Звук — конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Звук и буква Ж.(подготовительная группа) Объявление темы занятия

Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж» .

Задачи:

  1. Закреплять умение определять первый звук в словах.
  2. Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
  3. Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  4. Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.

Оборудование: карточка-буква «Ж» , счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба) , «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,

жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж) , цветные карандаши.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения» . Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина) . Кого называют «жадиной» ? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?

(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.

(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.

(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.

Игра «Назови лишнее» . Логопед: - На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук) . Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова) .

ΙΙ. Основная часть.

1. Игровое упражнение "Как жужжит жук?"

Логопед: - Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук) . Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж» ) .

Дайте характеристику звуку "Ж" (согласный, твердый, звонкий) . Есть у него мягкий братец? (нет) .

2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом) .

Логопед: - Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок) . Кому мяч бросаю, тот и отвечает.

ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук» :

Жук упал, и встать не может,

Ждет он - кто ему поможет.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения» .

Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки) .

ΙV. Знакомство с буквой.

1. Логопед: - Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж» ) .

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –

Из скольких элементов состоит буква?

2. Выкладывание буквы счетных палочек.

3. Игра «Дружба» . - К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в "сухом бассейне" (из фасоли) . Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)

4. Логопед: - У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба) .

5. Логопед: - Они приготовили для вас ребусы.

Первый ребус «Найди слово в слове» . (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон) .

Второй ребус «Соедини правильно» . Детям предлагается работа с раздаточным материалом:

Логопед: - Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба) . Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике) .

V. Рефлексия "Заштрихуй букву".

Логопед: - С какой буквой мы познакомились? (Ж) . Друзья буквы "Ж" дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.

Прощание с жабой и жуком.

алевтина белоплотова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж] и буква ж»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.

Подготовила и провела воспитатель: Белоплотова А. А.

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по

Республике Марий Эл»

Тема: «Звуки «ж», «жь» и буква

«ж».

Программные задачи:

Познакомить с новыми звуками и буквой «ж». Дать понятие, что это твердый звук, но имеет парного мягкого. Упражнять в чтении слогов и слов с этой буквой.

Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, логическое мышление, связную речь и мелкую моторику.

Воспитывать у детей усидчивость, активность, интерес к родному языку.

Оборудование к занятию:

Рабочие тетради, медиаторы, счетные палочки, аквариум (по Е. Е. Шулешко, ручки.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длиться до вечера!

Воспитатель: Ребята, давайте все улыбнёмся друг другу.

Дети: улыбаются.

2. Воспитатель: Скажите пожалуйста, как жужжат жуки?

Дети: ж-ж-ж, ж-ж-ж… .

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «ж».

Воспитатель: В стране жужжандия жил- был звук «ж».

Жужжал, жужжал звук «ж», скучно ему стало. С кем бы подружится? Мы сможем ему помочь?

Ответы детей: (сможем, поможем).

Воспитатель: Сначала познакомим его с гласными звуками. Они написаны на доске, назовите их.

Дети: жа, жо, жу, жи, же.

Воспитатель: Правильно.

3. Задание дополни слог.

Воспитатель: А сейчас познакомим звук «ж» с будущими друзьями. Если к слогу «жу» пригласим звук «к». Какое слово получится?

Дети: слово (жук).

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А теперь будем сочинять слова со звуком «ж». Я буду называть слог, а вы следующие.

Дети: Называют следующий слог: жа (ба, у (жи, жи (раф, же (ня, же (на, е (жи) и т. д.

Воспитатель: Молодцы!.

4. Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: Дети, я вам читаю предложение, а вы мне говорите недостающее слово:

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын …. (жираф,

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по ….(животикам,

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком по (лужам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот).

Дети: Отгадывают слова.

Воспитатель: Все справились, молодцы. А теперь скажите мне пожалуйста, на какой звук начинались все эти слова?.

Дети: на звук «ж».

Воспитатель: Всё правильно!

5. Воспитатель: Отгадайте загадки.

а) Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьям, листьями деревьев.

Дети: слово жираф.

б) Шесть ног без копыт

Летит жужжит

Упадет - землю роет.

Дети: жук.

Воспитатель: Молодцы. Какой звук в начале этих слов?

Дети: звук «ж».

Воспитатель: Ребята, звук «ж», согласный, твердый, звонкий.

Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Дети: Повторяют вместе с воспитателем.

6. Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш.

Дети: отвечают по -одному.

7. Воспитатель: Ребята, вставайте все в круг, немного с вами отдохнём, разомнёмся. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться, два-согнутся, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре- руки шире, пять0 руками помахать

Шесть- на стульчик сесть опять (соответствующие движения).

Воспитатель: Садитесь на стульчики, сейчас мы с вами поработаем с аквариумом. Ко мне выйдут два человека. На листочке зашифрованы слова, а вы должны по этим числам найти слово. Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Остальные ребята в это время достают счётные палочки, которые лежат на столах и выкладывают букву «Ж», затем пытаются выложит слово «жук».

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.

8. Знакомство с буквой «ж».

Воспитатель: На что похожа буква «Ж»? Скажите, как вы думаете?

Ответы детей…

Воспитатель: 1) Это-Ж,

Целый жук и пол жука.

2) Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….

9. Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат медиаторы. Обведите пожалуйста медиатор, дорисуйте ему лапки, и голову, а внутри заштрихуйте прямыми линиями.

Дети: работают в тетрадях.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?

Что вы интересного для себя узнали сегодня?

Дети: Ответы детей…

Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

АНАСТАСИЯ ЛЕШУКОВА
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы

Лексическая тема : «Насекомые»

Образовательная область : Познавательно речевое развитие.

Тип : Совместная деятельность педагога с детьми.

Форма организации : Групповая .

Цель : познакомить детей со звуком и буквой Ж .

Образовательная область – коммуникация.

Программное содержание :

Коррекционно – образовательные задачи :

Научить характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный твердый, глухой звук » ).

Нучить детей узнавать и прописывать букву Ж .

Коррекционно – развивающие задачи :

- закреплять понятия : гласный звук , согласный звук ;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику детей ;

Развивать у детей фонематическое восприятие;

Развивать зрительное восприятие;

Закреплять понятие о месте звука в слове ;

Упражнять детей в выделении звука [ж] в начале , в середине слова;

Коррекционно – воспитательная задача :

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.

Предварительная работа :

Упражнения на определение наличия звука в слове ;

Упражнения на подбор слов на заданный звук ;

Разучивание потешки «Жук» ;

Оборудование :

Демонстрационный материал.

Картинка жук-Жужжа; магниты синего и красного цветов; мультфильм.

Раздаточный материал.

Зеркала; звуковой домик ; картонные жучки; листочки с заданиями; картинки.

Орг. момент Здравствуйте! Присаживайтесь! Ребята сегодня к нам в гости прилетел жук Жужжа, как вы думайте, какой его любимый звук ?

Вот и мы сегодня будем изучать звук [ж] ;

Кто расскажет Жужже про этот звук ?

Характеристика звука [ж]- согласный , т. к. есть преграда зубы, язычок

Звонкий, т. к. горлышко вибрирует

Твердый, обозначается синим цветом.

Артикуляционная гимнастика А сейчас, мы покажем Жужже, какие упражнения мы умеем выполнять для звука [ж] : заборчик, бублик, лопаточка, чашечка, облизываем вкусное варенье, фокус, лошадка, грибок, гармошка.

Фонематический слух А теперь поймаем звук [ж] , приготовили ладошки :

[ш, б, п, ж, н, к, ш, з, м, ж, с, ж]

[за, ма, жа, ка, жу, ши, му, жа ]

Ребята посмотрите на доску, перед вами картинки, назовите те картинки в названиях которых нет звука [ж] (пчела, бабочка, гусеница, кузнечик)

Молодцы! А оставшиеся картинки нужно расселить в домик :

1 подъезд – картинки со звуком [ж] в начале слова

2 подъезд- картинки со звуком [ж] в середине слова

Динамическая пауза Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Знакомство с буквой Сейчас мы с вами отправимся в гости к тетушке сове и познакомимся с буквой Ж :

Мультфильм с тетушкой совой.

Тренировка памяти Запомнили слова со звуком [ж] ?

А Букву Ж запомнили ?

На что она похожа?

Из скольких элементов состоит?

Гимнастика для глаз Надеваем на указательный пальчик жучка (спинка прямая, голова не двигается, следим за ним только глазками) :

Прописываем букву Ж ; отводим пальчик в право, вверх, в лево, в право, в низ, в право.

Работа на листочках Возьмите листочки и переверните их, что там нарисовано?

Нарисуйте дорожки с буквой Ж , найдите букву Ж в словах и обведите в кружок, зарисуйте квадратик, где стоит звук [ж] в начале слова , середине или конце.

Итог Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятии ? Что понравилось больше всего? Запомнили буквы Ж ? Наш Жужжа похож на букву Ж ? Он дарит вам свои раскраски, что бы вы не забывали его и букву Ж .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «Звук и Буква К» Цель занятия: закрепить навык произношения звука «К». Познакомить с буквой К. Учить выкладывать схемы слогов. Задачи: Образовательные: Научить.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова - учитель – логопед первой квалификационной.

Марина Кунгурова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи .

Тема "Согласный звук Ж , буква Ж .

Цель : актуализация знаний детей о звуке и букве Ж . Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы . Определение положения звука Ж в словах . Выделение слов со звуком звуками . Чтение слогов и слов; слов, написанных "по спирали".

Развивать фонематический слух , слуховое внимание, звукобуквенный анализ , звуковой синтез , связную речь.

Оборудование :

карта "Волшебная страна";

картинки - рамки на каждого ребенка;

объемный жучок;

стилизованная и печатная буква Ж ;

карточки "Читаем по спирали";

магнитные буквы , магнитные цифры 1 -5;

карточки - лото : лопата, кукла, ножницы, пила;

картинки : журавль, апельсин, бочка, арбуз;

1. Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.

Воспитатель : Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и придумывать задания и для этого у нас есть карта (выставляется карта) . Если мы пройдем по всему маршруту, выполним все упражнения, то узнаем, кто же из нас самый внимательный и старательный.

Вначале мы пойдем в гости к медвежонку. Послушайте, что он нам скажет : "Здравствуйте, дети! я ш -ш - шиву в этом лесу. Я друш - ш -шу со всеми ш - шивотными".

Ребята, какой звук не выговаривает этот медвежонок? (Да, звук Ж .) Надо его научить говорить правильно.

2. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж .

Воспитатель : Давайте произнесем : Ж - Ж - Ж. На что похож этот звук ? Да, на жужжание жука. (Показывается объемная фигура жука.) Как произносится этот звук ? Его можно петь? Нет, значит, этот звук какой ? (Согласный) Он звонкий или глухой? (Звонкий - "горлышко при произношении дрожит.) Да, этот звук - согласный , звонкий. Он всегда произносится твердо. При произношении звука Ж язык в виде "чашечки" поднят к верхним зубам, зубы слегка приоткрыты, губы округлены, воздушная струя идет сильная и теплая.

Звук Ж – всегда твердый , как и звук Ш . У него нет мягкой пары. Но прежде чем взлететь и пожжужать, жук хочет нам сказать, что он не только умеет жужжать «Ж – Ж» , но и похожие на (Варианты детей) букву Ж .

3. Анализ написания буквы Ж .

Выставляется стилизованная и печатная буква Ж .

Дети рассматривают букву .

Воспитатель : Итак, жук, похожий на букву Ж и жужжащий , как звук Ж , поет песенку и просит, чтобы с ним вы поиграли.

Игра «Добовлялки»

Жу – жу –жу – я по листику (хожу) .

Жи – жи – жи – мне ты лапку (покажи)

Же –же же – ох, устал летать (уже) .

Жи –жи –жи – ты шнурочек (завяжи) .

Жа –жа –жа – вы не бойтесь (ежа) .

Динамическая пауза.

Жук жжужит про букву Ж , Взрослый показывает букву .

Озорную букву Ж .

Обижалась : Ж – Ж – Ж, Отдергивают руку,

Уезжала Ж - Ж - Ж, «Едут» в одну сторону.

Приезжала Ж – Ж – Ж, «Едут» в другую сторону.

И жасмином наслаждалась Ж – Ж - Ж. «Нюхают цветы» .

Вот такая буква Ж ,

Озорная буква Ж .

Сейчас мы отправляемся к жирафу. Он хочет, чтоб мы с ним поиграли, нашли место звук Ж в словах .

Слова : лужа, Жора, пожар, лужок, проживать, положить, пружина, кожа, жакет и т. д.

4. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками

Цель упражнения : развитие слухового внимания , фонематического восприятия.

Воспитатель обращает внимание детей на карту Волшебной страны, перемещает фигурку жука к изображению ежа.

Воспитатель : Капризный ежик предлагает его послушать :

Я буду говорить слова,

Какие захочу.

А вы подпрыгнете тогда,

Когда я замолчу.

Звук Ж услышать надо в слове.

Задание это непростое;

А если подпрыгнете лишний раз –

Игру покинешь в тот же час!

Воспитатель называет слова, дети подпрыгивают только тогда, когда слышат звук Ж .

Слова : ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок, щука, чижик, шажок, овощи, клещи, зажигалка, железо, зонт, дружить, шагать, шпагат, желудь, кошка, кожа, пассажир и т. д.

Воспитатель : Угадайте, о ком эти слова?

Я – стеснительная малышка,

Маленькая летучая (мышка) . (Фигурка жука перемещается к летучей мыши) .

Вишу сейчас вниз головой,

Хочу поговорить с тобой :

Сейчас придет к нам буква Ж

И встанет рядом с гласной.

Ты сможешь! Ну, прекрасно!

Воспитатель читает с детьми открытые и закрытые слоги, добавляет их до целого слова.

ЖА ЖИ ЖУ КО - ЖА

АЖ УЖ ИЖ ВИ - ЖУ

Динамическая разминка от жука

Цель упражнения : фонетическая зарядка.

Воспитатель : Мы превращаемся в жуков

Плечи расправили - Все расправили плечи.

Раз, два, три.

Дружно все по кругу С прямой спиной двигаемся по кругу.

Мы пошли.

Мы лапки вверх потянем - Руки вверх с напряжением кистей.

Раз, два, три.

Теперь их плавно Руки в стороны.

В стороны развели .

Раз, два, три.

Здоровье укрепляем - Хлопки перед туловищем, за спиной.

На нас ты посмотри.

Вот крылышки расправили, Руки в стороны, опустили.

На месте покружились, Покружиться вокруг своей оси.

Над полем мы летали С прямой спиной идем к своим партам.

И громко так жужжали : Ж - Ж - Ж.

Задания от жука :

1. Прочитайте ребята слова написанные "по спирали"

2. Игра "Угадай слово"

Цель упражнения : коррекция звукового анализа и синтеза слов.

Воспитатель : Жук математику очень любит,

Игру сейчас вам предложит.

Все цифры вышли на парад

И выстроились в стройный ряд.

Жук загадал слово, которое мы должны разгадать.

Размещение и правили игры. На магнитной доске размещены цифры от 1 - 5 слева на право. Под каждой цифрой расположить карточки - лото. Под цифрой 1 - лопата, 2 - какла, 3 - ножницы, 4 - пила. Цифра обозначает, какой по счету звук из названия картинки - лото надо выделить.

3. "Угадай по первым звукам "

Воспитатель : Сейчас мы с вами угадаем животное по первым звукам .

Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки : журавль, апельсин, бочка, арбуз. Дети составляют слово - жаба.

Воспитатель : Жук очень доволен вами ребята, вы все внимательные и старательные. И он хочет вам подарит картинки с жирафом (рамками, где вы можете нарисовать букву ж .

Похожие публикации