«Туфли на набережной Дуная» в Будапеште — памятник, посвященный жертвам Холокоста. Туфли на набережной Дуная в Будапеште

На берегу реки Дунай в Будапеште, приблизительно в 300 метрах от здания Венгерского Парламента, находится памятник в виде шестидесяти пар ржавой старомодной обуви из железа. Обувь различных форм, стилей и размеров – мужская и женская, маленькие детские ботиночки...

Туфли и ботинки находятся на набережной прямо у края воды. Позади этой экспозиции находится каменная скамья длиной 40 метров и высотой 70 сантиметров, с памятными табличками на венгерском, английском и иврите - “В память о расстрелянных ополченцами Скрещенных стрел жертвах в 1944–45. Установлено 16 апреля 2005”.

Памятник под названием “Обувь на набережной Дуная” был задуман создателями, как мемориал венгерским евреям, которые были расстреляны на набережной Дуная зимой 1944-1945. Расстрелами руководила венгерская фашистская партия Скрещенных стрел.

В 1944 г. в Венгрии состоялся государственный переворот и профашистская партия Скрещенных Стрел во главе с Ференцем Салаши обрела всю полноту власти. Сразу же стала проявляться яростная антисемитская политика. Ополченцы Скрещенных стрел начали грабить город и проводить массовые казни евреев. Людей выстраивали в группы на берегу Дуная (группами по 50-60 человек), предварительно заставляя снимать обувь и отбирая все ценные вещи, расстреливали и сталкивали в реку. Обувь была довольно ценным товаром во время Второй мировой войны, потому ее попросту продавали на черном рынке.

За два месяца до освобождения Будапешта члены партии Салаши расстреляли и утопили в Дунае 15 тыс. евреев. Всего после войны уцелело 255 тыс. иудеев, но большинство из них эмигрировало, и в стране осталось 100 тыс.

На берегу евреям снять ботинки!
- Обутым неприлично умирать?
Спросил ребенок мать, а та слезинки
Старалась незаметно вытирать.

Ты не волнуйся мам, я не голодный.
Вчера, кусочек хлe.бушка я съел.
Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?
Я плавать научиться не успел...

Мам, ты скажи, а умирать не больно?
Я просто упаду и утону?
Или умру от пули и спокойно
И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,
Чтоб мы не потерялись под водой.
Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.
Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!
- Все говорят, кончается война.
Ты видишь мама, в небе белый голубь?
Смотри, а там идет наша волна...

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но один памятник в Будапеште выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии — обувь на набережной Дуная.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа знаменитое здание венгерского Парламента. Просто газоны с цветами, просто серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий.

Кажется, что кто-то оставил обувь на берегу Дуная на минутку и сейчас вернется. Полная иллюзия стоптанной изношенной кожи. Только вблизи становится понятно, что туфли из металла.

Называется композиция – «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton). Ее автор – Дьюла Пауэр. Открыли мемориал в День памяти жертвам Холокоста в 2005 году. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на иврите, английском и венгерском соответствующие надписи.

До Великой Отечественной войны в Венгрии насчитывалось около 800 000 евреев, Будапешт иногда называли «юдапешт». По некоторым данным, только четверть венгерских евреев пережили Холокост. Правительство Венгрии четко следовало гитлеровской политике. Людей переселяли в гетто, отправляли в лагеря смерти в Польше.

На берегу Дуная проводили массовые расстрелы. Так было проще – не требовалось вывозить трупы. Людей связывали между собой и ставили у воды. После первого выстрела падающий утягивал за собой в волны всех, стоявших рядом в цепи. Перед казнью людей разували, чтобы продать обувь.

Не случайно количество обуви в ряду – за один раз обычно расстреливали 50-60 человек.

Памятник в стихах

Впечатления от памятника созвучны строкам поэтов двух разных поколений.

В 2015 пишет Гера Шторм:

На берегу евреям снять ботинки!

— Обутым неприлично умирать?

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

— Ты не волнуйся мам, я не голодный.

Вчера, кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.

Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!

— Все говорят, кончается война.

Ты видишь мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идет наша волна…

В 1944 написал Сергей Михалков:

«Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Как добраться

Памятник найти просто: находится он в самом центре Будапешта, справа от здания Парламента, которое видно издалека. Ехать на втором трамвае до Kossuth Lajos tér M или на до станции с таким же названием (площадь Лайоша Кошута). Памятник доступен для посещения в любое время.

Другие символичные памятники столицы Венгрии

Ботинки на набережной – не единственный памятник жертвам Холокоста в Будапеште. У здания синагоги – история трагедии в виде дерева, символизирующее скорбь. Плакучая ива из металла склоняет ветви с 7000 листочками, на каждый из которых нанесли имя погибшего от фашизма.

«Туфли на набережной Дуная».

Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште,

размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров,

сжимается сердце.



Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной. Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это - сделано из металла. Но от этого не становится легче.

Авторы этого, как его по праву называют самым «пронзительным, трогательным» памятником в мире «Туфли на набережной Дуная» (венг. Cipők a Duna-parton), расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, - кинорежиссёр Кен Тогай (это - его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай - наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения.

На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках - на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещённых стрел в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».

На набережной только обувь - и ничего больше.Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас, вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами - нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные — как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейское гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой эти мерзкие немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места.


Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно без всякой оплаты за вход.

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание которого ни в каждом местном путеводителе найдёшь - объяснять почему, думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, - обувь на набережной Дуная.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке; также характеризуют его и другие источники.

«Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство», - пишет газета «Биробиджанер штерн».



Известно, что до Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после Нью-Йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережили Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию.


Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествующие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев.

Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинков я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки…

Комок к горлу…

Один из выживших в Холокосте однажды сказал: «Слишком долго мы живём - оставшиеся в живых. Слишком многие негодяи и подлецы вселенского масштаба, возомнившие себя вершителями судеб, оставили след в нашей долгой Истории. А дело всего лишь в совести, оказывается. Пока кто-то скорбит и говорит о страшных исторических уроках, другие упорно продолжают перекраивать Историю по своим лекалам».


21 июля 2017 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил в Будапеште мемориальный комплекс «Туфли на набережной Дуная», посвящённый памяти евреев, погибших в Катастрофе, и положил там камень с горы Герцля, который привёз из Иерусалима. Сопровождавший премьер-министра депутат Кнессета Исраэль Эйхлер прочёл один из псалмов Царя Давида («Теилим»).


Премьер-министр подчеркнул: «Это место очень остро и трагично выражает перемены в судьбе еврейского народа. Здесь, в этом месте, были убиты и сброшены в реку тысячи евреев, включая детей. Я принёс сюда камень с горы Герцля в память об убитых здесь евреях. Он символизирует возрождение Израиля и то, что наш долг гарантировать - эта Катастрофа никогда больше с нами не произойдёт. В этом истинное, глубочайшее значение государства Израиль. Я взволнован и горд тем, что стою на этом месте и говорю всё это с глубоким убеждением, представляющим всех нас, всех вас, граждан Израиля, еврейский народ».

В 2015 году в Санкт-Петербургском (Россия) государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставили балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужили впечатления хореографа Владимира Варнавы от будапештского памятника. По замыслу хореографа набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой» . В. Варнава сказал: «Я не знаю памятника более сильного и менее помпезного, чем этот».

А в саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке - имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасших оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник - одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…


Теме Холокоста созвучны строки поэтов двух разных поколений.

Гера Шторм (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки!

«Обутым неприлично умирать?», -

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

«Ты не волнуйся, мам, я не голодный,

Вчера кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче,

Мы спрячемся за сильною волной».

На берегу Дуная всем снять обувь!

«Все говорят: «Кончается война».

Ты видишь, мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей Михалков (написано в 1944 году ):

«Детский ботинок», -

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Лев Рудский (WRN)

История о Холокосте однажды потрясла весь мир, и по сей день люди говорят об этом с замиранием сердца. В нескольких метрах от здания парламента Венгрии разместился памятник людям, которых когда-то решили стереть с лица земли без особой причины.

Шестьдесят пар потрепанной обуви стоят возле берега спокойного Дуная. Всё это выглядит так, словно множество людей в один миг решили гулять босиком по улице, оставив свою обувь беспорядочно разбросанной.

В реальности же туфли и ботинки изготовлены из железа. И находятся они там не просто так, став очень печальным зрелищем. Мемориал символизирует трагедию, заключающуюся в расстреле евреев на территории Будапешта во время Второй мировой войны.


Краткое описание памятника

Произведение появилось у берега реки немногим больше 10-ти лет назад, но несмотря на это, отзывов оно насчитывает не меньше, чем строения из прошлого, обретя мировое признание. На набережной можно увидеть: крошечную детскую обувь, красивые женские туфли, тяжелые мужские ботинки.

Посмотрев на памятник издалека, возникает ощущение, что вся обувь настоящая. Напоминанием о том, что перед людьми памятник, является лишь информационные таблички на трех языках, которые были установлены в 2005 году. Они разместились на каменной скамье, её длина около 40 метров. Именно на таком расстоянии расположился и сам памятник.

Композиция состоит из 60 пар обуви, сделанной из чугуна. Это не такое большое количество, относительно всех погибших в то тяжелое время. Если установить обувь каждого погибшего, то на набережной просто не будет свободного места.

История трагедии

Боль, горе и слезы принесла обычным людям партия скрещенных стрел, которой в 1944 году удалось занять место в венгерском правительстве. Партия поддерживала и разделяла политику Гитлера. За полгода нахождения у власти она смогла доставить много несчастья мирным людям, а в частности, евреям.

Граждане, поддерживающие жестокую партию, всячески способствовали уничтожению евреев в Будапеште, необоснованно убивая их. События были настолько плачевными, что квартал, в котором проживали евреи, мгновенно превращался в кладбище. Связывая людей единой цепью по несколько десятков человек, убийцы расстреливали их прямо на берегу Дуная. Замысел был в том, чтобы сохранить пули, так как одна пуля убивала человека, он падал в воду, тянув за собой всех остальных, которые тонули. Кроме сохранения боеприпасов, вода уносила тела, избавляя от траты времени на копание ям для захоронения.

Даже сегодня нет точных данных о том, сколько тогда погибло человек. Но цифры довольно значительные, так как информация говорит, что было убито более 600 тысяч человек.

Убивая, фашисты присваивали себе вещи людей, даже изношенную одежду потому, что тогда наблюдался дефицит товаров данного вида. Евреев обязывали снимать обувь перед расстрелом, чтобы потом забрать для своих личных нужд или продажи.

Создание памятника

История, потрясшая людей, стала поводом для создания мемориала в память о погибших евреях. Дьюла Пауэр известен как автор печального памятника на набережной.

Достоверность обуви, которая была изготовлена, максимальная. Именно такие вещи носили люди, жившие в то время.

Памятник довольно быстро стал известным среди местного населения и гостей Будапешта, поэтому чаще всего у железной обуви можно увидеть горящие свечи и цветы.

Нередко на набережной у памятника можно встретить людей с грустным и задумчивым лицом, скорбящим о погибших. Однако находятся и те, кто в силу своей невоспитанности делают смешные фотографии рядом с обувью или ставят свою, как бы объединяясь.

Посетив столицу Венгрии, непременно, стоит включить в свой список интересных мест набережную Дуная. Чтобы лишний раз задуматься о том, что пришлось переживать людям, чтобы сегодня все жили под мирным небом.

Увидеть памятник может каждый человек, так как не нужно платить за входной билет, эта композиция сделана в знак памяти, а не с целью получить прибыль и окупить создание.

Где находится памятник «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton)?

Скульптурная композиция находится на набережной рядом со зданием Венгерского парламента. До площади Лайоша Кошута можно доехать.

Недалеко от дома, в котором расположен венгерский парламент, на набережной реки Дунай стоит обычная, старая обувь. Создается впечатление, что взрослые люди и дети просто решили прогуляться босиком и дать отдохнуть уставшим ногам. Кажется, что вот-вот все за ней вернутся…

К сожалению это никогда не произойдет. Потому, что это памятник, посвященный евреям Венгрии, расстрелянным здесь зимой 1944-1945 гг. Этот мемориал носит название «Туфли на набережной Дуная» и является одним из самых пронзительных памятников истории Второй мировой войны.
Идея создания этого мемориала пришла в голову режиссеру Кену Тогаю, а воплотил ее в жизнь венгерский скульптор Дьюла Пауэр. Его открытие было осуществлено 16 апреля 2005 года, в канун празднования 60-ой годовщины разгрома фашизма, и посвящено памяти жертв Холокоста.
Мемориал «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште представляет собой композицию, состоящую из 60 пар вылитой из чугуна обуви, являющейся точной копией моделей сороковых годов XX столетия. У самой кромки воды стоят стоптанные до дыр или совсем новые мужские, женские, детские ботинки и туфли. Вся обувь на берегу Дуная в Будапеште прикреплена к набережной. Между экспозицией и набережной стоит каменная скамейка, в которую вмонтированы три металлические таблички. На них на трех языках (иврите, венгерском и английском) вычеканена фраза, объясняющая, кому посвящен этот мемориал и когда он был установлен. Высота скамьи равняется семидесяти сантиметрам, а длина составляет сорок метров, ровно столько, сколько места занимает выставленная обувь на берегу Дуная в Будапеште.

С самого начала Второй мировой войны Венгрия была на стороне союза Италии, Германии и Японии. Уже в конце боевых действий, осознав неизбежность краха фашистской Германии, правительство страны вышло из этой коалиции. За что немедленно поплатилось: страна была оккупирована. К этому времени на территории Венгрии находилось огромное число евреев.
Получив из рук оккупантов власть, национал-социалистическая партия Скрещенных стрел стала проводить усиленную антисемитскую деятельность. Желая угодить хозяевам, они грабили и убивали любого, у кого в венах текла еврейская кровь. Район, где стояла синагога, превратили в гетто. Особенно венгерские фашисты зверствовали в конце 1944 и начале 1945 годов.
С неприкрытым цинизмом они приступили к ликвидации еврейского населения. Для экономии патронов и не желая связываться с захоронениями, боевики организации Скрещенных стрел привозили группы по 50-60 человек к набережной Дуная. Связав их колючей проволокой, они убивали одного человека, и он, падая в воду, тянул остальных за собой. Точное число невинных жертв неизвестно. Перед смертью людей заставляли снимать обувь, которая в военное время очень ценилась.
Памятник обуви на берегу Дуная не случайно включает в себя 60 пар, именно столько человек казнили за один раз. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару, то на набережной просто не хватило бы места.
На сегодняшний день в мемориале насчитывается 53 пары. Куда исчезла за 10 лет остальная обувь, неизвестно. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы.

Похожие публикации