Джига танец. Энциклопедия танца: Джига
Ирландия – необыкновенная и загадочная страна, неповторимый шарм которой придают вечнозеленые холмы, старинные замки, и конечно потрясающие танцы. Национальные танцы исполняются только под ирландскую музыку и смотрятся очень красиво и зрелищно, благодаря быстроте движений и ритмичности. В настоящее время это танцевальное направление необыкновенно популярно во многих странах. Есть много школ и студий, обучающих джиге, рилу или хорнпайпу, однако научиться танцевать ирландские танцы можно и самостоятельно. В зависимости от техники исполнения и количества участников выделяют следующие разновидности:
- Сольные, представляет собой ритмичные и четкие движения ногами, при этом тело и руки неподвижны, танцует один человек.
- Групповые, исполняются группой до 16 человек, и включают элементы сольных танцев с перестроением в круг, линию или колонну и включением рук.
- Народные или социальные, характеризуются простыми движениями напоминающими кадриль, танцуют парами.
Для тех, кто решил самостоятельно научиться танцевать ирландские танцы, видео уроки для начинающих будут отличным пособием. Лучше начинать с сольного направления, которое включают: джигу, рил, хорнпайп и сольные сеты.
Джига
Исполняется под музыку скрипки. Веселая и жизнерадостная джига, состоит из традиционных прыжков и специальных шагов. Прыжки достаточно высокие, что производит неизгладимое впечатление, однако на начальном этапе не стоит прыгать высоко. Сначала нужно научиться правильно держать корпус и прижимать руки, а главное мягко приземляться. Динамичные и эффектные ирландские танцы, для начинающих могут стать серьезным испытанием.
Рил
Считается, что рил имеет шотландское происхождение, однако претерпел сильные изменения, с включением истинно ирландских элементов. Отлично подходит для начального уровня и, как правило, с него начинают обучение тому, как правильно танцевать ирландский танец. Может быть быстрым или медленным.
Рилы, исполняемые в быстром темпе имеют набор простых движений, в то время как медленные, характеризуются более сложным набором фигур, включая высокие прыжки. Техника исполнения, в зависимости от вида обуви, может быть мягкой или жесткой.
Хорнпайп
Включает подскоки и элементы чечетки, касание пола попеременно пяткой и носком, создает эффект барабанной дроби. Руки обычно располагаются на поясе или вытянуты по швам, а махи делаются согнутой в колене ногой. Исполняется только в жесткой обуви и является наиболее трудным для освоения. В чем-то похожий на рил, хорнпайп отличается особенным пунктирным ритмом и акцентом на первый счет. Также может быть медленным и быстрым.
Сетовые сольные танцы
Отличительная особенность — специальная сетовая мелодия, которая может быть традиционной или авторской, и по своей структуре отличается от обычной ирландской музыки. Под такие мелодии разрабатываются уникальные танцевальные композиции, предназначенные для участия в соревнованиях, которые включат сложные шаги и нетрадиционные элементы. Из поколения в поколение в Ирландии передаются музыка и шаги сольных сетов, созданных в далеком прошлом и называемых традиционными.
Ирландские танцы – это не только потрясающий заряд позитива и энергии, но и отличный способ повысить выносливость и улучшить физическую форму. Освоив базовые элементы, можно продолжить использовать для изучения ирландских танцев уроки для начинающих, или обратиться в специальную студию. Быстрота, четкость и ритмичность движений, придут с регулярной практикой.
Джига – это старинный британский танец. Происхождение у него кельтское. Скорость джиги быстрая. Джига является одной из основных мелодий, которая используется в шотландских и ирландских танцах.
Свое название джига получила от музыкального инструмента, а именно, небольшого размера скрипки. На такой скрипке в 12 веке играли мелодии для танцоров. Первое время джига была парным танцем, однако постепенно она начала распространяться в виде сольного, а позже в качестве сольного комического танца. В начале 18 века свое широкое развитие получила итальянская джига. В 18 веке джига уступила место менуэту, гавоту и другим набирающим популярность европейским танцам и закрепилась в народе.
Джига в ирландских танцах
Джига в последующем стала основой для многих ирландских танцев, и ее мелодия, как правило, звучит в трех вариантах. В зависимости от скорости, которую набирал танец, джига делилась на сингл-джигу, дабл-джигу и требл-джигу.
Сингл-джига
Сингл-джига является одной из самых простых разновидностей этого танца. Этот тип получил наибольшее распространение в Европе. В современное время, обучение джиге начинают именно с сингл-джиги, так как этот вид более прост в освоении.Дабл-джига
Дабл-джига исполняется в более быстром темпе. Танцуя дабл-джигу, танцоры надевают мягкую обувь и во время танца отбивают ритм на манер ирландской чечетки.
Трэбл-джига
Трэбл-джига танцуется в более медленном темпе. Танцоры надевают жесткие ботинки. Основные танцевальные элементы это всевозможные пируэты, прыжки, махи. Многие танцевальные движения исполняются чередуя сингл-джигу, дабл-джигу и требл-джигу, тем самым меняя темп танца.
На современном этапе джига пользуется популярностью в узких кругах. В некоторых европейских странах и США создаются специализированные школы по обучению этого исторического танца.
Джига на барной стойке и на столах
Только народный танец может быть столь экспрессивным и выразительным. Ирландия во всем мире ассоциируется с рыжеволосыми красавицами, Днем Святого Патрика, ярко-зеленым четырехлистником и, конечно, терпким элем.
Местные пабы всегда были местом веселья и озорства, которое невозможно представить без исполнения джиги. Причем для этого подходит любой, даже самый незначительный, кусочек свободной площади, включая стол и барную стойку.
Своим названием этот старинный танец обязан названию традиционной ирландской скрипки, игрой на которой развлекали в Средние века ярмарочный люд (первые письменные упоминания относятся к 11 столетию). Позже джигу стали исполнять во время феша (feis – крестьянская вечеринка с музыкой и танцами).
По одной из версий, слово имеет французское происхождение – gigue, или «жига», по другой – итальянское (читается как «гига»). Также словом «джига» обозначают и музыку, сопровождающую танец. Именно она, быстрая, яркая, эффектная заставила людей начать танцевать.
Поначалу джигу исполняли парами, однако, моряки, завсегдатаи пабов, подхватив колоритный танец, превратили его в сольный. Во времена Шекспира джигу исполняли в шутовском ключе в конце театральной постановки. А потом…
Потом наступили времена искоренения ирландской культуры. С началом колонизации Ирландии Англией национальные танцы и музыка стали запрещенными. С 17 по середину 19 столетия обучение традиционным искусствам строго каралось.
Сохранилась культура благодаря стараниям бродячих учителей, которые стали предтечей танцевального образования. Мастера переходили из одной деревни в другую, останавливаясь на постой в одном из крестьянских домов. Занятия были массовыми: на них приходили разновозрастные ученики и осваивали исконно ирландское танцевальное мастерство. Именно благодаря бродячим танцорам развились известным нам сегодня формы джиги.
В конце 18 – начале 19 века нелегально стали появляться первые «стационарные» школы танцев. Тогда же возникли первые конкурсы: соревновались между собой учителя, демонстрируя отшлифованное годами мастерство. Вскоре к танцевальным турнирам проявили интерес и ученики, тогда то и возникли соревнования «на пирог». Это кулинарное произведение находилось в центре танцевальной площадки на специальном столике. Доставалось оно победителю.
В конце 19 века оформилась Гэльская лига, главной задачей которой стала стандартизация и формализация ирландских танцев, музыки, литературы. Члены лиги тщательно изучали многочисленные разновидности джиги, рила и других танцев и ревностно следили за соблюдением в них определенных канонов.
В 1930 г. был организован специальный комитет – Комиссия ирландского танца, или An coimisiun le rinci Gaelacha. В его компетенции – регулирование всех вопросов по сохранению, развитию и распространению ирландских танцев, а также организация соревнований.
Такая разная джига!
Общее для всех разновидностей джиги – высокая скорость движения ног и совершенно статичная верхняя часть туловища. Обувь для исполнения может быть мягкой (у женщин – кожаные балетки со шнурками, у мужчин – ботинки с маленьким каблуком и мягкой подошвой) или жесткой (кожаные ботинки с набойкой на носу, дополнительным креплением-ремешком и небольшим каблуком).
Лайт (легкая) джига – самый быстрый из видов этого танца. Исполняется в размере 6/8 с ритмическим рисунком трех уровней сложности – бегиннер, праймари и интермидиат. Танцуют в мягкой обуви. Степы (шаги) очень быстрые и могут весьма различаться в разных школах.
Сингл джига, или по-другому хоп джига, имеет размер 12/8. Для нее, также как и для лайт джиги, требуется мягкая обувь. Это один из самых простых видов ирландского танца, получивший наибольшее распространение в Европе. Именно с сингл джиги начинают обучение в танцевальных школах.
Слип (скользящая) джига исполняется в музыкальном размере 9/8 с акцентом на первую долю. Иногда эту разновидность называют ирландским балетом из-за исполнения на высоких «полупальцах» ног, обутых в мягкую обувь. Изящные движения как бы приподнимают танцора над площадкой, придавая эффект легкого парения. Однако легкость лишь видимая: слип джига – один из самых сложных видов ирландского танца.
Дабл джига – мужской танец. В каждом движении – дух воина, характер танца – напористый, воинственный, рисунок хореографии линейный, акценты – в отбивании ритма. Его можно исполнять как в мягкой обуви, так и в жестких ботинках. Имеет более быстрый ритм, чем сингл-джига.
Трэбл джига имеет размер 6/8 с сильной долей на счет «три». В отличие от других разновидностей, эту исполняют в жесткой обуви. Медленный темп, множество пируэтов, махов, прыжков – основные черты трэбл джиги. Традиционное исполнение – 92 удара в минуту (его обычно выбирают новички). Опытные и мастеровитые танцоры предпочитают замедленную тройную джигу с 73 ударами в минуту.
Кстати, почти на всех фестивалях ирландской культуры исполняют именно трэбл джигу, сложную и по ритмическому рисунку, и по технике исполнения.
Хорнпайп, также как и трэбл джига, исполняется в жесткой обуви и имеет сложный ритмический синкопированный рисунок. Отличительная особенность – размер 4/4.
Сет – это танец, исполняемый под музыку определенного размера (например, хорнпайпа или трэбл джиги). Традиционный сет имеет разные уровни сложности.
Ирландская джига давно вышла за пределы альма матер. Сегодня ее танцуют в Европе, США и России. Говорят, что увидеть во сне себя, танцующим джигу, - это предвестие веселья и множества удовольствий. Потому что этот динамичный, веселый и красивый танец дарит поистине яркие эмоции.
История джиги
Первоначально джига была парным танцем; однако среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Уильям Шекспир в своих пьесах подчёркивал скоморошный характер джиги . Вскоре джига проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинельных и лютневых сборниках XVI века. B XVII веке джига вошла в танцевальный быт многих стран Западной Европы, хотя в разных странах её развитие шло по разному .
На рубеже XVII-XVIII веков общеевропейское значение приобрела итальянская джига. Именно она вошла в качестве заключительной части в предклассические сонаты и сюиты Арканджело Корелли , Антонио Вивальди , Ж. Ф. Pамо . Финал Бранденбургского концерта No 5 Баха , не имея обозначения джиги, также обнаруживает присущий этому танцу характер .
Вытесненная из европейского салонного быта новыми танцами (менуэт, гавот и другими), джига на протяжении XVIII века постепенно утрачивает значение и в профессиональной музыке. В дальнейшем джига бытовала главным образом в народе , удачно сохранившись до наших дней в Ирландии и Шотландии. В ХХ веке некоторые композиторы вновь обращаются к джиге, как к музыкальному жанру. B их числе Клод Дебюсси («Oбразы», 1912), И. Ф. Стравинский («Концертный дуэт», 1932; септет, 1952-53), Макс Регер (op. 36, 42, 131c), Арнольд Шёнберг (op. 25 и 29) .
Джига в ирландских танцах
Джига является одной из самых популярных мелодий в ирландских танцах. Представлена в нескольких вариантах. В зависимости от скорости мелодии, в которой исполняется танец, выделяют сингл-джигу, дабл-джигу и требл-джигу. В зависимости от обуви, в которой исполняется танец, выделяют лайт- и хэви-джигу. Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый ритм 9/8 и исключительно в мягкой обуви.
Сингл-джига
Дабл-джига
Трэбл-джига
Слип-джига в настоящее время на соревнованиях исполняется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Начиная с 1980-х обсуждается вопрос о возвращении мужчин в соревнования по этому танцу. Слип-джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу Riverdance .
Слип-джига иногда называется слайд-джигой или хоп-джигой . Но иногда слайд-джигой называют и сингл-джигу .
См. также
Примечания
Народная музыка | |
---|---|
Жанры народной музыки | Баллада · Былина · Джига · Духовный стих · Застольная песня · Каланда · Колыбельная песня · Морские песни шанти · Хорнпайп · Частушка |
Региональные и этнические сцены |