Памятник литературным героям в россии и в мире. Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения на батарее Раевского

МБОУ « Северо-Енисейская СОШ №1»

Исследовательская работа по литературе

«Памятники литературным героям России»

Подготовила:

ученица 8 «Б» класса

Головаш Виктория,

Руководитель:

Жупеева Е.П., учитель

литературы

    Вступление.

    Анализ опроса учащихся.

    Памятники героям литературных произведений.

Актуальность работы : на уроках литературы мы изучаем произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Иногда в учебнике предлагаются такие вопросы и задания: Какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник? Почему? Какие особенности характера литературного героя ты бы отразил в скульптуре?

Цель работы : провести исследование, какие памятники литературным героям поставлены в России.

Задачи работы :

1. Провести исследование, какому литературному герою создан памятник;

2. Установить, где и когда установлен, кто автор скульптуры;

3. Провести опрос среди учащихся нашей школы, знают ли они, какому литературному герою был создал памятник?

Гипотеза : какие национальные черты русского характера воплощают литературные герои и нашли ли они отражение в скульптуре, какой герой стал популярным в скульптурном искусстве.

Предмет исследования : скульптурные изображения героям литературных произведений.

Объект исследования : может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

Опрос учеников школы .

Результаты опроса. Был задан один вопрос: какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник?

Вступление.

Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.

Герои войн, великие деятели достойны того, чтобы их запечатлели в металле и мраморе. Человечество помнит их подвиги, произведения, чтит и преклоняется перед их гением. Но, почему же, тогда, в Копенгагене памятник Русалочке стал символом датской столицы? Почему в Москве был установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений?

Немного истории .

Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдёте и у себя дома.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят книжных героев не меньше, чем настоящих.

Память в камне и бронзе…

Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры.

В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.

Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны.

Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: «Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…»

Памятники героям литературных произведений в мире .

Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Русалочка, Дон Кихот и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. Но эти памятники стоят в других странах и городах.

Памятники писателям и героям их произведений в России.

И в нашей стране создано много памятников великим русским писателям. В Петербурге и в Москве есть памятники классикам с барельефным изображением литературных героев. Барельеф - от франц. - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

Всем хорошо известен русский баснописец Иван Андреевич Крылов в кругу своих басенных героев.

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному из писателей монументов не сооружалось. Средства собирал народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали…

Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник, непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте, а потом переводят взгляд вверх, на фигуру поэта, сидящего на камне, и даже самые маленькие понимают, что этот "дедушка" был, наверное, очень хорошим, если столько милых зверюшек навсегда остались рядом с ним.

Сегодня уже просто невозможно представить себе Летний сад без "дедушки Крылова" и героев его басен.

А это памятник баснописцу на родине, в Москве. В сквере на Патриарших прудах разместились знакомые с детства персонажи 12 популярных басен Крылова: косолапый Мишка с музыкантами, хвастливая Моська, лающая на Слона, Мартышка с очками, Осёл и Соловей и другие. Они иллюстрируют страницы четырёх раскрытых книжек, расположенных рядом с памятником великому русскому баснописцу. Конечно, прогуливаясь здесь, каждый вспоминает крылатые строки из мудрых басен писателя.

Подобные памятники с барельефным изображением литературных героев есть в Москве писателям А.С. Грибоедову, Н.В. Гоголю. Многие памятники писателям установлены на родине. Например, в Орле есть очень интересный памятник Н.С. Лескову: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: «Левша», «Тупейный художник», «Соборяне», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

Русский характер, национальные черты и их воплощение в бронзе и камне.

Особенно впечатляют скульптурные памятники, воплотившие характерные национальные черты русского народа, как и образы, созданные писателями.

Вот перед нами талантливый умелец из народа - Левша. Это известный тульский оружейник. Микроскопическую стальную блоху английской работы вместе с товарищами сумел подковать. Искусный мастер, бескорыстный и неподкупный патриот. Скульптура Левши воплощает в себе лёгкость умения работать и талантливость: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом блоху.

Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша - олицетворение талантливости русского народа.

Трудолюбие - неотъемлемая черта русского характера. Образ крестьянина-труженика нашёл отражение во многих фольклорных произведениях и литературных сказках.

В России много памятников А.С. Пушкину в разных городах. Среди популярных памятников сказочным героям, бесспорно, в первом ряду - герои пушкинских сказок. И старик-труженик из «Сказки о рыбаке и рыбке» тоже запечатлён в скульптуре.

Несколько лет назад в Москве реконструировали Манежную площадь. Появился подземный торговый центр, а поверхность украсили комплексом взаимосвязанных фонтанов и искусственных водоемов.

В одном из таких каналов, соединяющих фонтаны, стоит скульптура старика

с золотой рыбкой. Как обычно, на скульптуре видны потёртости, при желании, до нее можно добраться с берега. Так же в водоём кидают достаточное количество монет. Автор скульптуры, как и многих других в Москве, Зураб Церетели.

Сказочные пушкинские персонажи стали украшением парков, скверов, аллей многих русских городов, гармонично сочетаются они с пейзажами и севера, и юга.

(слайд – 14- Золотая рыбка)

«Золотую рыбку, не простую» часто можно увидеть украшением фонтана или приморского парка, и она является воплощением мечты русского человека, веры его в чудо, в волшебство.

Пушкинский сквер в Абакане стал одним из украшений города, а в 2008-м году в нём были установлены скульптурные композиции, изображающие героев пушкинских сказок - золотой рыбки, ученого кота, царевны Лебедь.

В Пушкинском сквере проводятся народные празднования, а фигуры животных из знакомых сказок привлекают внимание детворы - здесь часто можно увидеть детские утренники.

(слайд 15- кот учёный)

Наверное, нет в мире человека, которому были бы неизвестны строки из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

В Ростове-на-Дону решили воплотить эту мысль: в кафе-парке «Фруктовый сад» появился памятник коту учёному из поэмы А.С. Пушкина. Кот сидит на дереве и читает книгу. Примечательно, что на нём красные сапоги, а в целом памятник получился цветной.

Во все времена в русском искусстве прославляется защитник земли Русской.

Скульптурные памятники воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и оберегателя родной земли. Он руководствуется в своих действиях только народными интересами.

(слайд – 16 – Илья Муромец)

Памятник Илье Муромцу в Муроме работы скульптора В.М.Клыкова был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен: здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к его подвигам, лежит огромный дубовый пень, табличка рядом с которым гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку. Рядом с таким экспонатом всегда есть желающие сфотографироваться.

Воин-герой и литературный герой (слайд – 17- Василий Тёркин)

Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

Прежде всего вспомним Василия Тёркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил своё историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой ХХ века”. Кажется даже странным, что памятник Тёркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы. А свершилось это в Смоленске. Автор идеи - смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.

Существуют памятники животным – за их верность и преданность .

В русской литературе созданы незабываемые образы «братьев наших меньших», а некоторые из них продолжают свою жизнь в скульптуре.

Сколько слез было пролито по поводу злоключений несчастного сеттера Белого Бима Черное Ухо из одноименной повести Г.Троепольского. И этот Бим, до сих пор не нашедший своего хозяина, сидит в Воронеже на площади перед театром кукол прямо на земле. К нему можно подойти, погладить, но сдвинуть бронзовую фигурку с места нельзя - он упорно ждет того единственного, кому раз и навсегда подарил свое собачье сердце.

А эта литературная «героиня» особенно дорога детским сердцам. Речь идет о памятнике собачке Му-Му.

Открытие литературного памятника в Петербурге состоялось 25 марта 2004 г. и было приурочено к 150-летию со дня выхода в свет знаменитого произведения И.С. Тургенева, опубликованного в журнале «Современник» в марте 1854 года. Скульптура отлита из чугуна и представляет собой собачку, свернувшуюся у сапог Герасима. Художественным руководителем проекта является Лев Hемировский. Скульптуры, посвященные тургеневской Му-Му, есть в Москве, а также её можно увидеть в одном из французских парков (работа русского скульптора). Эта скульптура интересна по замыслу: собачка обрела хвостик, как у русалки, а значит, не утонула.

Самый популярный памятник литературному герою.

Знакомясь с памятниками литературным героям в нашей стране, я и не подозревала, что самым популярным скульптурным персонажем окажется великий комбинатор Остап Бендер. Во многих городах есть скульптурные фигуры этого молодого человека.

В день рождения великого комбинатора в Петербурге был открыт памятник Остапу Бендеру. Памятник установлен не так давно (25 июля 2000 года), но незаконнорожденный сын турецкого султана уже занял законное место в сердцах горожан. Памятник, автором которого является скульптор Альберт Чаркин, представляет собой фигуру Остапа, опирающегося на стул работы мастера Гамбса. На стул сможет присесть любой желающий. Скульптурный портрет великого комбинатора наделен чертами Сергея Юрского, который играл Бендера в кино. Место установки памятника выбрано не случайно – Итальянская улица, у дома, где когда-то располагалось известное в Петербурге кабаре "Бродячая собака". Обитель поэтов и писателей.

В Калининграде ко дню 750-летия города установили памятник барону Мюнхгаузену. Скульптура стала подарком от немецкого города Боденвердера. Немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж родился 11 мая 1720 года в Боденвердере. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. Известно, что реальный прототип барона Мюнхгаузена - Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен дважды посещал Кенигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно.

Есть и бронзовая фигура Царевны-лягушки в городе Светлогорске. 11 августа 2006 года в городе Светлогорске состоялось торжественное открытие центрального украшения этого места - бронзовой фигуры “Царевны-лягушки”. Установили статую в сквере, который находится на месте бывшего лесопарка у вокзала. “Царевна-лягушка” представляет собой женскую фигуру, сидящую на 2-тонном камне-основании в характерной лягушачьей позе, с губами, сложенными для поцелуя. Создателем этой композиции является уроженец Светлогорска - художник Олег Мелехов. По замыслу скульптора лягушка, на глазах превращающаяся в царевну, должна стать символом “возрождающегося” Светлогорска.

Заключение.

Что нового открыла я для себя, работая над этим проектом? Убедилась, что ставить памятники литературным героям – традиция во всех странах. Это значит, что вымысел в жизни людей играет такую же роль, как и историческая правда.

Это памятники тем, кто никогда на свете не жил – литературным героям. Почему? Да потому, что многие герои книг сделали для людей ничуть не меньше. Они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, учат быть добрыми и верными, мужественными и благородными.

Памятник-часовня героям Плевны - весьма скорбного вида монумент, сооружённый в память о русских гренадерах, погибших в ожесточённом сражении под Плевной в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Памятник-часовня построен по инициативе Московского археологического общества и солдат и офицеров расквартированного в Москве Гренадерского корпуса на собранные ими же средства, и открыт 10 декабря 1887 года в честь десятилетия сражения под Плевной.

Памятник построен по проекту архитектора и скульптора Владимира Шервуда и инженера-полковника А.И. Ляшкина и представляет собой часовню, декорированную при помощи горельефов и других архитектурно-художественных приёмов: постройка украшена венками и лентами, а вершину украшают изображения святых и двуглавые орлы на куполе. Восьмигранный шатёр часовни, увенчанный православным крестом, отлит из чугуна и установлен на низком постаменте. Отличительная особенность постройки - идеальная точность подгонки чугунных деталей, благодаря которой на поверхности не видны швы.

Отдельного внимания заслуживают 4 горельефа, расположенные на боковых гранях памятника. На горельефах изображены русский старик-крестьянин, благословляющий своего сына-гренадера на сражение, турецкий янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки, гренадер, пленяющий турецкого солдата, и умирающий русский воин, срывающий цепь с женщины, символизирующей Болгарию.

На гранях шатра нанесены надписи: с восточной и западной сторон - цитаты из Евангелия, с северной и южной - памятные слова:

Перед памятником установлены чугунные тумбы с надписью "В пользу увечных Гренадер и их семейств" - в прошлом на них стояли кружки для добровольных пожертвований.

Интерьер часовни в прошлом был украшен изразцами, внутри помещались 7 бронзовых плит с именами погибших гренадеров (18 офицеров и 542 солдата) и живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Иоанна Воина и Кирилла и Мефодия. К сожалению, большая часть внутреннего убранства, украшения и плиты не дошли до наших дней.

После Революции 1917 года часовня была разорена, в ней обустроили туалет. Её восстановлением занялись в середине 1940-х годов, но после этого часовня достаточно быстро разрушалась, и в 1960-х её полностью покрыли консервирующим составом, из-за чего она приобрела характерный чёрный цвет. Реставрация памятника произошла в 1984 году, а в 1992 - после распада Советского Союза - часовню передали Русской православной церкви.

История часовни-памятника героям Плевны

Русско-Турецкая война 1877-1878 годов - война между Российской империей и союзными балканскими странами против Османской империи, вызванная подъёмом национального самосознания на Балканах. Ущемление прав коренного населения и христиан на захваченных турками территориях балканских стран и невозможность разрешения ситуации мирными методами привели к тому, что Россия объявила Османской империи войну.

Осада Плевны - один из наиболее ожесточённых эпизодов Русско-турецкой войны, когда русско-румынские войска выступили против укрепившихся в городе Плевна турецких войск и в итоге взяли город. Потери составили около 40 000 убитых и раненых со стороны России и Румынии и 25 000 со стороны Османской империи (ещё ~43 000 были взяты в плен). Из 90 000 человек русско-румынских войск, принимавших участие в решающем сражении, были убиты 1700 - в том числе 18 офицеров и 542 солдата Гренадерского корпуса.

После окончания войны под Плевной решили установить памятник погибшим гренадерам и сразу же начался добровольный сбор средств в Гренадерском корпусе. Для возведения монумента был выделен участок земли с курганом Копаная Могила, и летом 1880 года состоялся конкурс на проект памятника, на котором были представлены 10 работ от разных архитекторов. По итогам конкурса созванная комиссия посчитала, что предложенные проекты не соответствуют величию события, и для сооружения памятника по рекомендации Ивана Забелина пригласили архитектора Владимира Шервуда.

Шервуд, руководствуясь предполагаемым местом размещения монумента и учитывая его удалённость от дорог и потоков людей, запланировал 20-метровый памятник-часовню, оформленный 4 скульптурными группами. Стоимость такого памятника составляла 70 000 рублей, но в распоряжении было всего 27 000. Комиссия рассчитывала, что государство возместит недостающее, но император Александр II, утверждая проект, рекомендовал им обратиться к купечеству. В конечном итоге было собрано около 29 000 рублей, и в 1881 году новый царь Александр III повелел строить памятник на имеющиеся средства. Шервуд упростил проект, уменьшив его размеры и заменив скульптурные композиции горельефами, и после его одобрения работа над памятником наконец-то началась.

В 1885 году было получено согласие на бесплатную перевозку памятника из Москвы в Болгарию, однако, в 1886 появились предложения оставить его в Москве, и в итоге в 1887 году при горячем одобрении москвичей часовню поставили у Ильинских ворот Китай-города.

Памятник героям Плевны находится в на площади Ильинские Ворота. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Памятник был заложен в августе 1837 года, в 25-ю годовщину Бородинского сражения, цесаревичем, великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II. Торжественное открытие памятника состоялось два года спустя, в присутствии императора Николая I, членов царской семьи, свиты, многочисленных представителей русской аристократии, гостей из-за рубежа и большой группы участников Бородинского сражения. В течение трех дней продолжались маневры 150-тысячного войска под командованием Николая I, воспроизводившие эпизоды «битвы гигантов».
Незадолго до этого, в июле 1839 года, у подножия монумента были захоронены останки князя Петра Ивановича Багратиона, перенесенные сюда по указу императора из села Сима Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Полководец, скончавшийся от раны, полученной в Бородинском сражении, первоначально был погребен в имении своих родственников князей Голицыных. О захоронении останков героя на Бородинском поле ходатайствовал перед императором знаменитый поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, бывший в течение шести лет адъютантом Багратиона.
Высота монумента вместе с крестом 27,5 метров. На его гранях содержится информация о численном составе обеих армий в день сражения, о «двадесять языках» армии Наполеона, о русских генералах, погибших в достопамятный день 26 августа 1812 года. Здесь же – выразительные тексты об отступлении русской армии к Москве, о вступлении французов в первопрестольную и русских войск – в Париж.
В 1932 году памятник был разрушен как не имеющий ни исторической, ни художественной ценности. Он разделил участь московского храма Христа Спасителя и многих других памятников отечественной истории и культуры. В результате варварской акции пострадал склеп с прахом Багратиона. В 1987 году, более чем полстолетия спустя, памятник и надгробие на могиле Багратиона были воссозданы в прежних формах и материалах – в чугуне и бронзе с позолотой – по сохранившимся чертежам архитектора Антония Адамини. По его проектам в начале 1840-х годов были возведены подобные монументы в Смоленске, Малоярославце и Красном, то есть на местах наиболее значительных сражений 1812 года.

Третья могила Багратиона...

18 августа 1987 г. на пустынном в тот будний день Бородинском поле появилась маленькая траурная процессия: взвод солдат, несколько музыкантов духового оркестра и четверо офицеров, несущих гроб. Так хоронили легендарного полководца, воевавшего против наполеоновских войск, князя Багратиона. Хоронили уже в третий раз.

Первая его могила была в селе Сима на окраине нынешней Владимирской области, где генерал скончался 12 сентября 1812 г. от раны, полученной в сражении при Бородине. Позднее останки храброго военачальника по личному указанию императора Николая I решено было перенести на Бородинское поле. Там погребение происходило дважды, с интервалом в 148 лет.

“Чудо-богатырь” годится лишь в утиль...

Первое из бородинских захоронений Багратиона состоялось в 1839 г. Государь Николай Павлович вместе с огромной свитой и 120-тысячным войском присутствовал на церемонии открытия монумента возле склепа, куда торжественно перенесли из Симы останки “чудо-богатыря русской армии”.

Никто тогда даже вообразить не мог, что эта могила будет уничтожена. Но именно так и произошло почти сто лет спустя, в 1932-м.

В молодой Стране Советов князь Петр Иванович Багратион оказался “разжалован” из национальных героев России и превратился в “какого-то царского генерала”. И это не просто презрительная фраза, это по тем временам фактически синоним страшного слова “контрреволюционер”! А величественный монумент над могилой полководца превратился для чиновников “от пролетарской культуры” в заурядное сооружение из чугуна, которое следует отправить на переплавку - ради выполнения плана по сдаче металлолома…

С помощью взрывчатки главный памятник Бородинского мемориала на бывшей батарее Раевского превратили в груду обломков. При этом расположенный рядом склеп Багратиона разрушило мощным взрывом, и останки генерала-героя оказались безжалостно вышвырнуты оттуда прочь. Образовавшуюся яму на месте уничтоженного захоронения стыдливо заровняли песком.

Однако вскоре выяснилось: “сборщики металлолома” поторопились. Буквально через несколько лет - к 125-летнему юбилею Бородина - генерал от инфантерии Багратион был в Советском Союзе “реабилитирован”! Так что к юбилейным торжествам пришлось по указанию властей спешно ставить на том песчаном пустыре простенький обелиск с лживой надписью: мол, здесь покоится полководец, герой Отечественной войны Багратион.

Эта “бутафория” красовалась на Бородинском поле полвека. В середине 1980-х, когда впереди замаячила очередная “круглая” дата грандиозной баталии, взорванный монумент на батарее Раевского решено было воссоздать в первоначальном виде. И Багратиона под ним похоронить по-настоящему, чтобы все стало, как прежде.

Церемония похорон Багратиона. Фото из архива И.Ф.Лаптева.
“Никакого праха в гробу не было! “

Второе бородинское погребение замечательного полководца состоялось 18 августа 1987 г., и было оно обставлено гораздо скромнее первого, “императорского”.

Полковник Иван Лаптев принимал участие в захоронении, проведенном в канун 175-летнего юбилея Бородинской битвы. Иван Федорович в своем письме, присланном несколько лет назад в редакцию “МК”, рассказал о некоторых подробностях той “закрытой” церемонии:

“…Именно мне поручили перезахоронить Багратиона. В то время я был полковником, начальником политотдела дивизии и служил вблизи поселка Бородино. Меня вызвал к себе 16 августа командир дивизии генерал-майор С. М. Ходькин и приказал подготовить все для похорон. На это я ему возразил, что церемонию по перезахоронению такого полководца, каким был Багратион, должен возглавлять как минимум министр обороны. Но приказ есть приказ! Я проштудировал статью Устава “Отдание воинских почестей при погребении” и подготовил все необходимое… Во время перезахоронения мне удалось увидеть содержимое гроба - он был совершенно пуст”.

Так неужели нынешняя могила героя, уже почти четверть века находящаяся в самом центре Бородинского мемориала, - это тоже бутафория?

Как следует из письма, Лаптев пытался выяснить, куда же могли деваться останки русского героя в 1932 г. Он разыскал нескольких местных старожилов, и те рассказали, что после взрыва памятника и могилы кости Багратиона валялись прямо около дороги. “Как мне поведали жители окрестных сел - Бородина, Горок, Семеновского, - эти самые кости темной ночью подобрали добрые люди: какая-то монашка и старик. Они и схоронили останки легендарного полководца… Эти люди вскоре умерли, унеся с собой тайну - место захоронения князя Петра Ивановича…”

Монумент на месте батареи Раевского.
“Мы извлекли из мусора 4 пуговицы и мелкие обломки костей”

Значит, гроб полководца, опущенный в склеп летом 1987 г., действительно пуст?

Разобраться в загадках нынешней могилы Багратиона корреспонденту “МК” помог в свое время археолог Евгений Морев, который в середине 1980-х несколько сезонов занимался раскопками на месте взорванного монумента.

Историю про монашку, схоронившую уцелевшие после взрыва кости Багратиона, мне тоже доводилось слышать, - подтвердил Евгений Иванович. - Однако насчет того, что в восстановленном склепе якобы поставили пустой гроб, уважаемый автор письма ошибается… В 1985 г., работая на бывшей батарее Раевского, я обнаружил руины багратионовского склепа, заваленного землей и всяким мусором. Здесь и удалось отыскать фрагменты останков славного генерала. Мне в помощь было выделено несколько солдат из соседней воинской части. Эти молодые ребята прониклись ответственностью порученного им дела и действовали очень аккуратно. Они перебирали грунт из раскопа буквально кончиками пальцев… В итоге за два месяца кропотливой работы мы извлекли из мусора 4 пуговицы, лоскутки старой мундирной ткани, фрагменты эполет, обрывки кожаных ремней… А главное - обломки костей: мелкие кусочки черепа, ребер, кистей рук, позвонков… Все наши находки уместились бы в двух ладонях взрослого человека.

Собранные останки Морев переправил в столицу, надеясь там провести их экспертизу. Но денег на подобные работы в смете предусмотрено не было. Даже транспортировать прах легендарного героя сражений с Наполеоном пришлось самым примитивным образом: в рюкзаке, положенном на багажную полку пригородной электрички.

Потом бородинские находки долго лежали в рабочем кабинете Евгения Ивановича, дожидаясь своего часа. Увы! Исследованиями останков русского генерала в те годы никто не жаждал заниматься. От настойчивого энтузиаста-археолога все попросту отмахивались, и по прошествии нескольких месяцев бесплодных попыток Морев отвез (все так же в рюкзаке, пригородным электропоездом) багратионовский прах в Бородино.

При повторном захоронении генерала на Бородинском поле найденные нами останки были зашиты в шелковый мешочек, который и положили в гроб. Конечно, мешочек этот получился очень маленьким, и потому немудрено, что Иван Федорович Лаптев мог его просто не заметить. Кроме того, в могилу поместили еще капсулу-гильзу, в которую запечатали копию акта о проведенных раскопках и сделанных находках.

Саму процедуру предания земле многострадального праха русского генерала-героя провели “в рабочем порядке”. Кроме солдат, приведенных полковником Лаптевым, на похоронах присутствовали только сотрудники Бородинского музея и строители, занимавшиеся восстановлением склепа и памятника.

Куда более пышно было обставлено открытие главного монумента, состоявшееся через пару недель и приуроченное к 175-летней годовщине битвы. Толпы людей, парадные шеренги войск, салют… В Бородино специально приехали “многозвездные” генералы, руководители области и района. Мероприятие почтил своим присутствием даже один из секретарей ЦК КПСС.

Но почему же не совместили обе эти церемонии? Почему не стали хоронить Багратиона одновременно с открытием памятника, при большом стечении народа? Сотрудники, работавшие тогда в Бородинском музее, объяснили ситуацию чисто техническими трудностями:

Склеп и монумент на батарее Раевского расположены очень близко друг к другу. Так что стилобат - нижняя часть памятника - буквально нависает над могилой генерала. Было бы невозможно закончить полное восстановление монумента до тех пор, пока склеп не окажется замурован. Вот по этой причине и пришлось захоронить прах Багратиона еще до завершения всех строительных работ.

* * *
А куда же делась основная часть останков легендарного генерала? Зарыта неведомой монашкой где-то на сельском кладбище Бородина?

Мне доводилось слышать и иные версии. Но они отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями, - рассказывает один из ведущих специалистов Государственного архива Российской Федерации Игорь Тихонов, долгие годы собирающий материалы о князе Багратионе. - Утверждают, например, что одна из местных жительниц собрала кости, валяющиеся вокруг взорванного склепа, положила их в деревянный ящик и закопала в соседнем Спасо-Бородинском монастыре - к юго-востоку от Спасской церкви. В других рассказах фигурирует некая учительница сельской школы, якобы зарывшая кости в овраге… Я пытался найти какую-то более достоверную информацию на сей счет, но безрезультатно. Целенаправленный поиск этого легендарного захоронения вряд ли увенчается успехом - помочь может лишь счастливый случай.

Значит, остается признать, что сейчас все уцелевшие останки генерала Багратиона погребены в склепе на Бородинском поле.

Скульпторы Бургановы воплотили с помощью бронзы один из самых счастливых моментов пары, а именно - венчание. Влюбленный поэт держится чуть поодаль своей красавицы-музы. Композицию можно найти на Старом Арбате. Место выбрано неслучайно, ведь здесь возлюбленные провели множество приятных минут, празднуя медовый месяц, гуляя, наслаждаясь молодостью и чувствами.

ул. Арбат, д. 53.

Юность барда прошла на Арбате, и именно здесь в 2001 году и появился памятник. Согласно задумке Георгия Франгуляна, Окуджава изображен идущим по московскому дворику. Над ним изгибается арка подворотни, украшением которой стали цитаты из знаменитых произведений автора.

ул. Арбат.

Сложно поверить, что когда-то на этой улице можно было встретить таких великих писателей, как Александр Пушкин, Андрей Белый, Анатолий Рыбаков. Также здесь жила Мариэтта Шагинян и Юрий Казаков. Имена талантливых людей, которые часть своей жизни провели на Арбате, выгравированы на мемориальных досках. Прочтите их, а заодно вспомните произведения авторов.

ул. Арбат.

Чтобы полюбоваться этими творениями потомственного скульптора Александра Рукавишникова, придется, буквально, заглянуть к нему в гости. Точнее во двор, где временно находятся скульптуры. Планировалось, что герои великого романа будут «обитать» на Воробьевых горах, а также радовать прохожих на Патриарших прудах. Существовал даже проект скульптурно-архитектурного комплекса, где должны были разместить не только Мастера и Маргариту, но и обаятельного кота Бегемота, Коровьева, волшебный автомобиль с грачом в роли шофера, Иешуа, Понтия Пилата и других знаковых персонажей из произведения. Однако проект так и остался нереализованным, а скульптуры остались у автора. Но вы можете увидеть их через забор. Это не очень удобно, зато необычно и интересно. Да и скульптуры, изготовленные с большим вниманием к деталям, стоят того.

ул. Большая Молчановка, д. 10.

Увидеть бюст, выполненный А.Н. Бургановым, и полюбоваться гордым взглядом писателя можно в небольшом сквере на Малой Молчановке. Лермонтов смотрит куда-то вдаль и, возможно, ему видятся величественные горные вершины или бескрайний простор бушующих морей. Местоположение бюста неслучайно: поэт жил буквально через дорогу, в доме №2 (с 1829 по 1832 годы). В настоящее время здесь открыт «Дом-музей Лермонтова».

ул. Малая Молчановка, д. 2.

Задумчивую поэтессу изобразила скульптор Н. А. Матвеева. Посмотрите на ее изваяние в Борисоглебском переулке, где также находится дом-музей Цветаевой.

Борисоглебский пер., д. 6.

Это место обязательно должно быть включено в прогулочный маршрут тех, кто по-настоящему любит русскую литературу. Ведь в свое время здесь жили такие выдающиеся мастера слова, как Гавриил Державин, Денис Давыдов, Николай Огарев, Михаил Лермонтов и Белла Ахмадулина. Также тут можно увидеть вполне материальные памятники таким выдающимся литературным деятелям, как Иван Бунин, Максим Горький, Лев Толстой и Иосиф Бродский.

ул. Поварская.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

Холмс-Ливанов и Ватсон-Соломин устроились на скамеечке на Смоленской набережной и исполняют желания.

Смоленская набережная

Молодой, статный, грациозный дворянин в расцвете своей дипломатической карьеры - таким история запомнила Александра Грибоедова. Таким он и изображен.

Чистопрудный бульвар, д. 6

Открытие монумента состоялось в 1909 году и было приурочено к 100-летию писателя. Памятник установили в начале Пречистенского (позднее Гоголевского) бульвара. В 1951 году достопримечательность переместили в Музей архитектуры, который находился в Донском монастыре. А через 8 лет памятник появился в саду на Никитском бульваре, рядом с домом, где жил и работал писатель. Кстати, именно в доме №7 (рядом со станцией метро «Арбатская») Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ». На памятнике, созданном архитектором Ф.О. Шехтелем и Н.А. Андреевым, писатель изображен на заключительном этапе своей жизни. У него болезненный и усталый вид, который отражает утрату Гоголем веры в себя и свое творчество. На барельефе вдоль пьедестала изображены герои «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и других произведений.

Гоголевский бульвар, д. 33/1

Герои басен Крылова

В центре Москвы в сквере на Патриарших прудах есть оригинальный скульптурный ансамбль, в центре которого на скамье расположился сам Иван Андреевич, в бонзе, а рядом с бронзовых страниц его книг выступают фигуры знакомых каждому кукушки и петуха, вороны и лисицы, осла, козла и косолапого мишки вместе с проказницей мартышкой. В общем, полное собрание героев двенадцати крыловских басен.

пер. Большой Патриарший

Эта достопримечательность появилась в столице благодаря скульптору Л.Е. Кербелю и архитектору Е.Г. Розанову. Монумент представляет собой собирательный образ военного журналиста. Задумчивый герой сидит с карандашом и тетрадкой, работая над новой статьей. На памятнике можно прочесть строки из стихотворения Константина Симонова «Песнь военных корреспондентов».

ул. Никитский бульвар, д. 8А

Памятник Барону Мюнхгаузену

Подвиги барона уже давно стали притчей во языцех - его охота на уток, полет на ядре и невероятное спасение из болота известны, наверное, всем. Считается, что если потереть нос барона, то легендарная удача и находчивость Мюнхгаузена будет сопутствовать и вам!

ул. Ярцевская, д. 25 А

Булгаковские герои удобно расположились на лавочке неподалеку от станции метро «Новослободская». Скульптурная композиция открылась в августе 2006 года. К ее созданию приложила руку одна из студенток художественного училища. Поклонники знаменитого романа считают своим долгом сфотографироваться с персонажами книги.

ул. Советской Армии, д. 13

Памятник Ходже Насреддину

В 2006 году День смеха, по традиции отмечаемый 1 апреля, был ознаменован торжественным открытием очередного необычного памятника – знаменитому философу и поэту Востока Ходже Насреддину.

Ярцевская ул. д. 25А

Памятник Мальчишу-Кибальчишу

Необычный памятник увековечил грозу буржуев и мальчишей-плохишей! Литературный герой Аркадия Гайдара, на примере которого росла советская молодежь, нынче стоит на улице Косыгина.

ул. Косыгина, д.17

Скульптурная группа «Дайте дорогу утятам»

Этот милый памятник героям сказки американского писателя и художника Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам» является копией скульптуры из центрального парка города Бостона. Сказочную историю очень любят многие поколения американских малышей. Это рассказ про маму-утку и утят, которые ищут безопасное место в Бостонском парке и встречают много добрых людей.

Новодевичий пр-д, д. 1

Памятника сырку «Дружба»

На постаменте памятника горожане увидят Ворону и Лисицу из знаменитой басни Крылова. Они, обнимаясь, держат тот самый сырок.

Огородный проезд 14

Памятник дяде Стёпе

Дядя Стёпа изображён в тот момент, когда он спасает попавшую в светофор птичку, которая спокойно сидит у него на руке, никуда не собираясь улетать. Образ персонажа известного литературного произведения выбран тоже неспроста: советский милиционер – символ справедливости и честности.

Инфомационный проект

Автор проекта:
ученик 7 класса, МАОУ "СОШ с.Бердюжье"

Руководитель:

МАОУ "СОШ с.Бердюжь"

Цель: расширение знаний о литературных памятниках России .

Задачи:

1) с

2) и

Скачать:

Предварительный просмотр:

Инфомационный проект

"Памятники литературным героям"

Автор проекта: Абрамов Владислав Геннадьевич,
ученик 7 класса, МАОУ "СОШ с.Бердюжье"
Руководитель: Шукалович Екатерина Петровна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ "СОШ с.Бердюжь"

Цель:

Задачи:

1) с обрать информацию по теме «Памятники литературным героям»:;

2) и зучить памятники литературным героям России: какому литературному герою, где, за что поставлен памятник, в чём его необычность

3) составить презентацию фотографий памятников литературным героям из сети Интернет

4) познакомить и заинтересовать учащихся школы данным проектом.

План

I. Введение

II. Основная часть. Путешествуем по России.

III. Заключение.

1. Введение

В этом учебном году я впервые участвовал в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Одно из заданий было таким: «Какому литературному герою вы бы поставили, где, как бы он выглядел, почему?»

Я с уроков литературы помнил, что таких памятников во всем мире очень много. Как смог, я справился с заданием, но решил обязательно узнать как можно больше о памятниках литературным героям. Учитель литературы предложила мне сделать проект по данной теме, и я с большим желанием согласился.

Чтобы четко понимать. что такое памятник, я заглянул в толковые словари.

"Памятник -это всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…", - гласит словарь В.И.Даля. В словаре С.И.Ожегова такое определение: " Памятник- скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события)".
Считаю, что первое определение больше всего подходить к понятию - памятники литературным героям.
Также я узнал, что все памятники литературным героям можно условно разделить на 4 группы: символы страны (н-р: русалочка, бременские музыканты), реальные люди (н-р: Иван Сусанин), необычные памятники (н-р: Чижик-пыжик, человек-нивидимка), памятники животным (н-р: Муму, Бим). Я решил пока остановиться на памятниках, поставленных литературным героям в России.

Вместе с учителем мы провели небольшое исследование, задав вопросы учащимся 7 и 10 классов.

1. Знаете ли Вы памятники литературным героям?

7 кл. – 20% учащихся знают, 10 кл. – 55%
2. Если бы Вам предложили поставить памятник литературному герою, то кого бы Вы выбрали?

7 кл. – героев сказок и былин, 10 кл. – героев программных литературных произведений.
Но конкретного героя назвать никто не смог.

Исходя из этого мне захотелось не только самому получить информации по теме, но и познакомить с ней других.
Цель нашей работы: расширение знаний о литературных памятниках России.

Для выполнения цели мы поставили несколько задач:
1) с обрать информацию по теме «Памятники литературным героям»
2) и зучить памятники литературным героям России: какому литературному герою, где, за что поставлен памятник, в чём его необычность
3) составить презентацию фотографий памятников литературным героям из сети Интернет
4) познакомить и заинтересовать учащихся школы данным проектом.

Вашему вниманию предоставляется такой проект.

Благодарные потомки помнят о литературных героях, устанавливают им памятники.
Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают иногда исключительной силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни, мучиться над неразрешимыми вопросами.

В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости.
В России не мало городов, в которых установлены памятники любимым литературным героям. И о некоторых их них я хочу рассказать.
У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба.

2. Основная часть.

Итак, мы отправляемся в путешествие по России.
Сначала отправимся на юг в г. Геледжик.
Я думаю, что вы узнали героиню повести А.Грина «Алые Паруса» - Ассоль. Скульптура торжественно открыта 3 июня 2011 года. В городе, где сбываются мечты, выбор этого образа не случаен. Символ верности, любви и веры в свою мечту. Сила мечты способна изменить жизнь, сотворить чудо. В жизни нет ничего невозможного. Прообраз –актриса Анастасия Вертинская, сыгравшая главную роль в фильме «Алые паруса». Автор – скульптор, член Союза Художников России Д.В.Лындин.
Ещё одна скульптура этого города - Кот-ученый. Торжественно открыта 6 июня 2008 года. Идея навеяна строчками из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом …» Кот с книгой - символ мудрости, учености. Лапа замерла в поучающем жесте – словно кот вещает что-то важное, умное. Студенты перед экзаменом трут его когтистую лапу наудачу. Автор также Д.В.Лындин.
А теперь г.Санкт-Петербург, площадь Тургенева. На стене дома на памятной табличке висит дворницкий фартук Герасима, рядом стоят его сапоги, около них, свернувшись клубком, лежит Муму. Отлитая из чугуна скульптурная композиция с лопоухой дворнягой останавливает прохожих у стены дома № 95 – рядом с клубом-кафе "Муму" на площади Тургенева, как акт покаяния перед нашими меньшими братьями. Это первый шаг к созданию в городе Клуба друзей Муму под девизом "За человеческое отношение к собаке". Открытие в 2004 году было приурочено к 150-летию выхода в свет знаменитого произведения, появившегося в марте 1854 года на страницах журнала "Современникъ". Скульптор: Арам Аревикян.
И снова г.Санкт-Петербург, проспект Вознесенского, фасад дома №11. Установлен в 1995 г. Автор – грузинский художник Резо Габриадзе. Памятник-барельеф изготовлен из цветного мрамора и весит около 100 килограмм. В 2002 году нос был украден. Как шутили в Петербурге, по привычке отправился прогуляться. Как известно, нос майора Ковалева мог покидать своего владельца и свободно разгуливать по городу. К счастью, в 2003 году был найден и установлен на прежнее место.
Вот мы с вами в г. Таганроге. Город Таганрог – родина великого русского писателя Антона Павловича Чехова - помнит и чтит его не только в многочисленных музеях и памятниках незаурядной и знаменитой личности, но и в памятниках его литературным героям. Памятник одному из наиболее известных чеховских персонажей - «человеку в футляре» открыт на родине писателя в Таганроге. Это событие приурочено к 150-летию Антона Павловича Чехова. 500-килограммовая бронзовая статуя в полный рост установлена возле здания гимназии, в которой учился юный Антон Чехов. Характерная деталь - памятник установлен без постамента. По замыслу скульптора Давида Бегалова, «человек в футляре» должен органично вливаться в поток спешащих по своим делам людей, как и положено пришедшему из жизни.
Позднее в городе возник ещё один памятник героям Чехова. Автор композиции Дмитрий Лындин обратился к известнейшему эпизоду «Каштанки». Несмотря на то, что памятник появился недавно, у жителей города появилась примета: если загадать желание и потереть пятачок свиньи, то оно непременно сбудется. Пятачок уже блестит от прикосновений, а сама композиция редко пребывает в одиночестве из-за своей популярности. Каштанка – особый персонаж Чехова. Она не просто маленькая рыжая собачка. Много сердца, души в этом чеховском произведении. Много сложных вопросов ставит писатель перед своим читателем. Что главное в жизни? Что есть верность, любовь? За что нас любят? Почему мы любим? Наверно, где родились там и пригодились. Невозможно променять сердечное, близкое на что-то другое, на цирк, например, как Каштанка. Она остаётся там, где она любит и её любят. Памятник Каштанке и ее цирковым друзьям-животным встречает всех входящих в парк города Таганрога.
А прямо напротив «Лавки Чеховых», всё в том же Таганроге, 13 мая 2010 года, во время прохождения ежегодного Чеховского книжного фестиваля, установили многофигурную композицию по мотивам рассказа «Толстый и тонкий», выполненную скульптором Давидом Бегаловым. Композиция состоит из четырех бронзовых фигур, каждая высотой полтора метра, постамент тоже полностью выполнен из бронзы. Скульптура органично вписалась в перекресток, персонажи как- будто вышли из лавки и пересказывают последние губернские новости.
Следующий город Орёл, там есть очень интересный памятник Н.С.Лескову, это Родина писателя, на фоне храма Михаила Архангела. В центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из его произведений: Левша, Тупейный художник, Соборяне, леди Макбет Мценского уезда, Очарованный странник.
г. Воронеж – родина писателя Г.Н.Троепольского. В центре Воронежа на шумной площади у Кукольного театра «Шут» застыла посреди людского потока бронзовая фигурка пса. Все знают, как зовут этого сеттера – Белый Бим Черное ухо – героя знаменитой и печальной повести Гавриила Николаевича Троепольского с таким же названием. Отлитый в металле Бим, до сих пор не нашедший своего хозяина, сидит прямо на земле. К нему можно подойти, погладить. Только бронзовую фигурку с места не сдвинуть. Он упорно ждет того единственного, кому раз и навсегда подарил свое собачье сердце. В ожидании хозяина он не сойдет со своего места, всматриваясь в прохожих. Создали его воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак. А консультировал их сам Г.Н. Троепольский. Памятник Биму, открытый 5 сентября 1998 года в Воронеже, является единственным пока в мире памятником собаке - литературному герою.
Особое отношение у жителей Воронёжа к Пушкину. В г. Воронеже увековечены герои самых любимых сказок А.С.Пушкина. Скульптуры - Звездочёт и царь Дадон из «Сказки о золотом петушке». Старик и морские волны из «Сказки о рыбаке и рыбке». Герои сказки "О попе и работнике его Балде".
Старинный русский город Псков.
Установленный в г. Пскове памятник посвящён героям романа В. А. Каверина «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву. Скульпторы - М. Белов и А. Ананьев. Старшему капитану явно приданы черты героя – полярника и ученого О.Ю.Шмидта. Младший – это повзрослевший мальчишка из Пскова, надевший унты и шлемофон, чтобы открыть тайну гибели экспедиции капитана Татаринова. Открыт 22 июля 1995г. Памятник отваге, чести, верности, рыцарскому самопожертвованию во имя заветной цели, во имя дружбы и любви.
Далее наш путь лежит г. Муром. В Окском саду, где любят гулять жители Мурома, стоит богатырь с мечом в руке. А вокруг высятся вековые деревья – дубы и вязы. Далеко внизу виднеется Ока, похожая на гладкую ленту. Народные сказания гласят, что Илья Муромец – непобедимый воин, готовый помериться силушкою богатырской с любой нечистью. За подвиги свои великий богатырь был причислен к лику святых. Скульптор: В.Клыков. Открыт в 1998 г.Высота памятника вместе с постаментом составляет 17 метров.
г. Смоленск – родина поэта А.Твардовского. Памятник «Один на двоих» установлен в центре города на собранные страной средства. Скульптор запечатлел их во время беседы, сидящими на бревнышке. Фигуры выполнены в натуральную величину. Имя Теркина стало легендарным в дни Великой Отечественной войны. Находчивый, смелый, никогда не унывающий солдат являлся персонажем вымышленным, но воспринимался в то военное время как реальный живой человек. Скульптор: Альберт Георгиевич Сергеев. Открыт 2 мая 1995г. к 50-летию Великой Победы.
В Подмосковном г. Орехово-Зуево также есть памятник Василию Тёркину. Небольшая, чуть больше человеческого роста, скульптура установлена в Орехово не очень давно, осенью 2009 года, а позолочена к столетию самого своего автора, Александра Трифоновича Твардовского.
Как вы уже поняли мы в Подмосковье. В г.Раменское есть с адово-парковая скульптура «Чебурашка и его друзья». Памятники Чебурашке, Крокодилу Гене и Шапокляк размером в рост ребенка. Скульптор Олег Ершов. Установлен в 2005 году.
Еще два известных персонажа, кот Матроскин и пес Шарик, из города Раменского.
В городе Луховицы Московской области
установлен памятник почтальону Печкину. Рядом его друзья Матроскин, Шарик и галчонок. Автор памятника Полина Горбунова.
Вот мы в г. Москва. Самый любимый москвичами и гостями столицы памятник И.А.Крылову и его героям.
Горельеф на постаменте памятника И.А.Крылову представляет героев его басен. И.Крылов окружен своими героями: здесь и косолапый Мишка с музыкантами горе - оркестра, и хвастливая Моська, лающая на Слона, и незадачливая Мартышка с полдюжиной очков, и Осел, что учил петь Соловья,- персонажи 12 самых популярных басен. Скульптурный ансамбль, композиционно состоящий из четырех раскрытых бронзовых "книжек" - "страницы" которых покрыты горельефами, иллюстрирующими забавные сцены крыловских басен. Центром ансамбля является установленная на очень низком и широком гранитном постаменте сидящая фигура поэта - умудренного жизнью скептика и одновременно добрейшего ворчуна. Установлен в 1855г. Скульптор П.Клодт.
Необычный памятник г.Москва, перед дворцом пионеров на Ленинских горах. Бронзовый Мальчиш-Кибальчиш собирает всех мальчишей, чтобы прогнать проклятых буржуинов, отомстить им за погибших отцов и братьев. Пятиметровый монумент посвящен всем ребятам, которые отдали жизни за Родину. Скульптор: В.К. Фролов, архитектор: В.С. Кубасов. Этот первый в столице памятник литературному герою был установлен в 1972 году. Открыт 19 мая 1972 года.

  • «Плывут пароходы – привет Мальчишу!
  • Пролетают летчики – привет Мальчишу!
  • Пробегают паровозы – привет Мальчишу!
  • А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»

Жители г. Москвы тоже любят Пушкина. Скульптура Старика с Золотой рыбкой находится в г. Москве за торговым комплексом «Охотный ряд» со стороны Александровского сада. Существует примета: к старику с рыбкой студенты и абитуриенты идут просить о счастливом билете на экзамене или о том, чтобы преподаватель не заметил шпаргалку. Рыбка исполнит любое желание только в том случае, если её правильно попросить. Автор этой скульптуры – З. К. Церетели.
А это знаменитое Пушкинское Лукоморье в Москве.

Теперь наш путь лежит в Татарстан, г. Елабуга (старинный город на Каме, до 1780 года - село Трехсвятское, переименован в уездный город Вятской губернии указом Екатерины II.) Трехметровая скульптурная группа, изображающая известных литературных и мультипликационных героев, изготовлена из чугуна и украшает собой детский парк "Чебурашка". Установлен в 2003 г. Авторы: московские скульпторы Александр Головачев и Владимир Демченко.
Мы в Сибири. На площади Пушкина, а точнее на коротеньком бульваре под названием улица Орджоникидзе в городе Кемерово разместилось довольно много монументов посвященных великому русскому писателю. Буквально недавно, к уже имеющимся, добавилась еще одна скульптура. Золотая рыбка вознеслась на гребне стилизованной волны, опираясь на хвостовое оперение. Рыбка получилась яркая и блестящая, не спроста она называется золотой. В темное время суток предусмотрена подсветка специальными лампами, установленными в основании постамента.
Блестящий кованый памятник «Царь-рыба» был установлен в 2004 году к 80-летию писателя Виктора Астафьева и является одним из главных символов Красноярска. Его возвели в честь одноименного произведения, в котором заложен обобщенный смысл борьбы человека с природой. «Царь-рыба» представляет собой осетра, являющегося символом укрощения и освоения природы. В сказке человек старается укротить животное, борьба завершается драматически - раненная царь-рыба, не покорившись человеку, уходит от него в море, унося в своем теле множество крючков. Возле скульптуры расположена прекрасная смотровая площадка, которая очень популярна среди туристов, держащих путь в деревню Овсянка - родину Виктора Астафьева.

Уральцы также чтят литературных героев. Это м амятник Евгению Онегину герою одноименного романа А.с.Пушкина в Челябинске. Скульптор А. Тишин.
В 1999 году в Екатеринбурге появился памятник Человеку-невидимке. Это плита размером метр на метр, с отпечатками ступней и с надписью: “Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса”. Памятник стал местом свиданий и фотографирований. Авторы проекта: литератор Евгений Касимов и художник Александр Шабуров.Установлен в 1999 г. в дни фестиваля «Культурные герои 21 века». На невысоком постаменте, отлитом из бронзы, видны лишь отпечатки босых ног и надпись, которая начинается словами «Первый в мире памятник Человеку-невидимке…» Каждый из авторов этого творения решил оставить свой скульптурный след, поэтому отпечатки получились несимметричными. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Примерно такую задачу решили создатели монумента. Памятник стал настоящим символом безысходного одиночества. Он получился простым, остроумным, трогательным.
И напослед побываем в городах нашей любимой Тюменской области. г. Тобольск. Памятник П.П.Ершову и его героям. Открытие памятника поэту состоялось во время празднования 420-летия Тобольска. Скульптора изображает молодого Ершова, стоящего с пером жар-птицы в руках. Рядом с поэтом – конь Горбунок карликовых размеров. Под ногами и копытами стоящих на постаменте фигур – чудо-юдо Рыба-Кит с Тобольским кремлём на спине. Автор памятника – академик Академии художников в России скульптор Михаил Владимирович Переяславец.

В г.Тобольске в 2007 г. установлен памятник популярному литературному герою Даниэля Дефо Робинзону Крузо. На постаменте рядом с ним отлитые в бронзе Пятница и Лайка. Вся скульптурная композиция стоит в одном из скверов города, который называется именем Робинзона Крузо.

г.Ишим называют городом Конька-Горбунка. Коньки-Горбунки обитают по всему городу. Всех приезжих уже на вокзале встречают Иванушка с Горбунком.

д. Безруково в честь писателя переименовали в д. Ершово. Во дворе ершовской сельской школы находится скульптура, изображающая Иванушку в компании с горбунком. Скульптор – Л. Кремнева.

3. Заключение.

Памятники литературным героям раньше были редкостью. Но в последнее время они появились почти в каждом городе, их так много, что даже при беглом обзоре не удается поместить все в один проект. Подсчитать, сколько всего установлено памятников литературным героям, невозможно. Я, конечно, рассказал лишь о некоторых памятников, этих героев я знаю по произведениям, поэтому и отразил их в своем проекте.

Сколько ещё замечательных памятников существует, и нам о них практически ничего неизвестно. История каждого памятника уникальна и заслуживает того, чтобы продолжить их изучение.

Изучив лишь маленькую часть памятников литературным героям расположенных в городах России, я пришел к выводу, что создавая памятники благодарные читатели отдают дань уважения своим любимым героям. Для любимых литературных героев не существует границ ни во времени, ни в пространстве.Открытие памятника литературному персонажу – знаменательное событие. Думаю, что в скором времени в нашей стране появятся новые памятникии, и мы обязательно о них узнаем.

Список использованной литературы.

1. Воронов Н. Люди. События. Памятники / Н.Воронов.-М.:Просвещение,1984.-208с.:ил.
2. Денисов А. Из книги – на пьедестал / А.Денисов // Детская литература.-1983.-№7.-С.36-37.

3. Два капитана – продолжение подвига // Витрина.-1996.-№11.-С.13.

4. Гаврилова Р. Со страниц любимых книг – в бронзу и гранит: путешествие для детей 7-10 лет / Р.Гаврилова, Н. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2004.-№7.-С.52-55.

5. Герои на все времена // Эскиз.-2005.-№5.-С.7-8.

6. Евсеенко И. Здравствуй, Белый Бим! / И.Евсеенко // Детская роман-газета.-1999.-№5.-С.45.

7. Евсеенко И. Стерегущие сказку/ И.Евсеенко // Детская роман-газета.-2003.-№8.-С.15.-(Уголок России).

8. Зябликова Л. Муму и другие / Л.Зябликова // Библиотека в школе.-2005.-№24.

9. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах /Сост. А.М.Гордин.- М.:Просвещение,1966.-348с.:ил.
10. Как выглядит памятник невидимке? // Вокруг света.-2005.- №9.- С.32.- (Вопрос-ответ).

11. Кожевников Р.Ф. Памятники и монументы Москвы / Р.Ф. Кожевников.- М.,1976.-С.160-161.

12. Необычные памятники // Всемирный следопыт.- 2006.-№5.- С.20-21.

13. Юрьев В. Памятники ставят не только великим людям /В.Юрьев // А почему?-2000.-№9.-С.22-24.

14. Юрьев В. Память в камне и бронзе // А почему.-2006.-№3.-С.33.
15. Интернет: http://stupeni.vsp.ru/archive.php ; http:www.rosbalt.ru; http:www.skazka.com.ru/index.htm

Похожие публикации