Анна нетребко пресс конференция в большом театре. Анна Нетребко – Манон Леско: впервые в Большом театре

Анна Нетребко, народная артистка России, именитая оперная певица, сегодня впервые выступит на сцене Большого театра в известной постановке по опере Пуччини.

Как уточняет сама артистка, участие в проекте такого масштаба – огромная честь и большая ответственность.

«Вот уже более месяца я нахожусь в восторге и трепетном предвкушении. Мне помогали все работники театра. И несмотря на всю сложность постановки и исполнения «Манон Леско», подготовка такого масштабного проекта несомненно воодушевляет», – сообщила в своем интервью Анна Нетребко.

Это не только премьера оперы, но и дебют в Большом мировой звезды Анны Нетребко. Спектакль поставил известный режиссер Адольф Шапиро. Накануне премьеры исполнители главных партий Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов пообщались с журналистами.

— Не верьте артистам, которые говорят, что у них нет волнения перед выходом на сцену, — призналась Анна. — Я волнуюсь всегда. Тем более в таком легендарном театре. Прежде выступала здесь только в концерте вместе с другими артистами, и только сейчас впервые в спектакле. «Манон Леско» Пуччини — одна из моих любимейших опер. На сцене у меня очень сильный и страстный партнер - тенор Юсиф Эйвазов (муж Анны Нетребко, который исполняет партию Шевалье де Грие - Ред.).

Кстати, певица познакомилась с Юсифом Эйвазовым как раз на репетиции «Манон Леско».

— Это было три года назад в Риме, — рассказал, как произошла их встреча Юсиф. — Мой дебют на зарубежной оперной сцене. Я был начинающим певцом. Мне сказали, что партию Манон будет петь Аня. Признаться, я тогда по неопытности считал, что Нетребко в основном поет легкий репертуар. Поэтому особого интереса к ней не испытывал. Опера Пуччини считается очень сложной технически и вокально. Певцам приходится физически сильно затрачиваться во время исполнения. Неслучайно ее так редко ставят. Оказалось, что Аня блистательно поет не только легкие, но и очень сложные партии. Она настоящая оперная дива. И в жизни совершенно нормальный… на голову человек. Без бзиков. Легкий и веселый человек (после этих признаний мужа Анна искренне рассмеялась и отправила ему воздушный поцелуй - Ред.).

Вот так произошло наше знакомство, которое превратилось в любовь. И мы счастливы. Вообще петь вместе с Аней - этой большая школа и учеба, хотя это не значит, что дома мы разговариваем оперными партиями. Аня меня не распевает. И не всегда мы играем в одном спектакле.

— Как ваш дуэт приняла сцена Большого театра?

— Сперва у нас был шок. Акустика в этом театре сложная. Мы не понимали, слышно нас с верхнего яруса или нет. Аня мне говорит: «По-моему, звук не возвращался». Во всяком случае мы не слышали возврата голоса. Мы сразу охрипли. Что делать? Решили так: будем петь своим голосом и молиться, чтобы зрителям было слышно. В итоге, приспособились, приноровились. Те, кто был на генеральной репетиции сказали, что нас слышно. Вот счастье! Из-за этого больше всего и волновались.

В таком эмоциональном спектакле, особенно в финальной сцене, когда Манон умирает на руках у моего де Грие, я даже расплакался - не по роли, а по настоящему. И это очень опасно — эмоции могут повлиять на голос.

Это тот редкий случай, когда интересы любителей светской хроники и поклонников классической музыки сошлись воедино. В это, кажется, сложно поверить, но одна из самых знаменитых сопрано в мире Анна Нетребко дебютировала в спектакле Большого театра. Именно для нее и "под нее" в театре поставили оперу "Манон Леско" Джакомо Пуччини. Постановка осуществлена при поддержке банка ВТБ .

Но это далеко не все светские новости. Певица вышла на сцену со своим мужем — тенором Юсифом Эйвазовым. Совсем недавно, в декабре прошлого года, телеканалы показывали репортажи с роскошной свадьбы в Вене. И вот теперь знаменитая пара предстала перед российской публикой на сцене, исполнив партии страстно влюбленных молодых людей.

Тут нельзя не вспомнить и о том, что Анна и Юсиф познакомились именно на репетициях "Манон Леско" -три года назад в Риме — об этом рассказывал муж певицы. Можно, конечно, порассуждать на тему того, что влюбленность в жизни придает особую страсть и на сцене — но это будут спекуляции. И не потому, что на сцене исполнителям не хватает эмоций. А потому, что, будучи не только выдающейся певицей, но и актрисой, Анна Нетребко в каждой своей роли выкладывается "на все сто".

Она действительно поет, как в последний раз, всегда артистична. Известна концертная запись Анны Нетребко, где она скидывает обувь на сцене и поет босиком. Она всегда готова на эксперименты.

В новой постановке Большого Анна вообще демонстрирует чудеса акробатики. В одной из сцен стоит на шаре, грациозно поднимая ножку, и при этом еще и поет.

Сцена из оперы "Манон Леско" в Большом театре

Кстати, художник-постановщик спектакля Мария Трегубова особо отметила готовность певицы к разным экспериментам, ее одержимость в работе.

"Кураж" — вот главное слово, которое, наверное, характеризует все, что делает Нетребко. Об этом, говорили накануне премьеры и ее партнеры по этому спектаклю — возможно менее известные широкой публике, но высокие профессионалы. Ведь очевидно, что "окружать" ее на сцене должны соответствующие певцы. И тут Большой театр смог представить целую плеяду прекрасных исполнителей: от известных поклонникам оперы Эльчина Азизова, Марата Гали и Юлии Мазуровой до недавнего выпускника молодежной оперной программы Большого Богдана Волкова.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что первоначально постановка "Манон Леско" не стояла в планах театра. Но во время переговоров с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым было решено поменять афишу.

И тут, нужно сказать, театр не прогадал. И не только потому, что благодаря этому названию известная певица и ее муж, во всем соответствующий ей профессионально, вышли на сцену Большого.

Театр получил великолепный спектакль с прекрасной, красивейшей музыкой и интересной и продуманной постановкой.

Запись спектакля "Манон Леско" с участием Нетребко покажут на телевидении Оперная дива Анна Нетребко дебютирует на сцене Большого театра в спектакле "Манон Леско" Джакомо Пуччини 16 октября. Постановку осуществляют дирижер Ядер Биньямини, режиссер Адольф Шапиро, художник Мария Трегубова, главный хормейстер Валерий Борисов.

В основу оперы "Манон Леско" положен роман аббата Прево. Это хрестоматийное литературное произведение считается одним из первых психологических романов. Кстати, трагическая история привлекла в свое время не только Пуччини. Незадолго до итальянца оперу "Манон" написал его французский "коллега" Жюль Масне. Во второй половине ХХ века к этому сюжету обратился немецкий классик Ханс Вернер Хенце.

Трагическая история девушки Манон (Анна Нетребко) и ее возлюбленного шевалье де Грие (Юсифа Эйвазова) заканчивается смертью главной героини. Пройдя через предательство брата (Эльчин Азизов), жизнь содержантки, попытку бежать с шевалье и арест, она оказывается высланной в американские колонии с другими женщинами, осужденными за бродяжничество и разврат. Де Грие следует за возлюбленной в Америку, и там она умирает у него на руках.

Зачастую любое произведение, полное внутренних переживаний и перипетий, будучи адаптированным в оперное либретто превращается в схематичную историю "любовь-трагедия-смерть". Редкая опера может похвастаться действительно хорошим текстом. И вот дальше дело не только за композитором, который уже, предположим, написал потрясающую музыку. Но и за постановщиками, которые должны не только интересно воплотить все это не сцене, но и объяснить публике, что там на самом деле происходит.

Известный режиссер Адольф Шапиро и молодая художница Мария Трегубова в "Манон Леско" создали на сцене черно-белый мир, который поначалу еще наполнен светом и цветом.

© Фото: Дамир Юсупов/Большой театр Оперные певцы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов в сцене из оперы "Манон Леско"


Но чем ужаснее складываются судьбы героев, тем чернее становится сцена, тем меньше нас "развлекают" и тем больше мы сосредотачиваемся на внутренней трагедии.

Здесь есть красивая и понятная игра с масштабами. Кукольный мир Манон в первом действии, когда она предстает еще наивной девочкой, превращается в порочный мир Манон-содержантки во втором. Огромная кукла в центре наблюдает за героиней, которая, забыв об истинных чувствах, наслаждается роскошью и богатством.

Последняя же, самая драматичная сцена смерти Манон лишена какого-либо непосредственного действия на сцене. Именно в этот момент в наибольшей степени проявляется и вокальный, и драматический талант певцов.

Исполнители почти статичны. Но за их спиной на заднике как бы от руки описывается происходящее. Это строки из дневника шевалье де Грие, который рассказывает трагедию от первого лица. Прием, использованный в паузах между картинам, первоначально сглаживает схематичность оперного либретто. В финале же слова, которые пишутся, тут же исчезают, их как бы смывает — то ли временем, то ли слезами.

Безусловно публика, даже не искушенная в оперной режиссуре, "прочитает" замысел постановщиков.

Большой театр представил один из самых удачных оперных спектаклей последних лет. И конечно, участие Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова придает этому событию особый статус и блеск. Но очевидно и то, что этот спектакль будет прекрасным с любым составом исполнителей.

«Первые два дня был шок, потом мы как-то попривыкли»

Непривычное, дико буйное столпотворение прессы на входе - верный признак того, что где-то за кулисами прячут Примадонну - звезду первой величины оперной сцены Анну Нетребко. Большой 16 октября дает свою версию "Манон Леско" в постановке режиссера Адольфа Шапиро (за дирижерским пультом - Ядер Биньямини). Собственно, ГАБТ и не скрывает, что проект возник "из-за твердого желания руководства" пригласить Анну выступить на исторической сцене. Ну а в роли Шевалье Рене де Грие выступит Юсиф Эйвазов.

СПРАВКА «МК»

Джакомо Пуччини написал 12 опер за свою жизнь, и "Манон Леско" - третья по счету (мучительно создавалась в период 1890-92 гг.)в ней как никогда проявился талант Пуччини как лирика и мелодиста. "Моя Манон - итальянка, это страсть и отчаяние", - писал композитор, сравнивая свою героиню с француженкой Манон из одноименной оперы Массне.

Анна появилась в строгом черном костюме в белую точку, расточая улыбки.

Это очень важная для нас работа, - отметил гендиректор театра Владимир Урин, - год назад мы договорились с Анной и Юсифом, что будем делать этот проект, его вообще не было в планах театра. Вчера был прогон, уже понимаем, что мы там натворили, надеюсь, это вызовет интерес....

Анна тут же подхватывает:

Для меня огромная честь выступать здесь, это великий театр, работа была замечательная, постановка очень интересная; режиссер был терпелив к нам, да и дирижер работал в непростых условиях, ведь оркестр и хор впервые видели эту партитуру.

Я могу только присоединиться к словам Примадонны, - заметил Юсиф Эйвазов, - команда отлажена как часы, люди помогают во всем. Впечатлений масса.

Надо отметить, что это дебют драматического режиссера Адольфа Шапиро на сцене Большого театра; он отметил, что ему легко работалось с Уриным и с солистами, - "вот же интересно: везде говорят-говорят-говорят, а здесь поют и поют о любви". Все музыканты отметили, что Шапиро всегда был открыт новым идеям, и выразили уверенность, что в постановке удалось выдержать язык Пуччини.

Это одна из моих любимых опер Пуччини, сильная, драматичная, тем более, когда со мной такой сильный и страстный партнер, - продолжает Анна. - Манон - прежде всего женщина, неважно, кто она по национальности, важно, какие эмоции она вызывала у мужчин - сильные и страстные. Живьем эта опера крайне редко исполняется, хорошую постановку сделать трудно: сюжет такой разорванный, в чем-то даже абстрактный...

Этот спектакль очень много для нас значит, - вторит Юсиф, - и у меня просто текли слезы из глаз, когда я слышал Аню в четвертом акте... на секунду мне и вправду показалось, что мы в пустыне и это последние мгновения жизни.

Образ очень цельный, - говорит Анна, - можно добавлять только в мелочах, либо сделать Манон более опытной с самого начала, либо невинной. Ну а если мне не нравится трактовка режиссера, то я просто ухожу... но здесь все было очень хорошо. Хотя акустика очень сложная для певцов, стоящих на сцене. Звук не возвращается. Первые два дня это был шок, а потом мы как-то попривыкли.

Кстати, Анна с Юсифом и познакомилась в Риме именно на постановке "Манон Леско".

Я знал, что есть такая звезда, но не придавал особого значения, но когда я услышал, как она поет, да еще и понял, что она здоровый на голову человек, без бзиков... а это редкость в оперном мире. И я влюбился. Так что приглашаем всех на премьеру!

Помимо участия в "Манон Леско", 7 февраля 2018 года планируется сольный концерт Анны Нетребко со Спиваковым за пультом.

В минувшие выходные на исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы "Манон Леско" Пуччини в постановке Адольфа Шапиро. Эта партитура самого прославленного уроженца итальянского города Лукка никогда прежде не звучала в главном театре страны, но масштаб события определил состав участников: заглавную партию спела Анна Нетребко. Накануне премьеры примадонна встретилась с представителями прессы и рассказала, чем обусловлен ее выбор оперы Пуччини, а не Массне.

Владимир Урин рассказал присутствующим, что устал отвечать на шквал телефонных звонков после анонсирования спектакля с участием Анны Нетребко и ее супруга, Юсифа Эйвазова. Гендиректор отметил, что после спектакля 22 октября он намерен обсудить с примадонной дальнейшие планы. Сама Нетребко заверила публику, что вернется, чтобы спеть Манон в будущих сезонах.

Семейная пара поддерживает друг друга не только в партнерском отношении, но и на пресс-конференции. Оба с восторгом отозвались о работе режиссера Адольфа Шапиро. "Опера очень интересно решена, а поставить ее не так просто. В ней абстрактный разорванный сюжет. Живьем она исполняется крайне редко в том числе и потому, что трудно найти подходящих исполнителей. Это одна из самых моих любимых опер Пуччини, очень сильная, драматичная, про любовь. Я с восторгом и счастьем ее исполняю. Особенно приятно это делать с таким страстным партнером".

Нетребко рассказала, что в ее понимании образ Манон давно обрел законченные формы. "Мое видение характера этой женщины не сильно меняется от постановки к постановке. Все, что нужно знать о ней, написано в музыке. Какие-то мелочи можно добавить. Можно, например, сделать ее более опытной с самого начала, а можно сыграть невинной – эти исходит из задумки автора спектакля. Манон может быть любой национальности – это не важно. Важно, что она вызывает у мужчин определенные эмоции – бурные, страстные".

Певица также объяснила, что не рассматривала перспективу спеть "Манон" Массне, так как считает, что партия в этой опере более молодежная. "Она замечательная, интересная. Я очень часто ее исполняла, но в какой-то момент переросла. Также я не уверена, что Юсиф подходит для партии де Грие. В опере Пуччини от студентов, о которых говорится в либретто, ничего нет. Даже в первой сцене встречи звучит тяжелая музыка, медленная, без юношеского задора, как у Массне. Пуччини рассчитывал на других певцов". Супруг Нетребко подтвердил эти слова: "Де Грие у Массне менее драматичный, такой легкий образ. У Пуччини же более степенный. Возможно, технически я бы и смог это исполнить, но это выглядело бы как слон в посудной лавке".

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 6

Юсиф Эйвазов инициировал тему проведения трансляции для всех желающих, которые не смогут посмотреть спектакль в Большом театре. По словам Владимира Урина, 23 октября по телевидению покажут запись, сделанную накануне. Таким образом охват аудитории расширится до регионов.

Оба солиста отметили трудности, связанные с акустическими особенностями исторической сцены. "Этот спектакль с крупными, массивными декорациями. Звук не возвращается. Первые две репетиций были связаны для нас с шоком, а потом мы свыклись с этим", – сказала Нетребко. "Просто надо было с самого начала довериться своим ощущениям. Сцена действительно сложная, и пытаться ее озвучить – гиблое дело. Надо петь своим обычным голосом", – поддержал Эйвазов.

Постановщики поставили перед парой непростые задачи, одна из которых связана с решением финального акта. Лилипутский белый город, гигантская движущаяся кукла-пупс и увеличенный в десятки раз белый и черный жемчуг – все сложные декорации исчезают, и де Грие вместе с Манон оказываются в пустом кубическом пространстве, грани которого покрываются переведенными с итальянского репликами двух героев.

"Для классического певца сыграть эту сцену – неподъемная задача. Здесь нет ничего, за что можно было бы зацепиться. Нет стула, на который можно сесть, нет песка, с которым можно поиграть. Остается только интерпретация и голос. На белом фоне чернилами пишется синхронный перевод того, что мы поем. Когда читаешь это, трагедия проникает внутрь тебя намного острее. В четвертом действии – самая красивая музыка. У меня текли слезы из глаз. Со мной настолько редко это происходит. Я совершенно забыл, что нужно контролировать эмоции, ведь это все отражается в голосе. Мне показалось, что мы действительно с Анной находимся в пустыне, и это последние мгновения жизни. Такой опыт дорогого стоит", – сказал тенор.

Место: Большой театр, историческая сцена

российская певица, которой уже не один год рукоплещет весь мир – впервые выступила в Большом театре. Произведение для своего дебюта на самой прославленной сцене страны исполнительница выбрала сама, представ перед публикой в заглавной партии в « ». Эта прекрасная опера Дж.Пуччини не ставилась прежде в Большом театре, но в судьбе она занимает особое место: при исполнении ее в Римской опере она познакомилась с Юсифом Эйвазовым, ставшим впоследствии ее супругом. В спектакле Большого театра этот певец исполнил партию кавалера де Грие. Столь же замечательные исполнители выступили в других партиях: Леско – Эльчин Азизов, Жеронт – Александр Науменко, Марат Гали – Учитель танцев, Юлия Мазурова – Певица.

Одна из главных сложностей партии Манон Леско – противоречие между юностью героини и вокальной партией, требующей сильного голоса и немалого опыта. И то, и другое появляется у певиц в возрасте достаточно зрелом. У эти качества есть – артистка восхищала публику насыщенностью всех регистров, богатством тембровых красок, тонкостью нюансировки и фразировки, а выглядеть убедительно в образе юной девушки опытной певице позволяет ее удивительная пластика. Представ поначалу совсем юной – полуребенком, во втором акте героиня выглядит уже соблазнительной молодой женщиной, но стоит появиться ее возлюбленному – и вновь во всех ее движениях появляются черты девочки, такой непосредственной в искренности своих чувств. Столь же убедительно выглядит 39-летний Ю.Эйвазов в роли порывистого влюбленного юноши. Правда, голос певца звучал не всегда ровно, хотя в целом исполнитель справился с партией.

Манон Леско – Анна Нетребко. Кавалер де Грие – Юсиф Эйвазов. Фото Дамира Юсупова

Дирижировал спектаклем Ядер Биньямини. Работа дирижера произвела приятное впечатление и на публику, и на , которая считает, что петь с оркестром под его управлением очень удобно. Оркестр, хор и голоса солистов звучали сбалансировано и ясно, радуя слушателей богатством и тонкостью нюансов. Виолончельное соло было прекрасно исполнено Б.Лифановским. Весьма изящно выглядели хореографические сцены в постановке Татьяны Багановой.

Слабым местом спектакля « » оказалась режиссура. Постановщик Адольф Шапиро – как и – впервые сотрудничает с Большим театром, но – в отличие от певицы – показал себя не с лучшей стороны. Идея режиссера сама по себе неплоха: подчеркнуть в образе героини черты девочки, не вполне расставшейся с детством и попавшей в жестокий «взрослый» мир, где ее могут использовать как игрушку. Но вместо того, чтобы психологически проработать роль с исполнительницей, режиссер увлекается демонстрацией символов – таких, например, как кукла в руках Манон, одетая в такое же платье и шапочку, как сама героиня. Увлекшись подобными внешними атрибутами, режиссер словно забывает об исполнителях – и в результате Манон выглядит несколько холодноватой. А ведь умеет создавать на сцене такие живые, эмоциональные образы – достаточно вспомнить ее Наташу Ростову! Остается только пожалеть, что режиссер проигнорировал эту сторону ее таланта. В некоторых моментах спектакля режиссер доходит до откровенного сюрреализма, совершенно не гармонирующего с музыкой Дж.Пуччини: гигантская кукла с вращающейся головой и движущимися глазами во втором акте, «шоу уродов» в третьем действии, более уместное в цирке, нежели в оперном театре…

Несмотря на подобные режиссерские промахи, дебют в Большом театре можно считать успешным. Хочется верить, что первая роль певицы на главной сцене России не станет последней, и публика Большого театра откроет для себя новые грани ее дарования.

Похожие публикации