Дольмены, менгиры и трилиты — загадки древних мегалитов. Мегалитические постройки бронзового века (менгиры, алиньеманы, дольмены, кромлехи) Что такое дольмены и менгиры

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы , где хоронили богатых умерших.

В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.

Существуют три вида мегалитов:

· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов).

· Дольмены - это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.

· Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа (от англ. «СТОУН» - камен, «ХЕНД» - ров). Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений.

Краска. Её виды и составные части.

2. Ещё в палеолите были определены три составных части любой краски.

· Красящее вещество , или ПИГМЕНТ - растительного, животного и минерального происхождения. К растительным и животным красителям можно отнести, например: корни, листья, кора, плоды, высушенные и измельчённые насекомые. Из них получается жёлтый, синий, зелёный, коричневый цвет.

· Растворитель (жидкость) является основанием краски. Им может быть вода, масло, бесцветные или белые вещества. Например, к водяным краскам относятся: акварель, тушь, гуашь. В них связующим веществом является растительный клей. Если в водяной краске основой служит животный клей, то такая краска подходит для декоративных и строительных работ. Смесь животного и растительного клея рождает на свет темперу.

· Связующее вещество , в древности - яичный желток, кровь, мёд.

До сих пор краски различаются либо по природе красящего вещества (растительные, минеральные, синтетические), либо по свойствам связующего вещества (масляные, темпера, энкаустика, акварель, гуашь и т.д.).

Храмовый комплекс др. Египта. Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу.

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храм был вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре (зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

    Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

    папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

    лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

    хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль - огромный открытый внутренний двор, обнесённый колоннадой.

2. Гипостильный зал - закрытый колонный зал.

3. Святилище - с ладьей Ра в центре.

2. Рельеф, его смысл и виды .

Рельеф от лат. - приподнимать. Это один из видов скульптуры. В отличии от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие (только прямо). Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в неё. Выпуклый рельеф - барельеф и горельеф более распространён, чем углублённый, который применяется, в основном, для печатей и т.п. Рельеф с углублённым контуром и выпуклой формы применялся в Древнем Египте.

Египетские рельефы были трёх типов: слегка выпуклый, слегка углублённый по отношению к фону и врезанный контур при нетронутом фоне. В основу изображения был положен канон, который строго выполнялся до начала Нового царства. После чего появилось более свободное обращение с каноном.

Высокий рельеф известен с эпохи палеолита. Он был популярен в искусстве Древнего Востока, античности и средневековья, и получило особое развитие в эпоху Возрождения и последующие века.

Важнейшим средством выразительности рельефа принято считать, его возможность воссоздать сложные многофигурные композиции с перспективным построением пространственных планов, пейзажем и архитектурными сооружениями.

Мегалиты

Мегалиты (от греч. megas - большой и litos - камень) - археологические памятники, сооруженные из одного или многих блоков дикого или грубо-обработанного камня. Мегалитами называют: дольмены, гробницы с галереей, массивные каменные ящики, крытые галереи, менгиры, кромлехи, каменные аллеи, а также гробницы, высеченные в скалах или выкопанные в грунте, но следующие тому же плану, что и сложенные из больших камней. Иногда к меголитам относят циклопические постройки, то есть крепости, жилища и др. сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки.


Случайные фото природы

Мегалитические постройки широко распространены в разных странах мира, кроме Австралии. В Западной Европе встречаются на Пиренейском, Апеннинском, на островах Мальта, Менорка и других. Особенно многочисленны во Франции и в Англии. Известны мегалиты и в Северной Африке. На территории бывшего СССР мегалиты встречаются в ряде районов Сибири, на Украине, в Крыму и особенно на Кавказе, где имеются все виды мегалитов. Назначение их не всегда удается точно установить. В большинстве они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Мегалитические постройки. относятся к различным археологическим эпохам. В основном они появляются в энеолите (в середине 3-го тысячелетия до нашей эры), в Западной Европе наивысшего развития достигают в бронз. веке (за исключением Англии, где мегалитическая культура оставалась неолитической).

В некоторых не европейских странах (Индия, Япония, Индонезия) мегалиты продолжали сооружать и в железном веке. Возведение мегалитических построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигал 40 и более тонн, а вес отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. Примером сложной мегалитической постройки является Стонхендж в Англии. Кроме ряда приспособлений: подсыпания земли, установки рычагов, вальков и так далее, для сооружения мегалитов необходимо было соединение больших масс людей. По-видимому, мегалитические постройки являются общинными сооружениями.


Дольмены

так называется один вид мегалитических (т. е. сложенных из больших камней или каменных плит) древних памятников, похожих на каменные столы (откуда и кельтское название их, dolmen, в Бретани) и признававшихся ранее археологами за алтари или жертвенники друидов, но бывших в действительности каменными гробницами доисторической эпохи. В простейшей своей форме дольмен устраивался из пяти каменных плит и представлял род каменного закрытого ящика; на четырех плитах, поставленных стоймя, лежала пятая. В передней поперечной вертикальной плите обычно прорезывалось круглое отверстие. Обычно дольмен устраивался на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; но иногда дольмен воздвигался на вершине кургана или, наоборот, он углублялся в землю, устраивался в яме. В других случаях дольмены принимали более сложную форму, напр. соединялись с более узким коридором из стоящих плит или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другой камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю (allée couverte).


Материал, из которого складывались дольмены, был различен, смотря по местности: в Дании и Бретани - гранитные глыбы, в центральной и южной Франции, в Голландии, Испании - известковые. В основном дольмены встречаются в пустынных и бесплодных местах, по берегам моря; но следует принять во внимание, что многие из этих памятников разрушились от времени или - чаще - были расхищены людьми, употребившими плиты для других построек. В Европе дольмены распространены лишь на западе, именно в Дании (где встречаются большие гранитные камеры в виде буквы Т), Северо-Западной Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии; в Италии, за немногими исключениями в области Этрурии, их нет, в Австрии, средней Германии, Пруссии, на Балканском полуостров тоже; но они были найдены в небольшом числе в Крыму. За пределами Европы они известны в сев. Африке (Алжире, Тунисе) и Передней Азии (Сирии, Палестине), также на Кавказе (особенно в Кубанской обл.) и в Индии, где подобные памятники воздвигаются еще местами (напр. в южной Khassia) и в настоящее время над умершими. Одно время была в ходу гипотеза, что эти памятники были оставлены народом, распространявшимся из Азии, через северную Африку, на Пиренейский полуостров и далее во Францию, Германию и Данию; но этой гипотезе противоречит то обстоятельство, что северные дольмены (датские, британские) относятся, по всем признакам, к более древней эпохе, чем южные. Некоторые из датских и британских дольменов заключают в себе погребения каменного века (остатки многих умерших, погребенных в сидячем положении, с каменными при них орудиями), тогда как, напр., в дольменах средней и южной Франции, рядом с кремневыми наконечниками копий и стрел, были найдены при костяках и бронзовые украшения, а в дольменах Алжира и Кавказа - даже железное оружие. Устройство подобных каменных гробниц могло быть подражанием обычаю предков, хоронивших в пещерах, так как дольмен представляет род искусственной пещеры или грота. Некоторые дольмены служили, очевидно, семейными или родовыми усыпальницами, другие были одиночными гробницами.


В средней Франции строители дольменов, относящихся к началу металлического века, принадлежали, по-видимому, к новым пришельцам, сравнительно с населением неолитической эпохи, хоронившим своих умерших в пещерах; на это указывает как различие в обстановке погребений (в погребальных неолитических гротах были найдены костяки, пораженные кремневыми стрелами совершенно того же типа, как и находимые в дольменах, что свидетельствует, по-видимому, о борьбе между строителями дольменов и населением, хоронившим в гротах), так, отчасти, и различие в форме черепов (по преимуществу, долихоцефальных в гротах и мезо - или брахицефальных - в дольменах). Дольмены находящиеся в Абхазии, черкесы считают жилищами какого-то народа карликов, основываясь, по-видимому, на малой величине отверстия в них (с человеческую голову); казаки же называют их "богатырскими" могилами, так как только богатыри могли стаскивать с гор, по их мнению, такие каменные глыбы (известняка), весом в 100 и более пудов. В этих дольменах были найдены человеческие кости, от субъектов, погребенных, по-видимому, в сидячем положении и отличавшихся высоким ростом, крепким сложением и брахицефальной формой черепа. При костях были найдены черепки глиняной посуды, с прямолинейным, ногтевым или волнистым узором, кремневые скребки, каменные бруски, бронзовые кольца, серьги, стрелы, булавки, зеркальца, стеклянные бусы. Найденная в одном из дольменов босфорская монета Рискупориса IV, 215 г. по Р. X., весьма важна в том отношении, что дает возможность определить хотя бы приблизительно эпоху кавказских дольменов. Дольмены Крыма дали несколько железных вещей и, кроме того, указали на следы трупосожжения.

Менгиры

(бретонск. men - камень и hir - длинный) - большие неотесанные продолговатые камни, поставленные вертикально; один из видов мегалитических построек разных этапов бронзового века. Достигают 4-5 метров и более высоты (менгиры 21 метров высотой и около 300 тон весом находится во Франции). Иногда менгиры составляют длинные аллеи или кольцеобразные ограждения. Во время раскопок, произведенных вокруг многих менгиров, обычно находили кости животных, мелкие сосуды и черепки, иногда зольные пятна. Часто менгиры сопутствуют дольменам. По-видимому, менгиры имели культовое значение. Больше всего менгиров в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории России менгиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа. Характерной разновидностью кавказских менгиров являются вишапы. Аллеи менгиров известны в некоторых районах Армении (Зангезур, Аштарак, Кошун-Даш, Кировакан), где они носят название "камни-войско".




Вишапы

(слово иран. происхождения) - каменные изваяния (до 5 метров высоты), изображающие рыб или столбы со шкурой барана. Впервые вишалы. открыты в 1909 в Гехамских горах Армении. Армяне связывали эти колоссальные статуи со злыми духами и называли "вишапы", то есть демонами. Вишапы находились около русел древних каналов и озер для водопоя скота. В древности эти статуи были связаны с божествами плодородия (пастбищ) и воды (каналы, источники). Время их изготовления не установлено, вероятнее всего, вишапы относятся к 1-му тысячелетию до н. э. Вишапы обнаружены также в Грузии, на Северном Кавказе и в Монголии.


3 082

Во многих странах мира и даже на морском дне находятся загадочные сооружения из огромных каменных глыб и плит. Они получили название мегалиты (от греческих слов «мегас» - большой и «литос» - камень). До сих пор точно не известно, кто и с какой целью провел в очень древние времена в самых различных местах планеты столь титаническую работу, ведь вес некоторых глыб достигает десятков, а то и сотен тонн.

Самые удивительные в мире камни

Мегалиты подразделяются на дольмены, менгиры и трилиты. Дольмены - самый распространенный тип мегалитов, это своеобразные каменные «домики», только в Бретани (провинция Франции) их не менее 4500 штук. Менгирами называют установленные вертикально удлиненные каменные глыбы. Если на две вертикально установленные глыбы сверху положена третья, то такое сооружение называется трилитом. В том случае, если трилиты установлены в кольцевой ансамбль, как в случае знаменитого Стоунхенджа, то такое сооружение называется кромлехом.

До сих пор никто не может точно сказать, с какой целью сооружались эти внушительные сооружения. Гипотез на этот счет очень много, но ни одна из них не может исчерпывающе ответить на все вопросы, заданные этими молчаливыми величественными камнями.

Долгое время мегалиты связывали с древним погребальным ритуалом, однако рядом с большинством из этих каменных сооружений археологи не обнаружили никаких захоронений, а те, что и были найдены, скорее всего, сделаны уже в более позднее время.

Наиболее распросртаненная и поддерживаемая многими учеными гипотеза связывает сооружение мегалитов с самыми древними астрономическими наблюдениями. В самом деле, некоторые мегалиты можно использовать как визиры, позволяющие фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий.

Однако у противников этой гипотезы возникают вполне справедливые вопросы и критические замечания. Во-первых, существует очень много мегалитов, которые трудно связать с какими-либо астрономическими наблюдениями. Во-вторых, зачем древним в то далекое время понадобился столь трудоемкий способ познания движения небесных светил? Ведь даже если таким способом они устанавливали сроки проведения сельскохозяйственных работ, то прекрасно известно, что начало сева гораздо больше зависит от состояния почвы и погоды, чем от определенной даты, и может сдвигаться в ту или иную сторону. В-третьих, противники астрономической гипотезы справедливо указывают, что при таком обилии мегалитов, как, например, в Карнаке, всегда можно подобрать с десяток камней, якобы установленных с астрономическими целями, а для чего тогда предназначались тысячи других?

Впечатляет и масштаб проведенных древними строителями работ. Не будем останавливаться на Стоунхендже, о нем уже много писали, давайте вспомним о мегалитах Карнака. Пожалуй, это самый масштабный мегалитический ансамль во всем мире. Ученые считают, что сначала он насчитывал до 10 тысяч менгиров! Сейчас сохранилось всего около 3 тысяч вертикально установленных каменых глыб, достигающих в ряде случаев высоты в несколько метров.

Предполагают, что первоначально этот ансамбль тянулся на 8 км от Сент-Барба до реки Краш, сейчас он сохранился лишь на протяжении 3 километров. Различают три группы мегалитов. К северу от деревни Карнак располагается кромлех в виде полукруга и одиннадцати шеренг, в которых насчитывается 1169 менгиров высотой от 60 см до 4 м. Протяженность ряда - 1170 м.

Не менее впечатляющи и две другие группы, которые, скорее всего, когда-то вместе с первой составляли единый ансамбль, еще в конце XVIII в. он более менее сохранялся в своем первозданном виде. Наиболее крупный менгир всего ансамбля был высотой в 20 метров! К сожалению, сейчас он повален и расколот, однако и в таком виде мегалит внушает невольное уважение к создателям подобного чуда. Кстати, даже с помощью современной техники весьма сложно управиться даже с небольшим мегалитом в случае, если его надо восстановить в прежнем виде или перенести на другое место.

Во всем «виноваты» карлики?

Мегалитические сооружения обнаружены даже на дне Атлантического океана, а древнейшие из мегалитов относят к 8-му тысячелетию до нашей эры. Кто же был автором столь трудоемких и загадочных каменных строений?

Во многих легендах, в которых так или иначе упоминаются мегалиты, часто фигурируют загадочные могущественные карлики, способные играючи выполнять непосильную для обычных людей работу. Так, в Полинезии таких карликов называют менехунами. Если верить местным легендам, это были безобразные на вид существа, лишь отдаленно напоминающие людей, ростом всего до 90 см.

Хотя менехуны обладали взглядом, от которого кровь стынет в жилах, карлики в целом относились доброжелательно к людям и иногда даже помогали им. Менехуны не выносили солнечного света, поэтому появлялись только после заката, в темное время суток. Полинезийцы считают, что именно эти карлики являются авторами мегалитических сооружений. Любопытно, что в Океании менехуны появились, прилетев на большом трехъярусном острове Куаихелани.

Если менехунам требовалось побывать на суше, их летающий остров опускался на воду и подплывал к берегу. После выполнения намеченной работы карлики на своем острове снова поднимались в облака.

Знаменитые кавказские дольмены адыгейцы называют домами карликов, а в осетинских легендах упоминаются карлики, которых звали народом бицента. Карлик-бицента, несмотря на свой рост, обладал недюжинной силой и был способен одним взглядом свалить огромное дерево. Есть упоминания о карликах и у аборигенов Австралии: как известно, на этом материке также в большом количестве встречаются мегалиты.

В Западной Европе, где не ощущается недостатка в мегалитах, также распространены легенды о могущественных карликах, которые, как и полинезийские менехуны, не выносят дневного света и отличаются недюжинной физической силой.

Хотя у многих ученых до сих пор сохраняется определенный скептицизм по отношению к легендам, все же повсеместное распространение в фольклоре народов информации о существовании маленького могущественного народца должно опираться на какие-то реальные факты. Может, на Земле на самом деле когда-то существовала раса карликов или за них принимали пришельцев из космоса (вспомним о летающем острове менехунов)?

Тайна пока остается тайной

Мегалиты, возможно, создавались с неясными пока нам целями. К такому выводу пришли ученые, которые занимались изучением необычных энергетических эффектов, которые наблюдаются в местах расположения мегалитов. Так, у некоторых камней приборами удалось зарегистрировать слабое электромагнитное излучение и ультразвуки. В 1989 году под одним из камней исследователи уловили даже необъяснимые радиосигналы.

Как считают ученые, подобные загадочные эффекты можно объяснить тем, что мегалиты часто устанавливались в местах, где в земной коре находятся разломы. Каким образом древние находили эти места? Может быть, с помощью лозоходцев? Зачем мегалиты устанавливались именно в энергетически активных местах земной коры? На эти вопросы у ученых пока еще нет четких ответов.

В 1992 году киевские исследователи Р. С. Фурдуй и Ю. М. Швайдак предложили гипотезу, что мегалиты могут быть сложными техническими устройствами, а именно - генераторами акустических или электронных колебаний. Довольно неожиданное предположение, не правда ли?

Эта гипотеза родилась не на пустом месте. Дело в том, что английские ученые еще до этого установили, что многие мегалиты издают ультразвуковые импульсы. Как предположили ученые Оксфордского университета, ультразвуковые колебания возникают вследствие слабых электрических токов, наводящихся под воздействием излучения Солнца. Каждый отдельный камень при этом излучает небольшую энергию, но в целом мегалитический каменный комплекс может создать временами мощный энергетический всплеск.

Любопытно, что для большинства мегалитов их создателями подбирались породы, содержащие большое количество кварца. Этот минерал способен генерировать слабый электрический ток под воздействием сжатия… Как известно, камни от перепада температур то сжимаются, то расширяются…

Тайну мегалитов пытались разгадать исходя из того, что их создатели были примитивными людьми каменного века, однако такой подход оказался непродуктивным. Почему бы не предположить обратное: создатели мегалитов обладали очень развитым интеллектом, позволяющим им использовать естественные свойства природных материалов для решения неведомых пока нам технических задач. В самом деле - минимум затрат, а какая маскировка! Эти камни простояли тысячи лет, выполняя свои задачи, и только сейчас у людей возникли некоторые еще туманные сомнения на счет их истинного предназначения.

Никакой металл не выдержал бы столько времени, его бы растащили наши предприимчивые предки или съела коррозия, а вот мегалиты стоят до сих пор… Возможно, когда-нибудь мы раскроем их тайну, а пока эти камни лучше не трогать. Кто знает, может, эти сооружения являются нейтрализаторами каких-то грозных природных сил?

В конце эпохи неолита возникают первые мегалитические постройки. Мегалиты - сооружения культового характера из грубообработанных или необработанных больших каменных глыб. Различают три основных типа мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - продолговатые камни, одиночные или образующие длинные аллеи. Высота таких камней — от 1 до 20 м. и более. Алея менгиров в Карнаке (Бретань, Франция) насчитывает 2813 камней, составленных в 13 рядов. Больше всего они распространены в Западной Европе и по-видимому связаны с культом мёртвых. В некоторых случаях такие камни имеют ясно обозначенные голову и сложенные на груди руки. (Часто встречается изображение посоха, булавы, человеческой стопы - особенно в эпоху бронзы (З-к.2 тыс. до н.э.).- Хоть половые признаки не указаны, некоторые косвенные данные указывают, что это "каменные бабы". Во Франции такие соображения считаются олицетворением неолитической "богини мёртвых").

Дольмены - мегалитические сооружения, состоящие из нескольких вертикальных каменных блоков, перекрытых каменной плитой. Во многих случаях дольмены использовались для погребений. Самые ранние дольмены относятся к 4 тыс. до н.э., и являются самыми ранними мегалитами.

Стоунхендж
Кромлехи - мегалитические сооружения культового назначения, состоящие из больших каменных блоков и образующие в плане круг или несколько концентрических кругов до 100 м. в диаметре. Встречаются разных районах Старого и Нового Света, Наиболее известен Стоунхендж (Англия) - самое крупное, имеет 90 м. в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 т, (СКАЗАТЬ - причём горы из которых они доставлены, находятся в 280 км от Стоунхенджа). Сооружение датировано 2 тыс, до н.э.

(Сравнительно однотипный характер этих древнейших сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки, огромное количество мегалитов и необычайно широкое их распространение свидетельствуют о существовании каких то однородных верований, бытовавших у различных народов Европы, Азии и Африки.)

На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает то, что такие комплексы как Стоунхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Дольмены и кромлехи — это самые ранние типы сооружение возведённые на основе применения вертикальных опор с горизонтальным покрытием. В этих сооружениях наиболее ярко (в сравнении с предыдущим периодом) проявились приёмы архитектурной композиции; геометрические формы, выявление центра, ритм, симметрия (СТОУНХЕНДЖ).

В конце неолита, в 4 тыс. до н.э., также появились такие погребальные сооружения как курганы - земляные полусферические насыпи над захоронением.

Похожие публикации