Святые XXI века — кто они? Святые XXI века.

«Христианство по-прежнему подвергается гонениям во многих местах планеты. Согласно статистическим данным, в 2012 году было убито более 100 тысяч христиан, а в 2013 году – порядка 70 тысяч. Убивают ни в чем не повинных людей только потому, что они – христиане. При этом в данную статистику невозможно включить число наших единоверцев, погибших в Сирии, где уже три года длится вооруженный конфликт», – сказал патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений в Москве. Перечисляя страны, в которых христиан преследуют, патриарх, помимо Сирии, назвал также Ливию, Нигерию, Сомали, Судан, Пакистан, Индию и Шри-Ланку. Но на самом деле таких стран гораздо больше.

Лукавые цифры

Начиная разговор о преследованиях и убийствах христиан, неизбежно натыкаешься на проблемы с методикой подсчета. Считать ли убийством христиан, к примеру, теракты, совершенные в Волгограде и Бостоне? С одной стороны, террористы были исламистами, а большинство их жертв – христианами, с другой – мишенью были люди вообще, вне зависимости от их религиозности и религиозной принадлежности (важен был теракт как таковой).

Другой пример: гражданская резня в черной Африке, где христиане погибают от рук мусульман, как, впрочем, и наоборот. Причиной таких конфликтов часто является политическое или межплеменное противостояние, т.е. человека убивают за принадлежность к народу или партии, а не к вере, но при этом противоборствующее племя может исповедовать и иную религию, в том числе – намеренно, чтобы не иметь с врагами ничего общего. Или возьмем христианские Филиппины. Только на острове Минданао с 1970 года было целенаправленно убито полтора десятка католических священников. Однако убийцами могут быть как радикалы из сепаратистской группировки Исламский освободительный фронт моро, так и воротилы местных добывающих компаний, которым нередко противостоят как раз священники, защищая свою паству.

Как бы там ни было, озвученные патриархом цифры совпадают, к примеру, с данными итальянского социолога и координатора «Обсерватории по религиозной свободе» Массимо Интровинье – 70 тысяч в 2013 году, 100 тысяч в 2012-м. При этом совет ОБСЕ говорит уже о 105 тысячах убитых в 2013 году христиан, а в Ватикане называют и цифру в 170 тысяч. То есть 100 тысяч можно назвать минимальными данными.

Налицо и тенденция к росту насилия против христиан, наблюдаемая не первый год. Еще в начале 2011-го ПАСЕ и Европейский парламент приняли резолюцию, осуждающую дискриминацию христиан в современном мире. Чуть позже министр иностранных дел Италии заявил, что прекращение гонений на христиан должно стать высшим приоритетом мировых лидеров. Однако с тех пор положение христиан в тех странах, где они являются меньшинствами, только ухудшилось.

Зима пришла

Самым проблемным для христиан остается регион Магриба и Ближнего Востока, погрязший в революциях и контрреволюциях. Прежде почти незыблемые, но впоследствии свергнутые диктатуры имели в основном светский характер, превыше всего ценили порядок и оказывали жесткое давление на происламские силы, резонно считая их главными конкурентами в борьбе за власть. Можно сказать, всё началось с Ирака. До смещения Саддама Хусейна международной коалицией под предводительством США в стране проживало более полутора миллионов христиан. Сейчас христиан в Ираке более чем в десять раз меньше, значительная часть из них эмигрировала, спасаясь от «эпидемии терактов» и вооруженного противостояния шиитов с суннитами, другие стали жертвой исламских радикалов.

Исламисты, находящиеся под государственным прессингом, составили и основную движущую силу революции в Египте. Уже после победы «восставшего Тахрира» и отставки Мубарака начались погромы в кварталах, населенных христианами – коптами. И хотя светские, либеральные активисты «арабской весны» регулярно устраивали акции солидарности с коптами, прямо охраняя их от нападения радикалов, это не особенно помогало. Впоследствии египетские христиане и светские силы влились в контрреволюцию египетских генералов, которые, с одной стороны, частично реставрировали диктатуру, с другой же – количество нападений на христиан и впрямь сократилось.

В Ливии, где «весна» переросла в полномасштабную войну, христиан проживало относительно немного – 60 тысяч, сейчас осталась лишь половина из них (подавляющее большинство эмигрировали). Другое дело – Сирия, где христиане составляли около 10% населения (то есть более двух миллионов человек), а война продолжается до сих пор. Убийства священников, поджоги церквей, нападения на христианские кварталы, религиозные чистки – для нынешней Сирии, в отдельных регионах которой хозяйничают джихадисты, это, к сожалению, будни. В городе Маалюля боевики, ворвавшись в старинный монастырь Святой Равноапостольной Феклы, захватили в заложники 12 монахинь, включая настоятельницу (их местонахождение до сих пор не известно).

После обстрела православной обители, расположенной к северу от Дамаска, англиканский священник Надим Нассар озвучил воззвание к миру, призвав остановить расправу над единоверцами. «Сотням тысяч христиан в Сирии пришлось покинуть свои дома. Многие из них были убиты. Некоторые пропали без вести, например, два епископа из Алеппо. Мы ничего о них не знаем», – заявил он. По мнению Нассара, правительство Башара Асада лишь декларирует защиту христиан, ничего по сути не предпринимая, тогда как оппозиция и вовсе «закрывает глаза на то, что «Аль-Каида» и исламисты нападают главным образом на христиан».

В случае, если сирийские джихадисты добьются успеха, ситуация для христиан станет катастрофической. Достаточно вспомнить, как обстоят дела в особо ревностных исламских странах. Так, в Саудовской Аравии исповедовать христианство (как, впрочем, и другие отличные от ислама религии) запрещено, за Библию можно угодить в тюрьму, а перешедшие в христианство мусульмане приговариваются к смертной казни. А в Судане в 2012 году около полумиллиона человек были лишены гражданства лишь на основании своего христианского вероисповедания, большинство из них из страны выдавили, некоторых убили. Впрочем, в случае с Суданом дело не только в религиозной нетерпимости, но в долгосрочном кровавом противостоянии с христианским Южным Суданом, добивавшимся безопасности через отделение. Насильственное выселение христиан было сопряжено с предоставлением чернокожим сепаратистам независимости.

Черный континент

Черная Африка, точнее, те страны, через которые проходит «религиозный экватор», еще один регион повышенного риска. Многие чернокожие народы, проживающие по соседству с арабами, приняли ислам, тогда как народы более южные в основном исповедуют доставшееся им «в наследство» от колонизаторов христианство или традиционные культы. Гражданская война в той или иной форме здесь частое явление, но даже когда она происходит между исповедующими разные религии группировками, основным фактором для расправы может являться все-таки этническое происхождение, как уже было сказано выше.

В ЦАР в 2012 году власть захватила исламская группировка, с тех пор в республике царит хаос, с которым – пока без особого успеха – пытаются справиться военные из Франции и стран Африканского союза. Главными пострадавшими от переворота стали христиане, ответившие, в свою очередь, террором против мусульман. Сейчас боевики соперничающих банд контролируют разные регионы страны, осуществляя убийства как по религиозному, так и по этническому признаку. При этом в ряде случаев назвать номинальных христиан христианами не поворачивается язык. Так, в начале января в столице страны – Банги – толпа буквально растерзала одного из пассажиров автобуса, посчитав его мусульманином, после чего инициатор экзекуции съел ногу своей жертвы. Только после этого военные решили разогнать толпу линчевателей.

В Нигерии, где северные штаты населены мусульманами и живут по законам шариата, печальную известность получила группировка «Боко Харам», жертвами которой с 2009 года стали около 2800 человек, в основном христиане. Но как многие христиане в Африке на самом деле язычники, так и о «Боко Харам» можно говорить, скорее, как о секте, которая борется за «традиционные нигерийские ценности», выступает против любого западного влияния и стремится очистить от немусульман и «неправильных мусульман» северные штаты (при этом законы шариата, по мнению боевиков, должны распространяться и на южные, христианские территории страны). Любимая тактика группировки – нападение на церкви, особенно в дни праздников, когда прихожан значительно больше. Кроме того, практикуются налеты на жилые районы и рынки: тех, кто не может прочитать суру из Корана, расстреливают на месте. Пока усилия правительства по борьбе с «Боко Харам» тщетны, не помогает даже режим ЧС, введенный в штатах Адамава, Йобе и Борно, где группировка особенно активна.

В целом в государствах с «религиозным экватором» прослеживается одинаковая тенденция: проживающие на севере мусульмане выдавливают христиан все дальше на юг. Помимо названных выше стран, такая картина наблюдается в Кот-д’Ивуаре, Эритрее, Чаде, Буркина-Фасо и Мали, где французские военные также пытаются «разрулить» гражданскую войну. Чаще всего атаки на христиан носят характер бандитских рейдов и сопровождаются массовым грабежом. «Цель всех этих исламистских движений в арабском мире и в Африке заключается в том, чтобы отодвинуть назад границы христианства и продвинуть вперед границы ислама. У них имеется целая стратегия. Сегодня христиане превратились в козлов отпущения, которые символизируют ненависть к Западу. Такова новая христианофобия», – прокомментировал ситуацию геополитолог и преподаватель международных отношений в Университете Метца Александр дель Валь в интервью французскому изданию Atlantico.

Самым же громким убийством христиан со стороны исламских фанатиков (если не считать трагедию британского солдата Ли Ригби, которому отрезали голову в центре Лондона) в ушедшем году стал захват заложников в торговом центре в Найроби (столица Кении), по итогам которого погибло 67 человек. Захватчики – сомалийцы из группировки «Аль-Шабааб» – сразу отпустили всех мусульман, а с оставшимися – христианами – расправились воистину изуверским способом. Отчет полиции – как фильм ужасов: отрубленные головы и пальцы, вырванные щипцами носы и языки, выдавленные глаза, групповые изнасилования (как женщин, так и мужчин). «Атака на Westgate Mall должна ударить по лидерам Кении, которые необдуманно вторглись в Сомали. Это также и расплата против стран Запада, которые поддержали кенийское вторжение и проливают кровь невинных мусульман, чтобы вымостить дорогу своим компаниям по добыче минералов», – объяснил цели группировки ее глава Ахмед Годейн. Он до сих пор на свободе.

Шокирующая Азия

В Пакистане борьбу против христиан (а также индуистов и шиитов) ведут радикальные суннитские группировки, и борьба эта носит целенаправленный характер. Несмотря на ревностно-исламский характер государства, официальный Исламабад пытается защищать религиозные меньшинства, причем, учитывая непростые отношения с Индией, в первую очередь именно христиан, которых в стране около трех миллионов. К сожалению, это удается далеко не всегда. Так, в сентябре у христианской церкви в городе Пешавар был устроен взрыв, погибли 78 человек, более ста получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка Jundul Hafsa, представитель которой заявил: «Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех немусульман, проживающих на пакистанских землях».

Частенько атаки на «неверных» сопряжены с ограблением деревень – сбором дани. Дополнительная угроза заключается в том, что в отдельных регионах Пакистана радикальные исламские богословы имеют влияние на местные власти. В итоге дети начинают учиться по учебникам, содержащим прямые призывы к убийству христиан – осуществлению «высшей доблести».

Впрочем, соседняя Индия показывает, что угрозу для христианства несет не только ислам, здесь творят беспредел уже индуистские группировки. Принципиальное отличие: этот террор носит не религиозный (подобного индуизм просто не подразумевает), а националистический или традиционалистский характер. Христианство подвергается гонениям как чужеродная, привнесенная в Индию извне культура.

Сейчас христиан в стране 2,4%, но учитывая население в 1,2 миллиарда, это очень существенная цифра, в восточных штатах Мизорам, Нагаланд и Мегалая последователи Христа вообще составляют большинство. Фактически христиан еще больше (по некоторым подсчетам – до 6%), но многие предпочитают числиться индуистами. Причина – не столько страх перед радикалами, сколько происхождение. Христиане Индии зачастую происходят из касты «неприкасаемых», собственно, они или их родители перешли в христианство именно потому, что кастовая система в нем не признается. При этом правительство с некоторых пор борется с кастовой системой и поддерживает «неприкасаемых» материально – деньгами и льготами, то есть записываться христианином невыгодно с финансовой точки зрения.

Самые недружелюбные к христианам штаты – Орисса, Мадхья-Прадеш, Карнатака, но особенно Орисса. В результате погромов 2008 года 250 церквей были разрушены, 120 христиан убиты, а около 50 тысяч выселены. Причиной стало убийство главы Всемирного индуистского совета Лакшмананды Сарасвати, который крайне жестко отзывался о последователях Иисуса и боролся против принятия христианства местными жителями. В итоге именно христиан и обвинили в убийстве Сарасвати, ответственность за которое впоследствии взяли на себя маоисты. Показательно, что и после признания маоистов пыл индуистов-радикалов не остыл и убийства христиан продолжились.

Страдают христиане и от буддистов-радикалов, как бы парадоксально это ни звучало. Некоторые проживающие на Шри-Ланке сингалы считают, что Шри-Ланка – исключительно для них, в крайнем случае, для буддистов, хотя, согласно христианской традиции, на Шри-Ланке проповедовал еще апостол Фома. До убийств доходит редко (все-таки буддисты), но нападение на церкви и избиение прихожан и священников палками имеют место быть, причем возглавляют линчевание монахи.

Остается добавить, что по версии международной благотворительной организации Open Doors самой неблагополучной для христиан страной является Северная Корея, что звучит несколько парадоксально на фоне описанного выше. Тут стоит оговориться, что основной источник информации о происходящем в КНДР – беженцы. На основании их показаний, а также исследований профессиональных корееведов считается, что около семидесяти тысяч человек заключены в трудовые лагеря на основании христианских убеждений, сиречь принадлежности к «враждебному слою». Правда это или нет, достоверно установить невозможно. Но христианство в Северной Корее и впрямь не в чести как источник «тлетворного влияния Запада», распространение Библии под запретом, а миссионерство строго пресекается в рамках борьбы со шпионской деятельностью. За время правления Кимов количество католиков (по официальным данным) уменьшилось многократно – с десятков тысяч до нескольких сотен. Один католический храм функционирует, но без священника, по крайней мере Ватикан об этом священнике ничего не знает. Зато в 2006 году был построен Троицкий собор Русской православной церкви, священников для которого – Феодора Кима и Иоанна Ра – рукоположил лично Кирилл, еще будучи митрополитом. Количество прихожан оценивается в 50–60 человек.

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Кажется, уже прошли те времена, когда святые подвижники веры православной жили на нашей земле, о которых мы ежедневно публикуем рассказы в рубрике Жития святых.

И, наверное, для многих из Вас будет большим удивлением узнать о современном подвижнике, живущим святой и благочестивой жизнью в наш 21 век!

Этого святого человека зовут Добри Добрев, и живет он в православной Болгарии.

Ниже мы размещаем удивительную историю жизни Добри Добрева, взятую из православного сайта Православие.ру, по материалам Станки Косовой.

«Б олгарскому старцу Добри Добреву 14 июля 2014 года исполнится, Бог даст, 100 лет. Он известен всей Болгарии. Уже при жизни его называют святым. Он аскет, отшельник, бессребреник – и в то же время ктитор многих болгарских храмов и монастырей. Сбор пожертвований на восстановление храмов Божиих – вот его главное занятие в последние несколько десятков лет. Дарит он им огромные суммы, себе же не оставляет ни гроша.

Его можно увидеть на улицах болгарской столицы в любую погоду, ему не страшны ни мороз, ни ненастье, он не боится, что может остаться голодным, не огорчается, когда попадаются люди, безучастные к его богоугодному делу. Лицо его всегда излучает благость и кротость. Он готов поцеловать детскую ручку, опустившую монету в его кружку, готов беседовать о Боге с каждым прохожим, благодарит за подаяние.

Однако старец Добри – не попрошайка. Он не хочет, чтобы незнакомые люди спасали его в его телесных потребностях, он сам хочет спасти их души. Можно ли назвать попрошайкой человека, который не помнит о собственных нуждах и собирает деньги для высокой миссии, далекой от материальных благ?

Дарить храму – значит дарить грядущим поколениям, вкладывать в светлое, благочестивое будущее, в умножение человеколюбия. Так считает старец Добри и не ищет никакой благодарности и признания.

Он уважает людей и не держит в душе никакого зла. Он видит, что мир вокруг эгоистичен, но не отчаивается, а подает пример своими дарениями. Поэтому многие перед ним преклоняются.

Судьба бессребреника

В жизни старца Добри многое остается тайной. Добрый старец не желает быть известным и не хочет разглашать подробностей своего жития-бытия. Ему достаточно того, что его знают как добряка, собирающего деньги и жертвующего их болгарским храмам и монастырям. Он не считает, что его личная жизнь важнее, чем дела общественные.

Этот человек с широко открытым сердцем родился в 1914 году в селе Байлово, известном как малая родина другого великого болгарина – Елина Пелина. Оно затерялось где-то в западных отрогах Ихтиманской Средней горы.

У деда Добри четверо детей, и двух из них он уже пережил. Сейчас одна из дочерей заботится о нем, хоть и живет в Софии. Он не скрывает огорчения, которое доставляют ему ложные слухи, будто бы он оставил детей без наследства и раздарил деньги, вырученные им от продажи семейной собственности. Потому и подробностями о семье он не делится.

О его прошлом известно, что на войне он стал туговат на ухо из-за упавшего рядом снаряда. Что его подтолкнуло к тому, чтобы стать Божиим странником, он не говорит. Сам Елин Пелин пишет: «Красиво мое село родное, красиво, да очень уж бедно». А дед Добри делает это место богатым духовно.

Сколько себя помнят жители села, дедушка Добри всё обходит храмы и монастыри по всей Болгарии, собирает пожертвования и помогает им. Односельчане, почти каждый Божий день видящие этого доброго самарянина, абсолютно уверены в том, что он отдает каждую стотинку, падающую в его кружку. Он ни разу ничего себе не оставил, убеждены они.

Скромный дом для большой души

Нынешний дом деда Добри расположен в нескольких шагах от дома-памятника его знаменитого односельчанина Елина Пелина. Ведь наш святой из Байлово уже давно стал настоящим аскетом и оставил удобства своего родного дома наследникам и родственникам. Сейчас он живет в маленькой бедной каморке во дворе сельской церкви в имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Хотя у него и естькровать, но он предпочитает спать на полу: не хочет пользоваться никакими благами современной цивилизации. На столике в его скромной комнате – только ломоть хлеба да половинка помидора, но этого ему достаточно, чтобы прожить текущий день.

Зимним холодным и неприветливым утром его можно увидеть с засученными рукавами, в стареньком черном фартуке таскающим доски или ведра с водой через церковный двор. Возле храма свалены груды пиломатериалов и инструменты. Ремонт кровли закончен, но предстоят еще работы по восстановлению ветхого здания. Деньги на его обновление, естественно, пожертвованы добрым дедом. Несмотря на свои немалые года, он активно помогает в тяжелых трудах местному работнику.

Сельская церковь была воздвигнута мастером Ганчо Трифоновым в 1884 году и значится памятником культуры. Однако недавно байловский батюшка скончался, и теперь совершать богослужения время от времени приходит священник из соседних сел. Поэтому дед Добри сам утром отпирает церковь, а вечером запирает ее.

Пришелец из прошлого – или… будущего

В своей аутентичной одежде – лаптях и домотканом кафтане, с длинными белыми волосами и седой бородой старец многими воспринимается как пришелец из прошлого. Он скорее напоминает самого почитаемого подвижника Болгарской Церкви – преподобного Иоанна Рильского, чем современника нынешней безнравственности и коррупции. Он как будто шагнул сюда из стародавних времен, когда царили добрые нравы, а милосердие и вера имели под собой здоровые основания.

В то же время дед Добри – пришелец… из будущего в буквальном смысле этого слова, не устающий курсировать между родным селом и другими уголками, продолжая свое богоугодное дело поддержки Церкви и духовности.

Когда Добри Добрев был моложе, он частенько преодолевал пешком расстояние от Байлово до Софии, а это более 25 км. Но теперь он уже не может рассчитывать на свои старенькие ноги и пользуется автобусом. Поскольку его знают очень хорошо, то водители даже не берут с него денег за проезд. Часто в том, чтобы обеспечить себя дневным пропитанием, он полагается на щедрость прохожих. Летом, случается, можно увидеть деда Добри вкушающим подаренный ему сладкий спелый арбуз.

Священные миссии

В последние годы дедушка Добри чаще всего ходит в собор святого благоверного Александра Невского и церковь Седмочисленных святых в Софии. Там он собирает деньги, необходимые для реставрации Байловской церкви святых Кирилла и Мефодия, – 10 тысяч левов. Он уже сделал пожертвования на обновление церквей в городе Калофере и селе Поибрене. В целом 25 тысяч левов передал старец на реставрацию Елешницкого монастыря и сельского храма в Горно Камарци.

Однако самым масштабным пожертвованием, способствовавшим популяризации дела святого старца из Байлово, бесспорно, стал его вклад в храм-памятник святого Александра Невского. Весьма значительную сумму в 35 тысяч левов для самого большого Божиего храма Болгарии добрый дед собирал годами.

И вот в мае 2009 года старец нашел секретаря церковного совета этого храма Стефана Калайджиева и открыл ему свое намерение сделать крупное пожертвование на храм. Как оказалось, деньги копейка за копейкой вносились близкой родственницей деда Добри на банковский счет в городе Нови Искыр. И потому они вдвоем с секретарем отправились в этот городок и стали обходить один за другим все банковские офисы в поисках того, в котором хранится это пожертвование. И после всего лишь одной подписи самый крупный в Болгарии храм получил самое крупное за всю свою историю пожертвование.

Как говорит Стефан Калайджиев, пожертвования прихожан в среднем за год составляют 2–2,5 тысячи левов. Собираются они в основном в дни праздников. На деньги, пожертвованные дедом Добри, был обновлен и заново вызолочен святой престол собора святого Александра Невского, куплены новые облачения и завесы, устранена протечка. В знак благодарности служащие в храме во главе с отцом Тихоном посетили скромное жилище аскета в Байлово и предложили ему помощь в покупке самой необходимой мебели. Однако святой из Байлово от всего отказался.

«Это человек, собирающий добродетели, он собирает плоды в жизнь вечную», – подытоживает секретарь церковного совета собора святого Александра Невского.

Названные выше пожертвования – лишь часть из тех, которые стали известны. Остальные же являются неотъемлемым достоянием и венцом славы того, кем они собирались.

Август - месяц русских мучений, тревог и бед. В августе случился ГКЧП, обваливший стены великой Красной империи. В августе утонул подводный крейсер "Курск", наполнив Россию рыданиями. В августе три года назад схлестнулись в скоротечной кровавой войне Россия и Грузия. Август пахнет грибами, сыплет на голову блестящие дожди, гонит над берёзами белые летние облака.

По всем телеканалам и радиостанциям слышен непрерывный ровный гул упорных, перекрикивающих друг друга голосов. Перебегают из партии в партию, вступают в Народный фронт и Ополчение, бранятся, заискивают, лгут, исходят посулами и обещаниями. Всё одинаково бессмысленно, пусто, неразличимо, как голоса в бане среди плеска воды, стука лоханок, аханья похожих на грешников голозадых людей, выбегающих из парилки.

Среди этого рёва и лязга едва слышны тихие, кроткие, струящиеся, как ручейки, голоса, которые звучат на церковных папертях, в монастырских подворьях, у святых источников, что бьют у подножий русских холмов и гор.

Недавно я побывал в Дивееве. Приложился к мощам Серафима Саровского. Восхитился великолепием белоснежных, голубых и розовых храмов. Прошёл в одиночестве вдоль канавки, которую отрыли по указанию преподобного Серафима. Эта канавка заслоняет обитель от внешних напастей. Шёл полчаса, а казалось - протекла целая жизнь. Вспомнил и помянул всех милых усопших. Помолился о живущих. Испытал внезапное слёзное умиление, будто и впрямь коснулся моего лица голубой хитон пролетевшей надо мной Богородицы.

У купели, на траве, в долгополой юбке, в стоптанных запыленных башмаках - богомолка в тёмном платочке. Пожевала и отложила в сторону горбушку хлеба, отпила из кружки ключевую воду. Носик остренький, как у птички, глаза наивные, голубые, как у младенца. Тихо говорит то ли мне, то ли себе самой, то ли плывущему над нами облачку.

Говорит, что скоро состоится нечестивый Собор, о котором указано в Писании. На этом нечестивом Соборе все, какие ни на есть на земле, веры соединят в одну, и не станет никакой. И придёт конец православию. Спутают все времена, чтобы православный человек не знал, в какой час, в какой день за кого молиться. Церковный язык, на котором говорят ангелы, заменят на людской, которым говорят в магазинах и на рынках.

В церковь, откуда уйдёт благодать, нельзя будет ходить, нельзя будет молиться и отпеть покойника. Поэтому лучше сейчас помереть, тогда ещё успеют отпеть. А потом, если умрёшь, то и похоронят без отпевания, и не будет на тебе благодати. Когда исчезнет вера, тогда исчезнет в России благодать. Отойдёт от России Покров Пресвятой Богородицы. Тогда начнётся страшная война. Сейчас молитвами Богородицы Россия заслоняется от ненавидящих её врагов. Кончится благодать, опадёт Покров, и враги со всех сторон нападут на Россию. И тогда будет война и большая кровь. Но тот, кто на этой войне падёт за Россию и омоется кровью, к тому благодать вернётся, и он будет спасён.

Станут ходить по домам, отбирать паспорта и вручать пластиковые карточки, которые будут вместо денег и на которых начертано число зверя. Кто карточку возьмёт, тот станет безблагодатным, и у того на челе обозначатся три шестёрки - число зверя.

Кто карточку не возьмёт, тот не сможет ничего купить и никуда поехать. И не взявшие карточку станут помирать от голода. Поэтому надо уже теперь, заранее, закупать продукты на полгода, а то и на год, чтобы не умереть с голоду. Кто карточку не возьмёт, тот станет мучеником и подвергнется гонениям, как было при язычниках и при большевиках.

На север пойдут эшелоны, в которые посадят тех, кто не взял карточки. Но первый эшелон мучеников, который уедет на север, весь спасётся. Потому что идёт потепление климата, и там, где сейчас льды, будут цвести вишни и яблони.

После великих гонений, когда многие русские люди умрут за веру, наступит просветление, и в России будет царь, будет возрождение православной веры. И будет много верующих, особенно среди молодых. Но доброе время продлится недолго, потому что через три года царя убьют.

К этому времени в мире воцарится антихрист. Он будет повенчан на царство в Иерусалиме в еврейском храме. Хоть того храма сейчас нет, он будет воздвигнут в три дня, потому что для храма уже всё заготовлено. Патриарх, который приедет на венчание антихриста, увидит, что у того вместо ногтей - когти. И громко об этом заявит, за что и будет убит. Всем надо молиться за патриарха.

Когда начнутся гонения и людям станут вручать пластиковые карточки с числом зверя, множество народа повалит в монастыри. В монастырях велено всех принимать. Поэтому обители заводят хозяйства, пашут землю, пасут коров, чтобы прокормить тех, кто придёт к ним спасаться.

Многие будут виноваты перед Господом, но он простит тех, кто покается. Сталин покаялся перед Господом, и Господь его простил. В конце концов, Господь всех простит. Потому что он милосерден, и имя Его - любовь.

Так говорила старушечка, и слова её были подчас невнятны. Иные слова было мне не дано разуметь. Я понимал одно - что её устами говорит вековечная тихая Русь, которая не принимает жестокого безбожного мира. Терпит от этого мира мучения, прячется от этого мира то в проповедь Аввакума, то в молитвенные слова Нила Сорского, то в стих Есенина, то в сидящего на цепи во Владимирском централе Даниила Андреева. Это и есть другая Россия, отвергающая скверну и беззаконие во все века: от первых русских святых до недавних новомучеников.

Тех, кто выстоит, сбережёт совесть и доброту, сердоболие и благородство, отзывчивость и чистоту помыслов, кто примет крестную муку за свою высокую веру, тот будет наречён святым XXI века.

В эти минуты, когда мы сытно едим и праздно славословим, когда прячемся от правды и внимаем пустопорожним витиям, в эти минуты принимает крестную муку раб Божий Константин Душенов, которого терзают в застенках за его преданность своему духовнику - владыке Иоанну, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Сидит в гнилом карцере, скованный по рукам и ногам, повторяя крестный путь своих предшественников. Помоги тебе Господь, раб Божий Константин!

Раб Божий Константин, помолись о нас, грешных!

НА ВДОВИЙ ДВОР...

Обращаюсь к вам, сердобольные читатели "Завтра". К этому побудило меня убеждение, что спасение одного-единственного человека иногда является большим добром, чем создание новой партии или публикация кипы патриотических манифестов. В Нижегородской провинции живет женщина, Сулина Наталья Евгеньевна, она - мать-одиночка, у нее было четверо детей, один из них умер. Еще один ребёнок страдает тяжелым онкологическим заболеванием и на её глазах умирает. Для лечения девочки требуются деньги, которых у матери нет. Давайте поможем ей всем миром. ПУСТЬ КАЖДЫЙ ПОШЛЁТ ЕЙ ХОТЬ 10, ХОТЬ 20 РУБЛЕЙ. Быть может, это спасет жизнь маленькому русскому человеку. "На вдовий двор - хоть щепку брось". Деньги можно перевести на счет в любом филиале Сбербанка. Сбербанк России. Карта Visa Подари жизнь. р/с 4276420010685161. Код 0007/0565. Номер карточки 5161. Сулина Наталья Евгеньевна.

ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек.

Пострадал - еще не значит святой

Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации - следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,- говорит протоиерей Владимир Сорокин.- Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа».

Сейчас в картотеке комиссии - 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру - значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. "Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача - найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,- говорит отец Владимир.

Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,- объясняет отец Владимир.- Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто - находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

Синодальную комиссию часто критикуют за то, что «мало канонизируют». Поэтому было издано несколько книг и брошюр с разъяснениями, кого можно канонизировать, кого нельзя. Например, не может быть прославлен тот, кто кого-то оговорил или снял с себя сан. «Если человек назвал какое-то имя, это еще не значит, что он кого-то оговорил,- уточняет отец Владимир.- Может быть, у него не было другого выхода: при обыске нашли переписку, фотографии. Но одно дело - просто подтвердить, что знаешь этого человека, другое - сказать, что этот человек занимался антисоветской деятельностью». Понятно, что показания из людей выбивались, не все выдерживали: «Бывает, человек вел себя блестяще, а потом в какой-то момент все же сломался».

Чудо, что кто-то остался в живых...

У отца Владимира есть помощники: сотрудник библиотеки Духовной академии Александр Бовкало, церковный историк Александр Галкин. Материалы собирают не только сотрудники комиссии: «Каждый настоятель должен выявить репрессированных священнослужителей, об этом я все время говорю на епархиальных собраниях. Мы издали синодик, где привели предварительные сведения. Сейчас готовим третье издание, более полное. Дело настоятеля - взять синодик и найти священников, которые служили у них на приходах. Обязательно нужны копии следственных дел, заказанные в архивах, особенно протоколы допросов. А вдруг процесс как-то отражался в печати? А может, есть чьи-то воспоминания?.. Настоятель все это собирает и представляет нам на комиссию. В первом чтении неизбежно возникают вопросы, и мы даем задание доработать тот или иной момент».

Часто люди недоумевают: репрессии были необоснованными, дела - сфабрикованными, как можно верить этим документам? Фальсификация есть именно в формировании дела: большинство «контрреволюционных организаций» придумали для удобства - дело иосифлян, дело академиков, дела литературных кружков. Но материалы о том, как себя вели люди на следствии, правдивы. «Чекисты вели дела тщательно, все записывали. Великое благо, что дела не уничтожены! Кстати, дают нам далеко не все: например, приносят дело, а там не все страницы открыты. То, что писали доносчики, агенты, не рассекречивается: одно время предоставляли сведения об агентах, а их потомки начинали мстить. Пускай лучше время пройдет, мы подождем».

Комиссии удалось сделать вывод: в 1930е перед органами ставили задачу уничтожить всех священников. «Мои помощники обнаружили уникальный документ - рукопись Патриарха Алексия I (Симанского) в бытность его митрополитом Ленинградским. Он в 1936–1937 годах составил список всех священнослужителей своей епархии (а это не только Ленинград и область, но и Новгородская область, и часть Вологодской) и отмечал крестиком, кто выбыл. Из этого списка ясно, что были расстреляны даже те, кто служил в глухой деревне, никакого особого влияния на народ не имея. Посылали из города милиционера (а нужно было транспорт для этого предоставить), забирали священника, везли сюда и расстреливали. Некоторые районы просто подчистую, ни одного храма не оставалось! Теперь можно с полным правом говорить о геноциде православного духовенства». Каким же образом хоть кто-то из священников остался в живых? «В большом городе была возможность уцелеть,- объясняет отец Владимир.- Должен же кто-то был служить, чтобы для заграницы показать, что храмы и священники у нас все-таки есть. А в деревнях и небольших городах остаться в живых священнику было невозможно».

За други? Но не за Христа...

Можно ли прийти с улицы и сказать: «Мой родственник пострадал за веру»? Да, можно, и происходит такое часто, приносят документы, фотографии, воспоминания. Случаются и курьезы - приходят люди абсолютно нецерковные и, например, говорят: «Нужно канонизировать мою мамочку, она была человеком святой жизни, воевала...» Некоторые предлагают канонизировать не своих родственников, а Ивана Грозного, Григория Распутина. Однажды пришел военный и принес житие... Дмитрия Карбышева. Как отец Владимир ни объяснял, что, во-первых, Карбышев - коммунист, во-;вторых, он не совершал подвиг за веру, этот военный возражал: «Но он же положил душу за други своя». И даже довод, что Церковь прославляет людей, пострадавших за Христа, его не убедил.К сожалению, всегда находятся люди, которые не понимают церковную жизнь и предъявляют к Церкви странные претензии. "Среди историков много безбожников,- говорит отец Владимир.- Они не просто не веруют, но и критикуют Церковь. В советское время выходила книжка „Русские святые - кто они?“ профессора Николая Гордиенко, там говорится, что не надо было канонизировать Сергия Радонежского, Серафима Саровского, дескать, что в них хорошего - мало работали, только молились! Надо было канонизировать Ивана Болотникова, Степана Разина, они же были за простой народ! Сейчас вроде времена другие, но выпады против Церкви продолжаются, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому в таком важном деле, как канонизация, не может быть ошибок. Зарубежная Церковь многих причислила к лику святых, не имея достаточных данных, а потом обнаружилось, что среди этих людей есть те, кто снял с себя сан. После подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ создана Согласительная комиссия, и все данные снова будут пересматриваться«.А впереди - новые имена...Какие документы будут направлены в Синодальную комиссию в ближайшее время? Собраны все имеющиеся в наличии материалы об отце Алексии Кибардине, иосифлянине, настоятеле Феодоровского собора в Царском Селе, служившем в Вырице после войны и ареста. Он имел весьма условное отношение к Псковской миссии, а срок получил больше всех - 25 лет. Жизнь этого священника поистине исповедническая.Иногда труды комиссии приносят не-ожиданные и радостные плоды: например, когда собирали материал о священномученике протоиерее Михаиле Чельцове, разыскали его внука - ученого, член-корреспондента Академии наук. Он стал помогать, а в результате нашел всех своих родственников, воцерковился, внуков своих крестил. Теперь внук священномученика ходит в Троице-Измайловский собор, а недалеко от собора стоит поклонный крест в память об отце Михаиле.«Мы полагаемся на волю Божию, но и сами очень ответственно относимся ко всем материалам и данным. Мы не торопимся и не можем торопиться, перед нами не стоит задача канонизировать больше и быстрее. Ксения Блаженная ждала 200 лет...»

Дарья Захариева написала об этом подвижнике благочестия замечательную статью, которую мы и прилагаем ниже:

В Софии все видели дедушку Добри. Несколько лет стоял он перед патриаршим Александро-Невским собором и собирал деньги на реставрацию Елешнишского монастыря.

Монастырь был отреставрирован. После этого он стоял перед церковью Св. Седьмочисленников. В ненастную погоду он сидел в полумраке церкви и читал проповедь из недельного бюллетеня храма. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит.

Когда я впервые его увидела, меня поразили его по-детски искрящиеся глаза. Девяностолетний дед, одетый в власяницу, обутый в лапти, обычно стоит у какой-нибудь церкви, но как-то в стороне и молчаливо держит в руках свою копилку. Радуется спешащим людям и целует руки всем, кто с ним заговорит.

Многие спрашивают его, почему он так живет. Старик обычно отвечает, что совершил большой грех. Рожденный 98 лет тому назад (на нынешний 2015 год дедушке 100 лет. Ред.) старый человек стал странником и обходит храмы со своей копилкой. Дедушка Добри владеет ключом к сердцам людей – само его появление смягчает их сердца. Для многих он – "святой из Байлово". Но его близкие так не думают.

Около десяти лет тому назад старик завещал все свое имущество Церкви и его собственные дети этого не поняли… Их сердца не были тронуты его счастливым призванием служить Богу. Они выгнали его из родного дома. Старик отдал себя в руки Бога и добрых людей и начал собирать деньги для храма в Байлово и для ремонта строения в его дворе. Вскоре домик был восстановлен, садик ухожен и посажены грядки с цветами и овощами…

Сейчас он находит понимание только у своего внука Добри, названного так в его честь. Другие родственники его не понимают, но он не осуждает их. "Когда-нибудь они поймут, что так надо было", – говорит он и начинает креститься.

Он выбрал для себя путь Божьего странника – благодетеля болгарских храмов и монастырей. Не помнит, когда именно одел свою власяницу, сколько километров прошел пешком. Раньше из Софии до Байлово и обратно ходил пешком, но сейчас ездит автобусом до Софии.

Как только вы видите деда Добри, вы как будто переноситесь в те времена, когда в болгарском селе кипела жизнь и души людей были проще и чише. Он остался жить в старом мире, не потому что зимой и летом одет в старую грубую одежду и лапти, а потому что глубоко убежден, что Бог рядом с нами в каждый момент и мы можем отдаться в Его руки так, как это сделал сам дедушка Добри с детской верой Божьего странника.

"Изменился ли мир, дедушка Добри?”, – спрашиваю я у него. А он: "Мало людей ищут Бога”. Но "не отчаивайтесь, поскольку отчаяние – это плохо”, сразу же улавливает ход моих мыслей он.

Что же сделал старик с тех пор, как обходит софийские храмы с копилкой в руках? Помог отреставрировать церковь Елешнишского монастыря, дал деньги для байловской церкви Свв. Кирилла и Мефодия, которая была уже почти разрушена. В перечне его добрых дел и церкви в Горно Камарци, Калофере, Поибрене. Этот перечень может быть продолжен…

98-летний байловец не берет себе ни копейки из собранных денег, живет на свою пенсию в 100 евро в месяц. Дедушка питается тем, что дают ему люди – яблоками, хлебом, иногда печеньем. Хотя он обычно и смягчает сердца прохожих, однако подвергался нападениям наркоманов. Его спасли несколько молодых людей, которые прогнали нападавших. Дедушка потом озаботился здоровьем своих обидчиков и простил их.

«Светец (святой) из Байлово» – именно так и называют многие болгары дедушку Добри. Но сам он при таких словах лишь смиренно опускает седую голову и дрожащей рукой творит крестное знамение…

Он не считает свой подвиг подвигом, а лишь необходимостью. Это – его покаяние. Иногда говорит, что совершил тяжкий грех, иногда, что не ладил с женой. Но знает, что ему надо идти по пути служения Богу и людям. Он выбрал этот жизненный путь как что-то самопонятное – от всего сердца. Глаза его искрятся добротой человека, обретшего милость от Бога. Он даже не знает, что он странник, как те, о которых мы читаем в книгах.

Странничество – род духовного подвига. Вместе с монашеством и юродством это один из путей к спасению. Наше общество не слишком хорошо представляет, что такое монашество, еще менее – что такое юродство, но благодаря дедушке Добри оно теперь может узнать, каков именно этот подвиг – странничество. Это люди, выбравшие, подобно дедушке Добри, идти по "дороге к храму" – от одной святыни к другой. И это умиротворяет их души и души тех, кого они встречают на своем жизненном пути. Странники не имеют ничего своего, кроме одной одежды, нескольких духовных книг, молитвенника и священнического благословения.

Такие люди, как дедушка Добрин (таково его полное имя), живут Божьей милостью в совершенно буквальном смысле и каждый день довольствуются самыми малыми благодеяниями. Монашество в миру и счастливое скитальчество – вот выбранная ими дорога.

Многие из тех, которые встречали старика, видели, что он искренне радуется щедрости, а не деньгам. Праведники общаются с душами. Если вы поцелуете ему руку, он поцелует вам обе.

Такие, как он воспринимают мир в его первозданной красоте и восторгаются малыми чудесами с благодарностью к Богу и людям, посланным Им. Поэтому он всегда обрадуется вам и заразит вас радостью хотя бы на несколько часов. Ах, как хотелось бы удержать эту радость подольше!

Тайной остаются духовные дары дедушки Добри. Он спас от голода один монастырь в зимнее время. Как только сестры поняли, что им нечем платить за электричество, в дверях появился старик и, не сказав ничего, оставил им деньги.

Старый человек смог помочь при восстановлении многих храмов и никогда не подумал, что мог бы жить иначе. "Бог помогает, очень помогает!" Не зная искушений и удобств цивилизации, он сам себе готовит и ест из деревянной плошки, которую сам смастерил.

Легко общаться с Божьим человеком! Коммуникация – без слов, а все таинство встречи собрано в глазах – этих колодцах души. Что же происходит в тот день, когда мы поговорили с Божьим странником? – День перестает быть обычным, свинцово-серым. В конце дневных забот вспоминаются слова деда Добри: "Молитесь Богородице, она вам поможет!" И горечь мелких провалов вдруг отступает, как только мы его послушаем. Нас коснулась красота – идем по грязному тротуару, едем на тех же трамваях и троллейбусах, а жизнь имеет смысл, потому что вечность коснулась нас сегодня…

"Люди внезапно поняли, что они совсем одиноки". Современный мир лишил нас сакральности, мы сами лишили себя причастности к святыне. Есть у нас старик, пришедший с неотмирной простотой в большой шумный город, одетый в лохмотья и кающийся. Он – наше прибежище и напоминание о вечности. Увидев его, мы утешаемся, если он обещает, что будет молиться о нас – мы радуемся.

Дедушка Добри стоит на входе какой-нибудь церкви – счастливый Божий ребенок! Смотрим на него и нам кажется, что он всегда был там. Почему мне кажется, что всем нам всегда хотелось быть таким, как он? Быть может, нам не хватает его смелости, детской чистоты и веры размером с горчичное зерно?..

"Надо жить по правде. Это Божий путь. Молитесь Пресвятой Богородице". "Бог дал хорошие законы и только Он может нас спасти". Люди останавливаются возле дедушки Добри и пытаются расспрашивать его о разных вещах. Как редко люди останавливаются, чтобы услышать другого человека! А старик перечисляет простые правила, которые его спасли. Которые могут спасти нас…

Мир полон неосознанными странниками и юродивыми, не нашедшими приюта в маленьком пространстве сердца. "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут… Взгляните на птиц небесных…"

Странничество и юродство освящены христианством, потому что истинные странники и юродивые не чувствуют себя одинокими и оставленными. Они живут в непосредственном Божьем присутствии и милости. И потому они непосредственны и доверчивы как дети.

Чудные глаза Божьего странника заставляют признать, что у нас осталось очень мало света.

Жизнь – это тайна. Жизнь – чудо. В нашей огромной, непосильной человеческой вселенной все так же случаются и живут чудеса. Иногда в виде людей, стоящих в тени церковной колонны, с белыми как свет волосами. И со словами, освежающими утомленное сердце, – несколькими простыми и старыми словами. У них мы дышим воздухом, отличным от городского, иным – Божьим, – и продолжаем свой путь во мраке мира. Сможем ли вернуться к самим себе и зажить с "вечным возвращением" Пасхи, праздников и литургий? Возвращение покажет нам, что даже в повторении простых истин христианства можно найти дорогу к раю и большие надежды. Можем поверить и понять, что святость – возможная, близкая, родная – пересекается с нашими дорогами.

Похожие публикации