Барселона дом в стиле модерн. Антонио гауди - гениальный архитектор, великий модернист

В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом и открывает свою архитектурную мастерскую.

В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди «конструктором ХХ в.“. а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. “ Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям“, — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом.

“ Снимать дом — все равно что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома. Всю свою жизнь он провел в Каталонии, лишь один раз оставив ее в 1887 году на короткое время.

Его, казавшиеся окружающим безумными проекты финансировал богатый промышленник-хлопкопроизводитель Дон Эусебио Гуэль.

Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире.

7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Он умер в приюте для бездомных и должен был быть похоронен в общей могиле. Совершенно случайно его узнала пожилая женщина. Это был Антонио Гауди — гениальный архитектор, великий модернист, самый известный и самый любимый гражданин Барселоны, создавший ее облик и ее символ. Человек, жизнь которого — мистика и тайна.

КОРОЛЬ ЖЕЛЕЗА

Несколько личностей сделали Барселону такой, какая она есть, — начиная с Ганнибала и императора Августа.

Но один человек, почти наш современник, окончательно определил облик города, его стиль. Его звали Антонио Гауди.

Его называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть — в Барселоне.

Гауди родился в семье мастеров. Его отец, его дедушка, отец его дедушки и дедушка его прадедушки были котельщиками. И делали котлы любой сложности без всяких чертежей. Поэтому стремление что-нибудь выковать у Гауди — наследственное. Он тоже всю жизнь строил без чертежей, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты. Всю свою жизнь Гауди был человеком очень религиозным и мистически настроенным. Он много молился, совершенно не следил за своим внешним видом и все время хотел строить церкви. Но судьба играла и этим человеком, и его творениями.

КОРОЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

На улице Ноу-де-ла-Рамбла стоит дворец Гуэль. Дон Эусебио Гуэль, граф, промышленник и весьма состоятельный человек, был постоянным заказчиком и покровителем Гауди. Чем и прославился в веках. На улице Каролинас, где 30-летний Гауди построил нечто пряничное, мавритански-башенное, расписное и шахматное, с ягодками, листочками, шишечками и клеточками — Каса Винсенс. А по-нашему — дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера. Случилось это в 1883 году, когда в европейской архитектуре стиль модерн только-только проклевывался, а в Испании даже не намечался. Потому-то Гауди и считают отцом «арт нуво», модерна в архитектуре.

Следующий шедевр Гауди носит название «Павильоны Гуэль». Это остатки бывшего поместья графа Гуэля, которые включают весьма замысловатую, кирпично-чешуйчатую конюшню и кованые ворота с экстравагантными драконами. Теперь это место носит название «Дворец Педральбес».

КОРОЛЬ МОДЕРНА

Гауди крупно повезло. И не только с заказчиками и покровителями, но и с местом, и временем. Он появился в Барселоне, когда Каталония обрела независимость, и город стремительно преображался. В 1860 году барселонцы разрушили городскую стену, потом сломали мрачную крепость Сьютаделью, а на ее месте устроили красивый парк с фонтанами и музеями. Гауди тоже не остался в стороне: еще студентом он вместе со своим учителем построил в парке грандиозное сооружение под названием «Каскад » — нечто среднее между водопадом и триумфальной аркой.

За сломанной городской стеной возник новый район, прозванный Эйшампле, то есть Расширение. Здесь могли воплощаться самые дерзкие архитектурные проекты, самые необычные замыслы. Квартал, в котором архитекторы упражнялись в остроумии, получил название «Квартал Раздоров». Его дома — один затейливее другого — стали хрестоматией стиля модерн. Первый вклад Гауди в стиль нового квартала — Каса Кальвет (каса — дом, а Кальвет — очередное семейство фабрикантов, на этот раз текстильных). В том же «Квартале раздоров», на проспекте Грасиа, Гауди дал волю фантазии на полную катушку. Каса Батло — это полный модерн. Каса Мила — следующий шедевр Гауди — в народе называют Ла Педрера. Он находится на том же проспекте Грасиа. Дом похож на бетонную волну, захлестывающую тротуар, на дикую скалу, вырастающую посреди улицы. Гауди сказал, что фантастические формы Педреры «перекликаются с контурами окружающих Барселону гор, которые видны с крыши этого дома». Изнутри дом производит гораздо большее впечатление, особенно внутренний дворик и чердак, где устроен музей Гауди.

Под самой крышей вырезана каменная роза, рядом с ней — слова молитвы.

Ла Педрера — один из самых знаменитых в мире домов. Часть его занимает каталонский банк, часть составляют жилые квартиры. Принадлежит он по-прежнему семье Мила, для которой когда-то был построен. Раз в год все члены семьи съезжаются в Барселону, чтобы сфотографироваться возле своего дома.

Парк Гуэль — самое жизнерадостное произведение Гауди.

Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад. Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Посередине всего возвышается Зал Ста Колонн, который должен был стать рынком. Все в парке струится, все извивается — и дорожки, и мостики, и скамейки, украшенные мозаикой из керамики.

В парке — только два дома, и один из них стал последним пристанищем Гауди. Он жил в маленьком садовом павильоне, занимая одну из его комнат, скромную до минимализма. Впрочем, Гауди никогда не обращал внимания на свое жилище и на себя самого. Он ходил в одежде, которая попадалась под руку, не меняя ее годами, — экономка лишь следила за ее чистотой. Дом служил для него только ночлегом, все остальное время он проводил на стройках.Теперь в садовом домике открыт музей Гауди. Там собрано множество красивых вещей, созданных им для разных интерьеров.

ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ ХРАМ

Самым главным своим детищем Гауди считал храм. Саграда Фамилиа, Искупительный храм Святого семейства, начал строиться еще в 1882 году как обычный собор.

Но тут появился Гауди, взял на себя руководство работами и начал возводить нечто невиданное и неслыханное со 170-метровыми башнями, фантастическими формами, спиральными лестницами, вырастающими из стен скульптурами, с мозаиками — уже не из обломков плитки, а из венецианского стекла. Во Врата Надежды вмурована каменная глыба со священной для каталонцев горы Монтсеррат. Когда была закончена крипта, Гауди заторопился. Он почти переселился из парка Гуэль в Саграду, жил в крохотной каморке при стройке, выглядел как оборванец, ел только тогда, когда кто-то из учеников совал хлеб прямо в руки. Гауди был одержим, он хотел поскорее закончить собор, потому что в его голове уже громоздились новые замыслы.

Ему было 74 года.

В это время Барселона жила своей обычной жизнью. В сильно разросшемся за времена Расширения городе был пущен трамвай. Первый ярко-красный вагон поехал по рельсам 7 июня 1926 года. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Его отвезли в новую больницу Святого Креста — красивый комплекс, построенный в стиле модерн вечным соперником Гауди архитектором Доменек-и-Монтанером неподалеку от строящегося храма Саграда Фамилиа. Старик умер, не приходя в себя, в больничном приюте для нищих. Как всех бродяг, его должны были через несколько дней похоронить в общей могиле. Никто не забеспокоился, когда Гауди не появился на стройке: последнее время он неважно себя чувствовал. Ничего не заподозрила и экономка: он нередко оставался ночевать в храме. Только через три дня его начали искать, но успели лишь спасти от общей могилы.

Знакомство с каталонским модернизмом началось для меня с кафе «Els Quatre Gats»…

Но прежде – о самом термине. Гуляя по Барселоне с подругой и то и дело слыша от нее слово «модернизм» в связи со знаменитым Гауди, я про себя недоумевала: «Почему модернизм? Ведь это самый что ни на есть модерн, а модернизм – совсем другое». Однако скоро недоразумение разъяснилось: путеводитель «Афиша», который я пролистывала на ночь, поведал мне, что именно так – «каталонский модернизм» – называется местный вариант модерна. Как «ар нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии и т. д.
Итак, заканчивая прогулку по Готическому кварталу, о котором расскажу в отдельной статье, мы, «утомленные солнцем» и голодные, забрели в проулок Монсьо (Carrer de Montsió, 3), где, словами того же путеводителя, «в 1896 году молодой Пуч-и-Кадафалк втиснул в узкий угол первый свой доходный дом.

Через год после завершения строительства художник Рамон Казас открыл в доме кафе «Els Quatre Gats», где прописалась вся барселонская богема, включая совсем юного Пикассо: дизайн меню стал его первым заказом, и здесь же прошла первая его выставка».



О чем бы рассказать сначала – о доме или о кафе? Пожалуй, начну с кафе – собственно, я уже с него начала, а потом будет и о доме, вернее, его авторе, и о других архитекторах.
Переписывать путеводитель не буду, а вот с чем хочется познакомить будущего (а может, и уже состоявшегося) посетителя Барселоны – так это с книгой австралийца Роберта Хьюза «Барселона. История города». (Надо сказать, что я сразу расположила к себе мужа подруги, истого каталонца, сказав, что читаю эту книгу – он тотчас предъявил мне такую же на каталанском языке.) Правда, в русском переводе книги Пуч-и-Кадафалк называется Пуиг –и- Кадафалк, а Казас Касасом – думаю, это не столь важно: смею предположить, что переводчик взял испанский, а не каталанский вариант прочтения.

«Модернизм в Барселоне стал набирать силу и сделался очень популярен к 1896 году, – пишет Хьюз. – Касас и Русиньоль [два главных живописца того времени]… с [другом] Ромеу сняли нижний этаж в неоготическом доме, только что построенном Пуигом –и- Кадафалком, Каса Марти. Там они решили устроить cerveseria, то есть пивную. Они назвали ее… «Четыре кота». Со временем «Четыре кота» приобрели ностальгическую ауру. Это было одно из самых известных собраний интеллектуалов конца века в Европе… Бар сыграл значительную роль в артистической жизни Барселоны в следующие шесть лет. Это случилось не благодаря кухне, которая была весьма средней, а часто и весьма скудной («не кухня, а выставка раскрашенных тарелок»), а благодаря клиентуре».

Сразу хочу сделать отступление. Мы, конечно, не только осмотрели дом и кафе, но и попробовали кое-какие закуски. Они вовсе не показались нам средними. Впрочем, меню было простое.

Специальный каталонский хлеб, натертый соком свежего помидора и оливковым маслом – знатоки утверждают, что масло лучше всего размазывать пальцем (не отсюда ли идея писать пальцем картины?) На такой хлеб кладут хамон, сыр, вообще все, что угодно – мы клали анчоусы, закусывая оливками и каперсами. Черные крокеты из каракатицы. На десерт – «крема каталана», очень напоминающая нежнейший крем-брюле. И наконец, сангрия, сладкая и освежающая.

Но вернемся к истории кафе. «Название бара по-каталански является устойчивым выражением, обозначающим «всего несколько человек». Этими «четырьмя котами» были Ромеу, Касас, Утрилло [муж Сюзанны Валадон и отчим Мориса Утрилло, взявшего его фамилию] и Русиньоль.
Заведение, как писал Русиньоль, служило «гостиницей отчаявшимся… теплым гнездом стосковавшимся по дому… пивной в готическом стиле любителям северной Европы, андалузским патио тем, кто предпочитает юг… местом, где излечивались болезни нашего века».

Касас, Русиньоль, Утрилло и их друзья создали собственный клуб и в традициях французских артистических кабачков поставили руководить им человека чудаковатого и странного. Это был Пер Ромеу , высокий, долговязый и нескладный, неудавшийся художник… Он стал пресонажем многочисленных карикатур и афиш и одной из знаковых фигур каталонского модернизма… Он учился живописи, но потом бросил занятия и отправился в Париж, где сблизился с каталонской группой в «Мулен де ла Галет», и в их любимом кабаре устроил театр теней – ombres xineses (китайские тени). Другой его страстью был спорт. Он ездил на велосипеде. У него был спортивный автомобиль, один из первых в Барселоне. И это сблизило его с Касасом, который был владельцем самого первого авто. Уже после того, как «Четыре кота» перестали существовать, Ромеу закончил свою жизнь хозяином гаража. Он каждый день плавал в море, даже зимой, – привычка, которую его богемные друзья считали недомыслием. Он греб, фехтовал, ходил под парусом, совершал долгие пешеходные прогулки в Пиренеи. Все это выглядело очень по-американски, то есть вполне в духе модерна…

Итак, они обосновались в Каса Марти. Касас оплатил львиную долю расходов на оформление интерьеров, включая огромные люстры

(он сделал набросок Русиньоля, сидящего на одной из них)…
Еще он присовокупил собственный рисунок: он сам и Ромеу, крутящие педали двухместного велосипеда.

Касас – на переднем сиденье, его лицо затеняет шляпа, во рту у него сигара в мундштуке, он наклонился и жмет на педали изо всех сил. Ромеу сзади чувствует себя гораздо более свободно и непринужденно. В правом верхнем углу Касас написал нескладный стишок – «На таком велосипеде, / не нагнувшись, не поедешь.»
Картина Казаса стала визитной карточкой кафе в переносном и в самом прямом смысле: у входа можно взять визитки с этим изображением.

А оригинал ее висит в Национальном музее каталонского искусства, на холме Монжуик. Вот он снят из окна автобуса,

а вот фото из брошюры.


В музее множество других картин Казаса, а также Русиньоля и прочих модернистов.

Мария Фортюн напомнил мне Мункачи, Англада Камера – одновременно Ренуара и Муху, Нунель – «Голубых тацовщиц» Дега, Мир – «Голубую розу». Очень интересна и скульптура – Льимона, Блей. «Молодые художники из «Четырех котов» были наследниками французских иллюстраторов Домье, Тулуз-Лотрека, Стейнлейна», – пишет Хьюз. От себя скажу, что так же, как русская живопись, выставленная в Третьяковке, становится приятным открытием для наших подопечных иностранных туристов, так и каталонское изобразительное искусство, представленное в Национальном музее, может стать неожиданной радостью для нас.

«В «Четырех котах» шла нескончаемая вечеринка… Устраивались выставки, представления театра теней,.. кукольные представления… Давали сольные концерты новые композиторы, такие как Энрик Гранадос и Исаак Альбенис. И сами «коты» иногда читали лекции и начали издавать одноименный журнал…»

Сегодня в кафе царит приятная атмосфера, а интерьеры по-прежнему удивляют изысканной красотой, причем не только в залах, где едят и пьют,

но и в местах, которые принято называть «удобствами».



Теперь об архитекторе. Имя Антонио Гауди у всех на слуху, но есть еще два имени – Жузеп Пуч-и-Кадафалк и Луис Думенек-и-Мунтане: все трое являются столпами модернизма. «После Гауди и Доменека третьим по значимости каталонским архитектором этого периода был Хосеп Пуиг –и- Кадафалк, – пишет Хьюз. – Пуиг был моложе остальных – он родился в 1867 году… Его лихорадочная фантазия неустанно вырабатывала новые идеи и проекты.»

Здесь снова хочу сделать отступление: Каталония дала миру не так уж много великих имен, но всё это люди с невероятным, буйным, подчас безумным воображением: Миро, Дали, Гауди… В этот ряд вписываются и вновь открытые мною зодчие и художники.

«Пуиг всегда оставался традиционалистом. Будучи по духу глубоко каталонским архитектором, он скептически воспринимал постулат международного модернизма, что прошлое следует преодолеть и оставить позади… Пуига готика неподдельно волновала и затрагивала лично… Больше всего Пуиг любил кружева высокой готики, остроконечные постройки XV века, их трагические бездны, почти схематические опоры…

Пуиг воспринимал Барселону как «север юга». Здесь Испания становилась Европой. Здесь она когда-то перевалила через Пиренеи на территорию Франции. Этот город имел давние торговые связи с Фландрией… Здесь чтили немецкую культуру и идеи. Здесь восприняли не только музыку Вагнера, но и тевтонское понимание судьбы, и немецкую тягу к развитию промышленности. В вопросах моды Барселона всегда была настроена англофильски. И все же каждый раз удивляешься, когда видишь, во что вылилась любовь Пуига к северной Европе».

К сожалению, мне не удалось сфотографировать Каса Террадес: мы проезжали его на машине; но дойти или доехать до него безусловно стоит – он расположен по адресу Диагональ, 416-420. Дом этот называют также Каса де лес Пунчес, а переводят как «дом точек» или «дом с шипами». На самом деле речь идет скорее об иглах: башни заканчиваются игловидными шпилями. «Что-то среднее между фламандской ратушей и средневековым замком Людвига Безумного, – характеризует этот дом Хьюз. – Здание имеет четыре круглых башни, и каждая заканчивается шпилем в форме шляпы волшебницы, а на главной башне – весьма изысканный и необычный фонарь. На крыше флероны и фронтоны, пронзающие небо. Стены из простого кирпича превращаются в трибуны и мирадоры высокой готики, украшенные искусной и подробной резьбой по камню – в основном растительные мотивы, выпуклые, насколько возможно рельефные, чтобы были хорошо видны.»

От себя добавлю, что дом к тому же еще и разноцветный, и снова обращусь к Хьюзу:
Самая известная из «северных» построек Пуига – как из-за местоположения, так и из-за внешнего вида – дом на Пассейч де Грасиа, 41, построенный по заказу шоколадного магната и мецената Аматлера…

Это каталонский готический дворец, построенный все по тому же плану – плоская стена, обращенная на улицу, и большой центральный двор, с которого поднимается лестница в большую центральную гостиную на втором этаже, как в зданиях XV века…

Есть и существенное отличие: пышность отделки и выполненный в совершенно другом стиле фасад. На две трети своей высоты стена фасада оформлена в технике сграффито. Это скорее итальянская, чем каталонская технология отделки, придающая поверхности богатство камчатной ткани. Но потом начинается фронтон: роскошный, ступенчатый, словно из фламандского Ренессанса, фронтон прямо из Брюгге, но выложенный плиткой, голубой, кремовой и розовой, «проклепанный» сеткой гранатово-красных глянцевых цветков. Такую полихромность вряд ли допустил бы на своем доме любой трезвомыслящий бюргер северного Возрождения. Сияние и мерцание плитки в утреннем свете изумительны».

Что тут можно добавить? Во-первых, в связи с любимой техникой Пуча-и-Кадафалка, которую он использовал и в других зданиях, вспомнился забавный случай из семейной истории: моя будущая мама недавно познакомилась с моим будущим папой. Показывая маме какой-то архитектурный шедевр, папа употребил термин «сграффито». Мама раньше не слышала этого ученого слова и подумала, что папа говорит: «Это с графита.» «Надо же, – уже почти разочаровалась она. – На вид такой культурный, а по-русски говорить не умеет».

Во-вторых, надо сказать, что сегодня в Каса Амалье (так называют дом по-каталански) находится магазин шоколада и кафе, где густой сладкий шоколад, не хуже, чем в «Кафе Пушкин», льется неиссякающей струей из краника в большой бак. Надо ли уточнять, что мы отведали этого божественного напитка? А потом, набрав воды, льющейся из другого краника совершенно бесплатно, курили и любовались фасадом, сидя напротив дома на фигурной каменной лавочке, являющейся частью фонаря работы Гауди. Такие причудливые фонари стоят вдоль всего бульвара Грасиа.

Кстати, о Гауди. Возможно, вы уже заметили на фото дома, что он стоит вплотную к шедевру Гауди Каса Бальо.

Но Гауди я намерена посвятить отдельный рассказ. А пока расскажу о третьем крупном архитекторе модернизма – Думенеке-и-Мунтане : благо, и его дом есть по-соседству.

«В 1898 году дом [Амалье] стоял один; вскоре Доменек построил слева от него свою Каса Льео Морера, а Гауди превратил здание справа в Каса Батльо, таким образом, сформировав самый представительный ансамбль модернистских зданий в Барселоне. С тех пор очевидное «соперничество» между этими тремя знаковыми постройками привело к тому, что эта часть Пассейч де Грасиа стала называться… «квартал раздора»».

Или «яблоко раздора», как я слышала от своей подруги.
Каса Льео Морера (Пассейч де Грасиа, 35) Хьюз называет «самой декоративной из барселонских построек Доменека». К сожалению, в середине XX века она претерпела непоправимые изменения, особенно во внутреннем убранстве.
А одно из ранних произведений архитектора – кафе-ресторан в парке Сьютаделла, возведенное к Всемирной выставке 1888 года.

«Зубцы и щиты придают ему средневековый облик. Но построено здание из обыкновенного кирпича и промышленного железа. Именно зазор между средневековьем и модернизмом – причем первое входит в состав второго – делает кафе-ресторан своеобразной вехой раннего периода модернизма… Доменека занимали истоки архитектуры. Чтобы добиться оригинальности, надо использовать «оригинальные», «изначальные» материалы. Вот материал, чьи экспрессивные возможности не изучены. Кирпич является или, по крайней мере, должен являться молекулой каталонской архитектуры. Кирпичное здание не просто стоит на земле родины; оно буквально сделано из этой земли. Доменек употреблял выражение, которое горячо воспринял и его молодой коллега Пуиг-и-Кадафалк: кирпич clar i catala – чистый и каталонский… Конечно, Доменек –и-Монтанер использовал и другие стильные материалы. Стоит упомянуть о потрясающем эффекте керамических, покрытых глазурью «корон», венчающих каждый зубец стены, и особенно керамические гербы – голубым по белому… Гербы – еще и демонстрация одного из важнейших декоративных ресурсов модернизма вообще и творчества Доменека в частности: использование природных мотивов и их стилизации… Цветочный орнамент Доменек всегда использовал как бы в противовес агрессивной «рациональности» архитектурной рамки. Своей вершины этот подход достигает в изобилии керамических и мозаичных роз, оплетающих решетку Палау де ла Мусика Каталана».

Увы, нам не удалось сфотографировать и даже рассмотреть вблизи главный шедевр Доменека – больницу Сант-Пау, признанную и самым крупным проектом модернизма. Мы тоже проезжали ее на машине, но остались под сильным впечатлением. Зато «шедевр размером поменьше» – Дворец Каталонской Музыки» – обошли со всех сторон.



В таких кассах раньше продавали билеты.

Теперь кассы современные, и все здание местами осовременено.


Но внутри сохранилось изумительное фойе – здесь те же розы.

А в фойе – кафе,

где можно заправиться тапасами – разнообразными закусками.

Этого мы, как ни странно, делать не стали, а осмотрели роскошную лестницу, ведущую в зрительный зал.



О самом же зале можно судить по крохотной картинке в программе концерта.

Почти все шедевры модернизма расположены в районе Эйшампле, отстроенном в конце XIX века за пределами снесенной городской стены. Здесь даже есть так называемый «Золотой квадрат», где сосредоточено около ста пятидесяти памятников этого стиля. Вот еще несколько красивых домов на Пассейч де Грасиа.



Но необыкновенные дома есть и в Старом городе: и на Рамбла,







Архитектурное наследие Барселоны периода национального Возрождения получило историческое название «каталонский модернизм». На рубеже XI–XX вв. в столице Каталонии появилось более сотни уникальных шедевров зодчества. Вот список 10 лучших объектов барселонского модерна.

1. Собор Саграда Фамилия

Храм Святого Семейства (фото: Sam valadi)

Монументальный собор Святого Семейства – выдающееся творение Гауди, самый известный архитектурный памятник Барселоны. Восемнадцать башен огромного храма напоминают горные пики или ракеты, готовые к полету. Гауди начал работу, когда часть здания, основанного в 1892 году, уже была построена. Он внес в проект свои новаторские идеи. Великолепно пластическое оформление фасадов, посвященное этапам земного бытия Иисуса. Строительство величественного собора продолжается: завершение запланировано к 2040 году.

2. Ла-Педрера

Второе имя этого особняка — Дом Мила. Здание с изогнутыми линиями фасадов напоминает загадочную гору Монтсеррат. Каса Мила – последняя завершенная работа Гауди, памятник национального значения, объект Юнеско. Облик здания уникален даже для яркого стиля модерн: внешние стены похожи на прибрежные скалы, кованые балконные решетки – на морскую траву. Светотени создают на фасаде оптические эффекты движения.

3 Дворец каталонской музыки

Фасад Дворца (фото: Nicolas Blanzac)

Этот концертный зал называют дворцом за его роскошный возвышенный облик. Доменек-и-Монтанер строил здание для хора Orfeó Català. В конструкции фасадов Дворца сочетаются черты арабского стиля и традиционного испанского зодчества. В экстерьере преобладают изогнутые линии, растительные мотивы, керамический декор, цветное стекло. В концертном зале реализовано естественное освещение через витражный потолок, выполненный в форме вогнутого купола.

4. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Больница Сант-Пау (фото: Santi)

Проект Hospital de la Santa Creu i Sant Pau создал мастер модерна – Луис-Доменек-и-Монтанер. Структура комплекса состоит из 26 оригинальных павильонов с мозаикой, витражами, роскошной керамикой. Здания увенчаны куполами, шатровыми крышами, островерхими башнями, украшены мавританскими арками, ротондами, пилястрами и рельефным декором. Интерьеры оформлены колоннами, нервюрными сводами, цветной мозаикой. Госпиталь Сан-Пау включен в список Юнеско.

5. Дом Бальо

Этот дом – работа Гауди, завершенная в 1877 году. Во внешнем облике и внутренней структуре здания нет прямых линий: преобладают изогнутые очертания. Дом украшен изразцами, коваными элементами, витражами. Тонкие колонны на фасаде похожи на части скелета, поэтому Каса Батльо называют «домом костей».

Это здание реконструировано из более раннего особняка. У него плоский фасад, расписанный сграффито, ступенчатые фронтоны, украшенные мозаикой, роскошные резные обрамления окон. Главный портал оформлен пластикой на библейские темы. Архитектором проекта был каталонец Пуч-и-Кадафальк.

7. Здание Фонда Антони Тапиеса

Фонд Антони Тапиеса (фото: solrak14)

Фонд Тапьеса разместился в здании, спроектированном Доменек-и-Монтанером. Объект построен в стиле раннего каталонского модернизма. Он возведен на основе металлоконструкций, сложен из красного кирпича. Под крышей Фонда помещаются музей Антонии Тапьеса и Центр исследований современного искусства.

8. Дворец Гуэль

Дворец Гуэль (Palau Güell) (фото: Lieven SOETE)

Гауди построил Дворец Гуэль по образцу старинных палаццо венецианских дожей. Здание сложено из светлого камня, его двадцать башен-дымоходов, покрытые керамикой, похожи на мистический лес. Главный зал дворца занимает все этажи: высота сводов достигает 20 м.

9. Каса Террадес

Каса де лес Пунчес (Пинхас) (фото: Claude)

Особняк Каса де лес Пунчес (Дом Террадес), построенный в 1903 году, называют «Дом с шипами» – за башни с острыми шпилями. Каждый из шести его фасадов получил индивидуальное оформление. Здание украсили керамические панно, изысканная резьба по камню, кованые балюстрады.

10. Дом Лео Морера

Дом Lleó Morera (фото: Yuri Rapoport)

Каса Льео Морера – шедевр каталонского модернизма, реконструированный Монтанером в 1906 году. Изогнутый фасад оформлен эффектными портиками и балюстрадами, на углу установлена ротонда, на крыше – башенка-темпьетто. Нижний этаж опоясан цепью розовых мраморных колонн. Скульптурное оформление выполнил Эусеби Арнау.

Здания Барселоны в стиле модерн на карте

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Для начала небольшой экскурс о каталонском модерне. Это не ровно то же, что французское арт-нуво.

Для Каталонии конца девятнадцатого века модерн означал не просто новое искусство (плавные линии, асимметрия, вдохновение природой и символизм) и промышленный прогресс (железо, стекло и бетон, позволившие эксперименты с материалами), но и возрождение каталонской культуры.

Сугубо каталонское в модерне – традиционные ремесла (цветная мозаика) и сюжеты мифологии (легенда о покровителе Каталонии Святом Георгии). Стоит помнить и о влиянии арабской архитектуры, которое всегда было сильно в Испании.

Модерн в Барселоне ассоциируется с Антонио Гауди. Но мы расскажем не только про его дома, но и о зданиях других знаменитых архитекторов, творивших в то же время. Основной площадкой, на которой оттачивали свои фантазии модернисты в начале двадцатого века, стал современный район Эшампле.

Разбогатевшей каталонской буржуазии понадобились новые дома, которыми можно было бы козырять перед знакомыми. Так появился Эшампле с бульваром Грасия. На нем и построили здания три главных архитектора каталонского модерна: Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер и Жозеп Пуч-и-Кадафалк.

На бульваре Грасия рядом стоят три шедевра модерна: Дом Бальо Гауди, Дом Лео Морера Доменека-и-Монтанера и Дом Амалье́ Пуча-и-Кадафалка. Этот квартал назвали «Яблоко раздора» (Illa de la Discordia).

Бальо – самый необычный и яркий проект Гауди, заказанный ему промышленником Жозепом Бальо-и-Касановасом. В архитектуре зашифрована легенда о Святом Георгии. Крыша напоминает хребет дракона, башенка-купол – рукоятку меча святого.

Силуэт дома как внутри, так и снаружи кажется причудливым скелетом. Балконы похожи на кости и карнавальные маски.

Фасад, выложенный полихромной цветной мозаикой, меняет оттенки в зависимости от освещения (на ум приходят «Кувшинки» Моне).

Для облицовки дома Гауди использовал традиционные каталонские техники – цветную мозаику для фасада и крыши, а также бело-синюю плитку – для внутреннего двора.

Экскурсии по дому проходят с толково составленным аудиогидом, вплоть до указаний: «а теперь посмотрите на внутренний дворик снизу вверх».

CASA LLEÓ MORERA

Дом архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера, одного из основателей и идеологов каталонского модерна. Заказ поступил в 1902 году от сеньоры Франчески Мореры, чья семья разбогатела в Новом свете. Потом к названию добавилась фамилия ее сына – Лео.

Фасад не сохранился в первоначальном виде, но до сих пор можно видеть статуи, классические, но если приглядеться, они держат в руках приметы времени – граммофон, телефон и электрическую лампочку.

Доменек-и-Монтанер придумал архитектурный проект дома, а внутренную отделку были приглашены делать видные мастера тех времен – скульпторы, краснодеревщики и стекольщики. Сейчас восстановлены интерьеры с богатой деревянной отделкой, керамикой и мозаикой.

Любопытно, что всюду натыкаешься на символы, связанные с фамилиями владельцев. Морера переводится как «шелковица», поэтому керамика в форме цветка, изображения тутового дерева в витражах и мозаике.

Также ищите каменного льва, ведь так переводится фамилия Лео. Самая яркая часть дома – невероятные витражи с петушками и мозаики с дамами, отдыхающими на лужайке у пруда. Все визиты в Дом Лео Морера проходят только по предварительной записи на сайте.

CASA MILÀ (LA PEDRERA)

Дом Мила, прозванный также каменоломней (La Pedrera). В 1905 году магнат Пере Мила поручил построить Антонио Гауди дом с квартирами для сдачи и в том числе с аппартаментами для себя.

Архитектор сделал акцент на волнообразном фасаде и кованых железных конструкциях балконов. Кажется, что засохший плющ обвивает камень. Мила известен выдающейся крышей, где архитектор замаскировал дымоходы и вентиляционные отверстия под каменных воинов.

Считается, что за образец фигур взяты средневековые рыцари. Возможно, Гауди думал и про древнегреческий миф о зубах дракона, из которых выросли воины. Нам в голову отчего-то пришли 33 богатыря из морской пучины в «Сказке о царе Салтане». Главный пункт посещения в Миле – крыша и одна из квартир, где сохранена обстановка начала 20 века.

PALAU DE LA MÚSICA CATALANA

Один из самых важных архитектурных проектов Луиса Доменека-и-Монтанера – Дом каталонской музыки, которым он занимался с 1905 по 1908 год.

Красно-кирпичный фасад отчасти содержит мавританские влияния – с типичными башенками и колоннами, но также и с модернисткими скульптурами, кованым железом, мозаикой и пестрой плиткой.

Ошеломляющее впечатление здание проиводит изнутри, в фойе – витражи и мозаики, а концертный зал – с эмалевыми панелями на потолке, витражным куполом и витражами по всему периметру.

Благодаря обилию стекла для концертного зала днем используется только естественное освещение. В Дом каталонской музыки можно прийти на экскурсию.

HOSPITAL DE SANT PAU

Еще одно произведение Луиса Доменека-и-Монтанера – госпиталь Святого Павла. По масштабности его отчасти можно сравнить с Саграда Фамилия коллеги Гауди.

Оригинальная идея архитектора заключалось в постройке 48 современных и функциональных павильонов, но только 27 из них были построены.

Он соединил в фасаде элементы готики и арабского стиля, добавив туда цветные черепицу и плитку, а также кованые железные конструкции цвета «мышьяк», типичные для модерна.

Внутри – витражи, керамика, мозаики с растительными орнаментами, светильники из цветного стекла. Можете вообразить такой госпиталь?

Сейчас больница переехала в новое здание. Павильоны Hospital de Sant Pau отреставрировали и превратили в музей.

CASA AMATLLER

Третье важное имя для каталонского модерна – Жозеп Пуч-и-Кадафалк. В «Яблоке раздора» его Дом Амалье́ стоит посередке между домами Бальо и Лео Морера. Как и в случае c его коллегами, дом был заказан нуворишем, шоколадным магнатом Антонио Амалье.

Пуч-и-Кадафалк снабдил дом ступенчатым фронтоном в фламандском стиле и готическими окнами. Фасад выложен плиткой пастельных тонов, отчего здание немного напоминает пряничный домик.

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

В конце XIX века , после Всемирной выставки 1888 года Барселону ждал неконтролируемый рост и необыкновенный момент в развитии архитектуры. В эти годы архитектурные стили ассоциировались с социальным статусом , иметь дом в модернистском стиле означало принадлежность к самому богатому классу.

Для этого, архитекторы, чтобы удовлетворить прихоти и пожелания своих клиентов , начали создавать здания с уникальным и особенным стилем , используя цветочные орнаменты, кованные украшения, волнообразные формы, витражи, фрески, керамическую мозаику и многое другое.

Начиная с Эшампле...

Самым модернистским районом Барселоны, без сомнения, можно считать : здесь вас ждут самые знаковые здания города. С чего начать? Вы можете отправиться на Площадь Каталонии и отттуда двигаться по одной из самых известных улиц города, . Первыми зданиями на вашем пути окажутся Унион и Феникс , построенный между 1927 и 1931 годами архитекторами Эусеби Бона Пуч и Фредериком Марсом , и Дворец Малагрида , построенный в 1905-1908 годах Жоакином Кодином .

Немного впереди и слева вас ждет знаменитое Яблоко раздора , именно в этой части проспекта представлены три работы, созданные тремя выдающимися архитекторами каталонского модернизма: Дом Лео Морера Луиса Доменека-и-Монтанера , Дом Амалье архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька и, конечно, de Gaudí .


Экскурсии по Барселоне

Предлагаем вам с нашими друзьями - командой Трипстер:) Ребята предлагают захватывающие и увлекательные экскурсии от местных жителей в разных точках мира. Они уверены, что никто не сможет рассказать о всех загадках и прелестях города лучше тех, кто там проживает. Предлагаем вам ознакомиться с возможными экскурсиями и турами на их сайте.

Похожие публикации