Народный университет имени а л шанявского. Московский городской народный университет имени А.Л

Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного генерал-майора А.Л. Шанявского (1837- 1905). Большая заслуга в открытии университета принадлежала его жене Л.А. Шанявской и книгоиздателю М.В. Сабашникову. Законопроект о Ш.у. с большими трудностями был проведен через Государственную думу и Государственный совет в июне 1908. По Уставу (утвержден 1 июля 1908) университет находился в ведении Московской городской думы (т.е. не принадлежал к системе учреждений МНП). Занятия начались 2 октября 1908. Ш.у. имел 2 отделения - научно- популярное и академическое. Научно- популярное отделение (4-годичное), на котором могли учиться лица с элементарной подготовкой, давало знания в объеме среднего учебного заведения. Академическое отделение (3-годичное) ориентировалось на образование в объеме университетской программы по 3 циклам: естественно-историческому, общественно-юридическому и историко-философскому. Занятия велись в вечернее время. В университет принимались лица обоего пола, не моложе 16 лет, без различия национальности, вероисповедания, не требовались документы об образовании. Отсутствие формальных ограничений определило демократический состав слушателей. Для преподавателей требовался опыт педагогической деятельности. В университете преподавали П.П. Блонский, В.П. Волгин, А.У. Зеленко, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман и др. Читались новые лекционные курсы (геохимия, теория растворов и ее применение в биологии и медицине и пр.). Ш.у. был и научным центром; в работе его семинаров, коллоквиумов принимали участие ученые других высших учебных заведений. Лица, окончившие Ш.у., не получали диплома. Несмотря на это, число слушателей росло. При университете организовывались различные курсы (срок обучения от 2 недель до 1 года) для подготовки практических работников по кооперации, библиотечному делу, местному самоуправлению и др. Работал библиотечный музей с обширным фондом библиотековедческой литературы. На курсах по дошкольному воспитанию под руководством С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, Л.К. Шлегер и др. широко использовался практический опыт слушателей. 1 октября 1912 Ш.у. получил построенное на средства Шанявской здание, приспособленное для учебных занятий (в т.ч. с аудиторией для показа учебных фильмов). В связи с реорганизацией системы народного образования университет был закрыт в конце 1918. Его академическое отделение влилось (1919) в МГУ, научно-популярное объединилось (1920) с рабочим факультетом Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ

Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского, учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного ген.-майора А. Л. Шанявского (1837-1905), большая заслуга в открытии ун-та принадлежала его жене Л. А. Шанявской и книгоиздателю М. В. Сабашникову. Законопроект о Ш. у. с большими трудностями был проведен через Гос. думу и Гос. совет в июне 1908. По Уставу (утвержден 1 июля 1908). ун-т находился в ведении Моск. гор. думы (т.е. не принадлежал к системе учреждений МНП). Занятия начались 2 окт. 1908.

Ш. у. имел 2 отделения - науч.-популярное и академическое. Науч.-популярное отделение (4-годичное), на к-ром могли учиться лица с элементарной подготовкой, давало знания в объеме ср. уч. заведения. Академич. отделение (3-годичное). ориентировалось на образование в объеме университетской программы по 3 циклам: естеств.-ист., обществ.-юрид. и ист.-философскому. Занятия в ун-те велись в вечернее время. В ун-т принимались лица обоего пола, не моложе 16 лет, без различия национальности, вероисповедания, полит. убеждений, не требовались док-ты об образовании. Отсутствие формальных ограничений определило демокр. состав слушателей: мелкие служащие, учителя, ремесленники, квалифициров. рабочие. Преподаватели могли не иметь ученой степени, но требовались науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те преподавали крупные ученые, по разл. причинам лишенные возможности работать в казенных высш. уч. заведениях (П. П. Блонский, В. П. Волгин, M. H. Гернет, Ю. В. Готье, А. У. Зеленко, Н. К. Кольцов, П. Н. Лебедев, Н. М. Лукин, H. H. Полянский, А. Н. Реформатский, А. Е. Ферсман и др.). В ун-те читались новые лекционные курсы (геохимия, теория растворов и ее применение в биологии и медицине и др.). Ш. у. был и науч. центром; в работе физ. семинара, биол. коллоквиума и т. п. принимали участие ученые др. высш. уч. заведений.

Лица, окончившие Ш. у., не получали диплома. Несмотря на это, число слушателей росло: на академии, отделении - с 964 чел. в 1908/09 уч. г. до 2466 в 1915/16 уч. г.; на науч.-популярном - с 342 чел. в 1910/11 уч. г. до 1469 в 1915/16 уч. г. При Ш. у. организовывались разл. курсы (срок обучения от 2 нед до 1 года). для подготовки практич. работников по кооперации, библиотечному делу, местному самоуправлению и др. Работал библиотечный музей с обширным фондом библиотековедч. лит-ры. На курсах по дошк. воспитанию под руководством С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой, Л. К. Шле-гер и др. широко использовался практич. опыт слушателей. 1 окт. 1912 Ш. у. получил построенное на средства Шанявской здание, приспособленное для уч. занятий (в т. ч. с аудиторией для показа уч. фильмов).

В связи с реорганизацией системы нар. образования ун-т был закрыт в кон. 1918. Академич. отделение 20 авг. 1919 влилось в МГУ, науч.-популярное 1 нояб. 1920 объединилось с рабочим ф-том Ком-мунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(федеральный)

Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского - негосударственное (муниципальное) высшее учебное заведение, существовавшее в Москве в -1920 годах .

Здание Университета, построенное в 1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади . Сейчас в этом здании находится Российский государственный гуманитарный университет .

История создания

Преподавали известные учёные А. Кизеветтер , А. Чаянов , М. Богословский , Ю. Готье и многие другие. В университете учились С. Есенин , Янка Купала , Н. Клюев , С. Клычков , Р. Вишняк и другие.

Учащиеся сами решали, какие лекции они хотели бы прослушать - не было обязательных дисциплин, и каждый студент самостоятельно определял, чему он хотел учиться.

Университет управлялся советом попечителей, из которых половина утверждалась Городской Думой, а другая половина избиралась самим советом. В составе совета было шестеро женщин (включая Лидию Алексеевну). Отдельно существовал академический (учёный) совет, ответственный за учебные программы.

Здание на Миусской

К зиме 1911/1912 года была окончена коробка здания, а 2 октября 1912 оно приняло первых слушателей; их к этому времени было более 3500. Всего в здании было 23 учебных класса, из них три - амфитеатры на 600, 200 и 200 человек. Шуховский остекленный колпак над большим амфитеатром был оборудован управляемой электричеством шторой, которая за несколько минут превращала светлую аудиторию в кинозал. Большой амфитеатр в то время носил название «филармоническая аудитория» - в ней часто проходили открытые концерты университетского хора учащихся и преподавателей, а также лучших московских музыкантов. Проект здания был удостоен на проведённом в 1914 году Городской управой конкурсе лучших построек II премии и серебряной медали .

Позже на Миусской площади обосновался также и (1915), в том же году был освящён первый придел строящегося собора св. Александра Невского (архитектор А. Н. Померанцев).

Профессура

Один из ведущих профессоров университета Кизеветтер Александр Александрович .

В 1911-1912 годы в университет пришли видные профессора МГУ , уволившиеся вследствие Дела Кассо .

Среди преподавателей:

Выпускники и слушатели

Известные выпускники (слушатели):

Закрытие университета и судьба здания

Последним главой попечительского совета был один из его учредителей, П. А. Садырин . В 1918 году университет был национализирован, управление перешло от попечительского совета к чиновникам Наркомпроса . В 1919 году его академические отделения были объединены с факультетами МГУ.

В 1920 году структуры, составлявшие бывшее академическое отделение университета, были ликвидированы, а научно-популяризаторское отделение объединено с Коммунистическим университетом имени Я. М. Свердлова , который и занял здание на Миусской . Затем там располагался его преемник - Высшая партийная школа . В настоящее время здание занимает Российский государственный гуманитарный университет . Здание частично утратило первоначальный декор. Преемником Университета также называет себя Московский государственный открытый университет (МГОУ) , расположенный в другом месте.

Биологическая коллекция университета в 1922 году была передана вновь учреждённому Биологическому музею имени К. А. Тимирязева .

Напишите отзыв о статье "Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского"

Примечания

Литература

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М .: O-Мастеръ , . - С. 382. - 701 с. - (Строители России, ХХ век). - ISBN 5-9207-0001-7 .
  • Ващило Н., Работкевич И., Слепухина С. Площадь Просвещения // Московский Архив. - М.: Мосгорархив, 1996. - Вып. 1. - С. 250-261. - ISBN 5-7728-0027-9
  • Овсянников А. А. Миусская площадь, 6. - М .: Московский рабочий, 1987. - 63 с. - (Биография московского дома). - 75 000 экз.
  • Чаянов А. В. История Миусской площади. - М., 1918.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 16-02-2012 (2689 дней) - история , копия )

Отрывок, характеризующий Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского

– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.

История создания

Альфонс Леонович Шанявский (1837-1905) - генерал русской армии, колонизатор Дальнего Востока, впоследствии - сибирский золотопромышленник, завещал все свое состояние на создание университета, открытого для всех, независимо от пола, вероисповедания и политической благонадёжности. «Главной его мечтой всегда было все свои средства оставить на такое высшее учреждение, где могли бы свободно, без требования аттестатов зрелости и пр. учиться и мужчины и женщины, и русские и нерусские, одним словом, все, кто учиться желает» (Л. А. Шанявская). Шанявский умер 7 ноября 1905, успев подписать дарственную Университету на собственный дом на Арбатe . После трех лет борьбы с чиновниками, в 1908, университет открылся в этом доме стараниями его вдовы Лидии Алексеевны . «Денежная сторона отходит совершенно на задний план сравнительно с энергией, затраченной Лидией Алексеевной… если бы не её моральный авторитет, проект университета в июне 1908 г. был бы похоронен ретроградно настроенным Государственным Советом» (письмо правления Университета в ВЦИК 27 апреля 1920).

Первые годы Университет действовал в доме Шанявских на Арбате (по другим источникам - на Волхонке, 14); в первом наборе было 400 слушателей. Университет имел два отделения: научно-популярное и академическое, а также курсы элементарных знаний для слабо подготовленных слушателей. На них готовили специалистов по местному самоуправлению, кооперативному, библиотечному, холодильному делу и т. п. Плата за посещение лекций - 45 рублей в год (сокращенный вариант - 30 рублей) - была достаточно доступна для широких слоёв населения. «Поступил в Университет Шанявского на историко-философский отдел. Но со средствами приходится скандалить» - Сергей Есенин , письмо А. Г. Панфилову от 22 сентября 1913.

Университет самоуправлялся советом попечителей, из которых половина утверждалась Городской Думой, а другая половина - избиралась самим советом. В составе совета было шестеро женщин (включая Лидию Алексеевну). Отдельно существовал академический (учёный) совет, ответственный за учебные программы.

Здание на Миусской

Вскоре, город выделил для растущего университета участок земли на Миусской площади . Там, на далекой малолюдной окраине, на месте бывших лесных складов, возник новый культурный центр города. В 1898 году началось строительство реального училища имени Александра II , за ним последовали начальные училища (), ремесленное училище имени П. Г. Шелапутина (), Абрикосовский родильный дом ().

В жюри конкурса архитектурных проектов вошли, кроме членов Совета, Ф. О. Шехтель , Л. Н. Бенуа , C. У. Соловьёв и другие первоклассные архитекторы. Из двадцати проектов пять были премированы, однако Совет счёл, что ни один из них не отвечает планам развития; Л. А. Шанявская лично выступила «против всех». В январе А. А. Эйхенвальд предложил свой проект, который и был принят за основу. Чертежи фасада и художественной отделки выполнил И. А. Иванов-Шиц (который в большинстве источников называется единоличным автором), проект перекрытий консультировал В. Г. Шухов , а руководил постройкой - А. Н. Соколов.

К зиме 1911/1912 года была окончена коробка здания, а 2 октября оно приняло первых слушателей; их к этому времени было более 3500. Всего в здании было 23 учебных класса, из них три - амфитеатры на 600, 200 и 200 человек. Шуховский остекленный колпак над большим амфитеатром был оборудован управляемой электричеством шторой, которая за несколько минут превращала светлую аудиторию - в кинозал.

Профессура и выпускники

Один из ведущих профессоров университета Кизеветтер Александр Александрович.

  • Эйхенвальд, Александр Александрович

Разгром университета и судьба здания

Последним главой попечительского совета был один из его учредителей, П. А. Садырин (1877-1938).

В 1918 году университет был национализирован, управление перешло от попечительского совета - к чиновникам

Негосударственное (муниципальное) высшее учебное заведение, существовавшее в Москве в -1920 годах .

Здание Университета, построенное в 1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади . Сейчас в этом здании находится Российский государственный гуманитарный университет .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К зиме 1911/1912 года была окончена коробка здания, а 2 октября 1912 оно приняло первых слушателей; их к этому времени было более 3500. Всего в здании было 23 учебных класса, из них три - амфитеатры на 600, 200 и 200 человек. Шуховский остекленный колпак над большим амфитеатром был оборудован управляемой электричеством шторой, которая за несколько минут превращала светлую аудиторию в кинозал. Большой амфитеатр в то время носил название «филармоническая аудитория» - в ней часто проходили открытые концерты университетского хора учащихся и преподавателей, а также лучших московских музыкантов. Проект здания был удостоен на проведённом в 1914 году Городской управой конкурсе лучших построек II премии и серебряной медали .

    Позже на Миусской площади обосновался также и (1915), в том же году был освящён первый придел строящегося собора св. Александра Невского (архитектор А. Н. Померанцев).

    Профессура

    Среди ведущих профессоров университета и преподавателей:

    Выпускники и слушатели

    Известные выпускники (слушатели):

    Реорганизация университета

    Последним главой попечительского совета был один из его учредителей, П. А. Садырин . В 1918 году университет был национализирован, управление перешло от попечительского совета к структурам Наркомпроса . В 1919-20 г. бывшее академическое отделение университета, было объединено с факультетами МГУ, а научно-популяризаторское отделение вошло в состав

    Университет Шанявского, для которого в начале ХХ века было построено великолепное здание на Миусской площади, был хорошо известен в Москве. Но не все знали, что это учебное заведение было тесно связано со старым неказистым строением на Арбате, более того, именно благодаря старому дому и существовало.

    Народный общедоступный университет был построен на средства мецената - польского дворянина, русского генерала Альфонса Шанявского. Будущий генерал родился в 1837 году в Польше, но еще ребенком был отправлен в Россию, в кадетский корпус. Император Николай I распорядился, чтобы из знатных польских семейств брали по мальчику для обучения в России. Так для Альфонса Шанявского был определен жизненный путь. Блестящий гвардейский офицер, выпускник Академии Генерального штаба, он мог сделать карьеру в Петербурге, но по собственной воле поехал служить на Амур. Он хорошо узнал Дальний Восток, в 38 лет вышел в отставку в чине генерал-майора и занялся разработкой золотых приисков. Вскоре он и его компаньоны - инженер Павел Берг и чаеторговец Василий Сабашников - превратились в преуспевающих золотопромышленников.

    Альфонс Леонович Шанявский

    В 1870-х годах разбогатевшие компаньоны переезжают в Москву. Берг продолжает заниматься предпринимательством, строит сахарные заводы и вскоре его называют не иначе, как "сахарный король". Сабашников тоже удачно ведет дела, но при этом много тратит на благотворительность. А Шанявский выгодно вкладывает деньги в недвижимость, приобретает несколько домов в Москве и... практически все доходы пускает на развитие образования. Он жертвовал на организацию Женского врачебного института, гимназий в Благовещенске и других городах, создание Сельскохозяйственной школы в Чите и Польской библиотеки в Москве, но главной мечтой его жизни было строительство Народного университета, в котором образование мог бы получить любой человек, вне зависимости от пола (женщины во многие образовательные учреждения не допускались), вероисповедания, национальности и уровня подготовки. Для финансирования этого проекта Шанявским в 1884 году был приобретен дом на Арбате. Это строение под №4, соседствующее с рестораном "Прага", сохранилось да наших дней.


    В пушкинские времена дом принадлежал секунд-майору Загряжскому и имел вид изящного барского особняка в стиле "ампир", с 6-колонным портиком и лепниной. Потом портик и лепнина исчезли. Дом надстроили и соединили общим фасадом с соседней каменной лавкой, также подросшей на один этаж. Длинное, изогнутое здание приносило хороший доход: первый этаж сдавался под магазины, а в верхних были устроены меблированные "нумера" - недорогая гостиница, которая никогда не пустовала. Но и это было не все - во дворе находилось еще 23 строения, целый плотно застроенный городской квартал. И все они давали доход, который должен был пойти на строительство и содержание университета. Министерство просвещения долго сопротивлялось открытию Народного университета. В 1905 году генерал Шанявский скончался, не дожив до воплощения своей мечты. Но арбатское владение он завещал городу с условием, что все доходы предназначаются университету, а если до 1908 года дело не сдвинется с мертвой точки, отходят в пользу Женского института.


    Торжественная закладка здания университета Шанявского в 1911 году. В первом ряду, третий слева - В.Ф. Джунковский

    В 1908 году университет Шанявского все же начал работу. Основная заслуга в этом принадлежала вдове генерала Л.А. Шанявской и книгоиздателю М.В. Сабашникову, сыну давнего друга генерала. Михаил Сабашников стал душеприказчиком Шанявского и выполнил его волю. Поначалу занятия велись в различных аудиториях, в том числе в арендованном Голицынском дворце на Волхонке и в Политехническом музее. К постройке специального здания приступили только в 1911 году. Но уже в первом наборе 1908 года оказалось 400 слушателей. Действовало 2 отделения - научно-популярное и академическое, и подготовительные курсы для тех, у кого была слабая подготовка. Среди преподавателей оказались В. Брюсов, В. Вернадский, Е. Трубецкой, А. Кони, А. Кизеветтер, А. Ферсман, С. Муромцев и многие другие. Чтобы ускорить постройку учебного здания, Лидия Алексеевна Шанявская внесла еще 250 тысяч рублей, якобы от имени "неизвестного лица". К 1912 году, когда открылись двери новых аудиторий, слушателей было уже 3600, а к 1915 - свыше 5500, причем более половины составляли женщины. Плата за обучение взималась, но минимальная - 40 руб. в год, а для льготников - 30 руб. В университете учились Сергей Есенин, Николай Клюев, Анастасия Цветаева, Янко Купала, Николай Тимофеев-Ресовский...
    В филармонической аудитории проходили концерты и киносеансы. Физические и химические лаборатории были оборудованы для проведения опытов. При университете действовали библиотека, бюро по трудоустройству, организация взаимопомощи.


    Фоторепортаж об университете Шанявского в журнале "Искры", 1913, №23.

    В 1918 году университет Шанявского был национализирован и на следующий год в здании обосновался новый, Коммунистический университет им. Свердлова, в 1930 годы - ВПШ (Высшая партийная школа), потом Академия общественных наук при ЦК КПСС. В настоящее время комплекс зданий занят Российским гуманитарным университетом.
    Альфонс Леонович Шанявский был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. В 1921 году в одной могиле с ним упокоилась и его вдова Лидия Алексеевна Шанявская, положившая, как и муж, все силы на развитие народного образования. В 1930 году монастырь был разрушен, а кладбище уничтожено. Могила Шанявских не сохранилась.

Похожие публикации