль в дальнейшей жизни Китая. Царство Цинь, находившееся на окраине Поднебесной и считавшееся варварским, в конце концов, завладело всем Китаем, утвердив на троне одноименную династию, первым императором которой стал Цинь Шихуан, известный своей посмертной терракотовой армией и постройкой Великой Китайской стены. И именно в этом царстве, как полагают исследователи, появился инструмент гучжэн.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

ГучжэнЛегенда гласит, что изначально в царстве Чжао был изобретен 25-струнный инструмент сэ, звук которого считался совершенным. Когда же сэ попал в известное своими варварскими обычаями царство Цинь, двое братьев подрались из-за инструмента, разбив его на две неравные части: двенадцатиструнную и тринадцатиструнную. Так якобы и появились две разновидности гучжэна. Позже, уже в эпоху Хань, когда конфуцианство стало официальной идеологией, элита обрушила резкую критику на все, что было связано с предыдущей династией, что коснулось и «нашего» музыкального инструмента. Звук гучжэна стали считать грубым, неприятным и режущим слух. За время всех последовавших за Хань династий гучжэн крайне редко появлялся в придворных оркестрах, превратившись преимущественно в народный инструмент.

Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней. Самый ранний из них датируется возрастом более 8000 лет.

Традиционные китайские музыкальные инструменты тесно связаны с появлением музыки в Китае. Они символизируют китайскую культуру, и в древности так же были показателями уровня производительности.

Исследователи древности разделяли все инструменты на восемь категорий или "восемь звучаний", согласно материалу, который был взят за основу при изготовлении того или иного инструмента, а именно: метал, камень, струнные, бамбук, высушенная и выдолбленная тыква, глина, кожа и дерево.

Металлические: имеются в виду сделанные из металла инструменты, такие например как гонг и бронзовые барабаны.

Каменные: инструменты из камня, такие как карильон и каменные пластины (своего рода колокола).

Струнные: инструменты со струнами, на которых играют непосредственно пальцами или в специальных напёрстках - маленьких плектрах-ноготках, надетых на пальцы исполнителя или же при помощи смычка, как например на китайской скрипке, 25-струнной горизонтальной арфе и на инструментах с большим количеством струн, подобных цитре.

Бамбуковые: инструменты, преимущественно флейты, сделанные из стебля бамбука, например бамбуковая флейта с восемью отверстиями.

Инструменты из тыквы: духовые инструменты, в которых сосуд из высушенной и выдолбленной тыквы используется в качестве резонатора. К их числу относятся шэн и юй.

Глиняные: сделанные из глины инструменты, такие как сюнь, духовой музыкальный инструмент в форме яйца, размером с кулак, с шестью или меньше отверстиями, и фоу, глиняный ударный инструмент.

Кожаные: инструменты, резонирующая мембрана которых сделана из выделанной кожи животных. К примеру, барабаны и тамтамы.

Деревянные: инструменты, изготовленные преимущественно из дерева. Из них наиболее распространены муюй - "деревянная рыба" (полая деревянная колодка, используемая для выбивания ритма) и ксилофон.

Сюнь (埙 Xun)

Чжэн (筝 Zheng)

Согласно древним источникам, первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. При Цинь число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. После падения династии Тан (618 - 907 гг.) чжэн превратился в 13-струнный инструмент, струны которого натягивались на продолговатый деревянный резонатор. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

Гуцинь (古琴 Guqin)

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами.

Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух. Звуки средней тональности – громкие, а нижней тональности – нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

Сона (唢呐 Suona)

Звучный и внятный, этот инструмент идеально подходит для исполнения изумительно живых и приятно поражающих слух номеров и часто бывает ведущим инструментом в духовых и оперных оркестрах. Его громкий звук легко различить среди других инструментов. Он так же способен задавать ритм и имитировать щебетание птиц и стрекот насекомых. Сона является по праву незаменимым инструментом для народных празднеств и фестивалей.

Шэн (笙 Sheng)

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозностью в смене нот, с чистым, звонким звучанием в верхней тональности и нежным в средней и нижней, он является неотъемлемой частью фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

Сяо и Ди (箫 Xiao, 笛 Di)

Сяо - вертикальная бамбуковая флейта, ди - горизонтальная бамбуковая флейта - традиционные духовые инструменты Китая.

История «сяо» насчитывает около 3000 лет, тогда, когда «ди» появилась в Китае во 2 веке до н.э., попав туда из Средней Азии. В своём первоначальном виде сяо напоминала нечто вроде свирели, состоящей из 16-ти бамбуковых дудочек. В наши дни сяо чаще всего можно встретить в форме отдельной флейты. И поскольку такую флейту достаточно легко изготовить, она довольно-таки популярна среди населения. Две самые ранние свирели, датируемые периодом Борющихся Царств (475 - 221гг. до р.х.), были обнаружены в захоронении правителя Цзэн в уезде Суйсянь провинции Хубэй в 1978 г. Каждая из них состоит из 13-ти прекрасно сохранившихся бамбуковых дудочек, связанных вместе по порядку убывания их длины. Мягкое и элегантное звучание сяо идеально подходит для соло, а так же для игры в составе ансамбля, чтобы выразить глубокие проникновенные чувства в продолжительной, нежной и сентиментальной мелодии.

Пипа (琵琶 Pipa)

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент, заимствованный из Месопотамии к концу периода Восточная Хань (25 - 220), и дошедший через Синьцзян и Ганьсу вглубь страны к четвёртому веку. При династиях Суй и Тан (581 - 907) пипа превратилась в основной инструмент. Практически все музыкальные пьесы эпохи Тан (618 - 907) исполнялись на пипе. Универсальный инструмент для соло, ансамблей (из двух и более инструментов) и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно. Используют ее, как и для сольных выступлений, так и в оркестрах.

Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в ансамбле, из-за плохой сочетаемости обертонов этот эффект обычно ещё и усиливается. Видимо, именно такие тембры китайцы находили приятными. Если послушать традиционную китайскую оперу, то можно оценить всю глубину пропасти между вкусами европейских и азиатских меломанов.

Мало того, одним из самых распространенных приемов при игре на традиционных китайских инструментах является вибрато, которое по сути тоже усиливает резкость тембра, повторяя два соседних звука (секунда — очень диссонантный интервал). А в траверсийной флейте ди китайцы даже сделали специальное отверстие, которое придает звучанию дополнительное дребезжание.

Наверное, именно благодаря тембрам китайская музыка кажется такой надрывной и щемящей.

Гучжэн

Гучжэн (guzheng) - это щипковый струнный инструмент, родственник цитры. Обычно у гучжэна от восемьнадцати до двадцати пяти струн, которые традиционно делались из шёлка, а теперь они чаще металлические. Наверное, раньше тембр гучжэна был намного более мягким. Интересно, что порожки на гучжэне можно передвигать, меняя настройку инструмента.

Цисяньсинь, или гуцинь (guqin) — инструмент с похожим тембром и строением, но с семью струнами. Манера игры на гуцине отличается от гучжэна множеством глиссандо.
Это очень древний инструмент — ещё два с половиной тысячелетия назад на нем играл Конфуций. Этот инструмент настраивается очень низко — это такой контрабас от китайских инструментов. Для гуциня была придумана своя собственная система нотной записи, поэтому сохранилась очень древняя музыка для этого инструмента. Жесты исполнителя — это часть музыкального произведения, они описываются в нотах. Каждое произведение имело какое-то внемузыкальное значение, обычно связанное с природой, часто сопровождалось стихами.

Пипа

Другой щипковый струнный инструмент — пипа, — по форме напоминает лютню. У пипы всего четыре струны. Считается, что пипа пришла в Китай из Центральной Азии.

Эрху

Эрху (erhu) — струнный смычковый инструмент. Это, наверное, самый популярный из традиционных китайских инструментов. У эрху всего две металлические струны. Смычок закреплен между струнами, составляя с эрху единое целое. Тембр у эрху мягкий, похожий на скрипичный.

Шэн

Шэн (sheng) — духовой инструмент, по звуку похожий на банданеон. Он состоит из тридцати шести (три октавы) бамбуковых или тростниковых трубок, «растущих» из подставки с мундштуком. Тембр шэна очень хорошо сочетается с тембрами других традиционных китайских инструментов, чего нельзя сказать об остальных инструментах.

Ди

Ди (dizi) — поперечная флейта с шестью дырочками. У этого инструмента есть интересная особенность — рядом с отверстием для вдувания воздуха находится еще одно, прикрытое тоненькой бамбуковой пленкой, благодаря которому у инструмента есть небольшой дребезжащий призвук.

Музыка у народов Средней Азии, как считают специалисты, является очень оригинальной и разнообразной. Известны многочисленные музыкальные инструменты Средней Азии, их насчитывается около семидесяти двух разновидностей. Некоторые из них были популярны в прошлых веках, часть успешно используют и сегодня. Самыми известными музыкальными инструментами народов Средней Азии считаются:

  • уд или барбад;
  • танбур;
  • канун;
  • икидилли;
  • бозук;
  • дилли туйдук, Гоша дилли туйдук;
  • гамыш баламан.

Музыкальный инструмент уд или барбад

Этот инструмент отличается тем, что не имеет ладов и содержит пять струн. Исполняется музыка при помощи специального приспособления под названием киришкакара либо плектр.

Во времена средневековья этот инструмент был широко известен среди жителей Востока, в том числе и у среднеазиатских народов. Ученые деятели, которые писали трактаты в то время, упоминали и название этого инструмента. Из научных источников стало известно, что изначально данный азиатский музыкальный инструмент носил название барбард , а примерно в восьмом девятом веках его переименовали на уд .

Оба названия, которыми именуется один и тот же инструмент, имеют арабское происхождение и переводятся как лебединая шея.

Этот инструмент создал мервский музыкант по имени Бард Мервези, который в свое время прославился на весь Восток. Мужчина руководил музыкальным салоном, который существовал при дворе Хысрова Первези, царствующего в период с 590 по 628 год.

Звучанием уда наслаждались жители туркменской земли с древних времен и до начала восемнадцатого века. Если сведения о том, что струны этого инструмента были сделаны из шелка. Согласно научным источникам изначально у инструмента было четыре струны, а некий аль Фараби прикрепил к нему пятую, благодаря этому удалось расширить его музыкальные возможности.

Очень часто этот инструмент упоминается в литературе классиков Туркмении.

Музыкальный инструмент танбур(тамбура)

Тамбура широко использовался народами Восточных и Среднеазиатских стран, об этом упоминает известный узбекский ученный, который всю свою жизнь занимался изучением музыкальной культуры этих стран. На туркменских землях на нем играли где-то до семнадцатого восемнадцатого века.

Инструмент отличался тем, что имел маленькую головку и длинный гриф. По внешнему виду он похож на дутар. Основание инструмента было деревянным, его изготавливали из ореха, туты, абрикоса. Тамбура являлся трехструнным, а лады состояли из шелковых струн в количестве от шестнадцати до девятнадцати.

Для игры на этом инструмент использовался серебряный либо металлический киришкакара, который одевался на указательный палец. В эпосе под названием «Героглы», а также других классических произведениях есть упоминанием о применении туркменами тамбура.

Музыкальный инструмент чен

В том же эпосе «Героглы» можно прочитать, что музыкальный инструмент под названием чен являлся национальным у туркмен. Этот инструмент использовали в государственном национальном оркестре народных инструментов в 1941 году. Однако в связи с отсутствием исполнителей со временем его исключили.

Музыкальный инструмент канун

Этот инструмент является старинным, его использовали восточные народности. Канун в древние времена применяли турки и арабы, а через некоторое время он стал популярен среди жителей Ирана, Афганистана, Кавказа и Средней Азии.

Во время празднований канун использовали на туркменской земле, в период с девятого по восемнадцатый век. Сегодня этот инструмент также пользуется большой популярностью.

Музыкальный инструмент икителли

Этот инструмент является смычковым и имеет второе название оклы-гопуз.

В книге «Музыка народов Азии и Африки» 1973 года московского издания говорится о том, что туркменский икителли очень похож на тюркский икили.

Музыкальный инструмент бузук

Музыковед по имени Темел Гарахан в 1999 году выпустил книгу «Турецкая баглама», где были приведены сведения о том, что музыкальные инструменты Средней Азии баглама, саз, икидилли, тамбур, бозук походят от гопуза.

Игра на бузуке, также осуществлялась при помощи киришкакара. О внешнем виде первоначального инструмента судить сложно, так как в течение многих веков его развивали и усовершенствовали разные народы.

Музыкальные инструменты Средней Азии дилли туйдук, Гоша дилли туйдук

Именно он, по мнению большинства музыковедов, является прародителем всех известных духовых музыкальных инструментов. Практически у всех народов использовался такой инструмент, отличительным было только его название.

Туркменские чабаны называли его рогом пастуха. С ним выступали фольклорные группы, некоторые исполнители были настоящими виртуозами.

Азиатский кавказский музыкальный инструмент, возрастом более ста лет, на данный момент находится в Московском музее им. М. Глинки.

Гоша дилли туйдук является одним из спаренных инструментов. Играть на нем намного сложнее, чем на дилли туйдуке. Люди, которым доводилось услышать звучание этого инструмента, восхищались ним. Ведь музыкант мог выдувать звуки одновременно с двух дудок либо поочередно из каждой.

Музыкальный инструмент гамыш баламан

Он очень похож с дилли туйдуком, однако является более усовершенствованной моделью, поэтому их использовали в качестве самостоятельных инструментов. Гамыш баламана отличался тем, что имел закрытый наконечник, в месте, предназначенном для дутья.

Благодаря такой особенности извлечь звуки из дудки было легче. Кроме того, у этого инструмента больше ладовых дырочек, поэтому и исполнительские возможности значительно шире. Музыкальный инструмент под названием гамыш баламан чаще всего использовали в окрестностях Каракала.

Видео: Как звучит тамбура

Похожие публикации