Особняк барона штиглица на английской набережной в акварелях луиджи премацци. Дворец павла александровича Дворец павла александровича английской набережной 68

Барон Штиглиц, помимо титула, от своего отца унаследовал огромное состояние торгового дома «Барон Штиглиц и К», в том числе фабрики и мануфактуры, 18 миллионов рублей и долю придворного банкира - поскольку кредиты казны и многие торговые операции государственного значения были гарантированы только одним залогом - именем Штиглицев.

В соответствии со своим высоким статусом наследник решил, что ему нужен подходящий особняк. Было решено выстроить его на Английской набережной на месте двух прежних домов. Архитектор А. И. Кракау получил неограниченную свободу в фантазии и средствах.

Особняк барона А. Л. Штиглица на Английской набережной в Санкт-Петербурге



Штиглиц поселился в своём доме на Английской набережной (ныне дом 68) сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Своих детей у банкира не было и он удочерил девочку, предположительно внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, - Надежду Михайловну Июневу.

Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца.

Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.

После смерти отца в 1884 году Надежда унаследовала особняк на Английской набережной, а спустя три года продала его великому князю Павлу Александровичу. Особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в три миллиона рублей была далеко не каждому по карману.


Спустя три года его купила царская семья в качестве свадебного подарка князя Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец. Новый владелец принялся переделывать интерьеры на свой вкус, что, по мнению некоторых специалистов, разрушило их целостность.

В 1918 году Павел Александрович был расстрелян. Дворец был национализирован. В нём размещались поначалу детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало.

Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся. И только несколько лет назад началось восстановление старинного архитектурного наследия города, и на конец 2017 года запланировано завершение работ.

Каким будет результат – неизвестно, а пока благодаря акварелям художника Луиджи Премацци мы можем заглянуть в особняк управляющего Государственным банком Российской империи барона Штиглица на Английской набережной в Санкт-Петербурге.


Обеденный зал, 1869 год


Библиотека, 1870 год


Голубая гостиная, 1870 год


Белая гостиная, 1870 год


Золотая гостиная, 1870 год


Гостиная, 1870 год


Главный кабинет, 1869 год


Кабинет баронессы Штиглиц, 1870 год

Пять красивейших и заброшенных зданий Петербурга

Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.


Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.

Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.

До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.


Белый зал. Акварель
Белый зал в наши дни

Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.


Танцевальный зал. Акварель 19-го века
Потолок танцевального зала. Наши дни

После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.


Музыкальный зал. Акварель. 19й век
Музыкальный зал. Наши дни
В таком состоянии дошли до нас барельефы танцевального зала

После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.


Гостиная. Акварель
Потолочная лепнина. Гостиная. Наши дни
Гостиная. Наши дни

А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.


Библиотека. Акварель
Библиотека дошедшая до наших дней.
Библиотечные двери. Наши дни

В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.

Особняк Бракгаузен.

Особняк на набережной Лейтенанта Шмидта, 3 был возведен в первой четверти ХVIII века архитектором Ж.-Б. Леблон.

Колоннада на входе. Здание обтянуто строительной сеткой

За всю свою жизнь особняк сменил множество хозяев.

Сначала дом принадлежал сыну учителя Петра I — К.Н. Зотову.
В 1823 году под руководством архитектора В.И. Беретти здание было перестроено под классицизм для купчихи А. Бракгаузен, именно её именем до сих пор называют этот особняк.


Лестница в Особняке Бракгаузена

В 1832 году в особняк переехал американский посол Дж. Бьюкенен.

В 1872 году владельцем здания стал коммерсант Л.К. Эстеррейх. Для него архитектор Р.А. Гедике перестроил здание в «стиле Людовика XVI». Остатки оформления архитектора Гедике дошли да наших дней.


Шикарнейший поталок и современное уличное искусство

С 1890-х годов в доме жил отставной министр путей сообщения и член Государственного Совета А. К. Кривошеин.
В Советское время особняк был конторой пароходства, затем дом стал жилым.


Позже в нем располагался банк и 16-й отдел милиции. Но в начале 2000-х жители особняка были расселены и практически десять лет здание простояла в полном запустении.


Запустение, но не потерянное былое величие

Только в 2012 году особняк был выставлен на торги. Приобрел его кто то или нет — неизвестно, что будет со старым особняком тоже не ясно. Данных про нынешнее состояние особняка Бракгаузен у меня нет.

Над проектом дворца трудилось несколько именитых архитекторов, просто их одного за другим отстраняли от проекта.


Дворец великого князя Михаила Николаевича

Начал строительство архитектор Штакеншнейдер в 1850 году. Он успел возвести две оранжереи и домик садовника, после него к строительству усадьбы приложили руки архитектор Шарлемань и зодчий Боссе.


Дворец в наши дни

Именно Боссе и удалось закончить постройку усадьбы в стиле модерн к 1862 году. Усадьба получилась очень красивой: с галереями, эркерами, балконами, парадный вход охраняли два мраморных льва, во внутреннем дворе расположился бассейн с фонтаном.


Оторванная Голова льва
Потерянная лапа льва

Заговорив о фонтане, стоит отметить, что в Михайловке отсутствовал источник воды, поэтому инженерам пришлось построить шестикилометровый деревянный водопровод от Самсониевского канала.

После революции во дворце обосновалась детская трудовая колония “Красные зори”. В это время здесь появилась пасека, сад и огород, а в пруду стали разводить карпов и форель.

Некогда красивые двери

В годы Великой Отечественной Войны здание сильно пострадало, но несмотря на это после войны на его большой территории была расположена птицефабрика. А в 1950 добавился и детский дом.

Спустя 17 лет, к 1967 году здании было передано Кировскому заводу и только в 1970 началась реставрация, после чего на территории усадьбы заработал пансионат для работников Кировского завода.

На сегодняшний день здание давно пустует и изрядно обветшало, намечается глобальная реставрация.

Про другое здание принадлежащее нашим царям и являющееся тоже эталоном русской красоты

Дом князя Вяземского


Парадная лестница в доме Вяземского

Здание находится на Английской набережной, 66. Не знаю почему дом назван в честь князя Вяземского, но на самом деле он был далеко не первым и не последним хозяином этого особняка.

Первой владелицей дома была жена генерала Матюшкина, именно она и построила этот особняк в начале XVIII века, получив в наследство после смерти мужа участок земли. Затем хозяева особнячка менялись со скоростью света.

При князе Вяземском дом был перестроен и приобрел ту форму которая дошла до наших дней.

После революции дом был национализирован, все комнаты были поделены на коммуналки.


Коммунальная квартира
Кусок потолка

До наших дней из убранства богатых покоев дошли золоченная лепка на втором этаже, забеленные плафоны и массивные двери.

Сейчас здание пустует и выставлено на продажу, ждет своего нового хозяина и реставрацию.


Лютеранская церковь Святой Анны.

Лютеранская церковь была построена на Кирочной улице в 1775-79 годах архитектором Фельтен для немцев-лютеран служивших на Литейном дворе.

Выходящая на Фурштатскую улицу апсида окружена ионической колоннадой и увенчана небольшим куполом. Храм украшали две фрески “Вознесение Хритса” и “Тайная Вечеря”, в 1850 году в храме появился орган немецкой фирмы Валкер.

В 1935 году храм был закрыт, а в 1939 в нем открыли кинотеатр “Спартак”.

Только в 1992 году в церкви возобновились воскресные богослужения, не смотря на то, что в остальные дни продолжали показывать кино вплоть до второй половины 2001 года.

К этому времени здание церкви перешло в частные руки фирмы “Эрато”, которая собиралась открыть здесь ночной клуб. Но в 2002 году городское правительство решило вернуть здание церкви и подало судебный иск против фирмы “эрато” об освобождении здания церкви.

18 ноября 2002 года иск был удовлетворен и фирме пришлось освободить здание. А 6 декабря 2002 года, спустя две недели после того как последние владельцы потеряли на церковь все права, в ней произошел пожар, в результате которого она полностью выгорела.

Add interiors -- http://tsars-palaces.livejournal.com/14554.html?thread=106458 Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3.
Дворец Великого князя Павла Александровича (Английская наб., 66-68).

Великий князь Павел Александрович (21 сентября (3 октября) 1860, Царское Село, близ Санкт-Петербурга - 30 января 1919, Петроград) - шестой сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны; генерал-адъютант, генерал от кавалерии.

На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная, дом 68, в том уголке Питера, что носит название Коломна.

В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу.

Фриз на фасаде дворца Павла Александровича.


Первым владельцем особняка был барон Александр Людвигович Штиглиц, по заказу которого его возвёл в 1859-1862 годах архитектор А. И. Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка, находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году, и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов, корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 г. участок уже принадлежит выходцам из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам.


Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию, основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром.

Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной. Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец XIX в.

Людвиг Штиглиц в 1807 г. принял российское подданство, в 1826 г. пожалован титулом барона. Он был одним из основателей Черноморского Пароходства, и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке, уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец.
Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев, занимавшуюся тогда организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет.


На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглицу, сыну барона Людвига фон Штиглиц. Дворец выделялся из всего, что было построено до сих пор на Английской набережной. Решённый в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился, и дошёл до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте.


Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 г., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом, на обложке которого красовался герб баронов фон Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решён дворец внутри; кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица.

Александр фон Штиглиц, финансовый барон.

Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определённым образом породнился с Императорской фамилией.


По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили своё состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние".



24 июня 1844 года на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом, появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, её имя - Надежда и то, что отца её звали Михаил.
По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда её нашли. Барон Штиглиц удочерил её и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было, и он был последним в роду.

Великий князь Павел, его вторая жена Ольга Валериановна Палей и их дети.


Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была три миллиона рублей.

С Ольгой Палей.



Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужем Александром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец, и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тёсаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон. Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.


Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа.

Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал - самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами.

Вход с улицы, со стороны лестничного помещения, решён в виде арки, украшенной колоннами. Дверь с площадки второго этажа ведёт в центральное помещение парадной анфилады - комнату, обращённую окнами на Неву.


Это была приёмная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проёма соединяли "Кариатическую" с танцевальным залом - наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.

В отделке широко использовались штофные драпировки, золочёная лепка, и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов. Один из корифеев русской живописи - Ф. А. Бруни - исполнил для интерьеров эскизы живописных панно "Четыре времени года".
И вот перед вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци.....
1 - Танцевальный зал.



2 - Зал для ужинов.



3 - Концертный зал.



4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица.



5 - Гостиная.



6 - Кабинет баронессы фон Штиглиц.



7 -- Обеденный зал.



8 - Белая гостиная.




В наши дни.
9 - Главный кабинет.



10 - Голубая гостиная.

В наши дни.
11 - Золотой зал.



И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причём "всего" за 1,6 миллиона рублей.




Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский.

Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере - те же, что были сделаны, провёл архитектор Месмахер. Единственным серьёзным изменением стало устройство церкви во дворце.



Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича.

17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля, и была оформлена в древнерусском стиле.


В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умирает.
К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как...


Ольга Валериановна Карнович, в замужестве княгиня Палей, графиня Гогенфельзен.

Вопреки воле Императора он женился на разведённой Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому, что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции.


Натали Палей - дочь Павла Александровича и Ольги Палей

Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной

18 февраля 1917 г. городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где её освятили под названием Благовещенской. Дом А. Л. Штиглица (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание. Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьёзные изменения. В 1938-1939 гг. правый дворовый флигель надстроен на один этаж. В 1946-1947 гг. - возведён один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1.500 человек.


Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Английская набережная, 68

Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов — корабельный мастер. После него домом владел его зять — известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков — строитель системы каналов в Высшем Волочке.
В 1830 он уже принадлежал выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. В истории моего родного города Одессы Людвиг Штиглиц также сыграл значительную роль — например он был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита.
Он то и выкупил участок земли по Английской набережной, 68. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору. профессору А.И. Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огрмное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответсвовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет

Барон Людвиг фон Штиглиц, крупнейший русский финансист

Главный фасад дворца по Английской набережной. 2006

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной.
Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец XIX в.



Прямо перед дворцом есть своя гранитная пристань

Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде, чего не скажешь о интерьерах, претерпевших разрушения после национализации после переворота 1917 года. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте.

Фриз на фасаде дворца Павла Александровича
(фото не мое)

Барон Александр Людвигович Штиглиц, первый хозяин дворца.

Александр Людвигович Штиглиц строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом -строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией… По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .
24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец — девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя — Надежда и то, что отца ее звали Михаил. По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду. Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры… и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей. Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужем Алексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.
Через пять лет после окончания строительства (1859-1862) Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Далее я хотел бы чтоб вы перевели дух, потому что вас ожидает нереальная красота… Это интерьеры дворца на акварелях Премацци. По возможности, я их буду перемежовывать с фотографиями того, как эти залы выглядят сейчас.

Танцевальный зал.

Танцевальный зал. Наши дни.
www.encspb.ru

Зал для ужина.

Концертный зал.

Гостиная

Библиотека во дворце А. Л. Штиглица". Акварель Л. Премацци. 1869-72.

Судя по современным фото (не мои, нас во внутрь не пустили) хотя бы потолок в библиотеке сохранился
www.encspb.ru

Кабинет баронессы Штиглиц.

Обеденный зал.

Белая гостиная.

Белая гостиная. Наши дни.
www.encspb.ru

Главный кабинет.

Голубая гостиная.

Голубая гостиная. Наши дни.
www.encspb.ru

Золотой зал.

Столовая

Конюшенный корпус. Эскиз, опубликованный в 1873 году.

Только в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1.6 миллиона рублей. Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально стал именоваться Ново-Павловским. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Серьезным изменением стало устройство церкви во дворце. Освящение домовой церкви произошло 17 мая 1889; его произвел придворный протопресвитер Янышев. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным архитектором Н. В. Султановым в древнерусском стиле. Идею устроить церковь в этом стиле подсказал Великий Князь Сергей Александрович, брат и лучший друг владельца дворца. Имя св. Александры носила юная новобрачная.
Архитектор поручил отделку мастерской К. Е. Морозова, который поставил двухъярусный иконостас из золоченого цинка с 35 образами и реставрировал царские врата из подмосковного Медведкова. Стилизованную утварь сделала мастерская Овчинникова. Освещалась помещение старинным медным паникадилом; утварь привезли из Греции. Воспроизводя убранство Троице-Спасского монастыря в Москве, стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых. В 1897 фасад церкви был украшен лепными фигурами ангелов и евангелистов работы М. П. Попова.


работа Серова

Великая княгиня Александра Георгиевна
с дочерью, Великой княжной Марией Павловной

Во дворцѣ Великаго князя Павла Александровича на Англійской набережной производится капитальный ремнотъ *

* Неделя Строителя, №38 за 1894 год

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет. К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как… Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс. В наказание за этот поступок 14.10.1902 он был уволен от службы с запрещением приезжать в Россию, над его имуществом установлена опека. К тому времени Павел Александрович был командиром Гвардейского корпуса. В феврале 1905 прощен, но появляться с супругой в России публично ему запрещено, поэтому остался жить во Франции. В 1904 году Ольга Валериановна Пистолькорс получила титул графини Гогенфельзен от Баварского Короля. Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. 29.6.1915 он был назначен шефом лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. В 1916 его просьбы о переводе в действующую армию были удовлетворены и Павел был 27.5.1916 назначен командиром I-го гвардейского корпуса, действовавшего на Юго-Западном фронте. 15-16 июля 1917 его корпус атаковал сильно укрепленные позиции на фронте Пенреходы-Ясеновка на Ковельском направлении, прорвал позицию, отбросил австро-германцев за Стоход, за это Павел был 23 ноября 1916 был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В конце 1916 назначен инспектором войск Гвардии. Его жена получила титул Княгини Палей. У них были две дочери — Ирина и Наталья, и сын, Владимир, талантливый поэт. Его расстреляют большевики в Алапаевске вместе с другими Романовыми.

Кабинет Великого князя.
www.encspb.rг

Церковь Мученицы. Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича.

Паникадило из дворца Вел. Кн. Павла Александровича в Петербурге.

Ольга Валериановна Карнович, в замужестве княгиня Палей, графиня Гогенфельзен
в платье от Чарльза Ворта

Натали Палей — дочь Павла Александровича и Ольги Палей
в платье от Лелонга, за которого она выйдет замуж.

В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов.
В первые месяцы большевистской революции великого князя Павла Александровича, больного, не трогали, и он жил со своей семьей в Царском Селе. В конце лета 1918 г. его арестовали и посадили в Дом предварительного заключения в Петрограде. Великий князь Дмитрий Константинович и великие князья Николай и Георгий Михайловичи, сосланные зимой 1918 г. в Вологду, где пользовались относительной свободой, в конце лета 1918 г. были также арестованы и перевезены в Петроград и, как и Павел Александрович, посажены в Дом предварительного заключения. В январе 1919 г. все они были расстреляны в Петропавловской крепости и там же похоронены во дворе.
После трагической кончины великого князя Павла Александровича его вдове княгине О.В.Палей с дочерьми удалось перебраться в Финляндию, откуда они уехали во Францию, где она и скончалась.
В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения — 1938-1939 гг. — правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 гг. — возвден один этаж над мавританским залом.
А вот уже сообщение наших дней (октябрь 2008) — пустующий более 10 лет особняк Штиглица на Английской набережной, 68, в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор — московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором — ЛУКОЙЛом — не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

использованы маериалы с сайтов www.vep.ru, www.hrono.ru фото интерьеров — www.encspb.ru
Похожие публикации