Т. А

B8 № 1938. «Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложения 8, 9, 35-36) и _______ (предложения 17-18). Тропы _______ («червонно-золотых куполов», «разящее воспоминание»),_______ («воспоминание колыхнулось», «река горела») - усиливают образность текста».

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литоты
3) сравнительный оборот
4) метафоры
5) гипербола
6) эпитеты
7) парцелляция
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения


(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленнымbслежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

-(29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (ЗЭ)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.

-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, вжёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.

Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора - скрытое сравнение, иносказание.

Ответ: 9,7,6,4

Текст

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века. (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря - порою её даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьёз сетовал Андреев, - что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (21) Даже запомнить нельзя...»

(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, - писал он. - (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это - и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*)

*Лев Васильевич Успенский (1900-1978) - русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

Сочинение

В чем заключается особенности восприятия человеком своей фамилии? Такой интересный вопрос привлек внимание русского писателя, филолога А. Успенского.

Проблема отношения человека к своей фамилии издавна была актуальной, не потеряла значения и сегодня, когда есть возможность выбора. Фамилия доставляет неудобство – измени (если не боишься бюрократических преград) или возьми фамилию жены. Хочешь сохранить былые заслуги – можешь носить двойную фамилию, как Галкина – Самигуллина… Основываясь на конкретных примерах из жизни, вовлекая в серьезный разговор и читателей, автор показывает; почему фамилии героев привлекали «повышенное» внимание писателей, мастеров художественного слова. По мнению филолога, человек не редко воспринимает свою фамилию, как источник бесконечных неприятностей. Бывает и такое, что недоброжелатели превращают фамилию в оружие, способное чувствительно ранить.

Размышления Успенского вызвали у меня неподдельный интерес. Во-первых, я сделал для себя небольшое открытие: фамилия человека – «вещь хитрая и тонкая». Во-вторых, понял, почему после окончания Великой Отечественной войны не стало в России Адольфов, почему наши соседи, Голодранцевы, сменили свою фамилию… Считаю, что фамилия кажется красивой, если она связана с памятью о достойном человеке. Мой друг гордится тем, что является «тезкой» самого Роальда Сагдиева, известного ученого ядерщика, уроженца Казани, ныне живущего в Америке. Другу кажется, что сама фамилия как бы «приравнивает» его к ученому.

Имя, фамилия человека всегда вызывали неподдельный интерес у писателей, журналистов. Об этом свидетельствуют говорящие фамилии Фонвизина, Грибоедова, повесть «шинель» Гоголя, прекрасные книги автора данного фрагмента «Слово о словах», «Ты и твое имя». Героиня Астафьева (Агафья), назвав своего младенца Агафьей, считает, что в старинном имени сохраняется память о бабушке, которой за ум и доброту кланялась в ноги вся округа. А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунина не упоминается ни имя, ни фамилия главного героя, не изображается его внутренний мир. По Бунину тот, кто не имеет внутреннего мира, не может существовать во внешнем, реальном мире. Зачем ему тогда имя, фамилия?

Пусть фамилия никому не приносит огорчения. Когда слышит свою фамилию, пусть каждый радуется.

(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!(По Л.Успенскому)

Показать текст целиком

Какую роль играют фамилии в жизни людей? Как она влияет на человека? Именно эту проблему автор Л.В.Успенский поднимает в данном тексте. Эта проблема особенно актуальна в наши дни. Автор размышляет о том, как фамилии влияют на жизни людей, и какую роль они играют. Писатель отмечает, что фамилии могут как огорчать, так и радовать, "быть предметом досады или гордости". Порой фамилия становится источником неприятностей для человека. Автор размышляя над этой проблемой, приводит в пример писателя, которого огорчала своя собственная фамилия. Он утверждал, что его фамилия ничего не выражает. Фамилии по-разному влияют на людей. Одним они кажутся простыми, не значимыми. А другим приносят огорчение или отвращение. Автор приводит в пример писателя Василия Розанова, которому была противна своя фамилия. Она напоминала ему булочную Розанова. И теперь он думал, что "все Розановы-булочники!" Лев Васильевич Успенский считает,что фамилии играют большую роль в жизни людей. Они каким-то образом накладывают отпечаток на судьбы носителей . Я согласна с автором и считаю, что действительно, фамилия играет большую роль в жизни человека. Она может как радовать, приносить гордость

Департамент образования

администрации Сургутского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»

Спецификация заданий для промежуточного контроля по русскому языку

Пояснительная записка

10 класс

Промежуточная тестовая контрольная работа предназначена для обучающихся 10 класса как базового, так и профильного уровня.

Тест составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Данный тест построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку.

1.Назначение КИМ

Контрольные измерительные материалы позволяют оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 10 класса с целью установления уровня освоения учащимися учебного материала за 5-9 класс. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, ООП ОСО МАОУ «Лянторская СОШ№7».

3. Структура КИМ ЕГЭ

КИМ содержит 20 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены разновидности заданий с кратким ответом:

задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

4 . Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной контрольной работе (тест) по русскому языку

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

речи

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей

речи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Стили и функционально-смысловые типы речи

Анализ средств выразительности

23балла

Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям и видам деятельности.

Проверяемые умения и виды деятельности

Уметь правильно определять постановку ударения в слове и формах слов.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять морфологические нормы образования форм слов

Уметь правильно определять синтаксические нормы в предложениях с деепричастным оборотом.

Уметь правильно определять

Уметь правильно определять синтаксические нормы согласования и управления, нормы построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений.

Уметь применять правило «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Уметь отличать корни с чередующимися и безударными непроверяемым гласными от корней слов с безударной гласной, проверяемой ударением.

Уметь применять правила при правописании приставок: правописание неизменяемых приставок; правописание приставок на з-(с-); правописание приставок пре-/при-, правописание гласных ы/и на стыке корня и приставки.

Уметь применять правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Уметь применять правила правописания суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-).

Уметь различать на письме слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Уметь различать на письме слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Уметь производить анализ текста, определять смысловую и композиционную целостность текста.

Уметь производить анализ текста, определять функционально-смысловые типы речи.

Уметь правильно определять средства выразительности русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.

5. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

1.Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

2. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

3. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

4. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных

текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

5. Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

6. Система оценивания.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание оценивается в 1 балл, таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 23. Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Шкала перевода набранных баллов в отметку:

«5» - 23-20 баллов;

«4» - 19-15 баллов;

«3» - 14-10 баллов;

«2» - 9-6 баллов.

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.

Тест 1

сливОвый бАловать квАртал начАв

запишите предложение правильно.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАННОЙ сфере.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

запишите предложение правильно.

Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.

Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.

В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

запишите слово (словосочетание) правильно.

пара носков

наиболее уместный

около пятиста фотографий

поезжайте в город

Определяя значение непонятных слов,

    мной овладели сомнения.

    обращайтесь к словарю.

    учитывается контекст.

    некоторые из них оказались многозначными.

Ответ_____________________________________

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

    Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

Ответ_____________________________________

    Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

    Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

    Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

Ответ________________________________________________________

    экз_менатор, парад_ксальный, пол_скать (кошку)

    ав_нгард, утр_мбовать, возг_рание

    фил_рмония, рест_врировать, безотл_гательный

    ц_ремония, зам_розить, неприк_сновенность

    п_дписать, с_гласив, поз_вчера

    ра_положиться, бе_деятельный, в_помнить

    пр_образовать, пр_неприятный, пр_следовать

    под_грать, сверх_нтересный, небез_звестный

    беспоко_шься, заброш_нный

    накорм_шь, потревож_нный

    поджар_шь, независ_мый

    сыпл_шь, подмеч_нный

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква Е?

перестра_ваться

магни_вый

зашпакл_вать

незатейл_вый

Ответ___________________________________________________________

Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

Всех смутили (не)проверенные слухи.

А.Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».

(Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Ответ___________________________________________________________

(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.1814

(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?1825

(3)Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!

(4)Где истина? (5)В каком году?

(6) …

(7)Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?

(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...

(По Н.Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйделъман (1930-1989) -
писатель, историк, литературовед.

18. Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?

    Нигде...

    Везде...

    Пушкин никогда в этом не признается...

    Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...

    В предложениях 7 - 8 представлено повествование.

    В предложениях 11 - 13 представлено рассуждение.

    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

    Предложение 9 содержит описание.

Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского выпуска, используя такой приём, как _____ (предложения 9-13), и синтаксические средства: _____ (например, в предложении 16) и _____ (предложения 21-23, 27-28). _____ («дружба» - «насмешка», «дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».

Список терминов:

    риторические вопросы

    контекстные антонимы

    эмоционально-оценочные слова

    разговорные слова

    ряды однородных членов

    метафоры

    вопросно-ответная форма изложения

    сравнительный оборот

    цитирование

Ответы (тест №1)

1. НачАв
2. В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

3. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНИСТОГО сланца.

4. 3
5. 2
6. 3
7. 1

8. 1,3,4
9. 1,2,3
10. Экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку)
11. Преобразовать, пренеприятный, преследовать

12. Поджаришь, независимый

13. Магниевый, зашпаклевать
14. Не успев
15. Непонятное

16. Итак, потому
17. Поэтому, чтобы

18. 2

19. 4

20. 9,5,1,2

Тест 2

(промежуточный контроль 10 класс)

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

сливОвый значИмость вручИт квАртал

Ответ_____________________________________

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Анастасия Викторовна ДЕЛОВИТОЙ походкой прошла к рабочему столу.
ДЕЛОВИТЫЕ прохожие, озабоченные своими мыслями, не обращали внимания на шумную компанию ребят.

Дежурный с ДЕЛОВИТЫМ видом перечислил те задания, которые предстояло выполнить в течение дня.
Старшеклассники стараются придерживаться в одежде ДЕЛОВИТОГО стиля.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

4. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (словосочетание) правильно.

пара сапог
килограмм помидоров
ехай вперёд
в две тысячи пятом году

Ответ____________________________________

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Укажите номер ответа.

Внимательно прочитав задание,

1) у меня возникли вопросы.
2) приступайте к его выполнению.
3) мне всё стало понятно.
4) нужно выполнить его по образцу.

Ответ_____________________________________

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.
    2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
    3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.
    4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

    Ответ_____________________________________

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

    Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется Н?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Ответ________________________________________________________

9. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

Ответ________________________________________________________

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

оз_рять, утр_мбовать, в_негрет
парад_ксальный, экз_менатор, пол_скать (бельё)
ст_ринный, заг_релый, препод_ватель
увл_каться, безотл_гательный, дост_яние

Ответ_________________________________________________________

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_брежный, пр_интересный, пр_свистнуть
раз_граться, меж_нститутский, небез_звестный
и_пользовать, бе_доказательный, ни_вергнуть
по_сказать, пре_начертанный, на_кусить

Ответ___________________________________________________________

12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

помн_шь, незабыва_мый
раскол_шь, слыш_мый
постро_шь, знач_мый
задерж_шься, несгиба_мый

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква И?

забывч_вый
подпрыг_вающий
рул_вой
раскашл_лся

Ответ___________________________________________________________

14. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно.
Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

Егор слыл (не)утомимым тружеником.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

Ответ___________________________________________________________

16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира. в
(В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

Ответ___________________________________________________________

17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Ответ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря - порою её даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень
часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьёз сетовал Андреев, - что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (.21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, - писал он. - (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это - и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*) *Лев Васильевич Успенский (1900-1978) - русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

18. Какое место в тексте должны занимать предложения? Укажите номер ответа.
Почему всё строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми?

1) между 1 и 2
2) между 15 и 16
3) между 19 и 20
4) между 26 и 27

19. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) 4 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 3 предложении.
2) 29 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 22-28 предложениях текста.
3) В предложениях 8-11 представлено рассуждение.
4) В предложениях 22-25 представлено описание.

20. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Вовлекая читателя в разговор, Лев Успенский использует такой приём, как _____ (предложения 14-15). Автор использует такие тропы, как ______ («оружие, способное чувствительно ранить» в предложении 10), ______ (например, «”удачную” фамилию» в предложении 13), усиливающие эмоциональность и образность текста. Такой приём, как ______ (предложения 18-21), помогает передать чувства персонажа.

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вопросно-ответная форма изложения
3) сравнительный оборот
4) метафора
5) парцелляция
6) цитирование
7) диалектизм
8) вопросительные предложения
9) эпитеты

Ответы (тест №2)

1. вручИт
2. Старшеклассники стараются придерживаться ДЕЛОВОГО стиля
3. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

4. 3
5. 2
6. 2
7. 3

8. 1
9. 3
10. Парадоксальный, экзаменатор, полоскать (бельё)
11. Подсказать, предначертанный, надкусить
12. Построишь, значимый
13. Забывчивый, подпрыгивающий
14. Не выполненном
15. Не наступающий

16. В последствии, по началу
17. Наедине, сначала

18. 2

19. 4

20. 8,4,9,6

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов? А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная! »

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

Похожие публикации