Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья. Кто же они — ведьмы? Кого считали ведьмами в средние века

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

Кто же они - ведьмы?

Кто же они - ведьмы?

Сейчас существует множество мнений на этот счет. В народных сказках ведьмы - это горбатые старухи с длинным носом и седыми лохмами - та же Баба Яга. В современной литературе ведьмы все чаще выглядят как привлекательные девушки и женщины, наделенные как необычайным магическим талантом, так и необыкновенной красотой и очарованием. А как они выглядели в представлении наших предков? Ведь точно известно, что отношение к ведьмам в Восточной и Западной Европе отличалось очень сильно. Попытаемся узнать, кого называли в Средневековье ведьмами, чем отличались колдуны западноевропейские от славянских, какие деяния им приписывали и как с ними боролись.

В славянских языках слово «ведьма» происходит от «ведать» - знать. Так называли женщин, умеющих общаться с духами природы и подчинять их себе, владеющих волшебством. Первоначально ведьмами называли знахарок (ведуний). Обычно к ним обращались в различных сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма в представлении наших предков не была злой: она могла помогать, предупреждать, давать ценные советы, привораживать и отвораживать, лечить и предсказывать будущее. Ведьмы были своеобразным мостиком между миром людей и миром духов, которым они и были обязаны своим даром. Ведьмы делились на две группы - «родимые», то есть те, кто уже родился с ведовским даром, и ученые, которые по своей воле; захотели стать ведьмами. Прирожденные ведьмы считались менее вредными и, по сути, ни в чем не повинными, поскольку родились такими на свет потому, что были ли6о прокляты, либо заколдованы, когда были еще в утробе матери. Родимая ведьма иногда совсем не пользовалась своими врожденными талантами или если и пользовалась, то несравненно умереннее, нежели ученая. Ведьма ученая добровольно пошла на сговор с нечистой силой, чтобы получить особый дар и вредить людям. Значит, она сознательно использовала магию во зло. В русском и украинском фольклоре существует легенда о том, что врожденную ведьму можно легко опознать… по хвосту. Сначала этот придаток в длину не больше пальца, но, если ведьма часто занимается колдовством, хвост у нее отрастает и делается похожим на собачий. Внешне же ведьма выглядит как обычная женщина. Отличить ее можно по тяжелому взгляду и тому, что она старается никогда не смотреть в глаза людям. Мифы говорят, что в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека. Часто ведьму описывали безобразной старухой, хромой или горбатой. Не менее часто ведовские способности приписывались и молодым красивым женщинам. Им якобы проще завлекать в свои сети людей.

Предполагалось, что у ведьмы, как союзницы нечисти, есть две души: обычная, человеческая, и злая, демоническая, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям. Потому часто ведьм и колдунов называли двоедушниками, а лишить их дара можно было, перенеся или повернув тело во время сна. Считалось, что опасными колдуны и ведьмы становятся в большие годовые праздники: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху, Троицу, Рождество и, конечно, в канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Не меньшую опасность ведьмы представляли и в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи, когда они обретали особенную силу, чаще нападали на людей. Чтобы скрыть свое истинное обличье, они превращались в жаб, собак, кошек, свиней, сорок. Они оборачивались вороной, совой, курицей, уткой, мухой, бабочкой, пауком и даже принимали вид предметов быта - решета, стога сена, клубка, палки, корзины или вовсе делались невидимыми. Главным преступным деянием ведьм считалось наведение на скот порчи и способность отнимать у коров молоко. Для этого ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно, сорочку, фартук или даже вожжи, а потом выжимала из них воду и поила свою корову или даже просто вешала в своем доме - с намокшего полотна обильно текло молоко. Другой волшебный способ доения чужой коровы в многочисленных легендах выглядел так: ведьма у себя дома пробуравливала где-нибудь в столбе, косяке или в стене отверстие и держала его заткнутым; когда ей хотелось молока, она вынимала затычку, произносила заклинание, и молоко начинало струей бить из дырочки в подставленную посудину. Единственный способ остановить ведьму - застать ее во время первого доения. Особенно ценился при охоте на ведьм первак. Нет, это не самогон, это пес, появившийся на свет от первородящей суки, которая, в свою очередь, была первым потомком также первородившей матки. Иначе таких собак называли ярчуками. Только эти псы обладали способностью видеть ведьм и отличать их от других женщин. Таких псов хозяева берегли, как зеницу ока. Ведь на них охотилась вся нечисть и старалась уничтожить, пока псу не исполнился год. В Украине бытовало поверье, что ведьма может отнимать не только молоко у коровы, но и сало у свиней, то есть жир с чужих свиней переходил к свиньям колдуньи, даже если она их не кормила. Могла ведьма переманить и яйценоскость у чужих кур. Могла даже перевести на свое поле урожай соседа, навязав на чужом поле «завитки» или «заломы». Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу ведьма может выстричь на чужом поле узкую «дорожку» и собрать срезанные колоски - вместе с ними она якобы забирает весь урожай с поля.

Ведьмам приписывалась способность насылать порчу на людей, в результате чего они болели, гибли, новорожденные не спали по ночам, плакали, домочадцы ссорились, свадьбы расстраивались, работа не удавалась. В отдельных регионах верили даже в такие невероятные способности ведьм, как возможность насылать град, ураган, наводнения, пожары, похищать небесные светила, вызывать засуху и другие бедствия.

Для защиты от ведьм в народе издавна использовались обереги. Чтобы не позволить ведьме пробраться в дом или во двор, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны, ветви терна, шиповника и других колючих растений. Чтобы уберечь скотину, возле дверей хлева и сарая ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу или любой другой режущий или колющий предмет. Чтобы уберечь дом от колдовства ведьм, проводили особенные магические обряды, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты…

У славян существовало множество самых разнообразных способов распознавания ведьм. Например, верили, что купальский костер притягивает к себе ведьму, вызывая у нее немочь и головную боль. Она вынуждена подойти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали специальные приемы привлечения ведьмы к костру - кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Еще один способ - подкараулить ведьму, проникающую в хлев. Хозяин, если видел возле коровы жабу, кошку или другое животное, пробивал ей колом лапу или глаз. Если на следующий день обнаруживалось, что одна из соседок окривела или ходит с перевязанной рукой, - ее признавали ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого злобная колдунья должна умереть или утонуть. Считалось, что проще всего выявить ведьму в церкви во время службы, особенно пасхальной. Ведьма старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, поворачивается спиной к алтарю. В Украине до сих пор есть поверье, что, если, проходя мимо группы женщин, сложить правой рукой «фигу» и засунуть ее под мышку левой руки, ведьма отреагирует - окликнет вас и начнет браниться. Популярным способом выявить ведьму у славян была проверка водой - считалось, что ведьмы не тонут. Потому в засуху женщин загоняли в водоемы, чтобы найти и покарать вредоносную чародейку. Существовал способ, с помощью которого человек мог научиться видеть ведьм. Перед Великим Постом такому человеку следовало взять кусочек творога, положить его себе под язык и продержать так целую ночь. На другой день этот творог нужно было завязать в пояс и носить на себе весь пост, а в пасхальную неделю во время чтения четверговых евангелий можно увидеть в церкви всех ведьм, правда и ведьмы увидят экспериментатора и узнают его. Конечно, ведьмы будут умолять отдать пояс, угрожать и ругаться, но уступать им нельзя.

Еще в Украине существовало поверье, что ведьму можно поймать, накинув на нее шнур из новых, еще не надеванных шаровар. Этот «очкур» надо освятить вместе с куличом во время светлой заутрени и с ним караулить ведьму в хлеву. Как только она войдет, надо ей накинуть очкур на шею и держать крепко, не обращая внимания на то, что она будет превращаться в разных тварей и пугать. А уж потом, когда она устанет, с ней можно будет расправиться по-свойски.

Также было мнение, что увидеть ведьму можно через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, сделанную за один день.

По легенде, за свою связь с нечистой силой и необыкновенные способности ведьмы расплачиваются трудной смертью: они не могут умереть, пока не передадут свою силу.

Считалось: для того чтобы ведьма все-таки умерла, надо разобрать потолок или крышу в доме или накрыть ее телячьей шкурой. Бытовало поверье, что после смерти ведьма может вставать из гроба и посещать свой дом, потому часто ведьм, как и вампиров, хоронили лицом вниз, а гроб пробивали осиновым колом. В западноевропейских странах отношение к ведьмам было несколько иное, и тоже очень неоднозначное. В трактатах по демонологии средневековые теологи подбирают ведьмам множество имен: «ездящая на палке», «обладательница дурного глаза», «мудрая женщина», «насылающая порчу», «кровососущее чудовище», «чародейка», «знахарь», «предсказывающая будущее», «отравительница», «ночная птица». Как и в славянских землях, ведьм делили на прирожденных и получивших свой дар по доброй воле от сатаны. Но кроме этого, существовала еще одна классификация ведьм и колдунов. Средневековые ученые-теологи различали:

предсказательниц или цыганок;

астрологов, звездочетов, ведьм, предсказывающих будущее по планетам;

ведьм поющих, воющих или считающих, умеющих ворожить на цифрах;

ведьм, умеющих варить ядовитые зелья и отравляющих снадобьями;

ведьм, заклинающих духов;

ведьм-знахарок и целительниц, очень мудрых и ученых;

некромантов.

В отличие от славянских ведьм, их европейские коллеги не превращались в птиц и животных - последние были домашними любимцами и… духами-покровителями. У некоторых ведьм такой дух был один, у других - по два, три, четыре или даже пять. Духи могли принимать облик хорька, жабы, паука, дрозда и вороны (считавшихся вещими птицами), а также мыши - обычной или летучей. Чаще всего духи принимали вид черных котов. Однако под пыткой ведьмы часто сознавались - и это записано в протоколах инквизиторов, - что дьявольскими помощниками могли быть любые животные, от собаки до ежа или шмеля. Главной задачей любимцев ведьм была помощь в их колдовских делах - они могли выполнять мелкие поручения, напоминать о времени следующего шабаша и давать советы по черной магии. То есть это были своего рода секретари, а подчас - и транспортное средство, на котором ведьма летала на шабаш.

Кормили своих друзей ведьмы весьма скромно - они, как и прочие мелкие бесы, питались молоком или кровью ведьмы. Обычно они сосали грудь с ненормально большим соском, который мог появляться как у женщин, так и у мужчин и назывался знаком ведьмы. Обнаружение на теле такого знака считалось бесспорным доказательством связи женщины или мужчины с дьяволом.

Как и у славян, более опасными у европейцев считались «ученые» ведьмы. Такая ведьма училась у другой ведьмы или даже у самого черта. В обряд инициации ведьмы входили такие ритуалы, как топтание иконы, прочтение молитвы наоборот и так далее. Старшая ведьма также могла посвящать ученицу с помощью волшебного отвара, которым умывала будущую ведьму. Та вылетала из дома через дымоход и возвращалась в дом уже ведьмой.

Примечательно, что у всех народов ведьмы обладают даром летать и собираться на шабаши. Для того чтобы взлететь, ведьмы намазываются некой жидкостью или наносят на запястье специальную мазь и вылетают через печь.

Слово «шабаш» происходит от еврейского sabbat, обозначающего седьмой день недели. Но христианская мифология называет этим словом сборище ведьм и колдунов для встречи с дьяволом. Устраивался шабаш обычно по субботам, иногда по средам и пятницам, в уединенных и диких местах. В каждой стране есть свое место для шабашей: в Германии - гора Броккен, в Исландии - Гекль в Геккенфельде, в Швеции - Блаакулла на Эланде, в Норвегии - Линдергорн близ Бергена, в Украине - Лысая Гора в Киеве, в Италии - Беневентскии дуб. Здесь ведьмы устраивают разгульные банкеты и отчитываются перед высшей нечистой силой. Как правило, на шабаше нечистый принимает вид черного козла. Он раздает пришедшим порошки и жидкости для приготовления ядов и всевозможных чародейских мазей и напитков. Надрезая кору дубов, дьявол вытягивает из деревьев вино, которое и пьют присутствующие. В жертву дьяволу колдуньи приносят жаб, кошек, лягушек, а потом из их костей изготавливают магические амулеты.

Обычно на шабаш приводили и новообращенных ведьм. Одну из них выбирали Царицей шабаша. Совершенно голая, она ложилась на алтарь, где дьявол лишал ее невинности. После этого совокупляться с ней могли все желающие. Если алтаря не было, его роль выполняла сама новообращенная ведьма - ее тело служило не только для услаждения всех желающих, но и в качестве стола и посуды, с которого ели и пили. Потом обычно начинались танцы. Хоровод ведьмы водили, повернувшись друг к другу спиной, далее следовали пир и оргия, ще приветствовались все виды извращений. Особенное внимание уделялось участниками шабаша склонению к близости родственников. По легенде, именно от такой связи может родиться настоящий колдун. Но главной целью шабаша был отнюдь не разврат. Считалось, что на этом мероприятии дьявол наделяет колдунов и ведьм властью, распределяет между ними «вотчины», награждает верных слуг и учит, как можно навредить людям. В разных странах и регионах некоторые детали проведения шабашей отличаются, но общие черты складываются именно в такую картину.

При детальном изучении описаний шабашей и истории ведовства оказалось, что эти описания - чистый вымысел, придуманный жертвами инквизиции во время мучительных пыток. На самом деле в средневековой Европе у крестьян существовал обычай: перед воскресеньем, чтобы восславить праздник, они собирались в живописных уединенных местах и устраивали танцы, веселясь до утра. Народные гулянья проводились ночью по одной простой причине - днем у людей просто не было свободного времени. Эта традиция никого не удивляла и не привлекала внимания, но с приходом инквизиции все изменилось. Безобидные гулянья стали расцениваться истеричными фанатиками как праздники во славу дьявола, и, если после таких гуляний происходило что-то плохое, это считалось происками дьявола и его слуг, набравшихся сил после встречи с «шефом». Соответственно, ведьмами объявлялись все девушки, которые накануне языческих праздников собирались погадать на женихов, попрыгать через костер и повеселиться. Под пытками несчастные были согласны подтвердить самую изощренную выдумку. Ведь главной целью «судов» было любыми средствами выбить признание из обвиняемых. Действия Церкви порождали противодействие в народе, и в некоторых местностях отмечались практически настоящие шабаши, где люди танцевали нагишом, совокуплялись, поклонялись козлу и пели срамные песни. Но это вовсе не значит, что участники были колдунами. Это был своеобразный протест против террора Церкви.

Инквизиция канула в Лету, а вот традиция проведения шабашей, как ни странно, существует и сегодня. Только теперь это не развратная оргия, а некий фольклорный фестиваль с музыкой, танцами, шутками, обязательными страшными историями и маскарадом. Как правило, такие праздники проводятся восемь раз в год. Первый праздник, который считается самым важным и приравнивается к ведьмовскому новому году - Самайну или Хеллоуину, - проводится в период от 31 октября до 11 ноября, в зависимости от местных традиций. Существует поверье, что в ночь Самайна открываются холмы потаенного народа, встреча с которым таит великие возможности, которые можно обратить и на добрые, и на злые дела. В это время преграда, разделяющая мир мертвых и живых, истончается; это день памяти любимых людей. Еще Хеллоуин - праздник урожая. Часто во время праздника исполняют «пляску с яблоками». Она ведет историю еще от предков-язычников. Считалось, что, когда колдунья вонзает зубы в яблоко, частица ее души переходит в плод. Потом надо съесть яблоко как символ здоровья и благополучия или зарыть его во дворе в знак изобилия на долгие зимние месяцы. Символом плодородия может служить и тыква со свечой внутри, которая одновременно утешает души умерших.

После Хеллоуина следуют колдовские праздники: Йоль, припадающий на 20–23 декабря; Кандлмас - 2 февраля, День Дамы (Остара), совпадающий с днем весеннего равноденствия 20–23 марта; Вальпургиева ночь - ночь на 1 мая; день летнего солнцестояния 20–23 июня; Ламмас - 1 августа; наконец, Миклмас или Мабон - осеннее равноденствие 20–23 сентября. Мы видим, что почти все эти даты совпадают с языческими праздниками славян.

Отметим, что в Восточной Европе не было инквизиции, хотя к XIII в. на Руси господствовало христианство. Чем объясняется такое разное отношение к колдунам и ведьмам западной и восточной христианской Церкви?

Известный ученый, профессор В. Антонович предложил следующую версию. В Западной Европе ведьм очень жестко преследовали и сжигали на основании того, что их обвиняли в сношении с дьяволом, отречении от истинной веры. У славян все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который причинила конкретная ведьма. На западе ведьму обвиняли церковные или государственные учреждения, а у славян толчок началу расследования давал, как правило, один или несколько человек, пострадавших от колдовства. Каждое дело разбиралось местным судом, часто без привлечения священников. Православная церковь вообще не интересовалась такими дознаниями. Священники, как свидетельствуют летописи, допускали возможность волшебного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, но не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом. Ведь если Бог позволяет ведьме иметь этот дар и его использовать, почему люди должны быть против? Отношение народа к колдовству имело чисто практический характер. Люди допускали существование в природе сил и законов, большинству неизвестных. Некоторые эти законы становились достоянием единиц, которые сумели их познать и черпать из них силы. Познание тайны природы не было чем-то греховным, противоречащим религиозному обучению, потому и ведьмы считались скорее «детьми природы», чем «порождением сатаны». Потому отдельные посланники инквизиции, оказавшись на русских землях, не получили поддержки и были вынуждены смириться. В нескольких хрониках были даже записи, когда селяне становились на защиту ведьмы, несправедливо обвиненной в каком-то преступлении. Вот такой разной была история ведьм на востоке и западе Европы. Эпоха Средневековья давно закончилась, но в ночь на 1 мая продолжают гореть костры на Лысой горе, горе Броккен, по берегам рек, на укромных лесных полянах. Люди продолжают почитать духов предков и те таинственные силы природы, которые до сих пор не может объяснить современная наука. Ведьмовство и магия в наше время вышли из «подполья», о чем красноречиво свидетельствует беспримерный успех истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Кстати, в Италии общество защиты животных бьет тревогу: утверждают, что за год в стране исчезает более 60 000 черных кошек. Что бы это значило?

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Ведьмы Когда зимними снежными ночами на Лысой горе собирались ведьмы-ветреницы, веяли морозные ветра с метелями. Ветра задували в дымоходы и гасили ночники в домах. Ведьмы очень мёрз??ли и залетали в трубы погреться, и при этом страшно стонали и завывали. Потому люди

Из книги автора

Масло ведьмы В Густом жила вдова, которая занималась чародейством, а ночами часто летала на Лысую гору. В один поздний осенний вечер возвращался с ярмарки телегой молодой гончар, и застала его ночь в Густом. И если бы только ночь! Как назло, и ветер сорвался, небо заволокло


Маниакальная охота на ведьм, распространившаяся по северной Европе в 16-м и 17-м веках, стала результатом смеси естественных суеверий и религиозного рвения с политическими мотивами и страхами. Крестьяне, равно как и дворяне, искали сверхъестественные причины возникновения штормов и болезней, но одновременно считали суд способом зацепиться за должность или богатство, уничтожая своих соперников. Осужденные ведьмы и колдуны обвинялись в ужасающих преступлениях, таких как совокупление с дьяволом и убийство младенцев. Нервозная атмосфера, царящая в то время в Европе, привела к тому, что осуждали обвиняемых чаще, чем оправдывали.

10. Агнес Семпсон

В канун Дня всех святых в 1590 году Агнесс Семпсон, повитуху, жившую в шотландском графстве Ист-Лотиан, обвинили в том, что она посетила сборище ведьм, хозяином которого был сам Сатана. Оно состоялось в мрачной маленькой церкви Олд Кирк Грин в Северном Бервике, Шотландия. Коварный замысел, стоявший за эти сборищем, состоял в том, чтобы вызвать сверхъестественный шторм, который должен был потопить каравеллу, на которой юная датская невеста короля Иакова IV, только что помазанная Королева Анна, направлялась в Шотландию из Копенгагена. И действительно, во время путешествия Анны случился шторм, заставивший ее вместе с эскортом остановиться в Норвегии.

Услышав эту новость, сам король отправился ей на помощь, и когда они снова попытались пересечь Северное море, еще один чудовищный шторм настиг их, но на этот раз они успешно прибыли в Шотландию. Вскоре после своего возвращения король лично допросил Агнес и других людей во дворце Холируд в Эдинбурге. Это стало началом суда над ведьмами Северного Бервика, который привел к 70 экзекуциям. Чтобы вырвать признание у Агнес, палачи надели на нее железное приспособление, называемое «ведьминой уздой», изобретенное в Шотландии. После того как Агнес призналась, ее увезли в Кастелхилл и удушили с помощью гарроты, а затем сожгли у столба. Ходили слухи, что ее призрак видели парящим по строгим залам Холирудского дворца.

9. Анна Колдингс

Анна Колдингс, известная среди своих современников как «Мать Дьявола», была датской ведьмой, которую тоже обвиняли в том, что она вызывала шторм, чтобы погубить корабль королевы Анны, о котором рассказывалось выше. Она встретилась с остальными в доме Ткачихи Карен, где они произнесли заклинания против королевы. Охота не ведьм стала популярна в Дании в начале 16 века, после того как страна приняла протестантизм. В то время как рвение одних объяснялось их искренними религиозными убеждениями, высокопоставленные должностные лица использовали охоту на ведьм в своих политических интересах.

Датский министр финансов, которого подозревали в том, что он недостаточно снабжает королевские корабли для путешествия короля Иакова VI и королевы Анны через Северное море, озвучил свои подозрения по поводу Карен, чтобы снять с себя вину. Во время расследования Карен указала на некоторых людей, включая Анну Колдингс. После того как Анну арестовали и пытали, она, наконец, призналась, и назвала еще пять имен, одним из которых было имя жены мэра. Вместе с двенадцатью другими женщинами Анну сожгли у столба в Кронборге, красивом замке с зеленой крышей, в котором происходило действие шекспировского «Гамлета».

8. Бриджет Бишоп

Бриджет Бишоп была первой женщиной, казненной в результате Салемского суда над ведьмами в 1692 году. Бишоп была успешной женщиной, о которой много говорили. Она владела несколькими тавернами и была известна тем, что носила провокационные красные платья. Горожане Салема выдвинули против нее множество различных обвинений, которые должны были привести к ее смерти. Она, якобы, заколдовала пять девушек, отравила поросенка, и нападала на спящих мужчин (последнее, вероятно, произошло в результате естественных причин, сонного паралича).

Бриджет также обвиняли в использовании кукол в колдовских целях. Местный житель по имени Сэмюэль Шаттак свидетельствовал о том, что она попросила его покрасить для нее кружево, которое, как он считал, она собиралась использовать для куклы. Эта кукла, подобно куклам Вуду, служила для того, чтобы любой вред, причиненный этой кукле, переходил на человека, которого она представляла. Жители Салема Джон и Уильям Блай позднее обнаружили таких кукол в доме Бишоп. В процессе суда она вела себя вызывающе, что, в конце концов, привело ее к казни, за которой последовала казнь еще 71 ведьмы.

7. Мерга Бин

Мерга Бин, богатая немецкая наследница, призналась в убийстве своего второго мужа и его детей посредством колдовства, и в посещении Шабаша Ведьм. Охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбаха, князь и аббат города Фульды, провел ряд судов над ведьмами после своего возвращения из изгнания в 1602 году.

Мерга Бин был одной из первых женщин, которых он арестовал и заключил в тюрьму. Хотя она была беременна, Мергу не освободили от экзекуции, как диктовал закон, потому что ее заставили признаться, что отцом ее будущего ребенка был дьявол. Осенью она была казнена путем сожжения. Суды над ведьмами Фульды. В результате которых казнили 250 человек, продолжались, и закончились только после смерти Дернбаха в 1605 году.

6. Катарина Хенот

Первую немецкую женщину-почтмейстера судили за колдовство в Кельне в 1627 году. Посреди одной из холодных кельнских зим монахиня из местного монастыря обвинила Катарину в том, что она была причиной болезней и смертей серди монашек, и архиепископ арестовал Хенот на основании подозрений монахини. Во время тюремного заключения Хенот подверглась пыткам, но ни в чем не призналась.

Несмотря на попытки ее брата доказать ее невиновность, в мае ее приговорили к сожжению заживо. Ее реабилитировали только в нынешнем году. 28 июня 2012 года муниципальный совет Кельна восстановил честное имя Хенот, а также других жертв кельнского суда над ведьмами, поскольку они посчитали, что экзекуции были результатом политических заговоров.

5. Карин Свенсдоттер

Служанка Карин Свенсдоттер, жившая в небольшом городке, расположенном в лесистой и болотистой части Швеции, заявила, что отцом ее семерых детей был Король Фей. Это привело к тому, что в 1656 году ее судили из-за ее собственного добровольного признания. В Швеции 17 века общение с феями было самым настоящим преступлением, за которое обычно наказывали так же как за содомию и скотоложство.

В предыдущих случаях, таких как свидания мужчин с нимфами, дело порой заканчивалось экзекуцией. Однако дело Свенсдоттер стало ранним примером сострадания к безумным. Церковные служители сказали судье, который занимался ее делом, что Сатана лишил ее разума. Вместо наказания судья обязал церкви молиться за нее. Позднее она подтвердила, что больше не видела фей.

Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о Дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. В статье 58-й «Каролины»** говорится: «... проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным, и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Соответственно велико было и число тех, кто в руках своих мучителей лишался чувств, умирал или кончал жизнь самоубийством.

Однако это не не только не останавливало фанатиков-судей, но, напротив, считалось еще одним доказательством коварства нечистой силы. Ведь они считали, что те, кто лишился под пытками чувств, были усыплены Дьяволом, решившим спасти их от допроса. Умиравшие под пытками или совершавшие от отчаяния самоубийство были вовсе не жертвами суда, а все теми же жертвами Сатаны, отбиравшего у них жизнь. Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635) резко клеймил это судейское безумие. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям, или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г.) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. И доведись им испытать такие страдания, они сами, благочестивые обвинители, признали бы себя колдунами. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить? «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня - в колдунах оказались бы мы все». Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. В качестве пыток на ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) или пытка обвиняемого на дыбе.

В принципе пытки на ведовских процессах не отличались от пыток на обычных процессах. Однако они были более жестокими, длительными и частыми. При этом мужчин раздевали догола или по пояс, а женщин облачали в специальное просторное одеяние. Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Начинался он с использования тисков, специальных металлических приспособлений, в которых обвиняемому постепенно сжимали пальцы, вначале поодиночке, а затем все вместе. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу все туже затягивалась под голенью. Тому, кто продолжал настаивать на своей невиновности, связывали руки и вздергивали на дыбе - способ, который мог быть ужесточен подвешиванием к телу обвиняемого различных грузов. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью веревочных лебедок - так называемая «растяжка». Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635)

Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства. Что тогда делал с обвиняемым палач, какие изощренные методы применял он, истязая свои жертвы на глазах у судей и писарей, бесстрастно восседавших рядом или отправлявшихся, пока суть да дело, перекусить, - об этом мы больше говорить не будем. Достаточно сказать, что участники этой процедуры пользовались любыми средствами, дабы заставить обвиняемых заговорить, и не было пощады никому, ни детям, ни старикам. Зная уверенность судей в своей правоте, трудно представить себе, чтобы нашлись люди, выдержавшие допрос с пристрастием и ни в чем не сознавшиеся. Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Те же немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными.

В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Впрочем, число казней разнилось в зависимости от времени и места проведения процессов. Порой лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток. Кому же удавалось освободиться? Можно выделить три группы людей, участь которых была различна. Некоторых суд освобождал еще до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Они попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.

В другую группу входили мужчины и женщины, которых оправдывали за недостаточностью доказательств. Однако обретенная ими свобода была призрачной, ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, а может быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидать свой дом и двор им воспрещалось.

К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Для них, в особенности для женщин, изгнание часто было равнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми, скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. Тем не менее изгнание из страны было достаточно мягким приговором, если вспомнить судьбу тех, кому суждено было по окончании жестоких пыток принять мучительную смерть. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем».

Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства Дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников Дьявола.

В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Посланцы папы Римского утверждали, что, заплатив деньги за индульгенцию, верующий может после смерти сократить срок своего пребывания в чистилище. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т.е. преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Однако демонология не входила в их число. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался.

Колдуны и ведьмы, - писал он в 1522 г.,- суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам Дьявола». Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18). И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали так же, как и в землях, оставшихся католическими. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 гг. появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины».

Во все века отношение к магии разделило людей на два враждующих лагеря. Одни видят в ней только зло, а другие боготворят. Но суть в том, что магия - инструмент. Она не может быть доброй или злой. Все зависит от человека, который пользуется ею.

Однако, подобные взгляды были мало характерны для нравов Средневековья. Робея перед могуществом тайных сил, люди старались скрыть свой страх злобой и ненавистью. Это породило такое отвратительное явление, как охота на ведьм.

То было страшное время. Суеверие и мракобесие среди церковных пастырей, которые сами не верили в Бога, помноженное на их садистские наклонности, и приправленное глупостью и суеверием населения. Испания, Шотландия, Франция - там вовсю свирепствовали те, кто по Библии должны проповедовать любовь, милосердие, терпимость. Но символом охоты на ведьм, столицей мракобесия, по праву назвался Салем.

Женщина с родинкой странной формы; бабка-повитуха, которая, принимая роды, не смогла спасти ребенка; знахарка, лечащая травами - перепуганному и забитому люду везде виделись ведьмы и козни Дьявола. В Средние Века последние два понятия стали неразделимыми.

А еще оборотни, вампиры, фокусники, хромые и косоглазые, горбатые, слепые - сколько у добропорядочного католика было врагов! И не приведи Боже, чтобы женщина была умнее мужа, не слушалась его, имела свое мнение, исцеляла раненых или видела будущее. Так была отправлена на костер Святая Жанна, национальная героиня Франции, а также ее самый верный защитник, французский маршал Жиль де Рец. Первая имела контакты со святыми, которые велели защищать свой народ, а второй имел от них приказ защищать Жанну от врагов.

Жиль де Рец, прозванный позднее Синей Бородой, выполнял этот приказ со всем рвением, на которое только способен человек. Однако, спасти боготворимую им Жанну не успел. И тогда он ударился в алхимию, тайно мечтая вернуть ее к жизни. Остается вопросом, совершал ли Синяя Борода все приписываемые «Молотом ведьм» преступления, однако пытки сломили его, и обреченный измученный маршал, бывший кумир французов, подтвердил все, в чем его обвиняли многочисленные враги.

Средневековые обыватели верили, что видели, как ведьмы пожирают младенцев, что они отнимают мужскую силу и делают женщин неспособными к продолжению рода. Суть судебного производства того периода состояла в том, что обвиняемому, который даже не знал имени своего доносчика(-ов),судьи задавали наводящие вопросы. Если он отрицал обвинения, то следующим этапом становились пытки. Защитников в судебных делах не было - по причине малограмотности населения и высокой опасности.

Накрученной, обезумевшей от гнева толпе нужен был виноватый, чтобы выплеснуть свою ненависть, и неважно, кто им станет. Святые отцы и сами частенько прибегали к махинациям, чтобы оправдать собственные злодеяния. В качестве примера можно привести соавтора «Молота ведьм», Генриха Крамера.

Своей работой он добился ненависти населения тех городков, в которых проповедовал. Тогда Крамер посадил за печь женщину и велел ей всем говорить, что в несчастную вселился дьявол. Пленница называла имена, а Крамер потом названных людей жестоко пытал. Позднее был изгнан церковными первосвященниками.

«Молот ведьм» остался потомкам, как символ той дикой эпохи.

by Записки Дикой Хозяйки

Сейчас женщины обладают правами наравне с мужчинами. Они могут голосовать на выборах, владеть имуществом и всячески самовыражаться. Свобода настолько ударила в голову некоторым особам, что они причисляют себя к феминисткам, воображая, что их до сих пор как-то ущемляют.

Но так было далеко не всегда. В античные времена женщины не имели почти никаких прав. А во времена Средневековья и вовсе боялись открывать рот. Ведь все были под пристальным надзором инквизиции, которая с радостью рассмотрела бы любое обвинение в колдовстве.

Участь подозреваемых была незавидной. Их днями и ночами истязали и пытали самыми изощренными способами, чтобы они признались в дьяволопоклонстве. Сегодня мы расскажем тебе о самых известных способах, которые применяла инквизиция, чтобы вывести ведьм на чистую воду.

1. Кресло для купания

Одним из самых распространенных орудий пыток было ведьмино кресло для купания. Это замечательное испытание заключалось в следующем: предполагаемую колдунью привязывали к стулу, который то опускали в реку, то поднимали наверх.

Конструкция была нехитрой: деревянная балка на опоре, с одного конца к ней привязывали стул с женщиной, а с другой - веревку, которую тянули, чтобы погрузить тело в воду или вытащить из нее.

2. «Аист»

Это довольно простое орудие пыток. Устройство, которое полностью обездвиживало жертву. Женщин заковывали в кандалы, сгибая им ноги и подтягивая колени к груди. Таким образом тело быстро затекало, а несчастная начинала чувствовать адскую боль, которая распространялась из поясничной области по всему телу. Нередко от такого сходили с ума за считанные дни.

3. «Ведьмин стул»

Ужасное изобретение - «ведьмин стул», или «стул инквизиции». Выглядело как кресло с наручниками и острыми шипами, которые легко пронзали плоть.

Женщину, которую подозревали в связи с темными силами, сажали в кресло и параллельно пытали раскаленным железом или водой. Наиболее выносливые держались несколько дней. Но никто не выживал после такого.

4. Пытка водой

Инквизиция также практиковала нехитрый способ заставить ведьму сознаться, называемый пыткой водой. Женщину клали на стол либо на балку, чтобы у нее выгнулась спина, а в рот засовывали солому и воронку. Затем начинали беспрерывно заливать в воронку воду. В итоге жертва испытывала сильные боли, а затем захлебывалась.

Более изощренным был вариант с засовыванием воронки в анальное или вагинальное отверстие. Через воронку бедолагам засыпали насекомых, которые причиняли сильнейшую боль и страдания.

5. «Груша»

Если жертвы проявляли чудеса выдержки и не хотели сознаваться в связях с сатаной, то их ждала вот такая милая игрушка. Из-за схожести с одноименным фруктом, ее стали называть грушей.

Применяли орудие так: засовывали поглубже в интимное место жертвы и начинали прокручивать ключ. От таких нехитрых манипуляций лепестки механизма раскрывались и буквально разрывали женщину изнутри.

Существовали и другие виды пыток, которые были не столь изощренными. Но инквизиция никогда не упускала шанса запустить одну из своих машин смерти на полную катушку.

Чего только не творили в истории, прикрываясь именем Бога и называя свои ужасные действия праведными деяниями. Люди всегда искали оправдание своим немыслимым поступкам, дабы очистить совесть и спать спокойно.

Похожие публикации