Государственный академический русский концертный оркестр боян. Как минкульт уничтожил «боян

Позор чиновникам из Минкультуры, уничтожившим Государственный Академический Русский Концертный оркестр «Боян»!

На протяжении двух десятилетий со стороны Министерства культур РФ велась гнусная травля выдающегося дирижёра и музыканта, создателя Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян», лауреата международных конкурсов и Золотой медали и. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру» народного артиста СССР, профессора А.И. Полетаева.

Травля, начатая бывшим министром Швыдким, продолжалась руководителями департамента господдержки искусства и народного творчества Шалашёвым, Апфельбаум, Емельяновой, Малышевым, причем делалось это несмотря на распоряжения Президента страны и Председателя Правительства о «сохранении и поддержке» этого уникального оркестра.

«Боян» - действительно уникальный, единственный в России и мире симфонический оркестр, объединивший в себе два музыкальных мира - мир народных инструментов и инструментов симфонического оркестра. Идеология оркестра направлена на сохранение и приумножение традиций русской, славянской музыки, воспитание и просвещение молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине, национальной гордости, высокой духовности, веры в силу российской и русской культуры, торжества справедливости.

У оркестра множество поклонников, как в России, так и за рубежом, особенно среди ценителей музыкального истинно российского искусства, его выступления всегда проходили с неизменным успехом. Видимо, все это и раздражало всегда чиновничье властное воронье, старающееся навязать стране чужеродную культуру.

Сначала чиновниками был организован по существу рейдерский захват оркестра с помощью внедрённого на должность директора г-на Толмачёва, (бывшего завхоза-водителя оркестра, подвозившего и подносившего инструменты), человека, далёкого от музыки.

Затем Министерство культуры втайне организовало секретное прослушивание группой назначенных им экспертов, причем без публики, чтобы состряпать очередной повод для гонения на народного артиста СССР дирижера А.И. Полетаева и его детище оркестр «Боян».

В результате принято решение уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, сократить состав оркестра до камерного, изменить название оркестра до «Государственный Академический оркестр», удалив ключевые, смысловые слова: «Русский, концертный оркестр «Боян», при этом «великодушно» оставили себе звание академический. Именно Дух древнерусского сказителя Бояна должен по приказу чиновников Минкультуры отныне покинуть данный оркестр вместе с его основателем. То, что создавалось кропотливым трудом и талантом выдающегося музыканта А.И. Полетаева в течение 50 лет, сегодня беззаконно уничтожено Министерством культуры Российской Федерации.

По существу произошел акт вандализма, а именно, акт уничтожения Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян», имеющего полувековую историю и десятки тысяч благодарных слушателей.

К 80-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности выдающегося русского музыканта, Народного артиста СССР и России Анатолия Ивановича Полетаева написана книга, которая включает в себя интервью, беседы с Анатолием Ивановичем, отзывы, репортажи, рецензии и другие материалы, опубликованные о нем и созданном им Государственном академическом русском концертном оркестре «Боян» в различных СМИ. Слово Мастера, подкрепленное самой его жизнью, высочайшими творческими достижениями, будет интересно всем, кому дорога Россия. Эта книга представлена на Международный конкурс Союза журналистов России «Страница семейной славы». Ее можно скачать здесь: http://pobeda.vif2.ru/posts/item/4700%20 .

В 2018 году исполняется 50 лет со дня основания оркестра! И вместо того, чтобы дать возможность коллективу готовиться к своему юбилею и радовать его многочисленную армию почитателей своим виртуозным искусством, чиновники уничтожили самую яркую звезду традиционной национальной культуры России.

Да будет всенародный позор чиновникам из Минкультуры, уничтожившим Государственный Академический Русский Концертный оркестр «Боян»!

Проф. В.А.Сухомлин, поклонник оркестра «Боян»

Нужен ли «Боян» России XXI века

Недавно исполнилось 70 лет одному из замечательных музыкантов современной России - дирижеру, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» Анатолию Ивановичу Полетаеву. В течение многих лет со все возрастающим интересом вслушиваюсь в его творчество, ибо есть что слушать и есть чему изумляться. Это музыкант редкой породы - талант настоящий, а не ремесленник и потому имеет «лица не общее выражение».

О скольких из нынешних артистов можно сказать, что каждый его концерт эксклюзивен, потому что всегда содержит поиск, эксперимент, нечто особенное, чего не встретишь у других дирижеров? И каждый раз приходит мысль: «Вот на чьи репетиции должны ходить, как на занятия, и студенты, дирижеры, и аранжировщики, и даже композиторы.

Вот где надо учиться умению не просто слышать, а чувствовать все инструментальные группы, учиться изощренно работать и над исполнительской техникой, и над авторским замыслом, и вообще быть музыкантом».

Параллельно со все возрастающими недоумением и горечью наблюдаю за, в буквальном смысле, героикой мучительного повседневного существования оркестра. Абсурдность всего, что происходит вокруг «Бояна», ставит целый ряд вопросов, на которые давно следовало бы ответить. Особенно потому, что эти вопросы очень органично переплетаются с тем, что называют запросами времени.

Суть проблемы в том, что 15 лет оркестр существует не в творческом полете, а в режиме выживания. Я принадлежу к поколению, которое в юности читало в том числе и Шиллера, и помню до сих пор благородное воззвание: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» Но чтобы в XXI веке от творческого человека требовалось столь буквальное следование этому призыву, и не ради хлеба насущного, а ради самого творчества, - это уже не суровость, а сущее изуверство. Предыстория вопроса и, следовательно, краткая биография оркестра и его дирижера таковы.

Баянист по образованию, ученик прославленного педагога и композитора П. Я. Чайкина по институту и аспирантуре им. Гнесиных А. Полетаев взял исполнительский старт еще на втором курсе обучения, став солистом Москонцерта. Одновременно в течение нескольких лет он играет на международных конкурсах, разумеется, с золотыми победами. И уже тогда отмечалось редкое, но очень важное его артистическое качество - индивидуальность стиля. Насколько музыка была его родной стихией, показывает тот факт, что он смог вырваться далеко за пределы традиций: дипломным рефератом он, фактически, ввел и теоретически обосновал пятипальцевую аппликатуру правой руки при игре на баяне. Сказать новое слово - редкая участь, и выпадает она единицам.

До 1959 года баянисты играли по четырехпальцевой системе. Это была революция, нововведение громадной важности«. И если сегодня наши баянисты играют произведения экстраординарной сложности, то этим они обязаны не только духу времени, но, в том числе, и А.Полетаеву.

Эта креативность, высокий творческий градус будут свойственны Полетаеву всю жизнь. Постоянное самосовершенствование, всегда - прорыв в неизведанное. На баянной аппликатуре юный маэстро не остановился. Следующим его нововведением стал …оркестр народных инструментов с радиоусилением! Разумеется, последовала и критика - ортодоксов «электронная балалайка» сводила с ума. Но здесь очень важны мотивы, подведшие Полетаева к его новации. Уже тогда он мечтал о том, чтобы оркестровую музыку могли услышать люди в самой отдаленной глубинке, даже там, где нет клубов, и уж тем более нет акустических залов. Дальнейшая практика показала, что Полетаев был прав - принцип радиоусиления такую возможность давал. Вторая причина крылась в количественном составе оркестра - всего 8 человек. И все-таки это был оркестр - именно подключение создавало насыщенное, оркестровое звучание, оркестровую кульминацию. С тех пор две путеводные звезды всегда вели музыканта - сама Музыка и те, ради кого она пришла в наш мир, - слушатель. К тому времени навсегда определился и вектор его творчества - не вообще эстетический, а эстетико-просветительский. И снова рождается то, чего еще не было. Когда пришла в оркестр солисткой Надежда Бабкина, родился Ансамбль русской песни, основателем и первым художественным руководителем которого и был Полетаев. А затем один за другим появляются прелестные малые инструментальные ансамбли.

Широта собственных художественных интересов и советы старших коллег-музыкантов должны были привести и привели Полетаева к оркестру симфоническому. И в начале 80-х появляется удивительный, единственный в мире оркестр - русский симфонический с включенной в него группой народных инструментов. Мне доводилось в свое время слышать разные, в том числе и едкие высказывания по этому поводу. И всегда я думала о том, что наблюдаю то, о чем раньше читала в книгах по истории музыки. Казалось бы: вот перед вами талант недюженный, независимый, смелый, который отважился пойти параллельным курсом, способный на новые идеи, новые комбинации, способный пойти дальше, чем вы, - порадуйтесь! Не только за него, но и за себя - ведь что-то новое входит в наш привычный мир. Нет! Часто в ответ - неспособность уйти от шор, претенциозная и смешная убежденность в незыблемости традиций. Даже того смекнуть не в состоянии, что и привычный сегодня классический состав когда-то кому-то был и смешон и неправилен. А между тем оркестр, названный «Бояном», способен на такие чудесные музыкальные откровения, такие удивительные звучания, что приходится задавать критикам вопрос: «Какие же вы после этого музыканты, если не слышите, не понимаете всей интересности того, что слышите! Где ваши уши?» Но главным ответом были не этот снобизм, а успех оркестра, концерты, гастроли по СССР и за рубежом, блестящие рецензии, где»Боян объявлялся не только одним из лучших оркестров страны, но и «совершенно фантастичным». Казалось бы, будущее такого творческого коллектива может быть самым радужным. Но… далее - цитата: «Так продолжалось до ноября 1995 г., когда «в один прекрасный день под вечер оркестр со всем его десятилетия нажитым имуществом (реквизит, оборудование, инструменты) был вышвырнут на мокрую от снега осеннюю улицу…». Начинался крестный путь дирижера Полетаева.

Много лет меня интересует вопрос: кто этот человек, или эти люди, которые считают, что они вправе перечеркнуть подвижническую деятельность и саму жизнь и целого коллектива, и одного человека, тем более, что этот человек имеет громадные заслуги перед Отечеством, многочисленные звания и награды, признательность и успех? Может показаться невероятным, но дважды оркестру милостиво давали помещения, не пригодные для существования. Дважды оркестр собственными руками и за свои средства производил ремонт и даже, частично, реставрацию. И дважды эти помещения у оркестра отбирали. История предоставления третьего помещения, полная издевательства и очень странных обстоятельств, сильно смахивающих на откровенный обман, привела к контракту настолько оскорбительному и кабальному, что стало еще интересней: кто же эти люди, которые с таким энтузиазмом и так отважно воюют против деятелей культуры? И, главное, какова природа этого энтузиазма? И за что нашим чиновникам платят деньги - за сохранение искусства или за его разрушение? Этим, похоже, за второе. Трудно поверить, но ни одно распоряжение в пользу «Бояна» не было выполнено, несмотря на то, что на них стояли подписи Лужкова (многократно), Шанцева (неоднократно), Фрадкова. Последнее распоряжение, о котором мне известно, пришло из Администрации Президента Путина (уже после президентской поздравительной телеграммы к 70-летнему юбилею) и содержит замечательные и очень правильные слова:» Во исполнение указания Президента Российской Федерации«, «необходимые меры по сохранению и поддержке Центра Славянской музыки и Государственного академического русского концертного оркестра „Боян“», «Минкультуры просит Вас поддержать уникальный творческий коллектив и дать возможность оркестру „Боян“ под управлением народного артиста СССР А. И. Полетаева проводить нормальную творческую деятельность…» И все! Только это и ничего сверх! Это - единственное, чего больше десяти лет неистово добивается оркестр, не переставая при этом работать. При этом самоотверженность, изумительные по оригинальности аранжировки и новации Полетаева, энергетика дирижера все так же поражают и покоряют.

Еще более удивительны описанные события в свете того, что сегодня «Боян» не просто оркестр, а фундамент (с 1999-го года) «Центра славянской музыки». Всегда для Полетаева идея пропаганды русского искусства была важнейшей. Сегодня же, когда эта идея становится особенно актуальной, Полетаев, человек блестяще образованный и мыслящий глубоко и исторично, следование ей воспринимает как державную ответственность. Глинка и Рахманинов, Чайковский, Лядов, Свиридов - гении и таланты, которые принадлежат всему миру, но прежде всего - своему народу. Они - одна из его духовных опор, его историки и глашатаи. Они жили и писали для людей. В этом служении был смысл жизни каждого из них. Для народного артиста Анатолия Полетаева смысл работы в оркестре- не сгорать бессмысленно в ответ на непристойную закулисную возню, а служить апостольскую службу на том месте, к которому его подвел Господь. И он это делает, несмотря ни на какие гонения, вопреки открытому убиванию оркестра. Но вот вопрос. Как это может быть: в православной столице, выстроенной и долго сохраняемой коренным славянским народом, на фоне возмутительных этнических проблем, делается все, чтобы в этой столице не существовало Центра славянской музыки. И если правда, то дело дошло даже до того, что существовал приказ о ЛИКВИДАЦИИ оркестра. Основание?

Приказ от февраля 2004 года» О мерах по выполнению мероприятий по оптимизации бюджетных расходов«. Приехали. Последние 20 лет ситуация в России с культурой такова, что нормальный человек может читать этот приказ только в одну сторону - в сторону увеличения финансирования учреждений культуры. Уж во всяком случае тех, что являются национальным достоянием. Похоже, что, судя по хождениям по мукам оркестра «Боян», не все его таковым признают. Ну, это, в конце концов, вопрос личного развития и культуры чиновников - это с одной стороны. С другой - это вопрос формулировки и установки сверху. А по существу: Центр славянской музыки уже не национальное достояние? Интересно, могло ли что-нибудь подобное произойти, например, во Франции или в Швеции? А кто у нас в России решает вопросы такого значения? И по какому праву - его ведь надо иметь. Кто те люди, которые отдают приказ об удешевлении культуры в России, а тогда чьи национальные интересы и достояния они поддерживают?

Жизнь оркестра полна драматизма. Есть такое выражение: первоклассный оркестр. Это когда он укомплектован первоклассными кадрами, когда не только за концертмейстерскими пультами, а почти за всеми сидят лауреаты международных конкурсов; когда инструментарий оркестра больше, чем наполовину, состоит из коллекционных инструментов. Но это еще и зарплата, позволяющая артистам работать в одном оркестре, не мыкаясь по грошовым заработкам.

Ничего этого нет в оркестре «Боян». «Оклад жалованья» в оркестре таков, что вынуждает оркестрантов сочетать работу в нескольких оркестрах. Долго выдержать такую жизнь невозможно. Текучесть в коллективе отчаянная. И дирижеру приходится вновь и вновь затрачивать драгоценнейшее время на техническую работу с новыми кадрами, отнимая его у смысловой, интерпретационной работы. Безумное, тупое расточительство удивительного, уникального таланта. Тем поразительнее то, что вы слышите на концерта или в записях оркестра. Вам даже не приходит в голову мысль о его классности. Ведь Полетаев ставит труднейшие художественные задачи и никогда не снижает планку. Поразительная энергетика Полетаева, его музыкантская убежденность, какое-то мистическое слияние с композитором воздействуют и на зал, и на музыкантов. Эффекты, которых он достигает с «не первоклассным» оркестром своими крещендо, кульминациями, потрясают. А это не о каждом оркестре можно сказать и не о каждом дирижере.

Кстати о дирижерах. Знаменитый Геннадий Рождественский, который от забот культурных властей сбежал из России и потому, слава Богу, выжил (в отличие от великого Евгения Светланова, которого за это величие у нас раньше времени в гроб уложили), как-то сказал:» Дирижеров вообще надо заносить в Красную книгу. Во всем мире их, может быть, около тысячи, но настоящих - единицы«. Вот сегодня Россия озабочена многими проблемами, в том числе - своим имиджем в глазах других стран. Ну какой имидж мы можем иметь в этих глазах, если строим жилые дома для нуворишей на исторических, заповедных пятачках Москвы, разрушая при этом наши древние монастыри и храмы. А ведь ценность Столице придают именно они, а не новостройки, какими бы дорогими они ни были. Этот имидж с утра до ночи может увидеть каждый по телевидению, которое давно разучилось разговаривать великим литературным русским языком. Наш сегодняшний имидж - это попса во всем. Попсовый стиль, попсовое мышление, попсовые ценности. Похоже, что Центр славянской музыки затем и пытаются убрать, чтобы не мешал и дальше успешно попсоветь.

Еще две актуальные проблемы, над которыми кто только из слуг народа не рыдает: демография и национальная аутентичность. Спохватились. О демографической катастрофе (именно так!) у нас писали еще 40 лет назад. А теперь - ну как не стыдно врать, господа! Никакие искусственные ухищрения не повысят нашу рождаемость. Нужны рабочие места для мужчин (торговлю и охранные труды не предлагать). И до тех пор, пока у нас мужчины не будут кормильцами, достойными главами семейств, о приятных тенденциях и не мечтайте. Но даже и в этом случае есть опасность остаться всего-навсего рабом за похлебку. И только тогда, когда в жизни его есть духовная составляющая, тогда только и личность с чувством собственного достоинства появляется, и государство расцветает, а не просто пухнет от дурных денег. И человек - моральный, нравственный, благонравно приплод дает. Вот для этого и нужны нам и музеи (не обворованные), и театры, и оркестры. Здесь-то «Бояну» и самое место.

Стоит только коренному жителю России возмутиться неуважительным отношением к себе, как сразу истерика:» ксенофобия! шовинизм!«И опять неправда. А чтобы не было ни хамства, ни пощечины в ответ, чаще давайте слушать и тем, и другим оркестр «Боян». На его концертах о славянах как-то все очень хорошо понимается. Кстати. В наших правящих эшелонах и сейчас еще много людей, которые в школе должны были» проходить««Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Должно быть, плохо учились, иначе запомнили бы: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого.- На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа.» Из этого следует, что чиновникам нашим в первую очередь следовало бы слушать академический оркестр «Боян».

Но даже если чиновники понимают только одно слово- «деньги», то и в этом случае оркестр»Боян пригодился бы. Если уж вы такие умные, то на одних только репетициях «Бояна» заработали бы - как на мастер-классах. Вот где кладезь премудрости! Все трюкачи мира отдыхают, когда вы слышите, как маэстро добивается в увертюре Глинки к «Руслану» и виртуозного темпа, и четкости, и ансамбля, и насыщенности, и характера. Невозможно жаль, что столь интересные достижения, отзвучав в концерте, остаются эмпирикой чистой воды. Это должно сохраниться, должно стать достоянием многих. Но, выпуская одну за другой эксклюзивные программы, «Боян не получил от государства ни полушки на техническую звукозапись. И однако такие диски есть- 14 программ записал «Боян»! - их можно приобрести, но сделаны они не по государственному заказу. А, точнее, за счет тех средств, которые как бы должны были пойти на непристойно и неоправданно кабальную аренду, что теперь чуть ли не вменяется дирижеру в финансовую вину. Это в сегодняшней России с ее нефтедолларами! Чудны дела чад твоих, Господи! И что особенно удивительно- в год празднования юбилея русского гения - М. И. Глинки ни один из наших оркестров не выпустил юбилейного диска. Ни один, кроме «Бояна»! А в качестве поощрения - попытка расформирования оркестра.

В репертуаре «Бояна» масса интереснейших программ. В последнее время они заинтересовали медицину - профессионально. А. И. Полетаев давно был убежден в лечебно-физических возможностях музыки. Сегодня его убеждения не только разделяют, но и поддерживают ученые, медики. Именно на концертах «Бояна» ведут и фиксируют, в присутствии и с участием публики, свои удивительные и волнующие исследования и эксперименты сотрудники Федерального научного клинико-экспериментального центра Минздравсоцразвития РФ. (Любознательных отсылаю к публикациям на эту тему)

О маэстро Полетаеве и его оркестре можно и нужно много и писать, и говорить. Он и сегодня полон энергии и замыслов, все так же предан идеалам, в которые верит и которым служит - не на словах, а на деле. За всю историю «Бояна» у него не было ни одного неуспешного, проходного концерта. Можно только представить себе, какой размах могла бы иметь деятельность оркестра «Боян», если бы ему не мешали. Сколько мыслящих людей были лишены за эти годы той важной духовной подпитки, той одухотворяющей энергии, которую дает только встреча с искусством не вторичным, копийным, а с искусством авторским. Именно так и следует понимать деятельность А. Полетаева.

По-разному музыканты становятся дирижерами. Полетаев стал им по собственному рецепту. Его к дирижерскому пульту привели не амбиции и жажда славы,-он уже имел успех и удачную, развивающуюся сольно-исполнительскую карьеру. Он не пришел в чей-то оркестр, потому что не сложилась собственная солистская судьба. Этот оркестр Полетаев создал сам - от начала и до конца и остался ему верен на всю жизнь. Суть в том, что он - личность концептуальная. В нем бесконечно генерируются идеи, сверхнормальный творческий градус - его нормальная температура. Неутолимость жажды поисков, открытий, звучащие в нем постоянно все новые и новые тембровые комбинации, безошибочное архитектоническое чувство делают его дирижером особенным, дирижером- соавтором. Музыка - сфера развивающаяся. Но не каждому дано в ней быть первооткрывателем. Художник- соавтор рождается только тогда, когда овладевает традиционной манерой, но не замыкается в ней, а раздвигает горизонты, ища ответы на таинственную и волнующую загадку: как и почему рождается в человеке музыка. Все концерты Полетаева - приближение к этим ответам и потому они успешны. Слушателей захватывает именно эта первооснова, они ощущают ее, даже не зная и не задумываясь о ней, но чуя неформальность, оригинальность исполнения.

Художнические задачи, которые Полетаев ставит перед собой, он ставит и перед оркестром. Но это оркестр малого состава, а задачи велики. И дирижер становится аранжировщиком, приспосабливая мощные симфонические партитуры к возможностям оркестра. И здесь его комбинаторные способности, такт, вкус, знания просто изумляют. И всегда принцип - не навредить музыке, не исказить авторский замысел, а если возможно, то вскрыть всю его глубину, вплоть до начального импульса. Результат всегда ошеломляет - его малый оркестр звучит полновесно, заполненно, ярко. Но это лишь одна из сторон его творчества. Все программы «Бояна» всегда эксклюзивны. Эта единственность связана в том числе с русскими классическими романсами. Все они написаны для голоса с фортепиано. И только в концертах «Бояна» вы можете услышать, допустим, романсы Рахманинова в оркестровом звучании. Как надо преклоняться перед композитором, как надо ценить певцов, уважать публику, чтобы сделать такой подарок! Из года в год он делает сложнейшие переложения, идентифицируя фортепианную специфику, обогащая оркестровый репертуар народной музыкой, произведениями, написанными для голоса, фортепиано, баяна. Вообще же темы «аранжировки Полетаева» и «Полетаев-интерпретатор» должны бы стать темами теоретического исследования, и какими интересными они могли бы быть.

И все же главное - концертная деятельность А. Полетаева. Каждый из концертов для дирижера -это слово, обращенное к народу. История России, ее будущее, сохранность великих и благородных традиций, духоподъемность -вот с чем выходит он к дирижерскому пульту. И зал это понимает.

Судьба Оркестра «Боян» и его дирижера заставляет серьезно задуматься. Это судьба не отдельно взятого коллектива, это и наша судьба. Кто и что определяет сегодня, каким должен быть духовный склад нашей страны? Кто отвечает и кто ответит за безумное расточительство наших талантов, за беспримерное растление наших детей, за столь же беспримерное падение грамотности, за несозидательность и аморальность нашей жизни? За многое другое? Кому поручено или кто и по какому праву взял на себя ответственность решать, чему быть в нашей жизни, а чему - нет? Кто выводит наши традиционные ценности, заменяя их идеальчиками чужой и чуждой, потребительской идеологии? И в чьих руках сегодня судьба оркестра «Боян»? Какая Россия нужна этим людям? И нужна ли она им вообще? Оркестр «Боян» -это часть России, ее национальная примета. Ликвидировать «Боян» означает только одно -стереть с земли часть нашего Отечества, выбить из-под ног один из камней ее духовного фундамента, а значит - ослабить ее, обворовать. Никаких других толкований быть не может. А такие вещи не делаются по случайному недопониманию.

Народный артист СССР и России, профессор Анатолий Полетаев имеет за свое служение России множество знаков отличия, в том числе орден Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского. Множество наших известных соотечественников видит в нем гордость России, говорят и пишут об этом. Поэтому очень хочется узнать, кто же это тот самый, кто лучше всех разбирается в искусстве и кто оказывается главнее всех - и Президента, и Патриарха, и министра культуры?

Галина БОЕВА-МАШИНСКАЯ музыковед, заслуженная артистка России

Господдержка знаменитого оркестра явно недостаточна

Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» - один из лучших в мире музыкальных коллективов, собравший репертуар славянской музыки и почти полвека исполняющий её на самом высоком профессиональном уровне - воспитывая, укрепляя, буквально исцеляя своих многочисленных слушателей.

Создатель оркестра - народный артист СССР, академик РАЕН, кавалер государственных и общественных наград, профессор Анатолий Полетаев убеждён: «Русский народ – это не только лапти и сарафаны. Но это ещё Невский и Суворов, Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Циолковский и Чижевский, Курчатов и Королёв, Жуков и Гагарин... Это высший уровень науки, это люди, первыми вышедшие в космос. А для того, чтобы народ выживал, ему необходимо достоинство, самосознание и понимание ценности того, что он русский. Чтобы человек стал зрелым, осознающим себя патриотом, ему нельзя обойтись без того, что является достижением всей планеты: это русский характер, русский интеллект, русская изобретательность, русская находчивость и русский гуманизм, русское свободолюбие, добромыслие и добросердечие. Эти свойства нельзя потерять, их надо сохранять и укреплять. Для этого нельзя быть только просителем или жаловаться на врагов.

Надо в первую очередь бороться с самими собой: со своими недостатками, своими пороками. Надо себя упрекать в том, что мы стали слабее, стали глупее, позволяем садиться врагам нам на шею и уничтожать нас.

Чтобы с этим бороться, человек должен понимать, какие ценности ему сохранять. Вот этим занимается и музыка, если она настоящая».

Этим занимается и оркестр «Боян».

За многие годы работы оркестру «Боян» слушатели аплодировали стоя: в Японии и Германии, Англии и Скандинавии, Болгарии и Чехословакии, Польше и Тайване…

Нынешний год оркестр «Боян» отметил концертами, посвящёнными 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина, исполнив его произведения, положенные на музыку великими русскими композиторами и ставшие концертными шедеврами. Православная молитва Ефрема Сирина «Отцы-пустынники» в стихотворном изложении Пушкина на музыку Анатолия Полетаева для солистов хора и оркестра пользуется большим успехом у публики. Православно-патриотическая оратория «Русь Святая» композитора была с триумфом исполнена в переполненном зале Московского международного дома музыки.

А. Полетаев и его оркестр имеют сертификат Международного агентства рекордов и достижений, полученный на основе подтверждения целебного биоэнергетического воздействия на слушателей. Исследования были проведены медицинской лабораторией Федерального Центра Минздравсоцразвития РФ. Доктор биологических наук С.В. Зенин выявил, что музыка, исполняемая оркестром «Боян», благотворно влияет на здоровье людей. После концертов знаменитого оркестра многие слушатели избавляются от разных недугов. Звучание музыки проникает в организм на уровне клетки, поэтому даже глухонемые могут отличать, какая музыка им нравится, какая нет. К Анатолию Полетаеву не раз обращались люди, которые приходили на концерты его оркестра с повышенной температурой, а уходили с нормальной. «Дело всё в том, – объясняет профессор Полетаев, – что есть в природе диссонанс (разрушение), а есть консонанс – закономерная гармония и созидательная энергия, дающая не только эстетическое чувство, но и здоровье».

Полетаев убеждён в том, что оркестр «Боян» имеет эксклюзивное право на существование, поскольку в отличие от оркестров Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Павла Когана, Юрия Башмета и других, он уже 45 лет сочетает симфонические инструменты с русскими народными – для расширения палитры национального репертуара.

Президент России всё чаще в своих выступлениях говорит о том, что сегодня нам необходимо сохранять национальные традиции, но чиновники не торопятся помогать выдающемуся оркестру, которым гордилась бы любая другая страна.

Оркестру «Боян» нет аналогов в мире!

Однако, в отличие от десятка других оркестров, «Боян» не имеет ни президентских грантов, ни спонсоров, ни иноземных диаспор или банков, которые могли бы оказать ему помощь. Ансамбль «Россия» получает государственную дотацию в два раза больше, чем оркестр «Боян», при коллективе вдвое меньше. Почему же дискриминируют русский «Боян»? До 2005 г. штатных единиц в оркестре было 102, из них музыкантов 71, а нынче осталось не более 35 музыкантов. Профессионалы оркестра вынуждены уезжать заграницу, где их профессионализм востребован, и они получают от 2 до 7 тысяч евро в месяц, когда в оркестре «Боян» долгое время была зарплата от 6 до 12 тысяч рублей, а нынешняя зарплата, после сокращения численности оркестра наполовину, составляет 24 тыс. рублей.

Создатель оркестра А. Полетаев официально снят с должности художественного руководителя, должность вычеркнута из Устава оркестра, а нынешнего директора И.С. Шрамкова на днях увольняют, как он сам говорит, за то, что не смог сократить оркестр на три четверти, как требовали…

Сегодня оркестр лишён возможности зарубежных гастролей, не увидим мы этот музыкальный коллектив и по отечественному телевидению.

Благодаря профессионализму и опыту Анатолия Полетаева оркестр приспосабливается к работе «на военном положении». Концерты «Бояна» проходят в различных культурных центрах Москвы, оркестр много лет является украшением Международного форума славянских искусств «Золотой Витязь», с коллективом выступали десятки выдающихся исполнителей, ведущие солисты Большого и других театров.

Сегодня стоит вопрос о количественном и качественном возрождении уникального экспериментального оркестра «Боян». В России, особенно в Москве, у «Бояна» армия поклонников – любителей русской музыки, но это простой народ, не обладающий ни властью, ни деньгами.

А государство не может или не хочет финансировать этот оркестр на равных, конкурентно-справедливых условиях с другими московскими академическими оркестрами, получившими и президентские гранты, и другие виды поддержки.

Олигархи готовы спонсировать звёзд шоу-бизнеса, но кто же поддержит всемирно признанный, любимый нашим народом оркестр?

Специально для Столетия



«Русское Собрание» обратилось к Владимиру Путину с просьбой создать прославленному русскому оркестру подобающие условия для творческой деятельности …

«Мы, члены Международной общественной организации “Русское Собрание”, провели в городе Калязин Тверской области 13-14 февраля сего года традиционные, пятые по счету, чтения Международной общественной организации “Русское Собрание” на тему “Роль и место русского народа в истории и современной жизни России “. В мероприятии приняли участие известные российские ученые, священнослужители, политологи, писатели, журналисты – выразители Русской мысли из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Твери, Калуги, Рыбинска, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Шуи, Козельска. На чтениях был поднят вопрос о ситуации вокруг всемирно известного Государственного академического русского концертного оркестра “Боян” под руководством Народного артиста СССР и России Анатолия Ивановича Полетаева», – говорится в принятом в Калязине 13 февраля Обращении МОО «Русское Собрание» к Президенту России В.В. Путину в связи с ситуацией вокруг прославленного оркестра «Боян» .

«Многоуважаемый Владимир Владимирович! Еще в 2006 году, М.Е. Швыдкой, в то время глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внес “Боян” в “ликвидационные” списки. Тогда спасти знаменитый оркестр удалось благодаря протестам широкой общественности и Вашему личному вмешательству: Вы однозначно высказались за необходимость его сохранения и поддержки. Оркестр “Боян” чиновники сохранили, но поддержки не оказали, не были созданы условия для продолжения творческой деятельности оркестра. Более того, со стороны чиновников Министерства культуры РФ делалось все возможное, чтобы доказать бесперспективность существования уникального русского музыкального коллектива!» – сказано в документе.

«А.И. Полетаеву, создателю и на протяжении десятилетий бессменному художественному руководителю коллектива, навязывались администраторы – директора и “параллельные” дирижеры, чьи эстетические и человеческие качества не отвечали устремлениям “Бояна”. Сам оркестр, симфонический по звучанию и составу, в приказном порядке был сокращен до “камерного” (до 37 исполнителей). За прошедшие годы русскому оркестру ни разу не было выделено государственных грантов, следовательно, оркестранты в материальном плане влачили жалкое существование», – говорится в обращении.

«Наконец, совеем недавно, 28 декабря 2017 г., министр культуры РФ В.Р. Мединский издал приказ № 2274, в соответствии с которым “Боян” “реорганизуется”, а по сути – окончательно ликвидируется! Из приказа следует, что “Бояна” как административной единицы более не существует – оставшиеся музыканты переведены в штат Московской госфилармонии. За рамками приказа осталось, что худрук “Бояна”, его вдохновитель и создатель А.И. Полетаев уволен, а руководить оркестром будет другой человек. Таким изощрённым бюрократическим способом наносится удар по традиционной русской музыкальной культуре», – подчеркивается в обращении.

Авторы обращения задаются вопросом: «Что же предлагает г-н Журавский?» И приводят его слова: «…Необходимо сохранить коллектив, вместе с тем создав условия для его творческого роста, поскольку возникало много вопросов в области репертуара, представленности в оркестре различных академических инструментов… В штате коллектива на сегодняшний день 37 артистов. Это не соответствует общепринятым стандартам ни камерного, ни симфонического академического оркестра».

«Парадоксально, что подобного рода заявления делает высокопоставленный чиновник ведомства, которое и должно было предпринять в свое время меры, обеспечивающие “соответствие общепринятым стандартам”. Поразительное лицемерие!» – восклицают авторы обращения.

В документе отмечается, что «заслуги перед Отечеством А.И. Полетаева и созданного им оркестра “Боян”, которому в этом году исполнятся 50-лет, описывать нет нужды. И такой “подарок” от чиновников Минкульта к юбилею прославленного коллектива не могут устраивать ни общественность, ни государство».

«Многоуважаемый Владимир Владимирович! Мы убеждены, что ситуация вокруг Государственного академического русского концертного оркестра “Боян” несправедлива и наносит ущерб традиционной русской культуре и нашим национальным интересам. Просим Вас вмешаться и в очередной раз спасти оркестр “Боян”! Создать ему и его создателю А.И. Полетаеву, который, несмотря на возраст, полон здоровья, творческих сил и замыслов, все подобающие условия для творческой деятельности!» – подчеркивается в обращении, которое подписал от имени членов МОО «Русское Собрание» и участников Пятых Калязинских чтений председатель МОО «Русское Собрание» А.Д. Степанов.

Ещё музыкальные биографии и

Анатолий Полетаев: «Во власти дирижера – разрушить духовное одиночество человека…»
Беседа с народным артистом СССР, руководителем Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян» / Народные артисты СССР / январь, 2017

В книге «Боян» – любовь народная» можно найти множество ярких откликов об этом оркестре. Леонид Леонов, автор «Русского леса» и мистической «Пирамиды», бывавший на концертах в церкви Святого Власия, назвал творчество Анатолия Полетаева «деянием».


Дирижёр Анатолий Полетаев


Почти 100 лет миновало с начала революции 1917-го, целый век перемен и потрясений, кажется, другим уже стал русский человек, но все же осталось что-то, сохраняющее нас как единый народ. Это – великая многовековая культура, музыка, одним из хранителей которой остается оркестр «Боян» . Совсем недавно в Москве, в Доме ученых, состоялся авторский концерт народного артиста СССР Анатолия Полетаева в честь его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. Солистами, народными и заслуженными артистами России, при участии лауреата международных фестивалей Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян», которым руководит профессор, композитор А. Полетаев, были исполнены оды, гимны, торжественные песни, молитвы во славу славянского единства. В концерте принимал участие Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест».

Через полтора года оркестру «Боян», который музыковеды за уникальность звучания называют «русским симфоническим», исполнится полвека. Особой атмосферой концерты «Бояна» обязаны руководителю-виртуозу, который умело соединил инструменты симфонического оркестра с народными. На Западе до самой перестройки блистательному коллективу аплодировали стоя, преклоняясь перед этим «островом духовного начала, олицетворяющего первозданную мощь русичей, величие культуры земли Русской».

А в Москве, с 1985 по 1995 гг., в концертный зал церкви Святого Власия в Старой Конюшенной слободе спешили ценители музыки Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Дворжака, Сметаны, Рахманинова, Свиридова. Этот зал на руинах бывшего храма построили сами музыканты, но властью Москомимущества его передали церковному приходу, и оркестр стал бездомным... Другого помещения ему не предоставили, нарушив 53 ст. Закона о культуре.

"Романс", Г. Свиридов. Оркестр "Боян"

___

"Романс" Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель". Исполняет Государственный академический русский концертный оркестр "Боян", дирижер народный артист СССР Анатолий Полетаев. Московский международный дом музыки

Сегодня художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Боян» А. И. Полетаев в гостях у «Столетия».

– Анатолий Иванович, концерты «Бояна» волнуют слушателей до слез, как вы этого добиваетесь? Например, чем особенным вы порадовали слушателей на ваших юбилейных авторских концертах в Доме ученых и в МЧС в Обнинске?

– Как всегда, мы не стремились развлекать публику, а заставляли ее работать – и умом, и душой... Главной своей задачей считаем укрепление традиций национального самосознания, улучшение нравов и морали.

Возможно ли это на концертах? Еще как. В исполнении классики все дело в трактовке. К примеру, когда «Боян» играет финал симфонии №4 Чайковского, всегда обращаю внимание на трагические сигналы медных инструментов, которыми в кульминации автор предсказывает катастрофу, произошедшую в России в начале XX века. Чаще всего дирижеры исполняют эти «сигналы» в темпе и ритме полонезного шествия. В результате исчезает замысел крупной трагедии... В финале симфонии, когда идет разработка темы народной песни «Во поле береза стояла», я, вне традиции, приостанавливаю привычный темп у скрипок и отдаю соло балалайке, которой нет в партитуре у Чайковского. Она сначала медленно плачет, постепенно возвращаясь в заданный темп, и тема березы воспринимается уже как «дубинушка», как образ борьбы за справедливость. Так музыка в современном мире становится оружием. Мы играли эту симфонию не только в России, но и за рубежом. На Тайване публика аплодировала стоя, понимая и принимая нашу трактовку. А когда зрители аплодируют стоя, это триумф.

Или во Втором концерте Рахманинова, глубоко патриотическом произведении, всегда высвечиваем национальные проблемы. Этого требуют время и обстановка в стране. Именно в этом выражается соавторство композитора и дирижера. Вторая часть концерта для меня – как выход в космос, на встречу с иерархами... Рахманинов словно бы задает им вопрос: почему такой беспорядок на земле, столько драм и трагедий, несправедливости?! И ему отвечают, что человек сам выбирает себе путь. И если он не пойдет по пути, предлагаемому христианством, а будет стараться получить максимум выгоды от своей земной жизни, то предаст Создателя. И становится понятно, о чем идет речь. В музыке возникает яркий свет, возвышающийся своей энергией к Небу. Я вижу, слышу и чувствую эту энергию, заставляю оркестр её продемонстрировать. А в третьей части – «скерцо» (по-русски, шутка) Рахманинов, вооруженный советом и знанием, как бы шутя, разделывается со своими проблемами и приходит к победе невероятной силы!

Оркестр "Боян" и дирижёр Анатолий Полетаев: "Бурлацкая" (С. Рахманинов)

___

Сергей Рахманинов "Бурлацкая" (русская песня). Аранжировка Анатолия Полетаева. Исполняет Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"

Музыкальные произведения, подобные Второму концерту Рахманинова, можно пересчитать по пальцам в мировой музыке. По заключению научно-исследовательской лаборатории Минздрава, это самый энергетичный репертуар в моей практике. Эксперимент ученые проводят с помощью воды, которую замораживают, когда она примет информацию. Если мысль позитивна, получается геометрически правильная, красивая «снежинка», а если нет – клякса. Так возникает энергетическая формула, которая подтверждает, что музыка может или лечить людей или калечить.

– На юбилейных концертах зрители услышали немало ваших произведений. Так, в Доме ученых в исполнении ансамбля «Благовест» и солистов прозвучали «Ода Святому Георгию», «Гимн защитников Отечества» (музыка Чайковского), песнь «Русские – это Победа!», «Русь Святая», «Монастырский хорал», молитва «Сохрани, Господь, и спаси». Исполнялась также актуальнейшая на сегодняшний день молитва «Отцы пустынники…» на слова Пушкина, как она родилась у вас?

– Представьте, познакомил меня с ней и уговорил написать музыку Николай Николаевич Дроздов. Он слышал мою «Оду Богородице» в храме Христа Спасителя, и, подойдя ко мне, сказал, что ему она очень понравилась. Спро-сил, знаю ли я молитву «Отцы пустынники…»? Я не знал. «Вы должны, – говорит, – написать музыку». И прислал мне по факсу собственноручно переписанный великий пушкинский текст. Читаю и вижу – актуальные стихи. Но решив, что не в состоянии заниматься такой трудной и ответственной задачей, ложусь спать. В три часа ночи просыпаюсь: в голове звучит мелодия. Иду к роялю, записываю. Начинаю работать. Черновик готов.

Лариса Павлова и оркестр "Боян" "Ода Богородице"

___

А. Полетаев "Ода Богородице" -поёт лауреат всероссийских и международных конкурсов, звезда международного конкурса "Романсиада" Лариса Павлова в сопровождении ГАРКО "Боян"(худ. рук. и дирижёр-народный артист СССР А.И.Полетаев) XXII православный фестиваль, г. Ярославль, Ярославский архитектурный музей-заповедник, 24.09.2014

Позже узнал, что музыку на молитву сирийского богослова и поэта IV века Ефрема Сирина писали несколько композиторов. Трое в XIX веке: Даргомыжский – в жанре романса для вокалиста и фортепиано, Римский–Корсаков – в жанре католической фуги для хора, Гречанинов, эмигрировавший в Париж и писавший для католических храмов. В XX веке – известный церковный регент Чесноков. Все они использовали версию молитвы Пушкина – со слов «Владыко дней моих». А я – в XXI веке – написал музыку в форме арии для солиста, хора и оркестра, сохранив стихотворение Пушкина полностью. Приведем эти строки...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И душу мне свежит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это мое сочинение на стихи Александра Сергеевича Пушкина с успехом было исполнено солистом Дмитрием Степановичем на концерте «Православные песнопения» в зале им. П.И. Чайковского вместе с синодальным хором Алексея Пузакова и оркестром «Боян».

– Через полтора года оркестру исполнится полвека, с какими потерями и обретениями подходите к своему юбилею?

– Увы, потерян тот уровень виртуозности, который позволил оркестру получить звание академического. Кадры, воспитанные мною, ушли, потому что зарплата ниже конкурентной. Мы всегда жили за счет жесткой экономии: если требовалось, приходилось быть и шофером, и грузчиком, самому во фраке с бабочкой через весь город возить на автобусе реквизит. Когда строили церковь Святого Власия, постоянно устраивали субботники и воскресники. Рыли вручную траншеи, глубиной в два с половиной метра, прокладывали сложные коммуникации. Давали благотворительные концерты, чтобы заработать средства на реставрацию: 15 кг золота требовалось на позолоту 900-килограммового креста и куполов.

Нам помогала общественность – от студентов до академиков, и за два года мы восстановили храм по научному проекту. Помню, как на одном совещании меня атаковали около сотни настоятелей храмов: научи, как тебе удалось?! «Очень просто, – отвечал, – берете носилки, вилы, лопаты, кирки и начинайте работать вместе со всеми, иначе мои скрипачи и балалаечники не стали бы этим заниматься». В 1985 году после трехлетней реставрации храма «Боян» стал репетировать и давать концерты.

Мы прошли через череду сырых подвалов, полуразрушенных залов, заброшенных зданий, где нам приходилось хранить инструменты, костюмы и репетировать. Своими силами отремонтировали детский сад, где в условиях немыслимой тесноты записали с одним из лучших баритонов страны Поликаниным «Романсы» Рахманинова. Потом, благодаря помощи генпрокурора, нам предоставили здание кинотеатра «Зенит», из которого оркестр опять-таки выбросили на улицу. Причем после феноменально успешного концерта «Москва – Третий Рим» в международном Доме музыки.

В 2006 году по инициативе господина Швыдкого оркестр решено было ликвидировать в связи «с оптимизацией бюджетных расходов». И только благодаря поддержке участников II Собора славянских народов Беларуси, России, Украины в 2006 году в Минске, обратившихся с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину, «Боян» выжил.

А. Полетаев "Гимн Славянам" - поёт Лариса Павлова

___

Поёт лауреат всероссийских и международных конкурсов Лариса Павлова в сопровождении Российского государственного концертного оркестра "Боян", худ. рук.-Народный артист СССР Анатолий Полетаев. V международный славянский форум искусств "Золотой витязь" Москва. Государственный музей-усадьба им. А. С. Пушкина

– Какие задачи ставите перед собой сейчас?

– Держимся своей опытностью, грамотностью, репертуар играем не ниже ватерлинии, а, по правде сказать, выживаем. Вместо 100 человек в коллективе теперь 35 музыкантов. У нас был концертный оркестр – не народный, не симфонический, не эстрадный, за что меня упрекали всегда, мол, нужно играть в каком-то одном жанре. Хотели, чтобы «Боян» превратился в ансамбль народных инструментов. По образованию я народник, но сейчас занимаюсь воспитанием национального русского духа в наших людях. А для этого мне нужно играть шедевры Чайковского, Римского–Корсакова, Рахманинова не на балалайках и домрах, а на симфонических инструментах.

Выполняю завет Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов: главной его задачей было возрождение русской песни и создание национального оркестра. К сожалению, сделать это он не успел. Андреев не поехал в эмиграцию со своими друзьями Прокофьевым (вернулся в СССР в 1936 г.– ред), Шаляпиным, Рахманиновым и другими, а остался с оркестром в России. Выступая у чапаевцев, в окопах города Кушвы, без тулупа, в одном фраке, простудился и умер… Василий Васильевич говорил: «Как бы ни были велики страдания, принесенные от чистого сердца на алтарь служения Родине, все они искупаются счастьем ей служить». Вот эти его заповеди сохранения национального самосознания я стараюсь выполнять современными средствами. Для этого мне и нужен оркестр «Боян».

– И все-таки что стало импульсом для возникновения такого необычного коллектива?

– Национальный оркестр я создал в расцвете своей карьеры баяниста-гастролера, игравшего в лучших концертных залах в России и за рубежом. И в то же время меня, с моим ансамблем народных инструментов, отправляли с концертами для строителей железных дорог, в тюрьмы и леспромхозы, где валили лес условно освободившиеся зэки. До «концертных» площадок добирались на продуваемых во все щели автобусах, при этом видели, в какой нищете, унижении и бесправии живут люди. Они слушали нас при свете керосиновых ламп, сидя на поваленных кедрах и соснах, но я видел, как блестят у них глаза. И мы играли им не кабацкую музыку, а самую серьезную. Вот там я и решил служить своим искусством тем, кто сеет и пашет, и создал национальный оркестр. В отличие от моих малотерпеливых коллег, у меня все получилось, а дирижированию я долгие годы обучался у дирижера Большого театра Гавриила Зимина, он видел во мне дирижера.

– Случились ли какие-либо перемены в оркестре в последние два года?

– Активно стали сотрудничать с президентом Славянского форума искусств «Золотой Витязь», директором Университета культуры МЧС, народным артистом России Николаем Бурляевым. Он приглашает наш оркестр на открытие и закрытие многочисленных форумов «Золотого Витязя». Так, недавно выступали в храме Христа Спасителя. А также выступаем на мероприятиях МЧС. Выступаем в престижных залах, стараемся делать интересный репертуар.

– Говорят, с исполнением «Романса» Свиридова у вас связано несколько интересных историй?

– Расскажу. Владимир Гостюхин, известный «дальнобойщик», как-то в Кремле услышал «Романс» Свиридова в нашем исполнении. После концерта все уехали на банкет, а я припозднился: собирал инструменты и реквизит. Наконец, приезжаю в концертный зал гостиницы «Россия», где праздник в разгаре, ищу себе место. И вдруг Гостюхин, увидев, что я вошел, подбегает и падает на колени. Гости в недоумении, а Владимир Васильевич поднимается и объясняет всем, что был потрясен исполнением свиридовского романса «Бояном». Это одно из его любимых произведений, и он знает, как исполняют его разные оркестры, но такую пронзительность слышит впервые. С тех пор он часто бывает на наших концертах, у него есть все наши записи.

Оркестр "Боян", гл. дирижёр А.Полетаев "Вечерний звон"

___

Музыка А.Алябьева, аранжировка А. Полетаева, в Гос.музее А.С.Пушкина, 26 июня 2014. Заключительный концерт Государственного академического русского концертного оркестра "Боян", худ. руководитель Анатолий Полетаев. "Музыкальный альбом эпохи А.С.Пушкина"

Очень нравится, как исполняет «Боян» «Вечерний звон» и «Липу вековую», народному артисту России Александру Михайлову. «Вечерним звоном» мы как-то даже открывали его юбилейный вечер. Однажды на Днях культуры РФ в Дортмунде, когда мы играли «Вечерний звон», разрыдалась известная артистка Жанна Болотова, да так, что ее невозможно было успокоить... Интересными соображениями поделился зритель, который в церкви Святого Власия часто слушал концерты «Бояна», и «наш» «Вечерний звон» тоже пробирал его до слез. Казалось бы, мажорная музыка, слушателей никто не обижает, не причиняет им боль, что происходит с их чувствами?! Дело в том, что во время исполнения этого произведения во власти дирижера разрушить духовное одиночество человека, даже если он чисто внешне не одинок. Огромная энергетическая мощь заключена в «Вечернем звоне». Скажу даже так: когда дирижирую его, всегда разговариваю с Создателем. И стараюсь выполнить те задачи, которые Он ставит передо мной.

– Возможно ли возрождение «Бояна»?

– Возможно, но для этого оркестр нужно уравнять в правах с другими академическими оркестрами, у которых есть концертные залы, спонсоры, банки, фонды, президентские гранты, которым организуют выезды за рубеж и платят достойную зарплату. Нельзя выпустить людей на ринг, сказав: «Сначала выиграйте бой, а потом будете просить». Талант нужно беречь – прописная истина. Министр культуры Мединский, к сожалению, никогда не был на наших концертах, ни разу не пригласил меня на прием, чтобы узнать о наших проблемах. Доверяется слухам недоброжелателей, а вокруг «Бояна» их более чем достаточно.

– А почему японцы так любят ваш оркестр?

– Японцы – люди чести, и в музыке остро чувствуют правду. У них первые предметы в школе – рисование и музыка. Искусство на первом плане, точные науки – на втором. Они преуспели в электронике, но им, как воздух, нужна духовность, которая приходит из русской культуры. Поэтому «Боян» для них находка. В Японии мы гастролировали трижды, и однажды приехали в город Саппоро на севере острова Хоккайдо. Встречали нас, как друзей, потому что лет шесть добивались, чтобы нас отпустили к ним. Однажды вместо нас хотели отправить Людмилу Зыкину с ансамблем, получили ответ – «Зыкина – это хорошо, но нам нужен «Боян». И вот мы в Саппоро: на каждом столбе плакат – «Боян», «Боян, «Боян», на каждом предмете – реклама нашего концерта.

А надо сказать, на Хоккайдо остро обсуждалась проблема возвращения Курил. И вдруг часа за три до концерта ко мне подходит организатор и спрашивает, проводим ли концерт. Оказывается, в зал на 1800 мест было продано лишь 700 билетов. А, по правилам, исполнитель имеет право отменить концерт, если зал заполнен менее чем на 50 процентов: падение репутации. Я сказал, что 700 человек – это тоже публика, и надо было видеть, как он был счастлив: репрессии не последуют. И вдруг слышим: через рупоры на проезжающих машинах население призывают бойкотировать наш концерт. «Русские – варвары и агрессоры, с ними нельзя иметь дело! Отнять у них острова, и не слушать их музыку!». И что вы думаете? Когда открыли занавес, в зале находилось 1800 человек! При помощи отрицательной рекламы за три часа было сделано то, что не смогли сделать за несколько месяцев.

Концерт прошел с триумфом, потом был банкет. Но перед ним я полтора часа давал автографы на дисках «Бояна». А когда они закончились, то пришлось расписываться фломастером на рукавах белых блузок японских девушек. А организаторы смиренно ждали, пока не пройдет вся очередь. Мэр города, настроенный антисоветски, на банкете сказал: «Какова бы ни была политика, мы стали свидетелями подлинно русского народного искусства, и с таким народом надо дружить!».
_______

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Похожие публикации