Для чего и как строили пирамиды в древнем египте. Тайна египетских пирамид

Установлено, что знаменитая пирамида Хеопса содержит в себе более двух миллионов внушительных по размерам каменных блоков. Каждый элемент конструкции весит от двух до пятнадцати тонн. Блоки так плотно пригнаны один к , что между ними нет возможности просунуть узкое лезвие ножа. Несмотря на колоссальные размеры, пирамиды имеют очень точно выверенные пропорции. Каким образом идеальности добились древние ?

Ответ на этот искали еще древние греки. Известный историк и путешественник древности Геродот высказал предположение, что пирамиды строили с использованием особых деревянных машин, которые могли поднимать каменные глыбы последовательно с одного уступа постройки на другой. Другие исследователи того времени считали, что блоки транспортировали по пологой земляной насыпи волоком или с использованием деревянных катков.

Геродот в своих сочинениях указывает, что на постройке крупных пирамид было задействовано до ста тысяч человек одновременно, которые трудились над одним сооружением несколько десятков лет.

В 70-х годах прошлого века японские инженеры попробовали построить уменьшенную копию пирамиды, применив устройство для подъема блоков и наклонную насыпь. Но их усилия не привели к положительным результатам, эксперимент провалился – слишком велико было трение между блоками и грунтом. Очевидно, древние строители знали некий особенный секрет, который был впоследствии утрачен и не дошел до нынешних времен.

Как же строились пирамиды в Египте?

Вот один из способов, который серьезные ученые и инженеры считают пригодным для возведения при существовавшем несколько тысяч лет назад уровне техники. Каменные блоки поднимались на пирамиду с четырех сторон сразу. По каждой стороне блока устанавливалась рама из деревянных , имевшая подкосы. Между стойками рамной конструкции имелось более толстое бревно, крепившееся к раме бронзовыми стержнями.

Напротив такого сооружения укладывали несколько бревен, связав их так, чтобы настил оказался чуть выше ребра ступени. По такому бревенчатому настилу блок подтаскивался вверх и посредством рычагов устанавливался на деревянные салазки. К салазкам крепился длинный прочный канат, который совместными усилиями тянули сразу несколько . Вращение , закрепленного на бронзовых стержнях, уменьшало трение.

Когда центр тяжести каменной глыбы переходил через край очередного слоя блоков, элемент переворачивался и принимал горизонтальное положение в требуемом месте. Салазки налегке возвращались вниз за очередным блоком.

Как показывают расчеты, при такой технологии для укладки одного двухтонного блока потребовалось бы не более полусотни рабочих.

К сожалению, подобные инженерные выкладки пока лишь на бумаге. Чтобы подтвердить или опровергнуть эффективность описанной технологии, понадобился бы полноценный эксперимент, который должен быть весьма дорогостоящим. И все же описанная технология в большей степени заслуживает доверия, чем приводимые рядом исследователей доводы в пользу того, что пирамиды на самом деле построили могущественные инопланетяне.

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды?

Как строили пирамиды?

Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени поднять и установить на свое место миллионы блоков? Это не преувеличение: одна только пирамида Хеопса содержит их 2 300 000. Блоки из известняка имеют вес от 2,5 до 15 тонн. С древнейших времен и до наших дней многие исследователи искали ответ на этот вопрос.

В вопросе о строительстве пирамид, естественно, нельзя обойтись без свидетельства посетившего Египет в 425 году до н. э. «отца истории» Геродота. Он предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. «Используемый метод заключался в том, чтобы строить шагами, или, как некоторые называют, – рядами или террасами. Когда построение основы было закончено, блоки для следующего ряда выше основы поднимались от основного уровня приспособлениями, сделанными из коротких деревянных рычагов; на этом первом ряде имелось другое, которое поднимало блоки на один уровень выше, таким образом, шаг за шагом блоки поднимались все выше и выше. Каждый ряд или уровень имел собственный набор механизмов одного и того же типа, которые легко перемещали грузы с уровня на уровень. Завершение построения пирамиды начиналось с верху, с самого верхнего уровня, продолжалось вниз и заканчивалось самыми нижними уровнями, находящимися ближе к земле».

Упоминание Геродотом «деревянных машин» придало импульс одному из направлений исследований. Итальянский египтолог Освальдо Фалестиеди считает, что остатки одной из таких машин нашли в XIX веке при раскопках храма царицы Хатшепсут. Он сумел восстановить древнее устройство, и оно заработало!

Сконструированная Фалестиеди машина напоминает колыбель: внутри деревянного каркаса помещается обвязанный веревками каменный блок, который раскачивается при помощи специальных клиньев. С помощью такого раскачивания, убежден изобретатель, древние египтяне поднимали многотонные камни. Открытие Фалестиеди апробировали японские и американские инженеры и археологи, подтвердившие правоту итальянца. Теперь Фалестиеди вместе с инженерами из Туринского политехнического института собирается создать действующую модель устройства, которое сможет поднимать камни весом до сорока тонн.

Но не только Фалестиеди вдохновили слова Геродота. Американец Рон Уайетт сконструировал свой вариант подъемной машины. Очевидная простота устройства, сам принцип работы и многие другие свойства данной конструкции делают этот механизм чрезвычайно похожим на тот, который был описан Геродотом и который использовался древними египтянами при построении пирамид.

Интересной гипотезой является версия о «древнейшем в мире бетоне». В 1710-х годах француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем. Англичанин Р. Покок в 1745 году высказал предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. А в наше время снова была возрождена гипотеза о цементной (бетонной) облицовке и изготовленных из бетона блоках. Тезис об использовании бетона при строительстве египетских пирамид серьезно выдвигается с 1979 года, со времени II Международного конгресса египтологов в Гренобле; главным ее «адептом» является французский химик профессор Йозеф Давидович. На эту тему он опубликовал книгу «Как бог Хнум опекал Хеопса, строителя пирамиды». Одновременно француз начал утверждать, что и некоторые древнеегипетские вазы были изготовлены не из природного камня, а произведены методом «каменного литья».

Но это все предположения. Большинство египтологов считает, что гигантская пирамида Хеопса была построена в период IV династии из больших точно пригнанных блоков, а уже следующая династия строила примитивные небольшие пирамиды из грубо вырубленных в каменоломнях блоков нерегулярного размера, которые никак не соединялись друг с другом и не подгонялись один к одному. Этот стиль строительства можно назвать «примитивно-мегалитическим».

Имеет место и еще один хронологический парадокс: египтяне Древнего царства, в распоряжении которых были только примитивные, в основном, каменные орудия труда, строили пирамиды якобы из сравнительно твердого известняка, а в период Среднего царства, когда уже широко применялись бронзовые инструменты, основным строительным материалом стал сравнительно мягкий песчаник.

Й. Давидович отстаивает мнение, что некоторые египетские пирамиды и отдельные храмы были построены из одной из разновидностей так называемого природного или геополимерного бетона. В качестве природного бетона можно рассматривать различные окаменевшие отложения, например известняк или песчаник. Так из потоков грязи вулканического или иного происхождения в результате высыхания и схватывания возникает природный бетон. Всякий раз, когда в результате перемешивания песчаных и других минеральных наносов с органическими компонентами (морская органика, продукты жизнедеятельности микробов и т. п.) возникали слои окаменения, мы на самом деле сталкивались с природным бетонированием с органическими добавками. В случае египетских пирамид речь идет о повторении человеком этих природных процессов с небольшими изменениями: за счет органических добавок к растворенным в воде природным минеральным материалам получается природный бетон с хорошими свойствами.

При этом Давидович ссылается не только на результаты собственных химических анализов, но также и на несколько древних текстов, согласно которым фараон Джосер получил указание от некого божественного существа размолоть глыбы горных пород и перемешать их для производства стройматериалов.

Основываясь на результатах анализов, которые Йозеф Давидович провел над образцами материалов из трех пирамид и из двух каменоломен, он пришел к выводу, что при строительстве этих пирамид, по-видимому, применялся бетон. В образцах материала из блоков пирамиды Хеопса ученый нашел, к примеру, следы цеолитов. Эти вещества в известняке естественного происхождения не встречаются. Цеолиты возникают в основном в конечной стадии гидротермального процесса при высоких температурах (до 600 °C и выше) и давлениях до нескольких тысяч атмосфер. Они, как правило, встречаются в вулканогенных толщах, в которых заполняют пустоты и образуют цемент туфов, т. е. выступают в роли связующих веществ. Наилучшие связывающие (цементные) качества проявляют цеолиты, которые возникли при не очень высоких, но все же повышенных температурах порядка 250–300 °C. В результате размыва пород вулканического происхождения цеолиты попадают в реки и откладываются в речном иле. Содержатся они в большом количестве и в нильском иле. Количественные исследования проб материала из пирамиды Хеопса показали, что доля цеолитов и других, как выражается Давидович, «связывающих полимерных средств» в них составляет около 13 %. Анализы также показали, что и физические параметры (плотность, пористость, влажность) образцов сильно отличались от параметров обычного известняка.

Микроскопические исследования известняка из каменоломен выявили наличие кальциевых структур с четкими кристаллическими решетками при постоянной плотности и, одновременно, известковые фрагменты раковин. Напротив, стройматериалы пирамиды Хеопса содержали наряду с фрагментами раковин примеси извести, соды и веществ органического происхождения. В них наблюдались колебания плотности и даже включения пузырьков воздуха. В образцах из каменоломен составляющие известняк ракушки и прочие «детали» были целыми, а в пирамидных блоках – поврежденными, раздробленными.

Объяснение Давидовича для этих различий таково: размягченные в воде каменные материалы ракушечника из расположенных вблизи сухих русел смешивались с нильским илом и связывающими веществами (содой, известью, органическими добавками), необходимыми для возникновения геополимерного бетона, и затем эта масса затвердевала. Кроме того, литье блоков из бетона объяснило бы плотную стыковку блоков. Надо при этом сказать, что отдельные внешние блоки, по крайней мере видимые снаружи, вовсе не так уж плотно примыкают друг к другу, как блоки внутренних проходов и помещений. Внешние блоки пирамид подвержены разрушительному воздействию сил природы и «цивилизационных» сил. В отличие от блоков внутри пирамиды, внешние блоки сильно нагреваются в летние дни и сильно охлаждаются ночью. Сильные ветры уносят отломанные кусочки, а возникающие трещины используют туристы, чтобы раздобыть образцы камней пирамид как сувениры.

Транспортировка тяжелых блоков из каменоломен к Нилу и от Нила к строительной площадке пирамиды остается одним из основных препятствий к достойному доверия описанию строительной технологии для пирамид. Современная египтология исходит из рисунка на могиле фараона Джехутихотепа, изображающего транспортировку огромной статуи на санях из массивных бревен, которые тащат сотни человек. Но одно дело перевезти один раз статую, а другое – организовать массовую перевозку каменных блоков, число которых исчисляется миллионами. Египтологи считают, что соответствующие дороги мостили кирпичами из высушенной глины и потом поливали их водой для улучшения скольжения саней. Однако при такой технике дорога будет каждый раз разрушаться полозьями, а ее полотно превращаться в полосу грязи. То есть после каждого перевезенного блока нужно будет ремонтировать дорогу на всем ее протяжении, которое могло измеряться десятками и даже сотней километров. Геополимерная бетонная технология объясняет, как преодолевались эти трудности.

Но Захи Хавасс назвал гипотезу об использовании бетона при строительстве пирамид Гизы «идиотской и оскорбительной». Он был возмущен еще и тем, что не знает, каким образом образцы породы попали к французским химикам, выдвинувшим «бетонную теорию», без разрешения египетского правительства. Главный археолог Египта убежден, что пирамиды целиком построены из блоков известняка и гранита. Сторонники традиционных взглядов на технологию возведения пирамид, в том числе Захи Хавасс, полагают, что древние египтяне пользовались только простыми механическими устройствами и перевозили блоки известняка и гранита из каменоломен.

Для строительства древнеегипетские инженеры построили гавань в 800 метрах к востоку от недавно обнаруженного долинного храма Хеопса. Эта гавань использовалась для транспортировки к плато камня, добытого в других каменоломнях страны, – например гранита, использованного для погребальной камеры Хеопса и прекрасного белого известняка, которым пирамида была облицована. Гавань также использовалась для доставки рабочих от их домов в Мемфисе и других близлежащих городах. Продовольствие с ферм на берегах Нила приносилось в качестве жертв для храмов и использовалось для пропитания обитателей ближайших городов, ответственных за поддержание культа усопшего царя. К югу от пирамиды Хеопса американский египтолог Марк Ленер обнаружил карьер, в котором добывался камень для ее строительства. Неподалеку были найдены и остатки пандуса из щебня и ила. Этот пандус шел от каменоломен к юго-восточному углу пирамиды Хеопса. Скорее всего, по нему и поднимали блоки.

Соотечественник Марка Ленера некий инженер по фамилии Буш высказал оригинальное мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек.

Еще один возможный способ строительства пирамид попытались продемонстрировать японские исследователи. В 1978 году они хотели построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпели неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось с помощью современной техники.

Вот, пожалуй, и все из известных на сегодня способов, причем любой из них вызывает сомнение еще по одной причине. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на строительстве пирамиды Хеопса. Как они размещались на площадке всего в 5 га? Даже если допустить, что находились они там не все одновременно, то скученность при работах была невероятная. Ведь люди не просто стояли, они работали и должны были иметь свободное пространство для маневрирования. На насыпи и на самой площадке одновременно должно было находиться множество людей, тянувших волокуши с блоками. Об этом косвенно говорят данные эксперимента, проведенного в 1954 году британскими археологами. Изучая знаменитый Стоунхендж, они воспроизвели перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4°. Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки: понадобилось всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что на 1 т веса блока необходимо 16 человек. Следовательно, египтянам требовалось по 40 человек для перевозки по наклонной плоскости блока весом 2,5 т. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Кроме того, к трудоемкости транспортировки следует добавить трудоемкость изготовления насыпей, объем которых мог достигать четверти объема самой пирамиды.

Вряд ли остальные способы были легче: так или иначе, десятки тысяч строителей должны были или дробить десятки тысяч тонн известняка для получения цемента, или катать миллионы огромных каменных цилиндров по наклонной плоскости, ежесекундно рискуя быть раздавленными. И все это под жарким египетским солнцем.

Ну не инопланетяне же, в самом деле, построили великие пирамиды с помощью антигравитационных установок! Правда, различных псевдонаучных теорий на эту тему существует великое множество. Но рассматривать их по понятным причинам мы не будем.

Однако существует еще одна теория, которая базируется на гидроневесомости. Вспомним, что гидроневесомость наступает тогда, когда выталкивающая тело сила Архимеда уравновесится весом самого тела. Но равновесие может наступить или тогда, когда тело легче воды – оно будет плавать наверху, или если вес его равен весу воды – тогда оно будет свободно висеть в толще воды, не поднимаясь к поверхности и не опускаясь на дно. Этот второй случай и есть гидроневесомость. Однако удельный вес камня значительно больше веса воды. Как же египтяне могли использовать гидроневесомость? Могли ли они знать и использовать закон, сформулированный позже Архимедом, для подъема каменных блоков? Здесь зададим себе еще один вопрос: а что вообще умели египтяне к тому времени, когда начали строиться пирамиды?

Они успели закончить постройку сетей оросительных каналов и защитных дамб. Они применяли поливное земледелие, научились поднимать воду с помощью водочерпальных сооружений, перекачивать ее с одного уровня на другой. Они давно использовали шадуф – рычажное водоподъемное устройство: на одном плече рычага на длинной палке прикреплялось ведро, а на другом плече в качестве противовеса – камень. Египтяне знали водораспределительные сооружения типа щитков и задвижек, транспортировали строительные материалы по Нилу и каналам на весельных и парусных судах из папируса или дерева, умели рассчитывать грузоподъемность своих судов.

Исходя из этого, вполне можно предположить, что древним египтянам не нужно было таскать на себе многотонные камни, они вполне могли обойтись системой водяных шлюзов от подножия пирамиды и до непрерывно поднимавшейся строительной площадки.

Но как в таком случае быть с удельным весом камня? Возможно, египтяне могли обойти эту проблему, применяя поплавки из просмоленных пустых емкостей, ящиков и систему шлюзов для транспортировки. Известно, что с помощью шлюзов можно транспортировать грузы по восходящей линии. Поднимающуюся вместе с грузом воду сливают по рядом расположенной такой же цепочке шлюзов. Не углубляясь в сложные расчеты, можно сослаться на гидроинженеров, просчитавших научную возможность такого способа. Так вот – это теоретически возможно. Украинский гидроинженер Александр Григорьев провел целую систему непростых вычислений и на их основании утверждает, что с математической точки зрения ничего невозможного в древнеегипетском гидроподъемнике нет.

На одном из рисунков росписи гробницы в Фивах изображена лодка с веслами, в лодке – странное ступенчатое сооружение, и все это поддерживается столбом воды. Что зашифровано в рисунке, какая в нем заложена идея? Может быть, подъем лодки по системе шлюзов?

А вот цитата из сочинений об истории сооружения пирамид и их создателях арабского писателя конца XII века Ибрагима ибн Вазиф-шаха: «Тогда царь приказал построить пирамиды и прорыть в них канавы, в которые Нил проникнет до определенного места, а затем повернет и потечет в некоторые западные районы и к Сайду».

Впрочем, не все придерживаются мнения, что «кирпичи» для пирамид были неподъемны. Захи Хавасс с высоты своего авторитета утверждает, что сообщения о большом весе каменных блоков – не более чем спекуляция. По его словам, вес блоков, из которых построены пирамиды, не превышал полутонны.

А французский архитектор Жан-Пьер Удэн считает, что разгадал тайну пирамид, выдвинув теорию, что великие пирамиды Египта возводились… изнутри, а не снаружи. Ученые всего мира долго не могли понять, как древние египтяне смогли поднять на такую высоту каменные блоки весом в 2,5 тонны каждый. Жан-Пьер Удэн опроверг одну из самых распространенных версий, согласно которой для строительства пирамиды Хеопса использовался внешний наклонный пандус. По мнению ученого, эта конструкция должна была находиться внутри пирамиды. Как считает Удэн, для строительства первых 40 метров пирамиды египтяне сначала возвели внешний наклонный пандус, а затем соорудили такой же скат внутри пирамиды, с помощью которого выстроили еще 137 метров. «Эта теория лучше, чем другие, потому что она единственная, которая работает», – заявил французский исследователь. Для доказательства своей правоты Удэн объединился с французской компанией, которая строит трехмерные модели для дизайнеров автомобилей и самолетов. Возможно, результаты этого эксперимента прольют свет на некоторые тайны пирамид.

Не дают покоя исследователям и загадки обработки камня. Например, для того, чтобы вытесать внутреннюю полость гранитного ящика из камеры царя пирамиды Хеопса, понадобились сверла с алмазными насадками, работающие под давлением в 2 тонны. С теми орудиями, при помощи которых будто бы создавались эти невероятные изделия, физически невозможно даже приблизиться к их производству. На многих предметах были обнаружены следы таких методов обработки, как распиловка, обточка на токарном станке, фрезеровка и, что самое невероятное, трепанирование. Этот метод применяется, чтобы выдолбить полость в глыбе твердого камня, для чего ее вначале высверливают, а затем выбивают «сердцевину». На камне присутствуют спиральные желобки – свидетельство того, что сверло проникало в камень на 2,54 мм за один оборот.

По этим техническим данным получалось, что древние египтяне сверлили гранит со скоростью, в 500 раз большей, чем это можно было делать в конце XX века! Единственно возможный метод, которым объясняются все обнаруженные факты, – это применение ультразвукового оборудования. А это, в свою очередь, означает, что мы имеем дело с еще одной загадкой.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Что строили мавры? От ранней архитектуры мавров мало что сохранилось. Что-то намеренно разрушили испанцы, что-то просто разобрали на другие постройки. Немногое дошло до наших дней, например башня Хиральда в Севилье.Но о настоящих шедеврах мы можем судить по описаниям и

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Мы строили, строили – и… Тем не менее губернатор все же добрался до мечети Джами, в самую гущу тусовки, и там сделал официальное сообщение: мол, «если жители недовольны начальником города и аксакалом, пусть подадут жалобу, и будет, по их желанию, назначен другой начальник

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды? Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Зачем строили Рим? Давайте подумаем: случаен ли выбор мест для постройки столиц? Посмотрите на карту. Все столицы Европы и Средиземноморья расположены в устьях крупнейших рек, на их берегах и берегах морей. Если кто-то думает, что цари просто хотели жить поближе к свежему

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

6.5. Мы строили-строили и вот, наконец, построили… У нации должна быть счастливая история нации господ, длиной лет в триста - четыреста, как у англичан. Генрих Гиммлер Согласно Мильтону, самый могущественный и успешный империалист - Бог. Джон Мартин Эванс По мере

автора Пещера Сайт

Как строили мегалиты На вопрос, как строили мегалиты, помогут ответить следы, оставленные инструментами на обработанных каменных блоках и сами блоки их форма, структура и химический состав.Следы инструментов.Следов множество. Причем, таких следов, которые не могут быть

Из книги Археологические свидетельства древней истории автора Пещера Сайт

Когда строили мегалиты Мегалиты строили для разнообразных целей практически на всех континентах и в весьма широкий временной диапазон, насчитывающий десятки тысячелетий. По словам русского ученого Николая Левашова, одним из главных предназначений пирамид,

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Норманны, которые строили города Данные, приведенные в предыдущей главе про норманнов, показывают одну важную вещь. Итак, достоверность полного тождества норманнов и скандинавов не выдерживает испытания историческими источниками. Продолжу дальнейшее развитие этой

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Ритуалы смерти: как строили Саккару Дорога, ведущая на запад от Мемфиса, в направлении Саккары, приблизительно следует пути древних фараонов к месту погребения. Быть может, люди, сопровождавшие усопшего на этом пути, проходили мимо пальмовых куп, обильных пажитей и

Из книги Стонхендж. Точка приближения автора Балакирев Артемий

Перед началом, или Как строили Давайте хотя бы мысленно пройдемся по Стонхенджу, а еще лучше - полетаем над ним на планере. Что мы увидим, как вы полагаете?Огромные сарсены - вот первое, что бросится нам в глаза. А потом наш взгляд обязательно переместится на

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Почему строили деревянные мосты? Три формы балочных мостовых конструкций. На первом плане - ферма с параболическим поясом, сзади - ферма с параллельными верхним и нижним поясамиСо времен античности для строительства мостов предпочитали камень в силу его

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Как строили мост Британия? Группа инженеров во главе с Робертом Стефенсоном, строителем моста Британия. Сам мост виден на заднем планеОдним из лучших английских мостостроителей был Роберт Стефенсон (1803–1859), сын знаменитого изобретателя и пионера железнодорожного

Из книги КОМАНДАРМ УБОРЕВИЧ. Воспоминания друзей и соратников. автора Уборевич Иероним Петрович

Г. Т. Горбачев ТАК МЫ СТРОИЛИ АЭРОДРОМ. ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК Г. Т. ГОРБАЧЕВ Когда мне предложили должность командира и комиссара 5-го инженерно-аэродромного батальона, я не задумываясь принял назначение. Я нисколько не сомневался, что справлюсь с батальоном, так как, окончив

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Зачем строили белокаменные крепости? На территории Русского каганата для того времени археологи фиксируют памятники Салтово-маяцкой культуры, точнее, ее лесостепного варианта. Сама культура прочно связывается с хазарами, однако утверждать, что каждая археологическая

Архитектурный облик Древнего Египта стремительно менялся в период Древнего Царства. На смену мастабам — каменным основаниям пришли пирамидальные комплексы. Эволюция строительства заняла несколько веков.

Жизнь строителей пирамид Древнего Египта

Строительству пирамид в древнем Египте предшествовало создание мастабы – площадки на уровне земли, выполненной из качественного гранита или мрамора. Под площадкой предварительно строились подземные тоннели, погребальная камера и помещения для хранения вещей и продуктов.

В последних пирамидах Египта пятой династии камера, где хранился саркофаг с телом фараона, монтировалась из мраморных или гранитных блоков на уровне выше земли с входом на высоте 10-20 метров. Это давало возможность экономить на выполнении земляных работ.

Плато Гизы. Пирамида Хеопса (Хуфу). 80-е годы прошлого столетия. Фото.

Во время землеукладочных работ строители жили в рядом построенных временных сооружениях или подземных сооружениях, то есть недалеко от места строительства пирамид.

Захоронения рядовых рабочих и служащих проводилось в зоне возведения погребального комплекса в отведённом месте.

Часть местного населения, в основном женщины, готовили еду и пекли хлеб, приносили воду в кувшинах с реки Нил или с каналов, построенных специально для подачи воды к деревне мастеров. Пища готовилась не только для наёмных рабочих, но и для рабов.

Одновременно на пирамиде работало до 10 тысяч рабочих и служащих, да ещё столько же готовили блоки в известняковых и мраморных карьерах, как вблизи пирамиды, так и сотни километров.

Большинство мраморных и гранитных блоков поставлялись по Нилу с каменных разработок Ком-Омбо и , отделочные материалы с Сирии и Ливии.


Пирамида Древнего Египта в разрезе

Если рассмотреть в разрезе внутреннее содержание пирамиды, то в ней легко определяется место для установки саркофага — погребальной камеры, где-то по центру пирамиды, с монтажом пяти-семи вентиляционных ходов и люков разного сечения с наклоном в 45 градусов.

Сверху саркофаг защищён навесом типа шатра из многотонных мраморных плит, который усиливает крепление и защиту саркофага от тяжести потолка, просадка кладки блоков пирамид древнего Египта сверху, в ранних проекта приводящих к её разрушению.

Работы по строительству погребальной камеры, подземных ходов, гротов, ложных ходов, шахт освещения и вентиляции, тоннелей, тупиков, антивандальных засовов, угловых креплений, систем сброса сточных вод и канализации ливневых вод — выполнялись до строительства пирамиды, так называемые нулевого цикла строительства.

Вопрос: «Как же по таким узким тоннелям заносили многотонный саркофаг?», — в корне неверен. Его устанавливали на место еще до начала строительства пирамиды в Древнем Египте , на заранее построенной мастабе или ниже её на глубине 20-60 метров!

Забальзамированное тело фараона вносили в саркофаг по коридорам уже по окончанию возведения основного здания. С ним же вносили пищу и одежду, которые могли пригодиться ему в потустороннем мире. По завершению загрузки погребальной камеры и саркофага входные и вентиляционные тоннели перекрывались гранитными многотонными плитами. В них оставлялись небольшие отверстия для прохождения воздуха и общения фараона с миром.
От грабежа усыпальницы не спасали ни мраморные задвижки, ни глубокие шахты.

Всё, что строилось выше уровня мастабы типа вентиляционных шахт, выполнялось по ходу укладки каменных блоков.
По сравнению с обработкой тоннелей и ходов простым медным зубилом с низким качеством поверхности, стены погребальной комнаты выполнены с особым старанием — отшлифованы и расписаны иероглифами.


Строительство пирамид Древнего Египта

Сборка блоков при строительстве древних пирамид Египта

Блоки в 20 тонн на высоту пирамиды никто не поднимал, их готовили по месту в опалубке из досок египетского кедра, на полимерном бетоне с добавками из мраморной и гранитной крошки от отходов каменных карьеров. Раствор месили на месте, на высоту по пандусу подносили воду, доски и строительные материалы. Чем крупнее планировался каменный блок, тем меньше уходило дорогого дерева на опалубку.

В более ранних пирамидах пространство между погребальной камерой и внешним контуром бутили щебнем и отходами из карьеров.Сверху пирамиду обкладывали известковыми полированными плитами и блоками.
Каменных блоков почти нет внутри – они применялись только для крепления ходов тоннелей, шахт, подпорок и растяжек.


Пирамиды Древнего Египта: Фото

Материал строительства пирамид Египта

Недостаток каменных блоков восполнялся почти во всех пирамидах кирпичом – сырцом, который и сейчас производится в большом количестве для возведения жилья.

Строительный карьер имелся и вблизи пирамид, но известняк здесь был низкого качества с большим содержанием песка. Посещение ходов пирамид и вскрытие обвалов указывает на слабое крепление внутренней связки тела пирамиды, состоящей из обломков и кусков, оставшихся от обработки известняковых блоков и плит, которые шли на внешнюю отделку поверхности и монтаж пирамиды.

Такой метод экономного расходования материалов применяется и в наше время в строительстве, внешняя поверхность выполняется из высококачественного кирпича, а внутренняя часть заполняется отходами с заливкой полимерным раствором на цементе.

Порядок выполнения блоков из полимерного бетона показан на одном из рисунков пирамиды, и ничем не отличается от современного — опалубка из дерева и раствор.


Пирамида Египта фараона Тети и Джосера

Фундамент для многотонной пирамиды не строился, за основание брался прочный известняк подошвы одной из природных возвышенностей — плато.

Проектом строительства древней пирамиды Египта предусматривалась территория захоронения родственников и жён фараона, иногда рядом с небольшими .

Недостаток геодезического исследования грунта, наличие грунтовых вод, как правило, приводило к преждевременному разрушению пирамиды, но это случалось редко. В пойме заливных лугов Нила строительство пирамид не велось, а предгорная территория занятая захоронениями не имела подземных грунтовых вод.

Пирамиды, подмытые высоким уровнем вод Нила в годы потопа разрушены почти до основания.
Сотни миллионов лет назад в зоне нахождения пирамид стояли горные массивы, которые разрушились от вод древнего моря в долине реки, солнца и жары — превратившись в песок и щебень.

Пирамиды Древнего Египта видео

Уже в течение нескольких веков в центре внимания историков и археологов находятся загадки Древнего Египта. Когда речь заходит об этой древней цивилизации, в первую очередь вспоминаются грандиозные пирамиды, многие тайны которых до сих пор не раскрыты. К числу таких загадок, которые еще далеки от решения, относится строительство великого сооружения - самой огромной из всех дошедших до нашего времени пирамиды Хеопса.

Известная и таинственная цивилизация

Из всех старейших цивилизаций культура Древнего Египта изучена, пожалуй, наиболее хорошо. И дело здесь не только во множестве дошедших до наших дней исторических артефактов и архитектурных памятников, но и в обилии письменных источников. Еще историки и географы Античности уделяли внимание этой стране и, описывая культуру и религию египтян, не обошли вниманием и строительство великих пирамид в Древнем Египте.

А когда в XIX веке француз Шампольон смог расшифровать иероглифическое письмо этого древнего народа, ученые получили доступ к огромному массиву информации в виде папирусов, каменных стел с иероглифами и многочисленных надписей на стенах гробниц и храмов.

История древнеегипетской цивилизации насчитывает почти 40 веков, и в ней много интересных, ярких и часто таинственных страниц. Но наибольшее внимание привлекает Древнее царство, великие фараоны, строительство пирамид и загадки, связанные с ними.

Когда строились пирамиды

Эпоха, которую египтологи именуют Древнее царство, продолжалась с 3000 по 2100 год до н. э., как раз в это время египетские правители увлекались строительством пирамид. Все возведенные ранее или позднее усыпальницы значительно меньше по размеру, да и качеством хуже, что сказалось на их сохранности. Создается впечатление, что наследники архитекторов великих фараонов разом утратили знания своих предков. Или это были совсем другие люди, пришедшие на смену непонятно куда исчезнувшей расе?

Пирамиды возводились и в период и даже позднее, в эпоху Птолемеев. Но далеко не все фараоны «заказывали» себе подобные усыпальницы. Так, в настоящее время известно более ста пирамид, построенных за 3 тысячи лет - с 2630 года, когда была возведена первая пирамида, до 4 века н. э.

Предшественницы великих пирамид

До того как были возведены великие история строительства этих грандиозных построек насчитывала не одну сотню лет.

По общепризнанной версии, пирамиды выполняли функцию усыпальниц, в которых хоронили фараонов. Задолго до строительства этих сооружений правителей Египта погребали в мастабах - сравнительно небольших постройках. Но в XXVI веке до н. э. были сооружены первые настоящие пирамиды, строительство которых началось с эпохи фараона Джосера. Гробница, названная его именем, находится в 20 км от Каира и сильно отличается по виду от тех, которые называют великими.

Она имеет ступенчатую форму и создает впечатление нескольких поставленных одна на другую мастаб. Правда, размеры ее немаленькие - больше 120 метров по периметру и 62 метра в высоту. Это грандиозная постройка для своего времени, но она не идет ни в какое сравнение с пирамидой Хеопса.

О строительстве усыпальницы Джосера, кстати, известно немало, сохранились даже письменные источники, в которых упоминается имя архитектора - Имхотеп. Спустя полторы тысячи лет он стал святым покровителем писцов и врачей.

Первой же из пирамид классического вида является гробница фараона Снофу, строительство которой завершилось в 2589 году. Известковые блоки этой гробницы имеют красноватый оттенок, поэтому египтологи ее называют «красной» или «розовой».

Великие пирамиды

Так называют три циклопических тетраэдра, находящиеся в Гизе, на левом берегу Нила.

Самая древняя и большая из них - пирамида Хуфу, или, как его называли древние греки, Хеопса. Именно ее чаще всего и называют Великой, что неудивительно, ведь длина каждой из ее сторон составляет 230 метров, а высота - 146 метров. Сейчас, правда, она немного ниже из-за разрушений и выветривания.

Второй по размерам является усыпальница Хефрена, сына Хеопса. Ее высота составляет 136 метров, хоть визуально она выглядит выше пирамиды Хуфу, потому что построена на возвышенности. Неподалеку от нее можно увидеть знаменитого сфинкса, лицо которого, по легенде, является скульптурным портретом Хефрена.

Третья - пирамида фараона Микерина - высотой всего 66 метров, и построена она значительно позднее. Тем не менее эта пирамида очень гармонично смотрится и считается самой красивой из великих.

Современный человек привык к грандиозным сооружениям, но и его воображение потрясают великие пирамиды Египта, история и тайны строительства.

Тайны и загадки

Монументальные сооружения в Гизе еще в эпоху Античности вошли в список главных чудес света, которых древние греки насчитывали всего семь. Сегодня очень сложно постигнуть замысел древних правителей, которые тратили колоссальные средства и людские ресурсы на строительство столь гигантских гробниц. Тысячи людей в течение 20-30 лет были оторваны от хозяйства и занимались возведением усыпальницы для своего правителя. Подобное нерациональное использование рабочей силы вызывает сомнение.

С того времени, как были возведены великие пирамиды, тайны строительства не перестают привлекать внимание ученых.

Может быть, строительство великой пирамиды преследовало совсем иную цель? В пирамиде Хеопса обнаружено три камеры, которые египтологи назвали погребальными, но ни в одной из них не найдено мумий умерших и предметов, в обязательном порядке сопровождавших человека в царство Осириса. Каких бы то ни было украшений или рисунков на стенах погребальных камер тоже нет, точнее, есть всего один небольшой портрет в коридоре на стене.

Саркофаг, обнаруженный в пирамиде Хефрена, тоже пуст, хоть внутри этой усыпальницы обнаружено множество статуй, но никаких вещей, которые по египетским обычаям клались в гробницы, нет.

Египтологи считают, что пирамиды были разграблены. Возможно, но не совсем понятно, зачем грабителям понадобились еще и мумии погребенных фараонов.

Загадок, связанных с этими циклопическими сооружениями в Гизе, много, но самый первый вопрос, возникающий у человека, который их воочию увидел: как происходило строительство великих пирамид Древнего Египта?

Удивительные факты

Циклопические сооружения демонстрируют феноменальные познания древних египтян в астрономии и геодезии. Грани Пирамиды Хеопса, например, точно ориентированы на юг, север, запад и восток, а диагональ совпадает с направлением меридиана. Причем точность эта выше, чем у обсерватории в Париже.

И такая идеальная с точки зрения геометрии фигура имеет огромные размеры, да еще и сложена из отдельных блоков!

Поэтому еще большее впечатление производят знания древних в области строительного искусства. Пирамиды построены из гигантских каменных монолитов до 15 тонн весом. Гранитные блоки, которыми облицованы стены главной погребальной камеры пирамиды Хуфу, весили 60 тонн каждый. Как поднимались такие махины, если камера эта находится на высоте 43 метра? А некоторые каменные глыбы усыпальницы Хефрена вообще достигают в весе 150 тонн.

Строительство великой пирамиды Хеопса потребовало от древних зодчих обработать, перетащить и поднять на весьма значительную высоту более 2 миллионов таких глыб. Даже современная техника не делает эту задачу простой.

Возникает вполне закономерное удивление: зачем египтянам понадобилось тащить на высоту в несколько десятков метров подобные махины? Не проще ли было сложить пирамиду из камней меньших размеров? Ведь они смогли как-то «выпилить» эти блоки из цельного массива скалы, почему же не облегчили себе задачу, распилив их на куски?

Кроме этого, есть еще одна загадка. Блоки не просто уложили рядами, а настолько тщательно обработали и плотно пригнали их друг к другу, что в некоторых местах зазор между плитами - менее 0,5 миллиметра.

После возведения пирамида еще была облицована каменными плитами, которые, правда, давно растащили на строительство домов предприимчивые местные жители.

Как древние зодчие смогли решить эту невероятно сложную задачу? Существует множество теорий, но все они имеют свои недостатки и слабые места.

Версия Геродота

Известный историк Античности Геродот побывал в Египте и видел египетские пирамиды. Строительство, описание которого оставил древнегреческий ученый, выглядело следующим образом.

Сотни людей на волокушах подтаскивали каменный блок к строящейся пирамиде, а затем с помощью деревянного ворота и системы рычагов поднимали его на первую площадку, оборудованную на нижнем уровне сооружения. Затем в дело вступал следующий подъемный механизм. И так, перемещая от одной площадки к другой, блоки поднимали на нужную высоту.

Трудно даже представить, сколько сил потребовали великие египетские пирамиды. Строительство (фото, по версии Геродота, см. ниже) их было действительно чрезвычайно трудной задачей.

Долгое время этой версии придерживалось большинство египтологов, хоть она и вызывала сомнения. Трудно представить такие деревянные подъемники, которые могли бы выдержать вес в десятки тонн. Да и перетаскивание на волокушах миллионов многотонных блоков кажется трудновыполнимым.

Можно ли верить Геродоту? Во-первых, он не был свидетелем строительства великих пирамид, так как жил много позже, хотя, возможно и мог наблюдать, как возводили усыпальницы меньших размеров.

Во-вторых, известный ученый Античности в своих сочинениях нередко грешил против истины, доверяя рассказам путешественников или древним рукописям.

Теория «пандуса»

В XX веке среди египтологов стала популярной версия, предложенная французским исследователем Жаком Филиппом Луэром. Он предположил, что каменные блоки перемещали не на волокушах, а на катках по специальной насыпи-пандусу, которая постепенно делалась все выше и, соответственно, длиннее.

Строительство великой пирамиды (фото изображения внизу), таким образом, требовало еще и огромной смекалки.

Но у этой версии тоже есть свои недостатки. Во-первых, нельзя не обратить внимания на то, что труд тысяч рабочих по перетаскиванию каменных глыб такой способ совсем не облегчал, ведь блоки приходилось тащить в гору, в которую постепенно превращалась насыпь. А это необычайно тяжело.

Во-вторых, наклон пандуса должен быть не больше 10˚, следовательно, длина его составит более километра. Чтобы соорудить такую насыпь, нужен труд не меньший, чем строительство самой усыпальницы.

Даже если это был не один пандус, а несколько, сооруженных с одного яруса пирамиды на другой, то все равно это колоссальный труд с сомнительным результатом. Особенно если учесть, что для перемещения каждого блока необходимо несколько сотен человек, а их практически негде разместить на узких площадках и насыпи.

В 1978 году почитатели из Японии попыталась построить с использованием волокуш и насыпи пирамиду высотой всего в 11 метров. Достроить сооружение они так и не смогли, пригласив на помощь современную технику.

Кажется, что людям с той техникой, которая была в древности, подобное не по силам. Или это были не люди? Кто построил великие пирамиды в Гизе?

Инопланетяне или атланты?

Версия, что великие пирамиды построили представители иной расы, несмотря на ее фантастичность, имеет вполне рациональные основания.

Во-первых, вызывает сомнение, что люди, жившие в бронзовом веке, владели инструментами и технологиями, позволившими им обработать такой массив дикого камня и сложить из него совершенное, с точки зрения геометрии, сооружение весом не один миллион тонн.

Во-вторых, утверждение, что великие пирамиды построены в середине III тысячелетия до н. э., спорно. Его высказал тот же Геродот, побывавший в Египте в V в. до н.э. и описавший египетские пирамиды, строительство которых завершилось почти за 2 тысячи лет до его визита. В своих сочинениях он просто пересказывал то, что ему сообщили жрецы.

Есть предположения, что возводились эти циклопические сооружения значительно раньше, возможно, 8-12 тысяч лет назад, а может, и все 80. Предположения эти основаны на том, что, видимо, пирамиды, сфинкс и храмы около них пережили эпоху наводнений. Об этом свидетельствуют следы эрозии, которые были обнаружены на нижней части статуи сфинкса и нижних ярусах пирамид.

В-третьих, великие пирамиды явно являются объектами, так или иначе связанными с астрономией и космосом. Причем это их назначение важнее, чем функция усыпальниц. Достаточно вспомнить, что захоронения в них отсутствуют, хоть имеется то, что египтологи называют саркофагами.

Теорию инопланетного происхождения пирамид в 60-е годы популяризировал швейцарец Эрих фон Деникен. Однако все его доказательства - это, скорее, плод фантазии писателя, чем результат серьезных исследований.

Если допустить, что инопланетные пришельцы организовали строительство великой пирамиды, фото должно выглядеть примерно так, как на картинке, размещенной ниже.

Не меньше поклонников у версии «атлантов». Согласно этой теории, пирамиды задолго до возникновения древнеегипетской цивилизации построили представители какой-то иной расы, обладавшие либо сверхразвитой технологией, либо способностью силой воли перемещать колоссальные глыбы камня по воздуху. Совсем как магистр Йода из известного фильма "Звездные войны".

Доказать, равно как и опровергнуть эти теории, научными методами практически невозможно. Но, может быть, на вопрос, кто построил великие пирамиды, есть и менее фантастичный ответ? Почему это не могли сделать древние египтяне, обладавшие разнообразными познаниями в других областях? Есть которая снимает покров тайны, окружающий строительство великой пирамиды.

Бетонная версия

Если перемещение и обработка многотонных каменных блоков столь трудоемко, не могли ли древние строители использовать более легкий метод бетонной заливки?

Эту точку зрения активно отстаивают и доказывают несколько известных ученых, причем разных специальностей.

Французский химик Иосиф Давидович, сделав химический анализ материала блоков, из которых построена пирамида Хеопса, предположил, что это не природный камень, а бетон сложного состава. Сделан он на основе перемолотой горной породы, и является так называемым Выводы Давидовича были подтверждены и рядом американских исследователей.

Академик РАН А. Г. Фоменко, исследовав блоки, из которых построена пирамида Хеопса, считает, что «бетонная версия» самая правдоподобная. Строители просто перемалывали имеющийся в избытке камень, добавляли связующие примеси, например, известь, поднимали основу для бетона в корзинах к месту строительства и уже там загружали в опалубки и разводили водой. Когда смесь застывала, опалубку разбирали и переносили на другое место.

Спустя десятилетия бетон так спрессовывался, что становился неотличим от природного камня.

Получается, что при сооружении великой пирамиды использовались не каменные, а бетонные блоки? Казалось бы, эта версия вполне логична и объясняет многие загадки строительства древних пирамид, в том числе и сложности транспортировки и качество обработки блоков. Но у нее есть свои слабые места, и вопросов она рождает не меньше, чем другие теории.

Во-первых, очень сложно представить, как древние строители без использования техники смогли перемолоть более 6 миллионов тонн породы. Ведь именно таков вес пирамиды Хеопса.

Во-вторых, вызывает сомнение возможность использования деревянной опалубки в Египте, где дерево всегда ценилось очень высоко. Даже ладьи фараонов делались из папируса.

В-третьих, древние зодчие, несомненно, могли додуматься до изготовления бетона. Но возникает вопрос: куда потом делись эти знания? Уже через несколько веков после постройки великой пирамиды от них не осталось и следа. Усыпальницы подобного вида еще возводились, но все они были лишь жалким подобием тех, которые стоят на плато в Гизе. И до настоящего времени от пирамид более позднего периода остались чаще всего бесформенные груды камней.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, как были построены великие пирамиды, тайны которых до сих пор еще не раскрыты.

Не только Древний Египет, но и другие цивилизации прошлого хранят много загадок, что делает знакомство с их историей невероятно увлекательным путешествием в прошлое.

Величественные египетские сооружения производят впечатление, поэтому невольно возникает вопрос: как же строились пирамиды ?

Пирамида является усыпальницей для фараонов Древнего Египта. Строились пирамиды примерно с 2700 по 1800 год до н.э.

Вступив на престол, каждый фараон начинал строить пирамиду, в которой после своей смерти будет похоронен. И чем богаче и могущественнее был фараон, тем могущественнее была его усыпальница.

Что ж, рассмотрим, как же все - таки строили эти великие сооружения. Например, возьмем пирамиду фараона Хеопса (Хуфу). Эту пирамиду называют «Великой», потому что она самая изученная и самая большая из всех сохранившихся пирамид.

Ученые подсчитали общий вес каменных блоков, которые были обработаны и уложены рабочими в пирамиду. Он составляет 6,5 миллионам тонн! Одна часть ученых считает, что строительство длилось 20 лет и в нем принимали участие 100000 человек. Другая часть считает, что за два десятилетия даже такая армия строителей не могла построить пирамиду. Также, скорее всего строительство велось не круглый год, а только во время разлития Нила. В обязанности строителей входило то, что они должны были находиться над землей в несколько десятков метров (всего высота пирамиды равна 146,6 метра), и поворачивать, поднимать и сажать огромные блоки весом около 15 тонн. В Великой пирамиде находится 2,3 миллиона подобных каменных блоков. Если учитывать, что строители работали по десять часов в день, а время разлития Нила в году составляла 3 месяца, то рабочим за одну минуту приходилось бы ставить по четыре блока! А в течение часа, они б уже поставили примерно 240 каменных блоков! При такой высокой скорости нужно было использовать точный расчет для соблюдения геометрии пирамиды. А ведь в строительстве пирамиды использовались такие примитивные механизмы, как веревки, рычаги и деревянные катки.

Существуют различные гипотезы о том, как поднимали такие тяжелые каменные блоки, на площадку где проходило строительство. Например, что египтяне насыпали кирпичи и грунт, а по нему проходил каменный блок на заданную высоту. Скорее всего, строители использовали несколько насыпей, чтобы было удобнее поднимать камни сразу с нескольких сторон.

Но эта гипотеза не выдерживает тяжелой критики. Те, кто считают иначе, говорят о том, что плоскость, которая идет от земли прямо к вершине пирамиде под уклоном 1:10, нуждалась бы в насыпи 1460 м. Объем этой насыпи был бы больше самой пирамиды в 3 раза! Это восемь миллионов кубометров против двух с половиной миллионов. Если крутизна подъема большая, то по нему невозможно будет поднимать камни. Для такой насыпи - длиной, которая составляет 1,5 км и высота 150 м, - грунт и кирпич не послужат строительным материалом. Как показали расчеты, такие насыпи будут оседать под своим весом.

В другой гипотезе сказано, что строители пользовались спиральной формой, сделанной из кирпича. Такая плоскость требует меньше затрат и материала. Однако ученые посчитали, и пришли к выводу, что спираль может закончиться задолго до вершины пирамиды. А углы конструкции им бы, оказалось, делать сложнее всего.

Теперь рассмотрим, какие технологические решения были использованы при строительстве пирамид. На этот вопрос выдвинуто очень много гипотез. Большинство противоречит друг другу или же вовсе взаимно исключаются. К сожалению, ни одна из них не выдерживает проверки на прочность. Что не скажешь о пирамидах, которые достояли до сегодняшнего дня и терпеливо ждут, когда же исследователи найдут ответы на их загадки .

Похожие публикации