Язык пчёл. Загадка танца пчел О чем говорит телодвижение пчел

У каждого из нас есть свой родной язык, на котором мы общаемся. Танец каждой пчелы обладает своим уникальным языком.

Танец пчел - это обыкновенный элемент коммуникации крылатых тружениц. Пчелка не может крикнуть своему товарищу: «Эй, лети сюда, я нашла тут высококачественную пыльцу!», поэтому приходится прибегать к различным методам и сигналам, которые обозначают этот момент. Сигнал, говорящей о крупном цветочном угодье и тот, который предупреждает об опасности - значительно отличаются. В соответствии с условиями окружающей среды, насекомые взаимодействуют друг с другом, представляя цельный и организованный организм, каждое движение является каким-то определенным знаком.

Кто открыл пчелиный язык?

Все началось с далекого 1923 года. Ученый-пчеловод из Германии, Фриш, впервые открыл пчелиный язык, который представляет собой круговые движения, сложные и запутанные. Такие движения стали попросту называть «танцем». Танец пчел регулирует всю полевую работу обычных особей.(смотрите фото и видео).

Механизм работы

Перед началом сбора пыльцы вся пчелиная семья сидит смирно. Некоторые отдельные особи вылетают на разведку. В случае обнаружения источника пыльцы к такой пчеле-разведчице устремляется огромное количество помощниц. Ведь когда пчела возвращается с зобиком, полным нектара, она передает его другой соплеменнице, а затем начинает свой особый круговой танец (смотрите на фото).

Танец пчел, конечно же, не макарена, но движения довольно простые - насекомое бегает на соте среди других пчел маленькими кругами, то влево, то вправо. (смотрите фото). Такой танец длится не больше одной минуты. Завершив его, труженица улетает обратно к источнику нектара. Другой вид танца называют виляющим (смотрите на фото), он состоит из чередующихся полукругов, при этом пчелка покачивает задней частью тела, как бы виляя им. Виляющий вид сигнализирует о том, что пища находится на дальнем расстоянии, а круговой - что лететь далеко не придется. Более подробно посмотрите на движения на фото.

Функция

Такие танцы мобилизируют сидячих пчел. Некоторые из них в мгновение поднимаются и летят за заводилой. По ее аромату они отыскивают необходимый медонос. Вернувшись домой, они продолжают исполнять балетные па, вовлекая в процесс оставшихся в улье представителей своего вида. Благодаря этому, они собирают только определенный вид нектара, который имеет свой, особый аромат. Если корм не источает никакого аромата, тогда в работу включается ароматическая железа.

Пчелиный язык очень сложный и многогранный, существует целый набор определенных движений, который может характеризовать выполнение различных действий. Чтоб осознать его, необходимо полностью включиться в основы жизнедеятельности маленьких работников.

Значение при роении

При роении пчелиная коммуникация играет большую роль. Отроившиеся пчелы предпочитают держаться поблизости, но вот разведчицы неустанно ищут место нового жилья. Если они находят подходящее - то показывают остальному рою, куда нужно лететь, где строить новое гнездо. Такие манипуляции происходят без наличия пищи, они более продолжительны по своему времени.

Вот таким вот образом маленькие любители прекрасного общаются между собой. Это еще один момент, которому стоит поучиться у полосатых жителей улья. Если бы люди могли общаться при помощи искусства, то и агрессии в этом мире было бы значительно меньше!

Видео

На видео и фото вы можете наблюдать собственными глазами это прекрасное и завораживающее явление!

Пчелы собирают нектар на большом расстоянии до двух километров от улья. Насекомым нужно как-то сообщить своей семье, где находится медонос, для этого они используют свой язык – танец пчел. С помощью его разведчица говорит сборщице, где именно находится корм и как к нему долететь. Существует два вида танцев – виляющий и круговой, таким образом, насекомые между собой общаются. Также выделяют вихревый, который подает сигнал о роении.

Расшифровка кругового танца пчел

В ясную погоду насекомые активно собирают нектар, если они обнаруживают, что за 100 метров находится большое количество цветов, они прилетают в улей, и начинают на сотах танцевать, при этом по кругу бегают – сначала делаю круг влево, затем вправо. Все остальные начинают окружать пчелу, затем направляются за ней, при этом с помощью своих усиков, нюхают брюшко разведчицы.

Этот танец говорит, что пчела нашла большое количество нектара и пыльцы недалеко от улья. Но при этом насекомое не говорит, куда именно лететь, в каком направлении. Все остальное пчелы понимают сами, с помощью аромата цветов, который остался на брюшке разведчицы.

После важного сообщения все работящие летят за добычей, найти место им помогает запах, который запомнился ими. Когда насекомые возвращаются с нектара в ясную погоду, они в летке сразу же начинают бегать по сотам вверх. Затем отдают собранный мед. После того как они освободились, танцуют кругом, при этом быстро бегают, могут поворачивать в разные стороны.

Разведчицы танцуют среди большой массы пчел, таким образом, завлекают других. Кружатся насекомые чаще всего считанные секунды, очень редко время может достигать одной минуты. После того, как танцовщица останавливается, может выделить небольшое количество собранного меда и продолжает свой танец. Когда заканчивает его, стремительно летит к летку, затем на работу к цветам и приносит еще пищи. После каждого возвращения, пчелы обязательно танцуют на сотах.

Круговой танец, кроме того, что показывает, где пища, он еще готовит насекомых к работе. После него, можно увидеть, что они себя чистит, приближается к летку и вылетает с дому. Затем его догоняют и другие работящие пчелы. После того как они возвращаются домой с грузом, также начинают активно танцевать, таким образом, еще больше насекомых присоединяется к ним. Танец всегда говорит об огромном взятке. Но при этом разведчица не летит с другими, они сами должны понять, куда им направляться.

Характеристика виляющего танца пчелы

Во время этого танца, насекомые начинают вилять своими брюшками, но это они делают, только бегая прямо, танец пчел похож на восьмерку. Взмахи брюшка говорят, где находится медонос, чем их больше, тем он ближе.

  • Когда насекомое за 15 секунд начинает рисовать до 10 кругов, значит, еда находится очень близко – приблизительно 100 метров от улья.
  • За 15 секунд рисует 7 кругов, пища расположена на расстоянии 200 метров.
  • Если 4, 5 круга – это 1 км, два круга – 6 км.

Немаловажную роль играет и ветер в данной ситуации, если он встречный, он может замедлить темп, попутный ускорит. Если насекомые летят против ветра и он при этом сильный, разведчицы могут немного преувеличить расстояние. В случае попутного ветра, показывают меньшее расстояние.

С помощью танца пчелы могут рассказать, в каком направлении находится нектар. Если поверхность горизонтальная, танец происходит у летка, при этом линия, которая соединяется восьмерка, направляется в ту сторону, где находится пища. Когда пчела танцует прямо, она будет бежать в нужную сторону. Работящий вид внимательно все изучают, может запомнить показанный угол у летка, затем начинает лететь за взятком. Так танцуют в ясную погоду при чистом небе и солнце. В улье все происходит иначе.

Танец в улье при темноте

В темноте пчелы не могут видеть, но они используют все свое осязание и обоняние в данной ситуации. При этом могут выполнять такие движения:

  • Пчела опустила голову вниз бегает по соте прямолинейно, насекомые понимают, что пищу нужно добывать в противоположной солнечной стороне.
  • Если бегает, при этом виляет брюшком, голова поднята вверх, нужно двигаться к солнцу.

Уже доказано, что насекомые не сообщают о высоте своей цели в танце. Для этого проводились опыты, когда кормушки специально привязывали высоко, разведчицы не сообщали об этом.

Значения танца для пчел

С помощью такого своеобразного языка, пчела запоминает, где находится пища, чтобы не заблудится, ориентируется по солнцу в небе и том направление, которое прямолинейно изображалось во время танца.

Такой метод передачи информации является компасом, потому что она летит только по направлению. Танец на летке дает насекомым больше информации, чем на сотах, потому что они размещены сверху вниз, и пчелам нужно танцевать вертикально, так понять о месторасположении тяжелее.

Тем более в улье нет солнца, но пчелы не теряются, они направляются с помощью закона «сила тяжести», при этом танец изображает прямую, которая соединяет улей и солнце. Когда пчела виляет и бежит вверх по соте, значит, нужно лететь к солнцу, именно там находится корм. Когда бежит по прямой, значит, нужно лететь против солнца. В том случаи, если насекомое отклоняется влево или вправо, необходимо учитывать это и отклонятся от солнца в нужную сторону.

Восприятие танца пчелой

Насекомые могут анализировать информацию за счет своих омматидиевых глаз, с помощью их они чувствуют солнечное направление. В состав омматидия входит сетчатка, конус, хрусталик. Глазик у пчелы является светопреломляющим. Изолируют его черные клетки. При этом изображение у пчелы не является цельным, оно имеет мозаичный вид, каждый глазок видит отдельный объект.

Таким образом, пчела может без проблем найти дорогу к улью, нектарным цветам в ясную погоду, с помощью поляроида насекомое ориентируется и без солнца, но для этого все равно нужен небольшой просвет.

Язык пчел

  • Перейти в оглавление раздела: Пчелы
  • Язык пчел ; ; ;

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык. Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии- пчелы-разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift fur vergleichende Physiologie) .

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста... Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, Ярове" ренных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift fur vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фрища получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

Первый опыт, в котором участвует передача информации

Установим на лугу застекленный улей того типа, который был введен Фришем (в таком улье гораздо легче метить, пчел и наблюдать за ними), поставим на известное число пчел разноцветные метки. Делается это сравнительно просто, причем с помощью разных красок можно Снабдить индивидуальными метками многие сотни пчел, условившись, например, что метки на груди справа и слева будут обозначать единицы и десятки, а на брюшке - сотни.

Расставим затем в направлении четырех стран света четыре мисочки с медом, каждую на расстоянии 800 метров от улья; если угодно, у каждой мисочки может дежурить наблюдатель. Пройдет некоторое время, и одна из разведчиц откроет, скажем, северную мисочку; допустим, что это разведчица, помеченная на груди бедой краской. Она возвращается в улей, и через несколько минут какое-то количество пчел вылетает по направлению к северной мисочке, именно к северной, а не к какой-либо другой. Однако нашей Белогрудки с ними нет. Вывод может быть только один: разведчица тем или иным способом дала знать своим подругам по улью, где находится источник продовольствия. Расположив все мисочки в одном направлении, по на разных расстояниях, мы без труда убедимся, что пчелы будут посещать лишь одну из них, именно ту, которую открыла разведчица; ясно, что информация может касаться не только направления, но и расстояния.....

P. ШОВЕН. ОТ ПЧЕЛЫ ДО ГОРИЛЛЫ. ИЗД-ВО «МИР», Москва 1965.

Язык пчел

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык.

Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии - пчелы -разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift f?r vergleichende Physiologie).

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста… Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, проверенных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift f?r vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фриша получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

У медоносных пчел, как впрочем, и многих других насекомых, существует свой уникальный способ общения и обмена информацией. Крылатые трудяги в качестве языка используют звуки, запаха и движения.

Что могут значить звуки издаваемые пчелами

Пчелы могут издавать ультразвуки , реагировать на них и воспринимать. Если из улья доносится равномерный гул, значит, в нем идет все своим чередом.

Если же из улья доносится более резкий или громкий звук, это свидетельствует о том, что пчелы по какой-либо причине раздражены или же озлобленны. Бывает так, что в улье раздаются разрозненные голоса, нескладный шум, возникающий в разных отсеках улья, писк. Это может быть причиной того, что семья осталась без матки.

Запахи которые издают пчелы

Помимо звуков, медоносные пчелы остро реагируют на запахи. Аромат в улье дело привычное. Но большей частью эти ароматы связаны с нектаром различных растений, пыльцой, продуктами меда. У улья имеется свой собственный аромат, который складывается из уже упомянутых веществ и прополиса березы, осины, тополя, гормональных выделений матки, аромата расплода и пчел.

Данный аромат является своего рода пропуском в улей из внешней среды. Только по определению запаха, пчелы могут быть допущены в свой улей. А источаемые гормоны матки, настолько пропитывают все вокруг в улье, что пчелы разнося на лапках эти вещества, таким образом, создают невидимую связь в семье. Как только матка теряется, семья приходит в расстройство и впадает в паническое состояние.

Химический язык пчел

Он также основан на феромонах личинок. Их по запаху находят в темноте пчелы трудяги, и могут по исходящему от них аромату, определить возраст и потребность в пище. Таким образом, запах является средством общения среди пчелиной семьи.

О чем говорит телодвижение пчел

Не меньшее значение имеет и телодвижение пчел при общении. Их можно даже назвать танцами. Активными телодвижениями, пчелы сообщают семье о хороших новостях: новом богатом источнике нектара; о новом местожительстве для роя; о том, что настало время рою выходить и так далее.

Пчелы могут совершать два танцевальных движения — 1 — вращательные и 2 — виляющие .

Таким образом, танцующие пчелы могут передать информацию о том, на каком расстоянии находится взятка от улья, и в каком направлении нужно лететь.

1. Происходит это таким образом, пчела избавляется от нектара, и затем перемещается и начинает танцевать. Пчела движется из стороны в сторону, меняет направление и старается попасть в гущу толпы, чтобы вовлечь в танец и других пчел. Таким образом, получается уже хоровод из пчел. На танец может уходить от десятков секунд до минуты. Затем, солирующая пчела резко прекращает танцевать и перебирается к выходу, и летит за нектаром. Возвратившись домой, она садится на новое место сот, и начинает свои танцы сначала.

2. Виляющий танец происходит немного по-другому: пчела танцовщица делает резкие пробежки полукругом, сначала в одну строну, затем в другую, и еще несколько таких пробежек. За это время пчелой создаются виляющие движения, во время которых другие пчелы, касаясь ее усиками, считывают информацию о нахождении взятки и его размерах. Приняв информацию к сведению, пчелы летят за грузом, возвращаются и также начинают танцевать для вербовки других пчел.

Похожие публикации