Вишневый cash. Чехов антон павлович "антоша чехонте" Новый владелец сада

Дверь в бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: «Семь и восемнадцать!» У Гаева меняется выражение, он уже не плачет.

Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс.)

Пищик . Что на торгах? Рассказывайте же!

Любовь Андреевна . Продан вишневый сад?

Лопахин . Продан.

Любовь Андреевна . Кто купил?

Лопахин . Я купил.

Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну, да все равно.

Слышно, как настраивается оркестр.

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет.

(С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь.

Пищик (берет его под руку, вполголоса) . Она плачет. Пойдем в залу, пусть она одна… Пойдем… (Берет его под руку и уводит в зал.)

Лопахин . Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить! (Уходит с Пищиком.)

В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит, сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и Трофимов, Аня подходит к матери и становится перед ней на колени, Трофимов остается у входа в залу.

Аня . Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..

З а н а в е с.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Яша держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики. Голос Гаева: «Спасибо, братцы, спасибо вам».

Яша . Простой народ прощаться пришел. Я такого мнения, Ермолай Алексеич: народ добрый, но мало понимает.

Гул стихает. Входят через переднюю Любовь Андреевна и Гаев; она не плачет, но бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить.

Гаев . Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!

Любовь Андреевна . Я не смогла! Я не смогла!

Оба уходят.

Лопахин (в дверь, им вслед) . Пожалуйте, покорнейше прошу! По стаканчику на прощанье. Из города не догадался привезть, а на станции нашел только одну бутылку. Пожалуйте!

Пауза.

Что ж, господа! Не желаете? (Отходит от двери.) Знал бы - не покупал. Ну, и я пить не стану.

Яша осторожно ставит поднос на стул.

Выпей, Яша, хоть ты.

Яша . С отъезжающими! Счастливо оставаться? (Пьет.) Это шампанское не настоящее, могу вас уверить.

Лопахин . Восемь рублей бутылка.

Пауза.

Холодно здесь чертовски.

Яша . Не топили сегодня, все равно уезжаем. (Смеется.)

Лопахин . Что ты?

Яша . От удовольствия.

Лопахин . На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь.

Трофимов в пальто входит со двора.

Трофимов . Мне кажется, ехать уже пора. Лошади поданы. Черт его знает, где мои калоши. Пропали. (В дверь.) Аня, нет моих калош! Не нашел!

Лопахин . Мне в Харьков надо. Поеду с вами в одном поезде. В Харькове проживу всю зиму. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие.

Трофимов . Сейчас уедем, и вы опять приметесь за свой полезный труд.

Лопахин . Выпей-ка стаканчик.

Трофимов . Не стану.

Лопахин . Значит, в Москву теперь?

Трофимов . Да, провожу их в город, а завтра в Москву.

Лопахин . Да… Что ж, профессора не читают лекций, небось все ждут, когда приедешь!

Трофимов . Не твое дело.

Лопахин . Сколько лет, как ты в университете учишься?

Трофимов . Придумай что-нибудь поновее. Это старо и плоско. (Ищет калоши.) Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…

Лопахин (обнимает его) . Прощай, голубчик. Спасибо за все. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу.

Тест по комедии А. П.Чехова «Вишнёвый сад».

(в конце вопросов – ответы)

1.Укажите годы жизни А. П.Чехова.

1) 1824 – 1890 гг.– 1902 гг.

2) 1860 – 1904 гг.– 1901 гг.

2. В каком городе родился А. П.Чехов?

1) в Таганроге 3) в Москве

2) в Петербурге 4) в Орле

3. К какому сословию принадлежал А. П.Чехов?

1) дворяне 3) разночинцы

2) купцы 4) крестьяне

4. А.П. Чехов окончил Московский университет. На каком факультете он учился?

1) химический 3) историко-филологический

2) философский 4) медицинский

5.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).

1) трагикомедия 3) драма

2) социальная комедия 4) лирическая комедия

6. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:

1) 1901г.г.

2) 1904г.г.

7. – день торгов – день Святого Моисея. За кем «пошла» Россия?

1) за Гаевым

2) за Трофимовым

3) за Лопахиным

4) за Фирсом

8. Назовите девичью фамилию Раневской.

1) Гаева

2) Трофимова

3) Лопахина

4) Епиходова

9. Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…».

10. Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…».

11. Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.

12. Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла».

13. Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем».

14. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишнёвый сад».

1) ярославская тётушка

2) Симеонов-Пищик

3) Даша, дочь Симеонова-Пищика

4) Любовник Раневской

15. Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?

1) Фирс

2) Трофимов

3) Раневская

4) Лопахин

16. Как автор определил жанр «Вишнёвого сада»?

17. Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»?

18. Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея). Кто стал хозяином вишнёвого сада?

19. О ком говорится в этом отрывке::

(…) как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..» .

20. Кто это говорит?

У меня нет настоящего паспорта. Я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки.

21. Что является лейтмотивом пьесы?

22. Один из персонажей «проел(а) состояние на леденцах». Кто?

Раневская

Гаев

Симеон-Пищик

Фирс

23. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»?

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

24.О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?

а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.

25. Кто купил вишнёвый сад?

а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.

26. Откуда приехала Раневская?

а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.

27. Сколько действий в «Вишнёвом саде»?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

28. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»?

а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.

29. Что называет Фирс «несчастьем»?

а) продажу вишнёвого сада; б) отъезд Раневской; в) гибель сына Раневской; г) освобождение крестьян от крепостной зависимости.

30. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?

а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.

31. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»?

а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне

32. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов:

а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.

33. Отчество Фирса.

а) Степанович; б) Николаевич; в) Андреевич; г) Иванович.

34. Как называет Фирс других персонажей пьесы?

а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.

Кто говорит?

    А моя собака и орехи кушает.

    Желтого в угол, дуплет в середину.

    Эх ты, недотепа...

    Что ж... лошадь хороший зверь... лошадь продать можно...

    Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.

    Я так далек от пошлости. Мы выше любви!

    Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! ...За все могу заплатить!

    Я? к Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли.

    С Парижем кончено.

    Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...

11 .По-моему так: если девушка кого-нибудь любит, она, значит, безнравственная.

    Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

13. О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья...

    Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.

    Начинается новая жизнь, мама!

О ком говорят?

    Двадцать два несчастья.

    Облезлый барин.

    Хороший она человек. Легкий, простой человек.

    У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа.

    Вам двадцать шесть или двадцать семь лет, а вы еще гимназист второго класса!

Ответы на тест «Вишневый сад»

    1860 – 1904 гг. – 1901 гг.

    в Таганроге

    купцы

    медицинский

    лирическая комедия

    1904г .г.

    за Лопахиным

    Гаева

    Яша

    Трофимов

    Гаев

    Варя

    Лопахин

    ярославская тётушка, Даша, дочь Симеонова-Пищика Любовник Раневской

    Лопахин

    Комедия

    Торги

    Лопахин

    О Раневской

    Шарлотта Ивановна.

    Мотив продажи, гибели вишневого сада.

    Гаев

23 в

24 а

25 б

26 а

27 в

28 а

29 г

30 в

31 а

32 в

34 б

Кто говорит?

    Шарлотта.

    Гаев.

    Фирс.

    Симеонов-Пищик.

    Петя Трофимов.

    Петя Трофимов.

    Лопахин.

    Вера.

    Раневская.

    Гаев.

    Яша.

    Лопахин.

    Раневская.

    Дуняша.

    Аня.

О ком говорят?

    Епиходов.

    Петя Трофимов.

    Раневская.

    Лопахин.

    Петя Трофимов.

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".

После шестилетнего перерыва режиссер Сергей Овчаров взялся за полнометражную кинокартину. "Вишневый сад" Овчаров хочет представить зрителям как "высокую комедию".

Автор фильмов "Сказ про Федота-стрельца", "Оно", "Левша", "Барабаниада", заслуженный мастер гротеска взялся за самую пророческую из чеховских пьес, произведение лирическое и многозначное. Цветущий сад, этот жертвенный агнец, гибнущий за грехи своих хозяев, - метафора настолько глубокая, что вмещает в себя сразу множество смыслов.

Сад - это и дворянская Россия, с ее патриархальным укладом, и Родина в самом высоком значении этого слова, и невозвратимое детство, щемящее воспоминание о котором живет в душе каждого взрослого. За более чем 100 лет истории пьесы трудно представить тот период российской жизни, когда чеховский текст утрачивал бы свою актуальность.

Ясулович в роли "отца и матери"

Гибкость конструкции пьесы и психологический объем героев "Вишневого сада" позволяют как брать под защиту, так и обвинять каждого из них по очереди или всех сразу. Этим во многом объясняется богатая трактовками театральная судьба пьесы.

Ее постановщики выступали то адвокатами Раневской и Гаева - тонких, аристократичных, неприспособленных к взрослой жизни вечных детей, то защитниками Лопахина - энергичного человека дела, то Шарлоты и Епиходова, "вышедших из гоголевской "Шинели". Как обещают режиссер и продюсер новой киноверсии, протагонистом ее должен стать Фирс.

Роль Фирса в театре исполняли такие мастера, как Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев, Алексей Петренко, Николай Мартон. В фильме Сергея Овчарова Фирса играет Игорь Ясулович. По словам режиссера, именно в этом образе он нашел для себя ключ к разгадке "Вишневого сада". В киноверсии Фирс не лакей, а "отец-мать" для своих хозяев. Именно преданность господам, дому и саду заставляет его остаться в заколоченном доме.

Ясулович - главная звезда будущей картины. Остальные роли играют театральные артисты, молодые, не известные массовому зрителю. По словам режиссера, в его версии нет главных и второстепенных героев, все судьбы и характеры важны. Однако очевидна симпатия Овчарова к старикам-слугам, которых выбросят на улицу после продажи вишневого сада. Тогда как для Раневской и Гаева, по его мнению, все не так уж драматично.

"Кто купил? Я купил!"

Главный парадокс сразу нескольких чеховских пьес - авторское определение их жанра. В этих "комедиях" мужчины кончают самоубийством или погибают на нелепых дуэлях, обесчещенные девушки рожают младенцев, которые умирают, не прожив и года. Будущее половины героев чревато одиночеством, нищетой, болезнями и скорой смертью и в "Чайке", и в "Трех сестрах", и в "Вишневом саде". Однако Чехов настаивал на своем видении этих историй. О первой постановке пьесы в Московском Художественном театре он писал жене: "Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса упорно называется драмой? Немирович и Алексеев видят в моей пьесе положительно не то, что я написал".

Открыть для зрителя комедийную стихию "Вишневого сада" Овчаров собирается, "объединив Висконти с Чаплиным".

Раздумчивая лирическая интонация в сочетании с эксцентрикой и клоунадой должны, по мнению режиссера, вызвать тот самый "смех сквозь невидимые миру слезы", который и сделает чеховскую пьесу комедией. "Эту задачу нельзя понимать буквально, - оговаривается Сергей Овчаров. - Ведь поэма Данте тоже названа "Человеческая комедия", а много ли там смешного? В фильме будет много озорства, ребячества, эксцентрики, но это не должно снизить его трагический смысл".

Пусть не трагический накал, но нечто ностальгическое смогли ощутить журналисты, приглашенные на "вырубку" вишневого сада, то есть разрушение и уничтожение любовно построенной съемочной декорации.

Для ее создания использовали настоящие вишневые деревья, вырубленные владельцами весной 2007 г. Их кривые ветки, осыпанные искусственными цветами, были так хороши, что некоторые акулы пера начали отламывать их себе "на память".

В ходе этого мародерства выяснилось, что кинематографический сад вовсе не будет уничтожен, а уже потихоньку продан на сторону. Куда переместятся российские сакуры - в поместье какого-нибудь нового Лопахина или в провинциальный театр, - осталось для автора этих строк загадкой.

В Греции все есть

Если пьесы Чехова идут в каждом втором российском театре, то их экранизации можно пересчитать по пальцам. Первая в истории кинематографа киноверсия "Вишневого сада" появилась меньше 10 лет назад - в 1999 г., и не в России, а, как ни странно, в Греции (что подтверждает наблюдение одного из чеховских персонажей, что в Греции есть все).

Из отечественных попыток экранизации пьесы вспоминается только телеспектакль Леонида Хейфеца 1976 г. с Нифонтовой и Смоктуновским в главных ролях.

Трудно сказать, что мешало российским кинорежиссерам взяться за "Вишневый сад" раньше, но сегодняшнее обращение к этой пьесе продюсер и он же композитор фильма Андрей Сигле считает чем-то вроде акта гражданского неповиновения. "Мы столкнулись с засильем на экране фильмов-поделок, которые не имеют отношения к искусству, -говорит Андрей Сигле. - У нас не хватает ни ума, ни прозорливости, чтобы сохранить не только наш кинематограф, но и культуру и даже наш город для будущих поколений. Но все же есть надежда, что отдельные люди своими конкретными делами смогут переломить ситуацию. Наш фильм - одна из таких попыток".

Окажется ли попытка удачной, зрители узнают весной, когда закончится монтаж и озвучение картины. Премьера "Вишневого сада" состоится на одном из кинофестивалей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Похожие публикации