Подготовка к ОГЭ материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему. Речевые ошибки: виды, причины, примеры Приподнимала неизбежны сказать

ПРИТЧИ

Примиритесь с неизбежным

Я приведу вам мудрый совет одного из моих самых любимых философов - Уильяма Джеймса : «Согласитесь принять то, что уже есть, - сказал он. - Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья». Элизабет Коннли убедилась в этом на своем горьком опыте. Недавно я получил от нее следующее письмо: «В день, когда вся Америка праздновала победу наших вооруженных сил в Северной Африке, - говорится в письме, - я получила телеграмму из военного министерства: мой племянник - которого я любила больше всего на свете, - пропал без вести. Вскоре пришла другая телеграмма, извещавшая о его смерти.

Я была убита горем. До этого я была удовлетворена своей жизнью. У меня была любимая работа. Я помогала воспитывать племянника. Он олицетворял для меня всё самое прекрасное, что свойственно молодости. Я чувствовала, что мои усилия были вознаграждены сторицей!.. И вдруг эта телеграмма. Для меня рухнул весь мир. Я почувствовала, что жизнь потеряла для меня смысл. Я утратила интерес к работе, забыла о своих друзьях. Мне стало всё безразлично. Я ожесточилась. Почему убит этот самый дорогой мальчик, перед которым была открыта вся жизнь? Я не могла примириться с этим. Мое горе настолько захватило меня, что я решила уйти с работы, скрыться от людей и провести всю оставшуюся жизнь в слезах и горе.

Я наводила порядок в своем письменном столе, готовясь уйти с работы. И вдруг мне попалось письмо, о котором я давно забыла, - письмо моего убитого племянника. Он написал его мне несколько лет назад, когда умерла моя мать. «Конечно, мы будем тосковать о ней, - говорилось в письме, - и особенно ты. Но я знаю, что ты выдержишь это. Твоя личная философия заставит тебя держаться. Я никогда не забуду о прекрасных мудрых истинах, которым ты учила меня. Где бы я ни был, как бы далеко мы ни были друг от друга, я всегда буду помнить, что ты учила меня улыбаться и мужественно принимать всё, что может случиться».

Я несколько раз перечитала это письмо. Мне казалось, что он стоит рядом и говорит со мной. Казалось, он говорил мне: «Почему ты не выполняешь то, чему учила меня? Держись, что бы ни случилось. Скрывай свои переживания, улыбайся и держись».

Я снова начала работать. Я перестала раздражаться и сетовать на жизнь. Я снова и снова говорила себе: «Это произошло. Я не могу ничего изменить. Но я могу и буду держаться, как он советовал мне». Я полностью отдалась работе, вложив в нее все свои моральные и физические силы. Я писала письма солдатам - чьим-то сыновьям и родственникам. Я поступила на вечерние курсы для взрослых. Я хотела, чтобы у меня появились новые интересы и новые друзья. Мне трудно поверить, как изменилась моя жизнь. Я перестала оплакивать невозвратимое прошлое. Сейчас я каждый день живу с радостью, как желал мне мой племянник. Я примирилась с жизнью. Сейчас я живу более радостной и полноценной жизнью, чем когда-либо прежде».


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

подня ть(ся) , -ниму (сь), -ни мет(ся) и (разг .) подыму (сь), поды мет(ся); прош . по дня л, подня лся , -яла (сь), по дня ло, подня ло сь

ПОВАЛИТЬ — ПОДНЯТЬ
несов. валить — поднимать
Свалить — поднять
Повалить на землю — поднять с земли. Повалить забор — поднять забор. Ο Потемкин буркнул: — Все стоящее повалю, все упавшее подниму. Пикуль. Фаворит.
Ср. Бросать — поднимать. Поднимать — опускать. Поднимать — спускать. Уронить — поднять

ПОВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. повысить — понизить
Повышать уровень воды — понижать уровень воды. Повышать цены — понижать цены. Повышать голос — понижать голос. Ο Такая деятельность предполагает своеобразную работу мозга, пониженную активность первой сигнальной системы и повышенную активность второй сигнальной системы. С. Антонов. Я читаю рассказ. — Циклон, думала она без всякой связи, — это, кажется, область пониженного давления. Антициклон — повышенного. Г. Семенов. Земные пути. — Не будь жаден! — говорили ему [народу] и все повышали аренду на землю, все понижали плату за труд. М. Горький. Заметки о мещанстве. Старший лейтенант повышал тон и понижал, но наиболее весомо почему-то прозвучали слова «приведение себя в надлежащий вид». О. Смирнов. Обещание жить. — Серьезно, моя бы воля, пошел бы с тобой комиссаром. Одна беда: раз уж повысили, теперь, пока не согрешу, обратно не понизят. К. Симонов. Живые и мертвые.
ПОВЫШАТЬ — СНИЖАТЬ
сов. повысить — снизить
Повышать требования снижать требования. Ο Произвели обычное уточнение [планов] по отдельным культурам — по одним план снизили, по другим повысили. Рыбаков. Дети Арбата.
ПОДНИМАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. поднять — понизить
Поднять цены — понизить цены. Ο Смута произвела большую переборку служилых фамилий, подняла одни, понизила другие. Ключевский. Курс русской истории.
ВОЗВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. возвысить — понизить
Говорил он мерно, отчеканивая каждое слово, не возвышая и не понижая голоса. Чехов. Цветы запоздалые. Вот толпа расходится с лестниц по квартирам, — ахают, спорят, перекликаются, то возвышая речь до крику, то понижая до шепота. Достоевский. Преступление и наказание.

ПОДНИМАТЬ и ПОДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. поднять — опустить
Подниматься — опускаться
поднятие — опускание
Поднять руку — опустить руку. Поднять глаза — опустить глаза. Ο Егор Алексеевич должен был откинуть назад голову и расставить ноги в виде опрокинутой ижицы, то поднимать руки, то опускать. Чехов. Тайный советник. Жеребец поднимет ногу, Опустит другую, Будто пробует дорогу, Дорогу степную. Багрицкий. Дума про Опанаса. Никита торопливо опустил лампу, направив сноп лучей под ноги, но тут же опять поднял ее. Игишев. Шахтеры. [Водолаз] только приказывал по телефону, чтобы его... передвигали лебедкой в стороны, поднимали вверх и опускали. Куприн. Листригоны. Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужой для себя красавицей, какой он видел ее каждый день прежде. Л. Толстой. Война и мир. Приказчик поднимал и опускал курки, дышал на стволы, прицеливался и делал вид, что задыхается от восторга. Чехов. Мститель. Не поднимай меня высоко, да и не опускай низко. Пословица.
ВЗДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
Вздыматься — опускаться
Жаркое легкое девичье дыхание чуть вздымало и опускало шелковую ткань на груди. Нагибин. О ты, последняя любовь!..
ВОЗНОСИТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. вознести — опустить
Начиная фразу, ораторски возносил правую руку с палочкой расщепленного зеленого сельдерея, заканчивая, опускал сельдерей, макал в подливу и отправлял в рот. С. Кондратов. В чужой стихии.
ВОЗНОСИТЬ — НИЗВЕРГАТЬ
сов. вознести — низвергнуть
Наполеон пал потому же, почему и восстал: та же могучая десница низвергла, которая и вознесла его. Белинский. Менцель, критик Гете.

— Прекратите рассказывать нам страшные истории, — сказал Федя. — Вы все время рассказываете нам страшные истории. Вы могли бы хотя бы в такой ужасный день, как сегодня, не рассказывать нам страшные истории. Вы все время рассказываете всем страшные истории, поэтому вас никто не любит.

Я очень обиделась. Не за то, что меня никто не любит — я трезвый человек, а за «страшные истории». На самом деле все происходит ровно наоборот — это мне все постоянно рассказывают страшные истории, а я ровным счетом ничего для этого не делаю. Я человек веселый, бодрый и окружающим тоже всегда стараюсь поднять настроение. Мне кажется, это моя миссия на Земле — поднимать окружающим настроение.

Помню, однажды мой гинеколог, зажав в кулаке какую-то латунную хрень, локтем этой самой руки вытирал слезы, рассказывая мне, как он еще студентом погубил щеночка: в общаге его позвали к щеночку, которому было очень-очень плохо, и ему надо было уколоть в сердце адреналин, и мой гинеколог взял шприц, но тут одна девочка… В общем, это захватывающая история, очень позитивная: о том, что человек даже после такого ужасного случая со щеночком может взять себя в руки и все-таки стать врачом. Не понимаю, почему мои знакомые сочли эту историю грустной и расстроились. В любом случае, гинеколог первый начал. Я просто сказала, что у его жены на фотографии лицо женщины, с которой должно быть очень страшно разводиться. Имея в виду, конечно, похвалить гинеколога за то, что он с ней не разводится. Я сделала это просто для того, чтобы поднять гинекологу настроение, — мне из моей позы были видны только фотография и вентилятор, и я не нашлась, что бы такое позитивное сказать про вентилятор.

Помню, когда я жаловалась своему психоаналитику на странную реакцию своего гинеколога, он неожиданно разрыдался и сказал, что в молодости он любил одну девушку, и они пошли гулять на горку, и она случайно уронила с горки сумочку, а в это время водитель автобуса… Ну, словом, рассказал очень позитивную историю: про то, как эта девочка потом научилась ходить на руках, так что ноги ей, может быть, с самого начала были ни к чему. Я так и сказала своему психоаналитику, чтобы поднять ему настроение. Странно, что после этого он переехал в Питер и перестал отвечать на мои звонки. Не понимаю, что человеку с хорошим настроением делать в Питере.

* * *

Словом, в тот вечер я твердо намеревалась поднять своим друзьям настроение. Тем более что это был вечер после выборов.

— Дураки, — сказала я. — Вы дослушайте до конца. Это офигенно позитивная история, она прямо создана для того, чтобы рассказывать ее вечером после выборов. Понимаете, он живет в России уже много лет подряд. Совершенно один. Взаперти! И у него никогда не будет пары, никогда. И семья у него вся за сто пятьдесят миллионов тысяч километров, в Новой Гвинее, и он их вовеки не увидит. Потому что если попытаться отправить его домой, то он умрет в дороге. А если попытаться привезти их сюда, то они умрут в дороге. Понимаете? Потому что у него такая судьба. Родина или смерть.

— Я не буду это слушать, — сказал Саша. — Я не обязан это слушать, у меня трое детей, и если я повешусь, они сведут свою бедную мать с ума. Они уже вчера планировали вывернуть кота наизнанку, чтобы посмотреть, что такое гонады. Я не могу это слушать, я должен беречь себя ради кота.

Я сказала, что это очень разумно с его стороны.

— Поэтому, — сказала я, — ты должен не только дослушать эту историю, но и рассказать ее своим детям. Твои дети понимают про выборы?

— Они понимают, что папа вчера нажрался и кричал: «Россия — наше отечество! Смерть неизбежна!» — сказал Саша скромно.

— Вот! — сказала я. — Вот тем более ты должен рассказать им эту историю. Она сразу поднимет им настроение! Понимаете, вся его еда — мерз­кие червяки. И даже эти червяки не очень хорошо проходят ему в рот, потому что рот у него очень маленький, и червяка надо всасывать, а червяк упирается, и исход этого боя каждый раз непредсказуем. Представляете себе? И он даже не может пойти искать себе другого червяка, потому что он живет в специальной комнате, и там все червяки знакомы друг с другом и делятся опытом, как от него увернуться. Такая чисто московская ситуация.

— Я понял, почему Таня легла в больницу с аппендицитом, — сказал Федя. — Она знала, что вы придете, и, наверное, специально проглотила пачку булавок, чтобы увернуться. Это важный опыт, и я надеюсь, что Таня им поделится на будущее.

Я сказала, что утром ходила к Тане в больницу и рассказывала ей эту прекрасную позитивную историю. Ну просто, чтобы поднять ей настроение после выборов. Это очень хорошая история для «после выборов», вы сейчас поймете. К сожалению, посреди истории Таня случайно нажала кнопку «тревога», и эта кнопка как-то странно залипла. Мне пришлось уйти, но я обещала Тане вернуться завтра и все дорассказать. Особенно человека с аппендицитом должна взбодрить та часть истории, которая про смерть от полиэтилена.

— Представляете, — сказала я, — он, дурень, совсем недавно чуть не умер, потому что наелся полиэтилена.

— После выборов? — спросил Федя.

— Зачем после выборов? — удивилась я. — Это же позитивная история, вы сейчас поймете. Правда, не понятно, как ему удалось съесть этот полиэтилен, — сказала я. — Потому что он может втягивать в себя только узкие полосочки, а нарвать полиэтилен на узкие полосочки он не может — у него лапки не сходятся. Очень короткие то есть лапки. Вдобавок ко всему. Но он все равно наелся полиэтилена, хотя вообще-то он очень разборчивый. И ветеринары считают, что он его наелся аж год назад, и с тех пор все хирел и хирел.

— А опекаете вы его как давно? — осторожно спросил Федя.

— Двенадцать месяцев, — сказала я. — Так что нехиреющим я его как бы даже и не знала, представляете?

— Нет, — сказал Федя. — Не представляем.

* * *

У Феди была какая-то странная интонация. Я вспомнила, что ровно такая же интонация была у него как раз год назад, когда я объясняла ему, что именно заставило меня стать опекуном проехидны в Московском зоопарке. Правда, Федя все время называл мою проехидну то «псевдоежиком», то «протовыхухолью». Когда я повторила слово «проехидна» раз десять, Федя полез в поисковик.

— Подождите, оно что, бедняжечка, одновременно сумчатое и клоачное? — спросил Федя, тычась то в одну страницу, то в другую.

— Вроде того, — нехотя согласилась я.

— И ходит со скоростью один километр в час, — сказал Федя.

— Мы тоже не быстрые, — сказала я обиженно.

— И препятствия не умеет обходить, говорят, — сказал Федя, внимательно что-то читая. — Говорят, увидит препятствие — лезет, бедняжка, прямо через него. Со скоростью один километр в час.

— Может, он умеет, но не хочет! — разозлилась я. — Может, он себя так воспитывает! Может, постоянными тренировками он заглушает в себе щемящее чувство одиночества!

— Слушайте, — вдруг спросил Федя, — а имя у него есть?

— Да, — сказала я. — Его зовут Смол.

— Жалко, — сказал Федя. — Я б его, бедняжку, назвал Кася.

— Почему Кася? — спросила я, уже ничего не соображая.

— Потому что до сих пор Господь обходился так жестоко только с поляками, — сказал Федя назидательно.

— Зато теперь у него есть я, — сказала я. — Я хожу к нему в гости.

— Вот именно, — сказал Федя.

— Перестаньте, — сказала я. — Это позитивная история, в отличие от истории поляков. Например, когда он прилетел в Москву, его же выходили? Выходили. И он выжил, даже понимая, что теперь ему предстоит жить в Москве.

— А он тогда уже знал, что вы будете ходить к нему в гости? — спросил Федя.

Иногда мои друзья отличаются удивительной бесчувственностью.

— Его кормили через трубочку, — сказала я, пытаясь пробудить в этих остолопах чувство уважения к подвигу сотрудников зоопарка. — И давали ему человеческие антидепрессанты. Потому что у него была депрессия.

— От чего? — спросил Федя.

— От всего, — сказала я.

— Я начинаю верить, что Господь недаром свел вас вместе, — сказал Федя. — Может, он даже сделал это в рамках программы воссоединения семей. И заодно спас от вашего покровительства какую-то птичку. Я начинаю верить, что вы рассказываете позитивную историю. Вот для птички она, скажем, точно позитивная.

* * *

Вообще-то это правда, изначально я хотела опекать в зоопарке птичку. Мне было довольно все равно, какую именно птичку, — ну любую птичку. Я планировала превратить опекунст­во в художественную акцию: выбрать первую попавшуюся птичку, желательно недорогую, а на табличке вместо положенных имени-фамилии спонсора написать: «Птичка такая-то. Не сеет, не жнет, не собирает в житницы». Ну, словом, Матф. 6:26. Очень позитивно и жизнеутверждающе. Я даже была готова спонсировать несколько таких птичек, для полноты картины. И отправилась выбирать себе опекаемое в специальном разделе зоопаркового сайта. И там обнаружился Смол.

Когда через пять минут мы с моей помощницей Ирой стали звонить в зоопарк и спрашивать про него, зоопарк проявил похвальную осмотрительность.

Сначала нас осторожно спросили, откуда мы знаем, что он существует.

— У вас на сайте написано, — сказали мы.

Они очень удивились.

— Мы в своем уме, вы не думайте, — сказали мы. — Мы понимаем, что он не экспонируется.

Они удивились еще сильнее и осторожно спросили:

— А вы его видали вообще?

— Ну, на картинках, — сказали мы.

— И что? — спросили они осторожно.

— Нам кажется, он… эээ… хорошенький, — сказали мы, тщательно подбирая слова.

Трубка молчала.

— Вы им еще раз напомните, что вы в своем уме, — ласково сказал Федя, сидевший в кресле и чесавший себе живот щеткой от пылесоса. — Они, наверное, вытеснили эту информацию.

Мы повторили:

— Честное слово, мы в своем уме.

В трубке хмыкнули, а потом сказали очень строго:

— Но вы понимаете, что таблички не будет?

— Мы не хотим табличку, — сказали мы. — Мы так, по любви.

— Объявления не будет, — сказали в трубке строго. — Таблички не будет, вообще ничего не будет. Он не экспонируется.

— Мы понимаем, — сказали мы.

— Мы не уверены, — сказали в трубке.

* * *

Но мы правда понимали. Смол не экспонировался, потому что никто не знал, как его экспонировать. Вернее, зоопарк успел рассмотреть три проекта экспозиции для Смола, и один такой проект даже планировали реализовать к 2014 году, но теперь отложили на неопределенный срок. Дело было в том, что Смол прибыл в зоопарк, можно сказать, в коробке из-под другого животного — почти как Чебурашка в коробке из-под апельсинов. Смол был проехидной, а зоопарк ждал ехидну. А проехидны — они очень неж­ные, нежнее ехидн. И Смол тоже оказался очень нежный, нежнее некоторых, которые могут чесать себе живот грязной щеткой от пылесоса — и ничего. Собственно, именно то, какой Смол нежный, заставило меня думать о нем в этот мрачный вечер после выборов.

— Он чуть не умер от перевозки, — сказала я. — Поэтому его нель­зя отправить обратно. А поскольку проехидн изначально запрещено вывозить из Новой Гвинеи, то к нему никого нельзя привезти. Но зоопарк очень старается это организовать. Понимаете?

— Хотите посмотреть, где у меня гонады? — вдруг спросил Саша. — Потому что я сейчас наизнанку вывернусь от этой позитивной истории.

— Зоопарк старается найти ему самку через МИД, уже восемь лет, — сказала я.

— Я начинаю понимать, почему это история про выборы! — вдруг обрадовался Саша. — Потому что теперь все опять будут пытаться найти себе самку через МИД! Где-нибудь в Новой Гвинее. Найти себе самку в Новой Гвинее и свалить туда к чертовой матери. Правильно?

— Нет, — сказала я. — Во-первых, МИД ищет самку не в Новой Гвинее, а в Индонезии…

— Представляю себе, — перебил Федя. — Представляю себе: МИД, люди там меняются, передают дела, то, се, какие-нибудь секретные ракеты, или, скажем, место заточения Людмилы Путиной, или еще что, а потом кладут на стол папку и говорят: «Да, Вася, и еще одно дель­це есть у тебя на новом ответственном посту: ты должен трахнуть проехидну…»

И тут я все-таки не выдержала.

— Знаете, мальчики, — сказала я. — Вот из-за этого мы проиграли выборы.

— Это все гонады, — сказал Саша.

— Нет, — сказала я. — Нет, правда, это все наше нежелание видеть позитивное в окружающей действительности. Я пытаюсь в этот тяжелый вечер рассказать вам духоподъемную историю, которая… От которой мы… Ну, словом, от которой у нас поднимется дух. Потому что иначе мы сядем, понимаете, опять же, набухаемся и начнем это самое: «Смерть неизбежна!.. Смерть неизбежна!..»

— У этой цитаты, кстати, позитивное начало, — сказал Саша. — «Дуб — дерево, роза — цветок». Духо­подъемное.

— Вот, — сказала я, — вот об этом я и говорю.

Тогда Саша прокашлялся и даже пнул Федю ногой.

— Линор, — сказал он. — Извините нас. Мы больше не будем перебивать. Пожалуйста, доскажите нам про прото… инфра… нет, нет, я помню! Про проехидну. Мы очень нуждаемся в поднятии духа. Нам же завтра на работу идти. Детей, там, воспитывать. Кота кормить. Несмотря на выборы. Спасите нас.

— Короче, — сказала я. — Вот животное. Редкое, неловкое животное. У которого в шерсти иголки растут. У которого в жизни телки не было, и не известно, когда будет. У которого весь мир — одна комната. И ему даже червяки сопротивляются. И скорость у него — один километр в час. И родители у него умерли. И руки у него крюки. И соседи у него — летучие мыши. И само оно одновременно сумчатое и клоачное. И МИД его не трахает. И никакого просвета в его жизни не предвидится, ни в 2014 году, ни, может, даже в 2016 году, ни даже после, может быть. Можете себе представить?

Это они могли себе представить, чего там. Это мы все вполне можем себе представить.

— И знаете, что? — сказала я. — Мне кажется, оно счастливо. Ест с аппетитом, людям радуется, в ванне плавает, спит хорошо. Червяков ест, вопреки сопротивлению. Справляется. И так каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День.

— Почему? — шепотом спросил Федя.

И тогда я честно сказала:

— Потому у него теперь тут Родина, мать вашу.

2. За-да-ние 2 № 5495. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Ко-роль-ков сам не вме-шал-ся в кон-фликт жены и до-че-ри?»

1) По-то-му что он не по-ни-мал сути кон-флик-та.

2) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-ты обе сто-ро-ны.

3) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-та мать.

4) По-то-му что Ко-роль-ков любил дочь и по-та-кал ей во всём.

(1)По дому пла-ва-ли за-па-хи и крики. (2)На-деж-да на-кры-ва-ла стол и ру-га-лась с Ок-са-ной, ко-то-рая на-хо-ди-лась в ван-ной и от-ве-ча-ла через стену. (3)Слов не было слыш-но, но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. (4)Кон-фликт со-сто-ял в том, что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью, а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом, но даже ухо-дят из дома. (5)На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га. (6)Ко-роль-ков лежал у себя в ком-на-те на ди-ва-не и думал о том, что Ок-са-на не умеет раз-го-ва-ри-вать с ма-те-рью, а На-деж-да — с до-че-рью. (7)Она ко-ман-ду-ет, уни-жая её. (8)И они за-жи-га-ют-ся друг о друга, как спич-ка о ко-ро-бок. (9)Ко-роль-ков знал по себе: от него тоже можно чего-то до-бить-ся толь-ко ле-стью. (10)Лесть как бы при-под-ни-ма-ла его воз-мож-но-сти, и он стре-мил-ся под-нять себя до этого но-во-го и при-ят-но-го ему пре-де-ла.

(11)От-во-ри-лась дверь, и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро», или, как она на-зы-ва-ла, «ре-тру-хи».

- (12)Пап, ну скажи ей, — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — (13)Чего она мне нервы мо-та-ет?

- (14)Как ты раз-го-ва-ри-ва-ешь с ма-те-рью? — одёрнул Ко-роль-ков.

- (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в на-пряжёнке. (18)Она вечно что-ни-будь ляп-нет, и всем не-удоб-но…

- (19)Что зна-чит «ляп-нет»?

- (20)Ну, не ляп-нет. (21)Про-из-несёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт об-ра-щать на меня вни-ма-ние… (23)Или начнёт всем на-кла-ды-вать на та-рел-ки, как будто голод…

- (24)До-воль-но-таки про-тив-но тебя слу-шать, — объ-явил Ко-роль-ков. — (25)Ты го-во-ришь, как за-кон-чен-ная эго-ист-ка.

- (26)Но ведь мой день рож-де-ния. (27)Мне же шест-на-дцать лет. (28)По-че-му в этот день нель-зя сде-лать так, как я хочу?

(29)Ко-роль-ков по-смот-рел с тос-кой на её чи-стень-кое но-вень-кое ли-чи-ко с но-вень-ки-ми ярко-бе-лы-ми зу-ба-ми и по-ду-мал, что её пе-ре-лю-би-ли в дет-стве и те-перь придётся жать то, что по-се-я-ли. (30)Он по-ни-мал, что нужен был до-че-ри не тогда, когда носил её на руках и по-се-щал в оздо-ро-ви-тель-ном дет-ском ла-ге-ре. (31)А имен-но те-перь, в шест-на-дцать лет, когда за-кла-ды-ва-ет-ся фун-да-мент всей даль-ней-шей жизни. (32)И не ам-бу-ла-тор-но, как го-во-рят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А ста-ци-о-нар-но. (34)Каж-дый день. (35)Чтобы не про-пу-стить воз-мож-ных ослож-не-ний. (36)А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, не-из-беж-ны.

(37)По-зво-ни-ли в дверь. (38)Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос — тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром. (39)С ней было всё в по-ряд-ке. (40)Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

3. За-да-ние 3 № 5833. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм?

1) (5) На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га.

2) (36) А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, гря-дут.

3) (38) Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос - тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром.

4) (40) Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

4. За-да-ние 4 № 4740. Из пред-ло-же-ний 6—10 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние при-став-ки опре-де-ля-ет-ся её зна-че-ни-ем — «не-пол-но-та дей-ствия».

5. За-да-ние 5 № 4770. Из пред-ло-же-ний 31—38 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние суф-фик-са опре-де-ля-ет-ся пра-ви-лом: «В крат-кой форме имени при-ла-га-тель-но-го пи-шет-ся столь-ко Н, сколь-ко и в пол-ной форме этого при-ла-га-тель-но-го».

6. За-да-ние 6 № 3416. За-ме-ни-те про-сто-реч-ное слово «ляп-нуть» в пред-ло-же-нии 18 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

7. За-да-ние 7 № 3910. За-ме-ни-те сло-во-со-че-та-ние «в дет-ском ла-ге-ре» (пред-ло-же-ние 30), по-стро-ен-ное на ос-но-ве со-гла-со-ва-ния, си-но-ни-мич-ным сло-во-со-че-та-ни-ем со свя-зью управ-ле-ние. На-пи-ши-те по-лу-чив-ше-е-ся сло-во-со-че-та-ние.

8. За-да-ние 8 № 3935. Вы-пи-ши-те грам-ма-ти-че-скую ос-но-ву пред-ло-же-ния 21.

9. За-да-ние 9 № 3912. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те пред-ло-же-ние с обособ-лен-ным об-сто-я-тель-ством, вы-ра-жен-ным де-е-при-част-ным обо-ро-том. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

10. За-да-ние 10 № 5204. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые при ввод-ной кон-струк-ции.

От-во-ри-лась дверь,(1) и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она на-зы-ва-ла,(4) «ре-тру-хи».

— Пап,(5) ну скажи ей,(6) — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — Чего она мне нервы мо-та-ет?

11. За-да-ние 11 № 3937. Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 28. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

12. За-да-ние 12 № 5189. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Слов не было слыш-но,(1) но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. Кон-фликт со-сто-ял в том,(2) что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью,(3) а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, (4) ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом,(5) но даже ухо-дят из дома.

13. За-да-ние 13 № 3977. Среди пред-ло-же-ний 5—8 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

14. За-да-ние 14 № 3905. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

Похожие публикации