Проблематика повести солженицына раковый корпус проект. Проблематика повести Александра Солженицына «Раковый корпус

Самый главный вопрос, который задается героям на протяжении всего романа, это вопрос, заданный Ефремом Поддуевым: «Чем люди живы?» Маленькую синенькую книжку с золотой росписью дал Ефрему Костоглотов, он бы не стал и читать ее, если бы не его болезнь, и маленький рассказ с названием «Чем люди живы» заинтересовал Ефрема. Само название такое было, как будто он сам его сочинил. Задав это вопрос своим соседям по палате, Ефрем получил целый ряд ответов, но ни один человек не назвал того, чему поучал этот рассказ. Продуктовым и вещевым довольствием - ответил Ахмаджан, зарплатой - добавил медбрат Тургун. Воздухом, водой и едой - сказал Демка. Квалификацией - ответил Прошка. Павел Николаевич сказал, что идейностью и общественным благом. Удивляет, что все их ответы, в какой то мере слишком материальны, никто не задумывается о доброте, любви, дружбе. Ведь сам вопрос как будто наталкивает на ответ. Эти люди лежат в больнице, они больны одной из самых страшных болезней, некоторые смертельно, и им даже в голову не приходит, что человек может думать о чем-то высоком и духовном. Ведь именно перед смертью многие люди начинают понимать высшее значение жизни, но почему-то их эти мысли не коснулись, и, даже лежа на больничной койке, они заботятся только о материальном. Солженицын неспроста подчеркивает перед ответом Ахмаджана, что он выздоравливает, человек, который почти излечился от страшной болезни, даже не задумался о том, какой подарок этим ему преподнесла жизнь, для него её смысл все еще в вещевом довольствии. Также поражает, что все их ответы связаны исключительно с заботой о себе, ни слова о своих близких и других людях, даже о своих детях. Надежду дарит только ответ Сибгатова: Родиной. Но он имеет в виду не высокое понятие Родина, а то, что в родных местах болезнь не привяжется. Сам Ефрем удивляется ответам своих соседей и понимает, что раньше ответил бы так же, что человек жив воздухом, водой, едой и еще спиртом, и всю жизнь он думал так. Но маленький рассказик Льва Толстого заставил задуматься Ефрема, полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Ему было даже как-то странно сказать всем, вслух не выговаривалось, неприлично было, но в то же время правильно, что люди живы любовью к другим. Этот ответ вызвал волну негодования у Русанова, тот стал требовать фамилию того автора, который может такую глупость написать. Другие герои ничего не ответили, наверно, им тоже не понять, как это люди могут быть живы любовью, так еще и ни к себе, а к другим. Помимо этого разговора Ефрем также обращается с этим вопросом к новому больному - Вадиму Зацырко. Он отвечает, что творчеством, это действительно «человеческий» ответ на вопрос. Также Демка задает этот вопрос девочке Асе, она в свою очередь отвечает, что любовью, кажется, вот он - единственный человек, который правильно ответил на этот вопрос, ведь именно так говорилось в книге - любовью. Но Ася подразумевает под словом любовь совсем не то, что говорилось в книге, не любовь к другим людям, а любовь между мужчиной и женщиной и любовь даже не духовную, а физическую. Ведь когда Ася понимает, что ей сделают операцию, она спрашивает: зачем жить, кому я теперь буду нужна. Ей кажется диким то, что Демка пытается ей объяснить: люди любят за характер. О какой любви она тогда говорила?

Кажется, что вопрос, чем люди живы, повлиял только на одного Ефрема. Он был всегда сильным мужчиной, работал, радовался жизни и никогда не болел. Заболел только один раз и сразу раком. «Всей своей жизнью он был подготовлен к жизни»,- пишет Солженицын. Но уже после первых операций перестали нравиться ему работа и веселье. Он всегда считал, что от человека требуется хорошая специальность или хватка, от всего от этого были деньги, но когда оказываешься больным чем-нибудь смертельным, не нужна никакая ни хватка, ни специальность, выходит, что ты слабак и что-то важное в жизни упустил. Синенькая книжица заставила пересмотреть многие принципы Ефрема. Он анализировал свое прошлое, свои поступки и поступки других людей, но как-то неправильно все поступали, не по книге. Когда в палате все рассуждают о самопроизвольном исцелении, Ефрем говорит, что для этого нужна чистая совесть, что он сам «разорил» много женщин, бросал их с детьми, заставлял плакать, и поэтому опухоль у него не рассосется. Перед смертью Ефрем полностью раскаялся в своих грехах, он понял, что жил неправильно и что все то, что он до этого считал полноценной жизнью, вовсе не жизнь. Что жизнь-то она, оказывается, заключается в другом - в любви к ближним. Ефрем не прощает себя за былые ошибки, зато его прощает автор и читатели. Но его так до конца и мучает совесть, и он понимает, что уже ничего не успеет исправить, скоро его ждет смерть... Ефрему не осталось ничего другого, как убеждать и пугать других, что никуда отсюда не деться и никогда никому из этого ракового корпуса не выйти, и это предсказание полностью сбылось: как только Ефрема выписали, он умер на вокзале.

Больше всего, услышав ответ, что люди живы любовью, возмущается Русанов. «Нет, это не наша мораль!» - отвечает он Ефрему. По мнению Русанова, люди живы идейностью и общественным благом. Павел Николаевич Русанов работает в сфере анкетного хозяйства. Он считает свою низкую и подлую работу - подвергать людей страху, доводить их до суда и даже отправлять в тюрьму - «ажурной тонкой работой», которая требует много усилий, ведь про любого человека, если хорошо поискать, можно найти что-нибудь подозрительное, каждый человек в чем-то виноват, что-то скрывает. И с помощью своих отличных анкет Русанов узнает, что скрывает этот человек. Он считает, что люди уважают его за работу, что его положение обособленное, загадочное и полупотустороннее. Все это, по его мнению, он делает на благо общества, чтобы все лгуны, смелые и заумные, исчезли, а люди принципиальные, устойчивые, такие как Русанов, ходили бы с гордо поднятой головой. У Русанова есть даже три этапа запугивания людей: какой он применит, зависит от степени виновности человека. С помощью своих хитроумных способов он заставляет людей нервничать и переживать, а уж его анкеты раскроют, что в голове у человека. Он гордится, что с помощью своих анкет ему удалось добиться разводов нескольких женщин, которые пытались помочь своим мужьям в ссылке. Также перед его кабинетом есть «тамбур», предохранительный ящик метром в глубину, и входящий в него кабинет человек на несколько секунд попадает в заключение, он чувствует свое ничтожество, в тамбуре человек «расстается» со своими дерзостью и своемудрием. И конечно, в его кабинет люди заходят только по-одному. Русанов считает, что его работа дает ему возможность знать истинные процессы жизни . Другие люди видят жизнь как производство, совещания, столовая, клуб и т. д. Но истинное же направление жизни решалось в «тихих кабинетах между двумя-тремя понимающими друг друга людьми или телефонным ласковым звонком. Еще струилась истинная жизнь в тайных бумагах, в глуби портфелей Русанова и его сотрудников». Русанов - доносчик, он «стучит» на людей, и не только для общественного блага, но и для своих личных целей, но вся его семья и он сам относятся к его работе с почтенным трепетом и считают её очень важной и благородной. Так, он ради квартиры, которую они с женой делили с семьей своего давнего друга, подал на него материал о том, что Родичев собирается создать группу вредителей. Вместе с Родичевым в ссылку послали и секретаря заводского парткома Гузуна, который сопротивлялся исключению Родичева из партии. И теперь, когда жена Русанова, Капитолина Матвеевна, сообщила ему, что ее брат видел Родичева, Русанова одолевает жуткий страх за то, что все те люди, которые пострадали из-за него, вернутся и от них пострадает уже сам он. Он думает, что лучше умереть, чем ждать каждого возврата со страхом, и считает, что их не надо возвращать, потому что они уже привыкли к той ссыльной жизни, а здесь они взбаламутят жизнь других людей. Из-за своего эгоизма и желания, чтобы все хорошо было только у него, Русанов даже не задумывается, что сломал многим людям жизнь и что для них возвращение из ссылки - это начало новой жизни, счастье. Для него главное в жизни - это спокойствие его самого и его семьи, а на тех, кто может этому помешать, у Русанова всегда найдется компромат.

Смена верховного суда - вот то, что по-настоящему потрясло Русанова, ведь это почти означает, что он остался без защиты. После прочтения об этом в газете Русанову снится кошмар. В нем он видит сначала девушку, на мать которой он донес, после чего девушка отравилась. Потом ему кажется, что он потерял какую-то важную бумажку. После женщина, которую из-за него посадили, и она поручила ему свою дочь, которую он отдал в детприемник. И теперь мать хочет узнать, где же её дочь, но Русанов не может ей этого сказать, потому что он сам не знает. И завершается все тем, что его зовут в верховный суд, и Русанов жутко боится, потому что теперь там у него нет защиты. На сайте Саратовского государственного университета я нашла статью О.В. Гаркавенко «Тот верный, естественный звук…» Христианские мотивы в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». В ней значение сна Русанова толкуется следующим образом:

«В спутанном сознании бюрократа-доносчика переплетаются служебная повседневность с ее телефонными звонками «снизу» и «сверху», прочитанная днем газетная статья и события далекого прошлого. Однако глубинный смысл этого сна раскрывается лишь в контексте христианской символики. Сон Русанова - модель его посмертного существования, предупреждение о том, что ожидает его в ином мире. «Он полз. Он полз какой-то бетонной трубой, не трубой, а тоннелем, что ли, где из боков торчала незаделанная арматура, и за неё он цеплялся иногда и как раз правой стороной шеи, больной. Он полз на груди и больше всего ощущал тяжесть тела, прижимающего его к земле. Эта тяжесть была гораздо больше, чем вес его тела, он не привык к такой тяжести, его просто плющило. Он думал сперва, что это бетон сверху придавливает - нет, это такое тяжёлое было его тело. Он ощущал его и тащил его как мешок железного лома. Он подумал, что с такой тяжестью и на ноги, пожалуй не встанет, но главное бы - выползти из этого прохода, хоть вздохнуть, хоть на свет посмотреть. А проход не кончался, не кончался, не кончался» Русанов, в христианской терминологии человек сугубо плотский, обречен и посмертно влачить эту плотскую тяжесть, что заставляет вспомнить слова апостола Павла: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». Далее Павел Николаевич слышит, «как чей-то голос - но без голоса, а передавая одни мысли, скомандовал ему ползти вбок. Как же я туда поползу, если там стена? - подумал он. Но с той же тяжестью, с какой плющилось его тело, ему была и неотвратимая команда ползти влево. Он закряхтел и пополз - и правда, так же и полз, как и раньше прямо». В Священном Писании сказано, что на Страшном Суде одни окажутся по правую сторону от Спасителя, другие - по левую. «И пойдут сии в муку вечную». Учитывая христианскую символику правой и левой стороны, небезынтересно отметить, что опухоль у Русанова - справа. Ползя через тоннель, он цепляется за незаделанную арматуру, «и как раз правой стороной шеи, больной». Эта деталь настойчиво повторяется. Так, услышав голос Ельчанской, одной из многочисленных жертв своих доносов, Русанов почувствовал, «как сильно кольнуло в шее, в правой стороне». Но вдруг, ползя по тоннелю, Павел Николаевич вслед за первым приказом слышит новый, странный для него: «Только он приноровился сюда - тот же внятный голос велел ему заворачивать вправо, да побыстрей. Он заработал локтями и ступнями, и хотя справа была непроницаемая стена - а полз, и как будто получалось». Что это? Быть может, последний акт Божественного милосердия, последний призыв к покаянию, напоминание о том, что этот путь не закрыт ни для какого человека до последнего часа его земной жизни? Но «непроницаемая стена» из тяжкого груза нераскаянных грехов загораживает для Русанова этот спасительный путь. «Всё время он цеплялся шеей, а в голову отдавалось. Так тяжело он ещё никогда не попадал в жизни, и обидней всего будет, если он так и умрет тут, не доползя. Но вдруг полегчали его ноги - стали лёгкие, как будто их воздухом надули, и стали ноги подниматься <…>. Он прислушался - команды ему никакой не было. <…> он стал пятиться и, выжимаясь на руках, - откуда сила взялась? - стал лезть вслед за ногами назад, через дыру. <…> И оказался на трубе, среди какого-то строительства, только безлюдного, очевидно рабочий день кончился. Вокруг была грязная топкая земля». Ползя по тоннелю, Павел Николаевич страстно желал «хоть на свет посмотреть», «но ни света, ни конца не проглядывало». Нет света и на заброшенной стройке: «Всё вокруг было неопределённое, не было ничего видно вдаль. Это позволяет предположить, что речь идет об адском пространстве: «Ад <…> по словопроизводству с греческого, значит место, лишенное света». (Примечательно и то обстоятельство, что девушку-самоубийцу Русанов здесь встречает, а Ельчанскую - нет. Он только ощущает прикосновение руки и слышит ее голос, но не видит ее саму на безлюдном строительстве). Именно сюда ползет Русанов через положившую конец его своеволию смертельную болезнь, через последние месяцы или недели земного существования. Но он так и не осознает, в какой именно «Новый Верховный Суд» вызывает его голос «сверху» из телефонной трубки. Показанные Павлу Николаевичу жертвы его доносов пробуждают в нем не раскаяние, а только животный страх разоблачения. Ужас усугубляется встречей с загадочным «парнем в брезентовой куртке сварщика, с крылышками на плечах», знающим самые сокровенные его дела и мысли. Библейские аллюзии слышатся и в вопросе, который задает Русанову Ельчанская: «Друг мой! <..> Скажите, где моя дочь?». На это вопрошание он, некогда погубивший и супругов Ельчанских, и их ребенка, отправленного в детдом, не может дать внятного ответа. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?». Несколько ранее, едва освободившись из трубы, Русанов задает похожий вопрос (по инерции своего земного бытия - еще с судейской интонацией) девушке-самоубийце, дочери прессовщицы Груши: «Девушка, где твоя мать? <...> - А я у вас хочу спросить, - взглянула девушка». Именно после этого диалога Павел Николаевич начинает испытывать мучительную жажду, которую ему так и не удается утолить: до корыта с дождевой водой он не добрался, а графины на столах все оказались пустыми. Материалистическое обоснование этой обжигающей горло жажды - воздействие эмбихина. Но в Священном Писании жажда нередко метафорически выражает состояние удаленности от Бога. И в свете библейской символики данная деталь - знак окончательной духовной гибели Русанова. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» .

В своем сне Русанов вспоминает безвинных людей, которых он посадил, но он не испытывает за это угрызений совести. Русанову, как и Свидригайлову из «Преступления и наказания», снятся люди, которые из-за него покончили жизнь самоубийством. Свидригайлову снится девочка, которая повесилась из-за того, что он её оскорбил, и его жена постоянно видится ему как приведение. Свидригайлов совершает преступления, для того чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, создавая для себя морально-этические нормы. Русанов же творит зло ради собственного благополучия и ничуть не раскаивается.

Так, даже рак и страх смерти никак не смогли заставить Русанова понять, что он живет неправильно. Для него смысл жизни по-прежнему остается в общественном благе и в его «благородной работе».

Дочь Русанова, Авиетта, во многом похожа на своего отца. Она умная и сильная. Авиетта - начинающая поэтесса, по ней сразу видно, что она добьется всего в жизни, и добьется она всего этого такими же способами, низкими и подлыми, как и её отец. Авиетта во многом копия своего папы, она думает только себе, о том, как бы пробиться в люди, ездит в Москву, чтобы показать себя и посмотреть на то, какая там в Москве мебель, мебель ей важнее даже собственного творчества. Она уверяет Демку, что искренность вредна в литературе и совсем не нужна, Авиетта считает, что лучше говорить людям неправду, чем рассказывать о том, как есть на самом деле.

Полной противоположностью отца является его сын Юра. Он рассказывает отцу историю о том, что один человек вез продукты, и посреди дороги началась буря, и ему пришлось оставить машину и идти в ближайший населенный пункт. Наутро оказалось, что пропала одна коробка, во всем обвинили шофера и посадили в тюрьму. Отец полностью согласен с приговором и говорит, что даже если взял и не он, то как так можно бросить государственное имущество??? Его очень огорчает, что сын против и даже написал протест. По мнению Юры, человеку не оставалось ничего другого, иначе бы он умер. Это мучает Русанова, мучает, что он не смог привить своему сыну свою точку зрения.

Вся семья Русановых считает себя выше других людей, они все думают, что у отца честная работа и что он делает только хорошие вещи, что он распознает преступников. Также Солженицын пишет о семье Русановых на первый взгляд совершенно абсурдную фразу, но в которой выражается вся их сущность: «Русановы любили народ - свой великий народ, и служили этому народу, и готовы были жизнь отдать за народ. Но с годами они все больше не могли терпеть - население. Этого строптивого, вечно уклоняющегося, упирающегося да еще чего-то требующего населения» Хочется задать вопрос: а население - это не народ??? Вот она - маска семьи Русановых: они говорят, что любят всех, что они честные и добрые люди, а на самом-то деле они любят только себя, а других презирают.

Библиотекарь Шулубин появляется в палате незаметно и ни с кем не желает общаться. За глаза его назвали «филином», он обычно очень долго смотрел на кого-нибудь круглыми глазами. Его опухоль находится в самом унизительном месте, и поэтому Шулубин переживает, что после операции никто и рядом с ним не сядет, да и сейчас он не хочет ни с кем разговаривать, потому что о такой болезни и говорить не принято. Раньше он читал лекции по нескольким специальностям, но стали «замятать» профессоров. И с этого момента Шулубин гнул спину и молчал: «Надо было признать ошибки? Я их признал! Надо было отречься? Я отрекся! … Надо было оставить лекции? Я оставил! …Уничтожались учебники великих ученых, менялись программы - хорошо, я согласен!» Так он дошел до обычного библиотекаря, но и там его заставляли уничтожать книги по генетике, и он послушно сувал их в печку. И все это он делал ради своей жены и своих детей, даже не для себя. Но жена умерла, дети выросли и бросили отца. Получается, все, что он делал, бессмысленно! Он жил для детей, а они его бросили, наплевали в душу. И получается, что жизнь прожита зря. Он молчал всю жизнь, гнулся и думал о том, что он мукой своей и предательством обеспечил жизнь другим людям, а сам не заслужил даже немного мысли. И вот уже в конце жизни он понимает, что во всем был не прав, что жил неправильно, что избрал смыслом жизни совсем не то, что надо, а теперь уже поздно что-либо менять.

В раковом корпусе лежит шестнадцатилетний мальчик Демка, он молод, только начинает жить и уже сталкивается с такой ужасной болезнью, как рак. Отец Демки умер, когда ему было два года, после был отчим, который вскоре бросил мать. С тех пор она водила в дом мужчин в единственную с Демой комнату, все это вызывает у него отвращение к тому, о чем его сверстники думали «с задрогом». Из-за поведения матери Демка не верит в любовь и сторонится женщин. Он ушел от матери жить к школьному сторожу, после переехал в заводской поселок и жил в общежитии. У Демки трудная жизнь, он был всегда не сыт, недоедал всю жизнь. Прилежно работал, не пил, не гулял, а только учился. Демка все время читает, он даже был допущен к шкафу с книгами у старшей лаборантки, для него литература - учитель жизни. Он хотел заняться общественной жизнью, поступить в университет, но одна игра в футбол, в который он изредка позволял себе играть с друзьями, перевернула все, заставила его очутиться здесь, в раковом корпусе. Кто-то нечаянно мячом стукнул Демку по голени. Хочется задать вопрос, почему так несправедливо? Этот вопрос Демка и задает тете Стефе, с которой познакомился в раковом корпусе. На что она ему отвечает, что Богу все видно, надо покориться. Но Дема категорически не согласен с этим, для него религия - дурман. По его мнению, почему, если Богу все видно, у одних жизнь гладкая, без проблем, а у других все перекромсано. И когда Ефрем задает Демке вопрос «Чем люди живы», Демка отвечает, что воздухом, водой и едой. С одной стороны, Демка не признает ни одну духовную ценность, главное для него - это работа и учеба, но, с другой стороны, он все время пытается познать что-то новое, интересуется всем, о чем говорят в палате, ведет со всеми умные беседы, задает всем нескончаемые интересующие его вопросы, и мы понимаем, что когда Демка вырастет, то наверняка поймет, что смысл жизни вовсе не в воздухе и еде. Но пока Демка не признает даже любовь, ни духовную, ни физическую. Пока он не встречает Асю. Ася показалась ему красивой, как из кинофильма, такие девушки для него были недостижимы. Он никогда бы не решился с ней познакомиться, но он видел её - и в груди екало. Так он ждал, пока Ася сама с ним не познакомилась. Ася такая легкая, непринужденная… ее веселье как будто перехлестывалось и к Демке. Когда Демка говорит ей, что ему хотят отрезать ногу, она в ужасе восклицает, что лучше умереть, чем жить без ноги. - «Жизнь дана для счастья!». И Демке хочется во всем с ней соглашаться, какая ведь жизнь с костылем??? Жизнь - для счастья! Она отвечает на вопрос, для чего живет человек - «Для любви, конечно!» Говорит, что в жизни нет ничего, кроме любви. «Это - наше всегда!...Любовь!! - и все!!». Демке чуждо слово любовь, он возражает, что любовь это не вся жизнь, что это лишь определенный период, на что Ася утверждает, что в их возрасте вся и сладость. Ася с ним открыта, их разговор настолько легкий, как будто они знают друг друга уже очень давно. И та любовь, которая раньше вызывала у него отвращение, представилась ему чем-то невинным и неиспачканным. И даже больная нога с вечно грызущей болью на время забылась… И когда Ася врывается к нему в палату с ужасной новостью, что ей будут делать операцию, и плачет, что она теперь никому не будет нужна, Демка говорит, что ему она нужна и что он даже женится на ней охотно. Так, благодаря встрече с Асей, Демка понимает и познает любовь. Демка страшно боится потерять ногу: «А как бы не отняли. Как бы не отрезали. Как бы не пришлось отдать». Для него потерять ногу в шестнадцать лет равносильно смерти, что за жизнь без нее будет??? Поэтому Демка охотно соглашается на рентгенотерапию, потому что думает, что это вместо операции. Но время и нестерпимая боль сделали свое дело. Больная нога стала уже казаться Демке не драгоценной для жизни, а обузой, от которой хочется поскорей избавиться. Операция теперь представлялась ему спасением, а не концом жизни. И Демка, посоветовавшись со всеми, решился на операцию. После нее он не оставил своих желаний, Демка по-прежнему хочет поступить в университет. Но остается у него еще одна мечта - сходить в зоопарк. Он мечтает о том, что выпишут его, и будет он ходить весь день по зоопарку, знакомиться с разными зверями. А после вернется к себе домой и всего себя посвятит учебе, ведь теперь не нужно будет ходить ни на танцплощадку, ни играть с друзьями. Все время будет только на учебу.

Судьба украинского парня Прошки трагична тем, что ему даже не говорят, что его ждет, просто отпускают… как кажется, на волю, а на самом-то деле…. Он единственный из больных, кто ни на что не жаловался и не имел никакого наружного поражения. Смуглый, молодой парень. Он тоже очень боится операции, и вдруг во время осмотра врач говорит ему, что его выписывают. Прошка несказанно рад, выписывают и без операции! Устинова говорит ему, что нельзя ему работать и поднимать тяжелого, что ему выдадут инвалидность и он будет на нее жить. Но Прошка отказывается от этого, для него жизнь - работа: «Я ще молодый, я робыть хочу». И на вопрос «Чем люди живы» Прошка тоже отвечает, что квалификацией. В справке у Прошки написана странная надпись - Tumor cordis, casus inoperabilis. Он подходит к Костоглотову за помощью, чтобы он перевел ему это. Олег, когда-то бравший уроки латинского языка, переводит эту надпись. Опухоль сердца, случай, не поддающийся операции - гласит она. Олег не говорит Прошке об этом, и счастливый парень выходит из больницы, кажется, в новую жизнь, а на самом деле идет к смерти…

Вадим Зацырко, уже приехав в раковый корпус, знает, что у него самый опасный вид опухоли - меланобластома. А это означает, что ему осталось жить лишь восемь месяцев. Вадим занимается геологией, он всего себя посвятил своей работе, также у него очень дружная семья - мама и еще два брата. Болезнь застала его в самую нужную минуту, когда он стоял на пороге открытия нового поиска месторождений руд по радиоактивным водам. Он родился с большим пигментным пятном на ноге, и его мама, волнуясь за сына, решила сделать операцию, из-за которой, скорее всего, у него и появился рак. У Вадима с самого детства было предчувствие, что ему не хватит времени. Его всегда раздражали пустые разговоры, водянистые книги и фильмы, бесполезные радиопередачи и т. п. Как будто с самого детства чувствовал, что умрет так рано, в 27 лет. Всю жизнь он как будто мчался наперегонки со своей еще невидимой опухолью. И она наконец настигла его. Но Вадим принял смерть, для него теперь самое главное - это то, что он успеет сделать за тот маленький срок, который ему дан. Он мечтает о том, чтобы ему дали хотя бы три года, не больше, он бы все успел! Но у него остались лишь считаные месяцы, и то он проведет их на больничной койке. Единственная еще оставшаяся надежда - это то, что мать сможет найти коллоидное золото, которое хоть как-то приостановит распространение метастаз. На вопрос «чем люди живы», который задает ему Ефрем, Вадим отвечает, что творчеством. И еще упоминает, что для него смысл жизни - только в движении. Для Вадима его работа - самое важное в жизни. Он всеми силами стремился помочь науке, оставить людям после себя новый метод поиска руд. Он сравнивает себя с молодым Лермонтовым, который оставил след в литературе, и оставил его навсегда, а Вадим не сможет оставит след после себя, ему не хватит времени… Он бы мог так много успеть, столько нового открыть, повидать… Если сначала у Вадима была еще маленькая надежда на то, что он вырвется, выскочит, то вскоре, после месяца, проведенного в диспансере, целый месяц, за который на свободе он бы мог еще хоть что-то сделать, он потерял её, ему уже не хотелось даже читать книги. «Носить в себе талант, еще не прогремевший, распирающий тебя - мука и долг, умирать же с ним - еще не вспыхнувшим, не разрядившимся - гораздо трагичней». Когда ему наконец-то сообщают, что скоро должны привести коллоидное золото, Вадим буквально оживает, он думает о том, что золото оградит все его тело, а ногой можно и пожертвовать ради жизни. Он не спит ночью, все думает о золоте, но и не подозревает, что врачи нарочно осматривают ему все тело, скрывая то, что на самом деле метастазы уже передались в печень, и золото здесь вряд ли поможет. Еще до новости о золоте Вадиму начинает казаться, что все, чему он посвятил свою жизнь, вовсе не имеет никакого смысла. Что вот он всю жизнь спешил, чтобы доказать свой опыт, а что теперь? Он скоро умрет…. и зачем тогда это все делалось? Чтобы вот так и осталось неоткрытым и недоказанным? Получается, что он всю жизнь прожил зря, спешил для чего-то…старался… И весь его былой смысл жизни, заключенный в работе, не значит ничего… Но, однако, как только он узнает о том, что золото все-таки привезут, он вновь мечтает о работе, о том, что снова начнется гонка за жизнь. Наверно, только перед новой угрозой смерти Вадим задумается об истинном смысле жизни, который заключается вовсе не работе.

В один день в палате вдруг появляется новый больной, который дарит угнетенным людям заряд бодрости и своего невероятного оптимизма - это Вадим Чалый. Он врывается в палату, как поток освежающего ветра, расшевеливая больных. На его лице играет уверенная улыбка, лицо простодушное и располагающее. Кажется, что он совсем не болен, он так просто говорит о своей операции на желудок, как будто это как лекарства принять: «Желудочек оттяпают. Вырежут три четверти». Он успокаивают Русанова, говорит, чтобы не загнуться, надо меньше расстраиваться. «Жизнь всегда побеждает!» - вот его девиз. И после всех этих оптимистичных слов Русанов действительно задумывается, зачем же жить с мрачными мыслями? Можно сказать, что приезд Чалого, как луч света и пример людям, угнетенным, уже смирившимся со своей болезнью, как нужно относиться к ней! Всегда с улыбкой! Но очень интересно, что из всех больных Чалый больше всего сошелся именно с Русановым. Это можно объяснить лишь тем, что он, так же как и Русанов, ради своего удовольствия готов преодолеть все препятствия на своем пути. Чалый вовсе не такой добрый и хороший, как кажется, его смысл жизни заключается только в том, чтобы вдоволь есть, наслаждаться женщинами и деньгами, он, как и Русанов, думает только о себе. Его мечты материальны и низки, совсем как у Павла Николаевича.

Очень сложна судьба врачей в раковом корпусе. Одна из проблем, которая гложет их всех, это то, что они не в силах вылечить своих больных, то, что они бессильны. Людмила Афанасьевна Донцова заведует отделением рентгенотерапии. Она постоянно думает о Сибгатове, о том, что когда-то она вылечила его, вылечила рентгеном, но от него же все остальные ткани были почти на грани новой опухоли, и от простого ушиба у него возникла новая опухоль, и уже никаким рентгеном победить её нельзя было. Бессилие перед больными, обреченными на смерть, как крест, ложится на душу врачам. А еще сверху требуют усилить оборачиваемость коек, то есть выписывать обреченных, чтобы они умирали за пределами диспансера, а некоторым, как Прошке, даже и не говорить, что он смертельно болен. Все это угнетает Донцову, она думает о своей работе и о рентгене, через который проходит каждый больной корпуса, облучая себя тысячами «эр», убивая больные клетки и поражая здоровые, как замкнутый круг… Люди, вылечившиеся в молодости от рака рентгеном, возвращались потом с новым раком, но уже в других неожиданных местах. Такие случаи вызывали у Донцовой потрясение и неискупимое чувство вины... И, думая о тех многих, кого она вылечила, она понимает, что все равно никогда не забудет о тех нескольких, которых не смогла спасти. Донцова думает о праве врачей лечить, ведь правда то, о чем говорит Олег: «Почему вы вообще берете на себя право решать за другого человека? Ведь это - страшное право, оно редко ведет к добру. Бойтесь его! Оно не дано и врачу!» Но Донцова возражает ему, что дано оно в первую очередь врачу, но сама понимает, что это нечестно - не говорить людям о том, чем они болеют и как их лечат, что врачи не в праве решать, надо это лечение человеку или нет, ведь только человек решает, что ему выбрать. Донцова двадцать лет работает здесь, каждый день дышит воздухом, пропитанным рентгеновским излучением, и уже давно чувствует давящую иногда резкую боль в области желудка. Но никому не хочется верит, что у него рак . Донцова едет к своему старому другу Дормидонту Тихоновичу с просьбой обследовать её желудок. Она говорит, что ей легче не знать своего диагноза, чтобы не мучаться и не подозревать того, что с ней будет, рассуждает, почему именно её, онколога, постигла онкологическая болезнь, что за несправедливость? Но Орещенков возражает, что это и есть справедливость. Он сам не работает ни в одной из клиник, он ведет частную практику и много старался, чтобы ему это разрешили. Орещенков любит свою работу, любит помогать людям, но в последние годы его жизни его главное времяпровождение - углубление в себя, в свои мысли. Для него весь смысл существования представляется не в деятельности людей, которой они занимались постоянно, а в том, «насколько им удавалось сохранить неомутненным, непродрогнувшим, неискаженным - изображение вечности, зароненное каждому». Из-за болезни за несколько дней в Донцовой перевернулось буквально все. То, что было раньше так известно, теперь стало совсем чужим, незнакомым. Мысль о том, что она больна, была невыносима. Вдруг оказалось, что жизнь так прекрасна и так невозможно с ней расстаться! Она понимала, что у нее за опухоль, на входе желудка, а это один из самых трудных случаев. На её последнем обходе она не могла не отойти ни от одного больного, так хотела помочь. И снова вспоминался Сибгатов, сколько было вложено в него, и ничего не помогло. Но в то же время выписывался здоровый Ахмаджан, и Вадиму должны скоро привезти золото, и Русанов должен выписаться… Но все это все равно ничто, по сравнению с теми, кого Донцова все-таки не смогла спасти.

Также мучает совесть хирурга Евгению Устинову. Она считает, что самые лучшие операции - это те, которых удалось избежать. Главный хирург Лев Леонидович мучается тем, что постоянно приходится обманывать больных, не говорить им правды об их болезнях. Говорить безобидные названия, как язва, гастрит, воспаление, полипы, вместо рака или саркомы. Так люди совсем не догадываются о том, что их ждет, им дарят ненужную надежду на то, что у них все хорошо. И это вранье также тяжелым грузом лежит на душе у врачей.

Зоя - молодая девушка, она одновременно учится на врача и работает в раковом корпусе, потому что бабушкиной пенсии им не хватает. Она молода, полна сил, все время занята, недаром Олег называет её Пчелкой. Зоя считает, что от жизни надо спешить брать, как можно раньше и как можно полней. В романе очень мало написано о внутреннем мире Зое, о её чувствах и эмоциях. Я считаю, что это потому, что Зое еще только предстоит понять смысл своей жизни.

Главный герой повести - Олег Костоглотов. Ему 34 года; когда Олег был студентом, его и друзей «загребли». Они были обычными студентами: веселились, учились, ухаживали за девушками, но разговаривали о политике, и кое-что их там не устраивало, и перед экзаменами их всех забрали, даже девчонок. И сослали навечно. Навечно…страшное слово…теперь никогда не вернуться на Родину, даже мертвым, даже когда солнце потухнет… Его сослали в Уш-Терек. Олег вроде должен ненавидеть место ссылки, но он, наоборот, только и мечтает о том, чтобы снова вернуться в милый Уш-Терек. Олег думает о том, чтобы погулять по ночному Уш-Тереку, посмотреть кино и посидеть в чайной. Такое восприятие места ссылки сложилось из-за семьи Кадминых. Чтобы ни случилось в ссылке, они всегда повторяют: «Как хорошо! Насколько это лучше, чем было! Как нам повезло, что мы попали в это прелестное место!» Всякие мелочи, вроде буханки хлеба, хорошего фильма, Кадмины воспринимали как невероятную радость. И Олег полностью согласен с их позицией, ведь не уровень благополучия делает людей счастливыми, а их точка зрения на свою жизнь. И хочется ему всего лишь выскочить из клещей ракового корпуса, ехать в Уш-Терек жениться!

Олег сам говорит, что жизнь его была слишком бедна удачами. Он привык не доверять всем, подозревать, спорить. Олег не может смириться с тем, что его лечат, но не объясняют. Он просит у медсестры Зои книгу о лечении рака, чтобы понять, что именно с ним делают. Он хочет узнать, в чем состоит метод лечения, какие перспективы и осложнения. Пытается выяснить у всех врачей, как же действует этот рентген. Он мечтает о том, чтобы остановить лечение, не хочет, чтобы его перелечили. Пытается уговорить врачей побыстрее выписать его, но получает отпор. Олег приехал в раковый корпус почти неживым, теперь он поправился, по крайней мере внешне, отлично себя чувствует и хочет пожить в этом прекрасном состоянии хоть годик, чем дальше мучить себя рентгеном. Костоглотов отрицательно относится к переливанию крови, он не хочет чужой… Олег вообще никому не доверяет, даже чужой крови...

Вскоре после пяти недель лечения Олега не узнать, лечение убило в нем былую жизнь, теперь, как он сам говорит, началось вредное леченье. В письме Кадминым он пишет, что не просит долгую жизнь, что не хочет ни Ленинграда, ни Рио-де-Жанейро, ему хочется лишь в скромный Уш-Терек. Он рассуждает о том, сколько же можно платить за жизнь, а сколько нельзя, какова верхняя цена жизни? И он понимает, что за сохранение своей жизни он платит самым дорогим, платит тем, что придает жизни краски. Он превращается в ходячую схему, он получает жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью, а для чего ему это??? У него и так вся жизнь потеряна, и судьба ничего хорошего не предвещает, а в нем еще и убивают последние чувства, прелести жизни, искусственно убивают, прикрываясь тем, что спасают ему жизнь, а зачем такую жизнь спасать?

И вот его выписывают, долгожданная свобода, вот-вот он вернется в Уш-Терек, но пока еще много дел: надо посетить зоопарк, по совету Демки, погулять по городу, увидеть цветущий урюк, а еще Вега и Зоя дали ему свои адреса! «Это было утро творения! Мир сотворялся снова для одного того, чтобы вернуться Олегу: иди! Живи!» Теперь, неуверенно, но вышел из клиники новый Костоглотов, он ощущал, что это новая жизнь, и так хотелось, чтобы она не была похожа на старую. В свои 34 года Олег первый раз в жизни увидел цветущий урюк, сквозистое розовое чудо, и попробовал шашлык, и вся прожитая жизнь не могла сравниться с этим чудесным днем! Неожиданные открытия преследовали Олега на каждом шагу: фототелеграф, то, о чем недавно писали в фантастических книгах теперь реальность, и центральный универмаг, он просто не мог туда не зайти! Фотоаппараты, тарелки, вещи - все это недавно еще было недоступно, а сейчас лежит на прилавках и манит. Но все это слишком дорого для Олега, слишком, и мужчина, подошедший к дорогим шелковым рубашкам, спрашивающий у продавщицы определенный номер воротничка, поражает Олега. Номер воротничка… людям нечего есть, и тем более одевать, а этот гладко выбритый и напомаженный даже воротничок себе определенный покупает, все это дико для Олега, он не понимает, зачем такая изощренная жизнь??? Он видит себя в зеркале… до этого он летел по улице, чувствовал себя новым, обновленным, а теперь видит себя в зеркале, оборванного, в старой одежде и сапогах, как нищий… И все - уверенность пропадает, а ему ведь надо идти к Веге, и как??? В таком виде??? Олег понимает, что совершенно не может влиться в эту жизнь, он слишком много пропустил, он здесь чужой… он даже подарок Веге не может купить, ведь вдруг это уже немодно, а что вообще дарить женщине??? Олег боится, и все из-за этого универмага, все из-за того, что понял, что не создан для этой жизни, жизни больших универмагов, фототелеграфов и номеров воротничков. Он пришел к ней, но опоздал, и теперь даже милый Уш-Терек не кажется таким манящим, теперь только хочется вернуться к Веге. «Но это было запретнее, чем нельзя».

Заключение

Проблема смысла жизни главная в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». По отношению к этой главной проблеме героев можно условно разделить на четыре группы. К первой группе я бы отнесла тех, кого вопрос о смысле жизни не волнует, так как ответ на него для них ясен. Так или иначе, их взгляды сводятся к гедонизму, утилитаризму и материализму. Русанов, Авиетта, Чалый живут для собсовенного удовольствия, хотя считают, что приносят другим пользу; никакого высшего смысла жизни они не видят и не верят в него. Разница между ними лишь в том, через какие нравственные границы они готовы переступить, чтобы жить так, как они хотят.

Вторая группа - это герои, которые под влиянием болезни и приближающейся смерти разочаровались в прежнем смысле жизни (Вадим Зацырко), кто строго судит себя за неправильно прожитую жизнь (Ефрем Поддуев, Шулубин) и смутно догадывается о существовании какого-то иного, нематериального смысла жизни.

7) Философский словарь/ И. Т. Фролова - М. 1991г. - 843с.

8) Философский словарь/ П. С. Гуревич - М. 1997г. - 994с.

9) Чем жив человек// Литературное обозрение №7/ Е. М. Шкловский - М. 1990г. - 30с.

10) Шухов и др.: модели поведения человека в лагерном мире/ К. Г. Краснов - Л. 1984г. - 48с.

Роман «Раковый корпус» был написан в 60-х годах прошлого века. Но в те годы опубликовать произведение было невозможно из-за цензуры, поэтому роман расходился среди читателей в самиздатовских вариантах, а еще был издан за рубежом. И только в 1990-м году впервые был опубликован на страницах «Нового мира» в СССР. Этот роман, хотя автор предпочитал называть произведение повестью, дал толчок для присвоения писателю Нобелевской премии.

Название романа, которое автор отстоял при публикации, символично, это понимаешь сразу, начиная читать его. События происходят в тринадцатом корпусе больницы в Ташкенте. Именно этот корпус содержит пациентов, больных раком. А знакомясь с героями, сразу осознаешь, что «раковую болезнь» автор избрал для осмысления того, что происходит в обществе: раковая опухоль коммунистического общества породила такое страшное чудовище, как система лагерей.

Своим произведением Солженицын дает предупреждение, предостерегает от страшных последствий этой раковой опухоли общества. Нужно ее убрать в корне, постепенно излечивая метастазы, иначе она приведет к полной гибели общества. В раковой опухоли автор символизирует как коммунистическое общество в целом, так и систему лагерей, порожденную им. За словами автора страна не может быть здоровой, имея такую опухоль.

Мы можем назвать это произведение историческим повествованием, ибо на его страницах отражены исторические события страны, описаны нравы и быт советского общества.

Большинство героев произведения тесно связаны с миром лагерей, через которые они прошли. В раковом корпусе собрались совершенно разные люди с разными взглядами, судьбами и характерами. Но всех их объединяет одна болезнь – рак. Из этой болезни они выходят по-разному – у одних наступает улучшение, а других выписывают умирать домой, ибо они неизлечимы. На примере одной больничной палаты Солженицын изобразил жизнь целого государства.

Находясь в больнице, пациенты, имея много свободного времени, проводят его в рассуждениях и спорах о жизни и смерти, о политике и идеологии.

Большинство героев произведения связаны с лагерями. Одни отбывали там срок, другие работали на лагеря. Поэтому у них разное мнение о системе, породившей этот ужас. Но все они жертвы системы и перед лицом смерти оказываются беспомощными.

Читая «Раковый корпус» мы все задумываемся о сущности бытия и смысле жизни, о добре и зле.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

    Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами

  • Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
  • Любовная лирика Есенина сочинение

    Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

  • Сочинение Весенний дождь 4, 5, 6 класс

    Любое явление, связанное с весенним периодом, вызывает праздник на душе. Ведь именно в эту пору пробуждается все живое вокруг, мир преображается во всех своих проявлениях.

  • Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.

Сочинение

В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально – психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти.

Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда че��ко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами. Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно. Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество.

У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате. Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна. Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения.

Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой. 3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

Сам автор предпочитал называть свою книгу повестью. И тот факт, что в современном литературоведении "Раковый корпус" Солженицына чаще всего принято называть романом, говорит только об условности границ литературных форм. Но слишком уж много смыслов и образов оказалось завязано в этом повествовании в единый жизненный узел, чтобы считать верным авторское обозначение жанра произведения. Эта книга из числа тех, что требуют возвращения к своим страницам в попытке понять то, что ускользнуло при первом знакомстве. Не вызывает сомнения многомерность этого произведения. "Раковый корпус" Солженицына - это книга о жизни, о смерти и о судьбе, но при всём этом она, что называется, "легко читается". Бытовой и сюжетный ряды здесь никак не противоречат философской глубине и образной выразительности.

Александр Солженицын, "Раковый корпус". События и люди

В центре повествования здесь врачи и больные. В небольшом онкологическом отделении, обособленно стоящем во дворе Ташкентской городской больницы, сошлись те, кому судьба поставила "чёрную метку" ракового заболевания, и те, кто пытается им помочь. Ни для кого не секрет, что автор прошёл сам через всё, что описывает в своей книге. Небольшой двухэтажный раковый корпус Солженицына и по сей день стоит на том же месте в том же городе. Русский писатель изобразил его с натуры весьма узнаваемо, ведь это реальная часть его биографии. Ирония судьбы свела в одной палате явных антагонистов, которые оказались равны перед надвигающейся смертью. Это главный герой, фронтовик, бывший зэк и ссыльный Олег Костоглотов, в котором без труда угадывается сам автор.

Ему противостоит мелкий чиновный советский карьерист Павел Русанов, достигший своего положения истовым служением системе и написанием доносов на тех, кто ему мешал или просто не нравился. Теперь эти люди оказались в одной палате. Надежды на выздоровление для них весьма эфемерны. Испробованы многие лекарства и остаётся надеяться только на средства народной медицины, такие как растущий где-то в Сибири на берёзах гриб чага. Не менее интересны и судьбы других обитателей палаты, но они отступают на второй план перед противостоянием двух главных героев. В пределах ракового корпуса жизнь всех обитателей проходит между отчаянием и надеждой. Да и самому автору удалось победить болезнь уже тогда, когда казалось, что надеяться больше не на что. Он прожил ещё очень долгую и интересную жизнь после выхода из онкологического отделения Ташкентской больницы.

История книги

"Раковый корпус" увидела свет только в 1990 году, на исходе перестройки. Попытки издать её в Советском Союзе предпринимались автором и ранее. Отдельные главы готовились к печати в журнале "Новый мир" в начале 60-х годов ХХ века, пока советская цензура не разглядела концептуальный художественный замысел книги. "Раковый корпус" Солженицына - это не просто онкологическое отделение больницы, это нечто гораздо большее и зловещее. Советским людям пришлось читать это произведение в Самиздате, но за одно только его чтение можно было сильно пострадать.

Тема болезни в произведении А.И.Солженицына "Раковый корпус" в контексте русской прозы ХХ века

Александр Исаевич Солженицын - писатель с мировым именем, человек с небольшой биографией,яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
А.И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенные года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А.Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. В близости смерти, в ожидании своей участи он видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А.И.Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что "возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель". После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А.И.Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована была идея только почти через десять лет. Попытки напечатать "Раковый корпус" в журнале "Новый мир" успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.
Всех собрал этот страшный корпус - тринадцатый, раковый. Гонимых и гонителей, молчаливых и бодрых, работяг и стяжателей - всех собрал и обезличил, все они теперь только тяжелобольные, вырванные из привычной обстановки, отвергнутые и отвергнувшие все привычное и родное.
Одна из тем повести "Раковый корпус" - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить.
Л.Дурнов, академик РАМН, профессор замечает, что интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. "Час пик" обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в ХIХ и начале ХХ века господствовала "литература туберкулеза" (стоит только вспомнить "Цветы запоздалые") А.П.Чехова или "Жизнь взаймы" Ремарка), сегодня преобладает "литература рака". Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями.
Академик замечает:"Читая "Раковый корпус", не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший начинает чувствовать себя одиноким: "...все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один".
"На мгновенье болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть".
"Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату". Больной все более становится зависимым от окружающих. Тема болезни у писателей связана с одиночеством, которое помогает осмыслить все происходившее, оценить и найти рациональные пути выхода из пограничной ситуации.
В "Раковом корпусе" сталкиваются и расходятся два действующих лица. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи противопоставлен образу Олега Костоглотова - ссыльного, отчасти напоминающего самого Солженицына.

В "Раковом корпусе" почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о себе "вечной ссылкой" Костоглотова. Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой. Угроза гибели человека нависает уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А.И.Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Эти люди не признают духовных ценностей. Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А,И,Солженицына, в них спит или нпрочь отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: "Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?" Для Олега больничная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни.

Очень интересно описано состояние больного врача Донцовой, работающей в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного.
Своим признанием болезни она исключила себя из благородного сословия врачей и ставит себя на место больного. Вспоминаются прекрасные строчки Б.Пастернака:"Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю".
Но с другой стороны, Солженицыным очень верно подмечено, что все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

И,кажется, Александр Исаевич прожил в "Раковом корпусе" за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.
Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература. Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не случайно в палате появился томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы ХIХ века с его "главным законом" Толстого - любви человека к человеку.
Раковая болезнь уравнивает больных. Если для Русанова болезнь - это возмездие, им самим не осознанное, то для некоторых, как для Ефрема и Шулубина, это приближение к мучительному прозрению.
Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.
Лишенный возможности завести семью (Костоглотова кололи гормональными лекарствами), он выходит исцеленный телесно из тринадцатого ракового корпуса; Русанова, ложно надеющегося на выздоровление, родные увозят на машине.

Солженицыну близка концепция позднего Толстого. "раковый корпус" - это скорее философская повесть. Тут, как в повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", автор ставит своих героев лицом к лицу со смертью и каждого принуждает оглянуться на прожитую жизнь и задуматься над ее смыслом. Над смыслом жизни - своей и общей.
В повести Л,Н,Толстого "Смерть Ивана Ильича", герой которой тоже видит "ложь" в прожитой жизни, и ему открывается истинный ее смысл, та "общая идея", которая все объясняет в мире. Любопытно, что есть совпадения и в образном строе философско-гносеологических художественных обобщений двух писателей.

Чиновники по профессии (Русанов и Илья Ильич) принадлежат среде богатых людей, где вещь ("гардина") становится чуть ли не синонимом жизни, а упоминания о душе кажутся смешным предрассудком, постепенно опустошили души героев. Привыкшие к привилегиям, отгородившиеся от жизни, они любят "народ", но брезгливо относятся к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных. Ивана Ильича всегда бодрила "возможность всякого посадить в острог". И вдруг они замечают, что врачи к ним относятся так же, как они сами относились к людям. В период болезни Русанов чувствует себя человеком второго сорта, но не меняет своего отношения к жизни. это пример статичного героя. Илья Ильич Толстого представляет собой героя динамического, смерть которого полна великого смысла нежели жизнь, полная деяний. Для Толстовского героя болезнь отказывается откровением.

Проблема кризисных состояний человека является чрезвычайно актуальной.
Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.

Страх в результате непонимания причин внезапной болезни открывает мир художественных произведений русских писателей как ХIХ, так и ХХ вв. Человек, оказавшийся у смертной черты, протестует, не понимая, почему умирать должен именно он, а не кто-то другой, для кого смерть, возможно, является закономерной участью. Именно на пороге смерти, не желая смириться с участью "всякого", человек обращается, иногда впервые, к Богу, чтобы призвать его к ответу на вопрос - зачем? почему именно я? И этот момент осознания смерти становится исходным для обретения человеком самого себя как частицы Бога или мирового целого. Иначе говоря, смерть открывает собой величайшую тайну откровения: что есть человек и какого его предназначение. Такую гуманистическую задачу и пыталась выполнить русская литература, размышляя над судьбой человека и мира на пороге болезни или смерти.

Герои Толстого, как правило, менее всего думающие о смерти в течение жизни, становятся "приличными" людьми именно накануне своей смерти. Автор будто бы специально губит их, чтобы дать возможность "воскреснуть" в новой преображенной сущности еще до физического конца. Ведь его герои, по большому счету, и не являются людьми до тех пор, пока не попадают в пограничную ситуацию - болезнь. Все они до этого важного, откровенного события жизни были кем угодно - приличными служащими, чиновниками, родителями, супругами, - но только не людьми в подлинном смысле этого слова. Когда же они попадают в ситуацию "быть или не быть", в них пробуждается человеческая сущность. Болезнь, как наказание, пришла, оказываетс, потому что я жил "не так, как надо", "неправильно", "неприлично". Началом болезни является ностальгия по божескому в человеке и вопрос "зачем?" всегда имеет своего адресата - Бога. Смерть человека есть возвращение к истинному пониманию веры, которая вместе с размышлениями о конце бытия менее всего волнует при жизни.
Смирение перед неизбежностью болезни, а затем смерти настраивает человека на то, чтобы принять эту мысль с великим терпением.

Реалисты считали, что для исцеления общества необходимо сначала исцелить человека. И у Солженицына раковая болезнь - символ той злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь общества.
"Раскаяние (покаяние) есть первая пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед... лишь с раскаяния может начаться духовный рост",- пишет Солженицын в 1973 году в статье "Раскаяние и самоограничение". Грехи, от которых следует избавляться и в которых надо каяться, - сквозная тема его творчества. Это и национальные грехи - крепостное право, уничтожение коммунистами исторической России; это и личные грехи - ложь, насилие, безответственность, жестокость и т.п.
"Раковый корпус" предостерегает нас от общественной апатии, жизни по инерции, участия во лжи, ведущих, как к духовным болезням всего общества, так и к физическим болезням конкретного человека, помогает выработке гражданской позиции.
Творчество А.И.Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.
На мой взгляд, изучение творчества А.И.Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа ("Смерть Ивана Ильича" Л.Н.Толстого) наиболее продуктивно.

Похожие публикации