Вопросы по компетенциям. Оценка управленческих компетенций Оценка управленческих компетенций тесты

Для успешного развития компании, как правило, необходим компетентный персонал. На сегодняшний день наиболее эффективным методом оценки способностей соискателя считается интервью по компетенциям.

Что такое интервью по компетенциям?

Интервью по компетенциям — метод собеседования, основанный на оценке степени развития качеств человека, необходимых для успешной реализации деятельности, относящейся к определенной должности. Интервью проводится с целью выявления личностных и деловых способностей кандидата, которые влияют на эффективность реализации конкретного вида деятельности.

Проводится интервьюирование в виде ситуационных вопросов и ответов. Кандидату на должность предлагается объяснить, как бы он повел себя в определенной ситуации. Прежде, чем приступить к интервьюированию, соискатель должен быть подготовлен.

Интервью по компетенциям решает следующие задачи при выборе кандидатуры на занимаемую должность:

  • оценивает уровень конкретного набора личностно-деловых качеств у будущего сотрудника;
  • прогнозирует поведенческие реакции человека в конкретной ситуации;
  • помогает сделать выбор наиболее подходящей кандидатуры, способной эффективно выполнять определенный вид деятельности.

По структуре интервью состоит из блоков вопросов. Каждый блок направлен на выявление степени проявления каждого критерия, соответствующего определенной должности. Количество вопросов может быть разным, в зависимости от располагаемого времени и цели интервьюирования.

Какие качества позволяет определить?

Для оценки персонала на соответствие той или иной должности составляется набор определенных качеств, которые проверяются у потенциальных сотрудников при собеседовании. Обычно составляется 7-10 компетенций, которыми должен обладать сотрудник, чтобы добиться успехов в своей сфере.

Список компетенции составляется в зависимости от уровня занимаемой должности: менеджер по персоналу, директор фирмы, топ-менеджер и т.д.

Перечень основных качеств, которые наиболее часто оцениваются у соискателей на вакансию при проведении интервью по компетенциям, независимо от должности будущего работника:

  1. Лидерство – умение вдохновлять коллектив на достижение желаемого результата, поддержание эффективных взаимоотношений между сотрудниками.
  2. Умение планировать и организовывать дела.
  3. Инициативность — способность самостоятельно принимать решения.
  4. Навыки коммуникации – умение грамотно, ясно и четко передавать информацию в устной и письменной форме.
  5. Устойчивость к стрессовым ситуациям – умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, иметь стабильность при выполнение работы в случае нехватки времени или других препятствующих факторах.
  6. Способность работать командой и делегировать полномочия – умение оказывать помощь в группе для достижения общей цели, стремление к разрешению конфликтных ситуаций, желание выдвигать собственные идеи для решения поставленных вопросов, проявлять интерес к точке зрения других сотрудников.
  7. Многозадачность.
  8. Деловая осведомленность — умение видеть и использовать благоприятные коммерческие возможности.
  9. Ориентация на достижение цели – способность ставить и добиваться цели.
  10. Гибкость – способность приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе нестандартным, без потери эффективности.

В каких случаях применяется интервью по компетенциям?

Интервью по компетенциям применяют в следующих случаях:

  1. Собеседования с кандидатом на вакансию при приеме на работу, чтобы определить умения и способности, которыми должен обладать человек на определенной должности.
  2. Определения уровня развития профессиональных качеств человека, чтобы проанализировать поведение человека в различных ситуациях с целью планирования карьерного перемещения или формирования команды для выполнения заданий в рамках конкретного проекта.
  3. Планирование индивидуального развития сотрудника (выявление сильных и слабых сторон для построения дальнейшего плана индивидуального роста).

Что такое , для чего она нужна и как проводится? В нашей статье вы изучите все аспекты аттестации.

Почему система управления персоналом так важна на предприятии? вы узнаете, что это такое и почему так важно.

Вы найдете все советы по методам оценки персонала в организации.

Как правильно провести интервью по компетенциям:

  • Для проведения поведенческого интервью требуется тщательная подготовка:
  • формирование модели концепции;
  • составление перечня вопросов, позволяющего оценить качественные характеристики соискателя;
  • подготовка бланки оценки кандидата на должность.

Модель концепции представляет собой перечень качеств и характеристик, которыми должен обладать кандидат на занимаемую должность для успешного выполнения своих обязанностей. Для каждой профессии составляется индивидуальный список характеристик.

Например, при подборе персонала на управляющую должность (топ-менеджер), проверяются следующие способности кандидата:

  • Лидерство.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать в команде и делегировать обязанности.
  • Инициативность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Умение анализировать информацию.
  • Многозадачность.

Чтобы оценить способность проявления той или иной характеристики, кандидату задаются вопросы по каждой компетенции. Вопросы формулируются в виде примеров, которые описывают конкретную ситуацию, где кандидат должен продемонстрировать свое поведение.

Вопросы, относящиеся к одной и той же компетенции, задаются несколько раз в разброс, но в разных формулировках. Такой подход позволяет объективно оценить проявление сильных и слабых сторон кандидата.

На каждый вопрос в обязательном порядке отводится определенное количество времени: от 5 до 7 минут.

В нашей стране используются некоторые западные методики проведения интервью по компетенциям: STAR и PARLA.

После составления бланка вопросов, необходимо сформировать бланк оценки кандидата на должность. Для более эффективной интерпретации результатов интервью, в бланке прописывают список характеристик и шкалу оценки поведенческих качеств.

Наиболее распространенной считается пятибалльная шкала оценки способностей кандидата.

№ п/п Оценка Описание
1 НД Отсутствие навыков в данном умении.
2 Компетенция не развита. Продемонстрированы отрицательные проявления данной характеристики.
3 1 «Ниже среднего»: компетенция находится в стадии развития, проявление позитивных индикаторов около 30 %.
4 2
5 3 Средний уровень: в одинаковой пропорции были продемонстрированы негативные и позитивные проявления.
6 4 Уровень мастерства. Продемонстрировано максимальное количество позитивных проявлений компетенции.

Примеры вопросов на определение компетенции

Ответственность

Вопросы позволяют оценить, способен ли кандидат видеть вину в своих действиях и стремится ли к выполнению своих обязательств.

  • Расскажите, какое ответственное поручение вам доверял руководитель?
  • Продемонстрируйте ситуацию, когда вы брали на себя ответственность, но вскоре, осознали, что вы переоценили свои возможности.
  • Вспомните момент, когда вы не смогли достигнуть поставленной задачи.

Мотивация сотрудников

Чтобы оценить, способен ли кандидат помочь сотруднику справиться с ситуацией и дать ему мотивацию на плодотворную работу, соискателю необходимо ответить на предложенные вопросы.

  • Расскажите случай, когда Вам необходимо было добиться от сотрудника большей отдачи.
  • Расскажите, как Ваш подчиненный потерял интерес к работе.

Представленные вопросы помогут выявить способность кандидата оказывать помощь в команде для реализации общей задачи, желание выдвигать собственные идею по решению поставленных вопросов.

  • Вспомните, как вам нужно было объединяться с сотрудниками для решения общей задачи.
  • Расскажите ситуацию, когда Вам было сложнее всего работать в команде?

Ориентация на результат

Оценить способности человека к умению ставить цели и добиваться их, несмотря на какие-либо препятствия, помогут следующие вопросы.

  • Вспомните период, когда работа над проектом шла непродуктивно.
  • Расскажите, когда Вы ставили перед собой большую задачу и достигали ее, несмотря на препятствия.
  • Вы считаете себя настойчивым? Насколько?
  • Расскажите, когда Вам пригодилась Ваша настойчивость.

Планирование и организация

Представленные вопросы помогут выявить, как кандидат способен планировать дела и принимать решения по организации деятельности, направленной на реализацию проекта.

  • Расскажите о Вашем опыте планировании и реализации задач и проектов.
  • Расскажите, как Вы рассчитывали бюджет этого проекта.
  • Как Вы организовали работу по реализации проекта?
  • Возникали ли у Вас трудности, связанные с реализацией этого проекта?

Компетентный интервьюер, проанализировав ответы, выявляет насколько подходит кандидат для конкретной должности.

Интервью по компетенциям — эффективный метод подбора персонала, способный оценить главные качества соискателя, от которых зависит успешная деятельность организации: лидерство, инициативность, ответственность, умение работать в команде, умение ставить цели и добиваться их м др.

Вконтакте

  • 1. К составляющим компетенции не относится:
    • а) руководство;
    • б) управление человеческими ресурсами;
    • в) лидерство;
    • г) обязанности.
  • 2. Сознательная некомпетентность - это:
    • а) низкая производительность, отсутствие восприятия различий в составных частях или действиях; сотрудник не знает, чего он не знает, в каких знаниях и навыках он нуждается;
    • б) низкая производительность, распознавание недостатков и слабых мест; сотрудник осознает, чего ему не хватает для успешной работы;
    • в) улучшенная производительность, сознательные усилия, направленные на более эффективные действия; сотрудник способен сознательно корректировать свою деятельность.
  • 3. Профессиональная компетенция не включает в себя:
    • а) функциональную компетентность;
    • б) интеллектуальную компетентность;
    • в) сознательную компетентность;
    • г) социальную компетентность.
  • 4. В структуре профессиональной компетенции к элементам квалификации не относят:
    • а) поведение;
    • б) знания;
    • в) умения;
    • г) навыки.
  • 5. Не существует вида компетенции:
    • а) индивидуальная;
    • б) корпоративная;
    • в) ключевая;
    • г) смешанная.
  • 6. Вид компетенции, главными компонентами которого являются продуктивность, равенство, устойчивость и расширение возможностей:
    • а) индивидуальная;
    • б) корпоративная;
    • в) ключевая;
    • г) смешанная.
  • 7. Автор первого подхода к определению корпоративной компетенции:
    • а) М. Армстронг;
    • б) М.К. Румизен;
    • в) Р. Бояцис;
    • г) Г. Каннак.
  • 8. Компетенция - это:
    • а) способность работника координировать свою деятельность с коллегами и быть полезным членам команды;
    • б) знания, умения и владение навыками;
    • в) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • г) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач получать необходимые результаты работы.
  • 9. Не является носителем компетенций:
    • а) работник;
    • б) отрасль;
    • в) организация;
    • г) живой организм.
  • 10. Индивидуальная компетентность - это:
    • а) степень владения приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил;
    • б) система взаимосвязанных знаний, умений и способностей, личностных характеристик, мотиваций, а также основанных на этом моделей поведения, позволяющих эффективно выполнять поставленные перед работником задачи на данном рабочем месте в данный момент времени;
    • в) компетенция персонала на уровне, необходимом организации для реализации ее основных целей: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных;
    • г) интеграция способностей, навыков, умений, т.е. синтез знаний, охватывающих все навыки, имеющиеся в соответствующих ключевых подразделениях организации, находящихся в центре, а не на периферии ее конкурентного успеха.

Тест 2

  • 1. Компетенция - это:
    • а) знания, умения, владение навыками;
    • б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • в) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы;
  • 2. Подмена компетенций ЗУВ или ПВК грозит:
    • а) получением невалидных результатов;
    • б) получением конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • в) несоответствием величины затрат и полученных результатов;
    • г) тем, что полученные в процессе применения модели результаты будут носить фрагментарный характер, не обеспечивающий заданного качества работы.
    • г) профессионально важные качества: индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
  • 4. Чрезвычайно большой набор компетенций может привести:
    • а) к получению конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • б) к простым величинам затрат по эксплуатации модели относительно результатов ее применения;
    • в) к несоответствию величины затрат и полученных результатов;
    • г) к невозможности получения валидных результатов.
  • 5. Модель компетенций - это:
    • а) структурированный набор необходимых, идентифицируемых и измеряемых компетенций с индикаторами поведения;
    • б) структурированное подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • в) набор компетенций, позволяющий работнику выполнять свои профессиональные должностные обязанности максимально эффективно;
    • г) набор компетенций, связанных между собой в единый смысловой блок.
  • 6. Причиной дефектной работы модели компетенций при получении конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю, является:
    • а) отсутствие понимания полезности модели компетенций у персонала организации;
    • б) чрезвычайно большой набор компетенций;
    • в) неполные по структуре компетенции;
    • г) неизмеримость компетенций.
  • 7. Индикаторы поведения - это:
    • а) профессионально важные качества: индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения;
    • б) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям работника, обладающего конкретной компетенцией;
    • в) структурированное подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • г) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.
  • 8. Последствия неизмеримости компетенций:
    • а) невозможность получения валидных результатов;
    • б) получение невалидных результатов;
    • в) получение конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • г) простые величины затрат по эксплуатации модели относительно результатов ее применения.
  • 9. Дефект модели компетенций, который устраняется в процессе ее «обкатки»:
    • а) неполные индикаторы поведения;
    • б) несоответствие конфигурации модели целям ее применения;
    • в) повторяемость компетенций;
    • г) чрезвычайно большой набор компетенций.
  • 10. Способ устранения дефекта модели компетенций «повторяемость компетенций»:
    • а) доработать процесс сбора информации;
    • б) информировать персонал с использованием всех имеющихся в организации корпоративных каналов информации;
    • в) перепроверять наличие в структуре компетенции всех ее элементов;
    • г) произвести проверку, применив метод парных сравнений.

Тест 3

  • 1. Возможности применения модели компетенций в рекрутменте:
    • а) составление коллективного договора;
    • б) составление объявлений о вакансиях;
    • в) составление плана по нормированию труда.
  • 2. В отчет по оценке эффективности исполнения работ входят:
    • а) межличностные отношения в коллективе;
    • б) основные черты характера работника;
    • в) рекомендации по дальнейшему развитию работника.
  • 4. Ассессмент-центр - это:
    • а) оценка компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх;
    • б) центр оценки компетенций участников посредством комплексного тестирования.
  • 5. Ассессмент-центр позволяет оценить:
    • а) уровень развития компетенций;
    • б) уровень дохода работника;
    • в) социально психологическое состояние работника.
  • 6. Процедура, входящая в Ассессмент-центр, - это:
    • а) спортивные состязания;
    • б) структурированное интервью;
    • в) профориентация.
  • 7. Различают три вида Центра оценки:
    • а) круговой, односторонний, сокращенный;
    • б) прямой, двухсторонний, универсальный.
  • 8. Метод оценки на основе компетенций называется:
    • а) методика «180°»;
    • б) методика «365°»;
    • в) методика «360°».
  • 9. Перечислите три референтные группы методики «360°»:
    • а) группа «сверху», «сбоку», «снизу»;
    • б) группа «сверху», «сзади», «вокруг»;
    • в) группа «сверху», «сбоку», «сзади».
  • 10. Сколько этапов включает в себя методика «360°»:
    • а) три;
    • б) пять;
    • в) четыре.

Тест 4

  • 1. К элементам компетентности относятся:
    • а) общие знания, профессиональные знания, профессиональные навыки, коммуникативные навыки, управленческие навыки;
    • б) мотивация, общие знания, профессиональные навыки;
    • в) общие знания, профессиональные знания; профессиональные навыки, коммуникативные навыки;
    • г) профессиональные навыки, коммуникативные навыки, управленческие навыки.
  • 2. Последовательность шагов при построении модели персональных компетенций по Г. Хэмелу и К. Прахаладу:
    • а) модель бизнес-процессов организации, стратегия организации, модель персональных компетенций, ключевые бизнес-компетенции;
    • б) ключевые бизнес-компетенции, стратегия организации, модель бизнес-процессов организации, модель персональных компетенций;
    • в) ключевые бизнес-компетенции, модель бизнес-процессов организации, стратегия организации, модель персональных компетенций;
    • г) модель бизнес-процессов организации, модель персональных компетенций, ключевые бизнес-компетенции, стратегия организации.
  • 3. Профессиональные знания - это:
  • 4. По каждой компетенции составляется шкала, включающая пять уровней. Первый уровень называется:
    • а) уровень некомпетентности;
    • б) уровень ограниченной компетентности;
    • в) базовый;
    • г) высокая компетентность.
  • 5. Уровни управления компетенциями - это:
    • а) уровень личности;
    • б) уровень организации, уровень личности;
    • в) уровень организации;
    • г) уровень управления организацией.
    • б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ, позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • в) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям работника;
    • г) знания, умения, владение навыками.
  • 7. Система, которая включает концепцию, программу и организацию учебного процесса, называется:
    • а) система формирования профиля должности;
    • б) система персональных компетенций;
    • в) развитие профессиональной компетенции;
    • г) организационно-корпоративные компетенции.
  • 8. Общие знания - это:
    • а) знания, полученные в профессиональной деятельности;
    • б) навыки, необходимые для осуществления функциональных обязанностей;
    • в) навыки презентации и самопрезентации;
    • г) знания, полученные в результате базового образования и самообразования.
  • 9. Автор книги «Конкурируя за будущее»:
    • а) Г. Хэмел;
    • б) К. Прахалад;
    • в) Р. Бояцис;
    • г) Г. Хэмел, К. Прахалад.
  • 10. Профиль должности - это:
    • а) подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • б) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям;
    • в) важные качества для профессии, безотносительно к той или иной организации;
    • г) поведенческая характеристика, влияющая на выполнение работы.

Тест 5

  • 1. Логическое описание элементов и функций компетенций, применяемых в организации, - это:
    • а) модель компетенций;
    • б) компетентность;
    • в) индикатор поведения;
    • г) кластер компетенций.
  • 2. Профиль компетенций представляет собой:
    • а) удобный инструмент, позволяющий работать с моделью компетенций, фактически представляющий ее фрагмент;
    • б) группирование из компетенций кластеров и уровней;
    • в) набор компетенций, которыми должен обладать работник, соответствующий занимаемой должности;
    • г) основные стандарты поведения.
  • 3. Профиль компетенций составляют в виде фигуры:
    • а) круга;
    • б) диаграммы;
    • в) квадрата;
    • г) параболы.
  • 4. Чаще всего используют модель компетенций в сфере:
    • а) бизнеса;
    • б) бухгалтерии;
    • в) управления персоналом;
    • г) научно-исследовательской деятельности.
  • 5. Вид специфической деятельности, через которую работает модель компетенций, - это:
    • а) планирование;
    • б) модель;
    • в) метод;
    • г) функция.
  • 6. Модель компетенций находит применение:
    • а) в оценке и управлении эффективностью деятельности работников;
    • б) в формировании корпоративной культуры, соответствующей стратегическим целям организации;
    • в) в разработке должностных инструкций;
    • г) в разработке плана карьерного роста работника.
  • 8. Модель компетенций, которая содержит основные стандарты поведения и одинаковый для всех должностей набор поведенческих индикаторов - это:
    • а) компетенции без уровня;
    • б) компетенции по уровням;
    • в) точные компетенции;
    • г) двухуровневые компетенции.
  • 9. Качественное содержание модели компетенций должно отвечать следующим критериям:
    • а) неизмеримость компетенций;
    • б) максимальный набор компетенций с повторениями и пересечениями;
    • в) высокий уровень развития компетенций;
    • г) соответствие стратегическим целям организации.
  • 10. Способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, - это:
    • а) компетентность;
    • б) компетенция;
    • в) индикатор поведения;
    • г) стандарт поведения.
  • Компетентность - это: а) знания, умения, владение навыками; б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы; в) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы;
  • Факторы, влияющие на эффективность деятельности работника (выбрать лишнее): а) домашние; б) организационные; в) управленческие; г) личные; д) оценочные.
  • Компетенция - это: а) механизм, позволяющий превратить стратегические бизнес-императивы в модели эффективного поведения сотрудников предприятия: от менеджеров до рабочих;
  • Содержание моделей компетенций включает в себя: а) планирование; б) полный набор компетенций и индикаторов поведения; в) инновационные технологии; г) уровни компетенций.

В соответствии со стандартами Международной ассоциации управления проектами (IРМА) , термин «компетентность» обозначает набор знаний, личного отношения, навыков и соответствующего опыта, необходимых для успешного выполнения определенных функций, а «компетенция» - это продемонстрированная способность применять знания и/или навыки и личные качества там, где это уместно. IPMA выделяет три группы компетенций: технические, контекстуальные и поведенческие.

Техническая компетентность предназначена для описания основополагающих элементов знаний в сфере управления проектами. Это направление охватывает саму суть управления проектами, иногда называемую «твердые навыки» (hard skills).

Контекстуальная компетентность предназначена для описания элементов знаний в сфере управления проектами, связанных с контекстом проекта. Это направление включает знания менеджера проекта о построении отношений с организациями линейного типа управления, а также его способность функционировать в организации проектного типа.

Поведенческая компетентность предназначена для описания личностных элементов знаний в сфере управления проектами, часто именуется термином «мягкие навыки» (soft skills) и включает в себя 15 компетенций :
1) лидерство (leadership),
2) участие и мотивация (engagement & motivation),
3) самоконтроль (self-control),
4) уверенность в себе (assertiveness),
5) разрядка/релаксация (relaxation),
6) открытость (openness),
7) творчество (creativity, креативность),
8) ориентация на результат (results orientation),
9) продуктивность (efficiency),
10) согласование (consultation),
11) переговоры (negotiation),
12) конфликты и кризисы (conflict & crisis),
13) надёжность (reliability),
14) понимание ценностей (values appreciation),
15) этика (ethics).

Для оценки поведенческих компетенций используется «Тест поведенческих компетенций» , разработанный в соответствии со стандартами Международной ассоциации управления проектами (IPMA). Авторы теста: И.В.Басинская, О.М.Радюк, Д.В.Лукьянов.

Получаемый при обработке результатов тестирования индекс стрессогенности может изменяться в диапазоне от 1 до 7 баллов. Низкие значения указывают на отсутствие у испытуемого стресса при необходимости проявления той или иной поведенческой компетенции, и наоборот. Как следствие, чем выше индекс стрессогенности по какой-либо компетенции, тем актуальнее её формирование и развитие .

Компетенции, характеризующиеся наиболее высоким индексом стрессогенности , являются «слабыми местами» обследуемых руководителей, а развитие и совершенствование данных компетенций должно стать приоритетной задачей организации, желающей повысить эффективность работы своих менеджеров.

Справедливо и обратное: компетенции, отмеченные самыми низкими индексами стрессогенности , расцениваются как хорошо сформированные и легкодоступные способности применять знания, навыки и личные качества там, где они могут быть необходимы; они характеризуют сильные стороны руководителя. Например, сотрудник с наиболее низкими индексами стрессогенности по 10, 11 и 12 компетенциям будет особенно успешен в проведении переговоров, руководитель с низкими индексами по компетенциям 7 и 8 - в организации "мозгового штурма" и т.д.

Ниже дан список вопросов и ответов по тестированию ОЛК на государственную службу, подобные которым будут использоваться на тестировании.

Необходимо понимать, что данный тип тестирования не является проверкой знаний, а служит только для определения личных качеств лица, претендующего на государственную службу. Именно поэтому тестовые задания, кроме категории «Аналитичность», не имеют верного ответа. Все тестовые задания связаны между собой и, в случае дачи ложных ответов, результат может сильно исказиться и неверно определить Ваши личные качества.

Тестовые задания ОЛК

1. Задание. Какое качество объединяет следующие слова: брат, сват, свояк, дед, зять

  1. родня
  2. семья
  3. секта
  4. отряд

2. Задание. Определите недостающее число: 47, 38, 29, 10,…

3. Задание. Определите основное в содержании текста: «В семье теплые отношения, они поддерживают и понимают друг друга с полуслова»

  1. теплые отношения
  2. поддержка
  3. понимание
  4. дружная семья
  5. все дружат

4. Ситуация. Ваш коллега не организованный. Что вы посоветуете коллеге, чтобы его поведение плохо не влияло на работу и ее результаты?

  1. морально поддержите коллегу, скажите, что у него все получится верно
  2. посоветуете ему разбить одну задачу на несколько мелких
  3. посоветуете ему перенять опыт у более оперативных сотрудников
  4. посоветуете ему быть шустрее
  5. посоветуете ему искать наиболее интересную сторону работы

5. Вопрос. В каком из перечисленных процессов Вы чувствуете себя наиболее собранным и организованным?

  1. в соблюдении заданного порядка
  2. в постоянном соблюдении требований каждого рабочего дня
  3. в четком выполнении планов, заданий и поручений
  4. в самостоятельном планировании действий
  5. в умении проявлять уравновешенность и стабильность

6. Ситуация. Ваша работа связана с наличием точной информации, полученной от коллег. Какое качество личности необходимо проявить, чтобы стабильно получать достоверную информацию?

  1. найти общий язык с коллегами, знающим ценные сведения
  2. разговаривать с коллегами на разные, интересующие их темы
  3. построить доверительные отношения со всеми коллегами
  4. проявить свою общительность и харизматичность
  5. проявить свою доброжелательность и внимание к коллегам

7. Вопрос. Что из перечисленного, по Вашему мнению, способствует успешному взаимодействию на работе и как следствие положительным результатам в работе?

  1. точное понимание информации и коллег
  2. профессиональная грамотность
  3. четкое изложение содержания информации
  4. полная профессиональная осведомленность
  5. проявление искренности, честности, открытости в общении с коллегами

8. Ситуация. На работе перед Вами стоит задача всегда быть точным, соответствующим требованиям службы, быть совестливым. Какое поведение, по Вашему мнению, необходимо проявить для оправдания ожиданий работодателя?

  1. уверенно и серьезно работать
  2. проявить деловитость к рабочим моментам
  3. подходить творчески, предлагать креативные решения
  4. быть гибким, быстро адаптироваться к условиям труда
  5. отвечать за результаты работы

9. Ситуация. Один из коллег проявляет лидерские качества и рвется стать лидером отдела. Какой признак укажет на такого сотрудника?

  1. коллега, который демонстрирует другим результаты своей работы и работы над ошибками
  2. коллега, работая с которым Вы получаете удовольствие от результатов совместной работы
  3. коллега, который поддерживает отличную физическую и психическую форму и пропагандирует сотрудникам здоровый образ жизни
  4. коллега, который проявляет сам и пропагандирует безупречность в исполнении поручений руководства
  5. коллега, работа которого отличается своей наибольшей полезностью и созидательностью

10. Вопрос. Что из перечисленного может характеризовать Вашу инициативность?

  1. я всегда предлагаю инициативные решения и идеи
  2. я всегда осуществляю свой стиль работы
  3. я всегда самостоятельно подстраиваюсь под существующий темп и стиль работы
  4. я всегда реагирую на условия, влияющие на работу
  5. я всегда отзываюсь на поручения и задания руководителя

11. Ситуация. Вам поручили организацию и проведение торжественного мероприятия. Какое качество, из перечисленных, Вы бы применили?

  1. умение сотрудничать со специалистами в планировании и реализации праздника
  2. умение быть ярким примером активности, рвения и инициативности в реализации поручений
  3. умение управлять, целенаправленно регулировать ход мероприятий
  4. умение мотивировать сотрудников к проявлению общественной активности
  5. умение самостоятельно проводить торжественные мероприятия

12. Ситуация. Для наиболее слаженной работы отдела, руководство планирует избрать лидера, ответственного руководителя отдела. На какое личное качество руководству необходимо ориентироваться при выборе лидера?

  1. умение контролировать работу свою и коллег
  2. умение позитивно влиять на коллег
  3. умение вдохновлять коллег
  4. умение понятно излагать свои мысли и планы коллегам
  5. умение видеть последствия событий коллективной работы и быть готовым самостоятельно отвечать за них

13. Ситуация. Среди сотрудников отдела руководство ищет лидера, со следующими качествами: требовательность к себе, обязательность, ответственность результаты работы. В какой деятельности можно отследить лидерские качества сотрудника?

  1. задания, в котором необходимо учитывать интересы всех участников
  2. задания, результат которых полностью зависит от умения влиять на людей
  3. задания, в которых необходимо быть объективным и уметь критиковать
  4. задания, связанные с поэтапно возрастающей ответственностью
  5. задания, в которых необходимо уметь выражать и отстаивать убеждения

14. Ситуация. Вы заметили, что Ваш коллега, в ситуации срочного принятия решения, всегда берет на себя ответственность и пытается разъяснять действия коллег. Как вы оцениваете поведение сотрудника, почему он так делает?

  1. он преданность своему делу, поведением удостоверяется, что сделал все, что мог
  2. он умело концентрируется и ориентируется в ситуации срочного принятия решения
  3. он хороший исполнитель, знает, что хочет, и знает, что делать
  4. он понимает, что ответственен за результат работы
  5. он переживает за последствия работы

15. Вопрос. В чем чаще всего выражается, по Вашему мнению, показатель этичности личности в профессиональной сфере?

  1. в постоянной поддержке вами позитивного имиджа
  2. в признании вас коллегами и соратниками
  3. в отсутствии у вас терпимости к правонарушениям
  4. в постоянном проявлении профессионализма
  5. в точном выполнении профессиональных заданий и поручений

16. Ситуация. Ваш коллега вышел из отпуска и не может войти в рабочую колею. За период его отсутствия некоторые сотрудники освоили новую программу работы. Коллега отказывается от выполнения текущей работы требуя обучения по новой программе. Выберите одну из причин его поведения?

  1. сотрудник не планирует оставаться в отделе
  2. сотрудник неправильно оценен руководством (избалован руководством)
  3. сотрудник не заинтересован в освоении новых технологий
  4. сотрудник стремится быть заметным и значимым
  5. сотрудник имеет свободное от работы время

17. Ситуация. Ваше руководство, уточняя цели работы отдела, перед Вами поставило новую, более сложную задачу, которая приведет к модернизации функций отдела. Какие действия вы предпримите в первую очередь?

  1. рассмотреть результаты действий в перспективе
  2. оптимизировать действия, использовать минимальное количество операций
  3. совершать только результативные действия
  4. оперативно реагировать на установки руководства
  5. обдуманно, рационально и планомерно действовать

18. Ситуация. Если в рабочей обстановке Вы столкнулись с услугополучателем, который требует особого отношения и внимания к себе, выражает недовольство своей жизнью и обществом в целом. Как Вы себя поведете?

  1. не поддамся эмоциям, буду стабильным и уравновешенным
  2. эмоционально поддержу услугополучателя, успокою его
  3. продемонстрирую услугополучателю всю свою исполнительность и обязательность
  4. продемонстрирую свою надежность, профессиональную грамотность
  5. вызову у услугополучателя чувство доверия и безопасности

19. Вопрос. Какую оценку Вашей деятельности считаете наиболее высокой?

  1. эта работа такая, как нужно отделу
  2. видно, что в эту работу вложена душа
  3. очень довольны результатами работы
  4. претензий нет, все хорошо
  5. работа выполнена добросовестно

20. Вопрос. В ситуации, кода Вы сталкиваетесь с агрессивными и гневливым человеком, который громко возмущается и не желает понимать вас, то как вы поступаете?

  1. проявлю самообладание, и не буду давать оценку этому человеку
  2. упрежу конфликт, еще на расстоянии избегу встречи с ним
  3. поступлю так, как советовали другие (родители, друзья)
  4. игнорирую этого человека, сделаю вид, что его нет
  5. расположу к себе этого человека, вызову чувство доверия

21. Ситуация. Вы владеете конфиденциальной информацией, которая интересует многих людей, близких в том числе. Как Вы поступите?

  1. с близкими необходимо делиться всем
  2. откажу в нарушении конфиденциальности, в том числе близким
  3. разъясню, что я предупрежден об ответственности, уголовной в том числе
  4. сообщу правоохранительным органам о заинтересованных лицах
  5. избегаю бесед о конфиденциальной информации и работе

22. Ситуация. Вы заметили, что один из коллег стал часто рассказывать о посещении религиозной организации, более того, он предложил посетить презентацию идей и убеждений этой религиозной организации. Как Вы поступите?

  1. выразите ему отрицательное мнение
  2. с пониманием выслушаете человека
  3. разъясните ему, что распространения есть отведенные для этого места
  4. игнорируете человека
  5. возьмете адрес презентации

23. Ситуация. Руководитель отдела настаивает (и прямо, и косвенно), чтобы Вы пошли на компромисс, нарушив, при этом, этический кодекс. Как Вы поступите?

  1. обсужу с руководством условия компромисса
  2. игнорирую руководителя, провоцирующего ситуацию
  3. для дальнейшей работы пойду на компромисс
  4. сообщу о действиях руководства коллегам, попрошу поддержки
  5. сообщу о действиях руководства администрации или правоохранительным органам

24. Вопрос. Что вы можете посоветовать человеку, который переживает тревогу и волнение из-за того, что не знает своих корней. Он не может никому довериться, никому и не чему не верит?

  1. принимать участие в общественных мероприятиях
  2. жить так, как написано в конституции и священных книгах, которые он может сам выбрать
  3. работать над собой, развивая доверие людям, найти людей, которые его могут поддержать
  4. жить так, как жили и живут люди, окружающие его дома и на работе
  5. посоветовать не раскисать, поставить цель и идти к ней

Posted On 15.01.2018

Интервью покомпетенциям (поведенческое) — один из самых сложных и длительных видов интервью при отборе кандидатов. В отличие от ситуационного (кейс) интервью, когда кандидату проектируется гипотетическая ситуация и предлагается смоделировать свое поведение, интервью по компетенциям оценивает только его реальный опыт. Вопросы открытого типа подразумевают развернутый ответ и обычно начинаются со слов «Вспомните случай…», «Расскажите о том, как Вы…» и т.д. Наиболее часто данный тип интервью используется при поиске кандидатов на управляющие позиции, но может применяться и как способ отбора соискателей на самые разные должности.

Что это такое – интервью по компетенциям и пример предполагаемых вопросов

Также данная техника собеседования эффективна при подборе молодых специалистов и при отборе сотрудников компании для формирования кадрового резерва. Метод поведенческого интервью требует тщательной подготовки со стороны интервьюера: проработка модели компетенций, выбор вопросов для их оценки, составление оценочного листа.

Рассмотрим для начала определение понятия «компетенция». Это характеристика, личностная особенность, способность, позволяющая человеку эффективно выполнять определенную работу. Модель компетенций — набор качеств, который принят для оценки персонала на ту или иную должность.

Итак, для начала необходимо разработать модель компетенций. В качестве прикладного инструмента бывает достаточно 7-10 характеристик. Например, какие компетенции должны быть у успешного управленца?

  1. Лидерство
  2. Способность к планированию и организации
  3. Способность принимать решения
  4. Коммуникативные навыки
  5. Стрессоустойчивость
  6. Аналитические способности
  7. Умение работать в команде, делегировать полномочия
  8. Многозадачность

Каждая компетенция имеет перечень поведенческих проявлений. Например, лидерство: кандидат ставит ясные и достижимые цели, мотивирует подчиненных, помогает им преодолеть трудности, умеет брать на себя ответственность за работу других людей, способен принимать непопулярные решения. Далее нужно составить список вопросов для проверки каждой компетенции и анализа поведенческих проявлений. При подготовке вопросов следует учитывать:

  • Были ли у кандидата возможности продемонстрировать навыки и качества, соответствующие той или иной компетенции.
  • Как кандидат сам оценивает проявление у себя данной компетенции.
  • Как кандидат оценивает проявление интересующего нас качества в сравнении себя с другими людьми.
  • Как, по мнению кандидата, другие люди оценивают его по данному параметру.
  • Ведет ли кандидат он рассказ от первого лица. Нам важно получить информацию именно о его опыте, а не об опыте его коллег или команды.
  • О чем кандидат избегает говорить.
  • Какие выводы он себя делает, как описывает завершение ситуации.

Приведем пример вопросов для проверки компетенции «Планирование и организация»:

  • Опишите Ваш опыт в планировании и реализации проектов.
  • Расскажите, как Вы рассчитывали бюджет этого проекта.
  • Как Вам удалось организовать работу по данному проекту?
  • Какие трудности у Вас возникли при его реализации?
  • Оцените свои сильные стороны, которые помогли Вам реализовать проект.
  • Каковы были результаты проекта, осуществленного под Вашим руководством, а отличие от проектов, которыми руководили Ваши коллеги?
  • Как и кем оценивались Ваши организаторские способности?

Западный консультант по карьерному росту Арлин С. Хирш в своей книге «101 проверенный рецепт для организации и планирования вашей карьеры» приводит список самых популярных вопросов для интервью по компетенциям.

Расскажите мне о том, как вы:

  1. Эффективно выполнили работу под прессингом.
  2. Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником.
  3. Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
  4. Пропустили очевидное решение проблемы.
  5. Убедили членов команды работать по вашей схеме.
  6. Не смогли вовремя завершить проект.
  7. Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
  8. Отчитались о хорошо сделанной работе.
  9. Должны были принять ответственное решение при нехватке информации.
  10. Были вынуждены принять непопулярное решение.
  11. Должны были приспособиться к сложной обстановке.
  12. Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения.
  13. Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения.
  14. Использовали свои личностные качества для достижения цели.
  15. Общались с разгневанным клиентом.
  16. Представили успешное решение или проект.
  17. Преодолели сложное препятствие.
  18. Переоценили или недооценили важность чего-либо.
  19. Устанавливали порядок срочности в работе над комплексным проектом.
  20. Выиграли или потеряли важный контракт.
  21. Были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям.
  22. Выбрали неправильное решение.
  23. Ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу.
  24. Отвергли хорошую работу.
  25. Были отстранены от работы.

В России используется несколько западных методик проведения поведенческого интервью.

Заместитель генерального директора кадрового холдинга «Ancor», автор книги «Техники успешного рекрутмента», Татьяна Баскина описывает две самые популярные — STAR и PARLA.

STAR (Situation — Target — Action — Result) подразумевает такую логику вопросов:

  1. S — о конкретной ситуации из прошлого опыта кандидата.
  2. T — о стоявшей перед кандидатом цели/задаче.
  3. А — о предпринятых им действиях для достижения цели.
  4. R — о достигнутом результате.

PARLA — (Problem — Action — Result — Learned — Applied):

  1. Р — о конкретной проблемной ситуации из прошлого опыта кандидата.
  2. А — о предпринятых им действиях для решения проблемы.
  3. R — о достигнутом результате и трудностях, с которыми он столкнулся.
  4. L — о том, чему научился на примере данной ситуации.
  5. A — о том, какие сделал выводы и как применял полученный опыт.

Интерпритация результатов поведенческого интервью более эффективна, если в процессе собеседования использовались оценочные бланки, в которых прописывается список проверяемых компетенций и шкала для оценки поведенческих индикаторов, состоящая обычно от 3 до 5 баллов. Действительно, развитая компетенция проявляется во многих поведенческих факторов. Пример оценочного бланка:

Что представляет собой интервью по компетенциям?

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ

Компетенция: Убедительность в общении.

    Приходилось ли вам вести переговоры (беседу) с клиентом (человеком) сложным и непредсказуемым? Расскажите о каком-нибудь ярком случае. Чем именно он запомнился Вам? Чем он закончился?

    Расскажите о ситуации, когда Вам пришлось быть убедительным и «продать» Вашу идею кому-либо?

    Расскажите о ситуации, когда Вам надо было представить предложение человеку, который мог принять решение, и вы успешно это сделали?

    Убедите меня в том, что Вас нужно взять на нашу работу.

Компетенция: Настойчивость.

Вопросы для выявления компетенции:

    Часто ли у Вас возникают сложные задачи, требующие от Вас напряжения сил и заканчивающиеся удачей? Приведите пример.

    Расскажите о реальной ситуации из Вашего опыта, когда Вы, проявив необходимую настойчивость, достигли результата в практически безнадежной ситуации. Как Вы рассуждали? Опишите последовательность Ваших действий.

    Можете представить себе ситуацию, когда Вы скажете: «Нет, это невозможно сделать!»? Был ли у Вас подобный опыт? Приведите пример ситуации, когда Вам надо было преодолеть большие препятствия для того, чтобы добиться цели.

    Расскажите о цели, которую Вы поставили перед собой, и достижение которой заняло много времени.

    Какое самое трудное препятствие Вы преодолели на работе (в школе/и т.д.) Как вы с этим справились?

    Что вы считаете самым большим достижением (на работе, в школе и т.д.)

    Какую самую тяжелую работу Вам пришлось выполнить, чтобы добиться вашей цели?

Тест: Потребность в достижении

Компетенция Умение работать в команде.

Вопросы для выявления компетенции:

    Как обычно строилась работа и отношения в коллективе, в котором Вы работали раньше?

    Была ли принята помощь друг другу, готовность заменить другого в случае необходимости, если это работало на общую цель и т.д.

    Расскажите о ситуации, когда вам пришлось преодолеть конфликт?

    Приведите пример, когда Вам удалось создать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми, хотя у них была другая точка зрения.

    Расскажите о ситуации, когда Вы были членом группы. Достигала ли Ваша группа поставленной цели? В чем состояла ваша личная задача?

    Расскажите о случае, когда Вам надо было преодолеть какую-либо неприятную ситуацию в отношениях с другими людьми.

Компетенция Обучаемость.

Вопросы для выявления компетенции:

Стремление к обучению.

1.) Расскажите о ситуации, когда Вам хотелось научиться чему-нибудь новому? Приступили ли Вы к осуществлению своих планов? Каких результатов вы достигли?

Как эти знания помогли вам жизни?

2.) Чему бы в данный момент вы хотели бы научиться?

3.) Как вы считаете, какие свои умения и навыки вам нужно совершенствовать? ,

Способность к обучению.

Тест: Интеллектуальная лабильность.

Компетенция: Стрессоустойчивость.

Методы для выявления компетенции:

Попросить продать что-нибудь необычное.

Продайте мне ваш синяк! (хорошее настроение, брюки, цвет глаз и т.д.)

1.) Тест на стрессоустойчивость

2.) Тест на Стрессоустойчивость С. Коухена и Г. Виллиансона.

3.) Бостонский Тест на Стрессоустойчивость.

4.) Тест на сттрессоустойчивость для менеджера по продажам.

Компетенция: Культура вербального общения.

Оценка для выявления компетенции:

2.) Кандидат обладает четкостью речи, - слова хорошо проговариваются, каждое слово понятно, окончание и слоги не проглатываются.

3.) Речь выразительна – присутствуют паузы, меняется интонация, делается акцент на тех или иных словах.

4.) Правильно ставиться ударение, отсутствует акцент.

    Речь доступна, понятно, о чем говорит кандидат.

    Скорость речи средняя, не слишком быстрая и не слишком медленная.

    Кандидат обладает богатством речи – обладает большим словарным запасом.

Компетенция: Работоспособность

Тест Э. Ландольта для определения работоспособности.

Тест «Уровень работоспособности и выносливости».

Компетенция: Эмпатия

Вопросы для выявления эмпатии:

    Был ли в вашей жизни случай, когда вы бескорыстно помогли другому человеку? Опишите его.

    Что вы чувствуете по отношению к людям, которые обращаются за помощью?

    Блоки вопросов для интервью по компетенциям

    Кто последний раз обращался к вам за помощью? Как вы отреагировали?

    Вспомните, когда последний раз вы видели слезы другого человека. Что вы при этом испытывали?

    Расскажите о случае, когда был выбор между вашими интересами и интересами другого человека. Как вы поступили?

    Как вы считаете, нужно помогать человеку советом или он сам должен справляться со своими трудностями? Почему?

Тест Мехрабиена, Н. Эпштейна

Компетенция: Ориентация на результат

Вопросы для выявления компетенции:

    Приведите пример из своей жизни, когда вам важно было достигнуть определенного результата. Каким образом вы пытались его достичь, что для этого делали? Сколько было затрачено усилий? Что вы при этом чувствовали? Насколько важен вам был сам результат, после того, как вы его получили?

    Что вам лично интереснее, захватывающий процесс или окончательный результат?

Тест ОФ. Потемкиной

Компетенция: Исполнительность

Вопросы для выявления компетенции:

    Приведите пример из вашего прошлого опыта работы, когда вы не могли в полном объеме выполнить свои обязанности. Объясните почему.

    Расскажите о ситуации, когда вы не были согласны с тем, что вы делаете. Как вы разрешали данный вопрос.

    Как вы считаете, должен сотрудник безоговорочно следовать полученным инструкциям или может вносить в них свои изменения?

    Опишите случай, когда вы старательно выполняли обязанности, которые вам не хотелось выполнять.

    Расскажите, какие обязанности вы выполняете систематически. Насколько старательно вы их выполняете?

    Как Вы сами оцениваете такое качество как исполнительность?

Коммуникабельность

Методы выявления компетенции:

    На собеседовании кандидат ведет себя открыто, дружелюбно, не скованно

    Поза открытая

    Взгляд прямой

  1. Точно отвечает на задаваемые вопросы (или пытается говорить обо всем сразу?)

    Выражает ясно и кратко свои мысли (или говорит много и непонятно?)

    Является сфокусированным и убедительным (или, напротив, он не имеет четкого мнения и не подчеркивает свою точку зрения)?

    Задает вопросы касающиеся работы, интересующий его информации.

Вопросы:

    Скажите, трудно ли Вам знакомиться с новым человеком? Приведите пример, когда вы самостоятельно инициировали знакомство.

    Расскажите о конфликте, который случился с вами недавно. Как Вы вышли из этой ситуации?

    Расскажите о ситуации, когда вы были в центре внимания. Что вы при этом чувствовали?

    Как Вы относитесь к людям других национальностей? Почему?

    У Вас были друзья (приятели) на предыдущей работе? Вам нравился ваш коллектив? В жизни у вас много друзей?

    Как вы считаете, Вы умеете располагать к себе людей? Каким образом Вы этого достигаете?

Тест на коммуникабельность.

Ранжирование компетенций

    Коммуникабельность

    Стрессоустойчивость

    Работоспособность

    Обучаемость

    Культура вербального общения

    Ориентация на результат

    Умение работать в команде

    Настойчивость, Целеустремленность

    Убедительность в общении

    Исполнительность

Похожие публикации