Кто такой софокл по истории. Софокл - биография, информация, личная жизнь


(496- 406 до н. э.)

Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя.
Был хранителем казны Афинского морского союза, стратегом (была такая должность
при Перикле), после смерти Софокл почитался как муж правый.
Для мира Софокл ценен прежде всего как один из трех великих античных трагиков -
Эсхил, Софокл, Еврипид.
Софокл написал 123 драмы, до нас полностью дошли только семь из них Особый
интерес для нас представляют "Антигона", "Эдип-царь", "Электра".
Сюжет "Антигоны" несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата
Полиника, которого правитель Фив Кре-онт запретил хоронить под страхом смерти -
как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын
Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством
Одни толковали софокловскую трагедию как конфликт между законом совести и
законом государства, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гёте
считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны
Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть
государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия.
Правителю повиноваться должно
Во всем - законном, как и незаконном.
События показывают, что Креонт неправ. Прорицатель Тиресий предупреждает его:
"Смерть уважь, убитого не трогай. Иль доблестно умерших добивать". Царь
упорствует. Тогда Тиресий предсказывает ему мщение богов. И действительно, на
правителя Фив Креонта одно за другим обрушиваются несчастья, он терпит и
политическое поражение, и нравственное.
К р е о н т
Увы!
Аида бездна, зачем меня
Ты губишь. Непримиримая?
О вестник прежних ужасных бед,
Какие ты вести приносишь нам?
Вторично убьешь ты погибшего/
Что, сын мой, скажешь мне нового?
Смерть за смертью, увы!
Вслед за сыном жена скончалась!
Хор
Ты можешь видеть: вынесли ее. К р е о н т
Увы!
Второе бедствие теперь, злосчастный, вижу!
Что за несчастье мне еще готовится?
Сейчас держал я сына на руках -
И вижу труп другой перед собою!
Увы, о мать несчастная, о сын!
Вестник
Сраженная лежит у алтарей; Ее померкли и закрылись очи; Смерть Мегарея славную
оплакав, За ним другого сына, - на тебя Беду накликала, детоубийца.
К р е о н т
Увы! Увы!
От страха дрожу. Что же грудь мою
Двуострым мечом не пронзил никто?
Я несчастный, увы!
И жестоким сражен я горем!
Вестник
Изобличен покойницею ты:
Ты виноват и в той и в этой смерти.
(Перевод С. Шервинского и Н. Познякова)
Греческую трагедию называют "трагедией рока". Жизнь каждого предопределена
судьбой. Убегая от нее, человек только идет ей навстречу. Именно так случилось с
Эдипом ("Эдип-царь").
По мифу, Эдип убивает своего отца, не зная, что это его отец, занимает престол,
женится на вдове, то есть на своей матери. Софокл следовал мифу, но особое
внимание обратил на психологическую сторону отношений героев. Он показывает
всесильность судьбы - сам Эдип не виноват в том, что произошло. У Софокла
виноват не человек, а боги. В случае с Эдипом виновна Гера, жена Зевса,
пославшая проклятье на род, из которого происходит Эдип.
Но Эдип не снимает с себя вины - он ослепляет себя и через страдание хочет
искупить вину.

Вот последний монолог царя:
Эдип
О, будь благословен! Да бережет
Тебя на всех дорогах демон, лучший,
Чем мой! О дети, где вы? Подойдите...
Так... Троньте руки... брата, - он виною,
Что видите блиставшие когда-то
Глаза его... такими... лик отца,
Который, и не видя и не зная,
Вас породил... от матери своей.
Я вас не вижу... но о вас я плачу,
Себе представив горьких дней остаток,
Который вам придется жить с людьми.
С кем из сограждан вам сидеть в собраньях?
Где празднества, с которых вы домой
Вернулись бы с весельем, а не с плачем?
Когда же вы войдете в брачный возраст,
О, кто в ту пору согласится, дочки,
Принять позор, которым я отметил
И вас, и вам сужденное потомство?
Каких еще недостает вам бед?
Отец убил отца; он мать любил,
Родившую его, и от нее
Вас породил, сам ею же зачатый...
Так будут вас порочить... Кто же вам
Присватает? Такого не найдется.
Безбрачными увянете, сироты.
Сын Менекея! Ты один теперь
Для них отец. И я и мать, мы оба
Погибли. Их не допусти скитаться -
Безмужних, нищих и лишенных крова,
Не дай им стать несчастными, как я,
Их пожалей, - так молоды они! -
Один ты им опора. Дай же клятву,
О благородный, и рукой коснись!..
А вам, о дети, - будь умом вы зрелы,
Советов дал бы много... Вам желаю
Жить, как судьба позволит... но чтоб участь
Досталась вам счастливей, чем отцу.
Хор
О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,
И загадок разрешитель, и могущественный царь,
Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,
Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!
Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,
И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,
Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.
(Перевод С. Шервинского)
А.Ф. Лосев отмечает несгибаемую стойкость героев Софокла. Они удерживают свое
"я", свою подлинную природу вопреки всему. Подлинное несчастье для них не то,
которое приносит им судьба, а оставление своего нравственного пути.
Да, все претит, коль сам себе изменишь И делаешь наперекор душе.
("Филоктет", перевод С. Шервинского)
Нет, и в бедственной жизни Чистый сердцем пятнать не захочет Доброе имя свое.
("Электра", перевод С Шервинского)
Благодаря силе воли человек выходит из исторического порядка вещей и живет
вечно.

Мне сладко умереть, исполнив долг... Ведь мне придется
Служить умершим дольше, чем живым, Останусь там навек.
("Антигона", перевод С. Шервинского)
В этом и заключается отличие Софокла от Эсхила. У Эсхила трагическое свойство
действия происходило от того факта, что люди сознавали, что они слепо повинуются
неотвратимому божественному плану, ведущему к торжеству справедливости. У
Софокла источник трагизма в том, что они сознательно и смело отказываются
приспособиться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Софокл (май 496 г. до н.э., Колона - 406 г. до н.э.) - второй после Эсхила великий трагик Греции. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н.э., пленила зрителей и доставила ему победу над шестидесятидвухлетним Эсхилом, открыв собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Его произведения занимали первое место 20 раза.

Софокл родился в Колоне близ Афин. Ещё в 480 г. до н.э., когда ему было только 16 лет, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. Благодаря своему отцу, который, вероятнее всего, был человеком среднего достатка, Софокл получил обязательное музыкальное и гимназическое образование. Это помогло поэту в будущем, так как он сам впоследствии сочинял музыку на метрические части своих трагедий.

Софокл был красавцем, законадателем мод, поэтом и даже врачом. Важно заметить, что Софокл был не только драматургом. В молодости он был близок к аристократу Кимону, вождю земледельческой партии, который одержал ряд побед над персами. Когда на смену Кимону пришёл Перикл, Софокл занял должность казначея государственной кассы, а затем стратега. Вместе с Периклом он принимал участие в походе против Самоса. В 411 г. до н.э. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. Хорошо известно, что Софокл был другом Перикла. Считается, что его падение поэт отразил в своей самой знаменитой трагедии "Эдип-царь", поставленной в 429 г. до н.э.

К кругу Перикла принадлежали также историк Геродот, философ Архелай, с которыми Софокл был близок. Предполагают также, что он общался с софистами, учение которых затем критиковал в некоторых своих трагедиях.

Прожил Софокл 90 лет. В год смерти написал трагедию «Эдип в Колоне».

Очень велики были заслуги Софокла в области театра. Он ввёл декоративную живопись, написал трактат о хоре, в котором говорит о его значении в драме, увеличил число хоревтов с 12 до 15, к двум актерам добавил третьего, увеличил диалогическую часть. Действие драмы стало строго сосредотачиваться вокруг первого лица. Композиция трагедий стала гораздо сложнее, чем у , а развязка хорошо подготовлена.

В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии ("Электра"), божественные, неписанные законы и законы писанные ("Антигона"), свободная воля человека и воля богов ("Эдип-царь", "Трахинянки"), интересы личности и государства ("Филоктет"), проблема чести и благородства ("Аякс"). В его произведениях раскрывается духовный мир идеального человека-гражданина. Он изображает людей, совершающих великое. Сюжеты для своих трагедий Софокл берет из мифов, но выбирает те узлы мифа, которые больше соответствуют его задачам, и объясняет происходящее в соответствии с нравственными образами своего времени.

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь из них: "Аякс", "Трахинянки", "Антигона", "Эдип-царь", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и большие отрывки из сатировской драмы "Следопыты", сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Софокл создал величайший трагический образ - человека чуждого компромиссам, который сам принимает на себя удар и выбирает героическую смерть. Перед Софоклом стояла дилемма: вера в бесконечные возможности человека и трагизм человека, который состоит в неведении. В мире очень много непознанного. По мнению Софокла, смысл жизни не раскрыт, чем человек умнее, тем труднее ему обуздать себя в мере. Человек не знает границ, отведенных ему в мире.

Биографию трёх великих трагиков объединяло Саламинское сражение: в нём участвовал, Софокл прославил, а Еврипид в это время родился.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

Царь Эдип (Oedipus Rex; Италия, 1909), реж. Д. Ди Лигоро
Царь Эдип (Oedipus Rex; Великобритания, 1911), реж. Т. Френкел
Антигона (Antigone; Швеция, 1960), реж. Х. Далин
Антигона (Antigoni; Antigone; Греция, 1966), реж. Д. Кацуридес, Г. Дзавеллас
Царь Эдип (Edipo re; Италия, 1967), реж. П. Паоло Пазолини
Царь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1967), реж. Ф. Сэвилл
Антигона (Antigone; США, 1974), реж. Д. Фридман
Антигона (Antigone; Франция, 1974), реж. С. Лоренци
Антигона (Antigone; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Царь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Эдип в Колоне (Oedipus at Colonus; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Антигона (Antigone; Германия - Франция, 1992), реж. Д. Юйе, Ж.-М. Штрауб
Царь Эдип (Oedipus Rex; Япония, 1992), реж. Д. Теймор
Царь Эдип (Edipo alcalde; Oedipus Mayor; Колумбия – Испания – Мексика, 1996), реж. Х.Али Триана

В 495 году до Рождества Христова в древней Греции, колыбели европейской цивилизации, родился мальчик, ставший вторым из трех величайших драматургов античности, - Софокл. Местом его рождения было предместье Колон, расположенное неподалеку от реки Кефис и Афинского Акрополя и прославившееся множеством мифологических и религиозных памятников. Именно здесь располагалась заповедная роща богинь мести Эриний, стоял храм Посейдона, здесь похоронили царя Эдипа. Неудивительно, что мальчик, выросший в таком месте, позже воспел его в одной из написанных им трагедий.

О Софилле, отце Софокла, высказывают самые разные мнения, но, судя по некоторым источникам, он владел оружейной мастерской и происходил из влиятельного и знатного рода, а потому будущий трагик рос в обеспеченной семье и получил очень хорошее по тем временам образование. Учился Софокл и музыке - его преподавателем в этом искусстве был Лампр, выдающийся композитор и музыкант. Эти занятия впоследствии очень пригодились Софоклу - музыку для метрических частей своих трагедий он сочинял сам.

Как и все эллинские мальчики, Софокл серьезно занимался своим физическим развитием и часто побеждал в атлетических состязаниях. Известно также, что в юности драматург был очень хорош собой. Видимо, по этой причине он возглавил в пятнадцать лет юношеский хор, пением гимнов благодаривший богов за победу в битве с персами при Саламине (480 год до н.э.).

Писать Софокл начал достаточно рано, но свою первую тетралогию поставил на сцене афинского театра только в двадцать семь лет. В состав тетралогии входила трагедия под названием «Триптолем», истоком которой послужил миф о богине Деметре, научившей местных жителей земледелию. Афинский театр служил тогда не только развлечением публики, но и ареной поэтических состязаний. Первая постановка Софокла сделала его обладателем приза этих состязаний - а ведь соперником дебютанта был сам великий Эсхил. Этот триумф стал для молодого трагика далеко не последним - утверждается, что такого количества побед нет на счету ни у одного из античных поэтов. Восемнадцать раз Софокл становился победителем в поэтических состязаниях на празднестве в честь бога Диониса (Великие Дионисии) и шесть раз выигрывал на драматических представлениях во время празднеств, называемых Ленеи. Популярность сочинений Софокла среди его современников была огромной. Практически всю жизнь он писал трагедии для афинского театра, и каждую из них афиняне принимали с неизменным восторгом.

Кстати, Софоклу не нашлось равных и по числу сочинений - его перу принадлежало сто двадцать три драматических произведения. За это время в Греции произошло много серьезных перемен, и все они отражены так или иначе в трагедиях Софокла. Драматург брал сюжеты, в основном, из киклических поэм, но переделывал их согласно своему видению и поставленным задачам. К сожалению, до наших дней дошло лишь семь его трагедий, которые относятся к позднему творческому периоду. В каждой из них поставлены вопросы, насущные не только в древней Элладе, - отношение к религии, воля богов и воля человека, интересы личности и государства, понятия о чести и благородстве.

Именно Софоклу античный театр обязан своим развитием - этот драматург ввел очень серьезные нововведения в сценические постановки. Он увеличил до трех количество актеров и до пятнадцати - состав хора, одновременно сократив хоровые части постановок, а также сильно усовершенствовал театральную бутафорию. Все перемены в театре делались Софоклом для того, чтобы действие стало более динамичным, более живым и потрясало воображение зрителей. В отличие от своего предшественника Эсхила, Софокл интересовался не столько чествованием богов, ради которого изначально писались трагедии, сколько душевным состоянием своих героев. Для его трагедий характерны жизненные диалоги и естественность поведения героев.

Однако Софокл вовсе не жил затворником, занятым лишь своим творчеством, и посвящал театру далеко не все свое время. Он не отказывался от радостей жизни, отличался общительностью и веселым характером и при этом, судя по его трагедиям, оставался благочестивым человеком. По некоторым сведениям, ему принадлежит честь основания святилища Геракла.

Имя: Софокл (Sophocles)

Дата рождения: 496 г. до н. э.

Возраст: 90 лет

Дата смерти: 406 г. до н. э.

Деятельность: драматург, трагик

Семейное положение: был женат

Софокл: биография

Наряду с и Софокл – древнегреческий трагик, чьи произведения сохранились до современных времен: драматург написал более 120 пьес, но только 7 из них в полном объеме доступны современному читателю. На протяжении 50 лет он считался лучшим поэтом Афин: проиграл в 6 из 30 драматических соревнований, при этом не опускаясь ниже 2-го места. Значение творчества трагика не уменьшается по сей день.

Судьба

Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. В детстве Софокл изучал музыку, а после победы греков над персами в Саламинской битве 480 года до н. э. возглавил юношеский хор, воспевающий героизм воинов.


Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

В труде «Пир мудрецов» Афиней писал, что Софокл испытывал тягу к мужчинам:

«Софокл любил мальчиков так же, как Еврипид любил женщин».

Опровергнуть или подтвердить этот интересный факт из личной жизни трагика невозможно, но доподлинно известно, что у Софокла была жена - Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 406 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе.


Третья версия предполагает, что причиной смерти стала очередная победа на литературных состязаниях - поэт, возрадовавшись, скончался от сердечного приступа.

Софокла погребли у дороги, которая вела из Афин к городу Декелея. На надгробии написана цитата:

«В этой могиле, в священной обители, прячу останки Трагика, взявшего верх в славном искусстве своем».

Драматургия и театр

Эсхил являлся для Софокла примером для подражания, но более зрелый драматург (Эсхил на 29 лет старше) использовал приемы юного дарования в произведениях. Например, Софокл первый добавил в постановку третьего актера, уменьшив роль хора, затем к тому же прибег Эсхил. Грек изменил количество хоревтов - с 15 на 12 человек, а также исключил автора пьесы из числа выступающих (преимущественно из-за слабости собственных голосовых связок). Благодаря этим нововведениям театр Афин возродился.


Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Из 30 соревнований драматург выиграл на 18 фестивалях в честь бога и на 6 праздниках Ленеи. Первая значимая победа состоялась в 469 году до н. э., когда Софокл, представив на суд народа тетралогию (не сохранилась), превзошел Эсхила.


По подсчетам Аристофана Византийского, Софокл написал 123 произведения, 7 из которых в полном объеме дошли до нашего времени: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой считается «Царь Эдип» (429-426 годы до н.э.), которую в «Поэтике» назвал идеалом трагического произведения.

В центре сюжета – , чей отец, царь Лай, испугавшись предсказания, что сын станет его убийцей и женится на своей матери Иокасте, решил избавиться от ребенка. Человек, которому было поручено убить мальчика, смилостивился над беззащитным существом и отдал на воспитание пастуху. Затем Эдипа усыновил царь Полиб.


Повзрослев, сын Лая узнал о пророчестве и покинул отчий дом, но в дороге наткнулся на колесницу. В драке молодой человек убил старика и троих спутников. Стариком оказался Лай. Далее, став царем Фив, Эдип женился на Иокасте, воплотив в жизнь вторую часть пророчества.

Десятилетие спустя на город обрушилась страшная болезнь. Пытаясь разобраться в причинах напасти, жители обращаются к оракулу, и тот сообщает, что лекарство – в изгнании убийцы царя Лая. Так Эдипу открывается страшная тайна совершенного преступления. Не в силах справиться с горем, Иокаста заканчивает жизнь самоубийством, а Эдип, считая, что недостоин смерти, обрекает себя на слепоту, выкалывая глаза.


Пьеса «Царь Эдип» открывала так называемый фиванский цикл. На Дионисии этот сборник занял 2-е место, уступив произведению, написанному племянником Эсхила – Филоклетом. Тем не менее, британский филолог Ричард Клаверхауз Джебб согласился с Аристотелем, отметив, что пьеса «в некотором смысле является шедевром аттической трагедии». Проанализировав произведение, открыл «эдипов комплекс» – сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола.

В продолжение истории об ослепленном царе Софокл написал пьесу «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.), которая поставлена уже после смерти поэта – в 401 году до н. э. Произведение повествует о том, как изгнанный из Фив Эдип с дочерью скитаются по Греции в поисках нового дома. Они получают известие о том, что сыновья слепца, Полиник и Этеокл, готовятся идти друг на друга войной за фивский престол. Во время встречи с одним из сыновей Эдип проклинает обоих на гибель от рук друг друга. Произведение завершается смертью слепца.


Заключительной трагедией фиванского цикла стала «Антигона» (442-441 год до н. э). Основная проблема пьесы – противостояние государственных и родовых законов. Братья Антигоны сражаются и погибают, согласно проклятию, от рук друг друга. Правящий царь запрещает хоронить тело Полиника, а оставляет его, как предателя, гнить на солнце.

Антигона идет против воли государя и погребает брата по традиционным законам рода, за что царь велит заточить девушку в башне. Не в силах повиноваться, Антигона заканчивает жизнь самоубийством, что порождает еще две смерти – ее возлюбленного и его матери, сына и супруги царя соответственно.


Ключевая особенность пьес Софокла состоит в том, что герои очеловечены: у них есть страхи и слабости, они поддаются искушению и греху. Так, трагедия «Электра» рассказывает о девушке и ее брате, Оресте, которые хотят отомстить матери и ее любовнику за смерть отца. И если поступок Ореста продиктован пророчеством , то Электра действует по зову сердца, руководствуясь глубокими чувствами.

В драматических произведениях грека божественное вмешательство становится менее ценным, а человек – более свободным. И все же в религии Софокл видит спасение, поэт понимает, что возможности людей не безграничны. При этом человечество гибнет, по мнению трагика, из-за собственной надменности. В «Аяксе» сказано:

«Быть благоразумным – это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью».

Стоит отметить, что Софокл – человек верующий, и после смерти его обожествили.


Проблематика трагедий грека оказалась насколько актуальной для современного общества, что по произведениям Софокла по сей день снимают фильмы. Наиболее популярной считается «Антигона» - по пьесе сняты около 20 экранизаций, в том числе американская драма 1990 года «Антигона: Ритуалы страсти» с Джанет Эйлбер в главной роли.

Цитаты

Одно слово освобождает нас от всех тяжестей и болей жизни: это слово – любовь.
Великие дела не делаются сразу.
Правда – всегда самый сильный аргумент.
Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека, пока жизнь его не завершилась.

Библиография

  • 450-435 до н.э. - «Трахинянки»
  • 450-440 до н. э. - «Аякс» («Эант», «Биченосец»)
  • 442-441 до н.э. - «Антигона»
  • 429-426 до н. э. - «Царь Эдип» («Эдип-тиран»)
  • 415 до н.э. - «Электра»
  • 404 до н.э. - «Филоктет»
  • 406 до н. э. - «Эдип в Колоне»
  • «Следопыты»
Похожие публикации