Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей младшего школьного возраста. Методика приобщения к пению детей раннего возраста Изучить особенности вокальных способностей детей младшего школьного возраста

Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников

Основным требованием к детскому репертуару , в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен . При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности : содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств : зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен .

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять : вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен . Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям , надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме :

1. Воспитательная ценность : основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение : художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар , включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника , доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар , педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни , доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников , созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.

Вторая проблема эстетическая ценность песен , исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара , забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.

Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь» , составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину» , «На мосточке» , «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребенка начинается с того, что малыша приучают, прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением.

Поэтому в основе методических приемов музыкального воспи­тания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.

Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребенку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создает у него радостное настроение. В работе с детьми по­старше для выявления интереса к пению используется показ игру­шек.

На втором году жизни дети уже начинают произносить и на-

Стр. 98

распев подпевать завоспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу - побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.

Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».

Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формиро­вания певческих проявлений детей на этом этапе является подра­жание пению взрослого.

Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель исполь­зует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке «Водичка» Е. Тиличеевой дети вместе со взрослым выполняют движения по тексту песни. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.

Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положи­тельное влияние на более робких.

Большое значение для музыкального развития в этом возра­сте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позво­ляет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.

Песенный репертуар

Песенный репертуар для детей первой младшей группы невелик. Однако в нем нашли отраже­ние праздники («На парад» Ю. Слонова, «Праздник» Т. Ломовой, «Елка» Т. Попатенко), близкие детям образы («Птичка» Т. Попатенко, «Жук» В. Карасевой), песенки о детях («Вот какие мы большие», «Да-да-да» Е. Тиличеевой). В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.

Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосы­лок развития у детей певческих интонаций.

Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Задачи и содержание обучения

На третьем году жизни певческий голос ребенка на­чинает формироваться - певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначаль­ные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

Стр. 99

На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит силь­нее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей по­является даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.

Большое место в младших группах отводится работе над дик­цией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не­сложные песни вместе со взрослым.

К концу четвертого года жизни они должны петь естествен­ным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, вклю­чающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни не­большого диапазона.

Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птич­ка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:

[Медленно] [Умеренно]

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:

[Оживленно]

Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой ок­тавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:

[В темпе марша]

Стр. 100

[Не спеша]

Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).

Песенный репертуар

Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представле­на общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.

Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное

исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо про­думать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картин­ки, которые помогают детям понять содержание песни.

Кроме этого, используются игровые приемы. Например, зна­комя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог пока­зывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,- напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим уча­стием помогает более робким.

Когда песня выучена, можно использовать разные игровые при­емы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,- говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а испол­няя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показы­вают, как «играют на трубе».

Во второй младшей группе чаще используются обучающие при­емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2-3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.

Стр.101

Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включают­ся все.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ре­бенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.

В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное друж­ное пение.

«ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШО!»

1. До чего же хорошо! Солнышко сияет!

До чего же хорошо! Бабочка летает!

До чего же хорошо! Бегать на лужочке!

До чего же хорошо! Собирать цветочки!

2. До чего же хорошо! Плавают дельфины!

До чего же хорошо! Кушать мандарины!

До чего же хорошо! В озере купаться!

До чего же хорошо! Людям улыбаться!

3. До чего же хорошо! Дождик над полями!

До чего же хорошо! Песенку петь с мамой,

До чего же хорошо! Быть кому-то нужным!

До чего же хорошо! Жить со всеми дружно!

Георгий Струве ‒ С нами друг

1. С нами друг - с нами друг,
Вместе - вместе
Запевай - запевай
Песню! - песню!
И тогда - и тогда
Солнце - солнце
Улыбнется нам с высоты,
И тогда - и тогда
Ярко - ярко
Расцветут на всей Земле цветы.

Припев:
Вместе мы построим дом,
Вместе мы посадим сад,
Вместе пропоем эту песню.
Знают все, что вместе нам,
Знают все, что вместе нам,
Вместе нам всегда интересней!

2. Птицы нас - птицы нас
Звали - звали
За собой - за собой
В дали - в дали,
Но тогда - но тогда
Кто же - кто же
По траве пройдет босиком?
Но тогда - но тогда
Кто же - кто же
Сад посадит и построит дом?

3. Пусть Земля - пусть Земля
Кружит - кружит,
Дети все - дети все
Дружат - дружат.
Мы тогда - мы тогда
Быстро - быстро
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда - мы тогда
Домом - домом,
Землю общим домом назовем.

Хрестоматия песен для детского сада

в сопровождении фортепиано

Музыка: С.В. Крупа-Шушариной
Стихи: М. Дружининой
«Феникс», 2009г.
Серия: Хрестоматия педагогического репертуара

Сборник адресован музыкальным работникам ДОУ, педагогам вокальных студий, работающих с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста

Часть 1. МОЯ СЕМЬЯ песенки о маме, папе, бабушке – о всей семье и семейных праздниках .
Детский сад
День рождения
Мамочка-мамуля
Бабушка
Мамин праздник
Портрет тёти
Дедушка
Моя сестра
Старший брат
Мы попросили как-то папу
Мама и сын пошли в магазин
Кошка Мурка
Щенок
Грустные рыбки
Мальчик и кактус
Белый снег
С Новым годом!

Часть 2. ИГРЫ И ИГРУШКИ
Кукольный домик
Купание куклы
Друг в гостях
Модница-мартышка

Часть 3. А ЧТО НА НАШЕЙ УЛИЦЕ? песенки о животных
Бегемот в музее
Дикобраз и парикмахерская
Попугай на почте
Корова едет в больницу
Слонихи в ателье
Петушок и курица идут в аптеку
Мишка в библиотеке
Гусиный хор
В булочной у обезьянки

Часть 4. ПЕСЕНКИ-СЧИТАЛКИ
Музыкальная считалка 88
Карнавальная считалка 90
Ёлочная считалка 92
Клоунская считалка 94
Птичья считалка 96
Ягодная считалка 98
Ореховая считалка 100
Карусельная считалка 102
Цветочная считалка 105
Грибная считалка 108
Насекомная считалка 111
Рыболовная считалка 114
Автомобильная считалка 117
Спортивная считалка а 120

Часть 5. ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ поможет ознакомиться с транспортом и ПДД в песенной форме.
Во дворе
Посмотри на светофор
Как перейти дорогу?
Мотоцикл и велосипед
На зеленом самокате
Легковая машина
Трамвай
Троллейбус
Автобус, «маршрутка» и метро
Пожарная машина
«Милиция»
«Скорая помощь»
Грузовик
Бетономешалка
Поливальная машина

Маленькие песенки для детей ясельного возраста (подпевание) муз. и сл. Г. Вихаревой

Мышки, сл. и муз. Г. Вихаревой

Задачи и содержание обучения

На третьем году жизни певческий голос ребенка на-чинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначаль-ные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит силь-нее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей по-является даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.
Большое место в младших группах отводится работе над дик-цией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не-сложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естествен-ным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, вклю-чающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни не-большого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птич-ка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:
[Медленно] [Умеренно]

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:
[Оживленно]

Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой ок-тавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:

[В темпе марша]

[Не спеша]

Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).

Песенный репертуар

Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представле-на общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.

Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное
исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо про-думать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картин-ки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, зна-комя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог пока-зывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим уча-стием помогает более робким.
Когда песня выучена, можно использовать разные игровые при-емы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,— говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а испол-няя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показы-вают, как «играют на трубе».
Во второй младшей группе чаще используются обучающие при-емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.

Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включают-ся все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ре-бенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное друж-ное пение.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

Похожие публикации