Любовь к родине высокая. Что для тебя значит выражение"Любовь к Родине"? Современная критика патриотизма

Странно, отчего любовь к Родине и Патриотизм считают синонимами. Ведь на самом деле это совершенно разные понятия, так, как и государственная символика и создание позитивного образа страны внешнего и позитивного образа страны внутреннего. Всё это абсолютно разные вещи, процедуры, методы, которые несомненно пересекаются, но от этого ими нельзя оперировать как одним целым, и говорить о этих понятиях как об одном явлении.

Наблюдая диалог довольно заурядного конъюнктурщика Сванидзе (журналист там и не ночевал) и Вероникой Крашенинниковой, возникает ощущение, что люди говорят сами с собой, каждый вкладывая в понятия которыми они оперируют свой смысл, это равносильно если бы они обсуждали аэродинамику подводной лодки и машины, в принципе про одно, но в тоже время каждый про своё.

Любовь к Родине - это чувство человека которое начинается с любви к матери и отцу, а заканчивается ощущением единства со всей своей страной, и как любое проявление любви оно не может быть ничем обусловлено. Это чувство возникает не как реакция на окружающую среду, а как внутреннее духовное свойство человека. Любовь к Родине нельзя воспитать, привить, научить и.т.д., к ней можно прийти через путь внутреннего духовного развития. Этот путь несомненно можно пройти осознано, принимая на себя религиозное сознание или принимая на себя скорби направляющие душу человека по истинному пути - это дело выбора. Любовь к Родине несомненно связана с внутренней свободой человека и является одним из её проявлений, но именно внутренней свободой, которая не зависит ни от действий властей страны, ни от катастроф космического масштаба, и она не может быть предметом спекуляции, так как не зависит от внешних факторов.

Патриотизм - это чисто материальное чувство, связанное с общими целями, ценностями интересами и традициями традиционного общества страны, государства. Это разумный и рациональный подход, исходящий из того, что совместные усилия людей всегда более действенны чем одиночные. Люди ищут друг друга, находят общее и держатся друг за друга, и чем больше общность скреплённая общими интересами, традициями, языком, культурой и.т.д. тем более она стабильна, и тем более востребован в ней каждый индивид, т.е. каждый человек в ней может найти призвание. Непонимание различия общих духовных скреп (да, да - тех самых скреп) - это профанация, которая соединяет несоединимое, которая даёт повод для многочисленных спекуляций на тему любви к Родине и к Патриотизму. Показывать то, что вы заинтересованы материально в том, чтобы в нашей стране был мир, и в том чтобы она была едина, не стыдно. Экономический интерес так же важен, как и любовь, вера и честь человека, так как он одно из проявлений его сути. Смешением духовного и материального, когда хотели соблазнить фарисеи Христа спросив его кому надо подавать подать Богу или Кесарю, и он ответил то, что надо запомнить, как «Отче наш», всем нашим специалистам по патриотизму - «Богу Богово, а Кесарю Кесарево».

Государственная символика, Флаг, Гимн и.т.д.- это как имя у человека, это метод идентификации, как любой мастер ставит своё клеймо на изделие, так и гражданин определяет символами территорию, статус, порядок полномочий и.т.д., это никакого отношения (прямого к идеологии) не имеет, но чем более разработана, понятна и обширна система символов государственной власти, тем проще формальные процедуры и порядок приоритетов. К примеру, если вы приходите в офис международной компании, а там Флаг России поставлен выше других, Вы знаете, что отношение с Россией важно для компании либо компания национальная, но так или иначе отношение к России в приоритете. Если учитель ставит флаг России на видное место, значит он уважает и ценит Родину и этим же могут проникнуться ученики. Но это система знаков и не более!

Создание позитивного образа России никакого отношения не к Любви к Родине, не Патриотизму, не к знакам государственной власти не имеет. Если у Вас комната выходит на солнечную сторону, Вы можете сказать, что она жаркая, а можете сказать, что на солнечная. Так и информационный фон одни и те же события может описывать совершенно по разному иногда с диаметральных точек зрения. К примеру, подготовка олимпиады в Сочи может быть описано как строительство прекрасных зданий и дорог в горах, умными и трудолюбивыми людьми достойными уважения, как прекрасный образец сотрудничества разных наций нашего многонационального народа, как проявление тенденции стремления нашего народа к здоровому образу жизни и это будет правда, и ясно, что тот кто это говорит работает на интересы нации так как построенный бетон камень и стекло окаймляет позитивным образом который увеличивает стоимость того, во что многие тысячи людей вложили силы.

А можно рассказать про многочисленные факты воровства, нарушения технологии и сроков строительства, смерти рабочих, про притеснение иммигрантов и про национальную преступность на стройке, и это тоже будет правдой, но только ясно и то, что человек так преподносящий информацию сводит на нет усилия тысяч людей строивших эти замечательные здания, а значит он не работает на общество, а вредит ему. Но подача информации, отсеивание вредной информации конечно связано с патриотизмом но это не одно и тоже, там существуют свои законы и правила, используя которые многие умудряются перекрасить черное в белое не меняя цвета предмета.

Создание внешнего позитивного образа России, чем сейчас занимаются В.В. Путин и С.В. Лавров, и делают это очень эффективно, на самом деле - это создание образа сплочённой нации. Наши национальные особенности, культура и многое другое вне нашего общества по настоявшему никого не интересуют, это наша среда. Едут к нам для бизнеса и развлечения, интерес же к другой нации может быть по большей части практический, торговый или научный. Никто не будет даже пытаться сделать цветную революцию в сплочённой нации, это дороже выйдет, и даст более поводов для укрепления нации чем наоборот. В деле формирования позитивного образа очень важны и любовь к Родине, и патриотизм, и символы государственной власти, и внутренний образ страны, но это и несколько другое. Внешний образ строится по совершенно другим законам и представлениям, где важны совершенно иные акценты, так как оставлять этот образ в себя в сознании будут иные люди, не такие как мы!

Но всё что выше сказано, абсолютно бессмысленно без возникновения у человека я социального и нравственного «Я», которое возникает не благодаря возможностям, а благодаря преодолимым барьерам и препятствиям которое общество должно ставить постепенно поднимая планку этих препятствий. Препятствия и понимание родовой преемственности как проявление рода и личности дают человеку осознать свою значимость и ценность!


В предложенном для анализа тексте Владимир Алексеевич Солоухин поднимает проблему любви к Родине.

Рассуждая над этой проблемой, автор говорит о том, что любовь к Родине - это сложное чувство, что осознание любви приходит лишь в зрелом возрасте. Любовь к Родине у человека начинается с главного - с любви к природе, в окружении которой он находится с детства. Для каждого человека любовь к природе - это что-то своё. Для кого-то «ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов», а для кого-то это морское побережье, «однообразная заболоченная земля, поросшая лишайниками».

Но всё же есть у каждого что-то такое, от упоминания чего сердце начинает биться чаще.

Таким образом, автор показывает, что немалое значение возникновения у нас любви к Родине, к природе имеет творчество великих людей, передающих нам всю красоту окружающего мира. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают, что любовь к Родине, начинается именно с любви к природе, с осознанием того, насколько всё в ней необычно и прекрасно

Позиция автора ясна: любовь к Родине возникает у человека не с рождения. Она появляется с течением времени, дальше человек уже пытается разобраться, за что он её любит. В этом ему помогают живопись, музыка, творчество поэтов и писателей.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, чтобы полюбить Родину, нужно посмотреть на то, что тебя окружает, необходимо вступить в гармонию с природой, только тогда возникает любовь. Неслучайно этой проблеме посвящены произведения многих писателей. И даже если в произведении не поднимается проблема любви к Родине или к природе, то многие писатели включают в своё творчество описание природы, так как любовь к природе - главная составляющая любви к Родине. Вспомним произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором полглавы идёт описание мест, которые проезжают главные герои по пути домой.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря природе мы открываем для себя такое великое и незаменимое чувство - любовь к Родине.

Обновлено: 2019-07-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Солоухин В.А. «С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Чем дорога человеку Родина?

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному...

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут , поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов , профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.

Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

Видеолекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

, изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Не знаю, как сейчас в учебниках, но когда я учился в школе, слово «Родина» всегда писалось с большой буквы. Сейчас слов «патриотизм», «Родина» стали бояться как чумы. Как раньше боялись слов Бог, Церковь.

Православные психологи И.Медведева и Т.Шишова рассказывают, как к ним на прием пришла однажды мама, обеспокоенная состоянием сына: «“Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное - все хуже и хуже… Уж я и так и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст?” Мы (уже в два голоса): “Да что? Что с ним? Скажите толком, не стесняйтесь!” (Мы заподозрили у ее сына какой-то тайный порок, о котором она не в силах говорить даже со специалистами.) И наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: “Ну, в общем, у него… патриотизм…” Вымолвив с таким трудом это “страшное” слово, мама немного успокоилась и добавила: “Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, будет? В наше-то время…”»

Тут, конечно, случай из области анекдотов, но смешного мало. Перед нами типичный человек нашего времени - с напрочь промытыми пропагандой мозгами. Даже ребенок интуитивно, инстинктивно любит Родину, как любят мать, а мама считает «патриотизм» психиатрическим диагнозом. Конечно, жалко людей, их оболванивают враги России, которые спят и видят ее окончательную гибель, но ответственности с нас это не снимает.

Мы жалуемся: как плохо, тяжело жить в России, как хорошо в других странах. Скажите, будет ли хорошо и уютно в доме, если обитатели не любят его, не убираются, не ремонтируют, стараются поскорее убежать из него куда-нибудь?

Стало привычным делом в среде православных ругать Америку. Да и не только среди православных. Даже сатирики с эстрады смеются над американцами. Но Америка только для других народов «мировой жандарм», а для своих граждан - мать родная. Национальная идея в Америке - это американский патриотизм. С детства людям внушается мысль о том, что Америка - самая великая и могучая страна, а они - жители этой страны.

В Америке никогда не будет того, что происходит сейчас в Европе. Западная Европа сама вырыла себе могилу своей толерантностью, запустив мусульман и дав им все права. Так что кое-чему у американцев можно поучиться.

«С чего начинается Родина?» - пели мы в детстве. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Слово «патриотизм» происходит от латинского слова pater - отец. А русское слово «Отечество»? Второе, с чего начинается Родина, - это любовь к вере предков и вообще к памяти предков.

Россия - это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Без веры сложно воспитать патриота. Вера воспитывает совесть. Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры и, как следствие, от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим - их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: как нам обустроить Россию?

А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких. Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло бы год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином (чтобы потом расстреливать своих братьев), за что был казнен. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых - нет Церкви. Если нет героев-патриотов - нет страны. Нужно находить образцы, подобные Жене, и рассказывать о них молодежи.

Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, по-настоящему любящими Россию, ее надеждой и опорой.

Купить эту книгу можно

Приложение 1

патриотизм есть чувство любви к родине

Л. Конча, канд. биол. н.,

ВНИИТЭ, Москва

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство…» [цит. по 4 , с. 192].

Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это.

«Два чувства дивно близких нам,

У них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека, -

Залог величия его.

Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины – это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них – любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре , где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и обще всем нам» (5 , с. 199). Такова идея родной нации. «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада».


Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (. Цит. по 4, с. 638).

Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов [ 8]. При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Горячей верой было проникнуто учение. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

С нами Бог!

Молись Богу – от него победа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай,

Ружья не заряжай, ничего не начинай.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Воздай честь небу, а потом земле.

Победи себя и будешь непобедим!»

Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества – терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще писал о триумфальном въезде русской армии в Париж;

«В Европе росс! – где факел мщения?

Поникни, Галлия главой!

Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

Грядет с оливою златой».

Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника – евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

«Вспомним, братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в родстве жить».

Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

Вопрос о жертвенности в последние годы стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги П мировой войны. Послышались отдельные голоса, что жертв было слишком много. Да, цена победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу – быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца – «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во П Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие жертвы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

«О как душа заговорила

Народность наша поднялась:

И страшная России сила

Проснулась, взвихрилась, взвилась».

И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславянский, Евркйский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах , учреждениях и т. д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, газеты, плакаты – «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции – писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

в «Правде» писал: «…Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке , что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина – мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.


Война обнажила мощную силу – самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т. к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание, расказачивание и т. д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело – освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными. т. е. атеистически-материалистическими категориями. Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том, что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во­обще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар­тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп­ределению нет и не может быть консолидирующего универ­сализма ...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со­циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Истинная, т. е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе [ 6].

Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным ценностям.

Уникальность роли семьи может быть представлена в та­кой последовательности участия конкретного человека в идео­логическом процессе:

Во-первых, как ребенок именно в семье он усваивает со­держание таких понятий, как «традиция», «норма», «мечта», «свобода», «ответственность», «смысл жизни» и т. д. Здесь он приобщается к основам религии, религиозной идеологии;

Во-вторых, в юности нравственная атмосфера семьи, по­нимание ценностей родителей через их поступки, нравствен­ные примеры создают исходные предпосылки для восприятия какой-либо идеологии;

В-третьих, в годы зрелости, особенно в период 20-30 лет, человек сам создает себе семью, в которой он начинает помо­гать своим детям знакомиться с традициями, нормами, идеа­лами, ценностями, смыслом жизни и т. д.;

В-четвертых, в пожилом возрасте (как дедушка или ба­бушка) человек весьма активно участвует в том же начальном этапе социализации своих внуков и внучек. Он уже сам может и обязан предложить образцы нравственного поведения, един­ства слов и поступков, своей идеологии [ 6, с. 106 ].

Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели – выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию – то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя полвека назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т. к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран» размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно так, как любят свою, родную, единственную страну.

Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память – священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона и памятник Александру П, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь – будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1.БСЭ. Т. 19, 282.

2. Великая отечественная война Советского Союза гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

3. Высоко преосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. – М.: новая книга, 1993.

Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи .

Чтобы не возникло проблемы «отцов и детей» и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время..

Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.

До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество , которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: «Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем ». Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.

Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества : Во-первых, способности в области научно-технической деятельности , во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.

В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях . После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание . Для них закрыта высшая Божия истина . В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.

Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.

Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.

Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством . В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.

Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов – социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т. д. Благотворные – это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа , как заповедовал преподобный Серафим Саровский.

Третья задача - целевая подготовка кадров.

Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:

– духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;

– создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;

– церковно-славянский язык – основа русской культуры, литературы и православной веры;

– Святая Русь – главная сила России;

– христианское искусство и архитектура;

– церковное и народное пение;

– экология природы, духа и совести;

– проектирование и создание благотворных систем;

– организация связи и сотрудничества между государств енными органами и религиозными конфессиями;

– использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.

В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.

Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно - технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл – ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар – лучшего проповедника Православия нашего времени – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам – народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт – иеромонах Роман (Матюшин):

Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой - Родина в опале.

Разгулялась погань - и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Отчет составил: доктор технический наук,

профессор, заслуженный деятель науки

протоиерей Александр Половинкин

Похожие публикации