Рисунки васнецова из музейного дома названия. Добрый сказочник Ю

Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) — график, живописец, народный художник РСФСР (1966). Учился в Академии Художеств (1921-26) у А.Е. Карева, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы.

Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам («Три медведя» Л. Н. Толстого, 1930; сб. «Чудодейное колечко», 1947; «Небылицы в лицах», 1948; «Ладушки», 1964; «Радуга-дуга», 1969, Гос. пр. СССР, 1971). Создавал отдельные цветные литографии («Теремок», 1943; «Зайкина избушка», 1948).

После смерти Васнецова стали известны его изысканные живописные стилизации в духе примитива («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», 1932-1934)

Слово художнику Васнецову Ю.А.

  • «Я так благодарен Вятке – своей родине, детству – красоту повидал!» (Васнецов Ю.А.)
  • «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем… Весной открывалась веселая ярмарка - Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами… Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки - все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках - гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет» (Васнецов Ю.А.)
  • «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг… Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши… Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король…» (Васнецов Ю.В. Из советов юным художникам)
  • (Васнецов Ю.А.)
  • «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе» (Васнецов Ю.А.)
  • На вопрос, какой был самый дорогой подарок, полученный им, художник ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь»

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни…

Любовь к цветистой народной культуре художник впитал в своей родной стариной Вятке: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».
Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны».

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки - все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «…Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт… да и вообще нигде не служил… Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…
Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем. За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич. И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора — сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.
В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок», «Пятьдесят поросят» К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные — нарядные и увлекательные — литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично – кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.

Так, продолжая поиски своего пути, художник входил в мир детской книги. Чисто формальные поиски постепенно уступали место народной культуре. Художник все чаще оглядывался в свой «вятский» мир.
Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова.

На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи.

Итак, книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К.С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932- 34 гг. он создал, наконец, несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969).

В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, невероятно. Если страшно, так до дрожи, если радость - пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными - то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.

Трудная жизнь художника оставила неизгладимый след на его отношениях с людьми. Обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых – старшая, Елизавета Юрьевна, – впоследствии станет знаменитой художницей.
Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём.
Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой – пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.
Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Биография

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) — русский художник, иллюстратор, график и живописец. Родился в семье священника, в роду было много известных живописцев и художников — Апполинарий Васнецов, изображающий в основном в своих полотнах исторические сюжеты, Виктор Васнецов — кто не видел его знаменитых «Богатырей»! — также, среди дальних родственников был Александр Васнецов, фольклорист, собравший и издавший более 350 песен русского народа, преимущественно, северной России. Такое культурное семейное наследие не могло не сказаться на потомке и нашло отображение в его дальнейшем творчестве, где слились воедино фольклорные традиции, юмор и гротеск.

Юрий Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с великолепным издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в не менее знаменитую «Детскую литературу». Оформил большое количество детских книг — «Болото» , «Кошкин дом» и «Теремок» , «Краденое солнце» и «Путаницу» и много других. Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».

В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня…
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку… Я всегда помню, для кого будет книжка.

Купить книги с иллюстрациями Юрия Васнецова

Картинки

Название Радуга-дуга
Автор Русский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1969
Издательство Детская литература
Название Волк и козлята
Автор Русский фольклор
Обработка Алексей Толстой
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1984
Издательство Детская литература
Название Ерши малыши
Автор Русский фольклор
Обработка Н.Колпакова
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1991
Издательство Детская литература
Название Колосок
Автор Украинский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1954
Издательство Детгиз
Название Кот-воркот
Автор К.Ушинский, русский фольклор
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1948
Издательство Детгиз
Название Небывальщина
Автор Русский фольклор
Обработка К.Чуковский
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1976
Издательство Советская Россия
Название Непослушный козленок
Автор Монгольский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1956
Издательство Детгиз
Название Мальчик с пальчик
Автор Русский фольклор
Пересказ А.Н.Толстой
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1978
Издательство Детская литература
Название Лис и мышонок
Автор Виталий Бианки
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 2011
Издательство Мелик-Пашаев
Название Радуга
Автор Русский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Болото
Автор Виталий Бианки
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1931
Издательство Детгиз

Разговоры


«Нескучный сад», 01.2008
До предела обобщенные, сгущенные образы мгновенно узнавались и принимались как родные – и детьми, и взрослыми. Было ясно, что это наши герои, русские от пяток до ушей. Но не былинные, а где-то рядом живущие. Глядящие на нас из-под куста так, как глядит печальный волчок из «Сказки сказок» — чутко и пристально.


«Юный художник», № 12.1979
Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Васнецову. Художник не утерял с годами непосредственности восприятия природы; ярко вспоминал народные праздники. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел - проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше… Неповторимо красиво многое было!» - в этих словах видится мудрость старого мастера, открытость его души перед красотой жизни. Счастливым человеком был Юрий Алексеевич Васнецов, потому что радовался своему детству и привносил эту радость в произведения; его радость и счастье стали достоянием других людей - взрослых и детей.

События


17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.

Вряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее - и знание детской психологии, и талант, и душевный настрой. Произведение для малышей не терпит никаких подделок. И если рисунок сделан не холодной душой и сердцем, если иллюстратор не превратил свое призвание в ремесло, то такое творение непременно станет событием.

Именно таким мастером своего дела и был Васнецов Юрий Алексеевич.

Удивительный мир художника

Книги, проиллюстрированные Ю. А. Васнецовым, узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы советских детей. Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя.

Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.

Почему иллюстрации Васнецова любимы детьми

Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника - чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.

Васнецов никогда не занимался вопросами возрастной психологии, не был он и педагогом, но сумел безошибочно почувствовать своего самого маленького читателя и почитателя - того, который и читать-то еще не умеет.

Васнецов Юрий Алексеевич. Биография

Будущий художник родился 22.03.1900 года в северном городе Вятке. Отец, дед и дядья Васнецова были священнослужителями. Воспитывался Юрий в строгости. Достаток в семье был скромный, но и не бедствовали. В 1917 году, после революции, семья Васнецовых была выселена из соборного дома и познала немалую нужду. Отец Юрия не захотел сложить с себя сан, продолжая ходить в рясе.

Еще будучи ребенком, Юрий самостоятельно разрисовал стены комнатат, печи и ставенки в соседских домах яркими рисунками, где нашли свое место русские орнаменты, кони, неведомые птицы и волшебные цветы. Искусство, которым так богат его народ, он уже тогда ценил и любил.

В 1919 году Васнецов Юрий Алексеевич оканчивает Единую школу второй ступени, а в 1921-м покидает родной дом в Вятке и переезжает в Петроград. В том же году становится студентом живописного факультета Высшего Художественного Технического института. Именно здесь он и знакомится с «органическим» течением в живописи, которое впоследствии и стало самым близким для его творчества.

После окончания института Васнецов Юрий Алексеевич работает преподавателем в художественной школе Ленинграда. В 1926 году художник снова поступает на учебу. На этот раз в Государственный институт художественной культуры. Творческим руководителем художника был Казимир Малевич. Картины Юрия Васнецова, которые получили жизнь в этот период, - «Кубистическая композиция», «Натюрморт. В мастерской Малевича», «Натюрморт с шахматной доской» - несут в себе прекрасное знание формы и роли контраста.

Дорога к детской книге

Васнецов Юрий (художник-иллюстратор) начал свою деятельность, благодаря которой приобрел миллионы почитателей своего таланта в 1928 году. Именно тогда который в то время работал художественным редактором издательства «Детгиз», привлек к сотрудничеству молодого иллюстратора. Первыми книгами стали «Болото» и «Карабаш» В. В. Бианки. Именно в этих иллюстрациях была реализован юмор, гротеск и добрая ирония Васнецова, которые будут характерны для всего его последующего творчества.

Навсегда вошли в классику детского искусства и более поздние иллюстрации Васнецова. В 1934 увидели свет «Путаница» К. Чуковского, в 1935 году - «Три медведя» Л. Толстого, в 1941-м - «Теремок» С. Маршака. Еще позже будут «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Пятьдесят поросят», «Конек-горбунок». Книги издавались миллионными тиражами и не задерживались на полках магазинов благодаря писательскому мастерству их авторов и неиссякаемой фантазии иллюстратора. Художник создал свой неповторимый и только ему присущий художественный стиль, который мы и сегодня узнаем, даже мимолетно взглянув на иллюстрацию.

В средине тридцатых Васнецов создает несколько картин ("Натюрморт со шляпой и бутылкой", "Дама с мышкой"), в которых наконец-то проявляет себя как масштабный художник, блистательно соединяя утонченную художественную культуру своего времени с традициями русского народного творчества, столь им любимого. Но появление на свет этих картин совпало с моментом начала борьбы с формализмом, в котором и был обвинен художник.

Военные и послевоенные годы

До войны Васнецов работал для Большого Драматического театра, разрабатывая костюмы и декорации. В военные годы Юрий Васнецов выпускает серию поздравительных открыток. На его творчество в этот период оказывает огромное влияние идеология тех времен. В самом начале войны художник становится членом «Боевого карандаша» - коллектива художников и поэтов, которые своим творчеством помогали победе над врагом. В 1941 году семья Васнецовых была эвакуирована в тыл в г. Пермь, а в 1943 г. - в г. Загорск. Научно-исследовательский институт игрушки стал его местом работы. Юрий Васнецов работает там главным художником. Вернулся он в Ленинград только в конце 1945 года.

Послевоенные годы художник посвящает пейзажам. Наиболее широкую известность получили пейзажи Сосново, эстонские и крымские, зарисовки Мельничного Ручья.

Личная жизнь

Свою личную жизнь иллюстратор Юрий Васнецов не афишировал, поэтому и известно о ней не так уже и много.

В жизни художника была одна-единственная любимая женщина. Женился Юрий Васнецов в возрасте тридцати четырех лет на художнице Пинаевой. В 1934 году он привез в родную Вятку супругу, и отец Васнецова обвенчал их в храме Иоанна Предтечи. Галина Михайловна подарила Васнецову двух прекрасных дочерей. Елизавета родилась в 1937 году, а Наталья - в 1939-м. Поздние дети стали для Юрия Алексеевича настоящей отдушиной. Любую разлуку с ними он воспринимал как трагедию и всегда спешил вернуться домой, чтобы быть рядом со своими девочками.

Юрий Алексеевич увлекался разведением голубей и был заядлым рыбаком.

Дочери художника росли в атмосфере любви и красоты, Елизавета часто засматривалась на работы отца. Позже она пошла по его стопам и тоже нашла себя в изобразительном искусстве. С 1973 года она является членом Союза художников СССР.

Знаменитое родство

Фамилия Васнецова на слуху у любого жителя страны благодаря не только Юрию. Его дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и а также русский фольклорист Александр Васнецов. Однако Юрий Алексеевич никогда не кичился знаменитыми родственниками.

Награды и премии

После войны художник получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1966 году Юрий Васнецов получает звание Народного художника РСФСР.

В начале семидесятых художник иллюстрирует два сборника русских народных сказок. Они носят название «Радуга-дуга» и «Ладушки». В этом же году по его иллюстрациям сняли мультипликационный фильм «Терем-теремок», который можно смело отнести к шедеврам советской мультипликации. За эти работы художнику была присуждена Государственная премия Советского Союза.

Малоизвестный Васнецов

Всю свою жизнь художник посвятил живописи. Однако его картины шестидесятых и семидесятых годов не принесли ему популярности при жизни. Наиболее известные работы того периода - «Цветущий луг», «Натюрморт с вербой» - увидели свет только после смерти художника. Дело в том, что из-за обвинений в формализме Юрий Васнецов предпочитал нигде не выставлять эти свои работы. Он фактически сделал занятия творчеством своим тайным увлечением, и мог показывать эти творения самым доверенным и родным людям. После того как его картины были представлены широкому зрителю на выставке в 1979 году, стало ясно, что художник далеко выходит за рамки книжного иллюстратора. Он является выдающимся русским живописцем XX в.

Художник умер 03.05.1973 года в Ленинграде. Похоронен Юрий Васнецов на в Петербурге, который за долгие годы жизни стал художнику родным городом.

Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) - график, живописец, народный художник РСФСР (1966). Учился в Академии Художеств (1921-26) у А.Е. Карева, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы.

Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам ("Три медведя" Л. Н. Толстого, 1930; сб. "Чудодейное колечко", 1947; "Небылицы в лицах", 1948; "Ладушки", 1964; "Радуга-дуга", 1969, Гос. пр. СССР, 1971). Создавал отдельные цветные литографии ("Теремок", 1943; "Зайкина избушка", 1948).

После смерти Васнецова стали известны его изысканные живописные стилизации в духе примитива ("Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпой и бутылкой", 1932-1934)

Слово художнику Васнецову Ю.А.

  • «Я так благодарен Вятке - своей родине, детству - красоту повидал!» (Васнецов Ю.А.)
  • «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем... Весной открывалась веселая ярмарка — Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами... Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет» (Васнецов Ю.А.)
  • «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай - пусть он будет цветок, но другой. Ромашка - и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши... Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король...» (Васнецов Ю.В. Из советов юным художникам)
  • (Васнецов Ю.А.)
  • «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе» (Васнецов Ю.А.)
  • На вопрос, какой был самый дорогой подарок, полученный им, художник ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь»

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с и . Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм - чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни...

Любовь к цветистой народной культуре художник впитал в своей родной стариной Вятке: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».

Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни - «от сердца, от души расписаны».

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт... да и вообще нигде не служил... Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», - вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…

Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем. За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда - «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич. И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конек-Горбунок", "Пятьдесят поросят" К.И. Чуковского, "Три медведя" Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблу-дившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично - кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.

Так, продолжая поиски своего пути, художник входил в мир детской книги. Чисто формальные поиски постепенно уступали место народной культуре. Художник все чаще оглядывался в свой «вятский» мир.

Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова.

На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи.

Итак, книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К.С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932- 34 гг. он создал, наконец, несколько произведений ("Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпой и бутылкой" и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного "базарного" искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" (1947) и "Небылицы в лицах" (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки" (1964) и "Радуга-дуга" (1969).

В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, неве-роятно. Если страшно, так до дрожи, если радость — пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными — то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.

Трудная жизнь художника оставила неизгладимый след на его отношениях с людьми. Обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых - старшая, Елизавета Юрьевна, - впоследствии станет знаменитой художницей.

Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём.

Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой - пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями - писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Васнецов Юрий Алексеевич

"Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, всё живу тем, что запомнил и видел в детстве." Юрий Васнецов

Выдающийся русский художник: живописец, график, сценограф, детский иллюстратор, мастер цветной литографии. В 1921-1926 гг. учился в ГСХМ (ВХУТЕМАС). Был учеником В.В.Лебедева и К.С.Малевича, подобно первому, он приложил свой дар ироничного, изобретательного художника к искусству детской книги. Подобно второму, проявлял в своем творчестве склонность к авангарду и эксперименту. Ю.Васнецова отличает его неповторимый и легко узнаваемый стиль, знакомый уже нескольким поколениям по детским книгам: "Конек-Горбунок", "Три медведя", "Ладушки", "Кошкин дом", "Радуга-дуга" и др.
Как и многие книжные иллюстраторы заставшие до-офсетную эпоху, Васнецов свободно владел техникой литографии. Благодаря этому, после него остались не только книги, оригинальные рисунки и живопись, но и прекрасные цветные литографические оттиски.

Книги с иллюстрациями художника

Похожие публикации