История дома. Усадьба Колокольниковых

На протяжении всей истории Российской империи существовало такое сословие, как купцы. Эти предприимчивые люди своим благосостоянием были обязаны не происхождению, а усердию и трудолюбию, с которым они создавали свое дело. Купеческие дома не были такими помпезными и роскошными, как дворцы знати, но все же оформление делалось со вкусом.

В Тюмени сохранилась одна-единственная классическая купеческая усадьба — музей Колокольниковых. Здание построено в первой четверти XIX века и изначально принадлежало купеческой семье Иконниковых, один из которых, Иван Васильевич, три года был городским главой Тюмени. Он отстроил усадьбу в два этажа, причем нижний этаж был из камня, а второй — из дерева. Однако дом был настолько хорошо оштукатурен, что со стороны казался полностью каменным.

В 1837 году во время поездки в Тобольскую губернию усадьбу посетил будущий император Александр Второй, тогда еще цесаревич. А в 1888 году дом перешел во владение купца Ивана Колокольникова. В эти же годы были проведены ремонт и переустройство дома. Новый владелец украсил здание богатой резьбой и немного расширил.

В годы революции и гражданской войны в доме Колокольниковых располагался сначала Комитет помощи раненным русским солдатам белой армии, а в августе — октябре 1919 году — штаб будущего маршала Советского Союза Василия Блюхера. С тех пор горожане так и прозвали его — Дом Блюхера. С 1979 году усадьбу передали Тюменскому краеведческому музею , а в 2005 году здесь образован Музей-усадьба Колокольниковых.

Архитектура здания Торгового дома Колокольниковых сочетает в себе элементы двух стилей — барокко и сибирского уездного. Большие окна первого этажа дают хорошее освещение (здесь когда-то располагалась купеческая лавка). Внутреннее убранство очень изысканно, особенно выделяется лепной декор. Каждое помещение имеет свою уникальную гипсовую отделку, на стенах расположены портреты владельцев.

В музее выставлены предметы быта XIX века, в одной из комнат воссоздана купеческая лавка. В бывшем кабинете Блюхера сохранились его вещи — письменный стол, а на нем — телефон и настольная лампа. Большое количество мелких деталей (старинные часы и шахматы, картины, посуда) создают ощущение полного погружения в эпоху царской России.

В музее-усадьбе постоянно организуются тематические выставки и курсы познавательных лекций, проводятся творческие викторины и конкурсы. К этому стоит добавить доброжелательных экскурсоводов, которые ответят на все возникшие вопросы и расскажут много интересного. Вывод: посещение данной усадьбы обязательно для всех, кого интересует живая история родного края.

Видео «Экскурсия по музею-усадьбе Колокольниковых в Тюмени»

Усадьба Колокольниковых (Тюмень, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Усадьба Колокольниковых - уникальный дом-музей, в котором удалось сберечь и передать атмосферу 19 века через внутреннее убранство и предметы купеческого быта. Здесь бережно сохранена история семей купцов Колокольниковых и Иконниковых. В архитектуре здания изящно переплетены элементы барокко и сибирского уездного стиля. Первый этаж усадьбы - каменный, второй - деревянный, фасад украшен искусной резьбой. Благодаря огромным окнам первого этажа, где размещалась лавка, в залах музея много света. На сегодняшний день усадьба входит в музейный комплекс им. Словцова.

Немного истории

Сам дом принадлежал градоначальнику Тюмени - Ивану Иконникову. В 1837 г. здесь останавливался на ночлег цесаревич Александр (будущий император Александр II). Во время Гражданской войны в имении работал госпиталь для «белых» офицеров, а позже находилась штаб-квартира «красного» генерала Василия Блюхера (после этого особняк еще много лет тюменцы называли «Домом Блюхера»).

В экспозиции музея сохранились вещи, принадлежащие Блюхеру: письменный стол, лампа и телефон.

Что посмотреть

Интерьер усадьбы прекрасно передает атмосферу купеческого дома 19 века: изящная лепнина на потолках, массивные люстры, старинная мебель, портреты владельцев и именитых гостей особняка. В одной из комнат на первом этаже воссоздан собирательный образ тюменской торговой лавки того времени - купец Колокольников торговал колониальными товарами: чаем, сахаром, специями. Лучше всего дух эпохи передают мелкие детали, отдельные предметы быта - таких объектов в экспозиции предостаточно: это старинные часы, статуэтки, сервизы, коллекционный набор шахмат в виде фигурок драконов.

Кроме того, здесь организуют художественные, исторические и этнографические выставки, проводят циклы лекций, устраивают творческие мастерские и викторины: среди постоянных мероприятий - «Знакомьтесь - пианола», «Путь чайного листочка», «Купеческое гостеприимство».

Практическая информация

Адрес: Тюмень, ул. Республики, 18. Веб-сайт .

Выходные: понедельник и вторник. Стоимость билетов на выставки - от 30 до 100 RUB, дети до 6 лет - бесплатно. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

О приезде цесаревича, уникальном декоре и предметах, на которые стоит обратить внимание в музее-усадьбе.

«Жемчужина деревянного зодчества», «царский дом», штаб-квартира красного командира Василия Блюхера - как только не называли тюменцы этот украшенный богатой резьбой особняк. Сегодня это единственная сохранившаяся в городе классическая купеческая усадьба, которой ни много ни мало 211 лет.

Высокий гость

Дом, который расположен по адресу Республики, 18, ещё называют домом Иконникова: по фамилии первого владельца - купца и городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Именно здесь в 1837 году останавливался цесаревич Александр Николаевич - будущий российский император Александр II. Тюмень и Сибирь в целом с её полноводными реками и красивыми лесами на 20-летнего юношу произвели более чем приятное впечатление. А вот его наставник, известный поэт Василий Андреевич Жуковский, который сопровождал будущего императора в поездке, в своих дневниках был скуп на комплименты. Он писал, что Тюмень - город бедный, город грязный.

Приезд цесаревича не прошел бесследно: дом не только стал называться царским, но и был освобожден от квартирной повинности. А его владелец из купца третьей гильдии превратился в купца второй гильдии.

Имперский декор

Прошло около полувека, и у усадьбы появился новый владелец - Иван Петрович Колокольников. Купцы Колокольниковы сделали себе настоящее состояние на торговле чаем. Именно у них появились первые в городе телефон и автомобиль. Новый хозяин нанял архитектора и полностью перестроил здание. После ремонта дом стал значительно больше и красивее. У Колокольникова было семь детей: шесть сыновей и одна дочь. Для того чтобы поместить всю семью, ему пришлось построить рядом два флигеля. В доме Иконникова при Колокольникове уже никто не жил: здесь лишь отмечали памятный для всего города день - день приезда цесаревича - и крупные православные праздники.

«Дом приобрел совершенно великолепный, уникальный декор, - рассказывает заведующая музеем Татьяна Симоненко. - Снаружи это элементы каменной архитектуры, которые выполнены в технике деревянной резьбы. Изнутри это лепной и отчасти деревянный, имперский, декор. При этом провинция всегда следовала моде столиц: подобно тому, как Зимний дворец украшают античные скульптуры, крышу этого дома украшают вазоны».

Кстати, когда-то парадный вход в здание находился со стороны улицы Республики, которая в то время называлась Царской - опять-таки после приезда цесаревича. Но после убийства Александра II в 1881 году Колокольников распорядился закрыть вход и разместить там элементы усыпальницы. Когда-то здесь можно было увидеть фигурку плачущего ангела, но со временем она была утрачена.

На благо города


Колокольниковы были людьми далеко не ординарными. Не в пример купцам из пьес Островского, они были весьма образованными, благодаря им в городе появилось четыре учебных заведения. А один из сыновей Колокольникова - Виктор - и вовсе был директором коммерческого училища - сейчас в этом здании находится архитектурно-строительный университет. Кстати, после эмиграции в Харбин он продолжил заниматься образовательной деятельностью, открыв училище для детей эмигрантов.

После революции судьбы Колокольниковых сложились по-разному. К примеру, один из братьев, Степан, эмигрировал в Америку и продолжил заниматься торговлей. А благодаря его жене, которая работала в библиотеке Конгресса, сохранился фонд документов, который она и отправила в музей-усадьбу. Жена другого брата, Владимира, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию, играла на фортепиано, преподавала в музыкальной школе и участвовала в озвучке первых фильмов Тюмени.

«Да, благополучие Колокольниковых основывалось на их капитале, - говорит Татьяна Симоненко. - Но это были талантливые люди со своими плюсами и минусами. Несмотря ни на что они не впали в депрессию, страдая по поводу того, что у них практически всё отняли, и единственное, что осталось, - это их знания».


В наши дни, во втором здании музейного комплекса находится постоянная экспозиция «Торговый Дом И. П. Колокольникова Н-ки». Здесь собрана богатая коллекция чайной утвари, а также живописные портреты купцов Колокольниковых.

От садика до коммуналки

В 1919 году в здании размещался штаб 51 стрелковой дивизии и квартира одного из первых пяти Маршалов Советского союза Василия Блюхера. Вообще чего тут только не было в советское время - и ЗАГС, и садик для детей работников НКВД, и коммунальные квартиры. Когда дом практически полностью пришел в упадок, здесь решили разместить музей, посвященный Блюхеру. И только в 90-е годы здание наконец отреставрировали. Сейчас именно оно является главным, если так можно выразиться, предметом экспозиции. Заведущая музеем считает, что по количеству исторических событий, связанных с домом, он смело может конкурировать с нашим динамичным веком.

Предметы, на которые стоит обратить особое внимание в музее-усадьбе

Блюдо подносное


Это копия того блюда, на котором в 1837 году Иван Васильевич Иконников по старинному русскому обычаю поднес Высокому гостю - цесаревичу Александру Николаевичу - хлеб-соль. Оригинал будущий император забрал с собой. Оба блюда выполнены из простой тюменской глины. На нём можно прочитать - «Тюменское Градское Общество приемлет смелость поднесть хлеб-соль». В нижней половине блюда был изображен герб Тюмени - плывущее судно с распущенным флагом.

Цесаревич Николай Александрович - будущий император Николай II и последний российский царь - в Тюмени не был. Зато был в Тобольске. В составе депутации от нашего города был и глава семейства Колокольниковых. Именно с его именем связывают появление в Тюмени посуды из утвари цесаревича.

Чудотворный крест времён Алексея Михайловича из Кремля в свое время попал в первый православный собор Тюмени - Благовещенский. Во время Гражданской войны здесь разместился антирелигиозный музей, в котором крест стал одним из экспонатов. Позже храм взорвали.

Крест сочетает в себе гравировку, эмали и фигурное литье. Не сохранилась маленькая рака с чудотворными мощами святого. Это напрестольный крест, в музее есть также деревянный запрестольный.

Шлюпку местные мастера изготовили специально к переправе цесаревича Александра Николаевича. Хранилась она в специальном здании - недалеко от того места, где сейчас находится Вечный огонь на Исторической площади. Когда в 1873 году сын Александра II возвращался из путешествия по Америке через Дальний Восток и Сибирь, шлюпку снова спустили на воду. После 35 лет хранения она с честью выдержала 2-хчасовую прогулку по Туре. Кстати, на воду её спускали на руках. О том, что занятие это было не из легких, можно судить уже по размерам лодки - около 17 метров в длину и 3,5 метров в ширину. Поместиться в ней могли около 40 человек. В советское время шлюпку разобрали и выбросили.

В музее хранится макет, выполненный местным корабелом Слуцким, в масштабе 1х10. Причем сделан он настолько точно, что в своё время чертежи Слуцкого запрашивал военно-морской музей Санкт-Петербурга.

В 90-х сотрудники музея решили заказать восковые фигуры цесаревича Александра Николаевича, Жуковского и Блюхера. Но они не были уверены, что руководство одобрит их идею, ведь это не дешевое дело. Тем не менее, ответ был положительным. Изготовлением восковых фигур занялись петербургские мастера, которые учились в музее мадам Тюссо. Когда заказ был готов, в программе «Время» упомянули о странной компании, которая едет в Тюмень из Санкт-Петербурга: император, поэт и красный командир. Кстати, в подарок петербургские мастера выполнили ещё и собаку из папье-маше - похожую на ту, что можно увидеть на одной из фотографий Блюхера.

В отличие от скульптуры или живописного портрета, где большую роль играет видение мастера, восковые фигуры создавались с полным соблюдением иконографии, на основе художественного и фотографического материала. Например, в случае с цесаревичем использовалась даже его посмертная маска. Получилось реалистично. По крайней мере, многие посетители, мельком увидев фигуры, с ними здороваются.

Похожие публикации