В жизни человечества выражению стефана цвейга. "Звездные часы человечества" Стефан Цвейг

Падающий нередко увлекает за собой спасителя.

Великое отчаяние всегда порождает великую силу.

(отчаяние , сила)

Нет вражды страшнее, чем та, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.

На человека, которого довели до того, что он даже не боится быть смешным, столь же мало можно положиться, как и на преступника.

Духовное значение подвига никогда не определяется его практической полезностью. Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание.

(подвиг)

Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.

(книга)

Великие и благие дела всегда сплачивают людей.

Быть героем - значит сражаться и против всесильной судьбы.

(герой)

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Нет ничего прекраснее правды, кажущейся неправдоподобной! В великих подвигах человечества именно потому, что они так высоко возносятся над обычными земными делами, заключено нечто непостижимое; но только в том невероятном, что оно совершило, человечество снова обретает веру в себя.

Историческое деяние бывает закончено не только когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.

(история)

Все запутанное по самой природе своей тяготеет к ясности, а все темное - к свету.

Гений человека всегда одновременно и его рок.

(гений)

Состариться - значит избавиться от страха перед прошлым.

(старость , прошлое)

Лишь удар, отбрасывающий назад, придает человеку всю его наступательную силу.

Нет наиболее безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие.

О власть с ее взглядом Медузы! Кто однажды заглянул в ее лицо, тот не может более отвести глаз: он остается зачарованным и плененным. Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться.


Его стихами, гармонично звучащими под музыку Штрауса, восхищался Рильке. Над его новеллами проливали слезы тысячи женщин. Его проза приводила в восторг Роллана и Герцля. Казалось, судьба благоволит к нему. Но начавшаяся война испортила всё: пацифист Цвейг бежал в тихий Зальцбург и оказался и изоляции. Да ещё судьба сыграла с ним злую шутку – его соседом оказался Адольф Гитлер, правда, тогда его ещё никто не знал.

Серебряные струны


Стефан Цвейг родился в столице Австрии в семье богатого фабриканта. Его дед по материнской линии был известным банкиром. Мальчик с детства гордился своим происхождением и ни в чем не знал отказа. Позже, уже став известным писателем, он утверждал, что детских воспоминаний у него нет.

Эти годы прошли, как и у всех детей европейской интеллигенции. В 19 лет Цвейг окончил гимназию и поступил в Венский Университет. Здесь он всерьез увлекся философией и по окончании учебного заведения уже имел докторскую степень.


Молодой человек не прекращал заниматься поэтическим творчеством, и сам спонсировал выход своего первого сборника стихов “Серебряные струны” в 1901 году. Этот сборник имел большой успех в Австрии, критики отзывались о нем весьма благодушно. Несколько стихотворений были положены на музыку Иоганном Штраусом.

Стефан отправил первый экземпляр сборника Райнеру Рильке, известному тогда поэту-модернисту. В знак признательности и уважения к таланту молодого дарования Рильке прислал Цвейгу свои сочинения. Так началась дружба двух единомышленников, которая длилась много лет.

В поисках истины


По окончании Университета Стефан отправился в путешествие по миру, которое продлилось более десяти лет. К тому времени его взгляды на жизнь значительно изменились. Если раньше в людях на первое место он ставил происхождение, то теперь Цвейг понял, что это не самое главное. Переоценка жизненных ценностей повлекла за собой желание найти смысл человеческого бытия.

Длительное путешествие по разным странам принесло несказанный творческий опыт, который повлиял на новеллистику писателя. В перерывах между странствиями Цвейг создавал произведения совершенно нового типа. События его новелл происходят, чаще всего, во время опасных, но увлекательных путешествий, где на первый план выходят человеческие качества.


В драматический момент жизни герой Цвейга произносит монолог, который становится пиком каждого рассказа. И столько в этих словах человеческой мудрости, страсти, способности к самопожертвованию, что читатель чувствует себя участником происходящего.

Позади остались Франция, Англия, Италия, Испания, Америка, Куба, Индокитай, Панама и Индия и тринадцать лет скитаний по миру в поисках истины. А истина заключалась в том, что за это время Цвейг сформировался как опытный аналитик исторических документов, знаток человеческой психологии и мастер слова. Все это он виртуозно сочетал в своих новеллах.

Крушение идеалов


До Второй Мировой войны жизнь писателя складывалась довольно успешно. Он женился на аристократке, которая стала его верным союзником на долгие восемнадцать лет. Они познакомились по переписке и за короткое время стали духовно близки друг другу. Хотя их брак не был образцом супружеской верности со стороны Стефана, Фредерика всегда проявляла женскую мудрость и ангельское терпение. Она была хорошим советчиком мужу и сама много писала и печаталась.

Семья переселилась в Зальцбург, подальше от войны. По иронии судьбы их соседом оказался тогда еще не очень известный Адольф Гитлер. Значительно позже, когда этот человек возглавит немецкий фашизм, здесь будет резиденция фюрера, а домик писателя разгромят. В уединении и тиши Цвейг хотел найти идеальное место для работы, но жизнь повернулась иначе. Здесь, в живописном месте Австрии он познал лишь голод и холод.


Разочарование в идеалах отнюдь не способствовало его творчеству. Если раньше Стефан скрупулезно изучал исторические факты, дневники и рукописи великих людей, то теперь он был доведен до нищеты, которая отнимала последние силы. К тому же и в личной жизни писателя произошли изменения. Жена Цвейга застала его с секретаршей, занимавшихся в его кабинете далеко не корректировкой новелл. За этим последовал развод, и Стефан с молодой возлюбленной Шарлоттой уехал в предместье Рио-де-Жанейро.


Новая жена была безликой и молчаливой, поклонялась писателю, словно божеству, смотрела на него восторженными глазами. Была преданным человеком, но духовно далеким. Все чаще Цвейг чувствовал себя разбитым и потерянным. Его убеждения рушились, моральные ориентиры были потеряны. Огнем жгла тоска по семье и родным местам. Воспоминания о счастливом прошлом приносили нестерпимую боль. Он с горечью наблюдал, как фашистская коричневая чума уродует мир и насаждает свою идеологию.


В письмах бывшей жене Цвейг признавался, что его разочарование в жизни достигло предела, и работает он вполсилы, да и то по привычке. В таком состоянии возможно написать только депрессивные романы, а это - моральное преступление для творческого человека. Все чаще он жаловался Фредерике, что устал от жизни, а прошлого уже не вернуть.

Именно тогда и родилась его крылатая фраза о том, что смысл жизни - это когда человек осознает, что необходим другим. Так в феврале 1942 года Стефан и Шарлотта Цвейг, приняв смертельную дозу снотворного, оставили этот мир, принесший им страдания и отчаяние. Их нашли на следующее утро держащимися за руки и уснувшими навсегда.

БОНУС


Огромный интерес вызывает и ещё одна личность -
.

Очень краткое изложение Цвейга. Каждый человек в течение жизни принимает много решений, но лишь единицы могут оказаться судьбоносными. Но бывает и так, что одно единственное решение человека, принятое вопреки всему, коренным образом меняет судьбу страны, нации. Только один пример из Цвейга.

Командующий резервной армией Наполеона, численностью около 1/3 всех войск, имеет строжайший приказ Наполеона не высовываться из засады без письменного приказа главного. Имя командующего, Маршал Груши. Груши слышит весь бой главной армии Наполеона, слышит его поражение, хочет пойти на помощь-спасение, но не осмеливается нарушить приказ. А письменного приказа нет, просто противник в долине перерезал дорогу фельдъегерям. Наполеон в Альпах проиграл свое последнее сражение, и его империя рухнула.

"Размышления перед портретом, которого нет" автора Гранин Даниил Александрович(отрывок)

В жизни человечествa, по вырaжению Стефaнa Цвейгa, есть звездные чaсы. Решaющие пики времени, когдa события, вызвaнные гением одного человекa, определяют судьбу цивилизaции, ход рaзвития будущего. Тaким звездным чaсом был и тот миг, когдa нa нaбережную Невы упaл первый электрический свет. Фaктически он ничего не изменил, но он стaл нaчaлом отсчетa.

Нaукa имеет немaло тaких вдохновенных звездных чaсов. Порой они сохрaняются, эти точные дaты открытия. Известны чaсы откровения, породившие тaблицу Менделеевa, догaдку Пaстерa, открытие Фaрaдея. История нaуки полнa прекрaсных легенд, нaчинaя от Архимедa, от его победного крикa "эврикa!", с которым он мчaлся по улицaм Сирaкуз. Порой приукрaшенные, они венчaют долгие скрытые усилия, невидимую никому цепь рaзочaровaний, неудaч и тысячи отвергнутых вaриaнтов. Вдохновение концентрируется и рaзряжaется ослепляющей, чaсто эффектной вспышкой, которaя попaдет в хрестомaтию. Но зaдолго до этого никому не ведомые предыстории склaдывaют личность ученого.

Архимед стaл Архимедом до того, кaк он воскликнул "эврикa!". Индивидуaльны только поиски и ошибки. Сaмое открытие обезличено. Зaконы природы существуют незaвисимо от их выявителей, тaк же кaк Америкa существовaлa незaвисимо от Колумбa. Зaкон Архимедa не носит в себе отпечaткa его личности. Америкa не изменилaсь, если б ее открыл другой. Скорей онa открылa Колумбa.

А вот ход поисков, путешествие - у кaждого свое. Сомнения, неудaчи, зaблуждения, изгибы мысли ученого - тут все зaвисит от личности, от свойств тaлaнтa, и хaрaктерa, и рaботоспособности.

Тaк, многие трудности, ошибки, повторные опыты Фaрaдея объясняются плохой его пaмятью, особенно во второй половине его жизни.

Сaмо открытие приходит, кaк прaвило, с неумолимой неизбежностью. Рaдио создaл Попов, но если бы не было Поповa, рaдио создaл бы Мaркони или еще кто-либо. Любое открытие неизбежно. Все, чем облaдaет сегодня человечество, должно было появиться. Личности лишь меняли сроки событий. И большей чaстью не очень знaчительно. Незaвисимо от гения Эдисонa, электрическaя лaмпочкa стaлa бы сегодня тaкой же. И не "почти тaкой же", a именно тaкой же. История с дугой Петровa убедилa меня в грустной строгости этого прaвилa. Вырaжение "человечество обязaно нaучному гению тaкого-то" ознaчaет совсем иное, и это очень верно уловил Эйнштейн: "Морaльные кaчествa зaмечaтельного человекa имеют большее знaчение для его поколения и для исторического процессa, чем чисто интеллектуaльные достижения. Эти последние сaми зaвисят от величия духa, величия, которое обычно остaется неизвестным".

Школьное сочинение по литературе для 11 класса-допуск к ЕГЭ

В жизни человечества есть, по выражению Стефана Цвейга, звездные часы. Наверное, это решающие, переломные моменты времени, когда решаются судьбы человечества, всего общества, ход развития будущего. 20 век ярко продемонстрировал миру тупиковость развития цивилизации милитаристским путем. Две Мировые войны, унесшие миллионы человеческих жизней, локальные войны и вооруженные конфликты по всему миру должны были раз и навсегда отвратить человечество от войны - массового убийства легальным путем. Но звездный час торжества разума, добра и милосердия не наступил и в 21 веке. Значит, нельзя забывать о горьких уроках войны.
Литература о Великой Отечественной войне особенно ценна для читателей тем, что большинство авторов были свидетелями или непосредственными участниками тех трагических событ ий, о которых писали. Нравственные проблемы, волнующие человека на войне, остаются вечными: добро, справедливость, милосердие, верность, мужество, стойкость

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» посвящена одной из локальных, почти незаметных в масштабах всей войны, операций. Расчет девушек-зенитчиц, будни фронтовой полосы, май 1945 года... Но постепенно накаляется обстановка, и героини повести - вчерашние девчонки, каждая со своей нелегкой судьбой, - делают свой нравственный выбор. В финале повести старшина Васков почти безоружный берет в плен четверых немцев и в отчаянии кричит: «Что, взяли? …пять девочек было всего, всего пятеро! А - не прошли вы…». На грани жизни и смерти, оставшись один на один с врагом, девушки гибнут, но остаются честны перед собой, перед свой совестью. Трагизм ситуации усиливается еще и тем, что в центре повести - хрупкие женщины, предназначение которых на Земле - давать новую жизнь, продолжать род человеческий. Символическое противостояние: Жизнь (женщина) и Смерть (война) - находятся в непримиримом противоречии и только подчеркивают остроту проблемы.
Герои повести Василя Быкова «Сотников» тоже оказываются перед проблемой нравственного выбора: смерть или предательство. Сильный, уверенный в себе Рыбак и физически слабый, интеллигентный, рефлексирующий Сотников …Именно он, больной и кашляющий, станет невольной причиной их ареста и плена. Именно он на пути к виселице берет всю вину на себя, пытаясь спасти невинных людей от смерти. А Рыбак хочет выжить любой ценой, тянет время, запутывает следователя, но, в конце концов, соглашается стать полицаем и участвует в казни.
Быков пытается разобраться в поведении своих героев, ищет истоки их поступков, с которых начался путь одного - к измене, а другого - к вечности. Писатель показывает незначительные, на первый взгляд, поступки и слова, которые постепенно складываются в законченные образы абсолютно антагонистичных по духу людей, сделавших свой моральный выбор. После казни, шагая в одном строю с полицаями, Рыбак мысленно пытается оправдаться перед самим собой, обвиняя во всем Сотникова. Предателю не дано повторить даже покаянный поступок библейского Иуды - повеситься. Слабодушие, животный страх смерти, вечная ненависть окружающих - такова отныне его судьба.
Знакомясь с произведениями о войне, читатель мирного времени, наш современник, начинает осознавать трагедию нашего народа, который перенес все ужасы военного времени, тяготы фронтового быта и боль потерь. Мы понимаем, что нельзя забывать об уроках истории. Необходимо сделать все, чтобы избежать повторения трагедии семидесятилетней давности

(1881 - 1942) был одним из крупнейших мастеров малой прозы в европейской литературе XX века. Его новеллы отличают увлекательные и драматичные сюжеты, тонкий психологизм и чуткое знание человеческой природы. По своей структуре каждая из его историй напоминает конспект большого романа, который мастерски излагается автором на нескольких десятках страниц.

Мы выбрали 12 цитат из произведений Цвейга:

Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей. «Письмо незнакомки»

Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочет забыть. «Нетерпение сердца»

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни, лишь когда сознаёт, что нужен другим. «Нетерпение сердца»

Можно сбежать от чего угодно, только не от самого себя. «Нетерпение сердца»

Политика и разум редко следуют одним путем. «Мария Стюарт»

Лучше смело и независимо избрать опасный путь, чем ценою унижения - безопасный. «Мария Стюарт»

Хороша только полная правда. Полуправда ничего не стоит. «24 часа из жизни женщины»

Страх хуже наказания, потому что наказание - всегда нечто определенное, и, будь оно тяжкое или легкое, оно все же лучше, чем нестерпимая неопределенность, чем жуткая бесконечность ожидания. «Страх»

Кого однажды жестоко ранила судьба, тот навсегда останется легко ранимым. «Нетерпение сердца»

Силу удара знает лишь тот, кто принимает его, а не тот, кто его наносит; лишь испытавший страдание может измерить его. «Смятение чувств»

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. «Фантастическая ночь»

В самом худшем, что случается на свете, повинны не зло и жестокость, а почти всегда лишь слабость. «Нетерпение сердца»

Похожие публикации