Рынок труда специалистов сферы образования. Рынок образовательных услуг и его влияние на рынок труда региона Что внутренний рынок труда

В современных условиях развития рынка многие специальности потеряли свою былую престижность из-за крайне низкой оплаты труда, присущей ряду отраслей. Особенно это касается тех, кто трудится в сфере образования, – школьных учителей, воспитателей, преподавателей вузов и техникумов. Знания, квалификация и нелегкий труд этих специалистов не находят достойного отражения в зарплате. А ведь это именно те, кто, как говорится, “нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера”, т. е. помогает нам получить образование. Многие выпускники педагогических вузов, не желая работать по полученной специальности, ищут приложение своих сил в других сферах деятельности, где возможен карьерный и материальный рост. Подбор педагогов сопряжен с большими трудностями, поскольку невозможно достойно оплачивать их труд. Рассмотрим положение специалистов сферы образования на рынке труда.

Как показывает практика, наиболее часто работодатели размещают на интернет-площадках запросы на поиск психологов, учителей, нянь, гувернанток, методистов, тренеров и тренинг-менеджеров. Поговорим о том, какие требования предъявляются к этим специалистам и как оплачивается их труд.

Должностные обязанности специалистов сферы образования

Приведем для вышеперечисленных специалистов краткий перечень должностных обязанностей, которые обычно указываются в объявлениях о вакансиях, публикуемых работодателями в Интернете.

Няня/гувернантка должна (в зависимости от возраста воспитанника и оговариваемого объема работы) осуществлять полный уход за ребенком – готовить ему пищу, кормить, стирать и гладить его одежду, гулять с ребенком, забирать его из детского сада или школы, а также возить на занятия в кружки, спортивные секции, помогать с приготовлением домашних заданий.

Учитель обучает учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие учебные занятия в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, а также воспитывает их, обеспечивая во время занятий надлежащий порядок и дисциплину. Кроме того, он должен реализовывать применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом и обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Задача школьного психолога – осуществлять индивидуальную и групповую психологическую диагностику с обработкой результатов, оформлять заключения и рекомендации, проводить индивидуальное консультирование воспитанников учебного заведения и групповую коррекционную работу. Ему необходимо взаимодействовать с родителями, органами внутренних дел, опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних; выбирать в ходе мониторинга наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения, а также определять пути устранения причин, их вызывающих.

Кстати сказать...

На диаграммах показано распределение резюме специалистов образовательной сферы по подразделам Интернет-ресурса SuperJob.ru.


Исследовательским центром кадрового дома “СуперДжоб” были проведены опросы российских специалистов с целью выявить их мнение о качестве и востребованности полученного ими образования. Приводим полученные результаты.

В первом опросе респондентам был задан вопрос: “Что вы понимаете под хорошим образованием?” Было предложено выбрать один из четырех вариантов ответа;
– престижный вуз или факультет;
– образование, которое формирует навыки, ключевые компетенции;
– образование, которое учит “самообразовываться” и приобретать знания самостоятельно всю жизнь;
– другое.

Из 1500 опрошенных наибольшую группу (53%) составили те, кто выбрал вариант ответа: “образование, которое учит “самообразовываться” и приобретать знания самостоятельно всю жизнь”. Третья часть респондентов (33%) считает, что лучшее образование – это то, которое формирует навыки и ключевые компетенции. Сравнительно небольшая группа (12%) полагает, что “хорошее” образование определяется престижностью вуза или факультета.

В ходе второго опроса исследователей интересовало: “Работаете ли вы по специальности, полученной после окончания вуза?” Специалистам нужно было также выбрать один из четырех вариантов ответа:
– да, работаю по специальности;
– да, пока приходится работать, но хочу сменить профиль трудовой деятельности;
– нет, но хочу найти работу по специальности, полученной в институте;
– нет, и не собираюсь.

Из 1500 респондентов, принявших участие в данном опросе, 43% ответили, что работают по своей специальности, а 7% пока работают по специальности, но хотели бы поменять профиль деятельности. Четверть аудитории (25%) в данное время не имеет возможности работать по специальности по разным причинам, но планирует искать такую работу. Оставшаяся группа респондентов (25%) не работает по специальности и не собирается это делать в дальнейшем.

Резюмируя результаты социологических исследований, можно констатировать, что получение хорошего образования оценивается подавляющим большинством респондентов как определяющий фактор в дальнейшей трудовой деятельности.

Методист (в вузе) должен обеспечивать ход учебного процесса по образовательной программе: организовывать прием учащихся, осуществлять контроль за соблюдением учебных планов, вести личные дела, учетные карточи слушателей, отчетность и документооборот по программе, готовить методические материалы по учебным курсам, организовывать дополнительные факультативные занятия и тренинги, заключать договоры со слушателями, контролировать поступление оплаты, вести дежурство в деканате.

Что касается тренера/тренинг-менеджера, он участвует в выявлении и анализе потребностей организации в обучении, разрабатывает новые обучающие программы для сотрудников различного профиля, адаптирует глобальные и “внешние” программы под потребности и задачи организации, оказывает пост-тренинговую поддержку, а также участвует в разработке методов оценки эффективности обучающих программ.

Требования, предъявляемые работодателями к специалистам образовательной сферы

Проанализируем наиболее часто встречающиеся в объявлениях требования к претендентам на вакансии в сфере образования.

Традиционный возрастной диапазон 20–40 лет, принятый на сегодняшний день на рынке труда, в образовательной сфере обычно расширяется до 50 лет, а иногда и до 60 лет. Особенно это касается кандидатов на позиции школьного педагога, социального педагога, няни. Пол соискателя обычно не имеет значения для большей части специальностей (хотя в роли няни или гувернантки большинство работодателей, разумеется, хотели бы видеть женщину).

Требования к знанию иностранного языка обуславливаются содержанием будущей должности специалиста. В запросах работодателей владение компьютером по большей части предусматривается в рамках навыков пользователя, за исключением тех работников, чья специальность непосредственно требует владения компьютером на уровне продвинутого пользователя или эксперта.

Около 70% вакансий, размещенных в разделе “Образование/Бизнес образование/Тренинги”, содержат требование о наличии высшего профильного образования, остальные – среднего специального. Будущим няням часто требуется иметь и среднее медицинское образование.

Требования к опыту работы определяются конкретной позицией. Для школьных педагогов в 60% случаев опыт работы не требуется, а вот для частных преподавателей и гувернанток опыт работы обязателен, и порой требуются рекомендации с предыдущих мест работы. Претенденту на позицию няни к ребенку дошкольного возраста нужно владеть развивающими методиками.

Общим пожеланием для всех специалистов в области среднего и высшего образования являются доброжелательность, терпимость, любовь к детям, желание постоянно повышать свой профессиональный уровень, а также наличие творческого потенциала, хороших коммуникативных и организаторских навыков.

Для кандидата на позицию в сегменте “Бизнес образование/Тренинги”, например тренера, в дополнение к обязательному высшему образованию желательно иметь дополнительное образование по специализации “Тренер”, опыт работы не менее 2 лет по данной специальности, владеть методологическими основами проведения тренингов, свободным английским и быть опытным пользователем ПК. Таким специалистам необходимы хорошо развитые навыки коммуникации, планирования времени и деятельности, стремление к постоянному самообучению и развитию, умение работать в команде.

Уровень зарплатных предложений и социальный пакет

В таблице приведены данные по окладам, предлагаемым в качестве стартовых кандидатам на открытые позиции в сфере образования. Здесь в основном идет речь о государственных организациях образовательной сферы.

Стартовые оклады специалистов сферы образования

Данные приводятся для Москвы, информация по окладам взята из объявлений о вакансиях, опубликованных на сайте www.superjob.ru в первом полугодии 2005 г. Уровни оплаты труда приводятся без учета бонусов, премий, надбавок и т. п. Что касается уровня заработных плат для рассматриваемых в данном обзоре специальностей по другим регионам России, то они могут отличаться, в основном в сторону уменьшения, на 20–30%.

Компенсационный пакет, как правило, включает следующие социальные льготы: оплату питания, проезда на транспорте, занятий в спортзале, санаторного лечения, медицинскую страховку, надбавку к окладу, материальную помощь и т. п.

Методы поиска персонала в образовательной сфере

В условиях падения престижа педагогического труда и массового ухода высококвалифицированных специалистов из сферы образования в поисках более высокооплачиваемой работы, что негативным образом отражается на качестве получаемых нынешним поколением учащихся знаний, остро стоят задачи комплектования штата учебного заведения необходимыми профильными педагогами и другим персоналом, работающим в системе образования.

Поиск таких кадров осуществляется традиционными методами: через знакомых, путем публикации объявлений в СМИ, обращения в службы занятости, кадровые агентства, а также посредством сети Интернет. Последний способ является наиболее эффективным и малозатратным инструментом подбора кадров в такой многогранной сфере, как образование. Он используется и для поиска высокооплачиваемых специалистов, занимающих такую нишу образовательной сферы, как бизнес-образование и тренинги, и для подбора учителей, воспитателей, гувернанток, а также другого персонала. Ведь обращаться в кадровые агентства для многих финансово накладно.

Конечно, для поиска работника на позицию няни можно воспользоваться услугами агентств, специализирующихся в этой области.

Например, если семье необходима няня со знанием трех иностранных языков, которая будет готова выезжать на каникулы за границу, то агентство – это то, что действительно подойдет в данной ситуации. А вот если нужна ответственная и приятная женщина, которая за 2 доллара в час будет забирать ребенка из детского сада и кормить его дома кашей, то эффективней воспользоваться способом “по знакомству”.

Сложнее всего найти няню тем, кому она нужна всего на несколько часов в день. Как правило, няни стремятся иметь стабильный заработок, который возможен только при 6–8 часах работы в день. И проще всего найти такого работника как раз с помощью Интернета, где размещено множество резюме подобного профиля.

Для поиска специалистов среднего и высшего образования также целесообразно воспользоваться услугами специализированных “работных” ресурсов.

Что же касается отклика на объявления о вакансиях, размещенные в Сети, то он, конечно, значительно уступает результатам размещения вакансий менеджеров, бухгалтеров или секретарей. Но в среднем от 10 до 60 резюме на такую публикацию получить вполне реально, что позволит выбрать наиболее подходящую кандидатуру на открытую позицию.

2.2. Особенности механизма функционирования внутреннего рынка труда в России

В системе отношений занятости внутренний рынок труда имеет свою специфику, связанную с его преимущественной ориентацией на внутрипрофессиональную мобильность работников в рамках организации. Динамика внутреннего рынка труда определяется наличием и составом персонала, соотношением в его структуре кадрового «ядра» и периферийной рабочей силы, интенсивностью трудовых перемещений и ротации кадров, уровнем занятости персонала, эффективностью использования трудового потенциала организации, конкурентоспособностью и инновационностью организации в целом.

Выделяют следующие функции внутреннего рынка труда:

    предоставление гарантий занятости и социальная защита работников;

    обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы внутри организации;

    развитие персонала и корректировка его профессионально-квалификационных характеристик в соответствии с инновационными изменениями в организации.

Внутренние рынки труда организаций отличаются от внешних рынков труда с точки зрения как формирования, так и функционирования, поскольку любая организация представляет собой замкнутую структуру, поддерживающую связи с внешней средой только в силу необходимости. Это относится и к влиянию внешнего рынка труда на внутренний: до тех пор, пока наемный работник удовлетворен качеством своей трудовой жизни, ему не надо покидать свое рабочее место и выходить на внешний рынок труда в поисках лучшего места со всеми необходимыми для него условиями.

Закономерности формирования спроса и предложения рабочей силы на внутренних рынках труда также имеют свою специфику по сравнению с внутренними по отношению к фирме рынками труда. При изменении масштабов и структуры внутреннего спроса на труд организация может и должна корректировать и предложение труда, исходящее от уже нанятых работников. Практически каждый сотрудник той или иной организации, вовремя осведомленный об изменениях и инновациях в деятельности фирмы, будет и должен принимать осознанное решение о собственном профессиональном росте. Взаимодействие экономических интересов фирмы и работника проявляется в изменениях структуры предложения труда. Стремление работника к сохранению статуса занятого будет стимулировать его к адекватной реакции на изменение внутрифирменного спроса на труд. Наиболее «гибкие» сотрудники могут заблаговременно формировать те знания, умения и навыки, которые в перспективе будут востребованы организацией на внутреннем рынке труда. Активное воздействие самой организацией на изменение структуры внутреннего предложения труда может осуществляться путем разработки и реализации собственной кадровой политики, в том числе программ развития персонала, которые включают в себя следующие компоненты:

    повышение квалификации;

    переподготовку и обучение смежным профессиям;

    освоение принципиально новых видов деятельности при изменении профиля организации.

Анализ практики управления человеческими ресурсами в российских организациях позволяет сделать вывод о том, что уровень развития рыночных отношений в рамках внутрифирменных рынков труда далеко неодинаков. 1 Сегодня в России наблюдается практически весь спектр форм и методов управления человеческими ресурсами в рамках внутреннего рынка труда. Однако сама по себе проводимая кадровая политика еще не дает однозначного ответа на вопрос о степени развития внутреннего рынка труда конкретной организации.

С точки зрения управления внутренним рынком организация в рамках своей кадровой политики, с одной стороны, не может реагировать на меры социально-экономической политики государства (в первую очередь политики занятости), а с другой – имеет достаточно широкий набор инструментов для эффективного воздействия на систему мотивационных приоритетов наемных работников.

Таким образом, кадровая политика, построенная на основе норм корпоративной культуры и соответствующих ей стандартов организационного поведения, может влиять на степень реального участия наемного работника в процессах, протекающих на внутреннем рынке труда.

2.3. Взаимодействие предприятия с внешним рынком труда

В настоящее время принято различать открытый (внешний по отношению к предприятию) и внутрифирменный (закрытый) рынки труда, которые тесно взаимосвязаны. Внутрифирменный рынок труда включает систему отношений (организационно-правовых, социальных, экономических, информационных) между работодателями и наемными работниками, представителями и их интересов в государстве по поводу расстановки работников на производстве, организации и охраны труда, продолжительность рабочего времени и оплаты, профессионального продвижения и переквалификации, стимулирования за дополнительные итоги. Таким образом, можно говорить о наличии внутренней подсистемы рынка труда – внутрифирменного рынка труда . Развитие системы внутрифирменного рынка труда следует рассматривать как единое развитие органически связанных систем: производства, рабочей силы, и трудовых отношений, действующих в системе.

В России внутренний рынок труда развит слабо. Это объясняется не столько недостатками организационно-правового характера, сколько отсутствием единого подхода к информационной оценке спроса и предложения. В результате этого происходит несоответствие между ростом числа вакансий и увеличением количества безработных. К тому же отсутствие законодательной базы регулирования взаимоотношениями субъектов часто приводит к разбалансированности в единой системе рынка труда. На сегодняшний день нуждаются в законодательной базе взаимоотношения работодателей и органов ФСЗ. Подаваемые заявки на свободные рабочие места не всегда носят объективный и полный характер. По наблюдениям экспертов, было установлено, что лишь менее 46% работодателей Иркутской области постоянно подают списки вакансий на рабочие места. Более половины вакансий в области заполняются работодателями самостоятельно. В этом случае можно утверждать то, что в настоящее время на рынке труда имеет место формирование официально и неофициально заявленного спроса, которые ни структурно, ни качественно не взаимосвязаны. Это вызвано целым комплексом причин, среди которых можно выделить следующие:

    Отсутствие единой системы классификации профессий, специальностей и должностей;

    Различные подходы к определению профессионально-квалифицированных характеристик спроса и предложения труда;

    Разные методологии, формы о содержание существующих классификаций профессий.

При замещении вакантной должности работодатель решает проблему выбора между уже нанятым работником и человеком со стороны (то есть находящимся на внешнем по отношению к предприятию на внутреннем рынке труда). Традиционным является следующий подход: при необходимости замещения вакантной должности сначала идет поиск кандидатов на ее замещение в пределах предприятия. При отсутствии сотрудника с соответствующими характеристиками у предприятия появляются два основных варианта действий:

    Осуществить переподготовку и повышение квалификации какого-либо из имеющихся сотрудников;

    Привлечь работника со стороны.

Это задача является тем более сложной, чем на более высоком уровне появляется вакансия. Схематически это выглядит следующим образом (рис.2.2).

Рисунок 2.2 Взаимодействие внутреннего и внешнего рынков труда

Квадраты показывают различные должности, а пунктирные линии разделяют ее уровни. Вертикальные стрелки отражают возможные варианты продвижения работников. Горизонтальные стрелки характеризуют привлечение работников на различные уровни иерархии со стороны, причем толщина линии пропорциональна сложности поступления рабочей силы со стороны на тот или иной уровень внутреннего рынка труда. Подбор высококвалифицированных работников на должности ответственных работников и специалистов представляет собой сложную задачу для руководства предприятия, поскольку они оказывают влияние на целый ряд работников более низкого уровня. Поэтому, чем более высокая вакансия замещается претендентом со стороны, тем более сложным и длительным является этот процесс. При этом при привлечении работников на высшие уровни нередко возникает ситуация, когда предприятию трудно найти подходящего кандидата, в то время как при поиске людей для выполнения менее ответственных трудовых обязанностей часто приходится выбирать из большого числа удовлетворяющих всем формальным признакам претендентов. Как правило, легко найти лишь работу, не требующую высокой квалификации (например: продавец). Высококвалифицированные специалисты нередко ищут работу по нескольким направлениям (менеджер по персоналу, специалист по развитию, обучению персонала, инспектор по труду, экономист, специалист по охране труда и т.д.) и даже вынуждены в поисках работы менять место жительства. А как правило, малоквалифицированные работники ищут работу ближе, чем высококвалифицированные.

Внутренний рынок труда может взаимодействовать с несколькими рынками, каждому из которых соответствует своя группа профессий различной квалификации(рис. 2.3).

Рисунок 2. 3 Пространственная структура внешнего рынка труда

Региональный рынок включает работников, профессиональные занятия которых позволяют им быть мобильными между локальными рынкам (например: накладчики высокотехнологичного оборудования). На национальные и интернациональные рынки труда попадают инженеры (занимающиеся обслуживанием нефтедобывающего оборудования), специалисты (работающие в области программирования), показавшие высокие профессиональные результаты ученые, менеджеры высокого класса, а также представители редких специальностей.

Уточнение границ регионального рынка труда важно для руководства предприятий потому, что это дает возможность выявить важные характеристики конкуренции за рабочую силу с другими работодателями.

С точки зрения руководства предприятия региональный рынок труда представляет его внешнюю среду, оказывающую воздействие на управление персоналом предприятия. В качестве первоочередных характеристик такого влияния могут быть использованы следующие показатели:

    Экономическая активность населения;

    Уровень безработицы;

    Средний фактический сложившийся уровень зарплаты;

    Состояние системы социальных гарантий;

    Степень развития нестандартных форм занятости.

Сложности взаимодействия внутренних и внешних рынков труда нашли свое выражение в функционировании расширенных внутренних рынков труда.

В основе концепции расширенных рынков труда лежит положение, согласно которому расширение рамок поиска и увеличение сложности их отбора требуют реализации избирательного подхода к привлечению рабочей силы. Этот подход реализуется посредством формирования расширенного внутреннего рынка труда. Он представляет собой объединение внутреннего рынка труда с независимыми, по тесно связанными с ним на нерыночной основе институтами, которые облегчают его взаимодействия с другими рынками труда и приспособление к изменениям внешней среды. В качестве таких институтов выступают семьи (наем на работу родственников сотрудников предприятия), профессиональные объединения (которые рекомендуют своих членов для замещения вакансий). Естественно, что каждый из этих институтов может быть связан с несколькими внутренними рынками труда.

Наконец, внутренний рынок труда одного предприятия может находиться на периферии расширенного внутреннего рынка труда другого (перетекание рабочей силы одного предприятия на другое).

Расширенный внутренний рынок труда может быть представлен следующим образом (рис. 2.4)

Рисунок 2.4 Структура и взаимодействие расширенных внутренних рынков труда

Закрашенные пирамиды отражают иерархию внутреннего рынка труда. Каждому уровню внутреннего рынка труда соответствует целая группа связанных с ним социальных институтов.

Трансформация внутреннего рынка труда в расширенные преодолевает их замкнутый характер и способствует повышению степени их устойчивости.

Таким образом, изучение механизмов взаимодействия предприятия и внешнего рынка труда представляет собой сложную задачу, особенно в современных сложных российских условиях. Приходится учитывать то, что сами внутренние рынки труда испытывают влияние кризиса, что существенно нарушает механизм их функционирования. Тем не менее учет состояния внешнего рынка труда и организация рационального взаимодействия с ним является одной из основ эффективного управления персоналом.

Совершенствования механизма регулирования рынка труда в современной экономике России. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА Понятие и сущность рынка труда Рынок труда - это система...

В зависимости от места распространения (поля деятельности) различают внешний и внутренний рынок труда и, соответственно, внешний и внутренний маркетинг персонала.

Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями.

Внешний маркетинг персонала означает, что соответствующий ему подход и инструментарий организация реализует на внешнем рынке рабочей силы.

Основной задачей маркетинга персонала является внешнее профилирование предприятия, что, в свою очередь, означает передачу потенциальным кандидатам на вакансию позитивной настроенности на организацию и обеспечение организации необходимыми, профессионально пригодными сотрудниками.

Анализ внешнего рынка рабочей силы помогает решить 4 задачи:

1) Внешняя демонстрация особой привлекательности организации как места работы и доведение соответствующей информации до целевых групп.

2) Выбор и использование эффективных путей и мероприятий по обеспечению предприятия персоналом, например, профессиональные консультации, лизинг персонала и др.

3) Определение и формулирование конкретных предложений по вхождению новых работников в организацию в зависимости от спроса, целевой группы и своевременности.

4) Анализ заявительных документов и отбор новых, профессионально пригодных работников.

Привлечение работников вне рамок предприятия предоставляет руководителю более широкие возможности выбора и непосредственно покрывает потребность организации в персонале, а также создает новые импульсы для развития. В то же время фирма может потерять возможность использования мотивационного потенциала внутреннего рынка труда.

Внутренний рынок труда - это система трудовых отношений, ограниченных рамками организации.

Внутренний маркетинг персонала сфокусирован на работниках, уже занятых в организации, и подразумевает принятие во внимание и формирование наиболее важных пяти факторов ее привлекательности как места работы:

1. диапазон задач и ответственности работника на конкретном рабочем месте;

2. возможность профессионального роста и реализация карьерных устремлений;

3. возможность обучения, повышения квалификации и переподготовки;

4. производственный климат в коллективе, организационная культура;

5. формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

Основные особенности внутреннего рынка труда :

Ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;



Заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;

В фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;

Большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;

Взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.

Нередко работа требует уникальных знаний и навыков, которые связаны со специальным обучением. Фирме выгодней использовать тех, кто уже овладел ими, чем нанимать работников на внешнем рынке труда. Наем каждого нового работника связан не только с дополнительными издержками, но и с риском, тем большим, чем более ответственны его должностные обязанности.

В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки. Так, если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице.

Сегментация рынка труда - это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые секторы и зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы.

Для проведения сегментации рынка труда используются факторы:

Географическое положение (регион, город,район и т.д.);

Экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению, распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и пр.);

Демографические факторы - половозрастной и семейный состав населения;

Социально-экономические - уровень образования;

Профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и пр.

Рынок труда делится на два сектора: первичный (квалифицированный) и вторичный (неквалифицированный).

Критериями распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации (официанты, прислуга, сезонные рабочие и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта).


Внутренний рынок труда – механизм установления соответствия между спросом и предложением труда на основе постоянного соединения работников и работодателя и постепенного продвижения работника на все более высокооплачиваемые рабочие места.

Внутренние рынки труда противопоставляются внешним рынкам труда, на которых происходит межфирменная мобильность рабочей силы, а заработная плата и распределение рабочей силы являются результатом действия рыночных сил.

Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие три. Первая: специфическая профессиональная подготовка, основанная на уникальности применяемых на фирмах технологий и уникальности существующих на фирмах рабочих мест. Вторая: совершенство информации, значительные трансакционные издержки, связанные с получением и обработкой информации о возможной производительности потенциального работника. Третья: профессиональная подготовка на рабочем месте, которая неформальна по своей природе и выражается в обучении в процессе работы.

Взаимозависимость характеристик рынков труда показана на рис. 14.

Если взять за основу потребность фирмы в использовании специфической технологии производства, требующей от работников профессиональной специфической подготовки, то из этого последуют все основные характеристики.


Во-первых, подготовка на рабочем месте становится естественным способом предоставления работнику необходимых навыков и знаний, недоступных на внешнем рынке.

Происходит интернализация основной деятельности внутри фирмы.

Внешний наем ограничен рабочими местами “входного уровня”. Ввиду важности обучения на рабочем месте фирмы должны предоставлять стимулы для организации такого обучения как обучающим, так и обучаемым.

Для обучаемого отдача от обучения может быть получена только на данной фирме, поэтому для него важно поддержание занятости именно на этой фирме. Частично это происходит за счет найма сторонних работников только на рабочие места “входного уровня”.

Сохранение занятости важно и для обучающих, но для них еще ограничение конкуренции внешней заработной платы лишь рабочими местами “входного уровня”. Если это не будет, то на заработную плату обучающих может отрицательно повлиять производительность работников, которых они обучали.

Двигаясь по стрелки вправо, отметим, что специфические навыки ведут к малочисленной конкуренции. В экстремальной ситуации возникает двухсторонняя монополия, заработная плата тогда привязывается к рабочим местам, а не работникам, и правая и левая стороны диаграммы сливаются. Система, основанная на профессиональной подготовке на рабочем месте, защищает работника от конкурентных сил. Кроме того, если зарплата зависит от положения работника, а не от его труда, снижаются стимулы к труду. Решение проблемы заключается в замене внешней конкуренции внутренней за продвижение на высокооплачиваемую работу. Однако с учетом интересов обучающих продвижение должно осуществляться со скоростью одной ступени за период, чтобы обучающие не могли обогнать своих учителей.

Стимулирующие функции этой системы основаны на различиях в оплате труда на рабочих местах разных уровней, вся система оплаты становится жесткой внутренне взаимозависимой и одновременно независимой от внешних факторов. Благодаря сохранению занятости и низким уровням добровольных увольнений из-за специфической для фирмы профессиональной подготовки, у работников появляется долгосрочная перспектива продвижения по служебной лестнице.

Контакты с внешним рынком у внутреннего рынка жестоко ограниченны и сводятся в основном к так называемым «входным порта», т.е. тем рабочим местам, на которые фирмы нанимают новых работников на внешнем рынке.

Услуги труда на внешних и внутренних рынках неодинаковы. Внутренние рынки связаны с однородным трудом и карьерной лестницей. Фирмы нанимают на внешнем рынке работников на относительно низкоквалифицированную работу, а вакансии на более высоком уровне заполняют за счет внутреннего рынка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какими показателями определяется специфика внутреннего рынка труда?

2. Каковы основные функции внутреннего рынка труда?

3. Какие преимущества дает внутренний рынок труда работникам предприятий, а какие – работодателям?

4. Какова связь внутренних рынков труда с уровнем эффективности работы предприятия?

5. Какие факторы предопределяют необходимость привлечения рабочей силы с национального (международного) рынка труда.

6. С какими рынками труда может взаимодействовать внутренний рынок труда?

7.Каковы причины и особенности возникновения внутреннего рынка труда функционирующего в пределах предприятия?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Маслозавод выпускает 60 тыс. тонн масла в месяц по цене 4 ден.ед. за килограмм. После повышения цены до 6 ден.ед за 1 кг завод стал изготавливать 80 тыс. тонн масла в месяц. На сколько процентов увеличилась продуктивность труда, если численность работающих не изменялась.

Задача 2. Как изменилась продуктивность труда, если за первый год она выросла на 15%, за второй – на 10%, а за третий год уменьшилась на 9%?

Задача 3. При условии сохранения численности работающих, объём продукции изменялся по годам таким образом:

Продукт Объём выпуска (шт.)
А
В
С

Оценить изменение продуктивности труда при фиксированных ценах: продукт А – 5 ден.ед., продукт В – 20 ден.ед., продукт С – 10 ден.ед.

Задача 4. Выпуск продукции в натуральном виде вырос на 25%, а численность работающих увеличилась на 10%. На сколько процентов изменилась продуктивность труда?

Задача 5. Стоимость товаров и услуг, которые изготовляет компания за день, выросла в конце года в 3 раза. Цены за год выросли в 2 раза, численность работающих каждый день увеличивалась в 1,5 раза. Как изменилась продуктивность труда?

Начиная с 70-х гг. западные экономисты указывают на формирование обособленных субрынков труда: внутреннего, или первичного, и внешнего, или вторичного, отличающихся стабильностью рабочих мест, уровнями заработной платы, перспективами профессионального роста, условиями труда.

По критерию моделирования среды выделяют внутренний и внешний рынки труда.

Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами.

Данный рынок определяется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. При рассмотрении процессов формирования труда любого уровня важно также иметь в виду, что положение работника на нём обусловлено тремя состояниями:

1. степенью подготовленности к работе (обучение и переобучение, инструктаж);

2. поиском работы, предложением на рынке товара - рабочая сила;

3. занятостью в трудовом процессе на конкретном рабочем месте.

К внутреннему рынку относятся «кадровые» работники так называемого основного коллектива, обладающие высокой квалификацией, ориентированные на специфику предприятия, опытные, высокопроизводительные. В повышении квалификации и сохранении этих работников заинтересованы предприниматели. Стремлением предпринимателей сохранить входящие в состав основного коллектива кадры в условиях сокращения производства во многом вызвано широкое распространение частичной занятости в отраслях, использующих профессии высокой квалификации.

Основные особенности внутреннего рынка труда:

· ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;

· заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;

· в фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;

· большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;

· взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.

Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

С внешним рынком связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, а также лица, не имеющие опыта. Для этого субрынка характерны различные формы временного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей стабильного характера. Лишь часть рабочих и служащих после временной и частичной занятости и тщательного отбора имеет шансы переместиться из внешнего рынка на внутренний.

Похожие публикации