Понятие класса глагола. Классы глаголов

Традиционно выделяют две основы глагола: основу инфинитива и основу настоящего времени, от которых образуются все формы глагола. Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени. Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти ); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса : чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л . Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на -чь (береч ьберёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на -ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , -сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

2) прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, -о, -и), знал (-а, -о, -и);

    3) сослагательное наклонение: взял (-а, -о, -и) бы, рассказал (-а, -о, -и) бы ;

    4) компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ) читать;

    5) компонент аналитической формы повелительного наклонения: давай (те) работать .

    Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени . Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор’-, читают – чит аj -, нарисуют – нарисуj-.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы :

    личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

    личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) ;

    формы повелительного наклонения: играй(те) ;

    окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

    компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые) ; деепричастия несовершенного вида: читая.

4. Классы глаголов

Глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива–прошедшего времени и основы настоящего или будущего простого времени объединяются в морфологические классы (словоизменительные типы). Все классы делятся на продуктивные инепродуктивные . К продуктивным классам относятся глаголы, имеющие такое соотношение основ, по образцу которых создаются новые глаголы. Выделяют 5 продуктивных классов.

Соотношение

Основа инфинитива –

прошедшего времени

Основа настоящего или

будущего простого времени

-а-(-я-) – -аj-(-я j- )

чита-ть – чита-

гуля- ть – гуля-

сопернича- ть – сопернича-

читают – читаj-

гуляют – гуляj-

соперничают – соперничаj-

-е - – -еj-

владе- ть – владе-

уме- ть – уме-

беле- ть – беле-

владеют – владеj

умеют – умеj-

белеют – белеj-

-ова- (-ева-)

-уj- (-юj-)

зимова- ть – зимова-

беседова- ть – беседова-

жева- ть – жева-

зимуют – зимуj-

беседуют – беседуj-

жуют – жуj-

-ну- –- -н-

крикну- ть – крикну-

шагну- ть – шагну-

верну- ть - верну-

крикнут – крикн-

шагнут – шагн -

вернут – верн-

-и- – нуль звука (после мяг­кого согласного или шипящего)

вози- ть – вози-

вороши- ть – вороши -

хвали-ть - хвали-

возят – воз`-

ворошат – ворош-

хвалят – хвал`-

В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами. Глаголы I–IV кл. относятся к I спряжению, V кл. – ко II спряжению.

К глаголам непродуктивных классов относится сравнительно небольшое количество слов – около 400 (без учёта префиксальных образований). Они имеют разнообразные соотношения глагольных основ; в некоторых грамматиках насчитывают более 20 непродуктивных классов. Сюда относятся:

глаголы I спряжения с основой инфинитива на –а писа-ть – пиш-ут, паха-ть – паш-ут ;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на –а(-я ), выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: ворча-ть – ворч-ат, стоя-ть – стоj-ат;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на букву –е , выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: терпе-ть – терп`-ат, блесте-ть – блест`-ат;

глаголы с суффиксом -ну- в инфинитиве, выпадающим в основе прошедшего времени, и основой настоящего времени с -н -: утихну-ть – утих – утихн-ут. Эти глаголы имеют некоторое сходство с глаголами IV продуктивного класса и соответственно образуют в ряде случаев параллельные формы прошедшего времени (чаще – в форме мужского рода): гас – гаснул, мок – мокнул, пах – пахнул (уст.), вял – вянул, стыл – стынул, избег – избегнул, достиг – достигнул и др.

В числе глаголов непродуктивных классов выделяют изобилующие глаголы, имеющие параллельные основы настоящего времени с чередованием конечных согласных основы и без чередования; первые из них чаще используются в разговорной речи и просторечии, вторые – в литературном языке: алкать – алчут и алкают, брызгать – брызжут и брызгают, внимать – внемлют и внимают, глодать – гложут и глодают, двигать – движут и двигают, капать – каплют и капают, клепать клеплют и клепают, кликать – кличут и кликают, колыхать – колышут и колыхают, кудахтать – кудахчут и кудахтают, махать – машут и махают, метать – метают и мечут, мурлыкать – мурлычут и мурлыкают, плескать – плещут и плескают, полоскать – полощут и полоскают, рыскать – рыщут и рыскают, страдать – сраждут и страдают, тыкать – тычут и тыкают, хныкать – хнычут и хныкают, щипать – щиплют и щипают. Некоторые формы изобилующих глаголов отличаются по семантике; например, глагол двигает имеет следующие значения: передвигает, перемещает, толкая или таща что-л. (двигает книгу по столу ); шевелит (двигает ушами ); заставляет идти вперед (полководец двинул войска ); содействует развитию чего-л. (двигают науку вперед ). Глагол движет имеет значения: приводит в действие, движение (механизм движет пружина ); руководит (им движет честолюбие ).

Кроме глаголов продуктивных и непродуктивных классов выделяют изолированный класс глаголов, имеющих индивидуальное соотношение основ: бежа-ть – бег-ут, бы-ть – буд-ут, бри-ть – бреj-ут, да-ть – дад-ут, ес-ть – ед`-ат, еха-ть – ед-ут, ид-ти – ид-ут, ошиби-ть(ся) – ошиб-ут(ся), созда-ть – создад-ут и под.

Из всех указанных обстоятельств проистекает важ­ное следствие, состоящее в том, что, зная основу, на­ходящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уве­ренным, что знаешь основу того же глагола перед окон­чанием типа -/; и наоборот, знание основы перед оконча­нием типа -I не означает знания основы перед оконча­нием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обу­словлены тем, что обычным представителем «-оконча­ния являются окончания настоящего времени, а обыч­ными представителями I- окончания - окончания про­шедшего времени и инфинитива.

Различие в основах настоящего времени и инфини­тива потребовало введения в русскую (и шире - сла­вянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определен­ный тип соответствия между двумя осно­вами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчи­вается основа инфинитива и основа настоящего време­ни. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.

Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоя­щего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может пред­ставлять собой и усеченную основу настоящего вре­мени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вы­вод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогно­зирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.



Строго говоря, существуют и такие глагольные лек­семы, у которых выделяются более чем две разные осно­вы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре­мени могут иметь основу, отличную от основы инфинити­ва: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре­чающимися являются различия между основой настоя­щего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, бере­гу - бережёт.

§ 86. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Согласно классификации А. А. Зализняка ", русские глаголы за малым исключением (напомним, что и здесь имеется в виду письменная форма языка) можно под­разделить на 16 основных классов (табл. 32).

Таблица 32

Окончание
Клас­сы гла­го­лов инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид) Примеры
I -ать -ять -еть -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет делать - делаю, делает терять - теряю, теряет жалеть - жалею, жалеет
II -овать -евать -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт рисовать - рисую, рисует тушевать - тушую, тушует клевать - клюю, клюёт
III -путь -ну, -нёт гнуть - гну, гнёт
IV -ить -у/-ю, -ит строить - строю, строит множить - множу, множит

Продолжение табл. 32

Клас­сы гла­го­лов Окончание Примеры
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (иесов. вид) или будуще­го времени (сов. вид)
V -ать -ять -еть -у/-ю, -ит слышать - слышу, слышит выстоять - выстою, выстоит видеть - вижу, видит
VI -ать -у/-ю, -ет скакать - скачу, скачет сеять - сею, сеет
VII -зти/-зть -сти/сть -зу, -зёт -су, -сёт, -ду, -дёт -ту, -тёт -сту, -стёт -бу, -бёт грызть - грызу, грызёт пасти - пасу, пасёт вести - веду, ведёт мести - мету, метёт расти - расту, растёт грести - гребу, гребёт
VIII -чь -гу, -жёт -ку, -чёт беречь - берегу, бережёт течь - теку, течёт
IX -ереть -ру, -рёт тереть - тру, трёт
X -олоть -ороть -олю, -олет -орю, -орет колоть - колю, колет пороть - порю, порет
XI -ить -ью. -ьёт шить - шью, шьёт
XII -ыть -уть -ить -ою, -оет -ую, -ует -ию, -иёт ныть - ною, ноет дуть - дую, дует гнить - гнию, гниёт
ХШ -овать -аю, -аёт продавать - продаю, продаёт
XIV -ать!-ять -ну, -нет -му, -мёт -иму, -имет жать - жну, жнёт жать - жму, жмёт отнять - отниму, отнимет
XV -ть -ну -нет одеть - одену, оденет
XVI -ть -еу, -вёт жить - живу, живёт


Существенно обратить внимание на то обстоятельст­во, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше принцип - необходимость завершить основу настояще­го времени согласным. В III - VI, IX и X классах это осуществляется за счет «отбрасывания» конечного глас­ного основы инфинитива, в I, II, VIII, XI - XIV клас­сах - за счет прибавления к основе согласных /, задне­нёбных, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV - VI классы) или неконечных гласных (XI, XII, XIV классы).

Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа настоящего-будущего времени окончание -ет, принадле­жат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -иг, - ко II спряжению. В процессе препода­вания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безудар­ными окончаниями: правильное определение типа спря­жения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский язык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем не обязательно знает, как выглядит форма настоящего времени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного соглас­ного и какого именно; отсутствие или наличие чередо­вания и какого именно). Поэтому знакомство с клас­сами глаголов совершенно необходимо при изучении русского языка как неродного.

§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ

А. А. Зализняк показал, что в качестве основных схем ударения в глаголе выступают три для форм настоящего времени и образованных от основы настоя­щего времени форм повелительного наклонения и три - для форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает на тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов в рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини­тиве, то ударение падает на последний слог основы: ри­совать, рисовал, но рисую, рисуй, рисует; получить, получил, но получит, получим, хотя и получу, получй.

Если по схеме ударение должно падать на оконча­ние, а оно является нулевым или не содержит гласного, ударение падает на последний слог основы: стою, стойшь, но стой, стойте. В двусложных ударных оконча­ниях ударение - на первом слоге: стойте.

У форм настоящего времени ударение может быть: 1) постоянно на основе: верю, веришь, верим, верите, верят, верь, верьте; 2) постоянно на окончании: беру, берёшь, берёт, берём, берёте, берут, берй, берйте; 3)на окончании в формах 1-го лица единственного числа и повелительного наклонения, на основе - во всех ос­тальных формах: пишу, пйшешь, пйшет, пйшем, пишете, пйшут, пишй, пишйте.

У форм прошедшего времени выделяются те же три основные схемы: 1) постоянное ударение на основе: делать, делал, делала, делало, делали; 2) постоянное ударение на окончании: нестй, нёс, несла, несло, несли; 3) ударение на окончании в форме женского рода, в остальных формах - на основе: быть, был, была, было, были. Большинство русских глаголов в формах прошед­шего времени имеют постоянное ударение на основе. Однако практически встречаются все типы комбинаций схем ударения словоформ настоящего времени и схем ударения словоформ прошедшего времени: боюсь, бойшься, бойтся, бойся, бойтесь (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) - боялся, боялась, боялось, боялись (в прошедшем времени постоянное ударение на основе); берегу, бережёшь, береги, берегй- те (в настоящем времени постоянное ударение на окон­чании) - берёг, берегла, берегло, береглй (в прошед­шем времени постоянное ударение на окончании); получу, получишь, получй (в настоящем времени ударе­ние подвижное) - получить, получил, получила, по­лучило, получили (в прошедшем времени постоянное ударение на основе).

§ 88. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Допустим, что нам известен инфинитив глагола, его класс, а также то, какую схему ударения имеет этот гла­гол в формах настоящего и прошедшего времени. При этих условиях мы можем образовать любую форму, вхо­
дящую в парадигму данного глагола. (Не следует за­бывать, что число форм не во всех глагольных парадиг­мах одинаково. Как уже отмечалось, оно обычно зави­сит от видовой характеристики глагола, а также от воз­можности иметь залоговое противопоставление внутри парадигмы.) Знание класса глагола позволяет образо­вать от основы инфинитива основу настоящего времени. Знание схемы ударения позволяет определить место ударения в этой основе. Все иные глагольные формы образуются по следующим основным правилам от од­ной из двух указанных акцентуированных основ.

Образование глагольных форм


В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа и наоборот, знание основы перед окончанием типа -t не означает знания основы перед окончанием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа -t - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем а-окончания являются окончания настоящего времени, а обычными представителями tокончания - окончания прошедшего времени и инфинитива.
Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире - славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.
Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогнозирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.
Строго говоря, существуют и такие глагольные лексемы, у которых выделяются более чем две разные основы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем времени могут иметь основу, отличную от основы инфинитива: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встречающимися являются различия между основой настоящего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, берегу - бережёт.

Еще по теме § 79. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА:

  1. Глагол как часть речи Классы глаголов. Спряжение глаголов
  2. Тематические классы сленговых глаголов, образованных как производные значения глаголов литературного языка
  3. Тематические классы глаголов литературного языка, имеющих производные сленговые значения, и сленговых глаголов

Все формы глагола образованы от двух основ:

Основа настоящего времени на согласный (определяется по форме 3 л., мн.ч.)

Основа инфинитива на гласный

От основы настоящего времени образуются:

Личные формы глагола в настоящем и будущем времени

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Деепричастия несовершенного вида

Глаголы в форме повелительного наклонения

От основы инфинитива образуются:

Прошедшее время глагола

Страдательные причастия прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Деепричастия совершенного вида

Сослагательное наклонение глаголов

Классы глаголов:

Можно выделить группы глаголов, объединенные соотношением основы инфинитива и основы настоящего времени. Один из них пополняются в современном языке (продуктивные классы), а другие нет (непродуктивные классы)

5 продуктивных классов:

1. решать – решают (а – ай)

2. белеть – белеют (е – ей)

3. рисовать – рисуют (ова – уй)

4. толкнуть – толкнут (ну – н)

5. строить – строят (и – мягкий согласный) только 2 спряж.

Спряжение:

Спряжение (в одном из значений) – это система окончаний глаголов в ходе их изменения по лицам и числам. Глаголы, в зависимости от системы окончаний, делятся на 2 группы:

1. глаголы 1 спряжения ю, ем, ешь, ете, ет, ют

2. глаголы 2 спряжения ю, им, ишь, ите, ит, ят

В тех случаях, когда окончания ударные, спряжение определяется по личным окончаниям. В безударной позиции выступает в силу следующее правило: к глаголам 2 спр. Относятся глаголы которые оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить, шить и др.), а также 11 исключений (гнать, держать, ненавидеть, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, дышать, слышать).

3. Неправильные глаголы с точки зрения спряжения – дать, есть (суть)

4. Разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 39. Глагольные основы, классы глагола, типы спряжения.:

  1. 22. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА. ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГЛАГОЛНЫХ ФОРМ. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
  2. Способы глагольного действия. Классы русских глаголов. Терминологическое сочетание «способ глагольного действия»
  3. 19 Способы глагольного действия. Их лексико-словообразовательный характер. Продуктивны и непродуктивны классы глаголов.
  4. 27.Глагол как часть речи. Система морфологических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
Похожие публикации