«Ярославский судостроительный завод. Ярославский судостроительный завод На страже Родины

Публичное акционерное общество «Ярославский судостроительный завод», основанное в 1920-х годах, представляет собой современное производство по выпуску плавсредств разных классов: от пограничных катеров, до роскошных яхт. Основными партнерами компании являются государственные силовые структуры.

Рождение

В 20-х годах XX века, когда смута революционного периода спала, новая власть задумалась об индустриализации страны. Одним из важных направлений стало возрождение судостроительной отрасли.

В те годы полноводная Волга представляла собой важнейший транспортный путь, пересекавший центральные регионы страны с севера на юг. Учитывая стратегическое значение речного маршрута, было решено основать Ярославский судостроительный завод. Поначалу на его стапелях выпускали лишь небольшие маневренные суда различного назначения: пожарные, почтовые, курьерские, патрульные, пассажирские и прочие. Как и все предприятия, родившиеся в первые послереволюционные годы, ЯСЗ постепенно расширял свои возможности по наращиванию объемов выпуска судостроительной продукции и размеров строящихся заказов.

Война

С началом ВОВ большинство мужчин было мобилизовано, и Ярославский судостроительный завод (ЯСЗ) столкнулся с кадровым голодом. Недостаток специалистов на столь технологически сложном предприятии привел к снижению темпов и качества производства, проектирования новых моделей. Резко ухудшилось материально-техническое снабжение, не хватало запчастей, узлов, агрегатов, материалов (особенно металла).

Впрочем, администрации удалось нормализовать ситуацию и возобновить производство. На стапелях завода стали выпускать боевые катера, на которых устанавливали системы залпового огня наподобие «Катюш». Всего было изготовлено более 120 судов, многие из которых участвовали в Сталинградской битве, внеся заметный вклад в разгром фашистской группировки.

На страже мира

После войны Ярославский судостроительный завод ждала кардинальная модернизация, благодаря которой на предприятии смогли собирать не только плавсредства небольшого водоизмещения, но также корабли для морского плавания. Начиная с 60-х годов ЯСЗ ежегодно выпускал по 10-14 судов водоизмещением до 1500 тонн.

В 80-е началась очередная реконструкция Ярославского судостроительного завода. Производственные мощности были значительно расширены. Предполагалось, что объем работ возрастет вдвое. Однако начавшаяся перестройка спутала планы. На стапелях «застыли» суда, достроить которые не могли по причине прекращения финансирования. Последствия тех лет ощущаются предприятием до сих пор.

Новая эпоха

В начале 90-х предприятие было преобразовано в ОАО «Ярославский судостроительный завод». Администрацией предпринимались (и предпринимаются) меры по резкому оживлению производственного процесса. Этому способствует и возрастание финансирования гособоронзаказа, и поворот к коммерческому судостроению, и работа с зарубежными заказчиками. Сейчас на стапелях ЯСЗ находятся пограничные «сторожевики», таможенные суда, корабли рыбоохраны, буксиры, сейнеры и прочие плавсредства.

Технологическая база

Ярославский судостроительный завод (ИНН 7601001080) до недавнего времени представлял собой производство полного профиля. Здесь выполняли полный цикл судостроительных операций: от заготовки металлоконструкций, до испытательных мероприятий. Но сегодняшние реалии требуют гибких вариантов деятельности с более экономным подходом к производственным затратам. Дешевле бывает что-то закупить на стороне или привлечь контрагента, который выполнит определенные работы. От части производственных мощностей пришлось избавляться, расширяя возможности отраслевой кооперации, что свойственно большинству зарубежных предприятий судостроения, являющихся верфями, а не заводами.

Впрочем, сохранились основные профильные мощности в следующих цехах:

  • заготовительном;
  • трубном;
  • корпусном;
  • сварочно-сборочном;
  • механическом;
  • стапельно-достроечном.

Завод оснащен установками плазменной резки с ЧПУ для получения стальных заготовок сложных форм до 8 м.

Производственные мощности

За плечами коллектива ПАО «Ярославский судостроительный завод» 40-летний опыт работы с магниево-алюминиевыми сплавами как в виде конструкций корпуса (переборки, участки палуб, надстройки), так и в виде легкосплавных корпусов, нержавеющих сталей, титана, биметаллов. Мощности позволяют ежегодно обрабатывать до 550 т алюминия, свыше 4100 т стали.

ЯСЗ располагает крановым оборудованием и станочным парком для изготовления конструкций весом до 50 т и деталей типа гребных валов длиной до 12 м. Также имеются стапельный эллинг общей протяженностью 190 м с двумя нитками стапельных мест для сборки корпусов, достигающих в ширину 12 м. Для изготовления более широких корпусов (до 16 м) предназначен открытый стапель.

Продольное спусковое устройство позволяет опускать на воду конструкции длиной до 75 м и весом свыше 1000 т. Большинство задач различных служб (от подготовки производства до бухгалтерского учета) решается с помощью программного обеспечения и обширного компьютерного парка, объединенного в общую и локальные сети.

«Ястреб»

Ярославский судостроительный завод в 1997 году стал базовым для сборки пограничных кораблей. Этому способствовал командующий погранвойск А. Николаев. В немалой степени это связано с тем, что в те тяжелые времена заводчане смогли освоить скоростной инновационный патрульный катер серии 12260. После его презентации представителям силовых и иных министерств завод и получил статус базового предприятия.

Катер проекта ЦМКБ «Алмаз», получивший гордое имя «Ястреб», изначально задумывался как экспортный. Все его комплектующие были иностранного производства, что, по замыслу, должно создать ему большую привлекательность для инозаказчика в силу наличия широкой сервисной инфраструктуры фирм-поставщиков этих комплектующих.

При компактных габаритах (водоизмещение около 10 т, длина чуть меньше 13 м) этот катер неприхотлив, обладает завидными мореходными качествами, скоростной (свыше 40 узлов) и маневренный. Головное судно этого проекта было построено заводом на свои средства всего за пять месяцев, и вот уже многие годы оно эксплуатируется в ярославской рыбинспекции. Несколько служебно-разъездных катера этого проекта поставлены на экспорт. Заинтересовались судном и в ФСБ России. Зарубежные аналоги проекта 12260 довольно многочисленны. По своим ходовым и эксплуатационным характеристикам в их ряду ярославский «сторожевик» выглядит вполне достойно.

Сертификация

Строительство судов на ЯСЗ ведется под надзором как Российского Морского, так и Речного регистра. Сварочное производство сертифицировано Морским регистром судоходства, заводские механическая и дефектоскопическая лаборатории имеют аккредитацию Морского регистра. Кроме того, завод сертифицирован на соответствие международным требованиям ИСО 9001.

При работе с иностранными заказчиками производство сертифицируется под конкретное классификационное общество (КО), под которое разработан размещаемый на предприятии проект. Заводчане строили заказы под надзором Английского регистра Ллойда (Lloyds Register), Bureau Veritas, ведется строительство яхт по Итальянскому регистру RINA. Опыт ярославских специалистов помогает справиться и с такими задачами.

Разумеется, все это было бы невозможно без повышения культуры производства, приобретения современного оборудования, освоения новых подходов к традиционным технологиям. Все затраты окупаются тем, что завод становится более привлекательным для самых взыскательных заказчиков. При освоении новых проектов после конструкторско-технологической и цеховой подготовки формируются технолого-нормировочные карты, ведется отработка всех операций, изготовления оснастки и тому подобного. В сложных случаях предприятие обращается за помощью к отраслевым научным организациям, таким как ЦНИИТС, НИИ «Прометей» и другим.

Дополнительная информация о компании

Выпуск и ремонт: морские и речные суда (рыбоохранные, рыболовные, пассажирские, суда-бурильщики); катера, в т, ч, на воздушной подушке; танкеры для нефтепродуктов; траулеры

Подробная информация о предприятии

Авиационная техника. Буровые суда. Грузовые океанские и морские суда-рефрижераторы, суда речные, озерные, каботажные, суда для каналов и гаваней. Катера десантные, баркасы. Океанские и морские военные суда, спасательные суда, суда, траулеры, рыболовные суда. Пассажирские океанские и морские суда, суда речные, озерные, каботажные, суда для каналов и гаваней. Патрульные катера речные, озерные, каботажные, для каналов и гаваней. Суда военные речные, озерные, для портов и гаваней и каботажные, на воздушной подушке, речные, озерные, каботажные, суда для каналов и гаваней, лодки для прибрежных рыбоводческих хозяйств. Танкеры речные, озерные, каботажные, для каналов и гаваней. Услуги ремонта и технического обслуживания судов, на якоре, корпусов судов, окраски судов, ремонта и технического обслуживания судовых двигателей, технического обслуживания судов

Рубрики компании

На бирже

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Предприятия, основанные в 1920 году

ОАО «Ярославский судостроительный завод» (ЯСЗ) - российское судостроительное предприятие. Расположено в Ярославле на берегу Волги .

Управляющая компания - ЗАО «ВП Финсудпром».

История

В 1919 году в Ярославле началось строительство катеров на базе бывшей лампадной мастерской. В 1920 году заработала моторно-судостроительная верфь, на воду спущен первый катер.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов прошла масштабная реконструкция завода. В то время он производил около 12-14 судов ежегодно - от малых катеров до морских судов (рыболовных, сторожевых и т. д.) водоизмещением до полутора тысяч тонн.

В 1993 году предприятие преобразовано в открытое акционерное общество . Строятся суда неограниченного района плавания водоизмещением до 2 тысяч тонн.

В 1997 году завод утверждён базовым предприятием для строительства судов Федеральной пограничной службы России . Также заказчиками являлись Федеральная таможенная служба , МВД России , иностранные компании.

В конце 1990-х заводом было построено на экспорт несколько малых противолодочных кораблей и ракетных катеров (МПК проекта 1241ПЭ - 5 ед., БРКА проекта 1241РЭ - 2 ед.). Начиная с 2001 года, завод вёл строительство корпусов с частичным насыщением для иностранных заказчиков.

За период с 1974 по 2008 год на ОАО «ЯСЗ» построено 258 судов различного назначения и 12 корпусов катеров и буксиров.

Большую часть продукции завода составили средние морозильные траулеры проектов 502 (с 1960-х) и (с 1971) с различными способами лова. Построено более 130 сейнеров-траулеров этих проектов и траулеров-морозильщиков проекта 503М.

Деятельность

Основные типы производимых судов:

  • Скоростные катера из алюминиево-магниевого сплава
  • Буксиры : от портовых буксиров до морских буксиров спасателей
  • Рыбопромысловые и рыбоохранные суда различного водоизмещения, назначения и способа лова

А именно:

  • Морские скоростные суда: катер «Меркурий» проекта 14232 , катер «Чилим» проекта 20910, ПСКР проекта 10410 , лоцманское судно проекта Р 1850, многоцелевой катер проекта 14172, скоростная яхта.
  • Морские водоизмещающие суда: морской буксир проекта 745, морской буксир проекта 745мб, морской буксир проекта 1454, рыболовный траулер проекта 503, геологическое судно, рыболовное судно, судно-снабженец проекта IMT 955.
  • Речные суда: катер «Ястреб» проекта 12260, лодка моторная Чайка 56, танкер проекта 14891, патрульный катер К-56, лодка моторная Чайка 39, разъездной катер проекта Р 2120, многоцелевой катер проекта 14172, речная яхта проекта ST 24 HB, плавучая насосная станция.

Также предприятие занимается судоремонтом и металлообработкой .

Напишите отзыв о статье "Ярославский судостроительный завод"

Ссылки

  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Ярославский судостроительный завод

Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.

В 2019 году ПАО «Ярославский судостроительный завод» отмечает вековой юбилей. За эти годы предприятие из небольшой лампадной мастерской переросло в крупное производство судов с неограниченным районом плавания. ЯСЗ выпускает плавсредства различного класса: от небольших манёвренных яхт, до патрульных катеров и речных танкеров.

Первые пятилетки

Ярославский создан в первые революционные годы на мощностях мастерской, выпускавшей лампады. Удобное месторасположение на берегу Волги, наличие квалифицированных кадров, внимание со стороны властей содействовали развитию крупного производства. В 1920 Ярославская построила первый катер. В довоенные годы основной продукцией ЯСЗ были глиссеры, морские и речные рейдеры, пожарные, почтовые, водолазные катера.

В годы ВОВ ярославские судостроители собирали уникальные суда, оборудованные залповыми установками класса «Катюша». Они участвовали в крупнейшем сражении в истории человечества - Сталинградской битве. Помогали освобождать Украину, Беларусь, Западные страны в составах Дунайской и Днепровской флотилий.

Послевоенное развитие

С конца 40-х годов началась планомерная реконструкция предприятия с переводом его на строительство морских судов неограниченного района плавания. В середине 60-х Ярославский судостроительный завод перешёл на выпуск новых проектов кораблей и до начала 90-х ежегодно сдавал по 12-14 заказов.

В 80-е годы началась очередная реконструкция производственных мощностей, после завершения которой объёмы выпуска судов должны были вырасти почти вдвое. Но в период перестройки финансирование почти прекратилось, заказы застыли на стапелях, упал выпуск готовой продукции. Сейчас предприятие достраивает основную массу заказов, заложенных в то время.

Характеристика

ЯСЗ - одно из старейших предприятий отрасли. Оно располагает сегодня самым современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами для выполнения заказов силовых структур ВМФ, МВД, ФСБ России и других потребителей, в том числе зарубежных. Здесь традиционно осваиваются новые проекты, составляющие гордость российского судостроения. Контакты Ярославского судостроительного завода: 150006, РФ, г. Ярославль, ул. Корабельная-1.

Технологическая база

До начала 90-х годов ЯСЗ был судостроительным заводом полного профиля, то есть выполняющим весь спектр судостроительных работ: от заготовки листового и профильного проката до испытания готовых заказов. Если сравнить фото Ярославского судостроительного завода разных лет, легко заметить, что производственные площади уменьшились.

Сегодня используется гибкая схема с учётом экономической целесообразности. Для выполнения определённых работ привлекаются контрагенты, часть оборудования закупается у сторонних фирм. От части мощностей пришлось избавиться, одновременно расширяя отраслевую кооперацию. Впрочем, основные производства сохранились. Это цеха:

  • трубный;
  • сборочно-сварочный;
  • стапельно-достроечный;
  • механический;
  • заготовительный участок корпусного производства.

Производственные мощности

Ярославский судостроительный завод оборудован стапельным эллингом длиной 190 м, на котором предусмотрено две площадки для строительства корпусов шириной до 12 м. Также есть открытый стапель, где собирают корпуса до 16 м. С помощью продольного спускового устройства на воду доставляются суда, достигающие длины 75 м и весом 1050 т.

На заводе установлены газорезательные плазменные машины с ЧПУ, способные вырезать детали сложных форм (до 8 м длиной) из сталей повышенной прочности. Мощности позволяют перерабатывать 4000 т стали и 500 т алюминия в год.

На страже Родины

Традиционно основными заказчиками у Ярославского судостроительного завода являются силовые структуры, ВМФ, морские части пограничных войск, ФСБ России, Федеральная таможенная служба, Министерство внутренних дел России. В 1997 году для строительства пограничных кораблей был выбран именно Ярославский судостроительный завод. Руководство смогло убедить командующего погранвойсками Ан-дрея Николаева, что предприятию по силам строить ультрасовременные суда. По сути, это спасло производство в кризисные 90-е годы. Среди них катера:

  • Ракетные проекта 1241РЭ;
  • амфибийные проектов «Чилим» (20910), «Барс» (14660);
  • десантные 21820;
  • МПК 1241-2;
  • ПСКР проектов 1241ПЭ, «Светляк» (10410).

Пограничный катер 12260

В краткие сроки ЯСЗ освоил новый для патрулирования проекта 12260. Он разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Катер при своих небольших размерах прост в эксплуатации, обладает отменными мореходными качествами, завидной маневренностью, высокой скоростью.

Технические характеристики:

  • водоизмеще-ние - 9,7 т;
  • ширина - 3 м;
  • длина габаритная - 12,9 м;
  • запас хода - 200-300 км;
  • скорость свыше 40 узлов.

Продукция

Помимо силовых ведомств, ЯСЗ выпускает гражданскую продукцию для Росрыболовства, Федерального агентства морского и речного транспорта, зарубежных заказчиков. На стапелях собирают:

  • пограничные «сторожевики» проекта 12260 «Ястреб»;
  • таможенные, скоростные патрульные суда;
  • корабли рыбоохраны;
  • буксиры речные, морские, спасательные;
  • сейнеры-траулеры;
  • танкеры для нефтепродуктов, танкеры-бункеровщики;
  • яхты-катамараны серий «Былина», «Отрада», «Забава»;
  • лодки моторные;
  • аварийно-спасательные, водолазные, бурильные и прочие суда.

Руководством предпринимаются шаги по оживлению производства.

Похожие публикации