Что произошло на балу у фамусова. Сочинение на тему: «Бал в доме Фамусова

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Краткое описание

Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1Грибоедов сочинение
Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума».

2) Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов.

Сцена бала в комедии подготавливается заранее. С точки зрения идейного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения «века нынешнего» и «века минувшего», выявляется неприятие обществом идей и мыслей Чацкого - представителя передовой дворянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.

Большое значение имеют картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи признания в начале третьего действия комедии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек:

Я сам? не правда ли смешон?

Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой отождествляет ее с безумием:

От сумасшествия могу я остеречься...

Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на танцевальном вечере у Фамусова:

Вот нехотя с ума свела!

Сцена бала - это типичная картина московских нравов того времени, так называемая «галерея типов» фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров.

Первой приезжает чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, - старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он «спокоен и ленив», им забыты «шум лагерный, товарищи и братья».

Думается, что Наталья Дмитриевна до замужества также хорошо знала Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:

Не ошибаюсь ли!., он точно, по лицу...

Ах! Александр Андреич, вы ли?

Наталья Дмитриевна - яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье «нездорового» мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека. Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

Показательна фраза Натальи Дмитриевны: «Мой муж - прелестный муж», - построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: «Ваш шпиц - прелестный шпиц». Это свидетельствует о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены. Да и сам Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько лет «твердит дуэт а-мольный» в одиночестве, замечая при этом, что теперь он «не то».

Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представляют, по словам Гончарова, «контингент невест» того времени. Их поведение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера...»: княжны умеют «принарядиться» «тафтицей, бархатцем и дымкой», все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,

что определяющими в обществе являются чин и деньги. Княгиня Тугоуховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, узнав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.

В комедии Грибоедов использует такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Ярким примером тому может служить князь Тугоуховский, который считает глухоту единственным недостатком. Он сам плохо слышит и вынужден все переспрашивать по несколько раз, приставив к уху слуховую трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится в полном подчинении у жены. Его роль в семье настолько незначительна, что в течение всего бала он не произносит никаких слов, кроме междометий «И-хм!», «О-хм!», «У-хм!» и т. д.

Старуха Хдестова, пережиток екатерининского века, ярая крепостница, своеобразный «Фамусов в юбке», уверенно держится в обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать «.прошедшего житья подлейшие черты», выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.

Персонаж, без которого галерея типов фамусовской Москвы, представленная на балу у Фамусова, была бы неполной, - это Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут». Все знают об этом, но тем не менее его всюду принимают, так как «мастер услужить». Он учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всем соглашается с окружающими.

Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими высказываниями в адрес членов фамусовского общества, чем приближает кульминацию и развязку общественного конфликта, столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим».

Так, он успевает наговорить колкостей графине-внучке, сидящей «в девках целый век».

Согласие, единство, сплоченность - важная характеристика московского общества.. Это единство проявляется и в том, как это общество восприняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N.. не имеющим даже полного имени.

Сплетня объединила всех героев комедии. Слух о сумасшествии Чацкого явился для фамусовского мира единственным оружием против смелых речей Чацкого, единственным выходом из создавшейся ситуации. Московский «свет» таким образом выразил свое отношение к поведению героя, расценив его как социальное безумие. Фамусов - идеолог этого общества - говорит:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

По тому, как быстро распространилась сплетня, можно судить о характерах людей, населяющих это общество. Сам Чацкий, услышав разговор Хлестовой и Репетилова, узнает о сути разносимой сплетни. Он даже дает оценку так называемому «механизму» ее распространения:

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют...

Софья, пустившая слух, не видит в этом ничего предосудительного:

Хочу - люблю, хочу - скажу.

Молчалив к сплетням относится негативно:

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Маленький чиновник знает, что сплетня может в один миг уничтожить человека или же помочь сделать карьеру.

Сплетня служит средством раскрытия характеров не только главных персонажей, но и второстепенных. Так, Платон Михайлович сначала не верит тому, что Чацкий «сошел с ума», но вынужден признать это, когда узнает, что так думают все.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыслимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть:

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили...

Старуха Хлестова согласна с Фамусовым и считает, что можно сойти с ума от «пансионов, школ, лицеев», выступая тем самым против образования, видя в нем причину распространения свободомыслия. Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает уже форму гротеска:

Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?..

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого трагичен. Ему было тяжело узнать, что слух о его сумасшествии был пущен Софьей, в которую он влюблен.

Общественный конфликт достигает кульминации в монологе Чацкого о французике из Бордо «В той комнате незначащая встреча». Все гости отвернулись от героя и не обращают на него ни малейшего внимания: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием... Старики разбрелись к карточным столам». Герой одинок среди толпы людей.

Итак, сцена бала играет важную роль в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Здесь происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. Сцена бала приближает и развязку. Кроме того, на балу перед зрителем проходит галерея типов московского барства первой четверти XIX века.

3) В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал - найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женитьбы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под « каблук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.

Чацкий, главный герой комедии, представляет «новое время». Он противостоит Фамусову и всему «московскому обществу». Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.

Сцена бала – «главное» место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет «московского общества». Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.

Вокруг Хлестовой вьется толпа «почитателей». Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.

Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.

Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…

На первый взгляд, портрет «фамусовского общества» смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на «мертвецов». Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.

И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.

На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо». Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:

Москва и Петербург – во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье,

Во всех княжён вселять участье…

Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.

В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве».

Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.

Причину безумия героя «московское общество» видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем тогда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова поддерживает его:

И впрямь с ума сойдешь от этих,

От одних, от пансионов, школ, лицеев…

Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.

Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь «наступает» на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все «московское общество».

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Бал в доме Фамусова …Между главным героем и фамусовской Москвой огромная пропасть, это как небо и земля, это как медаль о двух сторонах… Жизненные принципы и устои у них различны, и, самое главное, Чацкий превосходит этих людей по уму в несколько раз. Таких людей опасаются, злятся на их превосходство --совершенно так, как в комедии. Чацкий совсем иной, выделяющийся из массы, и никто не хочет видеть человека лучше себя. Главный герой лишний на этом «празднике жизни».

Диалог Чацкого и Молчалина дает ясные предпосылки к разрыву героя с окружающими, и на балу этот конфликт обнаруживается неудержимо. Вот начинают появляться гости, такие характерные для окружения Фамусова. Чета Горичей прибывает первой, и Наталья Дмитриевна ищет поскорей того, кто сможет по достоинству оценить ее новый наряд и мужа. Да-да, для властной дамы эти вещи равнозначны: что Платон Михайлович, что тюрлюрлю-все едино, все выставляется напоказ, все предметы хвастовства и гордости. Унылый, подавленный вид мужа Натальи расписывает его нелегкое прошлое со своей женой-Чацкий не сразу узнает в распухшем тусклом человеке бодрого боевого товарища.

Жена довольна-муж находится под ее полным контролем, она вылепила из него свой идеал, прежде всего, для показа общественности. Князья Тугоуховские с шестью дочерьми продолжают образ хозяина дома. Княгиня лихорадочно подыскивает дочерям женихов. Узнав, что Чацкий не богат и не выслужился, она отзывает мужа, пошедшего было за ним. Хрюмины, Хлестова, Скалозуб, Загорецкий-здесь почти каждый из гостей--соперник другому.

Идет соревнование в тщеславии, и идет оно не на жизнь, а на смерть. Появление Чацкого будоражит пришедших, и пробегает тень волнения. За минимальное количество времени Чацкий успевает досадить всем: Наталья Дмитриевна боится, что старательно вылепленный идеал мужа растает от горячих, «вольных» слов Чацкого; внучку Хрюмину оскорбило его высказывание о том, что она лишь «подражательница модисткам», Хлестову задел смех героя. Все, включая Фамусова, ощутили неприязнь, которая ищет лазейку и, наконец, выливается в слух о сумасшествии. Интересен факт, что именно София стала причиной этого слуха-- она не меньше других раздражена и мимоходом роняет фразу: «Он не в своем уме».

Но, осознав, что она сказала, решает ничего не исправлять, и ошибка становится местью. Слух этот, как и в жизни, распространяется с невероятной быстротой. Со всех сторон слышатся предположения о причине сумасшествия Чацкого. Кто-то считает, что виной всему алкоголь, который герой якобы тянет «стаканами, нет, бутылками, нет, бочками». Другие винят наследственность, ведь «матушка его с ума сходила восемь раз». Но очень скоро и эти доводы показались слишком невинными. «Ученье-вот чума, ученость-вот причина, что…много…

развелось безумных людей, и дел, и мнений…»--Фамусов наконец говорит то, что так тяжко томило всех, и каждый чувствует ненависть ко всему близкому к Чацкому - это лицеи и гимназии, профессоры, а главное - книги. Выходит, раздражение и злость испытываются не только к главному герою, но и ко всему правильному и умному. Идеи по прекращению так называемого зла высказывают Фамусов: «Собрать бы книги все да сжечь» и Скалозуб: «… в школах будут по-нашему учить: раз, два!». Неудивительно, что Чацкий подавлен, и «мильон терзаний» разрывают его сердце. Он возмущен всем, что здесь происходит, он говорит о низости этих людей, глупости подражания и поклонения чужому. Тем временем мы знаем, что впереди его ждут еще большие потрясения.

Его монолог-- единственный на всем балу, где говорится о вещах значительных и стоящих. …Чацкий одинок. Наверное, это проигрыш в поединке благородства и низости. Гости «старательно кружатся в вальсе», а Чацкий стоит один посреди бала, на котором он лишний и ненужный. Он уже здесь определяет для себя единственно правильный путь: «Вон из Москвы!».

Похожие публикации