Мориц большой секрет для маленькой компании читать. Большой секрет юнны мориц

ГЛУБОКО ОБОЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Я получила от вас три вагона писем, написанных разноцветными печатными буквами. Те, кто видел мультик «Большой секрет для маленькой компании», спрашивают: «А есть ли у вас ещё секреты? Сколько? И какие?» Отвечаю: «Есть! Всякие! Их много! Какие хотите?» Например, вы просите: «Откройте секрет - что делать, если в тёмной комнате живёт Одинокое Страшилище?» Пожалуйста! Открываю секрет: надо срочно обнять и погладить Страшилище, чтобы оно перестало быть таким одиноким. А потом - насмешить, чтобы оно перестало быть Страшилищем, а стало Смешилищем!

Или, например: «Откройте секрет - кого вы любите больше всего на свете?» Пожалуйста! Того, кто всегда растёт. Того, с кем всё время что-то случается. Того, кто летает во сне. Того, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий… Совершенно верно! Вы угадали! Больше всего на свете я люблю… вас! И поэтому вот уже 30 лет я для вас насвистываю свои стихотворения, как ёжик с дырочкой в правом боку. И ещё скажу (по секрету!), что всё в этой книжке - чистая правда и было лично со мной. Ведь ради такого серьёзного дела, как стихи для вас, я могу превращаться в Пони, в Весёлую Лягушку, в Кота-морехода, в Хохотальную Путаницу, в Летающую Лошадь, чтобы вы, мои дорогие, купались в Море Чудес.

Ваш поэт Юнна Мориц

Весёлый завтрак

ЁЖИК РЕЗИНОВЫЙ

По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы - волки вокруг?
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг.

Милая птица,
Извольте спуститься -
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро.

Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.

Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!

СКАЗКА ПРО ПЕСЕНКУ

Все козлята
Любят петь,
Все телята
Любят петь,
Все кудряшки
На барашке
Любят песенки свистеть!

А кто песенку поёт
иногда,
Тот от страха не умрёт
никогда!
А кто песенку всегда поёт,
Тому лапу
даже волк
подаёт!

Потому что -
ай-яй-яй! -
ни за что
Слопать песенку
не сможет
никто!

А вот песенка
в один
присест-
Ой-ёй-ёй!-
даже волка
съест!

По причине,
молодчине такой
Все лягушки поют
за рекой,
Все кузнечики поют
на лугу!
И могу ли я не петь?
Не могу!

Все козлята
Любят петь,
Все телята
Любят петь,
Все кудряшки
На барашке
Любят песенки свистеть!

ПОПРЫГАТЬ-ПОИГРАТЬ!

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же -
Попрыгать-поиграть!

А я была синицей,
Смешной носатой птицей,
И прилетала тоже
Попрыгать-поиграть!
Я пряталась
От кошек
И ела всяких мошек,
Но успевала всё же
Попрыгать-поиграть!

Теперь, как говорится,
Я вовсе не синица,
Не бегаю от кошек
И мошек не ловлю,
Но в праздник
У Петрушки
Попрыгать на пирушке,
Как прочие зверюшки,
Я всё-таки люблю!

ЗДРАВСТВУЙ, РОБОТ!

Здравствуй, Робот,
Приятель железный!
Не устал ли ты,
Друг мой любезный?

Известный словацкий писатель Рудо Мориц родился в 1921 году в небольшом селе Сучаны, закончил педагогическое училище, работал учителем в словацком селе… Затем вторая мировая война, активное участие в Словацком национальном восстании. После войны учеба в Братиславском педагогическом институте, научная работа в области педагогики и как естественное продолжение всей предыдущей деятельности - работа в Государственном издательстве детской и юношеской литературы «Младе лета», которое он уже многие годы возглавляет.

Но это лишь краткий перечень биографических данных.

А за ним напряженная творческая жизнь популярного автора многих произведений для детей и юношества, огромная организаторская работа в братиславском издательстве «Младе лета», которое стало центром издания детской литературы в Словакии и получило широкое международное признание, неутомимая деятельность пропагандиста социалистической детской литературы во всем мире.

Трудно сказать, что главное в его деятельности, но все же самым любимым занятием, которому Рудо Мориц посвятил около тридцати лет своей жизни, остаются книги для детей.

А их он - начиная с 1947 года, когда вышла в свет его первая книжка «Лыжник Мартин», - написал уже более двадцати пяти.

Рудо Мориц пишет о современной жизни словацких ребят, о спорте, но главное место в его творчестве принадлежит двум основным темам - прошедшей войне и природе.

Участие в Словацком восстании оставило большой след в жизни писателя, и потому повести о войне и борьбе с фашизмом занимают такое важное место в его творчестве. Наиболее известные из них, такие, как повесть «Взрыв», во многом автобиографичны.

Родившийся, в словацком, селе, впитавший в себя с детства всю необычайную красоту родного края, Рудо Мориц и впоследствии не порывает духовных связей со своими истоками. Вот почему рассказы о природе - неотъемлемая и важная часть его творчества. Наиболее известные книги этого цикла: - «Из охотничьей сумки» и «Сказки о лесе». Любите природу, дружите с ней, уважайте ее и оберегайте - говорит нам писатель.

Вот все, что хотелось сказать, хотя бы кратко, о нашем словацком друге Рудо Морице, прежде чем вы откроете его книгу.

С. Алексеев

Как я стал писать…

Как я стал писать? Когда я впервые столкнулся с искусством? Что в первый раз задело нежные струны моих чувств? Может быть, книжка? Или незабываемая картина? Или песня? Не так уж легко это мое возвращение в годы детства с целью узнать, что было первым и самым сильным. А может, одно было связано с другим, кирпичик ложился к кирпичику. Потому что и в самом деле все было не так-то просто.

Мне кажется, что все началось со сказки. С волшебной народной сказки. И с бабушки. А еще с природы…

Мы часто ходили к бабушке. Это была маленькая женщина, крохотное, небольшого роста создание; тяжелый труд иссушил ее, но бабушка сопротивлялась годам и тяжкой работе у хозяев.

Она жила в небольшой живописной деревушке в Турце. Уже само название этой деревушки было сказочное: Полерека. И была эта небольшая деревушка будто скроена для нашей бабушки. Вместе с ригами здесь было не больше двадцати построек. С одной стороны ее окружали горы, с другой - цветущие луга. А на верхнем конце прямо из отвесной скалы вытекал мощный источник, теплица, который всего на каких-нибудь сто метров ниже вертел тяжелое и обросшее мхом мельничное колесо. Мельница непрерывно постукивала. И даже стук ее был похож на сказочный.

И среди этого волшебного мира бабушка, положив натруженные руки на колени, рассказывала нам, детям, но вечерам сказки. Говорила она медленно, звуки произносила мягко, как и все в этой части Словакии, а мы тихо слушали. Неизвестно, откуда бабушка брала свои сказки, - может, у нее был какой-то волшебный мешок, из которого она их доставала, потому что каждый вечер рассказывалась новая сказка. Мне больше всего нравилась сказка о «Храбреце-удальце» - о парне, который ничего не боялся.

Тут где-то и началось мое знакомство с искусством. Со сказочной деревенькой, со сказочной скалой, из которой била чистая вода, со сказочной бабушкой и с самой сказкой. И к этому надо добавить дядиных сказочных коней, которые вообще-то возили тяжелые телеги, но мне казались такими буйными, что на них можно было перескакивать и через стены замков. И еще воскресные вечера, наполненные задушевным пением.

Вот так-то и начались мои встречи с настоящим искусством.

Потом пришло время книги, вернее, книг. Это не были «Робинзон Крузо» или «Остров сокровищ», приворожила меня впервые гораздо более скромная книга - «И грянул бой» Разусовой-Мартаконой. Простая история в стихах о жизни сельских мальчишек, которые разделились на два лагеря - на верхний и нижний конец деревни, а потом устраивали разные проделки; точили старые сабли, найденные у дедов на чердаках, шили боевые знамена из материнских юбок, таскали яблоки из господских садов. Вероятно, книжка эта очаровала меня не блеском ритма и рифм или поэтических узоров, а содержанием, близким моим мечтам и увлечениям.

Хотя никто меня не принуждал, я знал большую часть этого поэтического творения наизусть. Я декламировал его своим товарищам, а потом мы разыгрывали в лицах то, о чем было написано в книжке. До сих пор эта книжка занимает в моем сердце место, и я не верю тем, кто говорит мне, что она уже устарела и краса ее поблекла. Но сам я ее не хочу читать, чтобы не исчезли иллюзии детства. Потому что мы, взрослые, не всегда умеем найти в искусстве то волшебство, которое в нем находят дети.

Потом уже встречи с искусством стали всё более частыми. Мне повезло: после окончания народной школы я поступил в гимназию города Мартина.

Мартин был тогда средоточием словацкой культуры. Здесь находился культурный центр - Матица Словацкая и выходили книги, чудесные книги. В гимназии нас обучали учителя, посвящавшие свое свободное время искусству. И потому, кроме бабушки, я благодарен еще двум учителям за то, что они настежь распахнули передо мной врата в царство искусства, литературы и книг. Первый из них, Ми́кулаш Ста́но, был долгие годы моим классным наставником и учил меня словацкому языку и литературе. Сам переводчик с польского и французского языков (среди прочего он перевел и роман Сенкевича «В пустыне и в пуще»), он был вдохновенным знатоком литературы. А все, что он страстно любил, он с таким же увлечением передавал ученикам. Рекомендовал нам, что читать, требовал, чтобы лучшие образцы словацкой поэзии мы знали на память.

Он открывал нам неисчерпаемый кладезь сокровищ - от фольклора до тогдашнего модерна, отечественного и зарубежного. И я полюбил литературу и искусство до такой степени, что вступил в конфликт с математикой, физикой и химией.

Вторым, также удивительным человеком был учитель Ярослав Водражка, член Академии Художеств, один из основателей знаменитой библиотеки детских книг «Доброе слово», которую издавала Матица Словацкая. Он учил нас рисованию, раскрывал перед нами игру красок; мы замирали от восхищения, когда левой рукой несколькими штрихами он делал наброски то Яношика, то разных зверушек, то расписной избушки. Ярослав Водражка иллюстрировал и детские книжки. Некоторые из них он даже сам написал. Это был веселый человек, и его жизнерадостность и юмор переливались и в его иллюстрации и в рассказы, которые он сочинил. Помню, как сегодня: на один из уроков рисования он принес оттиски страниц книжки «Пираты». Это был его собственный фантастический рассказ с его же собственными иллюстрациями. Он показывал нам, как выглядит книжка на этой стадии производства. Глаза его светились восторгом, и у нас тоже разгорелись.

Annotation

Сборник известных стихов для детей - маленьких и не очень, мы хорошо знаем их по мультфильмам и песням. Кто же не знает ежика резинового?

Иллюстрации Михаила Самуиловича Беломлинского.

ГЛУБОКО ОБОЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Весёлый завтрак

ЁЖИК РЕЗИНОВЫЙ

СКАЗКА ПРО ПЕСЕНКУ

ПОПРЫГАТЬ-ПОИГРАТЬ!

ЗДРАВСТВУЙ, РОБОТ!

ИДЁТ ВЕСНА ПО ГОРОДУ!

МАЛИНОВАЯ КОШКА

ДЕЛЬФИН ДЕЛЬФИНЫЧ

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

СВЕЖИЙ БУБЛИК

В ОЧКАХ И БЕЗ ОЧКОВ

СТРАШИЛИЩЕ

ВЕСЁЛЫЙ ЗАВТРАК

ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО

ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

Я РАССКАЖУ ВАМ ПРО ПОКУПКУ

СЧАСТЛИВЫЙ ЖУК

Дом гнома, гном - дома!

ДОМИК С ТРУБОЙ

ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ

СТО ФАНТАЗИЙ

ТЕТРАДКА ДЛЯ СКАЗОК

ДОМ ГНОМА, ГНОМ - ДОМА!

РАСКУДРЯВЫЙ ПУДЕЛЁК

ШЁЛ КОЗЁЛ МОЛОДОЙ

ВАНЕЧКА-ПАСТУХ

РАЗГОВАРИВАЛИ ВЕЩИ

ПОПУГАЙ И УТКА

ТРУДОЛЮБИВАЯ СТАРУШКА

Я ВАРЕНИКИ ЛЕПЛЮ

СЛОНИХА, СЛОНЁНОК И СЛОН

Всё не от питания, а от воспитания!

БАЛЛАДА О ФОКУСАХ ШОКОЛАДА

ОЧЕНЬ ЗАДУМЧИВЫЙ ДЕНЬ

ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!

СТИРАТЬ СВОИ НОСКИ!

ЖОРА КОШКИН

ВЕСЁЛАЯ ЛЯГУШКА

БИЛЕТ НА ДАЧУ

ЭТО - ДА! ЭТО - НЕТ!

НЕ ВЕРЬТЕ ВОЛКУ!

КОНЕЦ ШУТИЛКИНА БОРИСА

ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ!

ЧТО НАД ЧЕМ?

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН САДОВНИК

КТО СИЛЬНЕЕ?

У КОТЁНКА РАБОТЁНКА

ЛЮБИМЫЙ ПОНИ

ВЫШЕЛ КОТИК НА ПРОГУЛКУ

БЕЛЫЕ РОМАШКИ

Море чудес

ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ

УСАТЫЙ СТРУЧОК

КОТ-МОРЕХОД

МОРЕ ЧУДЕС

КУВШИНКА

БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ

ЖИЛА-БЫЛА КОНФЕТА

ОГРОМНЫЙ СОБАЧИЙ СЕКРЕТ

ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА

ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК В ВОДЕ

КОРАБЛИК

ВОЛНУЮЩИЙ ВОПРОС

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

ЧТОБ ЛЕТАЛИ МЫ ВСЕ И РОСЛИ!

ГЛУБОКО ОБОЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Я получила от вас три вагона писем, написанных разноцветными печатными буквами. Те, кто видел мультик «Большой секрет для маленькой компании», спрашивают: «А есть ли у вас ещё секреты? Сколько? И какие?» Отвечаю: «Есть! Всякие! Их много! Какие хотите?» Например, вы просите: «Откройте секрет - что делать, если в тёмной комнате живёт Одинокое Страшилище?» Пожалуйста! Открываю секрет: надо срочно обнять и погладить Страшилище, чтобы оно перестало быть таким одиноким. А потом - насмешить, чтобы оно перестало быть Страшилищем, а стало Смешилищем!

Или, например: «Откройте секрет - кого вы любите больше всего на свете?» Пожалуйста! Того, кто всегда растёт. Того, с кем всё время что-то случается. Того, кто летает во сне. Того, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий… Совершенно верно! Вы угадали! Больше всего на свете я люблю… вас! И поэтому вот уже 30 лет я для вас насвистываю свои стихотворения, как ёжик с дырочкой в правом боку. И ещё скажу (по секрету!), что всё в этой книжке - чистая правда и было лично со мной. Ведь ради такого серьёзного дела, как стихи для вас, я могу превращаться в Пони, в Весёлую Лягушку, в Кота-морехода, в Хохотальную Путаницу, в Летающую Лошадь, чтобы вы, мои дорогие, купались в Море Чудес.

Ваш поэт Юнна Мориц

Весёлый завтрак

ЁЖИК РЕЗИНОВЫЙ

По роще калиновой,

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шёл ёжик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара галош.

Божьей коровке,

Цветочной головке

Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте, ёлки!

На что вам иголки?

Разве мы - волки вокруг?

Как вам не стыдно!

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

Милая птица,

Извольте спуститься -

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клёны алеют,

Ждёт вас находка в бюро.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ёжик резиновый

Шёл и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку!

СКАЗКА ПРО ПЕСЕНКУ

Все козлята

Любят петь,

Все телята

Любят петь,

Все кудряшки

На барашке

Любят песенки свистеть!

А кто песенку поёт

Тот от страха не умрёт

А кто песенку всегда поёт,

Тому лапу

даже волк

Потому что -

ай-яй-яй! -

ни за что

Слопать песенку

не сможет

А вот песенка

Ой-ёй-ёй!-

даже волка

По причине,

молодчине такой

Все лягушки поют

за рекой,

Все кузнечики поют

И могу ли я не петь?

Все козлята

Любят петь,

Все телята

Любят петь,

Все кудряшки

На барашке

Любят песенки свистеть!

ПОПРЫГАТЬ-ПОИГРАТЬ!

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идёт зверюшка

Попрыгать-поиграть!

Носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать-поиграть!

Косули и еноты,

И бегемоты

Бегут после охоты

Попрыгать-поиграть!

Малиновка,

Живая обезьянка,

У всех одно и то же -

Попрыгать-поиграть!

А я была синицей,

Смешной носатой птицей,

И прилетала тоже

Попрыгать-поиграть!

Я пряталась

И ела всяких мошек,

Но успевала всё же

Попрыгать-поиграть!

Теперь, как говорится,

Я вовсе не синица,

Не бегаю от кошек

И мошек не ловлю,

Но в праздник

У Петрушки

Попрыгать на пирушке,

Как прочие зверюшки,

Я быть хочу! Не после, не в веках,

Не наизусть, не дважды и не снова,

Не в анекдотах или в дневниках —

А только в самом полном смысле слова!

Ю. Мориц

Когда кто-то слышит имя поэтессы Юнны Мориц, то, конечно же, первым делом вспоминает мелодию из детства: «Под грустное мычание, под бодрое рычание…» Эти её знаменитые стихи «Большой секрет для маленькой компании», услышанные в далеком детстве, мы точно будем повторять не только своим детям, но и внукам.

Удивительный, сказочный мир Юнны Мориц, где-то даже сложный для восприятия ребенка — с букетами котов, композитором пирога, каретой причёсок, туманом в сметане – не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир. Козлики, коровы, козы, дельфины и, конечно же, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись Мориц и без очаровательных собак и щенков, у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет», а сами они «цветочки нюхают и поют серенады» и работают почтальонами.

Иллюстрация к стихотворению Юнны Мориц «Малиновая кошка»

Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические. В её поэзии действуют законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия. Неутомимая жажда сделать каждый день, каждую секунду праздником, извлечь все цвета, голоса, запахи заставляет Юнну Мориц создавать всё новых и новых героев.

У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения: капризничать и дурачиться имеет полное право каждый ребенок. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред», а также ребёнок должен знать, что рано или поздно ему предстоит столкнуться с миром зла. Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира, насколько это в принципе возможно.

Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха гарантировано всем.

Но не стоит забывать, что, кроме детских стихов, она писала и взрослую литературу. У Юнны Мориц вышли книги «Лоза», «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь», «На этом береге высоком», «В логове голоса», «Лицо», «Таким образом», «По закону — привет почтальону». Все они включали в себя элементы графики и живописи, которые, по словам поэтессы, не являются иллюстрациями: это такие стихи на особенном языке.

Но, конечно же, в сердце каждого из нас Юнна Мориц останется автором прекрасных стихов про «резинового ежика» и «большой секрет для маленькой компании». Её поэзия — особый мир, который нельзя выразить словами или подвести к неким стандартам. Все это было бы бесполезно и банально, так же, как банально перечислять темы, которым посвящены ее стихи: жизнь, смерть, любовь, творчество. Какой поэт об этом не пишет? Пишут многие. Но каждый - по-своему.

Текст: Марина Латышева

Похожие публикации