Коллекцию пластинок. Пластмассовый мир победил алексей мунипов исследует мир московских коллекционеров винила

Люди не любят расставаться со старыми вещами. Мы годами храним предметы, которые уже давно не используются в быту. Они пылятся в самом дальнем углу шкафа и их достают только при ремонте и переезде. Но некоторые из этих вещей можно продать тому, кто действительно оценит их по достоинству. Например, старые виниловые пластинки.

Раньше в каждом доме хранилась целая стопка из них: песни Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, а также более редкие экземпляры с зарубежной музыкой - «Битлз», «Квин», «АББА» и многими другими исполнителями. Но пришло время а затем и электронных носителей. И только дряхлый, как правило, уже неработающий проигрыватель, да коллекция старого винила напоминают о прошедших временах.

Но те, кто бережно сохранил грампластинки, теперь может заработать на их продаже. Немало людей готовы их приобрести. Среди них есть как коллекционеры, так и любители настоящего звука.

Борьба аналогового и цифрового звука

Но начнем мы, пожалуй, с того, зачем именно люди охотятся за винилом. С такой категорией как коллекционеры все понятно: кто-то собирает марки, кто-то значки и медали, а есть те, кто приобретает редкие экземпляры пластинок. Очень часто их даже не распаковывают, и они просто являются частью выставки.

Но есть и люди, предпочитающие слушать музыку именно на таком носителе. По сравнению со сжатым цифровым форматом, на виниловом носителе звук богаче, ярче, и в нем больше глубины. Кассеты также проигрывают в этом соревновании, так как у них значительно снижен диапазон воспроизводимых частот.

Цифровые форматы во многом удобнее: за счет сжатия файлов на одном носителе можно хранить большой объем музыки. Они компактные, удобные и не повреждаются при проигрывании. Именно поэтому они лидируют сегодня на рынке.

Но меньшая часть населения - ценители сочного и глубокого звучания - остались верны винилу. Их армия пополняется за счет отдельных представителей молодого поколения. Сегодня можно смело говорить о том, что цифровые носители не до конца одержали победу, как киноиндустрия не смогла полностью заменить театр.

Теперь вернемся к вопросу о том, где и как выгодно продать грампластинки. Тем более что мест сбыта довольно много, и все они заслуживают внимания.

Комиссионный магазин

В каждом, даже самом небольшом городе, есть комиссионный магазинчик, в который на реализацию принимают разные товары - книги, аппаратуру, предметы интерьера, посуду, вещи и т. д. Принимают и старые виниловые пластинки СССР и зарубежных исполнителей.

Этот способ сбыта привлекателен быстрой реализацией: если в вашем населенном пункте есть ценители данного товара, то его купят очень быстро. Из минусов - цена. Здесь предлагают по 10-15 руб. за экземпляр, редко где стоимость доходит до 50 руб.

Тем не менее, если не хочется углубляться в тему и нужно быстро сдать все имеющееся грампластинки, это оптимальный вариант. Быстро, дёшево, без нервов.

Блошиный рынок

В крупных городах есть различные блошиные рынки и развалы. И если приложить усилия, то товар можно реализовать именно там. Работают они, как правило, в выходной день, так что даже у работающего человека есть возможность заняться продажей самому.

Здесь цена гораздо выше - 60-200 руб. Но есть и минусы. Во-первых, нужно хотя бы минимальное знание о ценах и потенциальной стоимости каждой пластинки. Во-вторых, нет никакой гарантии, что найдется покупатель, тогда как собственное время вы точно потратите. В-третьих, рынок - это совершенно особое место, где продавцы соседствуют с бомжами, маргиналами, асоциальными личностями, плюс мирятся со всеми капризами погоды.

К плюсам можно причислить более высокую прибыль и, как минимум, интересный опыт.

Музыкальный магазин

Так как немало меломанов интересуется покупкой виниловых пластинок, то соответственно и существуют торговые точки, где эта продукция имеется в огромном ассортименте. Это различные музыкальные магазины, например в Москве - «Звуковой барьер», «Винил-Тайм», «Фонограф», в Питере - «Винил», «Пластинка», «Рекордмэд» и множество других, как в этих городах, так и по всей стране.

В магазине виниловых пластинок часто берут на реализацию товар - особенно редкие и ценные вещи. За них здесь предложат неплохую цену. Но вот продать многотиражные экземпляры выгодно здесь не получится - стоимость будет не выше, чем в банальной скупке.

Тем не менее, это очень хороший вариант для тех, кто совершенно не разбирается в ценах на старый винил. Здесь всю коллекцию осмотрят, определят редкие и назовут примерную рыночную стоимость. После посещения магазина виниловых пластинок можно самостоятельно выставить свой товар на интернет-площадках или же оставить его для продажи.

Основной минус данного способа - это потеря времени при поездке, долгий срок реализации, а также низкая вероятность наличия у вас ценного раритета.

Интернет-площадки

В Сети сегодня можно купить и продать абсолютно все. И если вы ищите, где продать виниловые пластинки б/у, то можно обратиться к помощи таких торговых площадок, как «Юла», «Авито» или «Озон». В них имеются специализированные разделы с данной Можно также попробовать выставить товар на продажу в тематических разделах в соцсетях.

Для того чтобы подать объявление, необходимо сделать пару фото и назначить цену, а, следовательно, понимать, что и за сколько можно продать. Дальше нужно только ждать, так как срок реализации может сильно затянуться.

Из минусов данного способа можно отметить высокий риск столкновения с мошенниками: они мониторят все объявления с целью найти доверчивого простака.

Специализированные сайты по покупке/продаже винила

Есть и малоизвестные специализированные площадки, на которых можно купить или продать редкий экземпляр - 33ob.ru и аналогичные ресурсы. Здесь обитают те, кто хорошо подкован в вопросе и обладает самыми обширными знаниями по теме.

На таком сайте предлагают самые высокие цены, но только за стоящую вещь. Минусом подобных ресурсов является обязательная регистрация, также берется комиссия от продажи, либо платным будет само объявление.

В целом, для того чтобы продавать пластинки здесь, нужно иметь в своей коллекции что-то по-настоящему редкое и интересное.

Цена на виниловые пластинки зависит от нескольких важных факторов. К ним относится:

  1. Дата выпуска. Чем старше, тем дороже. Но иногда старого исполнителя позже выпускали дополнительным тиражом - это снижает стоимость.
  2. Редкий экземпляр. Грампластинка выходила в свет малым тиражом, что делает ее эксклюзивной. За такими вещами охотятся коллекционеры, и они всегда дорого стоят.
  3. Страна, где производилась запись. Отечественные носители советского периода не имеют большой ценности, тогда как среди винила с зарубежными исполнителями можно найти интересный экземпляр. Особенно ценятся те записи, которые попали в страну в обход железного занавеса.
  4. Состояние. Пластинки с серьезным дефектом продать практически невозможно, если же на ней будут потертости и царапины, мало влияющие на частоту звука, то покупатель все равно может потребовать скидку даже за редкую вещь.
  5. Скорость воспроизведения. При прочих равных, пластинка с высокой скоростью оборота стоит больше.

Цена на виниловые пластинки в розничной продаже может составлять от 500 до нескольких тысяч рублей. Если же говорить о коллекционных сверхценных и редких экземплярах, то они стоят десятки тысяч долларов.

Как узнать состояние товара

Для удобства покупателей были придуманы специальные обозначения, которые помогут понять состояние носителя без визуального осмотра:

  • Mint - винил новый, ни разу не проигрывался. Здесь же может присутствовать обозначение «SS» - упаковка не вскрыта.
  • NM - пластинка почти новая, прослушивалась несколько раз. Упаковка без повреждений и потертостей, поверхность винила в идеальном состоянии.
  • Ex - отличное состояние. На поверхности носителя допустимы небольшие дефекты, не влияющие на качество звука (шорохи и легкий треск не считают за ошибки звучания). Упаковка - в хорошем состоянии, допустимы легкие заломы по углам, но все швы целы.
  • G - хорошее состояние. Упаковка выглядит плохо - потертости, разрывы, грязные и жирные пятна и т. д. На виниле множество царапин, но ее можно проигрывать.
  • F/P - плохое состояние. Единственная причина для покупки данной вещи - ее коллекционная ценность. Не пригодна для прослушивания.

Предпродажная подготовка

Перед тем как решить, где продать виниловые пластинки б/у, необходимо привести их в пристойный вид. Иными словами нужна предпродажная подготовка. Все их нужно перебрать, убедиться, что упаковка соответствует содержанию. Затем нужно протереть конверты от пыли и подклеить - это придаст им более презентабельный вид.

Поверхность винила лучше не трогать - пыль при вытирании оставляет следы, и эту деликатную процедуру стоит оставить тем, кто разбирается в данной теме.

Отдельное внимание следует уделить составлению списка коллекции - название пластинки, производитель, год издания, тираж. Это поможет облегчить диалог с продавцом в скупке или сэкономит время при подаче объявления.

Итак, теперь вы знаете, как и где продать виниловые пластинки б/у. А сколько вы на этом заработаете, зависит только от того, есть ли в вашей коллекции экземпляры, представляющие ценность.

Интересуют виниловые пластинки СССР ? Всегда к Вашим услугам интернет-аукцион Соберу.ру! В любое удобное время у нас можно подобрать достойные изделия для пополнения обожаемого собрания, а также продать старые виниловые пластинки СССР. Все задачи решаются на Соберу.ру максимально просто и без проблем! В нашем каталоге есть много всего ценного, например, старинные ручные фонари или антикварная техника и др. Цена на изделия самая разная.

Рассматривая виниловые пластинки СССР, цена на которые сегодня самая разная, следует отметить некоторые интересные факты и цифры, связанные с ними. Так, первые в мире граммофонные диски из пластичного материала, содержащие звуковую запись для проигрывания, были изготовлены из целлулоида. В 1897 году им на смену пришли изделия из шеллака, сажи и шпата, причем стоили они очень дорого из-за использования шеллака - органического вещества, вырабатываемого лаковым червецом под названием Tachardia lacca. Так вот для одного диска необходимо было воспользоваться трудом 4-х тысяч червей.

По оценкам специалистов, самый дорогой в мире винил оценивается в 100 тысяч фунтов. Это сингл группы Quarrymen, который датирован 1958 годом. Владельцем единственного издания, известного коллекционерам, стал сэр Пол Маккартни. Дорогие виниловые пластинки СССР, конечно, высоко оцениваются, но не достигают таких баснословных высот.

Наилучший винил производят в Японии. Специалисты начали добавлять в пластическую массу специальный компонент винилит, за счет чего снижается шум от скольжения иглы, который ощутимо слышен в паузах между композициями. Кроме того, благодаря данному веществу минимизировалось появление электростатических зарядов, а еще в целом увеличился срок службы диска.

Коллекционирование виниловых пластинок

Одним из занимательных видов коллекционирования является собирательство звукозаписей разного содержания, которое называется филофония. Наиболее распространенное направление в филофонии - собирание записей музыки на всевозможных носителях (от лазерных компакт-дисков до патефонных изделий). Особо примечательны пластинки, выпущенные в СССР. Конечно, коллекционирование связано с определенными трудностями - их приходится неустанно искать, узнавать, сколько стоят старые виниловые пластинки СССР, вкладывать средства, а затем обеспечить бережное и тщательное хранение.

Зачастую основу многих филофонических коллекций, как правило, составляет домашняя фонотека, например, детские пластинки СССР. Когда филофония переходит в разряд серьезного увлечения, осуществляется сужение круга коллекционирования. Здесь превалирует личный вкус коллекционера. Начинается собирательство определенных записей какого-либо направления либо конкретного исполнителя. Любители документальных записей с интересом коллекционируют выступления общественных и государственных деятелей. Стоимость виниловых пластинок СССР самая разная.

Чему уделяют внимание коллекционеры винила

Для коллекционеров, которые однажды решили Куплю виниловые пластинки СССР, и начали уделять должное внимание формирующемуся собранию, важен ряд факторов, касающихся непосредственно экземпляров. Как правило, из них и складывается цена на то или иное изделие. Итак, значение имеет:

  • год выпуска (большую ценность имеют старинные диски)
  • тираж (удача - заполучить диск ограниченного тиража, к примеру, один из тысячи, это редкие пластинки СССР)
  • исполнитель (есть категория популярных)
  • состояние (запечатан ли диск, проигрывался ли и сколько раз, имеются ли сколы, потертости и царапины)
  • лейбл производителя
  • изображение на диске (уникальная иллюстрация знаменитого художника, мастера или редкая фотография).

Для тех, кто родился и вырос в Советском Союзе, его винил - это особый мир. К сожалению, отечественный ассортимент грампластинок очень мал и преимущественно состоял из творчества, конечно же, советских исполнителей. В основном, в страну завозились иностранные пластинки - полулегальным путем из разных стран мира. Были актуальны объявления наподобие Куплю/продам старые виниловые пластинки СССР, но приобрести такие диски было непросто. Они считались модными и овеянными аурой чего-то запрещенного. И сегодня их коллекционирование стало способом самовыражения, особой субкультурой для нескольких поколений советских граждан. Поэтому объявления наподобие Куплю/Продам пластинки СССР являются актуальными.

Известно, что впервые виниловые пластинки СССР, продать которые сегодня не составляет труда и цена на которые самая разная, выпустили на подмосковной фабрике в Апрелевке. Со временем эта фабрика стала крупнейшим производителем дисков в Стране Советов. На первых выпущенных изделиях была цыганская песня «Бродяга», а весили они по 400 граммов. Теперь это редкие виниловые пластинки СССР, цена их очень высокая.

В военные годы выпуск дисков значительно снизился. Зато после войны на фабрике освоили даже выпуск долгоиграющего винила. В 1961 году появились первые стереофонические диски, но и обычные на 78 оборотов в минуту выпускались до 1971 года.

Несмотря на скорость развития технологий и качественные перемены в современном мире, сегодня остаются неизменными многие интересные вещи. Несмотря на быстрое течение времени, они сохраняют свою ценность, остаются всего равно популярными, модными и востребованными. К таковым и относятся виниловые пластинки СССР, особенно редкие. Их предлагает не один каталог, и цена увеличивается с каждым годом.

А популярность подобных изделий обусловлена даже не столько качеством звука. Как известно, звучание просто несравнимо со звуком различных цифровых носителей. Гурманы музыки и опытные коллекционеры знают, что для саунда компакт-дисков характерна холодность и нейтральность звучания, а вот про винил такого сказать нельзя. Поэтому цены на пластинки СССР, как правило, выше по сравнению с остальными носителями.

Наш каталог виниловых пластинок СССР всегда к Вашим услугам!

Музыкальный номер — это отчасти номер о том, чего нет. В мире mp3, блогов и коллекций, измеряемых сотнями гигабайт,собственно музыка мало кого волнует. Новые альбомы не вызывают душевного трепета, от свежескачанного хочется поскорее избавиться.Единственным предметом, который по-прежнему вызывает в людях нежность, зависть и простой человеческий интерес, оказывается давно забытая виниловая пластинка. Алексей Мунипов выяснил, как устроен московский мир винила, и встретился с главными коллекционерами.

«Я старался ни с кем никогда не меняться. И слушать свои пластинки не давал. Есть деньги — покупай, нет — иди на х…». В подвале «Трансильвании» жарко, над головой — торговый зал с тоннами CD: виниловых пластинок там нет, но это главная меломанская точка в Москве, и где начинать расспросы о коллекционерах, как не здесь?

Владелец «Трансильвании» Борис Николаевич Симонов когда-то был президентом Московского общества филофонистов и, по идее, должен знать каждого. О его собственной коллекции ходят легенды. Говорят, что все там только на виниле. Что по размерам она не уступает, а то и превосходит собрание «Трансильвании». Что под нее отведена отдельная квартира. И что, разумеется, доступа в нее нет никому.

Все это оказывается правдой.

«Собирать пластинки я начал в середине 60-х, — рассказывает Симонов. — Я точно знал, что пластинки мне никто не подарит, клянчить послушать тоже не хотелось. По лесам, по толчкам я не бегал — только покупал и продавал, и только у проверенных людей. В Москве было несколько серьезных фарцовщиков. Они-то зарабатывали на другом — на мохере, плащах болоньях, платках, часах, джинсах. Разгружали моряков, артистов, журналистов, спортсменов, дипломатов разных. Винил привозили тоже, но что с ним делать — никто толком не знал. С одной стороны, вроде модная вещь, с другой — в музыке никто не разбирался. Ну знали Тома Джонса, оркестр Поля Мориа, The Beatles… Наши люди из жадности покупали винил на распродажах, а там, как ни странно, попадались интересные вещи. Вот я их и подбирал. Лучшее оставлял, остальное продавал — за те же деньги. Это не было бизнесом — просто я мог очень много слушать и много оставлять себе. Ну накопилось кой-чего».

О том, что именно там накопилось, остальные коллекционеры говорят со смесью зависти и восхищения. «Я бы какую сорокапятку не упоминал, Борис тут же — да у меня таких семь! — рассказывал диджей Миша Ковалев. — Ну раз семь — продай одну, говорю. А он — не-ет, как же я ее продам? Она же хорошая! У Бориса такая логика: вот он выпустит из рук хорошую пластинку — так ее ж загубят потом дураки всякие! Лучше уж пусть полежит».

Что компакты — это для лохов, Симонов вслух не произносит, но в общем подход понятен. Винила в «Трансильвании» нет принципиально. «А как торговать самым дорогим? Придут эти людишки, начнут смотреть, трогать, послушать захотят, не дай бог, поцарапают… Ну не убивать же их за это? Опасно!»

В Советском Союзе жизнь пластинки была причудливой и часто скоротечной. «Свежий лонгплей стоил 50-55 рублей. Но в первые дни мог стоить и 100. Приходит какой-нибудь Creedence «Cosmo’s Factory» — тут же хватают «писатели», которые записывают музыку за деньги, с утра до ночи перегоняют на пленку и многократно оправдывают свои деньги. После этого пластинка превращается в кашу». Никакого представления о редкостях, курьезах, коллекционных изданиях — короче, о том, что сейчас называется collectables и описывается в толстенных каталогах, — не было. «Даже я тогда не понимал, что первый тираж ценнее, потому что звучит лучше. То, за что сейчас люди отдают громадные деньги — какой-нибудь оригинальный King Crimson, The Beatles на желтом Parlophone, — раньше можно было просто ногой пнуть».

Это был мир сложных схем, бесконечных цепочек, пунктиров «от солиста Большого к композитору Артемьеву», звонков и перепродаж, честных завмагов, тихих надувал и серьезных коллекционеров — Доси Шендеровича, Рудика рыжего и Рудика черного, Василий Львовича и Василий Дмитрича. Если верить Симонову, в Москве было как минимум несколько коллекций на порядок больше, чем его собственная. Но мир этот вроде бы давно и безвозвратно кончился. Сложно представить себе молодого человека, который сейчас ездит за винилом по чужим квартирам. Зачем и кому это может понадобиться?

***

Вова Терех, гитарист группы «Ривущие струны», человек вполне молодой, про двух Рудиков слышал едва ли. Терех стоит в шортах посреди своей двухкомнатной квартиры, в воздухе висит сигаретный дым, вокруг пластинки, пластинки, одни пластинки. Из мебели только кровать, стол и штанга. Терех наливает чай, ставит на проигрыватель пластинку группы Edgar Broughton Band 1969 года и, дождавшись первых аккордов, говорит о том, о чем первым делом говорит каждый коллекционер: «Ну сам послушай — совсем же по-другому звучит!»

Звук — это то, ради чего люди, по идее, покупают винил. У винила — аналоговое звучание, у компакта — цифровое: коллекционеры называют его плоским, зажатым, неестественным — каким угодно, главное, что жизни в нем нет. «Я ж не был маньяком, — говорит Терех. — Слушал компакты, собрал прилично. И однажды из ностальгических соображений решил послушать альбом Deep Purple «In Rock» — любил я его в детстве. Купил фирменный компакт — вроде все на месте, а музыка какая-то не такая. Достал другое издание, потом ремастированное, потом дорогущее японское — все не то. Ну и один раз в гостях наткнулся на старую пластинку, поставил ее на проигрыватель — и понял, что нас обманывают».

«Тогда ведь не было ни CD, ни DVD, ни кассет — винил был единственным носителем, — говорит Терех, копаясь в коробках. — Все лучшие инженерные умы мира занимались только тем, что добивались идеального звука. Некоторые пластинки так звучат — невозможно поверить, что они записаны в 68-м». Слово «ремастеринг» коллекционеры ненавидят особенно люто: «Какой-то дядька сидит и решает, как улучшить старый альбом. Да откуда он знает-то?! Ну да, там можно услышать детали, которых раньше не было слышно, — так их, может, и не надо слышать!»

Терех собирает гараж, психодел, панк и краут-рок; понятно, что для него даже подержать в руках оригинальное издание легендарной пластинки «Nuggets» — уже приключение. Или найти на бросовом сборнике Лу Рида — под псевдонимом, еще до The Velvet Underground. Все это затягивает: у одних и тех же альбомов есть разные тиражи, разные версии, английские, американские и прочие издания. Самое неприятное, что звук у них тоже разный. «У американских дубовая такая масса, глубокая дорожка, и звук прямо давит. Мне такой нравится. Английские совсем по-другому звучат — не лучше, не хуже, просто по-другому». Первого альбома The Velvet Underground у Тереха поэтому семь штук, и все разные.

***

Ну и, конечно, дизайн. Чтобы поразить неофита, ему всегда показывают чудеса и красоты. Все это проходит под лозунгом «На CD такого не бывает». У пластинки группы The Faces вращаются глаза. В «Сержанта Пеппера» вкладываются сержантские усы и эполеты. К EP «Jesus Loves the Stooges» прилагаются специальные очки — в них виден трехмерный дохлый осел на одной стороне конверта и трехмерный губастый Игги на другой. В конверте Jethro Tull «Stand Up» внутри бумажные фигуры участников. Конверты из кожи, золотое тиснение, цветной винил, окошки из пластика, постеры и вкладки — довольно много всего.

У Дмитрия Казанцева, дизайнера и по совместительству блюзового музыканта, пластинок около 5 тысяч — по большей части старых, американских. Места они, вопреки ожиданию, занимают не так уж много — два больших стеллажа, то есть полкомнаты. Хозяин не глядя достает компакт-диск: «Что тут сравнивать? Он почти в 9 раз меньше пластинки. Если уменьшить картинку в 9 раз, все детали потеряются. Компакт вообще не может являться предметом коллекционирования. Цена ему — тьфу, ничего. В производстве он стоит копейки. А у пластинки — вон одной бумаги сколько ушло».

На полу, на кресле, на шкафу лежат неразобранные стопки. Дмитрий подцепляет верхнюю пластинку и показывает: «Ну вот. Альбом The Beach Boys «Love You». Ты его сперва берешь, рассматриваешь — какой дизайн гениальный, как тут все до мелочей придумано, прорисовано. Потом переворачиваешь, а там посреди этого гениального дизайна — какая-то идиотская любительская фотография. И вот ты думаешь, что за идиотизм, смотришь имя фотографа, думаешь: ну как так можно, это фотограф му…к или кто? То есть… Понимаешь? Ты пластинку еще даже не начал слушать, а уже столько удовольствия!»

Казанцев демонстрирует редкостное здравомыслие: за разными версиями одного альбома не гоняется, collectables видал в гробу, обращает внимание только на музыку и качество записи. «У тех же The Velvet Underground на первых альбомах — ну ужас же что творится! И играют кое-как, и записано чудовищно. Или первые тиражи The Beatles: они сейчас стоят диких денег, достать их очень сложно, при этом они же почти всегда убиты, а большинство — вообще монофонические. Меня и поздние переиздания устраивают». Но под конец вдруг признается: «Тут, конечно, надо понимать… Пластинок становится все меньше, а нас все больше. Почти весь винил на свете уже собран, описан, цены растут. И вот сидишь и думаешь: может, купить впрок? Потом-то не будет».

***

С этого «впрок», с размышлений о разнице звука, с фраз «Возьму две, одну на всякий случай» в голове у людей начинает биться безумная коллекционерская жилка. В Москве есть магазины винила, но настоящие коллекционеры в них не ходят. По крайней мере не в те, что на виду. Есть две-три точки на Горбушке, есть страннейший магазин при «Мелодии» — с нераспечатанной Пугачевой со склада, и конечно, есть «Звуковой барьер» на Ленинском и его владелец Паша. К Паше у всех куча претензий, но со «Звуковым барьером» не может тягаться никто: пластинок тут более ста тысяч — и такой коллекции советского винила ни в одном месте больше нет.

Тихий собиратель любит законспирированные места — вроде точки в 1-м Смоленском переулке, которой управляет Андрей Михайлов, также известный как Андрей Дальтоник. Это комната, от пола до потолка забитая пластинками, — ни вывески, ни звонка, ни намека. Тут будто сами собой рождаются душераздирающие истории — о спившихся коллекционерах, сгинувших коллекционерах, о людях, питавшихся только консервами и кукурузой без масла. Ходил один художник — спился. Ходил один химик — спился, утонул. Ходила пара, мать и сын, по прозвищу Акулы-каракулы — цепкие, как черти. Собирали только классику, и только старинные пластинки, на 78 оборотов. Однажды показали пластинку Бэллы Врубель — это жена художника Врубеля, она немного пела, записала 3 или 4 пластинки. Цена такой — 1500 долларов, как минимум. А они ее купили у старушки за 50 рублей.

«Джаз которые собирают или рок — те еще ничего, — говорит местный консультант, худой, беззубый, в свитере, помнящем еще Андропова. — А вот если начал собирать классику — это все. С концами. Вот возьми кларнетный концерт Моцарта: там то в минор, то в мажор, а потом раз — и в бездны тебя бросает. Адовы. Начало в середине, середина в конце, конец в начале — ничего не понятно. Как у Блаватской. Начнешь такое собирать — пиши пропало. Классика — она людей душит».

А еще есть марочники или каталожники — они собирают целиком каталогами: скажем, все пластинки, выпущенные на лейбле Vertigo. Про Андрея Дальтоника, который очень любит итало-диско, рассказывали, что у него в коллекции 5000 пластинок немецкого лейбла ZYX Music. Андрей цифру отверг: «Да там и вышло всего тысячи три. И все-таки позиций 70 у меня не хватает. Пять тысяч — это если вообще все мое евродиско посчитать». Всего в его коллекции 12 с половиной тысяч пластинок. «Стоят в отдельной комнате, никаких проблем. Семья не возражает. Но без меня туда никто не входит».

По всем признакам — винил сейчас на подъеме. Растет рынок, увеличиваются продажи, люди готовы платить большие деньги. Продавцы должны бы этому радоваться — но их это, похоже, только раздражает. «С теми же олигархами я не люблю работать. — Владелец магазина морщится. — Они все на суете, сами не знают, чего хотят. Утомительные люди».

Те, кто не знают, чего хотят, покупают свой Deep Purple «In Rock» и уходят прочь. Остаются свои — и с ними уже можно иметь дело. Это тонкая, но прочная сеть — такой коллекционерский Web 2.0, система знакомых между собой людей, с которой никакой аукцион eBay не сравнится. К тому же Михайлов говорит, что на eBay цены зачастую выше, чем у него. «С тех пор как стало можно покупать из России, все взлетело невероятно. Налетели изголодавшиеся. Я это просто вижу». Сложнее, но и надежнее, пользоваться личными связями: где-то в Сассексе нашлась коробка с нераспечатанным винилом, а в Красноярске на нее есть покупатель. И ни на какой eBay она не попадет. Аукцион — это анонимность, а собирательство — это всегда общение. На eBay, не дай бог, обманут, а человек, если и обманет, — то вот он, рядом. Лучше найти своего продавца где-нибудь в Америке или людей, которые ездят за пластинками в Англию, Японию, Финляндию и Голландию. Главное — наладить контакт».

***

Сеть знакомств — она же и сеть презрения. Здесь все всех знают и все друг друга терпеть не могут. Коллекционеры оркестров и музыки 50-х — коллекционеров панка и психодела. Джазмены — собирателей «Мелодии». Любители прог-рока 1968-1971-го — тех, кто любит еще и 1972-1973-й. Меломаны — барыг. Барыги — студентов. Студенты — фанатов Nazareth. Знатоки краут-рока — знатоков итало-диско. Покупатели старого винила — покупателей современного. Узкие специалисты — широких. Ценители классики — всех остальных.

Ниже всех на лестнице ненависти стоят те, кто собирает экзотику — японскую эстраду, голландский рок, африканские твисты. В маленькой квартире, где нет места, а есть только тропинки — к кровати, проигрывателю и электрооргану, Миша Ковалев ставит мне семидюймовку каких-то идиотических голландцев: куплена на барахолке за один евро. Ковалев — преподаватель ГИТИСа и диджей. Собирает всякое веселье. Тем, что здесь за таким никто не гоняется, очень доволен: однажды в «Звуковом барьере» удалось урвать часть коллекции Цветова, главного советского япониста-международника, — никому больше японская эстрада не понадобилась. В другой раз там же появился шкаф с кубинской музыкой: умер главный в Москве специалист по латино, вдова принесла все «к Паше». На каждой пластинке был вручную нарисован экслибрис, кое-где — даже самодельные обложки. Шкаф простоял пару дней, удалось кое-что нарыть, потом коллекция ушла в Англию — на Западе кубинцы на виниле ценятся страшно дорого. Коллекции покойников вообще богатая тема. Родственники их, бывало, выкидывали, иногда грузовиками свозили на Горбушку и продавали на вес. «Много добра так досталось, — рассказывал Симонов. — Но вот у меня недавно был потоп — залило только от мертвецов пластинки. Больше не буду у покойников брать, ну их к черту».

Ковалев произносит все положенные слова про звук, про чувство времени, про то, что этой музыки попросту нет на CD, — группы, которые выпустили три сингла и развалились, никто не помнит, и в интернете про них ничего нет. Главное же говорит под конец: в этих пластинках каким-то образом сохранилась собственно музыка. Жизнь, теплота, дуновение — черт его знает что. И свои семидюймовки он слушает, а их же, переписанные на CD, не может. Без обложки, без конверта — даже вспомнить не может, что это. «Я в Амстердаме как-то зашел в диджейский магазин: тысячи пластинок, все в белых конвертах и с замазанными названиями. Чуть не умер там».

И потом, на виниле ведь не купишь лишнего: и дорого, и муторно, и устанешь тащить. Винил — это селекция, а селекция — это как раз то, что сейчас нужно. Без поиска, без приложения усилий, без этих вроде бы нелепых барьеров музыка чахнет, скукоживается, исчезает. Вроде и гигабайты всего — а слушать нечего. Не хочется.

«Сходи, — посоветовал Ковалев на прощание, — на Горбушку. Там люди годами одни и те же пластинки друг другу перепродают. Вот это да — коллекционеры».

***

Красная палатка во дворе завода «Рубин» — сильное место. Люди, которые собирают по списку и по каталогу только The Beatles или только «кентерберийцев», меняют Sweet на Slade и Slade на Boney M, — все они здесь. Это московское общество филофонистов в том виде, в каком оно живо до сих пор. Суббота и воскресенье — сбор по утрам. Симонов, услышав о нем, сказал только: «Ну это конченые».

Вот человек, у которого 4000 пластинок, и все — только Deep Purple: все издания, и все сольные альбомы, и сольники всех, кто играл на сольниках. Вот ходит спец по битлам: бывают ведь, молодой человек, коллекции по восемь тысяч — и только битлы. Посредине стоит экземпляр в очках: он мало что может сказать, он еле стоит, и соседи гонят его прочь, потому что он, похоже, обделался — но авоську с пластинками он держит крепко. «Старейший клиент», — полуизвиняясь, говорит нынешний президент общества.

Здесь пахнет ветхостью, алчностью и перцовкой. И еще безволием: под этим красным тентом собираются не люди, а овладевшие ими коллекции. Любое собирательство — это, в сущности, нелепая тяга к порядку; к возможности обустроить, собрать, сохранить и описать хотя бы крохотный клочок жизни. В конце концов, Deep Purple не бесконечен, и ничто не бесконечно — рано или поздно закроются все самые редкие позиции, и коллекция станет полной, идеальной, совершенной.

Но полных коллекций не бывает. Можно всю жизнь собирать «Мелодию», найти редкий советский джаз, записи спившихся пианистов — и совершенно случайно узнать, что на тбилисском филиале «Мелодии» по ночам, в третью смену, за деньги писали и печатали модную музыку вроде кавер-версий на Нино Ферреру. Этих пластинок нет в официальном каталоге «Мелодии», а значит, их не существует — но они есть. Или услышать о фонотеке скромного кагэбэшника из 5-го отдела, куда присылали по 20 копий каждой (каждой!) мелодиевской пластинки — в том числе и запрещенные. Где она и что там — неизвестно.

«На самом деле никто ничего не знает, — говорит Казанцев. — Бывает конверт из одной страны, а пластинка сделана в другой. Выпущена в Голландии, написано «Made in Sweden», а сделана в Англии. Или начали печатать на одном лейбле, а допечатали на другом. Звучат по-разному, а отличаются только тем, что там какая-нибудь крохотная R стоит. Или даже не стоит. Никакой интернет тебе не поможет, ни в каких каталогах это не описано. У меня есть пластинка Донована — никто вообще понять не может, где она сделана».

Где-то в глубине Горбушки толстый человек, окруженный пластинками, почти кричит: «Ты не знаешь, что такое коллекции! Ты не знаешь, что такое раритеты! Это не коллекционеры, а пфуй! Настоящие раритеты не продают, не меняют, не показывают, о них не говорят. Настоящие коллекции не помещаются в квартиры! Их хранят — в ангарах! Их перевозят — фурами!» Мне, очевидно, их никогда не увидеть — под разговоры о лейблах, репринтах, редкостях и джазовой фонотеке Евстигнеева воображаемые фуры медленно уходят вдаль. Как мечты о спокойствии, как призрак мира, где нет ничего, кроме музыки. Как Моби Дик, которого совершенно невозможно догнать.

Коллекционирование винила в настоящее время это либо дань моде (особенно у молодежи), либо истинное уважение к качественному звуку. Ведь до сих пор считается, что по качеству звучания ни один носитель не переплюнет пластинку. Либо просто уже принято так считать.

Коллекционировать винил, если без особого фанатизма, а ради легкого хобби, не так затратно – ведь это не дорогие luxary-модели машин, не драгоценности, не произведения искусств или изысканное вино. Цена может начинаться от 10 долларов, 100 долларов стоит уже пластинка поредкостнее, а свыше – так это вообще эксклюзив и, в основном, их приобретают истинные коллекционеры и ценители музыки. Да и встретить их практически невозможно.
Чем раритетнее пластинка, тем она ценнее. Не только в ценовом диапазоне, это само собой разумеется, но и в уникальности.

Чему уделяют внимание коллекционеры винила:

– год выпуска пластинки: чем старее, тем ценнее
– тираж: это удача заполучить пластинку ограниченного тиража (например, одну из 1000)
– исполнитель: популярные – это Элвис, Роулинг Стоун, Майкл Джексон, Битлс, Луи Армстронг и так далее
– состояние пластинки (запечатана ли пластинка, проигрывались ли и сколько раз, имеет скоы, царапины, потертости и сколы)
– лейбл производителя: Parlophon (золотой самый крутой, потом желтый), Vertigo, Blue note (желанный для джазовых любителей), Columbia Records и так далее
– пластинка с нанесенным на ее поверхность рисунком или фотографией. Иногда имеет довольно высокую ценность для коллекционеров
– пластинки с редкими композициями
и многое другое….

Что нужно знать начинающему коллекционеру:

Если уж и начинать коллекционировать пластинки, то покупайте старый оригинальный винил - таких пластинок много на интернет-аукционах и в специализированных магазинах.
В России таких магазинов не так много, да и чрезмерно ценного найти сложно. Поэтому, когда путешествуете, то обязательно пройдитесь по антикварным магазинчикам там, или барахолкам (там вещи могут быть еще старее) и присмотритесь – возможно, вам попадется нечто ценное.
Кто-то находит сейлеров (продавцов) напрямую в загранице и уже не переплачивает за приобретение пластинок в московских магазинах.
Хранить винил нужно в целлофановых конвертах и антистатических пакетах.
Но прежде чем убрать ее на полку, обязательно прослушайте и насладитесь глубоких звучанием музыки. CD такой звук не передаст.
Ценность пластинки может зависеть не только от того, что она просто винил, или запись на ней редкая. Также ценность пластинки может зависеть от ее упаковки – конверта, в котором она находится. На обычных компакт дисках негде разгуляться фантазии дизайнера. А вот раньше на конверты из-под винила могли походить на произведения искусств. На оформление пластинок музыканты и фирмы грамзаписи начали обращать внимание с конца 1960-х годов. Дизайн зависел от года выпуска альбома, лейбла, стиля музыки - и часто выходили настоящие произведения искусства.

Впрочем, инвестиционная привлекательность винила увеличивается. За последние 10 лет он подорожал в два раза. Изданий хорошего качества становится все меньше, их перестали выпускать, а новодел ценится недорого.

Из московских коллекционеров мы можем выделить Олега Скворцова, заместитель правления банка «Ренессанс Кредит». Больше коллекционирование для него хобби, но его собрание винила можно оценить от $30 000 до $60 000. В его собрании больше джаза, такие исполнители как: Джордж Бенсон, Фредди Хаббард, Гровер Вашингтон и тому прочее. Виниловых пластинок в коллекции Скворцова более 3000, а с учетом CD - более 5000. Собирает их банкир с середины 1970-х годов.

Еще один коллекционер – это Константин Лаптев, который уже более десяти лет руководит Московским клубом филофонистов. В его коллекции около 5 000 виниловых пластинок, в основном это зарубежная 60-х и 70-х годов. В его коллекции есть даже редкие издания Высоцкого американского производства.

Как уже было ранее сказано, из года в год цены на винил растут. И один знаменитый журнал решил выявить рейтинг самых дорогих виниловых пластинок:

10. На десятом месте пластинка от David Bowie, «Space Oddity» 1969 года издания, стоимость которой $4700.
Пластинка вышла с яркой обложкой, которую никто серьезно не воспринял. А зря. Оказалось, что тираж был пробным. Такого эксклюзива больше не будет.

9. Девятое место у пластинки легендарной группы Queen под названием Bohemian Rhapsody, стоимость которой достигает 5 тысяч фунтов стерлингов. Это специальный сингл в подарочной упаковке, который был выпущен в 1978 году.
В продажу такой тираж не выходил, он был роздан всем работникам компании EMI. К каждой пластинке прилагались подарочные шарфы и бокалы с гравировкой. Такой набор и оценивается в 5 тысяч фунтов стерлингов. Кроме этих копий существуют и синглы без номеров и конвертов, скорей всего, тестовые экземпляры. Он стоят дешевле – от 400 до 500 тысяч фунтов.

8. На восьмом месте разместилась одна из ранних версий сингла God Save the Queen, которую Sex Pistols записали в 1977 году. Популярной эта песня стала после того, как они спели ее перед самой королевой и после неудачного мини-концерта были арестованы. Так песня и клип на неё был запрещен трансляциям всеми теле – и радиостанциями, что только помогло становлению этой песни как панк-гимна всех времен. Цена: £5000.

7. Самым редким саундтреком в мире считается выпущенная в 1954 году звуковая дорожка к фильму \”Восстание Кейна\” с Хамфри Богартом. Ценность ее определяется тем, что пластинка вскоре после выхода в свет была изъята из продажи выпускающей компанией RCA Records. Строго говоря, особенного удовольствия аудиофилам она доставить не может: это монозапись, переполненная диалогами из фильма, за которыми теряется музыка композитора Макса Штейнера.
Редкие сохранившиеся экземпляры сегодня оцениваются в $6500-7000. Если же когда-нибудь обнаружится экземпляр в идеальном состоянии, за него, по оценкам дилеров, можно будет получить не менее $40 000.

6. На шестом месте пластинка от легендарной группы Биттлз, их шестой альбом, который просто называется White Album.
Стоимость пластинки достигает 10 000 фунтов стерлингов. А из-за чего? Из-за дизайна: художник – концептуалист Р. Гамильтону выпустил пластинку просто белой, абсолютно белой, даже название группы на ней выдавлено было практически незаметно. Но при этом на каждом экземпляре пластинки находился серийный номер, что делало эти пластинки похожими на лимитированное издание. По задумке дизайнера, это делало ситуацию ироничной – издание альбома, тираж которого составил более 5 миллионов экземпляров, было пронумеровано. Конечно, намного дороже те экземпляры, которые имеют порядковый номер первой десятки. А вот стоимость экземпляров с номерами выше 0050000 может быть и менее 300 долларов.

5. Пятое место занимает пластинка дебютного альбома Velvet Underground & Nico, цена которой на последнем аукционе составила $25 200. Пластинка была издана в 1966 году.
Это лаковый диск или ацетат – диск из алюминия, на который наносится покрытие из лака на основе нитроцеллюлозы. На него делают запись прямо с магнитной ленты. Это практически служебный материал, предназначенный только для звукоинженеров. Его прослушивают, чтобы убедится, что пластинка нарезана правильно. Ацетаты изготавливаются штучно, их можно прослушать только ограниченное количество раз, они очень быстро
стираются. Уникальность этой записи также в том, что на ней не все песни звучат так же, как и в каноническом исполнении альбома. На eBay эта пластинка была продана за 25 200 долларов.

4. На четвертом месте расположилась пластинка от Боба Дилана, The Freewheelin’ Bob Dylan.
Ее стоимость от 10 000 до 40 000 фунтов стерлингов. Она была издана в 1963 году. Это – очень редкая запись второго альбома Дилана. Особенна она тем, что на ней есть записи четырех таких треков, которые не вошли в трек-лист канонической версии альбома.
Мономикс стоит от 10 тысяч фунтов, а стереомикс, еще более редкий – 40 тысяч.

3. Третье место в рейтинге самых дорогих пластинок мира занимают легендарные The Beatles со своей пластинкой Yesterday and Today, 1966 года издания. Ее стоимость колеблется от 45 до 85 тысяч долларов. Это очень редкая компиляция, которая содержит песни из таких альбомов, как Revolver, Rubber Soul и Help!. Всего было создано и выпущено в продажу 750 тысяч экземпляров.
Более всего пластинка была знаменита не благодаря своему содержанию, а благодаря своей обложке, которая уже тогда получила название butcher cover. Эта обложка выглядит практически дико, так как на ней изображены участники группы вместе с кусками сырого мяса и расчлененными детскими куклами.

2. На втором расположилась одна из самых знаменитых пластинок мира – Double Fantasy от Джона Леннона.
Цена одного из экземпляров данной пластики достигает 150 тысяч долларов.
В один прекрасный день 1980 года, 8 декабря, Леннон подписал пластинку альбома Double Fantasy для одного из своих фанатов. А всего через пять часов этот же поклонник с этой же пластинкой в руках застрелил своего кумира, когда тот выходил из гостиницы. После это пластинка стала не произведением искусства, а уликой. Пластинку после вынесения приговора прокурор с благодарственным письмом вернул пластинку тому человеку, который ее нашел.
Джентльмен, который стал счастливым обладателем пластинки, также был фанатом группы «The Beatles» и поэтому девятнадцать лет боролся с желанием продать эту пластинку. Но в 1999 году он сдался и тогда была назначена цена в 150 тысяч долларов – которая до сих пор и является официальной. Нынешний владелец готов расстаться с картиной за $600 000.

1. На первом месте находится, конечно, сингл от легендарных Биттлз. Это That’ll Be the Day/In Spite of All the Danger, который был записан группой еще под названием The Quarrymen. Сегодня ее достигает $200 000.
На пластинку были записаны всего две песни – их In Spite of All the Danger и кавер-версия сингла Бадди Холли That\’ll Be the Day.
Единственной отрепетированной их песней на тот момент являлась That\’ll Be the Day. Но после записи по просьбе Пола Маккартни они сыграли ту песню, которую до этого ни разу не репетировали. И по сути именно это запись, наполовину импровизация, и стала первой записью The Beatles, а также осталась той единственной, что сочинили Маккартни и Харрисон вместе. Они получили всего одну пластинку, и владели ей по очереди. Однако потом она досталась Джону Лоуву, у которого и хранилась 25 лет. В 1981 году Маккартни буквально сорвал пластинку с аукциона, отпечатал 50 копий и подарил родственникам и друзьям.
Каждая из 50 копий, которые были отпечатаны в 1981 году, сейчас стоит более $15 500.

В Москве в среднем европейские пластинки стоят от 6 до 20$, из Великобритании, США и Канады от 20 до 50$. Самым лучшим считается английский винил 60-70 -х. годов. Советские пластинки, выпускаемые фирмой «Мелодия» таким спросом не пользуются. Хотя на них есть редкие записи классической музыки, советской эстрады, которые на других носителях так и не выходили. Но, тем не менее, Российский рынок перенасыщен советскими пластинками и цена на них от 100 рулей до 400. Весьма ценны граммофонные пластинки с голосами Шаляпина и Лещенко, пластинки, где записан голос Ленина пламенно произносящего речи на съезде Компартии.

Поэтому, проверьте чердаки своих бабушек, может и вам повезет и вы сорвете куш, отрыв в закрамах редкий экземпляр виниловой пластинки.

Buro 24/7 поговорило с людьми, для которых винил дороже жизни

Мавр, SuperDJ

Сколько тратит на пластинки

Почти все. Оставляю минимум на жизнь.

Самый ценный экземпляр

Это очень сложно. То же самое, что сказать, какая любимая пластинка. Нельзя назвать любимую, потому что есть другие, и сразу возникает вопрос, зачем тогда нужны они? Но у меня есть пластинка INXS, кажется, 1985 года, с автографами Майкла Хатченса и всей группы. Она ценнее всего остального.

Объект желания

Есть вишлист, в котором около 5 тысяч позиций. У меня недавно украли сумку с 80 пластинками, и теперь очень хочется восстановить все, что я потерял. Это для меня сейчас объект желания № 1.

Где покупает

Интернет-магазины, рынки, виниловые ярмарки... Когда выезжаю за границу, стараюсь найти виниловые магазины. В любом из них всегда можно найти что-то для себя. А в каких интернет-магазинах - это секретная информация.

У кого лучшая коллекция

Коллекция пластинок заточена под того, кто ее собирает. Собирать под публику - это не коллекция. Для дальнейшей продажи - тоже не коллекция. Коллекция - это когда выбранная музыка вызывает дрожь, биение сердца, ты хочешь ею обладать, потому и собираешь. По этой причине утерянные 80 пластинок - это как часть себя потерять.

На чем проигрывать

Сейчас выпускают много всякой техники. В 80-х китайцы делали кучу магнитофонов: звук пластмассовый, слушать невозможно. Кого-то это устраивало, а кто-то покупал дорогие кассетники. В вертушке главное, как она крутится, все остальное - это колонки. Также многое зависит от иглы. Есть такие проигрыватели, которые многие пластинки даже не берут. На них ставишь, а пластинка скачет. Винил, он разный, бывает тяжелый, и игла должна с ним совладать.

У меня дома три проигрывателя. Просто потому что я диджей.

Андрей Смирнов, основатель винил-лейбла Aby Sho Music

(издал на пластинках Onuka, The Hardkiss, Brutto)

Сколько тратит на пластинки

Сложно ответить. Я заказываю у поставщика оптом, он мне присылает раз в полгода. В общей сложности 800-900 долларов.

Самый ценный экземпляр

Несколько лет назад я выпустил винил Depeche Mode - это было первое украинское издание, и у меня первая пластинка из трехсот. Это любимая. А если по деньгам - первопресс альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd обошелся мне в 600 фунтов.


Объект желания

Пластинка японской порнозвезды Reiko Ike, которая выходила только в Японии в конце 1960-х - начале 1970-х. Я ищу первопресс, он стоит порядка 500-600 евро, я пока стараюсь найти подешевле.

Где покупает

Там, где вижу. За границей, на Discogs и eBay. Поставщику заказываю из списка новинок, который он мне предоставляет.

У кого лучшая коллекция

Я никогда не мерился коллекциями. У каждого свое: один мой товарищ собирает только пластинки с автографами, другой - старые первопрессы роковые, кто-то собирает более диджейскую музыку. Мне ближе моя коллекция.

На чем проигрывать

Каждый сам для себя выбирает. Многие к диджейской аппаратуре относятся отрицательно. Настоящие меломаны мечтают о каком-нибудь «самолете» за 10-15 тысяч евро, чтоб на нем звучало лучше всего. Но я далек от предрассудков и играю все на обычном диджейском проигрывателе.

Вадим Глина, предприниматель

Сколько тратит на пластинки

Иногда 20 долларов, иногда ничего. Я покупаю и продаю пластинки, занимаюсь бизнесом [у Вадима точка на рынке Петровка, павильон A28. - Buro 24/7], потому у меня расходы такие, чтоб я мог окупить то, что потратил. Также бывает, что покупаю пластинку, о которой давно мечтал, слушаю - а она мне не нравится. Приходится продавать или менять, но чаще продавать.

Самый ценный экземпляр

Это коробка Let It Be - The Beatles. В нее входит сама коробка, пластинка, плакат и книга. В 1970 году она стоила порядка 20 фунтов, а в наше время примерно 4 000 долларов. На то время это были бешеные деньги. Также промокопия The Doors - их печатали для того, чтобы отсылать на радиостанции и музыкальным критикам.


Объект желания

Так тяжело выбрать... Вот представьте: вы сидите за столом, а перед вами стоят устрицы, черная икра, произведения кулинарного искусства. Очень тяжело выбрать. Вот так и здесь.

Где покупает

На eBay, например. Вообще, узкий круг людей-меломанов приносит мне пластинки на продажу, и я выбираю. Это могут быть винилы, которые есть в каждом доме, какая-то советская эстрада. А есть, например, Лариса Мондрус, певица, которая эмигрировала в Германию, где выпустила несколько альбомов, не пользовавшихся успехом. В СССР ее пластинки публиковал в конвертах "Советская эстрада" с абстрактным рисунком. А теперь Лариса Мондрус, пластинка которой ничего не стоила, оценивается в 25 долларов.

У кого лучшая коллекция

Каждый считает, что у него лучшая коллекция. В Лос-Анджелесе я попал в один магазин, там у человека на продажу около 100 тысяч пластинок. Его собственная коллекция - около 25 тысяч. При этом у него еще редчайшая винтажная аудиотехника.

На чем проигрывать

Пластинку, которая была произведена в Британии, стоит проигрывать на британской аппаратуре, в Советском Союзе - на советской. Каждая страна-производитель рассчитана на свой стандарт.

Похожие публикации