НОД (по нетрадиционной техники рисования) «Крошки - осьминожки» в группе раннего возраста. Маленькая егоза Осьминожки рисование ладошками конспект занятия

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Крошки - Осьминожки»

Цель: Создать условия для экспериментирования отпечатками ладошек. Показать сходства очертания осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образцы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли). Развивать фантазию, эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность, активизировать творческую инициативу, эмоциональный отклик на свою работу.

Предварительная работа: Рассматривание изображения осьминога и водных растений. Чтения стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка».

Оборудование: ватман, краски гуашевые разного цвета, в баночках и блюдцах по величине ладони, кисти, баночки с водой, клеёнки, салфетки.

Ход занятия:

1. Создание позитивного настроения.

Игра «Земля, вода, воздух»

Воспитатель произносит названия животных, птиц, рыб. Задача участников игры – сказать, где обитает названное существо, то есть:на земле, в воде или в воздухе.

2. Мотивация деятельности.

Дети, каких вы знаете домашних животных?

Какие птицы живут в лесу? А каких птиц мы можем увидеть в городе?

Поднимите руку у кого дома есть аквариум? Какие рыбки в нем живут? А какие существа обитают в море?

К нам в гости сегодня пришел один интересный морской обитатель.

Ребята, кто это? (Воспитатель показывает иллюстрацию осьминога)

Воспитатель объясняет названия слова осьминог - потому что восемь ног.

Чтение стихотворения:

Жил осьминог.
Со своей осьминожкой,
И было у них
Осьминожков немножко.

Все они были
Разного цвета:

Первый - зеленый,
Второй - фиолетовый,
Третий - как зебра,
Весь полосатый,
Черные оба -
Четвертый и пятый,
Шестой - темно-синий
От носа до ножек,
Желтый-прежелтый -
Седьмой осьминожек,
Восьмой -
Словно спелая ягода,
Красный...
Словом, не дети,
А тюбики с краской.

Воспитатель:

Посмотрите на нашего осьминога.

Какой формы у него туловище? (круглое)

Что у него есть? (щупальца)

Какого он цвета? (зеленого)

Осьминоги бывают и других цветов. Они часто меняют свой цвет.

Путешествуя по морскому дну, они осторожно передвигаются на своих ногах-щупальцах. Они могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину, замирать на месте и быстро-быстро плавать.

3. Изобразительная деятельность.

Почему же наш Осьминожек такой грустный?

Потому, что он совсем один и у него нет друзей.

Ребята, давайте мы ему поможем.

Коллективное рисование нетрадиционным способом. Дети поочередно опускают ладошку в краску и отпечатывают ее на ватмане, так чтобы растопыренные пальцы были направлены вниз и дали отпечатки.

4. Просмотр и обсуждение работы.

Осьминог благодарит деток за помощь, и радуется, что у него появилось много друзей.

https://pandia.ru/text/80/326/images/image002_10.jpg" width="493" height="340">

Задачи: Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, графические навыки, моторику рук. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

Нетрадиционные техники: Печать ладошкой, рисование пальчиками.

Предварительная работа: Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка», морское дно.

Материалы и оборудование: Банки с водой, ватман с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков».Музыкальное сопровождение: шум моря,песня «Осьминожки».

Ход занятия:

Ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие, скорее занимайте свои места на подводной лодке. Включается проектор со слайдами изображением моря:

Ребята, посмотрите на картинку. Что на них изображено? (море)

Море какое? (глубокое, сильное, огромное ) .

А теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.

Там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог и его дети, маленькие осьминожки. Ребята, они очень рады, что мы зашли к ним в гости и хотят с вами повеселиться.

Физкультминутка: Танец «Осьминожки».

Молодцы, ребята. Повеселились мы на славу. Присаживайтесь на свои места, я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов)

Жил осьминог со своей осьминожкой

И было у них осьминожков немножко

Все они были разного цвета:

Первый зеленый, второй фиолетовый

Третий, как спелая ягода красный

Словом не дети, а тюбики с краской.

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели, меняли цвета

Каждый мог сделаться цвета любого,

От темно красного до голубого.

Вот однажды камбала маму в гости позвала,

Чтобы с ней на глубине поболтать наедине.

Мама рано поднялась,

Мама быстро собралась

А папа за детишками остался наблюдать

Их надо разбудить, одеть,

Умыть и накормить

И вывести гулять.

Только мама за порог,

Малыши с кроваток скок

Поменяли все цвета,

Стали цветом как вода

Папа деток своих ищет,

Папа ползает по днищу

Нет ребят-беда,беда

И кругом одна вода.

Бедный папа загрустил

Нет у папы больше сил.

Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный)

Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят)

Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек? (рыбку, тюльпан, птичку). А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз.

Вот такие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.

А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик.

А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке-мизинчек. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.

Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома.

(меняю картинку грустного папы на веселого)-Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела-все в порядке и улыбнулась(выставляю картинку мамы). Тише ребята! Мне кажется папа нам что-то говорит(прислушиваемся), ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь.

Ну а теперь нам пора возвращаться на сушу но для этого нам надо выполнить еще одно морское задание нам надо показать обитателей морского дна

Игра «Море волнуется, раз»

Дети садятся на подводную лодку (на стулья) и появляется картинка суши.

А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок- помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята.

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение города Нижневартовска

детский сад №61 «Соловушка»

открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

отпечаток ладошкой и рисование пальчиками

средняя группа

Мастер-класс по проведению НОД

рисование - «Осьминожки»

в старшей группе

(нетрадиционная форма рисования)

«Осьминожки»

Цель:

  • Формировать умение владеть нетрадиционными техниками рисования;
  • Развивать воображение, умение различать цвета;
  • Создавать радостное настроение;
  • Воспитывать любовь к природе, сопереживать обитателям живой природы в трудностях.

Программное содержание:

Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить

Создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий

(водоросли, щупальца осьминога);

Развивать восприятие, чувство формы ритма;

Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Активизировать словарь: осьминог, водоросли.

Оборудование:

  • столы;
  • ватман (тонированный в голубой цвет);
  • гуашь;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ватные палочки;
  • поролоновые губки;
  • шаблон и трафарет осьминожек;
  • ободки-маски;
  • раковина с «морскими камушками» конфетками;
  • деревья в летнем уборе (муляжи);
  • видеозапись
  • аудиозапись

Сюрпризный момент: тетя Осьминожка (костюмированная)

Ход занятия:

В. Сейчас у нас на улице холодно. А хотите попасть в лето, когда тепло.

Д. Да

В. Сейчас Вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова

Дети закрывают глаза.

В. По щучьему велению, по моему хотению, пусть у нас снова будет лето и тепло, о мы очутимся у моря.

Дети открывают глаза.

В. Вот и лето. Посмотрите, светит солнышко. На деревьях листочки зеленые, А вот и море. Просмотр мультфильма «Осьминожки»

В. Кто это в море плавает?

Д. Рыбки, Осьминожки

В. Какого они цвета?

Д. Красного, желтого, зеленого, синего.....

В. А вы хотите быть рыбками?

Д. Да!

В. Давайте поиграем в игру «Цветные рыбки».

Д. Ура!

Подвижная игра «Цветные рыбки». На голове у играющих участников цветные ободки с нарисованными рыбками, окрашенными в разные цвета - красный, желтый, зеленый, синий и т. д. По сигналу участники игры «рыбки» бегают в разных направлениях, имитируя движения рыбок.

Ведущая «рыбка» приговаривает:

Вдруг, откуда-то большая

Выплывает рыба злая.

Хочет рыбок напугать,

Хочет рыбочек поймать.

Эй, подружки, берегитесь

От зубастой схоронитесь

Выплывает зубастая рыбка, ловит цветных рыбок. Рыбки разбегаются в разные стороны, прячутся «за водоросли», такого же цвета, как сама рыбка.

В. Молодцы, все убежали от зубастой рыбки. Слышите, а кто это так грустно приговаривает? Так это тетя Осьминожка. Давайте ее спросим, почему она грустит. (подходят к тете Осьминожке).

Д. Тетя Осьминожка, почему ты такая грустная?

т. Осм. Как же мне не печалиться. Мои маленькие детки-осьминожки плавали, резвились, они были такие веселые. Вдруг, приплыла зубастая рыба, всех моих деток- осьминожек распугала, и теперь я не знаю где их искать.

В. Тетя Осьминожка, а какие у тебя детки? На кого они похожи?

т. Осм. Они такие же, как и я, только маленькие. А вот, посмотрите, это их фотографии. (показывает нарисованную картинку)

В. Дети, хотите помочь тете Осьминожке?

Д. Да!

В. тетя Осьминожка, не грусти, мы тебе поможем вернуть твоих деток. Давайте нарисуем красивых, разноцветных осьминожек. Хотите, научу Вас?

Д. Да!

В. Приглашаю Вас пройти за столы, обращаю Ваше внимание на ватман, затонированный в голубой цвет. Это море. Нужно нарисовать осьминожек, а рисовать будете тем способом, который Вам больше нравится. Я Вам покажу, как можно рисовать (показываю и комментирую свои действия).

  • «Рисование ладошкой». Обмакиваю ладонь в гуашь и прижимаю ладонь к листу бумаги, ватной палочкой или пальчиком дорисовываю глазки, ротик;
  • Рисование по трафарету, используя технику рисования «оттиск». Накладываю на лист бумаги трафарет, использую паралоновую губку, обмакиваю губку в гуашь и покрываю краской всю осьминожку;
  • Рисование «тычком». Обвожу осьминожку по шаблону. Беру жесткую кисточку, обмакиваю в гуашь и, держа кисть вертикально по отношению к листу бумаги, ударяю по рисунку. Тычки произвожу до тех пор, пока не закрасится весь рисунок. Глаза дорисовываю ватной палочкой или пальцем.
  • Рисование по трафарету, используя технику нетрадиционного рисования «набрызг». Накладываю на лист трафарет, тонирую осьминожку, разбрызгивая краску, используя зубную щетку.

Ну все приступаем к работе (звучит спокойная музыка)

В течение рисования советую, подсказываю.

Физкультурная минутка: Пальчиковая гимнастика «Ветер»

Ветер дует по волнам

Тут и там, тут и там

Ветер крутит, он так шумит -

Море мутит

Капли брызнули

Рыбки прыгнули.

Воспитатель обращается к тете Осьминожке.

В. Посмотрите, пожалуйста, тетя Осьминожка, мы вернули твоих деток- осьминожек.

Тетя Осьминожка рассматривает рисунки, Хвалит, говорит, что очень красивые получились осьминожки. Говорит, что больше грустить она не будет. Дарит раковину с «морскими камушками» конфетками.

В. А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова

Дети закрывают глаза.

А. Раз, два, три, из лета нас верни. Вот мы и дома.

Воспитатель задает вопросы деткам:

  • Где мы с вами побывали? (на море)
  • Кого видели, Встретили? (рыбок в море, осьминожек, тетю Осьминожку)
  • Какие Вы чувства испытали, когда играли в игру «Цветные рыбки» (радость)
  • А когда плакала тетя Осьминожка? (жалость испытывали)
  • А когда рисовали (удовольствие)
  • А когда смотрели мультфильм, что чувствовали? (удивление)
  • Что запомнили больше всего? (тетю Осьминожку, как играли, смотри мультик и т. д.)
  • Какой способ рисования интереснее? (ладошкой, тычком, по шаблону и т. д.)
  • Что хорошо получилось у Вас? (ответы детей)
Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Занятие 21. Осьминог (Рисование ладошкой)

Программное содержание. Познакомить детей с техникой печатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание.

Демонстрационный материал. Альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки.

Раздаточный материал. Голубой лист бумаги, широкая мисочка с разведенной водой гуашью, гуашь, кисть, тряпочка.

Ход занятия

Прочитайте детям отрывок из стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка»:

Жил осьминог

Со своей осьминожкой,

И было у них

Осьминожков немножко.

Вот однажды камбала

Маму в гости позвала,

Чтобы с ней на глубине

Поболтать наедине.

Только мама за порог -

Малыши с кроватей скок,

Стулья хвать,

Подушки хвать -

И давай воевать!

Долго сонный осьминог

Ничего понять не мог.

Желтый сын

Сидит в графине,

По буфету скачет синий,

А зеленый на люстре качается.

Ничего себе день начинается!

Скажите детям: «Вы знаете, что случилось потом? Все детишки-осьминожки перепутались, попрятались, всех папа-осьминог растерял!»

Покажите ребятам альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки, и предложите: «Давайте поможем папе-осьминогу найти осьминожков! Вот молодцы! Как вы думаете, почему осьминогов так интересно зовут? Верно, у них по восемь ног! А теперь давайте нарисуем маму-осьминога!»

Раздайте малышам листы бумаги голубого цвета. Сначала предложите им потренироваться: делать отпечаток сухой ладонью. Затем покажите малышам, как нужно опустить ладонь в мисочку с гуашью и делать отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге.

Когда отпечаток высохнет, нужно довести их до образа осьминога: дорисовать глаза, рот. Предложите детям рядом с осьминогом нарисовать кистью водоросли, а пальчиками изобразить камни.

Из книги Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Занятие 1. Мой любимый дождик (Рисование пальчиками) Программное содержание. Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек.Демонстрационный материал. Зонт.Раздаточный материал. Белый или серый альбомный лист с нарисованными на нем

Из книги автора

Занятие 2. Зернышки для цыплят (Рисование пальчиками) Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в порядковом счете до трех.Раздаточный материал. Альбомный лист на котором нарисована курица;

Из книги автора

Занятие 3. Домашнее консервирование (Рисование пальчиками) Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речь и мышление.Демонстрационный материал. Натуральные абрикосы и сливы или муляжи, тарелка, 2

Из книги автора

Занятие 6. Звездное небо (Рисование пальчиками) Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы. Воспитывать доброту и отзывчивость.Демонстрационный материал. Игрушка – крот.Раздаточный материал. Картон черного цвета;

Из книги автора

Занятие 7. Падающий снег (Рисование пальчиками) Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений. Развивать внимание.Демонстрационный

Из книги автора

Занятие 9. Помоги зайчику (Рисование пальчиком на крупе) Программное содержание. Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и

Из книги автора

Занятие 10. Мяч (Рисование кистью) Программное содержание. Учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Рисовать кистью круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать координацию

Из книги автора

Занятие 11. Воздушные шары (Рисование поролоновым тампоном) Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.Демонстрационный материал. Воздушный

Из книги автора

Занятие 15. Весенняя капель (Рисование пальчиками) Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев.Раздаточный материал.

Из книги автора

Занятие 17. Праздничный салют (Рисование кистью) Программное содержание. Учить детей рисовать кистью методом «примакивания». Развивать речь и мышление.Демонстрационный материал. Картинка с изображением праздничного салюта.Раздаточный материал. Лист голубой цветной

Из книги автора

Занятие 18. Ласковое солнышко (Рисование пальчиками) Программное содержание. Познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.Демонстрационный материал. Желтый картонный круг.Раздаточный

Из книги автора

Занятие 19. Спрятались в траве (Рисование кистью) Программное содержание. Учить детей рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей плоскости листа. Продолжать учить анализировать содержание сказки.Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы муха,

Из книги автора

Занятие 20. Горох для петушка (Рисование пальчиками) Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисован петух; зеленая гуашь, разведенная водой;

Из книги автора

Занятие 22. Волны (Рисование кистью) Программное содержание. Учить детей рисовать кистью волнистые линии. Продолжать развивать интерес к сказке. Упражнять в речевом дыхании.Демонстрационный материал. Таз с водой, маленький кораблик из пенопласта (или сложенный из

Из книги автора

Занятие 23. Ступеньки для лесенки (Рисование поролоновым тампоном) Программное содержание. Учить детей рисовать поролоновым тампоном короткие прямые линии слева направо, соблюдая расстояние между ними. Воспитывать отзывчивость и доброту.Раздаточный материал. Альбомный

Из книги автора

Занятие 24. Клубки ниток (Рисование кистью) Программное содержание. Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять и уточнять правильное произношение звука о.Демонстрационный материал. Клубок шерстяных ниток,

Ольга Червякова

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Осьминог »

Цель : продолжать развивать умение работать в нетрадиционной технике рисования (печатание) ;развивать фантазию,эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность, активизировать творческую инициативу,эмоциональный отклик на свою работу.

Материалы : иллюстрация Осьминог , гуашь разного цвета, салфетки для рук, ватман.

Ход занятия

1. Создание позитивного настроения.

Игра «Земля, вода, воздух»

Воспитатель произносит названия животных, птиц, рыб. Задача участников игры – сказать, где обитает названное существо, то есть :на земле, в воде или в воздухе.

2. Мотивация деятельности.

Дети, каких вы знаете домашних животных?

Какие птицы живут в лесу? А каких птиц мы можем увидеть в городе?

Поднимите руку у кого дома есть аквариум? Какие рыбки в нем живут? А какие существа обитают в море?

К нам в гости сегодня пришел один интересный морской обитатель.

Ребята, кто это? (Воспитатель показывает иллюстрацию осьминога )

Чтение стихотворения

Осьминог

Жил в пещере Осьминог ,

Голова и восемь ног,

Есть присоски на ногах ,

Мог он плавать на волнах!

От врагов он убегал,

Как ракета он летал,

У него была своя,

Реактивная струя!

Никого не обижал

И окраску он менял,

Своих деток он любил,

С водолазами дружил!

Посмотрите на нашего осьминога .

Какой формы у него туловище (круглое)

Что у него есть (щупальца)

Какого он цвета (зеленого)

-Осьминоги бывают и других цветов. Они часто меняют свой цвет.

Путешествуя по морскому дну, они осторожно передвигаются на своих ногах-щупальцах. Они могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину, замирать на месте и быстро-быстро плавать.

3. Изобразительная деятельность.

Почему же наш Осьминожек такой грустный ?

Потому, что он совсем один и у него нет друзей.

Ребята, давайте мы ему поможем.

Коллективное рисование нетрадиционным способом. Дети поочередно опускают ладошку в краску и отпечатывают ее на ватмане.

4. Просмотр и обсуждение работы.

Осьминог благодарит деток за помощь, и радуется, что у него появилось много друзей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Осенний букет» Тема: «Осенний букет» Цель: Создание условий для развития познавательной активности по средствам художественно-эстетического творчества.

Конспект занятия по рисованию «Мы - художники» в средней группе Задачи: - закрепить знания о работе художника - формировать умение правильно, красиво располагать изображение на листе бумаги - развивать.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «В подарок малышам» Конспект занятия по рисованию в средней группе <<В подарок малышам>>

Конспект занятия по рисованию в средней группе Задачи: 1. Учить детей любоваться красотой природы осенью, анализировать иллюстрации, выделять главное. 2. Закреплять представления о зимующих.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Чашка». Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Чашка»Цели: образовательная - создавать условия для расширения представлений детей.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Нарисую я ракету» Конспект занятия по рисованию в средней группе (5-6 лет) на тему «Я рисую ракету», гуашью.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Красивая птичка» ТОО ДОЦ «Балаай» ДО «Ертстік-Еркемай» Преподаватель изобразительной деятельности: Муратшина Римма Мидхатовна Т ема:.

Похожие публикации