Жанр как определенный тип музыкальных произведений. Музыкальные формы и жанры

Составитель:

Соломонова Н.А.

В музыковедческой литературе к разработке таких понятий, как стиль и жанр, ученые обращаются реже, чем, например, в литературоведении, на что неоднократно указывали многие исследователи. Именно это обстоятельство побудило нас обратиться к написанию данного конспекта.

Понятие стиля отражает диалектическую взаимосвязь содержания и формы произведения, общность исторических условий, мировоззрений художников, их творческого метода.

Понятие «стиль» возникло на этапе завершения эпохи Возрождения, в конце ХVI века, и включает оно в себя многие аспекты:

Индивидуальные особенности творчества того или иного композитора;

общие особенности письма группы композиторов (стиль школы);

особенности творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

особенности произведений, входящих в какую-либо жанровую группу - стиль жанра (это понятие ввел А.Н.Сохор в работе «Эстетическая природа жанра в музыке»).

Широко применяется понятие «стиль» по отношению к исполнительскому аппарату (например, вокальный стиль Мусоргского, фортепианный стиль Шопена, оркестровый стиль Вагнера и т.д.). Музыканты, дирижеры также вносят свою неповторимую трактовку в стиль исполняемого произведения, и особо одаренных и ярких исполнителей мы также можем узнать по их неповторимой интерпретации, по характеру звучания произведения. Это такие великие музыканты, как Рихтер, Гилельс, Софроницкий, Ойстрах, Коган, Хейфец, дирижеры Мравинский, Светланов, Клемперер, Никиш, Кароян и др.

Среди наиболее известных исследований, посвященных проблемам музыкального стиля, в этом ключе следует назвать следующие работы: «Бетховен и три его стиля» А.Н.Серова, «Черты стиля Шостаковича» (сборник статей), «Стиль симфоний Прокофьева» М.Е.Тараканова, «К проблеме стиля И.Брамса» Е.М.Царевой, или «Художественные принципы музыкальных стилей» С.С.Скребкова, «Классический стиль в музыке ХУ111- начала Х1Хвеков; Самосознание эпохи и музыкальная практика» Л. В.Кириллиной, «Исследования о Шопене» Л.А.Мазеля, где он справедливо отмечает, что анализ конкретного произведения невозможен без учета общих исторически сложившихся закономерностей данного стиля, и раскрытие содержания произведения невозможно без ясного представления о выразительном значении тех или иных формальных приемов в этом стиле. Исчерпывающий анализ музыкального произведения, претендующий на научную безупречность, по мнению ученого, должен иметь предпосылкой глубокое и всестороннее знакомство с данным стилем, его историческим происхождением и значением, его содержанием и формальными приемами.



Ученые предлагают ряд дефиниций.

Музыкальный стиль – это возникающая на определенной социально-исторической почве система художественного мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения. (Л.А.Мазель)

Музыкальный стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.(Е.М.Царева)

Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведение одного исторического периода … от другого (Б.В.Асафьев)

Стиль - это особенное свойство, или лучше сказать, качество музыкальных явлений. Им обладает произведение или его исполнение, редакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, другом, третьем и т.д. непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.

Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков. (Е.В.Назайкинский).

По мнению ученого, наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля.

И н д и в и д у а л ь н ы й с т и л ь творчества композитора, как правило, наиболее притягателен для исследователей. «Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть проявление характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее» (Е.В.Назайкинский). Ученые обращают серьезное внимание на эволюцию композиторского стиля. В частности, выше было указано на привлекшие внимание Серова три стиля Бетховена. Исследователи тщательно изучают ранний, зрелый и поздний стиль Скрябина и т. д.

«Эффект стилевой определенности» (Е.Назайкинский) обеспечивают наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки, которые являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля. По ним слушатели узнают стилевую принадлежность того или иного произведения, почерк композитора, исполнительскую манеру того или иного интерпретатора. Например, характерный для Грига ладогармонический оборот – переход вводного тона не в тонику, а в пятую ступень лада (Концерт для фортепиано с оскестром – вступительные аккорды, знаменитая «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», или также часто используемый композитором нисходящий ход к пятой ступени через шестую повышенную ступень (Лирические пьесы, «Вальс» ля-минор), или знаменитая «рахманиновская гармония» - аккорд, образованный в миноре четвертой, шестой, седьмой повышенной и третьей ступенями с разрешением в тонику в мелодическом положении терции (начальные фразы его знаменитого романса «О, не грусти!» - примеров очень много, их можно продолжать бесконечно.

Весьма важной особенностью стиля является фиксация и выражение определенного с о д е р ж а н и я, на что указывали Е.В.Назайкинский, М.К.Михайлов, Л.П.Казанцева, А.Ю.Кудряшов.

Специфика н а ц и о н а л ь н о г о с т и л я прослеживается прежле всего в том, как соотносятся фольклорные истоки и профессиональное композиторское творчество в рамках национального стиля. Как справедливо отмечает Е.В.Назайкинский, - и фольклорный материал, и принципы народной музыки, и конкретные ее элементы могут служить источником своеобразия общего национального стиля. Мера и сам характер осознания принадлежности к той или иной нации, как и отражения этого в творчестве, в значительной степени зависят от взаимодействия родной культуры с инонациональными культурами и их элементами, от того, с какими иными нациями и культурами человек соприкасается. Даже самый сильный, яркий индивидуальный стиль в процессе своего становления и развития опосредуется стилями школы, эпохи, культуры, народа. Вспоминаются замечательные слова В. Г. Белинского, - «если процесс развития культуры одного народа проходит через заимствования у другого – он, тем не менее, происходит н а ц и о н а л ь н о, иначе нет прогресса».

Анализ музыкального языка того или иного произведения – особенностей мелодики, гармонии, ритма, формы, фактуры является предпосылкой для характеристики стиля.

В музыковедческой литературе сложилось множество теорий, описывающих отдельные исторические этапы формирования различных стилей – барокко, рококо, классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма и т. д. Содержание этих исследований выявляет ведущие, основополагающие принципы, которые объединяют в рамках одной исторической эпохи музыкальные произведения, созданные в разных странах, разных национальных школах и т.д. , что дает представление о эстетике определенного исторического этапа, музыкальном языке и самой эпохе в целом. В своей известной книге «Хроника моей жизни» И.Ф.Стравинский писал: «всякая доктрина требует для своего воплощения особого способа выражения, а следовательно, особой техники; нельзя же ведь себе представить в искусстве технику, которая бы не вытекала из определенной эстетической системы».

Для каждого стиля характерны свои особые черты. Так, для б а р о к к о свойственны монументальность форм, в том числе и крупномасштабные циклические формы, многоплановые контрасты, сопоставление полифонического и гомофонного принципов музыкального письма. Барочная сюита танцев, как отмечал А.Ю.Кудряшов, обобщенно представляла движение одновременно в двух ипостасях – в качестве воплощения четырех главных человеческих темпераментов и в качестве этапов течения человеческой мысли (меланхолическая аллеманда – «тезис», холерическая куранта - «развитие тезиса», флегматическая сарабанда – «анти-тезис», сангвинистическая жига – «опровержение тезиса». Поражать слушателя, зрителя, удивлять его, очаровывать стало целью искусства ХУ11 века.

Как отмечала О.Захарова, большую роль стало играть публичное выступление солистов, их выделение на первые, видные публике места, в то время, как хор и инструментальный ансамбль, находившиеся раньше непосредственно перед глазами слушателей, перемещаются на задний план.

В эпоху барокко получает бурное развитие оперный жанр, и как справедливо отмечает В.Мартынов, опера стала способом существования музыки, ее субстанцией… И когда барочные композиторы пишут мессы и мотеты, то их мессы и мотеты представляют собой те же оперы, или оперные фрагменты, с той лишь разницей, что в основе их лежат сакральные канонические тексты, которые и становятся объектом «музыкального представления».

Стержень музыки барокко – а ф ф е к т, понимаемый в ту эпоху как выражение чувства, содержащего в себе идею вечности. «Цель музыки – доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты» , - писал Р.Декарт в своем трактате «Компендиум музыки». Классификация аффектов была сделана А.Кирхером – любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость, затем – И.Вальтером - любовь, страдание, радость, гнев, сострадание, страх, бодрость, изумление.

Композиторы эпохи барокко большое внимание уделяли интонационному произнесению слова по законам р и т о р и к и. По Ю.Лотману, «для риторики барочного текста характерно столкновение в пределах целого участков, отмеченных разной мерой семиотичности. В столкновении языков один из них неизменно выступает как «естественный» (не язык), а другой в качестве подчеркнуто искусственного».

Приведем наиболее известные в искусстве барокко музыкально-риторические фигуры:

восходящее движение мелодии (как символ вознесения, воскресения);

нисходящее движение мелодии (как символ греховности или перехода в «нижний мир»);

кругообразное движение мелодии (как символ «адских вихрей» (Данте), или, напротив, божественного просветления);

гаммообразное восходящее или нисходящее движение мелодии в быстром темпе (как символ воодушевления, с одной стороны, или гнева – с другой);

движение мелодии по узким хроматическим интервалам (как символ ужаса, зла);

ход мелодии на широкий хроматический, увеличенный или уменьшенный интервал, или пауза во всех голосах (как символ смерти).

Для стиля р о к о к о характерен мир хрупких, грациозных или скерцозных образов галантного, салонного характера, а музыкальный язык изобилует дробностью мелодического рисунка, мелизмами, прозрачностью фактуры. Композиторы стремятся воплощать не устоявшиеся настроения, а их развитие, не спокойно изливающийся аффект, а чувство с резкими сменами напряжения и разрядок. Для них привычной становится речевая ясность выражения музыкальной мысли. Незыблемые, статичные образы уступают место изменчивости, покой – движению.

К л а с с и ц и з м – по словам академика Д.Лихачева, - один из возможных «больших стилей эпохи». В эстетическом аспекте классического стиля важно подчеркнуть тщательно выверенный баланс чувственно-непосредственного, рационально-логического и идейно-возвышенного, заложенный в произведении, классическое самосознание художника, преодолевающего «власть темных жизненных сил» и обращенное « свету, чувственной красоте» (Э.Курт), а потому созвучного классическим же образцам искусства прошлого, в первую очередь – античного, активизация интереса к которому является одним из показательных признаков формирования любого классицизма (А.Ю.Кудряшов). Особое значение в эпоху классицизма имеет становление четырехчастного сонатно-симфонического цикла. Как полагает М.Г.Арановский, он определяет семантику четырех главных ипостасей человеческой личности: Человек деятельный, Человек мыслящий, Человек играющий, Человек общественный. Четырехчастная структура выступает, как пишет Н.Жирмунская, в качестве универсальной модели мира – пространственной и временной, синтезирует макрокосм – вселенную – и микрокосм – человека. «Различные преломления этой модели объединяются эмблематическими и символическими связями, иногда переведенными на язык привычных мифологических образов и сюжетов: стихии символически отражают времена года, суток, периоды человеческий жизни, страны света (например: зима – ночь – старость - север – земля и т.п.)»

Появляется целая группа семантических фигур с масонским значением, которые выявила Е.Чигарева в творчестве Моцарта «Ме л о д и я: подъем на большую сексту – надежда, любовь, радость; задержания, пары слигованных нот – узы братства; группето – масонская радость; ритмика: пунктирный ритм,… акцентированные аккорды стаккато, сменяемые паузой – смелость и решительность; г а р м о н и я: параллельные терции, сексты и секстаккорды, - единство, любовь и гармония; «модальные» аккорды (побочные ступени – VI и др.) – торжественные и религиозные чувства; хроматизмы, уменьшенные септаккорды, диссонансы – мрак, суеверие, хло и раздор».

Центральный содержательный комплекс художественного мира Бетховена - красота и уравновешенность формы, строго организованный поток музыкально-риторического красноречия, высокая этическая идея, большая роль противоположностей – как на уровне музыкального синтаксиса, так и на уровне формы.

Р о м а н т и з м – стиль, господствующий в ХIХ столетии. Один из исследователей музыкального романтизма, Ю.Габай выявляет три способа истолкования романтизма Х1Х века: в противоположность классическому обозначает христианское искусство; во-вторых, связывается с романской языковой традицией, именно – старофранцузским стихотворным романом, в третьих, определяет подлинно поэтическое одушевление, то, что делает великую поэзию всегда живой (в последнем случае романтики, всматриваясь в историю как в зеркало своих идеалов, находили их и у Шекспира, и у Сервантеса, и у Данте, и у Гомера, и у Кальдерона).

В музыкальном языке исследователи отмечают возрастание экспрессивной и красочной роли гармонии, синтетический тип мелодики, использование свободных форм, стремление к сквозному развитию, новые типы фортепианной и оркестровой фактуры. Мысль Новалиса о романтической прозе, в высшей степени меняющейся, чудесной, с особенными оборотами, быстрыми скачками – можно экстраполировать и на музыку. Важнейшим способом музыкального выражения всеобщей для романтизма идеи становления и изменения становится повышенная распевность, песенность, кантиленность, присутствующая у Шуберта, Шопена, Брамса, Вагнера и др.

Программность как феномен музыкального мышления

романтической эпохи, влечет за собой и особые средства музыкальной выразительности. Следует иметь в виду сложные взаимоотношения программной и непрограммной музыки, так как, по признанию Шопена, «нет настоящей музыки без скрытого смысла». А Прелюдии Шопена – по высказываниям его учеников – это исповедь их творца. Соната си-бемоль минор с известным «похоронным маршем» по словам Шумана «не музыка, а нечто с присутствием ужасающего духа», по словам А.Рубинштейна – «ночное веяние ветра над гробами на кладбище»…

В музыке ХХ века мы наблюдаем особое многообразие техник музыкальной композиции: свободная атональность, звуковысотно недифференцированная сонористика, тембро-шумовые эффекты, алеаторика, а также двенадцатитоновая система, неомодальность, серийность, сериальность. Разомкнутость отдельных составляющих музыки ХХ века являются отличительной чертой современной культуры в целом, о чем справедливо говорил французский культуролог А.Моль: «современная культура мозаична, … является сложенной из многих соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью».

В музыке разрушается распевно-кантиленный тематизм, происходит раскрепощение и других средств музыкальной выразительности (Стравинский, Барток, Дебюсси, Шенберг, Мессиан,Веберн и др.) появляются и необычные исполнительские особенности, шокирующие современников, как, например, в пьесе Г.Кауэлла «Гармонические приключения» - использование кластеров (аккордов, состоящих из секунд), приемы извлечения на фортепиано кулаком, ладонью или всем предплечьем…

В музыке появляются новые модернистские тенденции, идущие от живописи и др. искусств. Так, у истоков такого явления, как б р ю и т и з м, или искусство шумов (от франц. слова брюит – шум) находился итальянский живописец Луиджи Руссоло, который в своем манифесте «Искусство шумов» писал, что «музыкальное искусство ищет амальгаму самых диссонирующих, самых странных и самых резких звуков… мы будем забавляться, оркеструя идеально скрипящие на блоках двери магазинов, гул толпы, различные шумы железнодорожных станций, кузниц, прядилен, типографий, электрических мастерских и подземных железных дорог… не следует забывать абсолютно новые шумы современной войны… , превратить их в музыку и регулировать гармонически и ритмически»

Еще одно модернистическое течение – д а д а и з м. Модернистическая сущность дадаизма прослеживается в высказываниях художника Г.Гросса: «Дадаизм был прорывом, который мы совершили, горланя, издеваясь и хохоча, чтобы вырваться из того замкнутого, чванного и чрезмерно ценимого нами круга, который парил над классами и был чужд чувству ответственности и участию в повседневной жизни. Деятельное участие в работе берлинского клуба «Дада» принимал композитор и художник, выходец из России Ефим Голышев, один из поборников двенадцатитоного метода композиции ХХ века. Среди его музыкально-сценических произведений – «Дадаистический танец с масками», «Задыхающийся маневр», «Каучук» для двух литавр, десяти трещеток, десяти дам и одного почтальона. Появляются урбанисчтические сочинения Онеггера («Пасифик-231»), Прокофьва (балет «Стальной скок»), Мосолова (Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета «Сталь»), Вареза («Ионизация» для сорока одного ударного инструмента и двух сирен) – далее эти тенденции преломились в направлениях послевоенного музыкального авангарда. Это конкретная и электронная музыка, ансамблевый хэппенинг и инструментальный театр, сонористика, мультимедиа-процессы (произведения П.Шеффера, К.Штокхаузена, М.Кагеля, С.Слонимского, А.Шнитке, С.Губайдуллиной, Дж. Кейджа и др.)

В конце Х1Х века сложились предпосылки для появления н е о к л а с -с и ц и з м а, который, по словам Л.Рабена, явился самой универсальной из новых систем музыки ХХ века.

Появляются и полистилистические тенденции в музыке. П о л и с т и –

л и с т и к а – сознательное соединение в одном произведении различных стилевых черт. «Под опрелелением полистилистики подразумевается намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилистическая разнородность, возникающая в результате применения ряда технических приемов (один из частных случаев – коллаж)» - (Музыкальная энциклопедия, т.З, с.338). Один из интересных случаев использования вертикальной полистилистики находим в «Серенаде» для пяти инструментов А.Шнитке: в цифре партитуры 17 одновременно звучат мотив Скрипичного концерта Чайковского а начало главной партии его же Первого фортепианного концерта, а цифре 19 соединяются лейтмотив Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, вступительные аккорды Патетической сонаты Бетховена и пассажи из Чаконы Баха для скрипки соло.

Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определенными функциями музыки, ее жизненным предназначением, условиями его исполнения и восприятия. Весьма объемную дефиницию дает Е.Назайкинский: «ж а н р ы – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения. Жанр – это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое. Если слово стиль отсылает нас к источнику, к тому, кто породил творение, то слово жанр – к тому, по какой генетической схеме формировалось, рождалось, создавалось произведение. Жанр – это целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка».

В работах Т.В.Поповой в основе классификации жанров даны два критерия: условия бытования музыки и особенности исполнения. В.А.Цуккерман выделяет три основные жанровые группы: лирические жанры, повествовательные и эпические жанры и моторные жанры, связанные с движением. А.Н.Сохор в качестве основного критерия берет условия бытования, обстановку исполнения. Ученый выделяет четыре основные группы жанров: культовые или обрядовые жанры, массово-бытовые жанры, концертные жанры, театральные жанры. Систематизация жанров, сделанная О.В.Соколовым, основана на связи музыки с другими искусствами или внемузыкальными компонентами, а также ее функция. Это – чистая музыка, взаимодействующая музыка, прикладная музыка, прикладная взаимодействующая музыка.

Т.В.Попова систематизирует основные жанры классической музыки следующим образом:

Вокальные жанры (песня, гимн, хор, речитатив, романс, баллада, ария, ариэтта, ариозо, каватина, вокализ, ансамбль);

Танцевальная музыка. Старинная танцевальная сюита;

Жанры инструментальной музыки (прелюдия, инвенция, этюд, токката, экспромт, музыкальный момент, ноктюрн, баркарола, серенада, скерцо, ююмореска, каприччио, рапсодия, баллада, новелетта);

Симфоническая и камерная музыка;

Сонатно-симфонические циклы, Концерт, Симфоническая сюита Х1Х – ХХ веков;

Одночастные (не циклические) жанры Х1Х-ХХ века (увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина, одночастная соната;

Музыкально-драматические произведения. Опера и балет

Кантата, оратория, реквием.

Литература

Основная

1. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структура тональной музыки:

в 2 ч. М.: Владос, 2003.

2. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001.

3. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций: Психологические и и семиотические аспекты //Аспекты теоретического музыкознания. Проблемы музыкознания. Вып2. Л., 1989. С.95-122.

4. Гусев В.Эстетика фольклора. Л.,1967.

5. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов. Астрахань, 2001.

6. Казанцева Л. П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань, 1991.

7. Коловский О. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / О. П. Коловский [и др.]. Л.: Музыка, 1988.

8. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994.

9. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.

10. Музыкально-энциклопедический словарь. М., 1998.

11. Назайкинский Е. В. Стили и жанры в музыке: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.

12. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. М., 1954.

13. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа: учеб. М.: Владос, 2001.

14. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998.

15. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2004.

16. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров //Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977.

17. Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма: учеб. пособие / Ю. Н. Тюлин [и др.]. Л.: Музыка, 1974.

18. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.

Дополнительная

1. Александрова Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск, 1996.

2. Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1995.

4. Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания: метод. пособие. Астрахань, 2002.

5. Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. Новосибирск, 2003.

6. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. М., 2006.

7. Мазель Л. Свободные формы Ф. Шопена. М.: Музыка, 1972.

8. Музыкальная энциклопедия. М., 1974–1979. Т. 1–6

9. Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 2003.

10. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма: учеб. для студ. музыковедч. отд. муз. вузов. М.: Музыка, 1987.


В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке опера, симфония и так далее.

Род произведений в пределах какого-то искусства называют французским словом жанр (gеnre) – род, вид.
Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XIX века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист.
За время своего существования различные жанры сильно изменились, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера – это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом и симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин «жанр».
Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы... Внутри общего понятия (жанра) вокальной музыки мы различаем жанры романса, песни и т.д.
Есть у этого термина еще одно значение. Может быть, вам приходилось слышать, как о художнике говорят: он жанрист. Это значит, что художник создает картины на бытовые сюжеты. Такие картины писал, например, В. Петров. Из живописи слово жанр в таком значении перешло в другие искусства, в том числе и в музыку. Если мы говорим о каком-нибудь произведении: в нем есть жанровые эпизоды это значит, что композитор ввел в него песню, танец или марш. Симфония

Симфония на греческом языке означает созвучие. Оно употребляется не только применительно к оркестру, к музыке. Например, русский поэт Бальмонт в осенней красоте природы видел «симфонию красок и шелестов». Симфония в музыке это большое произведение, написанное для симфонического оркестра. Слушая симфонию, мы не знаем, о чем грустит композитор, мы грустим о своем. Мы не знаем точно, какие картины природы вставали перед его глазами. При звуках музыки оживает то, что мы сами видим.
Симфония имеет несколько частей (Прослушивание симфонии N6 П.И.Чайковского). Композиторы писали концерты для симфонического оркестра и какого-нибудь инструмента. Опера

Опера – это спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют. Опера, как и пьеса, один из видов театрального искусства.
Музыка – главное в опере.
Чтобы сказка могла идти на сцене, ее переделывают в «оперную пьесу» – пишут либретто.
Все свои мысли действующие лица передают пением. Когда на сцене поет один из героев, мы это называем арией или ариозо. Если поют двое – это дуэт, трое – трио, четверо – квартет.
Иногда раскрыть более полно содержание произведения помогают танцевальные эпизоды. Тогда в опере появляются балетные сцены.
С помощью музыки композитор создает в опере не только портреты действующих лиц, но целые картины.
Большинство опер начинаются с увертюры. Слово «увертюра» французское и означает открытие. Ее исполняет оркестр до открытия занавеса. В увертюре заложены ведущие мелодии оперы. Перед 1 и 2 действием звучат «антракты» (музыкальные вступления).
Итак, главное в опере – музыка, звучание оркестра и голосов. Но опера – это и драма, и танец, и живопись, слитые воедино. Именно поэтому опера производит особенно сильное впечатление на слушателей, является самой понятной формой серьезной музыки. Балет

Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. На основе общего драматургического плана (сценария) балет соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное искусство (декорация, костюм, освещение и др.) Разные эпохи рождали различные творческие содружества композитора и хореографа, свои виды взаимодействия музыки и хореографии. Иногда музыка в балете является лишь аккомпанементом, в других случаях хореография стремится раскрыть глубокое содержание музыки.
Современный европейский балет возник в эпоху Возрождения. Появилось слово «Балет», которое тогда обозначало композицию, передававшую в танце не сюжет, а свойство или состояние характера. Искусство зрело внутри других форм: шествий, маскарадов, конных турниров, торжественных трапез. К концу XV века балет входил в зрелища, созданные известными поэтами и художниками.
К XVI веку – в Англии получил развитие жанр маски.
В XVIII веке балет как спектакль начал утверждаться в театрах Вены, где на основе сценария и музыки развивалось чисто хореографическое действие.
Балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы балета, заимствованные у итальянцев и французов обогащались национальными колоритами.
К середине XIX века стабилизировалась форма многоактного спектакля и формы балетной музыки (общие танцы, завершающие акт или спектакль, шествия-ярмарки, вальсы, польки, галопы), а также структура танцев солистов.
К началу ХХ века эстетика балетного академизма достигла вершины в произведениях великих русских мастеров (А.А. Горский, М.М. Фокин), на творчество которых влияло искусство А. Дункан, американской танцовщицы, сторонницы свободного танца.
К концу 1950 года балет получает широкое распространение во всех странах мира.

В широком понимании музыкальное произведение - это пьеса (инструментальная или вокальная), являющаяся результатом композиторской деятельности. Для нее характерна внутренняя завершенность, индивидуализированность формы и содержания, фиксация нотной записи с целью последующего исполнения.

Может быть одноголосным (мелодия и аккомпанемент) и многоголосным (полифония, гомофония). Оно может представлять собой как самостоятельный номер, так и быть частью определенного кинематографического или драматического действия. Особенность и неповторимость каждого композиторского творения достигается рядом выразительных средств, таких, как лад, темп, гармония, метр, динамика, ритм, мелодия.

Понятие «музыкальный жанр» используется для характеристики различных произведений в зависимости от их происхождения и способа исполнения.

Издавна разнообразные песни (хороводные, обрядовые, трудовые и др.) сопровождали быт народа и воодушевляли воинов на победу. Так появились многочисленные вокальные жанры. Характерная черта песен - неоднократное повторение напева, основной мелодии.

Романс - жанр вокальной музыки, появившийся в 19 веке. Это произведение для певца с инструментальным сопровождением.

В отличие от романса, хоровые сочинения предназначены для исполнения большим певческим коллективом под сопровождение или акапельно (без аккомпанемента).

Кантата - довольно объемное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певцом - солистом (или хором) и оркестром. Сочинения этого жанра долгое время писались в честь какой-либо знаменательной даты и носили торжественный характер. Однако встречаются и лирические, повествовательные кантаты.

Оратория - большое по объему музыкально-драматическое сочинение. Оно не предполагает сценического действия и предназначено для исполнения хором, солистом и оркестром.

Опера - музыкально-драматическое сочинение, в котором объединено театральное действие и музыка. Основная особенность этого жанра заключается в том, что действующих лиц заменена пением.

Инструментальные жанры произведений сформировались позже вокальных. Им присуще прикладное значение. Инструментальная музыка сопровождала парады, походы, религиозные процессии, городские балы. В 17 веке появляются новые, более глубокие по смыслу и содержанию жанры.

Соната - инструментальная пьеса, которая обычно состоит из трех контрастных по темпу частей (быстро-медленно-быстро). Немного позднее в творчестве Л. Бетховена появляются четырехчастные произведения этого жанра.

Симфония - музыкальное сочинение, предназначенное для исполнения целым симфоническим оркестром. Так же, как и соната, данное произведение в классическом варианте состоит из трех частей. Оно отличается большим объемом, многогранностью содержания и доступностью мелодического языка.

Концерт - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром и солирующим инструментом. Чаще всего сочинения данного жанра пишутся в циклической трехчастной форме, но иногда можно встретить и одночастные концерты.

Музыкальная форма

Этим понятием характеризуется соотношение частей в произведении. Так, двухчастная форма состоит из двух разделов, обычно контрастных по характеру. Трехчастная - из трех, причем первая и третья часть сходны по мелодическому языку и настроению, а средняя - контрастна по отношению к ним. Вариации представляют собой видоизмененное повторение основного мотива (темы).

Существуют и другие музыкальные формы, такие, как рондо (тема периодически повторяется в неизменном виде), циклическая (состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных единым замыслом) и свободная (встречается в современной музыке).

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Студенты должны

Знать :классификации жанров, вокальные жанры, инструментальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной, инструментальной и хоровой музыки. Симфоническую музыку. Оперу, балет. Современные направления в музыке.

Лекция

Камерная музыка

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах любителей музыки. Звучали сонаты, трио, квартеты, кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали, таким образом, и в скромных домах ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда и пошло выражение – камерная музыка, то есть музыка предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя.

Вокальная музыка

Музыка для голоса, для пения – самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно, моля, заклиная о чем-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой звук певучим. Так это было, или иначе – неизвестно, однако самые древние песни, которые мы знаем, - это именно такие вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями, мелодии их очень просты и примитивны, но все-таки это уже были первые песни. конечно, были и другие песни, связанные с повседневной жизнью. Множество песен посвящены самому главному в жизни человека – труду, работе. Многие из них созданы для того, чтобы их петь во время работы. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает по вспаханной земле – поёт песню под ритм шага.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари: дружно, враз размахивают косами и очевидно и песня должна быть энергичнее, четче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами – новая песня; молотят рожь на току – тоже поют.

Зима настала – и тут не обойтись без песни в долгие зимние вечера за веретеном или прялкой.

Пение без инструментального сопровождения называется – а капелла.

(разучивание и анализ народных песен по выбору учителя)

Вокальная музыка , исполняемая человеческими голосами, представляет собой соединение двух видов искусства: музыки и поэзии

Почти все вокальные произведения имеют слова. Вот почему мелодии их в той или иной мере связаны не только с языком слов, но и с выразительными интонациями человеческой речи. Во всяком вокальном произведении ведущая роль принадлежит мелодии, в которой обычно сосредоточена главная мысль произведения, выражена сущность музыкального образа.

Знакомясь с народным музыкальным творчеством разных стран можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров: трудовые, игровые обрядовые, хороводные, плясовые, величальные, лирические, героико-эпические, шуточные, сатирические. К семейно – бытовым песням относятся колыбельные, свадебные, похоронные, причитания. И все эти виды песен формировались в тесной связи с породившей их общественной жизнью того или иного народа, ее трудовой деятельностью и семейно-бытовым укладом.

Контрольный тест

1.Что такое вокализ?

А) песня с аккомпанементом;

Б) пение с названием нот;

В) пьеса без слов.

2.Что такое баллада?

А) песня без слов;

Б) песня повествовательного характера;

В) песня с чувственным, лирическим характером.

3. Что общего у народной песни и романса? (где неправильный ответ?)

В) создавались любителями – певцами;

Г) создавались композиторами.

4.Что такое «а капелла»?

А) пение с инструментальным сопровождением;

Б) пение хором;

В) пение без инструментального сопровождения.

Инструментальные жанры

Студенты должны

Знать:

разновидности инструментального жанра;

характерные особенности этих произведений;

названия нескольких произведений и композиторов, их создавших.

методику восприятия музыкального произведения.

Уметь:

определять на слух инструментальные произведения разных жанров;

составить план анализа музыкального произведения;

провести с учащимися анализ музыкального произведения по заданной теме;

подобрать задания учащимся для активного восприятия музыкального произведения;

придумать задания для ассоциативного восприятия музыки;

составить ритмические движения для пластического интонирования;

продумать и записать ритмическую партитуру для игры на ДМИ(детских музыкальных инструментах);

провести с учащимися различные виды музыкальной деятельности, активизирующие восприятие инструментальной музыки разных жанров и стилей.

Лекция

Какая музыка развивалась раньше вокальная или инструментальная?

Европейская инструментальная музыка развивалась позднее вокальной, долго сохраняла прикладной характер, сопровождая торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту.

В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах – многострунной ЛЮТНЕ – предшественнице гитары и мондолины. В 16 веке в домашнем быту получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии верджинал.

Бытовые городские танцы 16 – 18 веков были разнообразны по характеру движения и по ритму. Среди них встречались плавные танцы – шествия (итальянская павана, немецкая алеманда, испанская сарабанда), оживлённые, скользящие (французская куранта и менуэт), быстрые с подскоком и вприпрыжку (буре, гавот жига).

Из чередования и сопоставления различных танцев возникла старинная сюита.

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») -.музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом. Например «Карнавал» Р. Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусорского – собрание пьес, передающих впечатление композитора от выставки художника В.А. Гартмана. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Кармен» Р. Щедрина.

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость и закономерность их соотношения.

В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей: . например у Г. Ф. Генделя, Ж. Б. Люли, И. С. Баха.

Сюиты XVII-XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке; известнейшие - «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Наряду с сюитами для клавирной и органной музыки характкрны двухчастные циклы, состоящие из прелюдии и фуги или токкаты и фуги.

Токката (итал. – касаться, трогать) – название пьесы виртуозногохарактера, основана на быстром и ритмически ровном движении без певучих лирических эпизодов.

Прелюдия (лат. prae… - перед и лат. ludus - игра) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

И. С. Бах написал «Хорошо темперированный клавир»

состоящий из прелюдий и фуг и оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох. Многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг, освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения - вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Известные циклы прелюдий

И. С. Бах - два тома «Хорошо темперированного клавира», Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги в 12 основных мажорных и 12 минорных тональностях, по прелюдии и фуге на каждую клавишу фортепиано.

Ф. Шопен - 24 прелюдии,

К. Дебюсси - два тома по 12 прелюдий,. В конце каждой прелюдии стоит её название, в то время как перед ней стоит только римское число, указывающее её номер.

С. В. Рахманинов -24 прелюдии, среди них всемирно известная прелюдия до-диез минор.

А. Н. Скрябин - 24 прелюдии

П. Хиндемит - Ludus Tonalis, прелюдия, 11 интерлюдий

Д. Д. Шостакович - цикл из 24 прелюдий и фуг, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.

Тест.

Б ).музыкальные упражнения с виртуозными пассажами;

В) краткое музыкальное приветствие.

2. Марш это:

А) пьеса с размеренным, чётким ритмом;

Б) музыкальная пьеса, в которой основная часть повторяется несколько раз;

В) виртуозная пьеса.

А) виртуозная пьеса причудливого характера;

Б) пьеса печального характера;

В) джазовая пьеса.

4. Фуга это:

А) пьеса свободной формы;

Б) пьеса в быстром движении с чётким ритмом;

5. Концерт это:

А) публичное выступление;

Б) произведение для симфонического оркестра, состоящее из четырёх частей;

В) произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Соната

Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью . Подобно имсоната делится на несколько частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману соната населена различными «героями» музыкальными темами.

Темы не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается 1-ая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая сонатная форма.

Вначале композитор знакомит с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из 3-х разделов .

1-я. Экспозиция , в которой появляются основные темы в разных тональностях, само действие - 2 - разработка и итог 3 -реприза. В репризе происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной, основной тональности, иногда завершает первую часть сонаты хода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, утверждается основная тональность,

II-я часть сочинена, как правило, в медленном движении. Myзыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенные пейзажи.

Ш-я часть (финал) выдержан обычно в быстром темпе, подчас даже стремительном движении. Это итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классические сонаты возникли в одно время с симфониями, во второй половине ХVIII веке. Термин "соната" возник раньше в XVIвеке от итальянского слова звучать. Первоначально так называли любое инструментальное музыкальное произведение.

Звучит Ш часть

Какие возникли ассоциации?

Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания.

Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.

"Патетическая соната" № 8

Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному.

I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.

После вступления начинается стремительное сонатное аллегро.

Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии.

Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре.

Контрольные

1.В каком году родился Л, Бетховен?

А).1670году,

Б). 1870 году,

В). 1770 году.

2. Где родился бетховен?

А). В Бонне,

Б). В париже,

В). В Бергене.

3. Кто был учителем Бетховена?

А). Гендель Г. Ф.

Б). Нефе К. Г.

В). Моцарт В.

4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»?

А). В 50 лет.

Б). В 41 год.

В). В 21 год.

5 . Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату?

А). Джульетте Гвичарди.

Б).Джульетте Капулетти.
В). Жозефине Дейм.

6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»?

А), И Шиллер.

Б). Л. Рельштаб.

В). И. Шенком.

7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена?

А). «Патетитическая соната».

Б). «Героическая симфония».

В),. «Революционный этюд».

8. Сколько симфоний написал Бетховен?

Задание 1.

Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение.

Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена.

Симфо́ния

Симфо́ния (от греч. συμφωνία - «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл ». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, - «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.

Задания для студентов

Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка».

В Моцарт симфония №40, экспозиция.

1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст.

2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы.

3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ.

4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ.

5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации.

А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская»

1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано.

2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри».

П. Чайковский симфония №4 финал

1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла».

2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент.

Театр.


Опера.

Студенты должны:

знать:

Что такое опера;

Виды оперы: (героические, лирические, сказочные, комические, народная драма).

Что составляет основу оперы; (ария, каватина, ариозо, ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты; речитативы, увертюра, хор)

Наиболее известные оперы русских и зарубежных композиторов;

музыкальные фрагменты из разных опер.

Уметь:

Подготовить рассказ для младших школьников об опере, о композиторах, обо всём что составляет оперу.

Провести с учащимися беседу об этом жанре.

Подготовить рассказ о какой – либо опере с прослушиванием и анализом фрагментов.

Играть и петь некоторые популярные темы из опер;

Разучить с учащимися фрагменты оперных арий; хоров.

Лекция

Опера – это большой и сложный музы кальный спектакль в котором органически сплелись пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Действие оперы, как и любого театрального спектакля, разворачивается на сцене. Зрители ви- дят героев произведения, их поступки, следят за развертыванием событий. декорации и костюмы дают представление об эпохе, определяют место действия и облик каждого персонажа. Однако ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передает напряженность действия. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянскомгородеФлоренции. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор – лицо второстепенное – должен был подчиняться авторам текста и певцам.

Было и такое время, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в «концерт» в костюмах. В XVIII-XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере – все-таки музыка

Родившись в Италии в ХVI веке опера прошла большой и сложный распространилась в другие страны Европы и мира. Возникнув как произведение мифологическое - на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном - теперь она удивительно богата по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», Верди «Ригалетто» «Травиата», Пуччини «Чио-Чио-Сан».

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", Даргомыжского "Русалка", Бородина "Князь Игорь", Мусорского "Борис Годунов", Римского-Kopcакого "Снегурочка", Чайковского "Евгений Онегин", «Пиковая дама».

Оперу композитор пишет на какой-то сюжет, содержание, т.е. либретто.

Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты, балета. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы – либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Например, популярные произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Ригалетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир» … это русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых известные произведения Пушкина, Толстого, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Текст оперы должен быть очень лаконичный: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесыдиалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Иногда автором либретто становиться сам композитор. А.П. Бородин – «Князь Игорь», М.П. Мусорский – «Борис Годунов», «Хованщина»

А. Даргомыжский для оперы «Каменный гость» избирает драматическое произведение А.С. Пушкина, не меняя в нем ни одного слова. В опере естьарии.

1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна – двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц.

2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это - частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная.

3. Ариетта – итальянская маленькая ария, невелика по размерам, напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песню мелодией Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная.

4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма).

5. Романс, серенада чаще всего передают лирические переживания героя (форма - простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная).

6. Каватина – небольшая лирическая ария. С конца 18 века выходная ария в опере. Например, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Антониды в «Иване Сусанине».

7. Ансамбли – дуэты, трио, квартеты квинтеты и так далее имеют большое значение в опере. Среди них наиболее распространенными являются дуэты "согласия" и "несогласия". В первом случае оба героя одинаково реагируют на события и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний. Во втором – герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.

Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения.

К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра, вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермецо – внутри действия.

Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера.

Иногда в опере звучат короткие, разделённые остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию, называется оноречитатив- от латинского слова - читать вслух, громко произносить. Речитатив является в опере основой развития действия. Ведь когда звучат законченные музыкальные номера - арии, ансамбли - действие обычно останавливается.

В первой половине 19 века выходную арию, т.е. первую арию по ходу действия ту, с которой герой выходил на сцену, называли

Хор – (греч. – толпа, собрание) – произведение для достаточно большого коллектива певцов, а также название певческого коллектива, массовые сцены в опере.

Хоры бывают однородные (детские, женские, мужские) и смешанные одноголосые и многоголосые. Певческий коллектив без инструментального сопровождения называется не хором, а капелла. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего – на четыре.

В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано альты, тенора, басы.

Особенность хоровой музыки состоит в том, что она дает возможность яркого воплощения идей и переживаний больших народных масс.

Увертюра - (франц. ouyerture- начало, открытие) инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, оратории, театральному спектаклю, даёт представление о характере предстоящего действия, и о его содержании. Она построена на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются в произведении и играют там важную роль. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами, например «Арагонская хота» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского.

Известные музыкальные театры :

Москва - Большой театр

Санкт-Петербург - Мариинский театр

Париж - Грант-опера

Одесский театр оперы и балета

Милан (Италия) – Ла Скала

Известные оперные исполнители:

Ф. Шаляпин, И Козловский Л.Лемешев, Б. Штоколов Е Образцова, Г.Вишневская, Борисенко, Фирсова, Л. Казарновская.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1.Опера это:

А) сценическое действие, где органично сплелись музыка, танец, живопись;

Б) сценическое действие, где органично сплелись музыка, пение, хореография, живопись;

В) крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора и солистов

2.Либретто это:

А) полный текст музыкально – сценического произведения;

Б) вступление к опере;

В) литературное произведение, послужившее основой для создания оперы.

3.Увертюра это:

А) инструментальный антракт между действиями;

Б) сольный номер в опере;

В) вступление к опере.

4. Ария это:

А) произведение для большого количества певцов;

Б) декламационное пение;

В) сольный номер в опере, характеризующий героя.

А) тенор;

Б) баритон;

В) меццо сопрано;

Г) сопрано;

.Н.А. Римский-Корсаков

(1844-1908)

Тихвин, где родился и провел детские годы Н.А. Римский-Корсаков - город вольного русского Севера. Здесь царь Иван Грозный устроил Богородицкий монастырь, куда не имели доступа государевы воеводы - таких немного было на Руси. Здесь широкой волной разлилось старообрядчество, красочные обряды, поэтичные обычаи, да и народ был самостоятельный, бойкий наязык и скорые на расправу.

Отец Николая Андреевича - человек редкой порядочности и доброты, скромник, бессеребренник, склонный к чтению книг и философским размышлениям. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку.

Дом Римского-Корсакова стоял на высоком берегу Тихвинки напротив монастыря. За большим садом начинались поля. Не надо было далеко идти, чтобы услышать песню жаворонка днем, соловьиные трели ночью. Все привлекало внимание мальчика. Стены Введенского монастыря, где когда-то 52 года томилась насильно постриженная в монахини четвертая жена Ивана Грозного.

Старший брат Ники, Воин Андреевич, уже плавает в морях дальнего Востока. Его привлекательные письма о Китае, Японии, Сахалине зажигает детское воображение. Он берет уроки музыки. В 9 лет пробует сочинять, в 12 лет мальчик расстается с Тихвином.

Всю жизнь будут вспоминаться ему пенье птиц, колокольные звоны, северные леса и озера, тихвинские обычаи и предания.

А пока военно-чиновничий Петербург, морской кадетский корпус, куда определили Нику. Но существовало еще нечто, помогавшее подростку не терять самого себя и не обезличиваться в условиях муштры, жестокости, унижений. Этим нечто была музыка. Ничего не зная о теории музыки, он пробует сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробует "оркестровать". Этот музыкальный хаос начинает проясняться с момента, когда Ника встречает понимание настоящегомузыканта, пианиста-педагога Ф.А. Канилле. Общее музыкальное развитие Ники сделало громадный шаг вперед. Он узнал Шумана. Баха, Бетховена, новые для себя сочинения Глинки.

Когда Римскому-Корсакову было 17 лет, Канилле привел его к музыканту, которомупредстояло сыграть исключительную роль в жизни Н.А. - это был Милий Алексеевич Балакирев.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1. Где родился и провёл детские годы Римский Корсаков?

А) в селе Новоспасском;

Б) в Воткинске;

В) в Тихвине.

2. Куда поступает учиться в 12 летнем возрасте будущий композитор?

А) в училище правоведения;

Б) в морской военный корпус;

В) в школу гвардейских подпрапорщиков.

3. Кто повлиял на становление Римского-Корсакова как профессионального композитора?

А) Бородин;

Б) Балакирев;.

В) Мусоргский.

Слушание и анализ музыкального произведения

Опера «Снегурочка»

Создание "Снегурочки" поражает предельной стремительностью. Огромное произведение редкой красоты и оригинальности было написано в два с половиной месяца. Сказалась и увлеченность содержанием, образам "весенней сказки" и то, что творчески, технически, эмоционально композитор был полностью подготовлен к этой работе. Создав только первые наброски, Римский-Корсаков отложил сочинение до лета: вместе с семьей он провел его в исключительно благоприятных условиях в усадьбе Стелёво под Лугой. Композитор так описал это счастливое для него время - работу над "Снегурочкой".

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес, поля ржи, гречихи, овса, льна, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера.

Бездорожье, запустение - все приводило меня в восторг. Какой-нибудь толстый, и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем. Тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и др. чудовищ".

Начав работу 30 мая, композитор закончил набросок всей оперы к середине августа. "Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка".

Полгода композитор затратил на инструментовку оперы, а 29 января 1882 года состоялась ее премьера в Петербурге в Мариинском театре. Успешная сценическая жизнь "Снегурочки" продолжается и поныне.

Пролог

1.вед. - Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. В глухом заснеженном лесу властвует хозяин Мороз; мрачная суровая тема его царит в оркестре.

(Слушание фрагмента).

Но уже летят с юга птичьи стаи, с птицами летит сама Весна-Красна. Мягкая глубокая тема ее – все яснее. Верный слуга Мороза Леший возглашает о приближении Весны. А птицы все летят и весь оркестр наполнен щебетом. Но невесело в угрюмом бору». «Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей. И все лишь свет да блеск холодный – и нет тепла».

Весна признается в своей вине: «Сама я виновата, что холодно и мне Весне и вам. Шестнадцать лет тому, когда я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый стала заигрывать с Морозом, и с той поры в неволе я у старого! Оставить седого бы, да вот беда: у нас со старым дочка есть Снегурочка. Люблю я Снегурочку, жалеючи ее в несчастной доле со старым я поссориться боюсь. А он и рад тому: знобит, морозит меня, Весну и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних».

Птицам холодно, и Весна советует им: «Дрожите вы, бедняжки! попляшите, согреетесь! Видела и не раз, что пляскою отогревались люди!» И птицы пляшут все более весело и беззаботно.

Звучит Фрагмент «Песни и пляски птиц»

2.вед - Мороз готов уйти на Север. Но как же быть им с дочкой Снегурочкой?

«Милей всего на свете девке – воля!» - так думает мать Весна, но Мороз страшится этой воли: «Послушай! Известно мне, что солнце собирается сгубить Снегурочку! Только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце лучом своим огонь любви! Тогда спасенья нет Снегурочке! Доколе ж младенчески чиста ее душа, не властен он вредить Снегурке!».

Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев.

И вот из леса выходит их дочка, снежная красавица. О, она с радостью пойдет к людям!

Звучит ария «С подружками по ягоды ходить …»

Вот пока все о чем мечтает полуребенок-полудевушка.

Но Мороз встревожен и этим признанием:

«А Леля узнала ты откуда? И снегурочка, волнуясь, описывает родителям пение пастуха:

Мам! Слыхала я, слыхала

И жаворонков пенье…

Слыхала я и громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых.

Песни Леля дороже мне!

И дни и ночи слушать я готова

Его пастушьи песни,

И слушаешь и таешь…

Но слово «таешь» - встревожило мороза. «Ужасный смысл таится в этом слове!» Мать Весна обещает Снегурочке свою помощь - пусть только придет она в Ярилину долину, к озеру и покличет мать!

Снегурочка идет в слободку берендеев, ее берут в свой дом Бобыль и Бобылихе

Первое действие

Пастух Лель поет Снегурочке песни. Первая грустная про "Земляничку ягодку" - доводит девушку до слез. Тогда Лель запевает веселую плясовую "Как по лесу лес шумит". Едва успела развеселиться Снегурочка, как пастух покидает ее! Другие девушки манят его, и бросив цветок, подаренным Снегурочкой, Лель уже бежит к ним

"Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем.

К другим бежит пастух, они милей,

Звучнее смех у них, теплее речи.

Ая стою и плачу с горя,

Что Лель меня оставил…

Отец Мороз, обидел ты снегурку!

Но я возьму у матери – Весны

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб чуть лишь теплилось сердечко.

3.вед. - Словно для того, чтобы еще больше растравить горе Снегурочки, к ней прибегает подружка Купава и рассказывает о своем счастье, о встрече с Мизгирем, о любви к нему, о свадьбе, которая состоится в Ярилин день.

Приходит Мизгирь, девушки заводят свадебную песню Купавы. Не в силах отвести глаз от чудной девушки, Мизгирь, не колеблясь, отказывается от Купавы – он ее больше не любит! Он остается со Снегурочкой!

Страстно обращаясь к Снегурочке, Мизгирь сулит ей и бесценные дары и жизнь свою в

Похожие публикации