Кем является чацкий победителем или побежденным. Кто же чацкий победитель или побежденный

Коллекция сочинений: Чацкий - победитель или побежденный?

Зачем же так неблагосклонно

вы отзываетесь о нем?

За то ли, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем.

А. С. Пушкин

В основе пьесы "Горе от ума» заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий - победитель или побежденный?

"В сонную тишину" фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его "порывистое дыхание», "бурные радости», "громкий и неудержимый смех», "искренняя нежность», и "пылкое негодование» неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои "шалости» с Лизой от дочери, искренность Чацкого - "незванная гостья». В обществе, "где тот и славится, чья гнулась шея», независимость Чацкого делает его "опасным человеком». Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий "властей не признает», так же как не признает чинов и богатства "отцов отечества», которые "грабительством богаты». И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его "дичатся как чужого».

Но зачем он здесь?

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: "служить бы рад, прислуживаться тошно».

Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.

Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, "какою ворожбою умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который "на цыпочках и небогат словами». В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом "пустого, рабского, слепого подражанья», он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. "Да, мочи нет: мильон терзаний...» - единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. "Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких». И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: "С ума сошел!». Этот поединок - не новый, но и не стареющий.

Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.

И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их "идеал свободной жизни» определен: "это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество», это свобода "служить или прислуживаться», "жить в деревне или путешествовать». И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что "Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей». У Гончарова Чацкий - вечный обличитель лжи: Один в поле не воин». Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».

Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: "Трудно согласиться с Гончаровым в том, что "количество силы старой» сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей "смертельный удар качеством силы свежей».

И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.

И.А. Гончаров писал о главном герое комедии «Горе от ума»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума» представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно». И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы. Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

Приведенное рассуждение об образе Чацкого победителя и побежденного пригодится 9 классам во время поиска материалов по теме сочинения «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Тест по произведению

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий.

Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.

Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство:

Где время то? где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом;
Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь...

Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз «спала пелена». Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: «На что вы мне?». Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.

Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.

На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые:

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:
Кому известно, что найду я воротясъ?
И сколько, может быть, утрачу!»
Бедняжка будто знал, что года через три...

Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь:

Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...

    «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает...

Чацкий - один из главных героев комедии «Горе от ума».
Нельзя однозначно утверждать, что он победитель или что он побежденный.
Натура Чацкого сильнее и глубже прочих лиц и потому не может быть исчерпана в комедии. Чацкий отличается от всех остальных тем, что не ставит в свой идеал чины и богатство. Он осуждает каждого за то, что его жизненная философия и образ жизни давно устарели, что старшее поколение, не замечая за собой недостатки, упрекает молодое. Сам Чацкий очень честен и умен. Он выше других героев во всех отношениях.
Эта характеристика, безусловно, представляет нам Чацкого победителем.
Но с другой стороны, Чацкий придирчив и высокомерен. Он выступал против многочисленного лагеря Фамусова, и здесь умственное превосходство Чацкого было бессмысленно.
Чацкий - самый несчастный герой в комедии. Он много путешествовал, так и не отыскав своего счастья: «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.». Ему отказывает в любви София, которая распространяет слух о сумасшествии Чацкого: «Об Чацком. Он не в своем уме.». затем он становится свидетелем расставания Софьи и Молчалина.
Только личное горе Чацкого произошло, несмотря на другие причины, от одного его ума. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму.
Это показывает нам Чацкого в свете побежденного людьми, уступающими ему в образовании.
Таким образом Грибоедов указывает на разные стороны богатой и разносторонней личности Чацкого.


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, когда отчетливо сложились два взгляда на современное устройство общества: дворяне-крепостники выступали за сохранение старого уклада жизни, отстаивали устоявшиеся нормы, прогрессивная же часть дворянства выступала за свободу личности, развитие образования, отмену крепостного права.

Этот сложный процесс и отразился в основном конфликте пьесы писателя.

С момента опубликования комедии не утихают споры: кто же в этом конфликте Чацкий? Победитель или побежденный? Известно высказывание И. А. Гончарова, который назвал Чацкого победителем, с другой стороны, мы знаем, что герой бежит из Москвы, разве бегство – это победа? На мой взгляд, Чацкого можно назвать и победителем, и побежденным, в зависимости от типа конфликта, который мы будем рассматривать.

Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова? Ответ прост: ради Софьи. В детстве они дружили, в юности были увлечены друг другом, и вот теперь, возвращаясь из путешествия, Чацкий спешит в дом Фамусова. И едва он увидел Софью, чувства возвращаются. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - говорит он Фамусову. Герой эмоционален, порывист:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

И что он видит? – «Удивлены? и только? вот прием!». Чацкий сразу замечает холодность Софьи, но не хочет этому верить, как и всякий влюбленный человек. И он остается в доме Фамусова, чтобы выяснить причину равнодушия возлюбленной. На первый взгляд, кажется, что соперников у него нет. Ведь Молчалин, служащий секретарем в доме Фамусова «прежде был так глуп» (по словам героя). Он называет его «жалчайшим созданием», не способным любить. Скалозуб (которого так горячо встречает Фамусов, надеясь, что он станет его будущим зятем) тоже не рассматривается героем как соперник: разговор с ним убедил Чацкого в том, что Софья не может полюбить человека, который думает только о повышении по службе. В финале пьесы Чацкий становится свидетелем сцены, из которой узнает, что Софья любит Молчалина. И он уезжает из Москвы:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Но параллельно с любовным в пьесе развивается социальный конфликт. Чацкому, который пытается разобраться в чувствах Софьи, постоянно приходится сталкиваться с людьми фамусовского круга. Герой не привык лгать, он прямо говорит все, что думает, поэтому и возникает конфликт. Взгляды героя противоположны устоявшемуся мнению барской Москвы. Например, Фамусов ставит в пример своего дядю, который при Екатерине добился почета и уважения. Но чем? Умением прислужить. Для Чацкого это неприемлемо. Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он в ответ на монолог Фамусова. Герой хочет служить «делу, а не лицам», то есть Родине. Он уверен, что сейчас пришло другое время:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…

Но представители высшего света держатся за старый уклад жизни, потому что он дает возможность жить в свое удовольствие, строить карьеру благодаря многочисленным связям, улучшать свое материальное положение. Вот, например, полковник Скалозуб признается:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Для Чацкого такой путь невозможен («Прошедшего житья подлейшие черты», - так он говорит о жизни, которую ведут крепостники). Герой открыто выступает против крепостного права, при котором человека можно выменять на «борзые три собаки». Или ради крепостного балета забрать детей от матерей и отцов, а потом продать их поодиночке. Чацкий проповедует развитие наук и образования, и именно это вызывает в фамусовском обществе такой гнев, что герой объявляется сумасшедшим. Как было сказано выше, он уезжает из Москвы, но не потому, что побоялся один пойти против света, а потому что Софья предпочла ему другого. Но разве Чацкий изменил своим взглядам? Разве он перестал в одиночку противостоять всей Москве? Нет, до последних минут своего пребывания в доме Фамусова он прямо и откровенно говорил, что думал. И в этом я вижу его победу. Не изменить идеалам, не стать таким, как все, пойти против мнения общества, отстаивая свои взгляды, – вот почему для меня Чацкий победитель. Именно такие, как он, в 1925 году примут участие в декабрьском вооруженном восстании и будут сосланы в Сибирь.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Кто же Чацкий?» - хочу сказать, что для меня он победитель. Да, в любовном конфликте он проиграл, Софья предпочла ему другого. Значит, она была такая же, как все. Муж, подобный Молчалину, ей удобен: «муж-мальчик, муж-слуга». Может, и хорошо, что их пути разошлись. Гораздо важнее, что герой остался верен своим идеалам, и в этом его победа. А время все расставит по своим местам.

Похожие публикации