В чем трагизм судьбы Базарова.

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа “Отцы и дети” близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова- “фигура... дикая, до половины выросшая из почвы...”.

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что “принсипы” Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только “расчищают место”, но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское “авось”.

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых “свободно мыслят только уроды”. Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - “романтизм”, “чепуха”, как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему делать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, сейчас же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что даже нигилисту не чужд “романтизм”, нанесло мощный удар по базаровской натуре.

Безусловно, “испытание любовью” - самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом испытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим “принсипам”, требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, “бунтующее” сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то “ее следовало бы придумать”. Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул “поле битвы” навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции “в бою”, уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается главная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров - “лицо трагическое”.

Бывают среди нас такие люди, которые существуют почти в единственном экземпляре, они, сознательно или нет, а может и от скуки, постоянно находятся в поисках «себе подобных». Так и Евгений Базаров ищет себе единомышленников, а находит - в лице богатой помещицы Одинцовой. При этом замечает, что его теория, с которой он пришел в мир, не так прочна, как ему казалось. Евгением овладевает страсть, и он обнаруживает себя настоящего, пугается, отрицает свои чувства... Но поздно - он осознает, что влюблен. А Человек, как известно, меняется под влиянием романтики, что и оправдывает его дальнейшее поведение, иногда неконтролируемое, как в случае с нашим героем. Это то, что способно изменить взгляд человека на жизнь, к его счастью или несчастью. Для нашего героя это не только изменение, это еще и поражение, проигрыш. Теперь он знал, что никогда больше не будет таким уверенным в устройстве этого мира.

Базаров не пытался поддерживать отношений в обществе с людьми, если они, например, высказывают точку зрения, не подчиняющуюся его теории. В беседах он был неосторожен и часто ввязывался в конфликты. Неумение договариваться с людьми сыграло здесь свою роль, что для такой утвердившейся личности является настоящей трагедией. Евгений отрицал такие вещи, как искусство, нравственность, любовь, семью, но не способен был дать что-то взамен. Он с глубоким потрясением переживал испытание любовью, после чего осознал свою ошибку и был в бешенстве. Нигилист не признавал романтизма, но поддался его влиянию. Так, после всех разочарований состояние Евгения не могло больше оставаться прежним.

Судьбу Базарова можно сравнить с судьбой героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, гнавшийся за ответами на свои жизненные вопросы, совершает убийства. Постепенно он осознаёт ценность обычной жизни. Несмотря на свою гордость, он готов смириться с тем, что он обычный, как и все, человек. Концом всех жизненных поисков Раскольникова становится признание в своём преступлении. Так и Евгению, в конце концов, приходится признавать свою неправоту.

Чтобы узнать настоящую сущность Евгения Базарова, чтобы увидеть всю трагедию судьбы нигилиста, ему было необходимо такое средство, которое затмило бы его разум и вместе с ним все его понятия и предубеждения. Возможно, Тургенев хотел тем самым способом указать, где именно герой всё-таки не прав, даже если его теория покажется нам понятной. Базаров не смог отрицать любовь, не стал спорить со смертью. А это две вечные вещи, которые, наверное, существуют назло всем нигилистам. Евгений смирился с тем, что мир отрицает его, как некое инородное тело, вторгшееся в чужое пространство и нарушившее устоявшиеся порядки. Но все же доказал, что его принципы были для него важнее всего, поскольку он не стал бороться за любовь, и как только осознал крах своей теории, ушел из жизни так и не понятым. В этом и заключается трагизм судьбы Евгения Базарова.

В русской литературе второй половины XIX века появляется новый психологический тип героя. Первый, кто создал такой тип, был И. С. Тургенев. В романе "Накануне" в образе Инсарова он показал предшественника русских революционных деятелей, лишенных трагической раздвоенности, у которых слово не расходится с делом.

В романе "Отцы и дети" изображен "русский Инсаров" - демократ-нигилист Евгений Базаров.
Обнаружив для себя такой тип человека, как Базаров, Тургенев заинтересовался им, он хотел приглядеться к своему герою получше, понять, какое место он занимает в мире других людей. Поэтому писатель сводит Базарова с разными героями, "помещает" его в незнакомую среду. Действие романа ведет Евгений, он выступает почти во всех сценах, а роман заканчивается смертью героя. Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с людьми, противоположными ему по убеждениям, по складу ума, по образу жизни. Причем каждая из конфликтных ситуаций - это новое опробование героя на твердость убеждений.

Как и в "Горе от ума" Грибоедова, завязки сюжета как таковой нет: завязка состоит в том, что Базаров оказался в обществе, чуждом ему. Евгению Васильевичу, привыкшему к крайне скромному быту, непонятна любовь Одинцовой к комфорту и роскоши и излишние изысканность и утонченность Павла Петровича; трезво мыслящий, скептически настроенный, Базаров тяготится безоглядной любовью к нему его родителей; Евгению - "работнику в мастерской природы" - чуждо упоение ею Николая Петровича. Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, любви, вражде, семейных узах. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа.

Независимость характера Базарова сформировалась ещё в детстве. Родители - люди не строгие - без памяти любили сына, но не докучали ему излишней опекой и "не притесняли". Они дали "Енюшеньке" полную свободу, и он сформировал себя как личность совершенно самостоятельно. Герой читал, наблюдал, ставил опыты, ездил, общался с людьми. Базаров всего достигал сам, без чьей-либо помощи, ни на кого не надеясь и не ожидая милостей от судьбы.

Евгений с самого начала никому не верил на слово, старался проверять все, что узнавал. Он, решив стать врачом, не хотел беспрекословно верить более того научным книгам, принимал лишь то, подтверждение чему сам получил в результате опытов и исследований.

Трезво оценивать мир - это, конечно, хорошо. Но Евгений зашел слишком вдали, понимая под трезвостью отрицание всяких чувств. Базарове-кие принципы привели его к циничному и примитивному пониманию жизни. Он сам насильно лишает себя такой неотъемлемой части человеческого существа, как романтизм. Это ослепительно проявляется в сцене прощания Базарова с Аркадием: "Ты навсегда прощаешься со мной... - печально говорит Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?" - "Есть... Только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит рассы-ропиться", - отвечает Базаров. Постепенно превращаясь в человека-схему, Евгений забывает прелести поэтического восприятия жизни. Невольные проявления своих чувств Базаров маскирует иронией, которой пользуется очень разнообразно. Ирония для него - это средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или "поправить" человека, на которого он ещё не махнул рукой. Тургенев наградил своего героя и ещё одним, самым опасным видом иронии: иронией, направленной на самого себя. Базаров иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомянуть сцену его дуэли с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Кирсановым, но не менеее несладко и зло - и над самим собой.

Базаров думает, что "настоящий" человек не должен отвлекаться на то, чем руководят чувства, а не разум: любовь, упоение природой, музыка, поэзия, искусство, мечты и т. д., так как это отдаляет его от поставленной цели. Сам же он считает себя выше всего этого "вздора". Базаров уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренитьтз -себе усилием воли.

Жизнь заставляет Базарова усомниться в исповедуемых им принципах. Любовь к Одинцовой открыла ему, что чувства все-таки существуют, существуют наперекор его убеждениям, и любовь никак не сводится к примитивному физиологическому акту. Да и сама Одинцова при ближайшем знакомстве окажется "странной", непонятной женщиной, а совсем не одной "березкой" из тысяч подобных "экземпляров". Так же, в нарушение всех принципов, Базаров ощутит в себе трепетное, сыновнее отношение к "старикам", поверит в прекрасное, высокое начало, неподвластное ломке экспериментатора-естествоиспытателя.

Представление о дружбе у Евгения Васильевича особое. Он думал, что приятельство - это отношения по принципу учитель - ученик, причем учитель вечно и во всем прав. Именно так Базаров относился к дружбе с Аркадием Кирсановым. Он не считал этого "птенца" личностью, достойной уважения. Евгений видел в Аркадии хороший материал для создания "настоящего" человека, подобного себе самому, путем искоренения разного "вздора" как бы "романтизма" и наставления на "путь истинный". Базарову было сначала приятно упоение своего ученика и роль "творца нового человека", но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: "Так ты замыслил гнездышко свить?.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич".

Но дело не только в базаровском понимании дружбы. Просто сам Евгений не умеет дружить. Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь приятельство - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство.

Весь роман "Отцы и дети" построен на столкновении Базарова с другими героями. Главным антагонистом главного героя является Павел Петрович Кирсанов. Его столкновения с Базаровым начинаются со словесных поединков, а заканчиваются дуэлью. В этих спорах любой отстаивает свою, единственно правильную, как ему кажется, точку зрения. В дискуссиях между Евгением и Павлом Петровичем правда не рождается и родиться не может, потому что оба участника диалога не слышат (а точнее, не хотят слышать) своего оппонента. Именно эта глухота к чужому мнению, абсолютная неспособность хотя бы попытаться понять противоположную точку зрения, по-моему, и роднит таких далеких, на первый взгляд, приятель от друга Базарова и Кирсанова. Оба они - фанатики собственных убеждений, рабы "принсипов".

Описание болезни и смерти Базарова дано в романе в подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой, потому что эти события - самый трудный экзамен на право называться человеком и самая большая победа Евгения: "Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". Смерть Базарова, уверенного во всемогуществе науки, - нелепая смерть от случайного пореза - воспринимается как трагическая усмешка всесильной природы над человеком, возомнившим, что он мудрее и сильнее самой жизни.

Все испытания, которые Евгению предстояло выдюжить, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором, которые даны в романе как подтекст, как "подводное течение". Столкновений этих два. Тургенев опровергает тезис своего героя: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", - изображая в романе природу как храм; а далее автор, показывая подготовленность Базарова совершать в духе своих демократических убеждений - совершать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности совершать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Таким образом, Тургенев, утверждая победу демократа Базарова над аристократами, любя своего героя за то, что у него слово не расходится с делом, за то, что он в любой ситуации остается самим собой, не признает той цели, для которой Евгений себя готовил, поэтому заставляет его умереть.

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то в конце концов почувствовал к нему не неприязнь, а упоение. А когда писал сцену смерти Евгения, то рыдал навзрыд. Но это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

Похожие публикации