Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека. Глобальные проблемы современности и их опасность для человечества

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Введение

Критерии глобальных проблем

Альтернативная цивилизация

Философские подходы к решению глобальных проблем

Заключение

С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания ставит человека, его настоящее и будущее.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы представляют собой результат противоречий общественного развития. Некоторые из них существовали и прежде, были актуальны во все времена, другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной, поэтому целесообразно выделить основные критерии глобальных проблем:

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть.

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса

Глобальные проблемы - являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.

Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня - это действия завтра. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории. Так, М. Месарович - видный деятель Римского клуба - международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, - в одном из своих докладов (Ганновер,1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

Снижение роста численности населения Земли;

Сокращение использования невозобновляемых ресурсов;

Уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

Уменьшение неравенства;

Устранение голода и бедности.

При этом в его докладе отмечено, что важно не просто

констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить.

Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем.

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социо-природный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их деляг на три основные группы.

Это, во-первых, проблемы интерсоциальные, то есть та совокупность проблем, которая возникает в мировом человеческом сообществе между различными социальными организмами (континентами, регионами, группами стран, отдельными странами) на основании их экономических, политических или идеологических противоречий. К такого рода проблемам несомненно относятся проблемы угрозы термоядерной войны, военных конфликтов, политического Василия, международного терроризма и т. п.

Во-вторых, это проблемы системы "общество-природа", формирующиеся на основе неконтролируемого или недостаточно продуманного присвоения богатств природы обществом и человеком. Примером этого типа проблем являются все экологические вопросы сегодняшнего существования и развитая человека и общества (атмосфера, гидросфера, космос, энергетика, сырье и т. п.).

В-третьих, это проблемы системы "человек-общество" - противоречия собственно самой общественной жизни человека на современном этапе функционирования и развития общества. Это - одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни человека практически в любом обществе.

Несомненно, процесс становления мировой истории обусловлен все более тесным взаимодействием разных народов и стран друг с другом, равно как общими ситуация-

ми-проблемами, с которыми все они сталкиваются в реализации своих собственных целей.

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной мировой истории видят в научно-техническом прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ жизни человека, способствует его уверенности в безраздельном могуществе разума, позволяющего любую сказку сделать былью

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Особенности современных глобальных проблем .

  • 1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
  • 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
  • 3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
  • 4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Глобальные проблемы современности - проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К их числу относятся следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие глобальные проблемы современности, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.

Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на коэволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования - сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических теоретических положений и представлений.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы:- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа , сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего». Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68

Рассмотрим причины возникновения глобальных проблем современности. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма, т.е. в ХVП - ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система «человек - природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. «Историю можно рассматривать с двух сторон - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс. Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы «человек - природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от «предпроизводства» (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Данный критерий необходим, но не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем. Согласно термину "глобальный", это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты. Наконец, признак всеобщности глобальных проблем реализуется в синтетическом взаимодействии ранее указанных признаков, но главное в таком новом критерии как смешанная социоприродная сущность глобальных проблем, объединяющих в единый комплекс как общественные так и естественные по своему происхождению процессы. Смешанная социоприродная сущность глобальных проблем служит решающим критерием глобальности. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности.

История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система "человек - природа"): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. "Историю можно рассматривать с двух сторон - писали в работе "Немецкая идеология" К. Маркс и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны, до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга". Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы "человек - природа" осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "предпроизводства" (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме.

Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно- экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой. С завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой - тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия грозящие весьма неприятными, трудно предвидимыми последствиями. Эти противоречия в конечном счете и вызывали к жизни глобальные проблемы.

Другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми. Каждая ступень развития антагонистических отношений означала новый качественный этап во взаимоотношениях человека, общества и природы. Вывод, что развитие человеческой цивилизации и материальной ее культуры объективно порождает конфликты общества с остальной природой в целом правомерен. Однако никакой фатальности в развитии этого конфликта не существует. Он может быть успешно разрешен в том случае, когда человек, овладев закономерностями развития природы, приводит свою деятельность в соответствии с этими закономерностями, учитывает их, предвидит последствия своих действий. Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок.

Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало, прежде всего ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы. Главной социальной целью эксплуататорского способа стало присвоение прибавочного продукта. Социальной предпосылкой обострения глобальных проблем современности, как показывают исследования истории системы капиталистического хозяйства, являются отношения частной собственности на средства производства. Они и определили практику капиталистического отношения к природе и человеку. Частнособственническая экономика руководствуется главным стимулом - стремлением к получению максимальной прибыли. В свое время этот стимул сыграл немаловажную роль в прогрессивном развитии цивилизации, способствовал динамичному развитию всех форм человеческой деятельности. Однако, превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторванным от более значимых с точки зрения социального прогресса устремлений.

Именно эта цель господствующих в антагонистическом обществе классов обусловила, во-первых, угнетение трудящихся слоев населения, постоянное насилие над ними в интересах стабилизации существующего строя. Во-вторых, она породила угнетение одних народов другими, захват чужих территорий и экономическую экспансию. В-третьих, цель наживы порождала и порождает безудержную эксплуатацию природных богатств. Таким образом, именно на почве государства частнособственнических цивилизаций и под их влиянием сложилась система современных глобальных проблем. Возникновение и углубление глобальных проблем происходило с одной стороны, в результате развития человека и его деятельности, его отношений с остальной частью природы, то есть в результате совершенствования способа производства материальной жизни. С другой же стороны возникновение и углубление этих проблем стало результатом социального прогресса, перехода человечества с одной ступени общественного развития на другую на базе частнособственнических отношений. То есть, собственно в философском плане само возникновение глобальных проблем является результатом опережающего научно-технического прогресса с прогрессом социальным и нравственным. Глобальные проблемы, которые зародились в начальный период социального развития человечества, приобрели опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном историческом этапе развития человечества. Одним из факторов усугубления противоречий глобального масштаба было противоборство двух общественных систем. Глобальные проблемы современности не признают государственных границ, проявляются в государствах всех общественных систем. В силу своего содержания и взаимосвязанности процесса развития человечества, разрешение глобальных проблем возможно лишь в общемировом масштабе.

В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система "общество-общество". Вторая группа - из отношений "человек - природа", и третья - "человек - общество". В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей. Каждая из них слагается из определенного количества типов глобальных проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием "общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы". Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.

Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как "общепланетарные глобальные проблемы", и выделить 8 типов.

Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

Проблема предупреждения энергетического кризиса.

Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать "общечеловеческими" глобальными проблемами.

Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека.

Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчётам за последние 55 веков произошло 15 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество ещё не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены на преодоление, прежде всего причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, т.к. лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Экологическая проблема в её современном виде возникла в 60-е годы текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств.

Экологический кризис - это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации).

Составные элементы экологического кризиса:

Нарушение естественного баланса газового состава атмосферы.

Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа СО2 в атмосфере планеты. С 1860 г., т.е. за 130 лет, доля СО2 в атмосфере выросла на 30%, причём особенно быстрыми темпами она растёт в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с т.н. "парниковым эффектом" и обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5-4,50 0 С, что приведёт к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур вечной мерзлоты.

Уровень Мирового океана (70% земной поверхности) может подняться на 1,5 м, произойдёт затопление огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов:

Разрушение озонового слоя атмосферы.

Плотный слой атмосферного озона О3 предохраняет всё живое на планете от губительного УФ излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Считается, что сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями ядерной войны. К 2000 г. (по прогнозам) уничтожено почти 16% озонового покрова Земли.

Состояние живой и неживой природы.

В настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%, а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.

В различных регионах планеты возникли зоны бедствия, где загрязнение окружающей среды превысило все мыслимые нормы (а не только установленные). Самыми загрязнёнными являются Европейский континент, в США - "Кремниевая долина", в Англии - "Северная долина", в России - бассейны рек Волги и Урала и т.д.

О возможных последствиях загрязнения окружающей среды можно судить и на примере хранения радиоактивных отходов: для распада плутония до состояния не опасного для живых организмов требуется 250 тыс. лет; изготовленные из современных металлических сплавов оболочки контейнеров для радиоактивных веществ начинают разрушаться под действием влаги через 20-30 лет.

Преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.

В развивающихся странах проживает подавляющее большинство населения планеты.

Проблема человека.

Во многих регионах планеты человек не защищён от бедности, манипуляции его сознанием, приниженности, лишён уважения. Люди чувствуют себя чужими, ненужными собственному государству, помехой на пути "цивилизации "нового мирового порядка". Против этого протестует и наука, и культура, и гуманистическое общественное сознание.

Часть А

1. Глобальные проблемы современности 1) связаны только с развитыми странами; 2) могут решаться автономно друг от друга; 3) затрагивают все человечество; 4) возникли одновременно с появлением человека и общества

2. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем? 1) закрытие убыточных предприятий; 2) введение пропорциональной шкалы налогообложения; 3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях; 4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

3. Что из перечисленного иллюстрирует глобальные социально-экономические проблемы современного мира? 1) гуманизация и гуманитаризация системы образования; 2) рост продолжительности жизни населения; 3) угроза применения оружия массового поражения; 4) голод и нищета большинства населения развивающихся стран

4. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества? 1) достижения науки в разработке современных лекарств; 2) интеграция системы образования; 3) сокращение разнообразия растений и животных; 4) увеличение скорости передачи информации по компьютерным сетям

5. К глобальным демографическим проблемам относится 1) угроза нехватки продовольствия в ряде стран Африки; 2) опасность применения оружия массового поражения; 3) рост потребления энергии в ведущих странах мира; 4) перенаселённость ряда развивающихся стран

6. К экологическим проблемам относится 1) предотвращение распространения СПИДа; 2) возрождение культурных ценностей; 3) тенденция глобального потепления; 4) стабилизация демографической ситуации

7. К экологическим проблемам относится 1) распространение наркомании; 2) постепенное истощение природных ресурсов; 3) предотвращение угрозы новой мировой войны; 4) утрата нравственных ценностей

А3. Задания на обращение к социальным реалиям

8. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется, в первую очередь, проблема 1) снижения производительности труда; 2) истощения природных ресурсов; 3) загрязнения окружающей среды; 4) глобального потепления

9. В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт? 1) экологических; 2) экономических; 3) демографических; 4) политических

10. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт? 1) экологических; 2) демографических; 3) экономических; 4) военных



А4. Задание на анализ двух суждений

11. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится к экологическим проблемам. Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества. Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества? А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам. Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальными называют проблемы, актуальные для всех регионов планеты. Б. Глобальные проблемы ставят под угрозу выживание человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной деятельности человечества. Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

1.9 Глобальные проблемы человечества.

Понятие «глобальные проблемы», их специфика;

характеристики и проявления конкретных глобальных проблем.

Сущность, особенности, причины возникновения.

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.

Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:

Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания). Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»). Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом). Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды , чистого воздуха, запасов минеральных веществ). Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете). Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне). Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.

Классификация глобальных проблем, проведенная на основе многолетних исследований, помогает лучше понять существо глобальных проблем и наметить пути их решения. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы.

1) Интерсоциальные проблемы , связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т. д. Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух идеологий: капиталистической и коммунистической. Сегодня это противостояние ушло в прошлое, однако, не снизилась острота интерсоциальных проблем – изменился их характер:

    на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, расползание которых может повлечь всеобщую военную катастрофу. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет ХХ в. произошло 120 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 20, в Африке – 16, в Европе – 5, на Ближнем Востоке – 3, в Южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные – более 20 лет; обострилась проблема установления справедливого экономического порядка, т. к. существует резкое различие между странами по уровню общественно-экономического развития, а, следовательно, и уровня благосостояния населения. С одной стороны, небольшая группа развитых стран, с другой – большое число экономически отсталых государств, в которых качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов, что порождает большое число экологических проблем. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты: около 5 млрд. из 6 млрд. всего населения планеты. Россия относится к числу отсталых стран, и перед ней стоят те же проблемы, что и перед остальными. Решение этих проблем и достижение реального успеха возможно в случае мобилизации внутренних резервов и изменения системы международных экономических отношений.

2) Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы , можно разделить на несколько групп.

1. Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды .

Они охватывают охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности:

    ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предполагает ограничение развития производства и соответственного потребления; стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Этот уровень не должен превышать критического уровня загрязнения и должен обеспечивать возможность обмена веществ между обществом и природой, не отражающегося отрицательно на состоянии окружающей природной среды; стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Перечисленные стратегии могут использоваться одновременно, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Стратегии оптимизации и замкнутых циклов зависят от технологического совершенства производственного процесса. Ограничительная стратегия же не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

2. Проблемы ресурсов , таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. Например, проблема водных ресурсов считается наиболее острой в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного бассейна Земли – 2,5 – 3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, уголь, газ, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы – это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что запасы их исчерпаемы и невозобновимы.

3. Проблемы космического пространства и Мирового океана.

3) Проблемы, непосредственно связанные с человеком , его индивидуальным бытием , с системой «индивид – общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

Говоря о причинах появления глобальных проблем, ученые выделяют главную - духовно-нравственную, а она уже порождает проблемы экономические, политические и др. Такой духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от полной зависимости от тех или иных вещей. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг, становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, и решать их необходимо комплексно.

Основные направления решения глобальных проблем.

Одно из наиболее популярных направлений - привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики.

Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности:

    четкая международная система прогнозирования; концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией); всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем; вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень; наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)

Тесты ЕГЭ по теме: «Глобальные проблемы человечества».

Часть А.

А1. Укажите в нижеприведенном списке ту позицию, которую можно рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва между развивающимися и развитыми странами:

1) рост задолженности стран третьего мира Западу;

2) уничтожение лесов Африки и Амазонии;

3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах;

4) создание большого числа вредных производств развитыми странами.

А2. К экологическим проблемам относится:

1) опасность распространения ядерного оружия;

2) охрана здоровья;

3) борьба с международным терроризмом;

4) исчезновение многих видов животных и растений.

А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик современного мира.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А5.

1) сохранение в ряде стран недемократических режимов;

2) влияние на политические процессы традиционных религий;

3) разрыв в уровне развития между «золотым миллиардом» (ведущими странами) и бедными странами;

4) резкое падение курса доллара по отношению к другим валютам.

А6. К глобальным проблемам современного мира относятся:

1) сохранение в ряде стран антидемократических режимов;

2) падение курса акций на фондовых биржах;

3) локальные войны, сохранение «горячих точек» в ряде регионов мира;

4) падение цен на нефть на мировом рынке.

А7. Верны ли суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А8. Верны ли суждения?

А. Причина глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные результаты технического влияния.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А9. К глобальным проблемам современности относятся:

1) взаимодействие России и Запада;

2) освоение недр в странах Востока и Латинской Америки;

3) освоение мирового океана и космического пространства;

4) борьба с инфекционными болезнями.

А10. К глобальным проблемам современности относится:

2) проблема обеспечения промышленности сырьем;

3) проблема развития торговых связей;

4) проблема развития стран СНГ.

А11. К глобальным экологическим проблемам относится:

1) бедность некоторых регионов планеты;

2) угроза ядерной войны;

3) сокращение разнообразия биологических видов;

4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

А12. Демографическую проблему, как глобальную проблему характеризуют:

1) большая плотность населения в Западной Европе;

2) высокая рождаемость в государствах Востока;

4) низкий уровень доходов.

А13. К глобальным проблемам современного мира относится:

1) возникновение новых межгосударственных объединений;

2) завершение промышленного переворота;

3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты;

4) интенсивное развитие науки.

Часть В.

В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Истощение плодородного слоя почвы;

2) истощение запасов пресной воды;

3) спад производства;

4) увеличение задолженности развивающихся стран развитым;

5) кризис финансовой системы;

6) проблема войны и мира.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Часть С.

С1. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Прочитайте текст и выполните задания С2 – С5.

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь…судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».

(А. Печчеи)

С2. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две-три проблемы.

С3. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

С5. Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем преодоление контраста между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

Ответы к тестам ЕГЭ по теме:

«Глобальные проблемы человечества».

Часть А.

Часть В.

В1. 1246

Часть С.

Баллы

Могут быть приведены следующие примеры:

1) значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны третьего мира, некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);

2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война;

3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Приведены три примера, показывающие взаимосвязь двух глобальных проблем

Приведены два примера, примера, показывающие взаимосвязь двух глобальных проблем

Приведен один пример, примера, показывающий взаимосвязь двух глобальных проблем

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) демографическая;

3) неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»);

4) последствия НТР.

Приведены три проблемы

Приведены две проблемы

Указана одна проблема или ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть сделаны предположения, например:

1) Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете).

2) Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

Могут быть сделаны другие предположения.

Правильно указаны две позиции

Правильно указана одна позиция

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны, например:

1) коммунистические утопии;

2) идеология Просвещения;

3) иллюзия всемогущества науки и возможность ее победы над голодом и болезнями.

Могут быть приведены и другие примеры.

Правильно приведены три примера

Правильно приведены два примера

Правильно приведен один пример

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Дан отрицательный ответ и приведены аргументы , интерпретирующие глубину отставания «бедных» стран от развитых, например:

1) ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

2) малая доля участия в мировом разделении труда;

3) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведены три позиции

Приведены две позиции

Приведена одна позиция

Ответ неправильный

Максимальный балл

13 и менее – «2»

14 – 18 – «3»

19 – 23 – «4»

Похожие публикации