Самолет усмехнулся вдребезги в бугорок обетованной земли. Текст песни - русское поле экспериментов


Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами живыми №уями
Шоколадными конфетами
И нерукотворными п№дюлями.

На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собой уничтожить весь мир
Покончить с собой уничтожить весь мир

Славно валится на, на, на

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Словно иней сердобольный смех (3р.)
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов (4р.)

Мастерство быть излишним подобно мне
Мастерство быть любимым,подобно петле
Мастерство быть глобальным как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство стать посторонним.

Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей

Новейшее средство находить виновных
Русское поле экспериментов (4р.)

За открывшейся дверью - пустота
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадо-понадо-пона-надобился...
А снег всё идёт, а снег всё идёт
Русское поле источает снег...
Иных хоронили в упаковке глазёнок
Иных хоронили в упаковке газет...

А то, что на бойне умертвили бычка -
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля, да всеобщая старость...

Набить до отказа собой могилу
Это значит наследовать Землю
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение
Что и требовалось доказать...

В дверной глазок, в замочную щель -
Гениальные мыслишки, мировые войнушки
Неофициальные пупы Земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли
Это ли не то, что нам надо?! (3р.)

А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились, не замарались
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное
Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано - честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе - кровавые мальчики.

Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев

Яма - как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь, нет.

Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы...

Так кто же погиб в генеральном сражении
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?

Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы...

А мою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил её пряником
подманил её пряником
Изнасиловал грязным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу (3р.)

Словно иней сердобольный смех (3р.)
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов (4р.)
Вечность пахнет нефтью.

Перевод текста песни Гражданская Оборона - Русское поле экспериментов


Touching knife torture your flesh
Prior to voluntary blood pinch fingers
Bravely savoring lollipops
Purposefully their pockets
Dead pups alive number uyami
chocolates
And miraculous dyulyami number n .

On patriarchal dump obsolete concepts
Used images and polite words
Committed suicide to destroy the world
Suicide to destroy the world

Nicely falls on on on

Geography meanness, hate spelling
Apology ignorance , mythology optimism
Laws howitzers Virtue
Notable feast prudence
Saith the pit mouths of babes
Saith the mouths of babes bullet
Eternity smell of oil
Eternity smell of oil
Like frost compassionate laughter (3r.)
Nicely falls on on on
Russian field experiments (4r.)

Expertise be overkill like me
Expertise to be loved like a loop
Expertise to be global as baked apple
Art time to step aside
The art of being an outsider
Art become strangers.

The newest tool for cleaning ovens
Suffocated by their own free will
The newest tool for cleaning ropes
From the nasty smell of unwashed necks

Newest tool to find the culprits
Russian field experiments (4r.)

For the opened door - the emptiness
This means that someone is coming for you
This means that now you"re someone
Hope - shall need Pona - hath need ...
The snow is still coming, and the snow is all
Russian field exudes snow ...
Others were buried in the little eyes packaging
Others were buried in a pack of newspapers ...

And the fact that the slaughterhouse killed goby -
That"s what everyone"s joy, pride universal
Universal hatred , the general will
General will , yes universal old age ...

Failure to fill a grave
This means inherit the Earth
What is to inherit the Earth?
This means exhaust the patience
QED ...

In the peephole in the keyhole slot -
Brilliant little thoughts , world voynushki
Informal navels Earth
Enamel parts head systems
instinctive volunteers
In the name of the universe and bread crust
People with a capital letter
The word " People " is written with a capital letter !
Swastika faith pulled faces
Babel ABC adhered to the fingers
Historically defensible method
Devouring raw land
Is not that what we need ? (3r.)

And in the morning they woke inevitably
Not a cold , do not mess
Call a spade a spade
Sowed good , reasonable , eternal
All sown, all named
Bon appetit - honor to honor
Were the first fruits of enlightenment
And the second - the bloody boys .

Ordenonosnogo Lord victorious peace
Honored Lord of the Red Banner of fear
Righteous holiday for regular citizens
Sharp sickle to the ripe ears

Pit - as the principle of motion to the Sun
Porridge tears will not spoil , no.

Full sleigh girlish disgrace
Full sheets infantile stench
Girlish eyes , tears cuckoo
As well as all sorts of other things ...

So who was killed in a pitched battle
Who died in the brilliant defeat
For a full cup of pity
In the brutal battle of Stalingrad lust?

Plane smiled smithereens
In tubercle promised land
Plane smiled smithereens
In tubercle promised zemlitsy ...

And I love my own
Freed from further inevitable disappointments
Beckoned her carrot
beckoned her carrot
Raped cruel dirty shoe
And hung on a cloud
If your child is unloved doll
His unloved doll (3r.)

Like frost compassionate laughter (3r.)
Nicely falls on on on
Russian field experiments (4r.)
Eternity smell of oil .


Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами живыми хуями
Шоколадными конфетами
И нерукотворными пиздюлями.

На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собой уничтожить весь мир
Покончить с собой уничтожить весь мир

Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля

Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.

Мастерство быть излишним подобно мне
Мастерство быть любимым,подобно петле
Мастерство быть глобальным как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним.

Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей

Новейшее средство находить виновных
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.

За открывшейся дверью - пустота
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадо-понадо-пона-надобился...
А снег всё идёт, а снег всё идёт
Русское поле источает снег...
Иных хоронили в упаковке глазёнок
Иных хоронили в упаковке газет...

А то, что на бойне умертвили бычка -
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля, да всеобщая старость...

Набить до отказа собой могилу
Это значит наследовать Землю
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение
Что и требовалось доказать...
Что и требовалось доказать!

В дверной глазок, в замочную щель -
Гениальные мыслишки, мировые войнушки
Неофициальные пупы Земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!

А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились, не замарались
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное
Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано - честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе - кровавые мальчики.

Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев

Яма - как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь, нет.

Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы...

Так кто погиб в генеральном сражении
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?

Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы...

А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил её пряником
подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу

Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валиться на, на, на...
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью

[Текст песни: “Русское поле эксперементов”]

[Куплет 1]

Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами, живыми хуями
Шоколадными конфетами
И нерукотворными пиздюлями

[Пре-припев]
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собою, уничтожить весь мир
Покончить с собою - уничтожить весь мир

About “Русское поле экспериментов (Russkoe Pole Experimentov)”

К 1989 году творчество Летова переживает эволюционные изменения. ГО становятся полноценной группой и доводят шумный «грязный» саунд и суицидально-апокалипитические настроения до предела. Антисоветская направленность сохраняется, но она становится для Летова лишь частным приемом отображения грядущего «духовного» Армагеддона всей человеческой цивилизации. Плакатности становится меньше, глобальности и остервенения больше. И главное, находясь под сильным впечатлением от длинных баллад Башлачева, Летов отходит от своего формата яростных и стремительных панк-песен, и начинает создавать большие «полотна». В конце 1988 года он создает самое известное из полотен - 14-минутную композицию «Русское Поле экспериментов», впервые зафиксированную на одноименной акустической записи, сделанной С. Фирсовым, а затем уже записанной в электричестве на альбоме 1989 г. с таким же названием. Композиция получилась настолько мощной, завораживающей и развивающейся, что, несмотря на свою длину, слушалась на одном дыхании. Больше всего меня удивляет то, как Летов не уставал исполнять ее почти на каждом концерте. По воспоминаниям самого автора, толчком к написанию «Русского поля» стал просмотр двух документальных фильмов - «Морда дьявола» и «Лики смерти», где много и долго убивали разных животных. Большой любитель всяких тварей, Летов впал в такое шокирующее состояние, что той же ночью написал песню про то, как «все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях, и нету этому конца». «…А свою любовь я собственноручно Освободил от дальнейших неизбежных огорчений Подманил её пряником Изнасиловал пьяным жестоким ботинком И повесил на облачке, словно ребенок СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ!!!» В тексте немало отсылок и цитат - к «Борису Годунову» с «кровавыми мальчиками», к А. Камю с его «Посторонним», к Н. Некрасову с его «Сейте разумное, доброе, вечное!», и даже к истории одного самурая, который перед харакири написал в записке «Уничтожу весь мир!»… А самую знаменитую фразу - «Вечность пахнет нефтью» - Летов, по его словам, позаимствовал у философа Бертрана Рассела (правда, я так и не установил, откуда конкретно). Тогда в 1989 году «Русское поле» казалось Летову его творческим пределом, за которым у него «нет слов, нет голоса». Тем не менее в том же году он создает… песню не песню… а, скорее, длинный зауывный плач без музыки - «Как в мясной избушке умирала душа».

-------------
Эта замечательная статья была написана мною для какого-то научного сборника.
Язык у нее научный, а потому тупой.
Статья года два валялась у меня на компе, пока я сегодня не начала писать курсовик и не обнаружила сей милый документ. Так как моему научруку пох..й на мои научные письмена,
а миру пох..й на Летова, а статье пох..й - лежать на компе или висеть на сайте, то я решила ее поместить сюда.

*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта

Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.

Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.

В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».

1.Мотив отчуждения, ключевой для рок-поэзии, широко распространен и в поэзии Летова (также есть в этой теме видеть влияние близких автору идей экзистенциализма).
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным; как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
«Быть посторонним»-это типичное поведение для героя. И проблема не в том, что мир не принимает его, а проблема в том,что этот мир искусственный и сам герой, равный в данном случае автору,не войдет туда. В ряде стихотворений мир людей предстает как иллюзорный,это мир предателей-одиночек,как, например, в стихотворении «Армагеддон-попс»,разворачивающем перед нами жизнь Маяковского (о чем будет написано в другой статье):
А хозяева жизни
Убежденные жители
По ночам помогали
Воровать друг у друга сон
О бумажных цветочках
И проколотых мячиках
Новогодних открытках
И прочем одиночестве
Все реалии этого мира-иллюзия: мячики-проколотые,новогодние открытки-наверняка прошлогодние, потому что это-«прочее одиночество». Сюда же включаются «леденцы на палочке», «мертвые мышата» (потому что все живое в этом мире умирает), «свалка патриархальных понятий», «использованные образы».
Хмурили брови,
Менялись местами и планами,
Ворочали колёса, хоронили урожаи
В натруженных желудках и мозолистых умах
Деловито увязали в паутине междометий
Пышного многословия
Назойливой болтовни
Ходячие кладбища очевидных истин
Свежих новостей
Маринованных груздей
Горестных воспоминаний.
(«Хмурили брови»)
Все эмоции этих людей, почти «людишек», если по Достоевскому, автором прочитываются иронично. Жизнь идет своим чередом, «по плану», жители «воруют друг у друга сон», потому что доносят и предают.
За открывшейся дверью - пустота
Это значит, что кто-то пришел за тобой…

В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)

Словно после тяжелой и долгой болезни
Я вышел под серым уютным дождем
Прохожие лепят меня как хотят -
Так же как раньше -
Я в мятой и потной пижаме
Но уже без претензий на белый полет.
(«Словно после тяжелой и долгой болезни»)
И наконец,мотив отчуждения прямо читается в одной из самых известных песен «Гражданской Обороны»:
Пластмассовый мир победил,
Макет оказался сильней.

Обращая внимание на прилагательное «глобальный», нужно отметить, что образ глобализации,глобальности неоднократно употребляется в стихотворениях И.Ф. Это синоним общества потребления. В то же время это и гениальное пророчество: маловероятно,чтобы в 80х годах прослеживалась тенденция к мировой глобализации,сейчас же в мировой политике и экономике мы видим сильнейшую тенденцию стереть единоличное и втиснуть все в единые европейские рамки. (Чем не победа мирового коммунизма?)
Несмотря на то, что победа пластмассы (обывательщины) произошла окончательно и бесповоротно, поэт не отступается от борьбы. Пожалуй, это одна из причин, почему в поэзии Летова нередки образы Александра Башлачева (самоубийство, «выпал из окна»), Владимира Маяковского, прослеживаются текстуальные связи с Яной Дягилевой (самоубийство, «пошла в воду»), и оцениваются они если не с иронией, что было бы кощунственно, но горько и отрицательно.
Именно «летовская» картина отчуждения легла в основу современной рок-музыки в самых разных ее жанровых проявлениях, обнаруживая себя и в далеких от рок-поэзии текстах альтернативных, металлкор-групп и даже рэп-исполнителей.

2. Мотив военных действий.
Мотив, взятый рок-поэзией из поэзии начала 20 века, в первую очередь из трагиков вроде Маяковского, безусловно, один из опознавательных знаков этой культуры. Его геналогию можно усматривать в таком социологическом и историческом феномене как «оборонное сознание».
Образ солдата в поэзии И.Ф трагичен. Солдат или умирает полностью, или частично:
Небо крутилось на пальце
На фоне окна он казался
Фанерной мишенью на поле -
Такой уж он был неподвижный
В кресле-каталке
Для инвалидов.
(«Вернулся из армии»)
В луже кровавого оптимизма
Валяется ощущение человека в телогрейке.
Весело и великодушно
Разбегаются в разные стороны
Где пальцы, погоны, карманы...
Ветер поднялся.
Стемнело.
(«Человека убили автобусом»)
То же видим в «Отряд не заметил потери бойца», «В огне брода нет», «Они сражались за родину» и т.д
В дверной глазок - в замочную щель
Гениальные мыслишки - моровые войнушки
Неофициальные пупы земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Война, в которую втянут герой, всего лишь игрушка, «войнушка». Игра «головных систем». Добровольцы-солдаты, однако, погибают по-настоящему:
До крови прищемить добровольные пальцы
Погибают они за «корочку», как когда-то погибали за светлое будущее коммунизма, за дедушку Сталина и т.д. Иронию в текст вносит трансформация завершающей строки молитвы «Отче наш»:
Во имя вселенной и хлебной корочки
Далее, с образом войны связываются «совковые» образы, в сознании возникает яркая картинка-герб Советского Союза. Конечно, присутствует игровая словесная техника, которая вносит иронию и позволяет видеть не серп для колосьев, а, конечно, серп для людей, для «неправильных граждан», тунеядцев (кем, конечно, являлся и Летов для властей). Звуковая организация слова и ритма такова, что мы оказываемся в каком-то замкнутом пространстве текста (Большинство песен с ранних альбомов, кстати, исполняются в быстром ритме).
Орденоносный господь победоносного мира
Заслуженный господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
Задается риторический вопрос, опять-близкозвучащие слова,словесная игра.
Так кто погиб в генеральном сраженьи
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В сталинградской битве озверевшей похоти?
Вопрос риторический потому, что ответ не важен. Как можно видеть в большинстве стихотворений, смерть проходит незамеченной для большинства: те же «Отряд не заметил потери бойца», «Глупый мотылек догорал на свечке», « В белом лесу никто никого не нашел», абсолютно незамечена обывателями вечерняя смерть Маяковского в «Армагеддон-Попс».
Наградой за войну оказывается жалость. Или «сердобольный смех». Жалость причем, если сравнивать с другими текстами, не позорная, это жалость народная, берущая корни в «Евангелии»:
Пожалей беззвучными словами
Своего неспасенного Христа.
На первый взгляд может показаться, что православие оценивается автором негативно:
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Но, только в сравнении с другими текстами и наличием точных сведений из уст самого автора о его отношении к религии, мы поймем, что перед нами сложное и неоднозначное поведение: похоже, есть два православия, одно-истинное, другое-по свастике (что недалеко от истины).

3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.

А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил ее пряником
Подманил ее пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке, словно ребёнок
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ.
Перед нами две нелюбви:
-нелюбовь как противопоставление любви
-нелюбовь к себе, то есть к телу
Нелюбовь как противопоставление любви бросает вызов одной из заповедей Писания:
Возлюби свою мерзость
Возлюби свою ничтожность
Возлюби свою мразь
(«Новая правда»)
Под любовью здесь, конечно же, имеется в виду любовь к человечеству, а не к женщине (Из 142 стихотворений из сборника «Русское поле экспериментов» лишь одно начинается про любовь к женщине, а завершается разрушением образа и сведением его к теме социальной отчужденности).
«Насилование ботинком» и «облачко» ведет нас к Маяковскому, прежде всего к «Облаку в штанах» и «Флейте-позвоночник». У Маяковского есть и любовь к человеку, и любовь к женщине, и, напротив, нелюбовь. Образы раздавленного, стиснутого, у обоих авторов, удивительно похожи.
Нелюбовь к себе, к телу, тоже возводит к Маяковскому (образ плоти как мяса у В.В), но и не только. Это еще и нечто от экзистенциализма, от вечной борьбы обывательщины с поэтом, и от библейского текста. Приведем здесь несколько выражений:
Горящего мяса пожизненный хохот («Новая правда»), Небо цвета мяса, Потные подробности обнажённых тел» (Сквозь дыру в моей голове), Разгрызая пуповину животной инерции, Тело отдаёт молодое тепло («Заплата на заплате»), Муха отдирается от липкой бумаги, Обрывая при этом свою бесполезную плоть, Покидая при этом свою неказистую плоть («Иваново детство»), «Как в мясной избушке помирала душа».
Это далеко не полный перечень «мяса» и «плоти». Плоть противопоставлена душе, душа должна летать: тот самый «белый полет», муха, которая отрывается от тела и т.д. Отсюда падающий самолет-ему мешает его тяжесть, он разбивается вдребезги, как падает Икар, утяжеленный своей плотью. Умершая плоть не воскреснет ни в каком случае.

4. Урбанистический мотив представлен в нашем стихотворении «плодами просвещения». Вслед за которыми появились «кровавые мальчики» (аллюзия из «Бориса Годунова» Пушкина). В мире, где произошел технический прогресс, революция в пользу «разумного,доброго,вечного» (цитация из Некрасова Н.А), все идеально и хорошо:
Вот и замечательно
Вот и превосходно
Всё уже обосрано
Можно успокоиться
Можно расходиться
Расходитесь по домам -
все уже обосрано!
(«Все замечательно»)
Но художнику видится не то, как человек преодолел все трудности и пришел к Золотому Веку, а как живое заменяется мертвым. Отсюда-частотные образы хтонических котят, мышат, птиц-все мертвое, находится возле человека-или в кармане, или «птички застревают кусочками в горле». Или сон, как туши убитых зверей на мясокомбинате трансформируются то ли в фрукты, то ли в оружие («Что приснилось художнику в сумасшедшем доме»). Символ наступающего города: «урбанистический хохот» из стихотворения «Лес»:
Стой и смотри, стой и молчи
Асфальтовый завод пожирает мой лес
Мое горло распёрло зондом газовых труб
Мои лёгкие трамбуют стопудовым катком
Стой и смотри, стой и молчи
Асфальтовый закон затыкает мне рот
Социальный мазут заливает мне глаза
Урбанический хохот в мой искусанный мозг.
Исчезновение живого пространства движется вместе с развитием человеческой мысли. Машины-трамваи, автобусы, автоматы, несут смерть:
«Трамвай задавит его наверняка», «Человека убили автобусом», «Автомат удавил мой смех» («Насекомые»).
В наше время интернет-технологий и микротехники такое отношение к накапливающимся знаниям кажется очень актуальным, однако это было заявлено уже в незапамятные времена. Из ближайших соратников, повлиявших в этом плане на Летова, конечно, стоит назвать Маяковского, чьи футуристические образы выглядели скорее декадентскими.

5. И, наконец, соединяющий все эти мотивы мотив смерти.
Покончив с собою, уничтожить весь мир
ПОКОНЧИТЬ С СОБОЮ - УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!
...вечность пахнет нефтью
...вечность пахнет нефтью
Чтобы выключиться из мира, можно умереть. Но, насколько мы помним, по мысли Летова, это выход из борьбы. В «историческом методе пожирания сырой земли» можно обрести покой:
Набить до отказа собой могилу
Что же такое наследовать землю
Это значит исчерпать терпение
Исчерпать терпение-это умереть. Все очень просто. Тут перед нами и самолет, упавший в землю, тут и
«Яма как принцип движения к солнцу».
В одном из интервью у поэта спросили, почему он до сих пор не закончил жизнь самоубийством.
«Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути это все напоминает пирамиду. Естественно, что итог - смерть на ее вершине.
Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить - это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто, как лампочка перегорает..»
Умирают и обыватели, душевно, и не обыватели, кто боролся и сдался-телесно: связь с образами самоубийц очевидна.
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запах немытых шей.

Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.

Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.

Похожие публикации