Картина отдых после работы. Сочинение по картине непринцева "отдых после боя"

Картины художника Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996) узнаваемы по необыкновенно точным и ярким образам, будничным сюжетам, военной тематике. Богатый опыт живописца вобрал в себя незабываемые годы учёбы в академии, память фронтовых дорог и осаждённого Ленинграда, атмосферу мирной жизни. Пожалуй, самой известной картиной Непринцева называют «Отдых после боя».

Внешний облик центрального персонажа напоминает литературного героя А. Твардовского - Василия Тёркина. Образ этот был интересен и другим художникам, например О. Верейскому и И. Бруни. Рисунки О. Верейского мастерски иллюстрировали поэму «Василий Тёркин» и приобрели огромную популярность. Многие художники и скульпторы стали ориентироваться на созданный Верейским образ.

Интересна судьба полотна Юрия Непринцева: трижды он воссоздавал свою картину, первый раз оригинал был отдан китайскому лидеру Мао Цзэдуну, другая версия украшает Георгиевский зал московского Кремля, последняя вошла коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Прочитайте очерк Н. Шубиной о жизни Юрия Михайловича Непринцева и судьбе его замечательной картины «Отдых после боя».

Н. ШУБИНА

Ю. Непринцев «Отдых после боя»

Читая статьи об этом художнике, нередко встречаешь фразу: картина «Отдых после боя» была написана по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». И хотя второе название известного произведения живописи повторяет заглавие замечательной поэмы, мотивы создания полотна представляются не столь очевидными. Скорее конкретные реальные обстоятельства, фронтовая судьба, последовавший спустя годы отклик художника на память войны стали причиной создания картины.

В воспоминаниях Юрия Михайловича Непринцева находим: память человеческая ограниченна, в ней остаётся далеко не всё - лишь наиболее яркие впечатления и картины... Следуя за мысленным взглядом художника, обращенным в прошлое, бегло наметим основные вехи его пути.

Народный художник СССР Ю.М. Непринцев родился в 1909 году в Тифлисе. Воспитанный в семье архитектора и чувствующий склонность к искусству, он уезжает в 1925 году в Ленинград и поступает в студию В. Е. Савинского. Затем незабываемые годы учёбы на живописном факультете Всероссийской академии художеств, наставничество выдающегося педагога И.И. Бродского, занятия в аспирантуре под руководством Б.В. Иогансона.

«Все необычайно взбудоражены,- вспоминает Непринцев этот день.- Запомнились старинные коридоры института... Педагоги, аспиранты, студенты собирались группами, обсуждали события. Известная растерянность была в сознании многих: как жить дальше, что делать, каково твоё место в новой, военной жизни? Думаю, эти вопросы стояли перед каждым. Большинство решило: надо идти записываться добровольцами. Я записался среди других, но меня направили на маскировку».

С бригадой маскировщиков художник выезжал на оборонительные рубежи - враг рвался к Ленинграду. Потом проходил интенсивное обучение, сделав молниеносную «карьеру» от рядового бойца до помкомроты. Затем и сам стал заниматься с новобранцами. Например, обучал их приёмам штыкового боя. После курсов переподготовки начсостава Балтийского флота - это было зимой в конце 41-го - Непринцев принял взвод и в составе 13-й маршевой роты отправился на фронт.


Здесь непосредственно началась биография картины «Отдых после боя» (или «Василий Тёркин»). Конечно, поэмы Твардовского художник тогда ещё не читал: первые её главы стали публиковаться только в 1942 году. Но будущих героев полотна командир взвода Непринцев уже встретил в своем нелегком походе. Тема подспудно складывалась из различных переживаний, наблюдений, обыденных фронтовых событий. Впечатления копились с первого дня. когда художник прошел со своим взводом 25 километров от мирной остановки ленинградского трамвая до окопов, где надо было сражаться с врагом.

Юрий Михайлович с волнением рассказывает, как начиналась его главная картина:

«Мы шли сказочным зимним лесом, но порядком выдохлись от похода. Наконец команда: «Привал». Для меня, сугубо городского жителя, этот заснеженный лес, нетронутый снег, измятый только там, где сели усталые бойцы, лапы елей с пластами снега, который беззвучно обваливался, эта картина осталась незабываемой. И тишина. Особая тишина зимнего леса. Сидящие на снегу усталые люди: кто поправляет портянку, кто закручивает самокрутку из махорки, кто грызёт сухарь или кусочек сахара. Эта картина, видимо, долго таилась в моей памяти и только значительно позже, после войны, возникла снова, войдя основным компонентом картины «Отдых после боя».

Действительно, мы видим на переднем плане композиции рыхлый снег на опушке леса и очертания этого леса вдалеке вместе с тревожными силуэтами замерших танков. Сцена привала представлена во всей её будничности, характерной непринуждённости, теплоте и задушевности общения людей, отдыхающих после трудного боя.

Автору удалось дать индивидуальный портрет каждого из более двадцати изображённых персонажей. Бойцы в белых маскхалатах, в солдатских ушанках, касках, танковых шлемах точно характеризованы особой позой, мимикой лица, манерой поведения, конкретной мерой и эмоциональной интонацией участия в общем весёлом разговоре. Центральная группа бойцов, расположившихся в непосредственной близости от главного рассказчика, почти симметричные группы стоящих фигур справа и слева, отдельные фигуры склонившегося с ложкой над котелком немолодого солдата, курящего цигарку воина в каске, бойца в шинели, развязавшего вещмешок, - все персонажи объединены не только чётко продуманной композицией, но и как бы самой занимательной темой разговора.

Мастерство композиции, виртуозность портретирования, тщательный отбор деталей, умение придать цельность, общность настроений картине отдыха солдат делают эту работу развёрнутым изобразительным повествованием, в которое «вслушиваешься» постепенно, с нарастающим интересом. Немой монолог главного героя становится вдруг звучным, физически ощутимым. Мы не знаем, о чём конкретно рассказывает товарищам центральный персонаж и какими репликами подбадривают его однополчане, но очевидны задор, лукавство, здоровый юмор неторопливой, сочной, выразительной речи. Невольно вспоминается строфа из «Тёркина»:

Балагуру смотрят в рот.
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.

Примечательно, что строки эти взяты из главы, названной Твардовским «На привале». Видимо, сердце художника и слух поэта чутко реагировали на желанную в изнурительном солдатском походе команду «Привал». А их наблюдательность, острота видения, цепкое внимание к жизни и фронтовой работе простого солдата позволили создать ту самую сцену в живописи и в поэзии, которую можно назвать и «Отдых после боя», и совсем кратко: «На привале».

Своего Теркина Юрий Непринцев, как и Александр Твардовский, много раз встречал в самой гуще фронтовых событий. Были такие солдаты, которые умели в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей удачной шуткой, острым словом, ко времени рассказанной складной байкой. А в ратном деле они показывали пример подлинного мужества, находчивости, несгибаемости.

Истинно народный характер живописного образа и героя поэмы обеспечил прочный союз картины и литературного творения. Не случайно многие годы в школьном учебнике неразлучны строки поэмы Твардовского и зримые черты героев полотна Непринцева. У них действительно общая судьба, окрыляющий успех - они стали главными произведениями художника и поэта.

Александр Трифонович Твардовский написал «Дом у дороги», «За далью - даль», «По праву памяти», но народная память закрепила рядом с его именем прежде всего имя заветного героя - Василия Теркина. Юрий Михайлович Непринцев известен как иллюстратор, автор станковых офортов «Рассказы о ленинградцах», создатель живописных полотен «Родная земля», «Балтийцы», «Вот солдаты идут»... А широкое народное признание обеспечила ему именно картина «Отдых после боя».

Ещё раз убеждает нас в том, что холст написан не по мотивам поэмы Твардовского, а так же, как и Василий Тёркин»,- по мотивам самой жизни, один интересный факт, который с гордостью приводит художник:

Нередко зрители «узнавали» себя или своих друзей, родственников в героях картины «Отдых после боя». Писали мне: «Где вы видели моего брата (или сына)? От него нет писем, он пропал без вести. Сообщите, пожалуйста, о нём, что знаете». Этой достоверностью, выстраданностью и тем, какую роль сыграло это полотно в моей жизни, оно мне и дорого...

Дорого оно и нам - уже нескольким поколениям зрителей, родившихся после войны, - своим проникновенным рассказом о простом советском человеке, герое Великой Отечественной!

Литература

Шубина Н. Репринцев Ю. Отдых после боя / Юный художник. - 1988. - №5. - С.16-17.

Я узнал, что в основе картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» - поэма Твардовского «Василий Теркин». Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную тему. В своей работе Непринцев показал солдат, которые расположились на опушке зимнего, заснеженного леса. Каждый из них занят своим делом, но, в то же время, они держатся все вместе. Кто-то из них обедает, кто-то курит, кто-то слушает рассказы своих друзей-однополчан.

Судя по всему, беседа идет не на грустные темы, потому что лица героев картины радостны, они с удовольствием смеются. Смотрятся они достаточно беззаботно. Думаю, что художник специально нарисовал их такими, ведь невозможно все время находиться в напряжении. По-возможности, люди старались отвлекаться от фронтовых будней, хотя бы на несколько часов и снова рвались в бой, добиваясь новых военных высот. С трудом можно поверить, что эти люди не один раз смотрели в глаза смерти, совершали подвиги, защищали друг друга и нашу Родину. Сейчас они бодры, веселы и набираются новых сил, чтобы продолжить свои боевые подвиги.

Не смог художник обойти стороной и тему красоты русской природы. Солдаты показаны на поляне между великолепными соснами. Герои картины отстаивают не только свободу своих близких, право на жизнь, но и возможность любоваться местной неповторимой природой.

Хотелось бы отметить оттенок белого цвета, который использовал художник. Снег показан идеально белоснежным, далеко не в каждой картине можно встретить такой тон, независимо от того, на какую тему рисует автор. Я думаю, это сделано не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть благополучный исход сражения и всей войны в целом. Я считаю, что картина получилась очень жизнеутверждающей и светлой, а темные краски мы наблюдаем лишь при изображении шинелей солдат.

Я узнал, что в основе картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» - поэма Твардовского «Василий Теркин».
Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную тему.
В своей работе Непринцев показал солдат, которые расположились на опушке зимнего, заснеженного леса.
Каждый из них занят своим делом, но, в то же время, они держатся все вместе.
Кто-то из них обедает, кто-то курит, кто-то слушает рассказы своих друзей-однополчан.

Судя по всему, беседа идет не на грустные темы, потому что лица героев картины радостны, они с удовольствием смеются.
Смотрятся они достаточно беззаботно.
Думаю, что художник специально нарисовал их такими, ведь невозможно все время находиться в напряжении.
По-возможности, люди старались отвлекаться от фронтовых будней, хотя бы на несколько часов и снова рвались в бой, добиваясь новых военных высот.
С трудом можно поверить, что эти люди не один раз смотрели в глаза смерти, совершали подвиги, защищали друг друга и нашу Родину.
Сейчас они бодры, веселы и набираются новых сил, чтобы продолжить свои боевые подвиги.

Не смог художник обойти стороной и тему красоты русской природы.
Солдаты показаны на поляне между великолепными соснами.
Герои картины отстаивают не только свободу своих близких, право на жизнь, но и возможность любоваться местной неповторимой природой.

Хотелось бы отметить оттенок белого цвета, который использовал художник.
Снег показан идеально белоснежным, далеко не в каждой картине можно встретить такой тон, независимо от того, на какую тему рисует автор.
Я думаю, это сделано не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть благополучный исход сражения и всей войны в целом.
Я считаю, что картина получилась очень жизнеутверждающей и светлой, а темные краски мы наблюдаем лишь при изображении шинелей солдат.

Известный советский художник Юрий Михайлович Непринцев прошел всю Великую Отечественную войну. Первые дни страшнейшего события в жизни страны он участвовал в маскировке одного из заводов Ленинграда. После он был командиром взвода пехоты, который охранял одну из дивизий артиллерии. Но вот принять участие хотя бы в одном сражении ему не удалось, он даже ни разу не стрелял из оружия. Такое стечение обстоятельств позволило ему сохранить свою жизнь и свой талант. Судьба даровала ему возможность не только встретиться с настоящими героями, но и сохранить их образы, чтобы позже, уже в мирное время, всем рассказать об их подвигах.

Когда Непринцев прочитал поэму Твардовского «Василий Тёркин», то был восхищен образом главного героя. Теркин напомнил ему простых солдат, каждый день совершавших большие и маленькие подвиги и совершенно невидящие в этом ничего особенного. Для них это обычное дело. Вскоре после прочтения у художника возникла идея создания полотна, на котором был бы изображен Василий Теркин среди своих сослуживцев.

Такой картиной в итоге стала работа под названием «Отдых после боя», написанная в 1951 году. Работа над полотном продолжалась с 1949 по 1951 год и сделала автора необычайно популярным в итоге. Ее показали на главной художественной выставке Советского Союза, проходящей в столице. Она получила высокую оценку зрителей и критиков. Через год после создания Непринцев получил за эту картину Сталинскую премию. С полотна сделали сотни репродукций, которые разъехались по всей огромной стране. Эта картина стала одним из самых известных художественных полотен Советского Союза.

На картине изображен привал солдат в лесу. Бойцы, показанные на первом плане, ведут оживленную беседу, все улыбаются, кто-то смеется. Очевидно, что совсем недавно они нанесли поражение своему врагу и теперь с чувством выполненного долга и, пребывая в хорошем расположении духа, отдыхают.

Все солдаты одеты в теплые полушубки. В таких не страшная русская зима. У всех за спинами автоматы. Несмотря на то, что сейчас все отдыхают, они на самом деле находятся начеку и готовы постаять за себя и товарища в любую минуту. На войне нельзя расслабляться ни на минуту. Рядом в лесу виднеются танки.

В центре толпы показан балагур роты, под которым художник подразумевал Василия Тёркина. Он что-то оживленно рассказывает, жестикулирует. А солдаты вокруг готовы катиться со смеху. В руке он держит красный кисет. Наверное, это подарок возлюбленной. Такие вещи присылали девушки и жены своим солдатам на войну, доказывая свою преданность и любовь, говоря тем самым, что ждут их возвращения.

Главный цвет, использованный в работе, белый. Он создает позитивный настрой, чувство радости и веселья, несмотря на то, что картина описывает страшное военное время. Эта картина смогла передать важный момент, некий лучик света в темном и жестоком мире войны, позволяющий солдатам вновь и вновь после небольшой передышки поверить в свои силы и идти вперед на защиту Родины. Эта картина напоминает всем зрителям, что Победа была достигнута силами, здоровьем, жизнями простых людей, которым свойственна была и радость, и страдание, и героизм и страх. Поэтому цена той Победы ни с чем не сравнима.

Теркин-теткин, сыпь живее,
Жарь ещё назло врагу.
Не могу, запаса жалко,
До бомбежки берегу...
Твардовский. Василий Тёркин.

Художник Непринцев Юрий восхитился образом Василия Тёркина - героя знаменитой поэмы Александра Твардовского и написал картину - "Отдых после боя. Василий Тёркин".
На картине изображен привал солдат после боя. Ясно, что в том бою они нанесли поражение врагу и теперь отдыхают.
Привал они устроили в лесу. Солдаты сыты, у всех овчинные полушубки, в которых не страшен любой мороз. Они вооружены автоматами, рядом в лесочке притаилась рота танков.
В центре картины ротный балагур, в облике которого Непринцев нарисовал Василия Тёркина, что то рассказывает, да так, что солдаты покатываются со смеху.
В руке у него кисет из красной ткани, видимо подарок девушки, которые во время войны посылали на фронт подарки, в числе которых были и такие кисеты, часто с вышитыми надписями - Самому храброму, или что-то в этом же роде.
Тёркина обступили солдаты. Политрук с седыми усами хохочет над его шутками. У политрука шапка-ушанка и пистолет на боку, значит это не простой боец. Остальные солдаты - кто в маскхалатах, кто в танковых шлемах, у кого на голове каска, стоят, сидят, полулежат, словом чувствуют себя совершенно свободно.
Настроение у солдат праздничное, значит завтра они снова пойдут в жестокий бой с врагом и погонят его с нашей земли.

Похожие публикации