Александр 1 годы правления и реформы. Проекты конституционных реформ во время правления Александра I

Индия, как говорилось в начале, тесно связана с религией и традициями, и должно пройти еще немало десятилетий, чтобы женщины не только официально, но и неформально стали обладать всеми гражданскими правами.

В.В. Тищенко*

Российское государство и общество, обладая богатейшей историей, имеет собственный путь конституционного развития. Одним из ярких этапов развития по части конституционных проектов стала первая четверть XIX в.

С.А. Авакьян, на мой взгляд, верно отмечает, что "идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. В российском обществе в начале XIX в. термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными тенденциями, и движениями, что придавало ему негативную окраску. Считается, что в начале XIX в. попытки создать писаную конституцию предпринимались только заговорщиками (декабристами), но данное утверждение сложно назвать верным.

Деятельность по проведению конституционной реформы велась и до, и после Отечественной войны 1812 г. Инициатором идеи введения Конституции, как бы странно это не звучало, являлся сам император. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

Великое княжество Финляндское с 1908 г. имело свою конституцию, учреждавшую принцип разделения властей, однопалатный парламент, самоуправление, собственную армию, свободы печати, денежную единицу (финская марка) и т. д. С 1815 г. Конституцию имела и Польша, 9 мая 1815 г. был оглашен Манифест о присоединении Герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского, а уже 13 мая жителям Царства Польского было объявлено о даровании им конституции, самоуправления, собственной армии и свободы печати. Александр I 15 ноября 1815 г. утвердил конституцию Царства Польского, текст которой опубликовали в Варшаве. Отмечу, что она была более прогрессивной, чем в странах, где существовал буржуазный правопорядок.

Уже сама постановка вопроса о необходимости реформ была огромным шагом вперед в развитии конституционных идей. Одним из наиболее радикальных проектов второй половины царствования Александра I был конституционный проект Н.Н. Новосильцева.



В отечественной литературе сложилось представление об Александре I как о двуличном и нерешительном государственном деятеле. Обычно в качестве доказательства приводят деятельность М.М. Сперанского в 1908 г. Однако история свидетельствует о другом.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. Первым дошедшим до настоящего времени вариантом конституции можно считать "Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи", которое сохранилось благодаря копии, отправленной в Берлин в донесении Шмидта. Данный документ примечателен тем, что был одобрен Александром I как основные принципы конституционного устройства. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

В 1820 г. был составлен проект русской конституции "Государственная уставная грамота Российской империи". Он был составлен в двух экземплярах: один на французском языке, другой - на русском. "Уставной грамотой" предполагалось введение в России двухпалатного парламента, принципиально нового для России органа власти. Народное представительство должно было "состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат". Помимо общероссийского парламента, учреждались "наместнические" сеймы, призванные действовать в каждом наместничестве, на которые предполагалось разделить страну. "Уставная грамота" предоставляла сейму право вето в ограничении законодательной власти императора. Она объявляла разделение страны на 12 округов или наместничеств. Каждое наместничество включало 3 - 5 губерний. Губернии, входящие в наместничества, сохраняли прежнее деление на уезды, уезды делились на округа, что было новшеством. Органы власти в наместничестве в целом совпадали с общеимперскими. "Уставная грамота", предполагала введение в России федеративного территориального принципа государственного устройства, децентрализовала аппарат государственного управления, с сохранением дифференцированной автономии (от конституционной для Польши и Финляндии до законодательной для остальных территорий с особым выделением статуса Москвы и Петербурга). Правительственные кабинеты наместничеств, которые должны были обсуждать местные вопросы, упорядочивали структуру управления страной, позволяли быстро решать возникающие проблемы. Она провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, свободы печати, неприкосновенность личности. Особое внимание в документе уделялось праву частной собственности. Также провозглашалась независимость судебной власти.

Таким образом, подготовленные документы ясно свидетельствуют, что в 1820 г. император Александр I действительно был близок к радикальному переустройству государственной системы, к введению конституции. Однако теперь царь решил, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Он стал думать, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений в стране, еще более страшных и непредсказуемых.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра 1(1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности - барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Александр I понимал, что экономическая и социально-политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первые же месяцы царствования им был принят ряд мер во внутриполитической жизни: уничтожена Тайная экспедиция, запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, разрешены свободный выезд за границу, ввоз книг, открытие частных типографий, выпущены многие заключенные из Петропавловской крепости.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768- 1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А.Чарторыйского (1700- 1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Первые государственные шаги молодого императора дали основание А.С. Пушкину определить начало XIX в. как «дней Александровых прекрасное начало». Было проведено широкое помилование заключенных. Русские войска, направленные в Индию, были отозваны на родину. В армии были восстановлены названия старых полков и возвращена русская униформа. Многие судебные дела были пересмотрены, цензура смягчена. Все препоны по общению с европейскими странами были устранены: выезд за рубеж стал свободным, были сняты и павловские ограничения по части одежды, а также в области торговли с заграницей. Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

Уже в манифесте от 12 марта 1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Именно в этом направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

Еще до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (П.А. Строганов, B.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев), которые с 1801 г. стали играть крайне важную роль в управлении государством.

Реформы начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», преобразованный в 1810 г. М.М. Сперанским в Государственный совет. Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и ее государственным секретарем был назначен Сперанский.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи – митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа – было утверждено 8 министерств: иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.

В конце 1809 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору, но встретил упорное противодействие высшего дворянства, и Александр I не решился его реализовать.

Наиболее существенным в программе либерального преобразования в России стал приступ к крестьянскому вопросу. 12 декабря 1801 г. вышел указ о распространении права покупки земель купцами, мещанами, казенными крестьянами, вольноотпущенниками. Монополия дворян на землю оказалась нарушенной. 20 февраля 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», по которому крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли выкупаться на волю с землей целыми селениями.

В 1809 г. Александр I подписал указ об отмене права помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена, а также взятый по рекрутскому набору. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С точки зрения тех процессов, что протекали в тогдашней передовой Европе, это было ничтожно мало. Но это была Россия с мощным консервативным дворянством, могучей бюрократией, дворянской же военщиной. Возможно, для того времени, чтобы не быть убитым в очередном заговоре, это были важные шаги, и сделал их не кто-либо другой, а Александр I, проложив тем самым дорогу к будущим реформам.

С 1810 г. началась практика организации военных поселений. В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

По существу, именно в либеральном окружении Александра зарождается та основная идея решения крестьянского вопроса – осторожность, постепенность, сохранение интересов помещиков, даже декабристы весьма осторожно и противоречиво подходили к решению этой проблемы. И тем не менее, Александр осторожно, постепенно, с большой оглядкой и, как бы отстраняясь от личного участия в этом вопросе, продвигал его вперед.

В 1816 г. он поддержал инициативу эстляндского дворянства, проявившего готовность освободить крепостных крестьян. В 1817 г. в Курляндии и в 1819 г. в Лифляндии по просьбе тамошнего дворянства, так же как и в Эстляндии, было отменено крепостное состояние крестьян; поступила просьба на этот счет и от дворянства Литвы. В 1819 г. Александр заявил по случаю проведения реформы в Лифляндии: «Вы действовали в духе времени и поняли, что либеральные начала одни могут служить основою счастья народов».

Параллельно с попытками дать ход крестьянскому вопросу Александр I стремился столь же осторожно прозондировать почву относительно разработки в России конституции.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. чел. Одна из первых держав Европы вступила в новый век как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Вместе с тем на протяжении первых десятилетий XIX в. постепенно проступали новые черты в экономическом развитии страны. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия . Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли . В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, в также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада, Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне . Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Первые предприятия мелкой кустарной промышленности создавались выходцами из крестьян. Династии известных русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Развитие крупной промышленности происходило за счет распространения мануфактуры и последующего перерастания ее в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е гг. — 15338. Во второй трети XIX в. происходит упадок посессионных предприятий (это предприятия, построенные частными лицами, получившие от казны золото, рудники и крепостных крестьян для работы), и набирает рост промышленное производство.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Реформы становятся неизбежны.

Александр I. Первые попытки реформ

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошел старший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства : иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

По словам В.О. Ключевского, “Александра I подкупил этот ум, блестящий, твердый как лед. Это был Вольтер в богословской оболочке”. Сын сельского священника, М.М. Сперанский проложил свой путь к вершине политической пирамиды огромной работоспособностью. Приступив к реформам, он, по словам В.О. Ключевского, “взглянул на Отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно правильные математические построения. Такой он и начертал”. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

По свидетельству современников, идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства - “на кабинет сей смотрели все как на ящик Пандора, исполненный бедствиями, готовыми взлететь и покрыть собою все наше общество”

Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен и другой горячий патриот своей страны Н.С. Мордвинов . В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста. Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Все либеральные проекты вызывали яростное сопротивление консервативно настроенного дворянства, которое увидело в них опасность для самодержавно-крепостнической системы. Идеологом консерватизма стал известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней и новой России”, адресованной царю, он отстаивал незыблемость самодержавия и крепостничества.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущается консервативная тенденция. По имени его проводника Аракчеева она получила название “аракчеевщина” и была направлена на упрочнение абсолютизма и крепостничества. Она выражалась в централизации и регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия. Наиболее ярким проявлением “аракчеевщины” стали военные поселения, созданные в 1815 — 1816 гг. для обеспечения самоокупаемости армии. В военных поселениях жили казенные крестьяне, солдаты с их семьями. Все жители несли военную службу и выполняли сельскохозяйственные работы.

Император Николай I. Время реакции (1825 — 1855 гг.)

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын — Николай I.

По словам В.О. Ключеского “два обстоятельства оказали сильное воздействие на характер царствования: император не готовился и не желал царствовать, и он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск” . Другой русский историк С.М. Соловьев писал о Николае I: “Кто же был этот Цезарь? Это была воплощенная реакция всему, что шевелилось в Европе… на лице его легко мог всякий прочесть “остановись, плесней, разрушайся”…”. А вот эпиграмма неизвестного автора, ходившая среди дворянства во времена Николая: “Оригинал похож на бюст, он также холоден и пуст”.

Свою деятельность на троне новый император рассматривал как обязанность, как служебное поручение. Его время — эпоха крайнего самоутверждения самодержавной власти и недопущения революционной “заразы”. Европейские буржуазные революции, ломка абсолютистских режимов оказали влияние на мировоззрение российского монарха, но выводы, которые он сделал, заключались в укреплении внутреннего порядка в стране. Он был солидарен с министром просвещения Уваровым в том, что “крепостное право — это древо, оно осеняет и церковь, и престол, вырвать его с корнем невозможно”. “Самодержавие, православие, народность”, так называемая теория официальной народности осеняла всю деятельность Николая I.В то же время он уделял много внимания технической стороне развития российской экономики, развивал высшее и среднее техническое образование, строил железные дороги, привлекал иностранный капитал в промышленность.

Бюрократическая система достигла своего апогея, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, половину из них составляли военные. Под свою непосредственную власть Николай I взял знаменитое III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, в ведении которой находились и политический сыск, и “инакомыслие”, и литературная цензура, и театральный репертуар. Бюрократизация имела двоякий результат. Во-первых, на некоторое время она позволила обеспечить порядок в стране. Во-вторых, привела к коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

В царствование Николая I была произведена кодификация (упорядочивание) архаичного и запутанного российского законодательства. В 1830 г. было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи” (45 томов). В отдельный “Свод законов” (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был, в случае успеха, удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках.

Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”. Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет “по законам и по сердцу” Екатерины II. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту.

Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т.д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о “свободных хлебопашцах”, разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и “Записка о древней и новой России” Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.


Внешняя политика Александра I

Придя к власти, Александр I попытался проводить свою внешнюю политику как бы с “чистого листа”. Новое русское правительство стремилось создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. Однако уже в 1803 мир с Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне.

Александр считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. Но российский император переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805, причем присутствие императора в армии, его неумелые распоряжения имели самые пагубные последствия. Подписанный в июне 1806 мирный трактат с Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь поражение под Фридландом в мае 1807 вынудило российского императора пойти на соглашение. При первом его свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом и, по мнению некоторых историков, фактически “обыграть” Наполеона. Между Россией и Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Как показало дальнейшее развитие событий, Тильзитское соглашение оказалось более выгодным именно России, позволив России скопить силы. Наполеон же искренне считал Россию своим единственным возможным союзником в Европе. В 1808 стороны обсуждали планы совместного похода на Индию и раздела Оттоманской империи.

На встрече с Александром в Эрфурте (сентябрь 1808) Наполеон признал право России на захваченную в ходе русско-шведской войны (1808-09) Финляндию, а Россия - право Франции на Испанию. Однако уже в это время отношения между союзниками стали накаляться благодаря имперским интересам обеих сторон.

Так, Россию не устраивало существование герцогства Варшавского, континентальная блокада наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из двух стран были собственные далеко идущие планы. В 1810 Александр отказал Наполеону, просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны (впоследствии королева Нидерландов), и подписал положение о нейтральной торговле, фактически сводившее на нет континентальную блокаду. Существует предположение, что Александр собирался нанести Наполеону упреждающий удар, но после того как Франция заключила союзные договора с Австрией и Пруссией, Россия стала готовиться к войне оборонительной. 12 июня 1812 французские войска пересекли российскую границу. Началась Отечественная война 1812 года.

Александр Iбыл воспитан своей бабушкой Екатериной II в духе идей просвещения, из-за чего император стал почти убеждённым республиканцем. Но со временем, осознавая российскую действительность, его реформаторская деятельность постепенно угасала, размывалась.

До 1812 года, его реформаторская деятельность была более чёткой. С 1801 по 1803 года он опирался на рекомендации своих «молодых друзей», членов Негласного комитета (А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев), с 1806 по 1812 года ближайшим советником императора становится М.М. Сперанский. После войны Александр I начал отходить от политической деятельности, заинтересовался мистицизмом, впал в депрессию. Значительную роль при дворе в это время играл А. А. Аракчеев. Хотя реформаторские мероприятия в этот период продолжаются, они значительно сокращаются.

Проекты либеральных реформ М.М. Сперанского:

  • A Сформировать парламент страны - Государственную думу
  • A Применить принцип разделения властей
  • A Применить принцип выборности при формировании властных органов (имущественный ценз)
  • A Право приобретения недвижимости в стране и по мере накопления собственности, получать более широкие политические права
  • A Сохранить право законодательной инициативы и роспуска парламента за царём

По мнению Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, существенно укрепить законность в стране, сохранив в руках царя все основные полномочия. Данные преобразования, по мнению реформатора, должны были вводиться в жизнь постепенно. Но из всего многообразия идей была осуществлена только одна - в 1810 году был создан Государственный совет, хотя в дальнейшем этот орган развивался совсем не так как планировал Сперанский. Государственный совет стал законосовещательным органом, который должен был стать связующим звеном между царём и другими ветвями власти.

Но в связи с давлением консервативного дворянства, Сперанского пришлось сослать.

В 1811 году были преобразованы министерства, а именно были уточнены их функции, структура. Эти меры позволяли завершить формирование административной машины Российской империи.

Помимо Сперанского, разработка реформ была поручена А.А. Аракчееву в 1818 году. Он предлагал скупать помещичьи земли, а из образовавшегося фонда выделять крестьянам по 2 десятины на душу. Проект Д.А. Гурьева предполагал разрушение крестьянской общины и создание фермерского хозяйства. Несмотря на то, что все эти проекты остались лишь на бумагах, по прошению прибалтийских губерний император отменил там крепостное право, превратив крестьян в арендаторов, это показывало определённый процесс к раскрепощению и русских кестьян.

Но помимо крестьянского вопроса, Александр I занялся организацией Военных поселений по Прусскому примеру, работы начались под предводительством А.А. Аракчеева. Но это начинание оказалось неудачным, дважды вспыхивали восстания, армия лишь снизила свою эффективность.

Александр Iподдерживал отечественную экономику. В 1807 году издал указ «О даровании купечеству новых выгод» - разрешавший создание акционерных обществ, купеческих собраний, судов. В 1818 году издал указ о праве крестьян основывать фабрики и заводы.

Таким образом, проводимые реформы Александра I, хоть и были «наполеоновскими», серьёзной погоды не сыграли.

Похожие публикации