Критерии назначения выездных налоговых проверок: как не попасть на крючок ФНС. Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку Критерии риска проведения выездных проверок

В 2007 году ФНС России были разработаны 11 критериев (в последующем - 12) самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков в рамках Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/33.

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации приказом ФНС от от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/33 утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Редакцией приказа официально представлены количественные показатели, по которым налогоплательщики смогут оценить свою налоговую "безопасность". Но центральная идея приказа выражается цитатой: "Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок" .

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приказы Федеральной налоговой службы обязательны лишь для ее собственных подразделений - территориальных налоговых инспекций (определение Конституционного суда РФ от 10 июля 2003 г. N 316-О). ФНС России не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п.2 ст.4 НК РФ, п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506). Поэтому данный приказ не влечет ограничений прав налогоплательщиков и не создает у них дополнительных обязанностей. То есть для налогоплательщиков этот документ информационного характера. Наиболее актуальной частью приказа являются Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Критерии ввели в обиход предпринимателей новый термин - "налоговый риск".

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N53.

Чтобы избежать риска включения в список налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, бухгалтеру компании следует поставить на контроль три годовых показателя: - налоговую нагрузку; - рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг); - рентабельность активов.

Расчетные значения показателей нужно сравнить с контрольными, на которые ориентированы налоговые органы (критерии N 1 и 11). А также необходимо определить среднемесячную заработную плату работников (критерий N 5). Если результаты ниже статистических - необходимо готовиться к выездной проверке.

Наиболее важным критерием оценки рисков является критерий N 12 "ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском".

По сути, данный критерий дополняет критерий № 8 ("цепочка контрагентов"). В обоих случаях речь идет о необоснованной налоговой выгоде плательщика, но здесь инспекторы расширяют рекомендации ВАС РФ.

ФНС разъясняет, что основной источник налоговых рисков - проблемные контрагенты, прежде всего "однодневки". Налоговые выгоды компании по сделке, признанной сомнительной, считаются необоснованными.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

1. отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

2. отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

3. отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

4. отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

5. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

6. отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

1. контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

2. наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

3. отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

4. приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

5. отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

6. выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

7. существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Наличие этих признаков и дополнительных резко повышает вероятность квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а совершенных им сделок - сомнительными. При их самостоятельном обнаружении налогоплательщику предлагается исключить сомнительные операции (вполне логично) и подать уточненные декларации.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленные вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации. Важно, что согласно приказу после проведения камеральной проверки таких деклараций и пояснительной записки нижестоящим налоговым органам запрещено запрашивать дополнительные документы и пояснения. Полученные сведения и декларации в сочетании с другими критериями учитываются при формировании планов выездных проверок.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по 12 критерию налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

Назначение контрольного мероприятия в отношении налогоплательщика, подавшего уточненную декларацию, возможно только после согласования с ФНС России.

То есть 12-й критерий предлагает каждому плательщику не просто оценить риск налоговой проверки, но и, сделав определенные шаги навстречу инспекторам, попытаться избежать таковой.

Провести выездную налоговую проверку (далее - ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях - и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции , утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Критерии риска налоговой проверки

Сроки проведения выездной налоговой проверки, порядок и сроки ее проведения налоговым органом, регламентирован статьей 89 Налогового кодекса РФ, в том числе внутренними регламентами ФНС России. Также ФНС России для использования в работе разработала и направила в территориальные налоговые органы Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ не устанавливает информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа (см. Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»). А о том, что идет выездная налоговая проверка контрагента, налогоплательщик обычно узнает, когда у него начинается встречная проверка контрагента и, к нему поступают соответствующие запросы о предоставлении документов и пояснений по взаимодействию с определенным контрагентом.

При этом у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку своей деятельности, при необходимости произвести уточнение налоговых обязательств не дожидаясь, когда это сделает налоговая инспекция в рамках выездной налоговой проверки. Такую оценку налогоплательщик может провести руководствуясь критериями рисков, опубликованных на сайте ФНС России www.nalog.ru в открытом доступе. Федеральная налоговая служба РФ рекомендует налогоплательщикам чаще обращаться к данным сведениям и проводить самостоятельную оценку рисков во избежание их включения в план выездной налоговой проверки. Об этих критериях рисков, а также иных видах открытых источников по оценке рисков включения компаний в план выездных налоговых проверок и пойдет речь в настоящей статье.

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/467@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/461@).

  1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@). При этом, налоговая нагрузка чуть ниже среднеотраслевой вполне может быть объяснима такими причинами как: реализация налогоплательщиком неликвидного товара по цене ниже его себестоимости, реализация товара с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые при производстве таких товаров, изменения экономической ситуации в стране). Это тоже следует учитывать налогоплательщику, при самостоятельной оценке рисков.
  1. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке налогоплательщиком рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, ему следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Факт убыточности налогоплательщика на протяжении указанного периода является основанием для вызова такого налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы, которые специально были созданы в налоговых органах с целью ведения отбора налогоплательщиков для проверок, мониторинга и анализа их финансово-хозяйственной деятельности (см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»).
  1. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). С позиции налоговиков, сумма вычетов по НДС признается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна или превышает 89% за календарный год. Данные для анализа берутся из налоговой декларации по НДС, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15 октября 2009 года № 104н).
  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Между доходами и расходами, согласно налоговой и бухгалтерской отчетности должна сохраняться пропорция. Для того чтобы снизить риск назначения выездной налоговой проверки, налогоплательщику следует провести анализ своих доходов и расходов и выявить причины расхождений. Причинами расхождений могут являться: цена на готовую реализуемую налогоплательщиком продукцию увеличивается не так существенно, как на необходимое сырьё для ее производства, рост заработной платы персонала, коммунальных расходов и пр.
  1. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.
  1. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).
  1. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
  1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Налоговики обращают внимание на наличие в деятельности налогоплательщика «цепочки контрагентов» при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, прямо поименованной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 (см. п. 8 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@). Согласно пункта 3 Постановления № 53, налоговая выгода налогоплательщика может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения налогоплательщиком были учтены операции не соответствующие целям делового характера и экономического смысла.
  1. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

  1. Частая смена налоговой инспекции. Данный критерий риска подразумевает два и более факта с момента государственной регистрации налогоплательщика, снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением его местонахождения. Налоговые органы расценивают такие действия налогоплательщиков, как способ уклонения от налоговых обязательств.
  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. По данному критерию налогоплательщик самостоятельно может оценить риск подвергнуться выездной налоговой проверке, если по данным его бухгалтерской отчетности будет выявлено значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данного вида деятельности по данным статистик. Рассчитать рентабельность по основным видам экономической деятельности можно самостоятельно в соответствии с расчетом, приведенным в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.
  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Оценка налоговых рисков может быть связана с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами. Чтобы снизить риск по данному критерию, налогоплательщику необходимо исключить такие признаки, как:
  • отсутствие контактов руководителя компании-контрагента;
  • отсутствие документов, подтверждающих действующие полномочия руководителя компании-контрагента (в том числе отсутствие доверенности и копии паспорта на представителя компании-контрагента);
  • отсутствие данных об адресе фактического местонахождения компании- контрагента;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствие собственного интернет-сайта и т.п.);
  • отсутствие сведений о государственной регистрации компании-контрагента в ЕГРЮЛ.

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2 . Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: « Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2016 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

0 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03-02-08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской . Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.

Уважаемые налогоплательщики! Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@".

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

ФНС России разработала 12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков Пресс-релиз

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 14 Налоговый контроль

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Приказ ФНС России от 30.05.07. № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, которые должны использовать налоговые органы при проведении налоговых проверок»

Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки

Письмо ФНС России от 03.12.2007 № ШТ-6-06/925@ Об оформлении результатов камеральных налоговых проверок и о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения материалов проверки отчетности по единому социальному налогу, связанных с реализацией статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации

Письмо ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@ Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля

Похожие публикации